Главная » Статьи » Космос

Галактика Франкенштейна

В 250 миллионах световых лет от нас находится тихий и неприметный район Вселенной, где скрывается огромная галактика-монстр. Ученые предполагают, что странная галактика состоит из «запчастей» – меньших по размеру галактик.

Галактику UGC 1382 изначально считали старой, маленькой и совершенно обычной. Вместо этого ученые, используя данные телескопов НАСА и других обсерваторий, обнаружили галактику, которая оказалась в 10 раз больше чем считалось ранее. Самое интересное, что внутренняя часть UGC 138 моложе, чем внешние ее края.

«Эта редкая галактика-Франкенштейн сформировалась и смогла выжить, так как лежит в тихом маленьком районе Вселенной, где ее никто не беспокоит, – говорит соавтор исследования Марк Сейберт из Института Карнеги (США). – UGC 1382 такая хрупкая, что от легкого толчка соседа может развалиться на части».

Как выяснилось, галактика UGC 1382 достигает в ширину 718 тысяч световых лет, что в 7 раз шире Млечного пути. Это одна из трех известных крупнейших изолированных галактик. Галактика – вращающийся диск низкоплотного газа, и звезды здесь формируются не очень быстро.

Но крупнейшим сюрпризом ученых было распределение возрастов звезд по галактике. В большинстве галактик центр формируется первым и содержит самые древние звезды. Галактика растет, а в ее внешних регионах появляются самые молодые звезды. Все не так с галактикой UGC 1382. Суммировав наблюдения с разных телескопов, астрономы восстановили историческую летопись образования звезд в этой галактике – и результат был странный.

«Центр UGC 1382 более юн, чем спиральный диск вокруг нее, – говорит Сейберт. – Галактика – старая по края и молодая внутри. Это как найти дерево, внутренние кольца которого моложе внешних».

Две части галактики эволюционировали отдельно друг от друга, а потом соединились. Первой, вероятнее всего, сформировалась группа небольших галактик с преобладанием газа и темной материи. Позже рядом образовалась линзовидная галактика, вращающийся диск без спиральных рукавов. По меньшей мере 3 млрд лет назад самые маленькие галактики упали на орбиту линзовидной галактики, осев, в конечном итоге, на широкий диск, который мы наблюдаем сегодня.

Галактика расположена в 250 млн световых лет от Земли. Известна она была и раньше, но считалось меньшей по размерам и самой обычной по своим характеристикам (насколько уж так можно говорить о галактиках). Сейчас же данные сразу с нескольких приборов – зонда GALEX, орбитальных и наземных телескопов WISE и других – вынудили ее «переклассифицировать».

Выяснилось, что UGC 1382 простирается на 718 тысяч световых лет – это примерно в семь раз больше нашего Млечного Пути. По величине это третья галактика из всех известных сейчас. Представляет собой эта галактика вращающийся диск с низкой плотностью газа, что делает звездообразование в ней относительно медленным. Разный возраст разных частей UGC 1382 ученые пока могут объяснить только тем, что изначально разные ее части образовывались изолированно, а лишь в какой-то момент соединились.

Астрономы, начиная с 1960-х годов считали, что галактика под названием UGC 1382 является ничем не примечательной небольшой эллиптической галактикой. Эллиптические галактики являются самым распространенным во Вселенной типом галактик. В галактиках этого типа отсутствуют диски со спиральной структурой, подобные диску нашей галактики Млечный путь.

Теперь при помощи обзора неба в нескольких различных длинах волн астрономы из Института Карнеги, США, открыли, что эта галактика на самом деле представляет собой Гигантскую дисковую галактику с низкой поверхностной яркостью, причем настолько крупную, что она потеснила на пьедестале текущую галактику-рекордсмена по размерам среди объектов этого таинственного класса – галактику, известную как Malin 1. Диаметр галактики Malin 1 составляет примерно 7 диаметров Млечного пути.

Гигантские галактики с низкой поверхностной яркостью являются одними из самых массивных и изолированных галактик, известных науке. Они очень редко встречаются во Вселенной и состоят из двух компонентов: так называемой Дисковой галактики с высокой поверхностной яркостью, окруженной обширным Диском с низкой поверхностной яркостью.

Галактика UGC 1382 всерьез заинтересовала исследователей из Института Карнеги сравнительно недавно, когда они изучали процессы звездообразования в галактиках раннего типа при помощи спутника НАСА Galaxy Evolution Explorer (GALEX). Тогда ученые при наблюдениях в ультрафиолетовой части спектра заметили спиральные рукава у галактики UGC 1382, ранее считавшейся эллиптической.

Весьма обычная на первый взгляд галактика скрывала от астрономов (что интересно, прямо перед глазами) очень интересную особенность. Во-первых, обнаруженная некоторое время назад галактика UGC 1382 на деле оказалась в 10 раз крупнее, чем первоначально считалось. Ее диаметр составляет 718 000 световых лет. Но что еще интереснее, так это то, что внутренняя часть этой галактики моложе, чем внешняя. Ученые считают, что такая особенность заключается в том, что данная галактика была создана из частей других галактик. Астрономы в шутку называют ее «галактикой Франкенштейна».

В обычном оптическом диапазоне галактика UGC 1382 выглядит гораздо меньше и, можно сказать, ординарно. Что интересно, до этого момента она фигурировала в более чем 40 различных научных работах, но ни один из ученых, ее каталогизировавших, не нашел в ней ничего необычного. И все же ученые решили взглянуть на нее более пристально в ультрафиолетовом спектре, и тут-то и проявились ее необычные особенности.

Дальше еще интереснее. У большинства из известных нам галактик внешние границы оказываются несколько моложе, чем внутренние. Все дело в том, что галактики формируются от центра, а затем разрастаются, обзаводясь новыми звездами. Однако в случае UGC 1382 все совсем наоборот: в центре она моложе, чем снаружи.

Также ученые выяснили, что галактика UGC 1382 находится примерно в 250 миллионах световых лет от нас. Несколько миллиардов лет она поглощала более мелкие галактики, пока не разрослась до поистине гигантских размеров.

Несмотря на то, что она по-настоящему громадная, она весьма тонкая и рассеянная. Требуется очень большое стечение обстоятельств и состояний, чтобы можно было получить такого монстра. Расположение тоже играет очень немаловажную роль.

По мнению ученых, UGC 1382 не является уникальным объектом подобного рода, и что схожие "звездные семьи", которые ученые называют GLSB-галактиками, могут встречаться в других уголках космоса. Их открытие и изучение может помочь астрофизикам раскрыть механизмы рождения подобных космических "франкенштейнов" и то, какую роль в их образовании играет темная материя.

Категория: Космос | Добавил: laf2304 (05.03.2024)