Главная » Статьи » Космос

Галактика испанской танцовщицы

Островная вселенная, состоящая из миллиардов звезд, NGC 1566 находится примерно в миллионах световых лет от нас в южном созвездии Золотой Рыбы. Галактика, известная как Испанская Танцовщица, видна с точки зрения Млечного Пути.

Великолепная грандиозная спираль, два изящных спиральных рукава этой галактики простираются на 100000 световых лет, прослеживаются ярко-голубыми звездными скоплениями, розоватыми областями звездообразования и закрученными полосы космической пыли. Вспыхивающий центр NGC 1566 делает эту спираль одной из самых близких и ярких сейфертовских галактик. Вероятно, в нем находится центральная сверхмассивная черная дыра, наносящая ущерб окружающим звездам, газу и пыли. На этом резком портрете южной галактики остроконечные звезды находятся в пределах Млечного Пути.

Спиральная галактика NGC 1566, известная также как "галактика испанской танцовщицы", запечатленная космическим телескопом Хаббл, завораживает своим ярким и динамичным видом. Эта слабобарраярная или промежуточная спиральная галактика, расположенная на расстоянии около 60 млн. световых лет от нас в созвездии Дорадо, демонстрирует закрученные линии спиральных рукавов, напоминающие грациозные движения танцовщицы. Давайте погрузимся в интригующий мир NGC 1566 и разгадаем загадку групп галактик.

Группы галактик – это удивительные скопления гравитационно связанных галактик, которые отличаются от своих более крупных собратьев – скоплений галактик – размерами и массой. Если скопления галактик могут содержать сотни галактик, то группы, как правило, состоят из нескольких десятков галактик. Однако определение точного различия между группами и скоплениями галактик остается сложной задачей для астрономов. Некоторые предлагают относить к группам галактик скопления с массой менее 80 триллионов Солнц.

NGC 1566 входит в группу галактик Дорадо, состав которой на протяжении многих лет менялся. В научных работах пересматривался список галактик, входящих в эту группу, что свидетельствует о сложностях, с которыми сталкиваются астрономы при точном определении ее членов.

Чтобы проиллюстрировать эту проблему, представим себе фотографию, на которой изображены взрослый человек и большой дуб. Не зная заранее их размеров, трудно определить их относительное расстояние от камеры, основываясь только на их внешнем виде на фотографии. Аналогичным образом астрономы должны определить, действительно ли галактики в группе расположены близко друг к другу, или же некоторые из них расположены ближе или дальше. Хотя развитие техники наблюдений облегчило эту задачу, она все равно иногда вызывает трудности.

NGC 1566 – это промежуточная спиральная галактика в созвездии Дорадо, расположенная примерно в 3,5 градуса к югу от звезды Гамма Дорадус. Она была открыта 28 мая 1826 года шотландским астрономом Джеймсом Данлопом. При 10-й звездной величине для просмотра требуется телескоп. Расстояние до этой галактики остается неуловимым, с измерениями в диапазоне от 6 Мпк до 21 Мпк.

Эта галактика входит в подгруппу NGC 1566 из группы Дорадо, в которую входит доминантный и самый яркий член (хотя Килборнетал и коллеги (2005) перечислили его как второго по яркости члена группы NGC 1566 после NGC 1553). В рентгеновском излучении группы преобладает гало горячего газа этой галактики, которое простирается до 29 кпк перед слиянием с фоновым излучением. Похоже, что галактика взаимодействует с более мелкими членами своей подгруппы. Радиоизлучение свидетельствует о том, что диск асимметричен, а нейтральный газообразный водород имеет умеренную деформацию.

Морфологическая классификация NGC 1566 – SAB (rs) bc, что указывает на спиральную галактику со слабым стержневая структура вокруг ядра (SAB), неполное кольцо вокруг стержня (rs) и видны умеренно или свободно намотанные руки (bc). Спиральные рукава прочные и симметричные. Плоскость галактики наклонена под углом 31 градус ± 7 градусов к линии прямой видимости на Землю, а длинная ось ориентирована вдоль позиционный угол 219 градусов ± 4 градуса. Северо-западная сторона галактики сильнее закрыта пылью, что позволяет предположить, что это ближняя сторона. Отношение масс нейтрального газообразного водорода к массе звезд составляет 0,29, что является высоким показателем для галактики с такой массой. Абсолютная светимость составляет 3,7 × 10 L☉, и, по расчетам, она содержит 1,4 × 10 M☉из HI.

NGC 1566 – это активная галактика со многими чертами Сейфертова. тип 1, хотя точный тип остается неопределенным. Это одна из самых близких и ярких сейфертовских галактик. Масса сверхмассивной черной дыры в центре оценивается в (1,3 ± 0,6) × 10 M☉. Близость галактики, а также сильные спиральные рукава и активное ядро сделали ее предметом многочисленных научных исследований в астрономическом сообществе.

19 июня 2010 года Берто Монар из Южной Африки обнаружил звездная величина 16 сверхновая 13″к западу и 22″ к югу от центра NGC 1566. Она была обозначена как SN 2010el и имела тип Iax.

Возможно, эта спиральная галактика не идеальна, но все равно она одна из самых фотогеничных. Островная вселенная состоит из миллиардов звезд и находится на расстоянии в 40 миллионов световых лет в созвездии Золотой Рыбы. NGC 1566 видна плашмя и относится к галактикам с регулярной глобальной спиральной структурой. У нее – два хорошо заметных, изящных спиральных рукава, очерченные яркими голубыми звездными скоплениями и темными полосами космической пыли.

NGC 1566 много раз фотографировалась космическим телескопом им.Хаббла, чтобы исследовать звездообразование, вспышки сверхновых и необычный активный центр галактики. Некоторые из этих изображений, размещенных в Архиве наследия телескопа им.Хаббла, были загружены, объединены и подвергнуты цифровой обработке усердным любителем астрономии, чтобы создать эту картинку.

Активное ядро NGC 1566 делает ее одной из ближайших и ярчайших Сейфертовских галактик. Вероятно, в центре находится сверхмассивная черная дыра, взаимодействующая с окружающими звездами и газом.

Категория: Космос | Добавил: laf2304 (02.11.2023)