Magnus Fragor

Главная » Статьи » Технологии

Евгеника: является ли она наукой?

В этой статье мы расскажем вам о евгенике – таинственной науке, которую применяли в своих зверских экспериментах нацисты и проповедовал кузен Чарльза Дарвина.

Такой деятельностью, как селективный отбор, человечество занималось с незапамятных времен, и, надо сказать, получало очень даже неплохие результаты – качество одомашненных растений и животных постепенно повышалось. Правда, поначалу методы были довольно примитивными – для разведения просто отбирались лучшие экземпляры. А вот уже в XVI веке этот отбор уже начал принимать более-менее современные формы. Разумеется, в эпоху модерна пошли разговоры о том, как можно было бы также с помощью селекции улучшить и человека, а открытие генов лишь дало дополнительный толчок этим идеям. Новое учение назвали евгеникой от греческого – «благородный». Оно стремительно набирало популярность по всему миру, но только до середины XX века, поскольку в определенный момент его репутация была безнадежно испорчена. С тех пор евгеника обросла огромным количеством мифов, а в западных странах так вообще была табуирована. Предлагаем разобрать эти заблуждения.

Первый миф гласит, что евгеника это лженаука. Пожалуй, он один из наименее распространенных, в силу того, что употребляется только идеологически ангажированными людьми, для которых деление людей на более или менее хороших идет в разрез с их убеждениями. Давайте разберемся, почему это все-таки миф. У лженауки много различных определений, но все они сходятся в одном, лженаука непременно имеет претензию на то, что бы называться наукой, но по тем или иным причинам являться не может. Евгеника же такой претензии не имеет, и никто из тех, кто ей увлекается или занимается профессионально (хотя во всем мире таковых очень мало) наукой ее не считает, а признает как учение, или, если угодно – технологию. Резюмируя все вышесказанное можно упростить и сказать, что евгеника не является ни наукой, ни лженаукой в силу определения.

Второе заблуждение заключается в том, что евгеника это обязательно что-то аморальное. Здесь стоит обратиться к тому, что вообще означает «аморально». Если вкратце – аморально то, что противоречит морали. Но ведь какой-либо единой морали не существует, поскольку она крайне субъективна и соответственно у каждого своя. Однако существуют определенные общепринятые представления о том, что такое хорошо, а что такое плохо, как можно поступать, а как нельзя, с которыми мало кто будет спорить. Эти представления как раз и можно упрощенно назвать моралью. Так, в западном мире, по крайней мере, последние лет семьдесят считается, что убийство человека является чем-то недопустимым и с каждым годом подобные представления все крепчают. Вместе с этим негуманным является принудительная стерилизация людей, а также любые другие способы насильственного лишения человека возможности иметь детей.

На практике же евгенику, а точнее ее методы, условно делят на позитивные и негативные. Если упростить, позитивными называют методы, направленные на увеличение рождаемости среди наиболее «качественных» представителей человеческой популяции, критерии качества могут быть самыми разнообразными. Негативные же наоборот, направлены на снижение рождаемости среди наименее «качественных». И если к первым претензий, как правило, не возникает, то вторые на первый взгляд кажутся совершенно негуманными и аморальными.

Но здесь необходимо сделать очень важную оговорку. Помимо стерилизаций, убийств и преждевременных прерываний беременности есть огромное количество способов снизить рождаемость. Речь идет в первую очередь о экономической стимуляции. И если налог на детей кажется чем-то неприемлемым, то социальные выплаты за отсутствие потомства вполне себе могут быть сдерживающим фактором рождаемости у не преуспевающей в жизни прослойки населения. И никого убивать не нужно – все добровольно и все счастливы.

Третий миф состоит в том, что евгеника на сегодняшний день нигде не практикуется на государственном уровне. Действительно, евгенические программы сегодня редкость, однако они есть. Например, евгеническая программа Сингапура, которая существует уже достаточно давно. Несмотря на то, что в этой маленькой стране все ограничивается позитивной евгеникой, действия направлены именно на повышение качества населения Сингапура. Если упрощать – заключается программа в том, что людям с высоким уровнем интеллекта помогают найти брачного партнера и помогают новобрачным финансово тем самым, увеличивая количество детей с хорошим генетическим кодом. Более того уже во второй половине двадцатого века существовали и другие евгенические программы, например в Швеции и Италии.

Четвертое заблуждение гласит, будто бы евгеника – это изобретение нацистов. На деле же, несмотря на то, что в Третьем Рейхе действительно применялось данное учение, так называемая программа Т-4, от части получившая впоследствии вторую жизнь в Швеции, евгенику придумали не нацисты, а сделали это задолго до них англичане, а перспективы ее применения рассматривались почти во всех развитых странах, в том числе и в Советской России. <мp>

Пятый миф состоит в том, что евгеника – это расизм. Не стоит возмущаться кривой формулировкой, не мы ее придумал в таком виде, а авторы мифа. Но если перевести на человеческий язык, имеется ввиду, что евгенические практики направлены на выведение так называемой «чистой расы», что бы это не значило. На практике же цвет кожи, глаз или волос, форма носа или век, и прочие внешние расовые признаки не имеют никакого значения. Дело в том, что все программы по улучшению генетического кода человека проводятся государством либо чем-то сравнимым по влиятельности и преследуют крайне прагматичные цели (как правило это либо повышение интеллекта, либо снижение предрасположенности к определенным заболеваниям), и перед ними все расовые предрассудки, если они имеются, теряют свою значимость.

Стоит отметить, что евгеника, как и многие иные вполне себе хорошие изобретения человечества, была крайне сильно дискредитирована в двадцатом веке и это является основной причиной ее низкой распространенности в сегодняшнем мире.

Евгеника зародилась в Англии. Её лидером на тот момент считался брат Чарльза Дарвина Фрэнсис Гальтон – аристократ и учёный. Рассветом евгеники считается начало XX века, когда она широко применялась такими развитыми странами как США, Дания, Швеция, Норвегия и Финляндия. Позже наука стала ассоциироваться с фашистской Германией и утратила популярность. Но давайте обо всем по порядку.

Кратко расскажем историю евгеники как науки (или, по мнению некоторых, псевдонауки), начиная с эпохи древнего мира.

Ещё в древности скотоводческие народы заметили, что если скрещивать слабых особей, то потомство тоже, скорее всего, вырастет слабым. Древнегреческий поэт Феогнид перенёс это и на людей: «Не удивляйся ухудшению стати народа, если хорошее смешивается с низменным».

vПлутарх писал о том, что в Спарте сбрасывали со скалы новорождённых, которые, на взгляд старейшин, не могли стать сильными воинами. Платон утверждал в своих трудах, что не стоит растить детей, рождённых от неполноценных родителей с дефектами. Аристотель выдвигал похожие идеи, говоря, что «…государство должно способствовать увеличению количества людей, которых можно отнести к высшим типам». Более активное развитие и изучение евгеники началось только в XIX веке.

В 1863 году Фрэнсис Гальтон решил изучить, какие явления могут улучшить наследственные качества потомства, и через 6 лет издал книгу «Наследование таланта». Понятие «евгеника» он ввёл лишь в 1883 году, и назвал это явление «наукой, занимающейся улучшением врождённых качеств человеческого вида».

Научные круги того времени поддержали Гальтона, и евгенику стали преподавать в университетах как отдельную дисциплину. В начале XX века в Америке вышли исследования, доказывающие, что государству следует принять меры по борьбе с «вырождением расы» и начать её улучшение с помощью селекции. В исследованиях приводился анализ нескольких американских родов, берущих своё начало с асоциальных предков.

Одним из самых известных примеров является семья «Джук», насчитывающая в своём составе больше 1000 человек и 7 поколений. Из них 300 умерли, не достигнув двух лет, 310 стали профессиональными нищими, 400 – инвалидами и 130 – сели в тюрьму. Лишь 20 человек из семьи «Джук» получили профессию. По подсчётам «исследователей», государство потратило на эту семью 1 миллион 250 тысяч долларов.

Лотроп Стоддард – историк и журналист – провёл ещё более крупные исследования, которые привели к тому, что многие государства стали применять евгенику для борьбы с «человеческими пороками» – они начали принудительно стерилизовать преступников, насильников и алкоголиков (Кстати, в некоторых штатах США до сих пор к химической кастрации приговариваются преступники, совершившие тяжкие сексуальные преступления).

С 1933 по 1945 год в Германии (и на территории оккупированных государств) стерилизовали всех «неполноценных лиц» – коммунистов, геев, цыган, евреев, славян и душевнобольных. Вместе с падением Третьего рейха должна была бы прекратить свое существование и евгеника, однако этого не произошло – ее история продолжилась и наука несколько видоизменилась.

Сейчас активно развивается генотерапия, ставшая своего рода трансформированным вариантом евгеники. Генотерапия – это направление в медицине, цель которого – изменение клеток человеческого организма для лечения болезней. Если в будущем будет снят запрет на генетические изменения в клетках, негативная евгеника утратит свое значение, ведь незачем будет отсеивать дефективных членов общества. Когда наука сможет не только «исправлять» гены, но и улучшать их, также лишится смысла и позитивная евгеника, потому что все люди станут «идеальными». И как раз теперь уместно привести мнения специалистов на тему необычной науки.

Давайте посмотрим, какие аргументы выдвигают сторонники и противники учения:
• «За». По мнению сторонников, главная причина, почему евгеника имеет право быть в нашем обществе, состоит в следующем: в мире растёт «генетический груз» (совокупность нежелательных мутаций в геноме человека). Из-за этого увеличивается количество выкидышей и больных людей, которые доживают до репродуктивного возраста и оставляют потомство. Чтобы избежать этого, нужно официально позволить менять геном нерождённых детей и взрослых.
• «Против». У противников евгеники тоже есть весомые аргументы. Во-первых, наследование положительных и отрицательных признаков пока что слабо изучено. То есть мы точно не знаем, родится ли ребёнок здоровым или больным. Во-вторых, люди с врождёнными дефектами могут обладать высоким интеллектом и быть полезными для общества. Ещё одним аргументом против евгеники стало её использование Третьим рейхом для оправдания своей жестокой расовой политики и концлагерей.

Тем не менее, Швеция перестала применять принудительную стерилизацию лишь в 70-х годах прошлого века и отменила эту практику только из-за движения феминисток, которые были недовольны тем, что стерилизации в 90% случаев подвергаются женщины (в том числе девушки-подростки).

В дальнейшем количество противников евгеники стало увеличиваться, и в 2005 году страны – члены Европейского союза подписали конвенцию о биомедицине и правах человека, которая запрещает:
• дискриминировать людей по признаку генного наследия;
• модифицировать геном человека;
• создавать эмбрионы в пробирках для исследовательских целей.

До этого в 2000 году они же приняли хартию прав ЕС, в которой говорится о запрещении евгенической практики. Подобные документы также приняты и на международном уровне. Пример – Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека.

История науки породила немало домыслов и заблуждений, которые мы вкратце осветим:
• Евгеника – это плохо. Зависит от того, для каких целей она применяется. Если для предотвращения вероятности рождения больных детей – то хорошо (какая мать не будет счастлива, если её ребёнок родится без отклонений, дееспособным человеком). Если для уничтожения лиц с дефектами – то плохо, ведь все имеют право на жизнь.
• Евгеника – изобретение нацистов. На самом деле евгеника зародилась задолго до того, как к власти в Германии пришёл Гитлер. Об этом мы частично рассказали, давая евгенике краткую историческую справку.
• Евгеника – удел безумных учёных. В действительности евгеникой занимались не только «безумные учёные». Ей интересовались Джон Рокфеллер-младший, кузен Чарльза Дарвина, Теодор Рузвельт и многие другие видные личности.
• Евгеника больше не применяется. В основном так оно и есть. Однако если принимать за евгенику небольшие изменения генов ещё нерождённых детей, то такие случаи до сих пор случаются, например, в Китае.
• В Советском Союзе не было евгеники. С 1920 по 1929 год существовало Русское евгеническое общество. Но, как вы и сами можете видеть, существование это было очень недолгим.

Можно сказать, что евгеника – это пережиток прошлого. В том виде, в каком она существовала при нацистской Германии, её уже нет. Она попала под запрет многих деклараций и хартий о правах человека, и к настоящему времени частично переродилась в биомедицину и генетику. А о том, что будет происходить дальше, можно только гадать.

Евгеника – движение за улучшение наследственных качеств человека. Последователи евгеники начала ХХ века верили, что они могут усовершенствовать людей, устранить их физические и нравственные недостатки. С помощью евгенических методов (стерилизации, стимулирования рождаемости у определенных групп и других мер) они хотели избавить общество от тех, кого считали непригодными.

Термин «евгеника» (от греч. Eugenes – благородного происхождения, породистый) был предложен в XIX веке Френсисом Гальтоном. Этот английский исследователь, антрополог, географ и двоюродный брат Чарльза Дарвина в своей монографии «Наследственный гений: исследование его законов и следствий» 1869 года описал идею целенаправленной селекции гениев. С этого началась «научная» евгеника, идеи которой поддержали многие ученые того времени.

Евгенику можно условно разделить на два направления – в зависимости от того, какая цель преследуется. Методы позитивной евгеники должны стимулировать рождение людей с «хорошими» признаками: например, с высоким интеллектом.

Пример позитивной евгеники – государственная политика Сингапура. В 1960-е годы власти страны, столкнувшись с послевоенной нехваткой продовольствия и жилья, призывали женщин иметь не больше двух детей. Эта правительственная программа «Остановись на двух» была даже слишком успешной. Рождаемость резко упала, и тогда сингапурское правительство изменило стратегию. Начиная с 1984 года, правительство Сингапура предоставляло бонусы в области образования и жилья, налоговые скидки и другие льготы –nно только матерям с высшим образованием и их детям. Правительство также поощряло сингапурских мужчин выбирать в жены высокообразованных женщин: было создано Агентство социального развития (The Social Development Unit) для поощрения общения между образованными мужчинами и женщинами.

Такими позитивными евгеническими практиками правительство пыталось заставить именно образованных женщин выходить замуж и больше рожать, чтобы максимально увеличить «резерв талантов» в Сингапуре и повысить рождаемость.

До сих пор сингапурское правительство придерживается стратегии материального поощрения за рождение ребенка: в 2020 году уже всем сингапурским женщинам – не только образованным, предложили выплачивать «пандемический бонус», чтобы побудить их рожать во время коронавируса.

В отличие от позитивной, негативная евгеника призвана сократить в популяции число людей с «плохими» признаками. Таковыми в разное время считались умственная или физическая неполноценность, отсутствие образования, принадлежность к определенной расе или нации.

Некоторые меры негативной евгеники: использование контрацептивов среди определенных групп, стерилизация или кастрация, включая принудительную, аборты, умерщвления.

Методы негативной евгеники были распространены во многих странах. В 1907 году американский штат Индиана стал первым в мире регионом, где узаконили принудительную стерилизацию. Люди с задержками умственного развития, а также преступники-рецидивисты могли быть стерилизованы. В 1927 году применение закона сузили и распространили только на сумасшедших, слабоумных и эпилептиков. До 1974 года к этим группам применялась стерилизация, за все время через процедуру прошло около 2,5 тысяч человек.

Вслед за Индианой закон о принудительной стерилизации приняла Калифорния, а к 1931 году – еще 28 штатов. В историю такие законы вошли как «индианские» (Indiana Eugenics Law). В Вирджинии в числе похожих законов был принят и Акт о расовой чистоте, запрещавший браки между белыми и представителями прочих рас. Подобные законы продолжали приниматься в США и Канаде в течение 1920-х и 1930-х годов.

В государстве Пуэрто-Рико, в 1940–1960-х годах находившемся под контролем США, была организована принудительная стерилизация. К 1965 году около 35% всех пуэрториканских женщин были стерилизованы. Эта процедура считалась надежным методом контрацепции и хорошим способом уменьшить бедность и рост населения в Пуэрто-Рико.

Методы негативной евгеники дискредитировали себя во время прихода нацистов к власти, и после Второй мировой войны евгенические законы стали постепенно отменяться.

Сегодня, когда суррогатное материнство и предварительная лабораторная диагностика генетических заболеваний стали доступны, генную инженерию иногда называют современной евгеникой. Благодаря генетическому скринингу можно снизить распространенность опасных заболеваний, с помощью генной терапии можно лечить диабет, анемию и некоторые виды онкологии: но вопрос, может ли все это улучшить «качество» популяции в целом, остается открытым.

Евгеника восходит к представлениям о хорошем роде. И как движение за улучшение природы человека евгенику обычно относят к деятельности полулегендарного основателя Спарты Ликурга, где, как известно, была традиция не оставлять в живых детей, родившихся ослабленными, и сбрасывать их со скалы. У многих традиционных кочевых народов был обычай не брать с собой при смене места, например на зимовку, тех, кто болел или в силу возраста был обузой для своего рода. Даже у папуасов Новой Гвинеи были подобные обычаи.

О евгенике как о социальном движении обычно говорят, подразумевая два варианта достижения цели улучшения человека. Первый вариант называют позитивной евгеникой. Это ситуация, когда из множества вариантов того или иного признака отбирается тот, который признается обществом лучшим. Причем это признание необязательно базируется на каких-то научных представлениях. Это может быть обыденное представление о востребованности, например, карих глаз или высокого интеллекта.

Особенностью позитивной евгеники является то, что целенаправленными методами в череде поколений добиваются такой ситуации, когда средние проявления признаков приближаются к лучшим проявлениям признаков, но в предыдущих поколениях. Это могут быть такие меры, как, например, стимулирование рождаемости между людьми, которые обладают востребованным обществом признаком.

Второй вариант евгеники – так называемая негативная евгеника. Цель подразумевается та же, а вот методы другие. О негативной евгенике говорят в том случае, когда от выполнения продуктивной функции, от рождения детей, тем или иным способом отстраняются те, чьи признаки признаны невостребованными в обществе, например носители тех или иных психических или соматических заболеваний. И, конечно, методы устранения негуманны: либо стерилизация, либо умерщвление.

В современной науке появляются новые возможности для технологического изменения признаков человека разными методами. Это и прямое редактирование генома, и возможная оценка признаков еще не рожденного ребенка, например зачатого с помощью экстракорпорального оплодотворения, это и возможности применения ксенотрансплантации, для того чтобы улучшить те или иные признаки человека.

Дело в том, что этическое и правовое регулирование воздействия на взрослого рожденного человека отличается от регулирования работ с биологическим материалом, например, на уровне генов, хромосом, на уровне отдельных клеток. И в будущем перспективы евгеники как идеи и как практики могут быть связаны именно с переходом от отбора и оценивания людей к отбору и оцениванию биологического материала. На уровне тех же самых идей и лозунгов смещение объекта оценивания может породить существенные этические и правовые проблемы.

На сегодняшний день не во всех странах мира имеются законы, регламентирующие работу с клеточным, генетическим материалом. Как правило, запреты касаются конкретных технологий, например технологий клонирования. Но отсутствует юридический запрет на исследование и практику работы с отдельными генами. И это отсутствие правового регулирования и недостаточность этического регулирования могут стать основанием для того, чтобы евгеника возродилась на уровне практики.

Евгеника часто воспринимается как неоднозначная наука. Суть её заключается в изучении и применении методов, которые могут улучшить генетические характеристики человека. В основе идеи лежит стремление к созданию здорового и сильного поколения. Однако методы евгеники могут включать как разумные подходы к планированию семьи, так и спорные меры селекции. Важно понимать, что речь идёт о влиянии на наследственность людей с целью улучшения. История показала, что эту идею можно интерпретировать по-разному, что порождает этические дискуссии.

Идея улучшения человеческого рода существует уже долгое время. В древние времена философы задумывались о создании "идеального гражданина". Сам термин "евгеника" был введён в обиход в конце 19-го века. Он происходит от греческих слов, которые означают "хорошее происхождение". В разное время под этим понятием подразумевались различные методы: от подбора пар до генной инженерии. Интересно, что первоначальная идея означала не только биологическое улучшение, но и социальные изменения для общего блага.

В начале 20-го века евгеника приобрела популярность, особенно в США и некоторых европейских странах. Часто евгенику связывали с защитой здоровья нации и профилактикой наследственных заболеваний. На практике это приводило к программам стерилизации и запретам на браки между представителями разных социальных и расовых групп. К сожалению, в определённые моменты истории евгеника получила экстремистские формы, например, в нацисткой Германии. Там она была использована как оправдание для геноцида. В современном мире подобные экстремальные меры осуждаются большинством государств и международным сообществом.

Сегодня вопросы евгеники все ещё актуальны, но подход к ним изменился. Особое внимание уделяется этическим аспектам любых вмешательств в генетику. Современная наука предлагает новые возможности, такие как генетическая терапия для предотвращения наследственных болезней. Эти методы могут быть использованы для улучшения качества жизни людей. Важно различать позитивную евгенику, направленную на стимуляцию здорового образа жизни и профилактику заболеваний, и негативную, которая связана с принуждением и ограничениями. Обсуждение этих вопросов помогает обществу находить этичные подходы к генетическому улучшению.

Принципы евгеники можно увидеть и в современных медицинских технологиях. Пренатальная диагностика позволяет выявлять наследственные проблемы до рождения ребёнка. Генетическое консультирование помогает будущим родителям осознавать риски и принимать информированные решения. Важно, однако, помнить об ответственности и о выборе, который должен быть доступен каждому. Эти практики не должны перерастать в дискриминацию или нарушение прав человека. Таким образом, современность примиряет цели евгеники с этическими стандартами и правами индивида.

Тем не менее, тема евгеники вызывает жаркие споры в обществе. Некоторые люди разделяют мнение, что наука должна стремиться к улучшению жизни человека. Другие указывают на потенциальную опасность злоупотребления такими технологиями. Сложность заключается в балансе между благими намерениями и возможными отрицательными последствиями. Ключ к пониманию этой сложной темы заключается в образовании и диалоге между учёными, политиками и обществом. Таким образом, евгеника остаётся важной и неоднозначной частью современного дискурса о будущем человечества.

Важно также понимать, что евгеника не ограничивается лишь человеком. Эти принципы применяются и в сельском хозяйстве, например, при выведении новых пород животных и сортов растений. В этом контексте она помогает бороться с болезнями и повышать продуктивность. Однако даже в этой области существуют опасения по поводу возможных последствий для экосистемы. Например, потеря генетического разнообразия может сделать виды уязвимыми для заболеваний. Поэтому даже здесь необходим умеренный и ответственный подход к вопросам евгеники.

Евгеника также затрагивает такие области, как этика и законодательство. Она требует чётких правил и норм, которые бы регулировали применение генетических знаний. Нормы должны быть направлены на защиту прав человека и предотвращение злоупотреблений. В ряде стран действуют законы, регулирующие исследования в области генетики. В то же время, отсутствие единого международного урегулирования приводит к различным подходам в различных уголках мира. Следовательно, вопросы, связанные с применением и регулированием евгеники, остаются предметом общественного и межгосударственного внимания.

Существует множество факторов, влияющих на развитие и принятие идей евгеники. Это могут быть как научные открытия, так и изменений в общественном мнении. Важно следить за развитием генетических технологий, чтобы оценивать их влияние на общество. В этом контексте роль образования становится всё более важной. Общество должно осознавать потенциальные выгоды и риски, связанные с евгеникой. Так же, как и вся наука, евгеника должна служить улучшению жизни, а не её угнетению.

Будущее евгеники зависит от мудрости и сознательности человека. По мере того как наука продвигается вперёд, появляются новые методы и инструменты. Однако важно помнить, что основой всегда должны быть уважение к человеческой жизни и достоинству. В конечном итоге, ответственное применение знаний о генетике может привести к значительным улучшениям здоровья и благополучия населения. Наши действия сегодня будут определять, какую роль евгеника сыграет в будущем человечества. И именно поэтому подход к этой области знаний должен быть взвешенным и осторожным.

В заключение можно сказать, что евгеника – это широкое и сложное явление. С одной стороны, она носит обещание улучшения жизни людей. С другой – скрывает потенциальные опасности при неправильном применении. Главное – не забывать о человечности и общественной ответственности. Нельзя игнорировать этический аспект каждого генетического вмешательства. И пусть размышления о будущем наполняют нас не тревогой, а надеждой на светлое завтра. Ведь наука, в конечном счёте, служит для того, чтобы делать нашу жизнь лучше, а мир – более гармоничным и здоровым.

Категория: Технологии | Добавил: laf2304 (28.04.2024)
Просмотров: 19 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [257]
Природа [259]
Общество [258]
Технологии [260]
Загадки Вселенной [259]
Разное [232]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2024
uCoz