Magnus Fragor

Главная » Статьи » Технологии

Загадка монолита Сайвите

Перу по праву считается не только одной из самых таинственных стран Южной Америки, но и мира. Располагаясь сразу в трёх климатических зонах, сьерре, косте и сельве, Перу хранит загадки в каждой из них: геоглифы Наска и Пальпа, камни Ики, Ольянтайтамбо, Саксайуаман, Мачу-Пикчу, руины древних городов в тропических лесах… список огромен.

По насыщенности археологических объектов, полноценное изучение каждого из которых может во многом изменить наше представление о древней истории региона, Перу может сравниться с Египтом и Индией. История Америк, а особенно Южной Америки сильно недооценена.

Уже сейчас известна культура Норте-Чико, чьё становление относят к 3700-3500 годам до нашей эры. Будучи современником раннего Шумера и ещё додинастического Египта, Норте-Чико строила города и вела торговлю с соседними племенами. Но это лишь крохотные частицы знаний.

На сегодняшний день не известно практически никаких источников информации, способных поведать нам об укладе жизни строителей Караля. Ещё совсем по историческим меркам недавно, в XX веке, многие историки и археологи не предполагали существования развитой индейской культуры за рубежом третьего тысячелетия до нашей эры. Сейчас же это установленный факт. А сколько таких открытий о далёком прошлом человечества нам ещё предстоит сделать?

В этой статье речь пойдёт об ещё одном удивительном артефакте индейцев Южной Америки. Некоторые исследователи считают его делом рук инков, тогда как другие относят к деятельности доинкских культур. Это резной монолит Сайуите (или Сайвите).

Сайуите находится в 47 километрах к востоку от города Абанкай, одноименной перуанской провинции региона Апуримак. От Куско, древней столицы инков, до этого места около трёх часов езды на автомобиле.

Сайуите знаменит тем, что на гранитном (по другим данном андезитовом) монолите, размером два метра в длину и четыре в ширину, вырезано более двух сотен зооморфных фигур и геометрических объектов. Зооморфные фигуры изображают, в основном, кошачьих, лягушек, рептилий и змей. Хотя есть здесь фигуры осьминога, пеликанов, крабов и обезьян. Предназначение объекта и его авторство вызывает массу дискуссий.

В своей книге «Памятники инков» (1982) историк Джон Хемминг, ссылаясь на хроники эпохи конкисты, пишет о том, что рядом с Сайуите у инков располагался храм с большими колоннами, украшенными золотыми лентами. Храм находился под опекой жрицы Асарпай, которая, не желая быть захваченной завоевателями, покончила с собой, прыгнув в глубокое ущелье.

Считается, что в храме инков проводились ритуалы, связанные с культом воды, а сам монолит являлся своеобразным алтарём. О возможной связи Сайуите с водой и водным культом может говорить то, что обилие всевозможных каскадов, проток, лабиринтов, прочих ходов и углублений выглядит весьма интересно во время обильных дождей. Вода спадает с вершины Сайуите по различным траекториям, а у бортов камня уходит за его пределы по специальным сливам. В сухую же погоду некоторые энтузиасты поливают на камень водой из бутылки, наблюдая аналогичную картину.

Несмотря на то, что по одной из ранних версий Сайуите являлся моделью неизвестного города, разрабатываемого инками или их предшественниками, позже от неё отказались. Сейчас наиболее популярной версией происхождения резного монолита является та, согласно которой Сайуите представляет из себя некий аналог гидротехнической модели с прудами, каналами, террасами, реками и другими сооружениями, на которой древние инженеры отрабатывали своё мастерство с целью воплотить позже это всё в жизнь.

Впрочем, это могло быть и просто учебным инструментом. Хотя против последнего предположения выступает то, что гранит (или андезит) весьма трудоёмок в обработке. И гипотеза о том, что индейцы учились строить ирригационные системы на каменных валунах, затрачивая огромные усилия на их обработку, представляется немного натянутой.

Непонятными элементами в рассматриваемой версии выглядит и огромное количество зооморфных фигурок. Создавая свои ирригационные системы, инки не стремились украшать их большим количеством фигур и статуй животных. Так зачем делать это на макете? Исключительно из-за символизма? Но зачем тогда вырезать их из камня? В общем, однозначных ответов на эти вопросы до сих пор нет. Поэтому и версия ирригационного макета, хоть и выглядит интересно, не является однозначной.

Ряд исследователей считает, что Сайуите может представлять из себя вовсе не модель города или гидротехнических сооружений. По их мнению, Сайуите представляет из себя миниатюрную модель государства с разделением на природные зоны. Например, кошачьи, обезьяны и другие наземные животные означают сельву, крабы и осьминоги – косту и морские владения… Но почему тогда именно эти животные? Кто из фигурок обозначает сьерру? И почему здесь нет излюбленных перуанских животных, вроде лам, кондоров? Опять же, ответов на эти вопросы нет. Как нет и никаких мало-мальски внятных объяснений, как государство инков могло было быть представлено на Сайуите.

Сайуите находится на вершине холма Конча, что в переводе с испанского означает ракушка. Однако это не единственный интересный артефакт на этом холме. Недалеко от Сайуите располагаются и другие объемные каменные валуны со следами весьма нетривиальной обработки.

С одной стороны, ступенчатые вырезы есть на многих памятниках, которые относят к классическому инкскому периоду. С другой – здесь есть ряд необычных элементов.

Интересно ещё и то, что, по-видимому, все каменные валуны являются принесёнными на холм откуда-то извне, что также весьма трудоёмкий процесс, особенно учитывая то, что основные ритуальные и/или инженерные действия индейцев были сосредоточены только вокруг Сайуите.

Забавно, что от инкского храма, располагавшегося здесь, мало что осталось, а вот монолиты стоят и по сей день. И несмотря на то, что один из них разломился пополам при невыясненных обстоятельствах, явно выглядят куда более хорошо сохранившимися, чем даже частично отреставрированные инкские стены.

Странными кажутся и следы на Сайуите. Внешне создаётся впечатление, что каменный валун исчертили какими-то палками, когда его поверхность была мягкой. И какой именно инструмент может оставлять следы, внешне напоминающие размягчение породы на сегодняшний день неясно. Кроме того, археологи считают, что конструкция не создавалась единовременно, а дополнялась и менялась с течением времени.

Ввиду того, что все наиболее популярные гипотезы являются весьма шаткими, можно выдвинуть ещё одну. Когда инки пришли на территорию современной провинции Абанкай, руины непонятных для них сооружений на холме Конча уже были. Учитывая, что на территории Перу и Боливии часто можно увидеть остатки индейских сооружений, поверх более качественных стен, то вполне возможно, что и здесь инки лишь приспособили Сайуите под свои нужды, постепенно дополняя и меняя изрезанный каменный валун на своё усмотрение.

Это могло бы объяснить сакральное значение Сайуите для инков и построение здесь храма. В конце концов, валун индейцам мог так же показаться некоей моделью то ли города, то ли ирригационной системы. Другое дело, что вопрос масштабов обработки камня к моменту прихода инков эта версия также не решает. И остаётся только гадать, в каком состоянии они его нашли. Впрочем, не решает она и многие другие вопросы, вроде транспортировки огромных глыб на вершину холма и тем более изначальное предназначение объекта.

Среди ученых до сих пор нет единого мнения по поводу предназначения этого загадочного объекта. Огромный камень, на вершине которого высечен макет города, был исследован не одной группой историков, но им так и не удалось убедительно доказать ни одну из версий, объясняющую его возникновение. Артефакт предположительно относится к культуре инков, хотя ряд специалистов не исключает и его более древнее происхождение.

Макет города на вершине камня выполнен очень тщательно, что особенно поражает, учитывая тот факт, что андезит относится к вулканическим горным породам и это довольно трудный для обработки материал. На камне Сайвит хорошо различимы дома, площади, дороги, сельскохозяйственные поля, террасы и даже система орошения.

Интересно, что система водных каналов и орошения максимально приближена к реальности и даже функционирует как настоящая: во время дождя, вода попадает в каналы, по которым течет в резервуары, направляется на поля, а затем стекает с камня через отверстия, проделанные на краю города. Помимо городских построек на камне имеются изображения представителей животного мира: пум, обезьян, змей, лягушек и некоторых других. В общей сложности на камне различимо около 200 фигур.

Среди известных городов и крепостей инков ученые не обнаружили аналога загадочного города с камня Сайвит, но не исключено, что город был разрушен. Поэтому версия о том, что это копия какого-то древнего города, существует наряду с другими. Возможно, это был лишь макет будущего города, который так и не был построен. Но подобных каменных эскизов больше не было обнаружено на территории Империи инков, и если это на самом деле будущая модель поселения, сделанного перед строительством, то камень является уникальным в своем роде.

Согласно другой версии, камень Сайвит имел религиозное предназначение. Из-за того, что поверхность города покрыта множеством водотоков и оросительных каналов, а во время дождя древний город представляет собой просто волшебное зрелище, ученые предположили, что он мог играть важную роль в культе воды.

Интересен и сам комплекс Сайвит, где находится необычный камень. Он также отнесен к культуре инков, но среди строительных блоков можно заметить удивительные экземпляры, грани которых обработаны с поразительной точностью. В то же время в комплексе имеются сооружения, блоки в которых по тщательности обработки заметно уступают им, что наталкивает на мысль о том, что в городе жили как минимум представители двух культур.

Многочисленные узоры, выгравированные на монолите, были делом рук давно исчезнувших мастеров, которые приложили огромные усилия в процессе создания. Этот монолит, расположенный в современном Перу, украшен более чем 200 узорами, тщательно вырезанными в виде земноводных, рептилий, ракообразных и больших кошек, окруженных изображениями террас, водоемов, туннелей и ирригационных систем. Точный мотив и значение этой резьбы остаются загадкой.

Археологические раскопки Сайвите находятся в Абанкае, провинции в южно-центральном регионе Апуримак, Перу, и относятся к эпохе империи инков, между 15 и 16 веками нашей эры. По сравнению с другими реликвиями инков, в Сайвите сохранилось мало свидетельств инкской истории. Наиболее характерным артефактом Сайвите является монолит – загадочный камень, украшенный многочисленными замысловатыми рисунками.

Считается, что термин “Сайвите” происходит от слова кечуа “сайвайта”, что означает “место ориентации”. На вершине холма с террасами, известного как Конкача, когда-то находилось закрытое святилище. Сегодня от этого святилища осталась лишь возвышающаяся платформа, на которой находится монолит Сайвите. Некоторые ученые предполагают, что это место было одним из четырех святилищ-оракулов Апуримака, также называемых “сыновьями” Пачакамака. Однако в настоящее время нет достаточных археологических доказательств для подтверждения этой теории.

Монолит Сайвите – не единственный резной камень в окрестностях. В долине под городищем можно обнаружить скопление резных валунов, объединенных под названием Румиуаси (или “каменный дом”). Узоры на монолите Румиуаси можно описать как геометрические, часто состоящие из ступеней и каналов. В отличие от него, на монолите Сайвите присутствуют не только геометрические, но и зооморфные узоры. Следовательно, хотя это не единственный скульптурный камень в этом районе, он, несомненно, выделяется своей уникальностью.

Размеры монолита Сайвите составляют примерно 2 метра в длину и 4 метра в ширину. Хотя в настоящее время он находится на возвышенности на вершине Конкача, исследователи не уверены в его первоначальном местонахождении. Учитывая, что такие большие камни не встречается в этом месте в естественном виде, его могли перевезти. Похоже, что в прошлом монолит был перемещен, возможно, грабителями могил. Помимо вопроса о его первоначальном местонахождении, также неясно, кто мог быть его создателем.

Монолит Сайвите вызвал значительный интерес благодаря своей резьбе. На поверхности монолита можно увидеть более 200 зооморфных и геометрических рисунков, в основном изображающих рептилий, больших кошек, ракообразных и лягушек. Некоторые исследователи предполагают, что выбор этих существ может иметь символическое значение, понятное только инкам. Например, изображение больших кошек потенциально может намекать на Куско, столицу империи инков, и ее правящий класс, в частности Пачакути, девятого сапа-инку и первого правителя империи инков.

Помимо зооморфных узоров, на монолите также имеется геометрическая резьба, которая интерпретируется как изображение террас, водоемов, туннелей и ирригационных систем. Если такая интерпретация верна, это может означать, что камень служил масштабной моделью ландшафта. Некоторые также предполагают, что монолит Сайвите мог использоваться в качестве топографического тренажера для изучения гидравлики. Согласно этой гипотезе, монолит использовался древними инженерами инков для экспериментов и наблюдений за потоками воды, которые затем применялись в проектах коммунального водоснабжения. Кроме того, такая модель могла служить образовательным целям для начинающих инженеров и техников в этой области.

Тем не менее, некоторые предполагают, что монолит Сайвите выполнял более духовную или ритуальную функцию. Предполагается, что монолит мог быть изображением космоса или связан с религиозной практикой, ориентированной на воду. Поскольку поблизости находятся многочисленные природные источники, вполне вероятно, что любые ритуалы, проводимые на этом месте, могли быть связаны с управлением водными ресурсами и сбором дождевой воды.

Как бы то ни было, монолит Сайвите продолжает вызывать интерес как неразрешенная загадка. От размышлений о его создателях до его функции, люди, несомненно, будут продолжать строить гипотезы о нем в течение многих лет.

Одна из популярных теорий, высказанная исследователем А. Эндрюсом, говорит, что Сайвите – модель для разработки, постройки, тестирования проектов водоснабжения в древних городах. Некоторые места на карте корректировались, изменялись с помощью новых материалов. Макет функционирует как настоящая миниатюрная водная система. Когда идут дожди, вода собирается, наполняет каменные пруды и реки, затем распределяется по каналам, омывает поля. В итоге все водные потоки через систему водостоков сбрасываются в просверленные отверстия, которых в модели более 30. Благодаря им и чётко спланированной системе подачи и отведения воды каменный город некогда не затопляется. Возможно Сайвите – это просто большое учебное пособие по ирригации.

Существует версия, что камень был сделан как игрушка для знати, но заказать подобную модель могли лишь только очень богатые люди, правители. Чтобы выточить всю карту требовались огромные познания в инженерном деле, в топографии, в работе с камнем. Каждая деталь и расстояние точно вымерено, изготовить подобную карту было колоссальным трудом. Многие учёные считают, что вряд ли мастера занимались этим только для развлечения знати. Тем более все правители жили далеко от места, где обнаружили Сайвите.

Некоторые предполагают, что валун несёт в себе сакральный смысл и использовался для совершения обрядов. Точно не известно, кто изготовил карту из камня, но учёные выяснили, что местность, где нашли Сайвите, считалась у инков одним из религиозных центров. Многие исследователи приписывают им авторство каменной карты, но другие утверждают, что в данном районе могли проживать в разное время две цивилизации, поэтому факт, что Сайвите сделан инками, ещё надо доказать. Если монолит принадлежал инкам, он мог использоваться для проведения ритуалов поклонения воде. Допускается мысль, что камень выполнял функцию жертвенного алтаря, и по выдолбленном каналам текла кровь.

Несмотря на отсутствие единого мнения относительно того, кому и зачем мог понадобиться Сайвите, однозначно понятно, что монолит представляет собой особую важность в разгадке загадок прошлого. Возможно, при дальнейших раскопках в районе холма Конкача археологи найдут подтверждения одной из своих теорий.

Категория: Технологии | Добавил: laf2304 (31.03.2024)
Просмотров: 18 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [255]
Природа [255]
Общество [252]
Технологии [259]
Загадки Вселенной [259]
Разное [232]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2024
uCoz