Magnus Fragor

Главная » Статьи » Общество

Белоснежка и семь гномов – недетская сказка

"Белоснежка и семь гномов" – одна из лучших сказочных историй, созданных в 19-м веке. Кто написал сказку "Белоснежка и семь гномов"? Это были Вильгельм и Якоб Гримм, немецкие лингвисты, которые в свободное от основной работы время писали сказки. Многие сочинения братьев известны во всем мире, такие как "Храбрый портняжка", "Гензель и Гретель", "Бременские музыканты". В числе этих историй особое место занимает "Белоснежка и семь гномов", сказка братьев Гримм, опубликованная в Германии в 1812 году.

Этот сюжет сохранился благодаря народной сказительнице Доротее Виманн, затем было записано братьями Гримм, как водится в более цензурной версии, хотя и она для современного читателя кажется диковатой. Чего уж говорить о первоначальном варианте.

Царица планировала съесть Белоснежку, причем явно не от голода она задумала это, а от злобы и жестокости. Слуге она приказала принести ее легкие и сердце. Он, как и в современном варианте, прельстившись молодостью и красотой царевны, идет на обман и оставляет девушку в живых. Царице же относят сердце и легкое оленя. Она тут же устраивает званый ужин, использовав в блюдах эти потроха.

По традиционному стечению обстоятельство девушка оказывается в доме у семи гномов, которые оставляют ее у себя, пленившись ее красотой, а не кулинарными навыками и хозяйственностью. Царица узнает, что Белоснежка жива, перевоплотившись в старуху, отравляет ее яблоком, девушка впадает в летаргический сон, а ее тело укладывают в хрустальный гроб и водружают на вершину горы. Там-то ее и находит проезжавший мимо королевич.

Как водится, ему тоже очень нравится Белоснежка, пусть даже и не подающая признаков жизни. В оригинальном варианте он начинает уговаривать гномов отдать ему тело. Причем предлагает им несметные богатства, но те не соглашаются. Уж на что понадобилось молодому мужчине бездыханное тело юной красавицы, история умалчивает, видимо давая простор для взрослой фантазии.

Пока царевич пытался сторговаться с гномами, слуги неудачно роняют гроб, что из горла царевны вылетает кусок яблока, которым она поперхнулась, и она оживает. Дальше свадьба и счастливый конец, в котором царица, пляшет на мероприятии, правда перед этим на нее надели железные башмаки, раскалив их на костре.

Сказка о Белоснежке интересна не только поучительным сюжетом, но и различными ассоциациями из сферы психологии, мифологии, нумерологии и теологии. Самые яркие из них рассмотрим прямо сейчас.

Контраст оттенков упоминается в самом начале сказки, когда мать Белоснежки во время рукоделия уколола палец иглой, и на белый снег упали капли крови. Белый и красный цвета наряду с черным входят в символическую триаду оттенков, известную еще первобытным людям. Белый цвет (снег) – чистота, щедрость, дружелюбие, красный (кровь) – жизнь и сила. Сочетание этих цветов символизирует силы добра и чистоты – и добро в сказке в конечном итоге побеждает зло.

Количество гномов и горных вершин, равное семи, в нумерологии имеет сакральный смысл. Эта цифра сопоставима с античными представлениями об устройстве космоса – наши предки считали, что Землю сопровождают семь небесных тел. Белоснежка в компании с милыми карликами выступают картиной небесного устройства, где красавицу Землю «оберегают» космические тела.

Тройка в сказке повторяется неоднократно – три капли крови на снегу, три заколдованных подарка и три появления злой мачехи. Тройка – священная цифра в Библии (триединство Отца, Сына и Святого духа), она символизирует свет и безграничную любовь, как пылкие чувства прекрасного принца и Белоснежки.

Согласно психологической теории Юнга, злые ведьмы и мачехи в литературе выступают архетипом «тени» или всепоглощающей «праматери». Это структурный элемент коллективного бессознательного и психических установок, которые не принимаются личностью. Сказочная мачеха – символ зла, вызывающий раздражение и неприятие, а на фоне добродушной Белоснежки ведьма выглядит еще коварнее.

Яблоко как плод с Древа познания добра и зла выступает символом грехопадения. Поеданием предложенного мачехой отравленного яблока Белоснежка ассоциирует себя с искусительницей. И только ценой собственных страданий избавляется от греха и обретает счастье с принцем. Яблоку приписывают и другую символику – связанную с молодостью, любовью и браком. Как и большинство добрых сказок, «Белоснежка и семь гномов» завершается веселой свадьбой.

Искать в иных сказках скрытый подтекст и тайный смысл – занятие заведомо бестолковое. Их мораль бьёт сразу, прямой наводкой, наповал. Кстати, надо признать, что мораль эта не всегда соответствует общепринятой в современном социуме. И часто она далека от христианских идеалов. Принято считать, что в сказках добро всегда побеждает зло. Это верно, но лишь по той причине, что сказочники тех времён следовали железной логике: кто победил, тот и добро. Совести, жалости и прочей ерунде не было места в том жестоком мире.

Опять-таки смысла пересказывать сюжет нет никакого, с ним все знакомы и без того. Хотя бы по классической экранизации Уолта Диснея. Впрочем, тем, кто помнит только мультфильм, следует знать, что его финал сильно отличается от книжного. В сказке братьев Гримм Белоснежка приглашает свою мачеху, злую королеву, из-за которой ей пришлось претерпеть столько страданий, на свадьбу. Мачеха является. Там её ловят и заставляют плясать в раскалённых железных башмачках до тех пор, пока она не умрёт.

Мораль вполне соответствует эпохе викингов: «Только раб мстит сразу, а трус – никогда». Ни в коем случае не спускай обид и оскорблений. Учись терпению, стисни зубы, выжидай, а потом наноси удар. Желательно – окончательный, то есть смертельный. «Прощайте врагов ваших и молитесь за гонящих вас»? Нет, не слышали.

Кем была Белоснежка на самом деле? Реальные исторические факты, которые легли в основу сказки. Герои и сюжеты любимых сказок часто имеют прототипы в реальной жизни. Пример тому – история о прекрасной девушке, её злой мачехе и маленьком волшебном народце. Да, историю Белоснежки мы знаем по сказкам и по великолепному анимационному фильму Уолта Диснея, снятому в 1937 году. Дисней популяризировал эту сказку во всем мире, и многие считают, что это вымышленная, вполне сказочная история. Оказывается, это не совсем так.

Девушку, известную всему миру под именем Белоснежка, на самом деле звали Маргарита фон Вальдек, и была она не принцессой, а всего лишь графиней. Женщина, на которой женился её овдовевший отец, слыла особой жестокой и очень расчётливой.

Мачеха ненавидела Маргариту, но ей выгоднее было не убивать падчерицу, а выдать её замуж. Шестнадцатилетнюю красавицу отправили в Брюссель, ко двору короля. Филипп II, который в то время был властителем Испании, настолько сильно влюбился в юную фрейлину, что захотел скорее жениться на ней. Фрейлина Маргарита в качестве возможной королевы совершенно не устраивала испанских вельмож, поэтому они решили избавиться от неё, угостив отравленным яблоком.

Девушка узнала о коварных планах недоброжелателей и сбежала в лес. В лесной чаще она и встретила маленьких человечков, но это были не гномы. Измученные долгами и нищетой местные крестьяне часто отдавали своих детей на работу в медные рудники. В тесных шахтах, высота которых не превышала и метра, дети трудились в адских условиях. Маленькие шахтёры страдали болями в спине, подагрой, радикулитом, спины их были уродливо согнуты. Шахта, в которой некоторое время пряталась фрейлина, принадлежала графу фон Вальдек, её отцу.

Историку из Германии Экхарду Зандеру понадобилось четыре года исследований, чтобы выяснить малоизвестные и жуткие факты, что легли в основу сказки. В хрониках XVI века он обнаружил упоминание о человеке из города Бад-Вильдунген. Горожанин этот умел делать яблоки горькими, а потом угощал ими соседских детей, в наказание за их набеги на его фруктовый сад.

Скорее всего, это только красивая легенда, но Маргарет действительно умерла в возрасте 21 года. По сохранившейся записи в городской хронике Вильдунгена, это произошло от отравления мышьяком – широко распространенным в 16-ом веке ядом. Была ли на самом деле страстная любовная история – не доказано, но по внешности Маргарет прекрасно подходит под описание Белоснежки: тоже белая кожа, черные волосы и яркий румянец.

Второй претенденткой на прототип сказочной героини считается баронесса Мария София Маргарета Катарина фон и унд Эрталь, родившаяся в городе Лор-на-Майне 25 июня 1725 года. Она была дочерью властителя местных земель Филиппа Кристофа вон Эртайля и его жены баронессы фон Беттендорф. После смерти супруги Филипп женился повторно на Клаудии Элизабете Марии фон Веннинг, графине Рейхштейн, богатой вдове с детьми.

Молва приписывает баронессе крайне кровожадные планы по уничтожению всех детей мужа от первого брака.

Мачеха юной Марии установила в своих покоях огромное зеркало. Надпись на зеркале гласила, что хозяйка его прекрасна, как солнечный свет. Через несколько лет Мария выросла и стала затмевать красотой жену своего отца. Исходя злобой, мачеха велела егерю отвести девушку в лес и убить. Однако её план не удался: девушка нашла убежище в горах, в деревне рудокопов.

Много лет она скрывалась в отдаленной хижине , и только после смерти отца, а затем и мачехи, вернулась к нормальной жизни. Ей помог брат-архиепископ, поселивший Марию Софию в местечке Бамберг. Это место было известно своими семью холмами и шахтами, в которых в основном работали люди маленького роста. Это еще одна параллель в двух историях.

Зеркало мачехи было изготовлено в Лоре-на-Майне в 1720 году, сегодня оно выставлено в городском музее.

Умерла Мария София в возрасте 71-го года, так и не выйдя замуж и ослепнув в конце жизни. Ее похоронили в стеклянном гробу, а над могилой установили большой надгробный камень, который существует до сих пор. Надгробный камень Марии Софии сейчас хранится в музее города Бамберга.

Сказка о Белоснежке наполнена множеством символов. Число 7 – количество гномов, по мнению некоторых исследователей, оно совпадает с числом планет, в латинских языках обозначавших дни недели. Так: Луна – это понедельник, Марс – вторник, Меркурий – среда, Юпитер – четверг, Венера – пятница, Сатурн – суббота и Солнце – воскресенье.

В сказке часто упоминается цифра 3: три капли крови падают на снег, трижды мачеха навещает Белоснежку и три раза приносит ей дары: шнурок для платья, гребень и яблоко.

Почему яблоко? Именно яблоко по легенде, стало причиной изгнания Адама и Евы из Эдема. Именно яблоко стало причиной Троянской войны, описанной Гомером в «Иллиаде», именно по кельтским преданиям, человек, попадающий в яблоневый сад, засыпает мертвым сном, а его душу похищают феи, живущие в стволе дерева.

В английском Сомерсете даже существует легенда о «Яблочном человеке», живущем в стволе самой старой яблони в саду. Ночью 17 января ему нужно сделать приношения, оставив у дерева кусочки хлеба и сидр. Тогда дух отблагодарит людей за добро. Так, по еще одной легенде – крестьянину, отдавшему духу последний кусок хлеба, дух помог найти спрятанные в земле сокровища. Но, спать под яблочными деревьями, считалось все-таки опасным для жизни. Так что не удивительно, что Белоснежка уснула мертвым сном, отведав именно яблоко.

Еще за 30 лет до выхода сборника братьев Гримм, подобная история была опубликована в сборнике «Народные сказки немцев» Иоганна Музеуса (1735-1787 гг), который собирал и обрабатывал народный фольклор. Сказка повествует о девушке, жившей в Брабанте, которую из зависти к ее красоте отравила мачеха.

Сказки Братьев Гримм часто были смесью событий, которые действительно происходили, с их фантазией и воображением. Возможно, они позаимствовали что-то и у Музеуса. Тем не менее, нет никаких сомнений, что у знаменитой сказки есть какая-то историческая основа.

Категория: Общество | Добавил: laf2304 (29.12.2023)
Просмотров: 99 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [257]
Природа [258]
Общество [257]
Технологии [260]
Загадки Вселенной [259]
Разное [232]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2024
uCoz