Magnus Fragor

Главная » Статьи » Общество

Духовные основы пушкинской сказки о рыбаке и рыбке

Гениальные поэты, художники, композиторы – словно пришельцы из других миров. Они вынуждены пользоваться земными словами, созвучиями, образами для максимально возможного контакта с землянами. Но за, казалось бы, обычными словами и объяснимыми ситуациями часто скрыто иное. Постигая глубокие слои, скрытые значения, мы открываем для себя это иное, и мир вокруг становится шире, красочнее.

В нашем мире все ограничено... кратковременностью пребывания. Мы практически не успеваем узнать, ни куда мы прибыли, ни где мы, ни зачем мы здесь. Большинство людей пройдут мимо даже самых доступных книг, музыкальных произведений, картин.

Многое из того, что создано гением, остается на уровне нашего подсознания. Мир становится совершенно иным, как только мы уходим в глубины. Попробуем увидеть это на примере «Сказки о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина. Посмотрим, сколько всевозможных идей и мыслей ускользает от нас при обыденном чтении, не давая нам постичь даже малой доли того, что написано гением, что выражено им при помощи простых слов и ситуаций.

Итак, на каком уровне мы воспринимаем пушкинскую сказку?

Первый уровень. Жадность старухи не знает границ. На протяжении сказки она обнаруживает страсть к потреблению, а затем волю к власти. Новое корыто, новый дом, дворянство, высшая, царская, власть. И наконец – последнее желание – овладеть всем миром, стать абсолютной владычицей над всем и всеми. Мораль сказки в этом варианте достаточно проста и вычитывается на бытовом уровне: жадность старухи и безропотное подчинение слабовольного, покорного старика привели к истокам – разбитому корыту. Беспредельная жадность наказана. Об этом – во всех учебниках, во всех анализах сказки. А если на уровень глубже?

Второй уровень. А многие ли поняли, что… Это сказка о любви! О чуткости и отзывчивости старика. Он прожил с женой «тридцать лет и три года», его поведение – свидетельство огромной любви к ней. Часто говорят о покорности старика. Но ведь все его походы к рыбке, его беспрекословное подчинение желаниям жены, его радость, когда рыбка выполняет очередное ее желание («Чай, теперь твоя душенька довольна...»), его безропотность и готовность быть при ней конюхом («На конюшне служить его послала...»), затем вообще никем («На него старуха не взглянула, // Лишь с очей прогнать его велела...») — все говорит о беспредельной любви старика!!! Старик ведет себя со старухой, как с любимым и балованным ребенком – доставляет своему ребенку все новые и новые игрушки.

Третий уровень. Чудо! Вы никогда не задумывались о том, чем занималась старуха? Об этом Пушкин упоминает коротко и только один раз. С работой старика – «ловил неводом рыбу» – связана вся сказка. А вот деятельность старухи, которая «пряла свою пряжу», больше нигде не упоминается. Когда речь пойдет о выполнении рыбкой любого желания, то первым оказывается необходимость замены расколотого корыта на новое. А совсем не о новой прялке. Зачем же в сказке старуха-пряха? Вспомните античную легенду о богинях-парках, которые прядут нить человеческой судьбы. Когда нить обрывается – это означает смерть человека. Борьба старика за право старухи быть тем, кем она пожелает, – сродни античным образам. Старик подчиняется требованиям не потому, что слаб душой. А потому, что он борется со смертью. За право старухи – его судьбы – на жизнь. Ведь в момент встречи с золотой рыбкой его жизнь и жизнь его старухи прожита. Корыто разбито, землянка ветхая... Что может продлить эту жизнь? Иной статус, смена рода деятельности, сказочная атмосфера, вмешательство Высших сил. Рыбка «золотая», «голосом молвит человечьим», готова выполнить любое желание старика. Вначале старик не выказывает никаких желаний, не стремится воспользоваться открывшимися ему возможностями. Но... он спешит поделиться «великим чудом» с любимой, рассказать ей удивительную историю встречи с золотой рыбкой. Шутка ли! В монотонность их существования вошло чудо!!!

Четвертый уровень. Сопряжение эпох. Новый уровень сказки. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу. Как мы уже говорили, старуха, которая прядет свою пряжу, – это символ античной прядильщицы, богини судьбы. Если сравнить деятельность старухи с занятием старика, то можно увидеть прямую связь Античности и христианства. Все, что связано с рыбой (Ихтос – Иисус), с неводом (все ученики Христа были рыбаками), вычитывается как христианские мотивы. Здесь две Цивилизации – античная (старуха-прядильщица, нить Ариадны, нить судьбы, тканье Пенелопы) и христианская (старик-рыбак). Это связано и с двумя цивилизациями в творчестве Пушкина. Сам поэт творчески находится на стыке двух эпох. Для него античность – не прошлое, а полнокровная и важная часть творчества. Он «ищет смысл» античности. Иногда открыто, как здесь: «Пока не требует поэта // К священной жертве Аполлон...» Великий античный бог, бог солнца, контактирует с поэтом, и тогда: «Тоскует он в забавах мира...», «Бежит он, дикий и суровый, // И звуков, и смятенья полн...». Да и сама рифма («Рифма, звучная подруга...») рождена античной историей. Постоянные поиски высшего смысла в истории цивилизаций и религий – высшая идея творчества Пушкина.

Сказка о рыбаке и рыбке – не примитивная сказка о жадности, ненасытности старухи и безропотности и покорности старика. Это история столкновения двух начал: античного рога изобилия (неограниченные потребности старухи) и христианской идеи «нищих духом», ограничения материальных потребностей (старик довольствуется малым).

Старик не становится дворянином при дворянке, царем при царице. Чем выше поднимается старуха, тем ниже опускается по социальной лестнице старик. Причем сохраняя любовь к старухе. Ведь он при любых оскорблениях готов продолжить исполнять свой долг. И даже когда старуха собирается стать «владычицей морскою», а рыбка, выполняющая любое желание, будет у нее «на посылках», старик послушно идет к рыбке. По сути, он приносит себя в жертву. Ведь он в этой иерархии не нужен, ибо перестает быть посредником между старухой и рыбкой. Старик добровольно идет на заклание – если рыбка сама будет исполнять все желания старухи, то старик должен исчезнуть. Ведь пока он у старухи «на посылках». Вот почему в ответ на желание старухи стать «владычицей морскою» ничего «не сказала рыбка, // Лишь хвостом по воде плеснула...». И ушла не в «синее», как раньше, а в «глубокое» море. Здесь в сказке наступает момент протяженности. Море глубокое, а старик – «долго у моря ждал он ответа...». Ведь, с точки зрения старика, решение вопроса о старухе как «владычице морской» требует времени и глубины.

Давайте остановимся на всех деталях, всех знаках сказки Пушкина. Сюжет сказки не оригинален – было несколько вариантов до Пушкина. Но основной источник для Пушкина – сказка братьев Гримм. Итак, не Пушкин придумал сюжет сказки, он, как и Шекспир, воспользовался существовавшими до него новеллами, сказаниями, историями. И, как и Шекспир, Пушкин превратил сказку в Космос, в грандиозную нравственно-эпохальную идею, вышел не на уровень простой морали (каковой эту сказку и пытаются представить), а на уровень высших представлений о Добре и Зле. Не случайно сказку Пушкин написал в конце жизни, верлибром (белым стихом). Это как творения Гомера, где судьбы человеческие сопряжены с судьбами божественными. Это – одно из пушкинских завещаний. В конце жизни поэт искал новые пути русского стихосложения.

Давайте отследим последовательность желаний старухи. Сначала она просит новое корыто. Эта просьба безобидна, героиню сможет понять любая женщина – всегда же хочется чего-нибудь новенького для хозяйства! Затем старуха просит избу. Старики живут в землянке, так что желание кажется вполне оправданным.

Если первые два желания старухи касаются материального мира, то далее старухе хочется вдруг стать столбовою дворянкой. Кто такие столбовые дворяне? Это же не просто привилегированное сословие, а дворяне из знатных родов. Их представителей записывали в специальные списки. Так, наиболее знатные боярские и дворянские фамилии были включены в Бархатную книгу, составленную в связи с отменой местничества в 1682 году. То есть стать ни с того ни с сего столбовой дворянкой – значит взять власть над самой историей.

Затем старуха хочет быть «вольною царицей». Это власть политическая. Примечательно, но в рукописной редакции сказки после царицы старуха захотела быть папой римским. Папа Римский олицетворяет высшую власть не только над вопросами веры и нравственности, но и над управлением Церковью, вопросами юрисдикции. Иными словами, полная и асболютная власть над духовной сферой общества.

И, наконец, старухе хочется стать владычицей морскою, чтобы рыбка «была бы у ней на посылках». Это можно трактовать как власть над самой природой. Чего старуха так и не получает.

То есть «Сказка о рыбаке и рыбке» – это произведение не просто о жадности, а о жажде власти. Таким наглым образом герой пытается изменить свою судьбу, историю, свою сущность. В этом смысле сказку можно поставить в один ряд с такими произведениями Александра Сергеевича, как «Медный всадник» и «Пиковая дама».

Многие знают сказку о рыбаке и рыбке Александра Сергеевича Пушкина. Но мало кто знает откуда на самом деле взялась эта сказка и какой смысл она несёт в себе. На самом деле Пушкин не придумывал сказку о золотой рыбке, а позаимствовал её из Ведической культуры, тем самым сделав истинное знание достоянием общественности.

В данной сказке происходит взаимодействие старика с золотой рыбкой и старухой, где в качестве старика фигурирует бессмертная Душа, которая покинув Духовный мир начинает закидывать сети кармической деятельности, тем самым соприкасаясь с океаном мирского бытия, то есть с материальным миром. Зачем Душа покинула Духовный мир, где нет страданий и пришла в материальный, об этом вы тоже обязательно узнаете, а пока о насущном. То есть о том, как мы (Души) попали в материальный мир. Ведь эта сказка про нас с вами.

Итак, вечная Душа это старик, что несомненно подходит под этот образ, ведь старик является олицетворением древности. Синее море, это материальный мир. А старуха, это ложное эго, которое появляется в процессе обусловленности материальным миром, когда мы отождествляем себя с материальным телом. В сказке старик каждый раз бегает советоваться со старухой, хотя рыбка каждый раз говорит ему, "чего тебе надобно старче?". Поскольку ложное эго является порождением материального мира, то оно всегда будет стремиться к материальному благосостоянию. И обусловленная Душа всегда будет действовать через это самое ложное эго.

Золотая рыбка исполняющая желания, это Бог, который создал материальный мир и в одну из эпох воплотился в нём в образе рыбы, о чём рассказывается в Матсья-Пуране. Именно оттуда Пушкин узнал о золотой рыбке. Забрасывая сети кармической деятельности, другими словами активируя кармические реакции своими действиями, мы ловим своё счастье. Но когда получаем шанс, то советуемся со старухой и раз за разом выбираем материальное благополучие. И каждый раз пуще прежнего старуха бранится, а море всё более неспокойно.

Каждый человек трактует суть сказки по-своему. Кто-то примеряет её к восточной философии, видя в образе жадной старухи человеческий эгоизм, а в старике чистую душу, довольную жизнью и покорную злой воле.

Кому-то мерещится Англия пушкинских времён, а Россия превращается в Золотую Рыбку, оставившую англичан у разбитого корыта. Третьи поклонники пушкинского творчества видят в сказке наглядный пример неудачных супружеских отношений. Они предлагают посмотреть на старуху, чтобы понять как нельзя себя вести хорошей жене.

С точки зрения психологии, сказка – уникальное произведение, которое тонко характеризует человеческую природу, её ненасытность, жадность, покорность злу, безответность, нищету.

Наказание за зло, исходящее от старухи, неизбежно, она обречена на неудачу в результате неправильного выбора жизненной позиции. Требуя для себя благ, старуха не хочет остановиться на чем-то, так бывает, когда все даётся даром. В ущерб душе, она желает только богатства и власти.

Неразумный человек, словно пушкинская старуха, не заботится о духовных потребностях, и перед смертью осознаёт свою полную нищету, оставшись у разбитого корыта несбывшихся желаний.

Принято считать, что главная мысль «Сказки о рыбаке и рыбке» заключается в наглядной демонстрации человеческой жадности, мешающей наслаждаться скромными жизненными благами. Читатель должен понять, что необходимо ценить редкие подарки судьбы, используя их с пользой для себя. В убогую и беспросветную жизнь стариков приходит лучик надежды. Однако они настолько привыкли к своему нищенскому существованию, что не могут распорядиться им как следует. Старик, безусловно, поступает непрактично, отказавшись от вознаграждения за своё милосердие к рыбке. Такая скромность совсем неуместна в ситуации, когда нечего есть. Узнав об этом, его жена, естественно, возмущается. Её первые желания по улучшению быта вполне адекватны.

Как говорит пословица: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». И действительно, чудесный улов приходит по истечении долгих лет упорного и часто безрезультатного труда как своеобразное вознаграждение. Очень символично, что главный герой просто отказывается от него. Его выбор обусловлен разочарованием в жизни, нежеланием что-либо менять. Именно поэтому старик не пытается противоречить нелепым пожеланиям своей супруги.

Но суть произведения не только в этом. Одна из идей сказки раскрывается через главную героиню. Получив возможность легко удовлетворять свои желания, она превращается в ненасытное чудовище, готовое идти по головам, эксплуатируя и унижая даже самых близких людей. Став столбовою дворянкой, старуха отправляет своего мужа с глаз долой на конюшню. Он становится нужен только для выполнения очередного нелепого желания. Произведение Пушкина поднимает вопрос о конфликте между богатством и нравственностью. Ведь ни для кого не секрет, что внезапно разбогатевшие люди зачастую меняют своё отношение к близким.

И всё же основной философский смысл повествования просматривается в образе разбитого корыта. Этот гротескный образ показывает всю ничтожность человеческого существования. Сказка развивается циклично и заканчивается тем же, с чего началась. Автор хочет сказать о нелепости стремлений к невероятному богатству, власти и прочим излишествам. Получив всё возможное, человек рискует остаться ни с чем.

Вся необычность сказки заключается в многообразии интерпретаций, которые зависят от возраста, пола, образования, моральных ценностей и социального класса читателя. Одни проявляют больше сострадания старухе, тогда как другие, напротив, старику. Кому-то жаль всех, включая Золотую Рыбку. А некоторые могут думать, что героям досталось поделом. Для примера можно провести разбор сказки с учётом особенностей гендерной принадлежности читателя.

Женщины полагают так:
Глава семьи – это неудачник, не умеющий и не желающий повысить своё благосостояние. Всё что он может – это только сидеть и ждать у моря погоды. Он совершенно не понимает свою жену и является типичным подкаблучником. Герой страдает именно из-за своей глупости и неумения удовлетворить все запросы супруги. Старуха сумела добиться хоть чего-то от рыбки и пожила в своё удовольствие, в то время как дед получил одни проблемы – удел неудачника. Главная загвоздка видится в непомерных амбициях героини. В то же время большинство дам считает, что они не отказались бы от Золотой Рыбки, использовав её более продуманно и целесообразно. В итоге выходит история о несчастной забитой домохозяйке, которая долгие годы влачила жалкое существование вместе с бестолковым мужем. Она, в отличие от старика, сумела воспользоваться ситуацией, но, к сожалению, не рассчитала своих возможностей.

Мужская интерпретация:
Старуха – эгоистичная женщина, которая целыми днями сидит у разбитого корыта и ждёт, пока муж принесёт улов. Старик – честный труженик, который по доброте душевной вынужден исполнять прихоти жены. В итоге героиня расплачивается за свою непомерную жадность и остаётся с носом. Вывод – не следует требовать слишком много.

Определённый круг читателей может воспринять сказку как проявление сексизма. Ведь очевидно, что автор назначает отрицательным персонажем старуху. Она постоянно бранит доброго и бескорыстного мужа и даже выгоняет его на конюшню, за что её настигает возмездие. Финал произведения наглядно показывает, что удел женщины – сидение у корыта. Нет шансов на перемены, ведь рыбка не приплывёт домой.

Считается, что за основу для своего сочинения Пушкин взял сказку братьев Гримм «О рыбаке и его жене» об этом говорит несомненное сходство сюжетных линий. А ещё Золотую рыбу можно встретить в древнем индийском фольклоре. Здесь она представляет собой воплощение всемогущего подводного духа. В произведении немецких сказочников героиня становится главой католической церкви – римским папой, а затем желает быть самим богом.

Интересный факт – в дневнике Александра Сергеевича была найдена черновая запись с описанием сидения старухи на вавилонской башне с папской тиарой на голове. Однако этот фрагмент не вошёл в окончательный вариант из-за того, что не вписывался в общую концепцию сочинения и портил общий русский колорит. Сказка Пушкина буквальна пропитана символизмом и скрытым философским смыслом. В качестве примера можно привести тройное закидывание невода и великолепное изображение водной поверхности. Настроение моря, по мере развития событий и новых желаний старухи, угрожающе меняется:
Просьба о корыте – слегка разыгралось. Изба – помутилось синее море. Дворянка – неспокойно. Царица – почернело. Последнее желание – чёрная буря.

Все творения Пушкина, написанные в жанре сказки, – это настоящая головоломка для каждого, кто решится их анализировать. На первый взгляд, они переполнены простодушием, благодаря чему с успехом преподаются в младших классах. Но с другой стороны – это сложнейшие символические полотна, полные серьёзности и глубокомыслия, разгадка которых невероятным образом ускользает от самых искушённых исследователей.

Категория: Общество | Добавил: laf2304 (05.10.2023)
Просмотров: 82 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [257]
Природа [258]
Общество [256]
Технологии [260]
Загадки Вселенной [259]
Разное [232]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2024
uCoz