Magnus Fragor

Главная » Статьи » Общество

Икона нового времени

Все хотя бы раз в жизни, так или иначе, но слышали о художнике К. Малевиче, поразившего весь мир своим творением, – имеющим магическое, завораживающее, беспрецедентно всепоглощающее воздействие своей картиной - «Чёрный квадрат». А ведь это был далеко не простой художник… То, что он вкладывал в свои картины, как он сам это объяснял, это – философия, это особый язык, это то, что надо взять в руки, посмотреть и почитать…

Многие наверняка тысячу раз видели изображение «Чёрного квадрата» Казимира Малевича. Это, безусловно, одно из самых cпорных произведений искусства, когда-либо созданных. Но что означает эта картина и что представляет собой квадрат? Давайте погрузимся в философию, стоящую за художественным движением под названием супрематизм, и посмотрим на увлекательное искусство, созданное его главным гением.

Казимир родился в 1878 году под Киевом в семье поляков. Малевич стал частью движения, известного как русский авангард, в котором участвовали не только художники, но и поэты, дизайнеры, архитекторы, писатели и кинематографисты. Это движение определило первые десятилетия XX века в России. За это время в стране произошло много политических перемен, в том числе исторически значимая Октябрьская революция 1917 года.

Такие художественные течения, как супрематизм, русский футуризм и конструктивизм, были частью русского авангарда. Вместе с Казимиром такие художники, как Любовь Попова, Александр Родченко, Наталья Гончарова, Эль Лисицкий, были известны как русские авангардисты. Одно из самых известных произведений русского авангарда – памятник Владимиру Татлину для Третьего интернационала.

Казимир также работал учителем в Народном художественном училище в Витебске, основанном художником Марком Шагалом. В сотрудничестве со своими учениками в Витебске Казимир создал группу под названием UNOVIS, целью которой была разработка новых художественных теорий, продвигаемых через искусство супрематизма. Группа работала вместе около трёх лет, распавшись в 1922 году. Одним из его сторонников в УНОВИСЕ был известный русский художник Эль Лисицкий, известный своей серией «Проунс».

Так как же Казимир придумал супрематизм? Будучи одно время дизайнером, он придумал основную супрематическую форму – чёрный квадрат, работая над костюмом и сценографией для оперы «Победа над солнцем». Таким образом, его работа над этой оперой оказалась очень важной для будущего супрематизма, потому что именно в это время художник придумал геометрические фигуры, которые должны были определить его художественную практику.

В 1913 году русский художник объединился с композитором Михаилом Матюшиным и поэтами Алексеем Крученых и Велимиром Хлебниковым для работы над оперой. Матюшин работал над музыкой, Крученых писал либретто, а Малевич создавал визуальную идентичность оперы. Костюмы были созданы в кубо-футуристическом стиле. Этот стиль, как следует из его названия, был вдохновлён кубизмом и футуризмом. Геометрические фигуры и цветовые поля, видимые на картинах Казимира, присутствовали и в его костюмах. Сцена была задумана в виде квадрата, который должен был стать частым мотивом в художественной практике живописца. Художник позже отмечал, что его сценическое оформление оперы «Победа над солнцем» было первым проявлением супрематизма.

Супрематизм как движение полностью связан с мыслью и творчеством Казимира. Без русского художника нет супрематизма. Для него супрематизм представлял собой новый реализм в живописи, несмотря на то, что он не показывал никаких сцен, виденных в повседневной жизни. Для художника геометрические фигуры, используемые в супрематизме, были новой реальностью. Они не имели в виду ничего, кроме самих себя. Визуальный язык супрематизма был абстрактным, сосредоточенным только на простых геометрических фигурах и цветах.

В своём Манифесте Малевич писал: «Для супремата визуальные явления объективного мира сами по себе бессмысленны. Главное – чувство». Супрематизм хотел поставить под сомнение искусство, его назначение и функцию. Супрематическое искусство считалось беспредметным, Казимир даже сам использовал этот термин для описания своего искусства в эссе «От кубизма и футуризма к супрематизму: Новый живописный реализм в 1916 году».

Он также рассматривал супрематизм не только как художественное направление, но и как философский образ мышления. Для него искусство считалось бесполезным и не предназначалось для служения какой-то политической идее или идеологии.

Казимир считал, что художник должен быть свободным и независимым, чтобы создать настоящее произведение искусства. Через супрематизм он также хотел исследовать идею пространства в живописи и то, каким духовным считал супрематизм Малевич, который был для него не концом искусства, а новым началом.

Ещё один важный термин для понимания его искусства и самого супрематизма – фактура. Впервые этот термин ввёл Владимир Марков. Он определил фактуру как общую концепцию в области скульптуры, архитектуры и во всех тех искусствах, где есть определенный шум. Для Малевича и его учеников в УНОВИСЕ фактура представляла собой идею, новое развитие. Русский художник также много писал об этом термине и пытался дать ему философское определение.

«Чёрный квадрат» Малевича, скорее всего, является его самым известным супрематическим произведением. Итак, что же делает «Чёрный квадрат» таким особенным? Рисуя чёрный квадрат на холсте, Казимир хотел покончить с традиционным представлением об искусстве как о чём-то репрезентативном. Он показал новую реальность, которая не была той, которую люди могли видеть в природе или обществе.

Чёрный квадрат не показывал никакого повествования. Он отрицал известные условности живописи и предлагал нечто новое. Художник даже сказал, что его «Чёрный квадрат» – это новое лицо искусства. Он иногда использовал крошечный чёрный квадрат в качестве подписи на других картинах, что свидетельствует о том, насколько важен был для него оригинальный «Чёрный квадрат».

Очень интересно, что Казимир датировал эту картину 1913 годом, хотя она была написана в 1915 году. И вот почему: художник считал, что произведение должно быть датировано тем временем, когда идея картины пришла в голову художнику. Поскольку Казимир считал, что знаменитый «Чёрный квадрат» возник из эскизов декораций к опере «Победа над солнцем», он датировал его 1913 годом.

В письме к Матюшину в 1915 году Казимир отмечал, как важен для него квадрат в эскизе сценического оформления. Он писал: «Этот рисунок будет иметь большое значение в живописи. То, что было сделано бессознательно, теперь приносит необыкновенные плоды». Всего Малевич написал четыре картины «Чёрный квадрат». Оригинал был сделан в 1915 году, а копии – в конце 1920-х и начале 1930-х.

«Чёрный квадрат» впервые был выставлен в декабре 1915 года во время выставки, названной Последней выставкой футуристической живописи 0.10 (Ноль-Десять) в Петрограде в России, тогда столице России. Ноль в названии означал новый старт в истории искусства, который должен был представлять супрематизм.

Четырнадцать художников были включены в выставку, и их тридцать девять работ были представлены на ней. Казимир выставил картину, поместив её в верхнем углу стен, что было способом показа русских православных икон дома. Это говорит о том, что он мыслил супрематизм как духовное движение, для него «Чёрный квадрат» был иконой.

Значение «Чёрного квадрата» в истории искусства неоспоримо. Он представляет собой поворотный момент, как и готовые работы Марселя Дюшана. Это было загадочно, интересно и наводило на размышления.

Через несколько лет после «Чёрного квадрата», в 1918 году он нарисовал белый квадрат на белом фоне и назвал произведение супрематической композицией – «Белое на белом». В этой картине, благодаря её цвету и простоте, зритель легко может сосредоточиться на материальном аспекте самой картины. Также можно заметить структуру краски и различные оттенки белого, которые использовал здесь художник.

«Белое на белом» должно было дать ощущение картины, парящей в пространстве. Для художника белый олицетворял утопическое и чистое. Это был бесконечный цвет. В ответ на «Белое на белом» Малевича Александр Родченко написал в 1918 году произведение, известное как «Чёрное на чёрном». Это произведение также стало невероятно важным произведением искусства. В ней Родченко хотел исследовать такие материальные качества живописи, как фактура и форма.

Малевич не просто писал супрематические картины и писал философские эссе о движении, он также создавал различные объекты, вдохновлённые супрематизмом. В 1923 году вместе с Ильёй Григорьевичем Чашником он создал ряд прекрасных чайных чашек. За год до этого Казимир был приглашён ленинградским фарфоровым заводом для проектирования чашек и чайников. Примерно в это же время художник также создавал гипсовые модели супрематических зданий, поэтому очевидно, что он тоже думал о смешении супрематизма и архитектуры. Он также разрабатывал узоры для текстиля. Поэтому для Малевича супрематизм представлял собой целую эстетическую вселенную. Это был не просто способ рисовать, но и полностью понять мир.

Найти смысл Черного квадрата Казимира Малевича пытались многие любители живописи и искусствоведы. Сам автор картины назвал ее моделью Вселенной. Оригинал полотна сегодня хранится в Третьяковской галерее.

Профессиональные искусствоведы и рядовые любители живописи по-разному относятся к такому произведению, как Черный квадрат Казимира Малевича. У кого-то это полотно сразу вызывает отторжение и неприятие. А некоторые, напротив, утверждают, что большая черная дыра на холсте – величайший шедевр, она означает «модель Вселенной». Однако бесспорным является то, что эта знаменитая картина, созданная в начале ХХ века, до сих пор привлекает внимание исследователей.

Данная форма как символ противопоставляется солнцу и символизирует победу человека и техногенной цивилизации над силами природы. Впервые этот образ появился в футуристическом спектакле «Победа над солнцем». Также этот образ символизировал:
• Окончательный уход от предметности в пользу абстракции.
• Отрицание религии: квадрат противопоставлялся иконе.
• Желание художника изобразить всю многогранность вселенной в одной картине.
• Создание нового живописного языка – «языка будущего».

Главное полотно Казимира Малевича, несмотря на простоту формы и монохромность, заслуженно считается шедевром, потому что:
• Художник предвосхитил творческие искания других гениев живописи ХХ века, намного опередив свое время.
• В своем произведении Малевич ярко и полно отразил свою философскую концепцию.
• Этот холст стал моделью вселенской гармонии.
• Живописец полностью отказался от характерных особенностей перспективы и светотеневой моделировки, на которых была построена вся русская и европейская живопись прошлого.

Картина отличается лаконичностью и кажущейся простотой. Казимир Малевич считал ее своей лучшей живописной работой. Один из учеников живописца отмечал, что созерцание произведения способно вызывать в душе человека мистические ощущения. Великий основатель супрематизма утверждал, что это художественное направление ставит живопись рядом со смертью и называл свой главный шедевр символом вечности.

Оригинал полотна хранится в Московской Третьяковской галерее, его копии – в Эрмитаже и Русском музее. Также квадратная форма лежит в основе нескольких живописных композиций Малевича, которые он нарисовал из различных геометрических форм.

Разгадывать секрет квадрата можно долго. Теория, смысл и история супрематизма основаны на торжестве человека над природой. Для этого художник расчленяет природу на модули, состоящие из разных геометрических форм, например:
• квадрат;
• круг;
• крест;
• прямоугольник.

Малевич написал именно эти формы, потому что они имеют главное значение и лучше всего воспринимаются визуально. Художник утверждал, что его картины играют большую роль в осмыслении человеком таких тайн, как гармония и хаос, жизнь и смерть, вечность и бесконечность. Если рассматривать теорию супрематизма с точки зрения математики, черный квадрат можно рассматривать как прообраз абсолютного нуля.

В своих философских статьях Казимир Малевич утверждал, что идеал ХХ века – сильная личность, не имеющая страха перед смертью. Автор утверждал, что традиционный обряд похорон необходимо модернизировать в соответствии с супрематической концепцией. В его дневниках осталась запись о том, что «супрематизм всегда идет рядом со смертью, но неизменно одерживает победу над ней». Также философ и живописец писал о том, что куб (который на плоскости выглядит как квадрат) – это идеальная форма, символизирующая гармонию между небом и землей.

Современные исследователи искусства ХХ века в основном придерживаются классических взглядов на супрематизм как на новое, авангардное направление отечественной живописи. Российская Православная Церковь не одобряет творчество Малевича: церковные деятели справедливо полагают, что живописец противопоставил квадрат иконе, а супрематизм – христианству. У большинства людей, далеких от живописи, картина вызывает лишь смех или недоумение, так как воспринимать ее без специальной подготовки довольно сложно. Эксперты не рекомендуют демонстрировать фото произведения детям до 12 лет.

Некоторые эксперты считают, что вся отечественная и западноевропейская живопись ХХ века вышла именно из Черного квадрата Малевича. С этим можно не согласиться, но все-таки «квадрат» обладает определенной магией, как и другие шедевры живописи. Взглянув на это произведение, каждый человек о чем-то задумывается. Остаться равнодушным к этому «гимну супрематизма» невозможно.

Впервые «Черный квадрат» Малевича был представлен на суд публике на скандальной футуристической выставке в Петрограде в 1915 году. Среди других диковинных полотен художника, с загадочными фразами и цифрами, с непонятными формами и нагромождением фигур, выделялся своей простотой, черный квадрат в белом обрамлении. Изначально, работа называлась «черный прямоугольник на белом фоне». Позже название было изменено на «квадрат», несмотря на то, что с точки зрения геометрии все стороны этой фигуры разной длины и сам квадрат слегка искривлен. При всех этих неточностях, ни одна из его сторон не параллельна краям картины. А темный цвет — это результат смешения различных красок, среди которых не было черной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.

Для футуристической выставки «0,10», открывавшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года, Малевич должен был написать несколько картин. Время уже поджимало, и художник то ли не успевал дописать картину к выставке, то ли не был доволен результатом и, сгоряча, замазал ее, нарисовав черный квадрат. В этот момент в мастерскую зашел один из его друзей и, увидев картину, закричал «Гениально!». После чего Малевич и решил воспользоваться случаем и придумал некий высший смысл своему «Черному квадрату». Отсюда и эффект растрескавшейся краски на поверхности. Никакой мистики, просто картина не получилась.

Неоднократно совершались попытки исследовать полотно на предмет нахождения изначального варианта под верхним слоем. Однако ученые, критики и искусствоведы посчитали, что шедевру может быть нанесен непоправимый ущерб и всячески препятствуют дальнейшим экспертизам. Казимир Малевич неоднократно заявлял, что картина создана им под воздействием бессознательного, некоего «космического сознания». Некоторые утверждают, что исключительно квадрат в «Черном квадрате» видят люди со слаборазвитым воображением. Если же при рассмотрении этой картины выйти за рамки традиционного восприятия, выйти за пределы видимого, то вы поймете, что перед вами не черный квадрат, а разноцветный куб.

Тайный смысл, вложенный в «Чёрный квадрат», можно тогда сформулировать так: мир, окружающий нас, только на первый, поверхностный, взгляд выглядит плоским и черно-белым. Если человек будет воспринимать мир объемно и во всем разноцветии, его жизнь кардинально изменится. Миллионы людей, которых по их словам инстинктивно притягивало к этой картине, подсознательно чувствовали объемность и разноцветность «Черного квадрата».

Черный цвет поглощает все другие цвета, поэтому увидеть в черном квадрате разноцветный куб достаточно сложно. А увидеть за черным белое, за ложью правду, за смертью жизнь сложней многократно. Но тому, кому удастся это сделать, откроется великая философская формула.

На момент появления картины в России было засилье художников кубистской школы. Куби́зм – модернистское направление в изобразительном искусстве, характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы. Основателями и крупнейшими представителями которого были Пабло Пикассо и Жорж Брак. Термин «кубизм» возник из критического замечания по поводу работ Ж.Брака о том, что он сводит «города, дома и фигуры к геометрическим схемам и кубам».

Кубизм достиг своего апогея, уже порядком поднадоел всем художникам, и начали появляться новые художественные направления. Одним из таких направлений стал супрематизм Малевича и «Черный супрематический квадрат» как его яркое воплощение. Термин «супрематизм» произошел от латинского suprem, что означает доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи. Супрематические картины – это беспредметная живопись, акт «чистого творчества».

Одновременно были созданы и экспонировались на той же выставке «Черный круг» и «Черный крест», представляя три основных элемента супрематической системы. Позднее были созданы еще два супрематических квадрата – красный и белый.

Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. Его влияние испытали многие талантливые художники. Поговаривают, что Пикассо охладел к кубизму после того, как увидел «квадрат Малевича».

Казимир Малевич раскусил суть будущего современного искусства: неважно что, главное как подать и продать.

Художники экспериментировали с черным цветом «сплошь», начиная аж с XVII века. Первым наглухо черное произведение искусства под названием «Великая тьма» написал Роберт Фладд в 1617 году. За ним в 1843 году последовали Берталь и его работа «Вид на La Hougue (под покровом ночи)». Спустя более чем двести лет. А дальше уже практически без перерывов – «Сумеречная история России» Гюстава Доре в 1854, «Ночная драка негров в подвале» Пола Билхолда в 1882, совсем уж плагиат «Битва негров в пещере глубокой ночью» за авторством Альфонса Алле. И только в 1915 году Казимир Малевич представил публике свой «Черный супрематический квадрат». И именно его картина известна всем, тогда как прочие знакомы только историкам искусств. Экстравагантная выходка прославила Малевича в веках.

Впоследствии Малевич нарисовал как минимум четыре версии своего «Черного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом в надежде повторить и приумножить успех картины.

Казимир Малевич был тонким стратегом и умело подстроился под меняющуюся ситуацию в стране. Многочисленные черные квадраты, нарисованные другими художниками во времена царской России, так и остались незамеченными. В 1915 году квадрат Малевича приобрел совершенно новый актуальный своему времени смысл: художник предлагал революционное искусство на благо нового народа и новой эпохи.

«Квадрат» к искусству в его обычном понимании не имеет почти никакого отношения. Сам факт его написания – это декларация конца традиционного искусства. Большевик от культуры, Малевич пошел навстречу новой власти, и власть ему поверила. До прихода Сталина Малевич занимал почетные должности и успешно дослужился до народного комиссара ИЗО НАРКОМПРОСА.

Картина знаменовала собой явный переход к осознанию роли формализма в изобразительном искусстве. Формализм – это отказ от буквального содержания в угоду художественной форме. Художник, рисуя картину, мыслит не столько понятиями «контекст» и «содержание», сколько «баланс», «перспектива», «динамическое напряжение». То, что признал Малевич и не признали его современники, является де-факто для современных художников и «просто квадратом» для всех остальных.

Малевича называют чуть ли не гуру современного искусства и обвиняют в гибели традиционной культуры. Сегодня любой смельчак может назвать себя художником и заявить, что его «произведения» обладают высочайшей художественной ценностью. Искусство изжило себя и многие критики сходятся во мнении, что после «Черного квадрата» ничего выдающегося уже создано не было. Большинство художников ХХ века утратили вдохновение, многие находились в тюрьмах, ссылках или эмиграции.

«Черный квадрат» – это тотальная пустота, черная дыра, смерть. Рассказывают, что Малевич, написав «Черный квадрат», долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал. Впоследствии он написал 5 томов философских размышлений на тему искусства и бытия.

Шарлатаны успешно дурят публику, заставляя поверить в то, чего на самом деле нет. Тех, кто им не верит, они объявляют глупыми, отсталыми и ничего не понимающими тупицами, которым недоступно высокое и прекрасное. Это называется «эффект голого короля». Всем стыдно сказать, что это фигня, потому что засмеют.

А максимально примитивному рисунку – квадрату – можно приписывать какой угодно глубокий смысл, простор для человеческой фантазии просто безграничен. Не понимая, в чем великий смысл «Черного квадрата», многим людям нужно его себе придумать, чтобы было чем восхищаться при рассматривании картины.

Картина, написанная Малевичем в 1915 году, остается, пожалуй, самой обсуждаемой картиной в русской живописи. Для кого-то «Черный квадрат» – это прямоугольная трапеция, а для кого-то – это глубокое философское послание, которое зашифровал великий художник.

4 теории, которые помогут за 5 минут понять смысл «Черного квадрата»

Кого из нас при взгляде на произведения современного искусства не посещала крамольная мысль: «Да я тоже так могу!» Пожалуй, больше всего достается «Черному квадрату» Казимира Малевича. На выставке «Москва – Париж» в 1980 году, когда картину показали впервые после долгого перерыва, эту фразу произнес практически каждый посетитель. Так почему же простой черный квадрат на белом фоне оказал такое сильное влияние на мир искусства?

1. «Черный квадрат» – это воплощение самой живописи

Казимир Малевич противопоставлял свой «Черный квадрат» традиционной живописи, которую он называл мертвописью. И тем парадоксальнее, что «Черный квадрат» присутствует в любом произведении мертвописи. Если выкинуть из «Моны Лизы» сначала фон, потом одежду, а потом и саму Джоконду, что останется? Пустой холст, чистый лист, табула раса – или пресловутый черный квадрат. То есть если выбросить из живописи предмет, то останется только беспредметность «Черного квадрата» – чистое, без примесей, искусство. Малевичу не нравилось, что искусство второстепенно по отношению к реальности и является только ее зеркалом. Художник вообще отрицал попытки перенести трехмерное пространство реальности в двумерное пространство холста. Малевич хотел освободить искусство – и создал «Черный квадрат».

2. «Черный квадрат» – полный нуль

Как пишет специалист по русскому авангарду Татьяна Горячева, «Черный квадрат» – это нуль формы и цвета, нулевая точка отсчета в новой истории искусства. Ведь квадрат – это самая простая форма, а черный цвет – «не цвет», поглощающий весь свет и все краски. «Черный квадрат» стал нулевым километром в искусстве, с которого начинается бунт, переход к новому – от классики и некоторых направлений авангарда к супрематизму. Полотно становится резкой точкой на пути упрощения живописи. Картина ощущается как ничто, пустота, полное отсутствие изображения, а следовательно, и как начало нового направления в искусстве.

3. «Черный квадрат» – выключенный телевизор

Современная трактовка рассматривает «Черный квадрат» как погасший экран. Сначала изображение на нем было гармоничным, передавало реальность. Потом вдруг стало грубеть, мельтешить. От попыток настроить антенну становилось только хуже, и в конце концов кто-то предложил просто выключить телевизор. Меняющееся изображение на экране – метафора пути искусства от классицизма и реализма к футуризму и кубизму. Человек, предложивший погасить экран, раз больше ничего хорошего он не показывает, – это сам Малевич, а выключенный телевизор – его «Черный квадрат».

4. «Черный квадрат» – признак скверного характера Малевича

Знаменитый критик начала XX века Александр Бенуа разгромил полотно Малевича. В 1916 году он написал: «Черный квадрат в белом окладе – это не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного приведет всех к гибели». То есть, по мнению Бенуа, картина не была актом творчества – Малевич просто хотел самоутвердиться, а в итоге проявил все самые скверные черты характера и своим «Черным квадратом» унизил искусство. Сам художник не спорил, в ответ на критику он заявил, что счастлив отличаться от предшествующих авторов. Так что Бенуа в чем-то прав: судя по такой реакции, Малевич был тем еще гордецом.

В 2015 году в Третьяковке провели обследование картины с помощью рентгена, ультрафиолета, микроскопа и других методов. Ученых заинтересовали яркие краски, просвечивающие в кракелюрах «Черного квадрата». Исследователи поняли, что под полотном скрывается что-то еще.

Каково же было их удивление, когда под верхним слоем краски они обнаружили не одно, а сразу два полотна и кое-что еще.
• Первый слой – работа кубофутуристического периода, по стилю похожая на картину «Точильщик» 1913 года. Полотно было исполнено в розовом, зеленом и оранжевом тонах. Картина была завершена, краска высохла, и на ней даже появились собственные кракелюры.
• Второй слой – работа в протосупрематическом стиле, что-то типа «Дамы у афишного столба». На этом полотне уже не было свойственных кубизму цифр и форм, цвета стали ярче. Однако к собственно супрематизму работу относить рано.

На белом фоне исследователи разглядели отпечатки пальцев Малевича. А еще под квадратом сумели прочитать полустершуюся надпись «Битва негров ночью». Это отсылка к более ранней работе другого художника. В 1880-х годах француз Альфонс Алле нарисовал черный прямоугольник, мотивировав его черноту названием: «Битва негров в пещере глубокой ночью». Прочитав эту надпись, которая оказалась вверху картины, исследователи поняли, что «Черный квадрат» всегда экспонировался вверх ногами.

Кстати, «Черный квадрат» на самом деле вовсе не черный и совсем не квадратный. Во-первых, стороны этой геометрической фигуры не равны и не параллельны ни друг другу, ни краям рамы. Презентуя картину на выставке 1915 года, сам автор подписал ее как «Четырехугольник», и это больше соответствует истине. Только потом полотно стало «Черным супрематическим квадратом».

Да и цвет фигуры не совсем черный. Малевич смешал 3 краски: черную железно-окисную охру, органическую жженую кость и, что удивительно, арсенит меди, имеющий темно-зеленый оттенок. К масляным краскам художник примешал мел, чтобы убрать эффект глянца. А в оцифрованной версии картины и вовсе насчитывается 18 тысяч цветов.

Тщательный подбор цвета и динамичная неправильная форма говорят о том, что «Черный квадрат» родился вовсе не спонтанно, когда автору захотелось «быстренько что-нибудь намалевать». Полотно стало результатом вдумчивой и кропотливой работы.

Казимир Малевич называл свое творение «Черным супрематическим квадратом». Супрематизм – это направление в авангардистском искусстве, выражающееся в комбинации разноцветных плоскостей и простых геометрический фигур. Комбинация в «Черном квадрате» заключается в контрасте черного и белого, которые создают некую динамику.

Если присмотреться к картине, то можно подумать, что у Малевича были проблемы с черчением, ведь одна сторона немного длиннее остальных, и фигура больше напоминает трапецию. Но у автора не было цели изобразить идеальный квадрат. Более того, у него была идея, согласно которой, большая сторона фигуры должна быть сверху. Но поскольку работники Третьяковской галереи об этом не знали, картина на протяжении многих лет висела «вверх ногами».

Но есть в этом произведении нечто странное и интересное. Когда ученые просмотрели картину под рентгеновскими лучами, они обнаружили три слоя. На одном из них была надпись: «Битва негров в пещере глубокой ночью». Тут имеется в виду монохромная картина Альфонса Алле, который задолго до Малевича написал свой «Черный прямоугольник». Но на самом деле, «Черный квадрат» несет в себе более глубокий смысл, нежели просто прикладное черчение. На последнем же слое картины нашли фигуры, похожие на лошадей.

Значение «Черного квадрата» настолько велико для того времени, что его автор провозгласил себя «Президентом космического пространства». Более того, многие забывают, что «Черный квадрат» входит в серию картин. Помимо него есть «Черный шар» и «Черный крест». Но квадрат привлек к себе больше всего внимания, потому что та сторона, которая чуть больше других, по замыслу автора, вбирает в себя все искусство, что было до него. Возможно, это является причиной отсутствия черной краски. Итоговый слой появился благодаря смешению различных цветов, кроме черного и белого. Поэтому-то он и не чёрный. В итоге, квадрат, является своего рода революцией, точкой отсчета в искусстве.

Существует три теории создания квадрата. Первая теория заключается в том, что Малевича пригласили на выставку. Для этого ему нужно было иметь достаточно картин, чтобы заполнить большое пространство зала. Но работ художнику не хватало и во время создания одной из картин он решил закрасить ее в «черный» и выдать за произведение искусства. Смотря на картину, может действительно создаться впечатление, что работа была создана наспех и с определенной долей небрежности.

Следующая теория связана с футуристической оперой «Победа над солнцем», целиком построенной на литературной, музыкальной и живописной алогичности. Малевич был ответственным за декорации. И в этом перфомансе впервые появляется «Черный квадрат», вместо солнечного круга. Это символизирует победу активного человека над пассивной природой.

Согласно третьей теории, было время, когда Малевич рисовал на заказ обнаженных натурщиц. В одну ночь, когда художник спал, его супруга по имени Казимира в порыве ревности зарисовала одну из картин чёрной краской. Утром Малевич увидел то, что натворила его жена и это, якобы, заставило его задуматься о «Черном квадрате».

В истории искусства роль «Черного квадрата» действительно важна. Важна настолько на тот момент времени, что Казимир Малевич решил, что он – бог, раз оставил людям квадратную точку, разделяющую пространство на «до» и «после».

Категория: Общество | Добавил: laf2304 (22.10.2023)
Просмотров: 108 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [257]
Природа [258]
Общество [256]
Технологии [260]
Загадки Вселенной [259]
Разное [232]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 0
Пользователей: 1
laf2304

Copyright ARA © 2024
uCoz