Magnus Fragor

Главная » Статьи » Общество

Мама напрокат

К сожалению не все женщины наделены таким здоровьем, чтобы зачать и самостоятельно выносить здорового ребенка. В некоторых случаях медицина бессильна. И еще с древних времен имело место явление, когда другая женщина вынашивала ребенка для семьи, в которой существуют проблемы с репродуктивной функцией. Естественно, тогда суррогатная мать являлась фактически биологической мамой ребенка, теперь же благодаря искусственному оплодотворению, существует возможность, чтобы она вынашивала генетически родного ребенка обоих родителей.

Вопрос целесообразности и этичности суррогатного материнства во все времена был краеугольным камнем. Ведь, так или иначе, вынашивая ребенка на протяжении девяти месяцев, женщина может испытывать чувство привязанности, да и беременность – всегда стресс для организма. С другой стороны, отбор женщин для программ суррогатного материнства осуществляется очень тщательно.

В случаях, когда женщине по состоянию здоровья противопоказана беременность, когда у нее отсутствует или повреждена матка, или наблюдается стойкое не вынашивание беременности не поддающее лечению, а также заболевания в запущенной стадии, нарушающие репродуктивную функцию (например, эндометриоз, спайки маточных труб), врачи рекомендуют ей прибегнуть к услугам суррогатной матери. Это означает, что оплодотворенную в пробирке яйцеклетку (собственно пациентки или донорскую) подсаживают в организм отобранной суррогатной матери. Эта процедура оформляется юридически, оплачивается, и рожденный ребенок, безусловно, принадлежит биологическим родителям. Таким образом, женщина согласившаяся выносить его, всего лишь помогает младенцу появиться на свет.

Суррогатной матерью может стать женщина возрастом от 18 до 35 лет, которая уже имеет хотя-бы одного здорового ребенка. Также она должна успешно пройти все необходимые анализы и психологические тесты. А в случае, если она официально состоит в браке, необходимо оформить заверенное нотариусом согласие мужа на участие в программе.

Безусловно, женщинами, которые соглашаются стать суррогатными матерями, движут разные побуждения. Кто-то решается на это ради финансовой выгоды, для других же – это настоящий акт благотворительности, возможность помочь тем, кто так искренне хочет стать родителем, но в силу тех или иных причин не может. И такие женщины далеко не исключение из правил, потому что не редки случаи, когда суррогатные мамы вовсе отказываются от материального вознаграждения.

Для того, чтобы осознать суть всей проблематики, нужно разобраться, что же такое суррогатное материнство? Это вспомогательная репродуктивная технология, при применении которой в зачатии и рождении ребёнка участвуют три человека:

генетический отец – лицо, предоставившее свое семя для оплодотворения и согласное после рождения ребёнка взять на себя обязанности отца;

генетическая мать – лицо, предоставившее свою яйцеклетку для оплодотворения и согласное после рождения ребёнка взять на себя обязанности матери;

суррогатная мать – женщина детородного возраста, согласившаяся на возмездной или безвозмездной основе выносить и родить ребёнка от генетических родителей, и не претендующая на роль матери данного ребёнка.

Суррогатное материнство возможно только при применении экстракорпорального (искусственного) оплодотворения в гинекологических клиниках соответствующего профиля: яйцеклетку, оплодотворенную «в пробирке», переносят в матку суррогатной матери в течение первых 3-5 дней развития эмбриона.

Вообще, давайте пройдемся по самому термину. Суррога́т, или Эрзац – согласно толковому словарю – «неполноценный заменитель чего-либо». В быту это слово очень часто используют для описания подделки, или брака. Суррогат всегда ассоциируется с чем-то негативным. Но давайте отбросим все предрассудки и попытаемся разобраться в этом вопросе без лишних эмоций.

Суррогатное материнство, как явление, разделило общество на два лагеря. Одни с радостью встречают новости об усовершенствовании технологии оплодотворения, другие видят в этом огромную проблему человеческой этики. По этому поводу стоит привести в пример еще одно определение этого явления, которое было принято Всемирной организацией здравоохранения в 2001 году. В нём беременную женщину просто называют «гестационным курьером». Так, будто бы это какой-то челнок для временного развития малыша. Проще говоря, беременную женщину уподобляют инкубатору, который за деньги вынашивает ребенка с последующим рождением и отторжением дитя от матери. В связи с этим возникает ряд этических проблем.

Церковь окончательно сказала свое мнение по этому поводу в своей социальной концепции: «Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов». Святоотеческая антропология Православной веры определяет момент зарождения жизни именно в момент оплодотворения яйцеклетки и появления эмбриона. По методике ЭКО, врач получает множество эмбрионов, из которых выбирает самого сильного. Остальные попросту утилизируются. Так вот, эти избыточные эмбрионы – в приоритете тоже могли бы стать детьми. Это убийство уже существующей жизни.

Противники суррогатного материнства считают, что оно превращает детей в подобие товара, создавая ситуацию, в которой богатые люди смогут нанимать женщин для вынашивания своих потомков; также они утверждают, что при этом материнство становится договорной работой, поэтому стремление к выгоде может возобладать над соображениями пользы для договаривающихся сторон. Кроме того, многие феминистки думают, что такая практика будет способствовать эксплуатации женщин, а некоторые церковные группы усматривают в ней дегуманизирующую, безнравственную тенденцию, подрывающую святость брака и семьи. Существуют также опасения, что некоторых суррогатных матерей может психологически травмировать необходимость отдать «своего» ребенка после установления той связи с ним, которая создавалась на протяжении 9-месячной беременности и родов (даже если вначале женщине казалось, что она сможет расстаться с таким ребенком без особых переживаний).

Сторонники использования суррогатных матерей указывают на то, что для семьи, бездетной из-за неспособности жены зачать или выносить плод, это единственный способ получить ребенка, который будет генетически «своим» для мужа. Они отмечают, что подобная процедура, позволяющая произвести на свет желанное дитя, по сути дела не так уж сильно отличается от усыновления. По их мнению, это не коммерциализация деторождения, а глубоко человечный акт любви и сотрудничества. Этот акт связан, конечно, с потенциальными опасностями для суррогатной матери, но она способна их оценить и может сознательно пойти на риск. Таким образом, решение о заключении контракта не будет для нее более рискованным, чем для многих других женщин, выбирающих себе не совсем безопасные занятия. Сторонники суррогатного материнства не считают его формой эксплуатации женщин; они утверждают, что женщина, добровольно решившая стать суррогатной матерью, получает за выполнение этой роли достаточную материальную компенсацию, а также моральное удовлетворение от приносимой обществу пользы.

Ребенок может унаследовать от суррогатной матери генетические дефекты (в случае использования яйцеклетки самой же суррогатной матери). Некоторые из таких дефектов, к сожалению, не могут быть выявлены современными методами. Возможно также повреждение плода в результате неосторожности суррогатной матери – например, если она будет во время беременности употреблять наркотики или недостаточно хорошо питаться.

Столь же важны, но остаются пока без ответа вопросы психологической адаптации ребенка. Если ребенку объяснят (или он случайно узнает), что его родила не мать, а другая женщина, не станет ли это для него источником проблем или тягостных переживаний? А если контакты ребенка с этой женщиной будут продолжаться и после его рождения (так бывает, когда суррогатная мать – родственница или близкий семье человек), то как это может сказаться на ребенке в дальнейшем?

Несмотря на наличие противоречивых мнений, можно предположить, что суррогатное материнство будет развиваться независимо от того, как к этому будет относиться, скажем, церковь или бабушки во дворе. Поскольку «свой» ребенок даже исключительно психологически всегда будет в несколько раз роднее и ближе, чем приемный. Однако психологическая травма, связанная с его несколько нетрадиционным появлением, не всегда проходит бесследно и для родителей-заказчиков, и для суррогатной матери. Но, тем не менее, невозможно осуждать желание женщины стать матерью. И если именно этот метод может сделать для кого-то чудо, то, вероятно, он имеет право на существование.

Американские исследования, проведенные в последние годы, показали, что люди, которые решают родить ребенка с помощью суррогатной матери, обычно остаются удовлетворенными своим опытом. Надо понять сразу, что этап, на котором люди решают прибегнуть к суррогатному материнству, это уже своего рода «точка невозврата» в вопросе планирования семьи. Этому решению предшествуют годы попыток изменить что-то в своем здоровье, и люди, которые решили прибегнуть к такому методу, уже маниакально зациклены на идее родить генетически своего ребенка. Моральная сторона вопроса остается предметом спора только для тех, кто с трепетом относиться к идее материнства, однако не для супружеской пары, одержимой желанием во что бы то ни стало стать родителями.

Начнем с самой суррогатной матери. Ее участие в рождении ребенка мыслится защитниками суррогатного материнства как «помощь» бесплодным родителям. На одном сайте так и написано: «Если Вы хотите стать суррогатной матерью и готовы помочь нашим пациентам стать родителями…» Однако существует и вполне реальный психологический вред от такого рода «помощи». О нем можно было бы догадаться, уже прочитав на тех же сайтах, что в программу суррогатного материнства, как правило, включены консультации психолога, более того, персонал сайтов обещает от лица клиента взаимодействовать с суррогатной матерью и решать все текущие вопросы «в интересах генетических родителей». Сайты гарантируют согласие суррогатной матери на регистрацию ребенка на имя генетических родителей, как будто женщины-суррогаты только и делают, что отказываются от своих договорных обязательств.

За девять месяцев беременности женщина по-разному осознает свое состояние. В перинатальной психологии (pere – вокруг, около; natos – рождение) принято выделять несколько периодов, в которых отношение беременной женщины к своему «интересному положению» и к окружающему миру претерпевает значительные изменения. Все они входят в так называемую психологическую доминанту беременности, то есть в ряд различных эмоциональных состояний, которые властвуют (доминируют) над всеми остальными житейскими переживаниями.

Главным «действующим лицом», обеспечивающим особое эмоциональное и психологическое состояние женщины в период вынашивания, является ПРОГЕСТЕРОН – так называемый «гормон беременности». Под его воздействием с самого начала беременности, с момента прикрепления зародыша и начала его развития (не зависимо от того – свой это ребенок или подсаженная оплодотворенная яйцеклетка от других генетических родителей) организм женщины начинает работать в режиме «все для фронта, все для победы». Задача прогестерона — освободить все вакантные энергетические ресурсы для вынашивания и развития плода. Под влиянием гормональной перестройки обычные гормональные процессы уходят на второй план, перестраивается работа нервной системы. Неумолимый прогестерон обеспечивает защиту плода, усыпляя на время беременности иммунитет – «дракона», защищающего человеческий организм от любого чужеродного вторжения. Не стоит забывать, что, с точки зрения иммунологии, беременность – это чудо, потому что для материнского организма плод является чужеродным существом, и нормальным иммунным ответом материнского организма на его развитие была бы реакция отторжения. Борьба прогестерона с иммунитетом часто выражается в виде раннего токсикоза беременности: и тут суррогатная мать оказывается в худшем положении, чем если бы она была беременна генетически своим ребенком.

В развитии токсикоза, являющегося по сути иммунной реакцией отторжения, положительную роль играет то, что плод генетически чужероден матери лишь на половину, а суррогатная мать вынашивает полностью генетически чужеродный плод. Реакции отторжения, которые выражаются слабостью, потерей аппетита, рвотой, снижением веса, апатией, тревогой, мнительностью, раздражительностью у суррогатной матери могут быть физиологически выражены сильнее. На этот период приходится адаптационная фаза доминанты беременности: эйфория, связанная с повышенным выделением прогестерона, быстро сменяется апатией, тревогой и раздражительностью. Будущая мама нередко начинает рефлексировать, бояться за свое здоровье; она сомневается в собственных силах и правильности принятого решения. Сначала беременная «суррогатным» ребенком женщина думает: «Ура, у меня получилось! Первая часть бизнес-плана осуществлена!» Но потом приходит токсикоз, а вместе с ним – страх и первые сомнения: «из-за чего я страдаю?»

Быть беременной «понарошку» не получится – физиологический механизм этого процесса неизменен и весьма масштабен. Последующие периоды доминанты беременности будут все больше и больше погружать женщину в ощущения собственного материнства, собственной беременности, в заботу именно о своем ребенке, которого ей в будущем придется отдать. Когда токсикоз заканчивается, наступает период доминанты погружения. Под действием этой доминанты многие женщины начинают совершать поступки, подчеркивающие факт беременности в собственных глазах и в глазах всех окружающих. Именно в это время женщина может попросить достать ей подснежники в январе: «мало ли что взбредет в голову беременной женщине?»

Материнство в это время выдает себя как свет, который нельзя скрыть в темном углу. Женщина расцветает, полностью раскрывая свою женственность. Увеличивается грудь, округляется живот. Волосы становятся гуще, кожа выравнивается. Она начинает активно увлекаться всем, что связано с темой беременности, и сама того не замечая, полностью погружается в тематику материнства. Тем временем у генетических родителей обычно складываются свои представления о том, как и где их суррогатной матери лучше рожать, когда ей гулять и что ей есть «в интересах ребенка». Если в таких вопросах у молодых мам и при нормальной беременности порой бывают серьезные разногласия с родственниками, то что уж говорить о конфликтах, которые возникают с генетическими родителями при суррогатной беременности!» Материальный стимул, который по плану должен был помочь перенести все невзгоды, в этот период просто не работает, так как у женщины пропадает интерес ко всему, кроме беременности. Надо помнить, что ребенок к этому времени уже явно напоминает о себе – он начинает шевелиться. Гормоны делают свое дело. Женщина хорошо себя чувствует и хорошо выглядит. Постепенно она начинает ощущать себя по настоящему беременной, грань «чужой-свой» ребенок окончательно стирается.

Затем наступает стадия доминанты, которую называют «синдром перемен». Если вы видите беременную женщину, с увлечением клеящую обои в два часа ночи, будьте уверены – она находится именно на этой стадии. Все нормальные родители в это время разъезжают по строительным рынкам, временно переквалифицировавшись в доморощенных дизайнеров и маркетологов. Но суррогатная мать на все это не имеет права. Вмешиваясь в планирование интерьера для будущей детской, теперь уже она вызывает генетических родителей на конфликты. «В это время очень хочется устраивать детскую, выбирать «приданное» для малыша, вязать чепчики и пинетки, и даже если суррогатная мать пытается подавить в себе «синдром гнездования», до конца сделать это она все равно не в состоянии».

К концу второго триместра беременности будущая мама начинает подробно расспрашивать подруг и близких, читать в Интернете дневники беременности и рассказы о родах – так вступает в силу «информационная» доминанта. «Именно в этот период суррогатная мать начинает оценивать двойственность своего положения. Помимо обычного страха перед родами, у беременной женщины может появиться и особый, мистический страх, связанный с фактом суррогатного материнства. Иногда под воздействием «информационной» доминанты женщина видит тревожные «вещие» сны, она говорит себе: зачем я рожаю этого чужого ребенка? А вдруг это не правильно? А вдруг за это меня накажет Бог?». И, наконец, в «предродовой» доминанте начинается самый печальный период суррогатной беременности. «Я носила этого ребенка, страдала из-за него; я заботилась о нем больше, чем его биологические родители. Неужели это не мой ребенок, разве я не имею на него права?! Вот я рожу – и все, конец?», – говорит себе женщина.

При суррогатном материнстве ни одна из естественных потребностей беременной матери не реализуется. Изъян со стороны психологического статуса у женщины, которая носит ребенка и знает, что он никогда не будет ей принадлежать, безусловен. У них происходит как бы «раздвоение личности»: одна часть планирует некоторую медицинскую операцию с целью поправить свои финансовые дела, а вторая не зависимо от первой оказывается по настоящему беременной; эта часть любит еще не родившегося ребенка и, естественно, считает его своим. Такой диссонанс находится на грани между нормой и патологией психического здоровья женщины; раздвоение личности вкупе с мощной гормональной перестройкой может спровоцировать развитие серьезного психического расстройства. Бесспорно, такое психоэмоциональное состояние вредно не только для самой суррогатной матери, но и для плода, который она носит.

Известно, что беременным нельзя нервничать, психологический стресс для них противопоказан. Но что именно происходит с ребенком, когда суррогатная мать испытывает страх или депрессию? Отрицательные эмоции, такие, как страх, обида, тревога, раздражение и огорчение, приводят к повышению в крови адреналина. Это вещество, именуемое в популярной литературе «гормоном страха», опасно состояния беременности: избыток адреналина в крови может привести к тахикардии (учащению сердцебиения), повышению артериального давления и тонуса матки. Перечисленные изменения в самочувствии будущей мамы, возникающие на фоне отрицательных эмоций, нередко становятся причиной развития фетоплацентарной недостаточности – ухудшения питания и дыхания плода в связи со снижением плацентарного кровотока. Гипертонус матки, возникающий на фоне раздражения или страха беременной, является основным фактором угрозы прерывания беременности и преждевременных родов. Так что ограждать женщину «в интересном положении» от всего, что может ее огорчить или напугать, действительно важно: от состояния нервной системы матери во многом зависит течение беременности, а, следовательно, и здоровье плода.

Если женщина находится в подавленном состоянии ее гипофиз выделяет меньше эндорфинов. В популярной литературе их еще называют «гормоны счастья». Это основные гормоны нашего организма, от количества эндорфинов зависит скорость обменных процессов и работа всех систем человеческого тела. Если это организм беременной женщины, то количество эндорфинов сказываются соответственно и на развитии ребенка, непосредственно зависящего от материнского обмена веществ: ведь плод живет за счет организма матери, он питается от этой системы, развивается и дышит за ее счет. Стресс во время беременности увеличивает риск не только психологической ущербности ребенка в будущем, но и представляет опасность для его элементарного физического здоровья. У ребенка, чья мать во время беременности подвергается постоянному стрессу, резко повышается риск формирования патологий развития».

Но и генетическим родителям приходится не сладко – перинатальные психологи считают, что у них есть причины нервничать. На западе в 60% случаев суррогатные матери пытаются расторгнуть договор, или скрыться с глаз своих нанимателей. Не редки попытки выкрасть ребенка. Если мы боимся, оставляя ребенка с няней, то какой же страх должна испытывать женщина, если ее ребенка носит другая женщина. Тут уж волей-неволей начнешь думать: а как она себя ведет, когда я ее не вижу? Не вредит ли она малышу неправильным образом жизни? Не захочет ли она украсть у меня ребенка, не полюбила ли она его больше, чем люблю его я?

Существует мнение, что бездетность – это указание на то, что, возможно, в качестве родителя тебя ждут другие дети – сироты, лишенные родительской любви, которых можно усыновить из детского дома. Но, как уже было сказано выше, люди, решившиеся на суррогатное вынашивание, непременно хотят генетически «своего» ребенка. Впрочем, бывают случаи, когда родителей разочаровывают и собственные, абсолютно родные «генетические» дети. Иногда, со временем становится ясно, что в семье растет совсем не тот человек, каким родителям хотелось бы видеть свое чадо. Матери и отцу приемного ребенка бывает легче с этим смириться. Они могут себя утешить тем, что не их генетика стала причиной проблем, тем что они могут изменить последствия этой генетики известными педагогическими приемами, и наконец, что они в любом случае сделали доброе дело, забрав малыша из детского дома в семью. А вот родителей «суррогатного» ребенка, когда этот ребенок подрастет, все равно невольно будут мучить мрачные мысли: а правда ли это мой ребенок? Может быть все-таки он немножечко не мой, потому что носила его не я?» Если практика суррогатного материнства станет повсеместной, сам аспект материнства претерпит серьезные изменения в сторону деградации.

Если привести на консультацию к психологу своего подростка, то первое что психолог спросит: как переносили беременность и как долго кормили грудью. Если настолько важно грудное вскармливание, которое сегодня прекрасно можно заменить кормлением из бутылки, то что говорить о вынашивании, о генетической целостности организма, о преемственности поколений и формировании во время беременности родовой доминанты, которая по сути является увертюрой к дальнейшему сознательному материнству?»

Обычно считается, что религиозные традиции безоговорочно осуждают любую «суррогатизацию». Однако все не так безоговорочно.

Иудаизм озабочен родом и его продолжением. Все, что этому помогает, – хорошо, только вот с родословной могут быть проблемы. Одной из важнейших заповедей еврейской религии является продолжение потомства, то есть создание потомства, заповедь «плодитесь и розмножайтесь», которая первая оглашается в Библии ещё даже до появления еврейского народа. То есть это заповедь, которая распространяется на всех абсолютно людей в этом мире. Иудаизм всегда стоял за развитие медицины, за прогресс, в том числе и в сферах врачевания, и поэтому само по себе суррогатное материнство не будет осуждаться как один из способов продолжения рода. Хотя могут быть некоторые сложности, о которых будут говорить уже соответствующие юридические авторитеты в еврейском Законе, авторитеты в области Галахи, то есть еврейского права, и эти вопросы будут связаны только с еврейским статусом новорождённого младенца. А в целом к самому процессу такого оплодотворения вполне позитивное отношение» (раввин Леонид Бимбат).

А вот для ислама право ребенка на родословие и доверие Всевышнему, Который дает детей – прежде всего. Суррогатное материнство – это вспомогательная репродуктивная технология, в ходе которой участвуют три человека: генетический отец, генетическая мать и суррогатная мать, то есть женщина детородного возраста, согласившаяся выносить и родить ребёнка от генетических родителей. При этом она не претендует на роль матери этого ребёнка. Данное действо противоречит исламу по ряду причин. Во-первых, в процессе зачатия ребёнка недопустимо участие третьей стороны. В данном случае ею является суррогатная мать, именно в её чреве впоследствии будет зачат ребёнок. Ислам уделяет огромное внимание такой стороне вопроса, как сохранение генеалогии, сохранение родства. В суре «Аль-Муджадаля» Всевышний Аллах говорит: «Их жёны – не матери им, их матерями являются только те женщины, которые их родили». В исламе у каждого ребёнка есть право на родословную, а именно на отца и мать. А при суррогатном материнстве возникает вопрос: кто же является матерью? «Наша религия учит нас терпению и смирению. Возможно, бесплодие в супружеской паре лишь временное явление, и мы не должны ограничивать милость Творца к себе. На всё воля Всевышнего. Просите – и Создатель одарит вас здоровым потомством» (муфтий Рушан Аббясов).

Протестантизм вполне поддерживает идею доверия Богу, Который дает или не дает детей. Жизнь выявляет массу новых тем, которые не снились библейским авторам, просто жизнь их не выявляла. Поэтому приходится мыслить на некотором принципиальном уровне. А если такой вопрос задать: для чего нужно суррогатное материнство? Видимо, для того, чтобы иметь ребёнка, для того, чтобы его воспитать, для того, чтобы продолжиться в следующих поколениях именно своей ДНК, свой род развить. С этой позиции, конечно, нет ничего плохого в том, чтобы применять разные методы, в том числе и суррогатное материнство, любые методы. Но если мы живём в мире, которым управляет Бог, если мы верим в то, что имя каждого написано у Него и Он нам даёт определённый жизненный дар, то тогда суррогатное материнство просто не нужно христианам. «Мы не осуждаем никак людей, которые поступают по-другому, это их мировоззренческий выбор, это и последствия, которые они в связи с этим переживают. Но человек, живущий пред Богом, должен распознать ценность именно его жизненного положения и её осуществить. Потому что, скажем, люди, не имеющие своих собственных детей, что-то особенное могут принести в общество, в жизнь – и свою, и других людей» (пастор Александр Федичкин, президент Российского евангельского альянса).

Для православия же важно, чтобы отношения между людьми – образами Божьими – не обезличивались. Это новый вопрос, относящийся к разряду биоэтических проблем. Конечно, суррогатное материнство до сих пор вызывает споры, потому что предполагается, что человек имеет право любыми средствами обрести ребёнка, если он того хочет, и средства здесь не так уж и важны. Но, конечно, для христианина так ставиться вопрос не может. Да, любой биоэтический вопрос – амбивалентен, да, он имеет и положительную, и отрицательную стороны, всегда есть две стороны. Посмотрите, что происходит. Разве не имеют к ребёнку отношение отец и мать, которые зачали этого ребёнка? Конечно, имеют, они биологические отец и мать. Но разве не имеет отношения к этому ребёнку та женщина, которая его выносила, которая терпела муки рождения? И она имеет отношение к этому ребёнку, и он к ней имеет отношение. Как это разделить, как это сочетать – огромная проблема. Ребёнок кого должен больше всего почитать: страдавшую за него мать, которая его родила, или думать больше о матери, которая зачала его? Обычно зачатие считается моментом, когда Бог благословляет явление нового человека в мир. Но второй точкой этого явления является его рождение. И разделить эти вещи очень рискованно. И тогда размывается понятие родительства, вообще тогда можно придумать какую-то технологическую цепочку процесса вынашивания–рождения, и люди будут всё более и более обездушены, как бы духовно и душевно покалечены, а может быть и физически. «Если уж есть возможность у людей родить ребёнка – физическая и внутренняя духовная, душевная – пусть она используется. Нет у тебя такой возможности – имей смирение или возьми ребёнка уже родившегося от других людей, усынови ребёнка. Пусть он знает, что у него есть родители, но вот так случилось, что воспитывается он в другой семье» (о. Георгий Кочетков).

Проблема суррогатного материнства является наиболее дискуссионной и наименее урегулированной в правовом отношении. В первую очередь его подвергают критике за коммерциализацию, мотивируя тем, что женщина, по сути, используется в роли платного инкубатора. О запрещении использования суррогатного материнства в коммерческих целях говорится в Брюссельской декларации Всемирной медицинской ассоциации (ВМА) 1985 года.

На общеевропейском уровне 19 ноября 1996 года Совет Европы принял Конвенцию по правам человека в биомедицине. Конвенция является первым обязательным в области здравоохранения юридическим документом, направленным на защиту человека от возможных злоупотреблений, связанных с использованием новых биологических и медицинских методов и процедур.

Методы искусственного оплодотворения в международном праве регулируются также несколькими директивами, вытекающими из трех рекомендаций Парламентской ассамблеи Совета Европы, резолюциями, принятыми 16 марта 1969 года Европейским парламентом, и решениями Комиссии по правам человека 1971 и 1976 годов.

Суррогатное материнство, в том числе коммерческое, законодательно разрешено в США (в большинстве штатов, хотя законодательство сильно отличается от штата к штату), Южно-Африканской Республике, Украине. Некоммерческое суррогатное материнство разрешено в Австралии, Великобритании (допускается оплата текущих расходов суррогатной матери), Дании (с серьезными ограничениями), Израиле, Испании, Канаде, Нидерландах (запрещена реклама суррогатного материнства, предложение услуг суррогатных матерей и их подбор), в отдельных штатах США (Нью-Гемпшир, Вирджиния).

Законодательно суррогатное материнство запрещено в Австрии, Германии (наказание несут врачи и посредники, а не родители и суррогатная мать), Италии, Норвегии, Швеции, в отдельных штатах США, Франции, Швейцарии и др. В некоторых странах закон не запрещает суррогатное материнство, но при этом никак его не регламентирует (Бельгия, Греция, Ирландия, некоторые страны Латинской Америки и Азии).

В США практика применения суррогатного материнства наиболее распространена. Конгресс США разрешил суррогатное материнство в 1991 году, хотя в штатах Нью-Гемпшир и Вирджиния оно запрещено до сих пор. Во многих американских штатах открыты агентства по его применению. В стране имеется огромная база донорских яйцеклеток для женщин, которые не могут предоставить суррогатной матери собственную. Возможен выбор донора даже по этническому происхождению, вероисповеданию и внешности. Что касается законодательного решения вопроса о суррогатном материнстве, то США не имеют единой правовой базы по его применению. Конституция этой страны предоставляет государственным собраниям штатов право самостоятельно принимать законодательные акты в области здравоохранения, поэтому каждый штат США сам создает медицинскую законодательную базу, в том числе и касающуюся использования метода суррогатного материнства. Наиболее прогрессивной в этом отношении является Калифорния. По законодательству Калифорнии предоставление услуг суррогатного материнства не противоречит общественному сознанию, в связи с чем на территории штата разрешено суррогатное материнство независимо от того, на каких началах оно будет основано. Основными критериями, которым должна соответствовать суррогатная мать, являются возраст от 20 лет и наличие собственных детей.

В Финляндии вопросы, связанные с применением метода суррогатного материнства и установлением происхождения детей, рожденных вне брака, регулируются законом об установлении отцовства 1975 года. Согласно положениям закона при рождении ребенка суррогатной матерью применяется принцип биологического родства, то есть материнство автоматически следует из факта рождения ребенка, даже в тех случаях, когда полностью используются донорские клетки супругов, и между биологической матерью и новорожденным нет никакой родственной связи. В последующем материнство не может быть аннулировано на том основании, что законной матерью не является биологическая мать ребенка.

Семейный кодекс Украины, вступивший в законную силу 1 января 2004 года, легализовал суррогатное материнство, в результате чего украинское законодательство стало одним из самых благоприятных в мире для прохождения данного вида программ.

В отличие от США, Финляндии, Украины и иных стран, разрешающих применение любых методов вспомогательных репродуктивных технологий, законодательство ряда государств налагает определенные ограничения и запреты, касающиеся суррогатного материнства (Австралия, Израиль, Нидерланды, Испания, Дания, Канада, Великобритания). В Нидерландах, например, запрещена реклама суррогатного материнства, предложения услуг суррогатных матерей и их подбор, в Великобритании допускается только оплачивать текущие расходы на оказание медицинской помощи. В Венгрии и Дании суррогатной матерью может стать только родственница генетических родителей.

В Израиле применение вспомогательных репродуктивных технологий представляется наиболее предпочтительным вариантом решения проблемы бесплодия. В отличие от иных методов искусственного оплодотворения, урегулированных актами министерства здравоохранения Израиля, в 1996 году кнессетом был принят закон, регламентирующий права, обязанности сторон суррогатного материнства и механизм применения данного метода репродукции человека. Суррогатное материнство допускается только в отношении гетеросексуальных супружеских пар и только в том случае, когда суррогатная мать, являющаяся гражданкой Израиля, не имеет генетического родства с ребенком, не связана родством ни с одним из названных (генетических) родителей и принадлежит к той же религии, что и названная мать. Необходимо также получить одобрение комитета, состоящего из социальных работников, врачей и религиозных деятелей.

В Германии вопросы, связанные с применением вспомогательных репродуктивных технологий, регулируются принятым в 1991 году Актом (The Embryo Protection Act). Согласно положениям указанного Акта в Германии разрешено только искусственное оплодотворение, доступ к которому гарантирован лицам, состоящим в законном браке. Суррогатное материнство, предполагающее донорство женских яйцеклеток, рассматривается как недопустимое. Одним из веских аргументов столь радикальной позиции является недопустимость разделения биологического и социального материнства, способного привести к проблеме идентичности ребенка и неизбежным психологическим конфликтам сторон отношений суррогатного материнства. Более того, любые попытки осуществить искусственное оплодотворение женщины, готовой отказаться от своего ребенка после его рождения, рассматриваются с точки зрения уголовного права как преступление.

Закон Италии от 19 февраля 2004 года «О нормах вспомогательных репродуктивных технологий» полностью запрещает суррогатное материнство. Согласно этому закону, итальянцы имеют право прибегать к использованию методов искусственного оплодотворения только при предоставлении справки о бесплодии. При этом запрещены репродуктивные программы с участием третьей стороны, то есть суррогатное материнство и донорство. Законодательство Италии предусматривает лишение свободы на срок от трех месяцев до двух лет и штраф в размере от 600 тысяч до 1 миллиона евро тем лицам, которые в любой форме производят, организуют и рекламируют донорство или суррогатное материнство на территории Италии, однако итальянским гражданам не запрещено пользоваться такими услугами за границей.

Стать мамой естественным путем получается не у всех женщин. Тогда на помощь приходит суррогатное материнство. Люди, которые идут на этот шаг, как правило, обеспечены и они очень хотят ребенка. Как это, вынашивать ребенка для чужих людей, зная, что ему обеспечат достойное будущее, но понимая, что ты никогда больше его не увидишь? Возможно, для некоторых женщин это своего рода бизнес – они рожают детей для бесплодных семей, получая за это щедрое денежное вознаграждение. Для кого-то – это способ выйти из затруднительного финансового положения. Но есть и такие женщины, для которых это – радость, которую они могут подарить другим людям.

Категория: Общество | Добавил: laf2304 (15.05.2017)
Просмотров: 361 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [257]
Природа [258]
Общество [256]
Технологии [260]
Загадки Вселенной [259]
Разное [232]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2024
uCoz