Magnus Fragor

Главная » Статьи » Общество

Мир «1984» Джорджа Оруэлла

Роман-антиутопия "1984" Джорджа Оруэлла издан в 1949 году. Описанный в произведении тоталитаризм заставляет читателя обратить внимание на свой жизненный уклад, смысл своего существования, своё предназначение. Книга "1984" является одной из самых известных в жанре антиутопии. Главной темой романа является цензура. Некоторые эпизоды произведения можно встретить и в нашей жизни. Но стоит ли тратить своё время на ознакомление с книгой "1984"? Давайте разбираться..

Не трудно догадаться, что действие романа происходит в 1984 году. К этому времени мир пережил череду жестоких и кровопролитных войн, в результате которых осталось три сверхдержавы.

Эти государства продолжают периодически воевать между собой, чтобы с помощью страха контролировать людей и отвлекать их от реальных проблем внутри стран, включая небывалую бедность и тоталитарный режим.

В одной из этих империй живёт главный герой романа – Уинстон Смит. Он состоит в «Министерстве правды» и занимается тем, что уничтожает и переписывает факты прошлого под новые политические стандарты. В какой-то момент он задумывается над правильностью происходящего и заводит дневник, которому доверяет собственные сомнения касаемо Большого Брата.

Позже Уинстон знакомится с девушкой Джулией. Она тоже ставит под вопрос деятельность государства, благодаря чему Смит чувствует, что больше не один. Постепенно между героями зарождаются чувства. В конце концов они знакомятся с представителем сопротивления, который даёт им запрещённую книгу о философии будущего переворота. За её чтением пару и застаёт полиция мысли. Героев подвергают пыткам, в ходе которых каждый предаёт другого.

Спустя некоторое время Уинстон и Джулия встречаются вновь. За ними уже нет слежки, но и чувств у героев друг к другу не осталось. Осталась лишь безоговорочная любовь к Большому Брату.

Казалось бы, в основе романа лежит весьма примитивный сюжет любви двух бунтарей, сражающихся и ломающихся под гнётом системы. Однако главные герои здесь вовсе не Смит и Джулия, а тоталитаризм. А основная мысль книги «1984» – тоталитаризм уничтожает в человеке всё человеческое.

Не случайно в романе повторяются три главных постулата, согласно которым живёт всё население: «Война – это мир. Свобода – это рабство. Незнание – сила». Что они означают?

Как уже было сказано, события романа происходят на фоне постоянной борьбы между тремя крупными государствами: Океанией, Евразией и Остазией. При этом Большой Брат уверяет население, что конфликт этот был всегда, и менялись лишь победители и проигравшие. Оруэлл вкладывает сюда достаточно простую, но значимую идею: враг существует всегда и везде, и неважно, кто именно находится по ту сторону баррикад, противостояние всё равно будет продолжаться.

Вторая часть лозунга указывает на социальное устройство общества и государства. Так, население трёх сверхдержав привыкло быть одинаковым. Люди находятся на одном уровне достатка, имеют одинаковые дома, одежду, пищу. Желание обладать бóльшим разобщает человеческую массу, что в дальнейшем приводит к разногласиям и конфликтам.

Таким способом Оруэлл показывает, что тоталитарному государству не нужно население с индивидуальностью, ему нужна человеческая масса. В то же время индивидуальность включает в себя не только оригинальный внешний вид, но и самостоятельное мышление, критический взгляд, способность анализировать и сравнивать. Большому Брату нужно, чтобы люди слепо повиновались любым указам и безоговорочно верили пропаганде, потому свобода мысли здесь запрещена и преследуется законом.

Вы наверняка уже поняли, что роман стал своеобразным предупреждением британского писателя. Оруэлл попытался показать, какой унизительной и жалкой будет судьба человечества, если народ продолжит подчиняться правительственной диктатуре, не будет участвовать в управлении государством и перестанет бороться за свои права.

Писатель выразил мнение касаемо революции и роли народных масс в истории, осудил тоталитаризм, милитаризм, террор. А ещё показал, как важно ценить мир, терпимость и осуждать диктатуру в любой форме.

Если читатель не знаком с жанром антиутопия, ему срочно нужно прочитать произведение Джорджа Оруэлла "1984". Роман вышел в свет в 1949 году. Тяжёлое послевоенное время. Кругом царили бедность, голод и неопределённость.

Писатель в своей книге разделил карту мира на три составные части. Территории погрязли в постоянном выяснении отношений. Непрекращающаяся война охватила весь мир. Кто одержит победу? Вопрос, который долгое время остаётся без ответа. У всех трёх тоталитарных империй равный уровень развития. Книга "1984" держит в напряжении с самых первых страниц.

Несомненным преимуществом произведения Джорджа Оруэлла является то, что роман-антиутопия заставляет думать. Многие после ознакомления с книгой радуются, что участь действующих лиц не коснулась их. Произведение "1984" пронизано нестерпимой болью, кровью и жестокостью. В сравнении с миром, представленным на страницах романа, мы понимаем, что живём в лучшем обществе.

Многие читатели считают, что книга написана ёмко и чётко. Никаких лишних деталей или образов. Писатель не углубляется в мелочи. Джордж Оруэлл показал общую картину мира. Он мыслит масштабно и правдиво. Иногда эта правда "режет глаза". Но нельзя замечать исключительно положительные стороны нашего бытия.

Писатель затронул многие философские вопросы. После ознакомления с произведением "1984" у читателя точно появится "пища" для размышления. Проблемы, поднятые Джорджем Оруэллом, актуальны и в наше время. В центре повествования человек. Он закован, замурован. У него нет права на своё мнение, жизненные взгляды. Персонаж задавлен системой государственного устройства. Никаких личных интересов, увлечений. Никакой свободы. Он чётко должен выполнять то, что ему приказано. Такими персонажами легко манипулировать. В государстве, в котором содержится персонаж, можно все. Такой закон. Однако вместе с тем герою ничего нельзя. Парадоксальная ситуация, из которой выход найти крайне сложно.

Сюжетная линия держит читателя в напряжении до самого финала. Потребности действующей власти превыше всего. Но кто же является олицетворением этой власти? В чьих руках она сосредоточена? Вопросы, которые остаются загадкой до самой концовки произведения. Каждое действие персонажа наказуемо. Но больше всего наказывают способность мыслить. Герой должен отключить свой разум. Но как подавить то, что заложено природой. Как персонаж будет выходить из этой ситуации? Покажет время.

Джордж Оруэлл добавил в произведение и любовную линию. Однако отношения между персонажами сложно назвать искренними. У героев словно атрофировались все чувства. Они машины, выполняющие приказы. Любовь с оттенком равнодушия. Но даже эта пародия на нежные и трепетные чувства – уже большой прорыв в жизни персонажей.

Лицам до 18 лет читать произведение "1984" не рекомендуется. Также не следует знакомиться с книгой людям, обладающим тонкой нервной организацией. Сцены насилия, которые присутствуют в романе-антиутопии, могут оказать негативное влияние на психику. В книге царит беспросветный пессимизм. Никакой надежды на светлое счастливое будущее. Да и будет ли оно? Изощрённые пытки, безжалостность и жестокость поражают даже сильного духом читателя. Персонаж книги постоянно подвергается моральному насилию. Герой устал, он внутренне сломлен. У него нет ни силы духа, ни стержня. Логику найти невозможно. Так запрограммирована система.

Книгу "1984" нельзя прочитать быстро и непринуждённо. Сложный слог заставляет читателя думать над каждым предложением. Начало произведения может оттолкнуть от дальнейшего ознакомления. Некоторые читатели считают, что повествование затянуто, а сюжетная линия не интересна. После прочтения книги у некоторых читателей возникает чувство неподдельного страха. Они словно увидели правду, на которую долго закрывали глаза. Не каждому из нас по силам осознать и принять то, что описано в произведении "1984". Некотором не следует даже приступать к ознакомлению.

Каждый должен осознанно прийти у тому, что ему необходимо прочитать роман-антиутопию "1984". После ознакомления с произведением у читателя появится непреодолимое желание пересмотреть свою жизнь и выделить то, к чему стоит стремиться. Информации к размышлению будет предостаточно. Но следует быть готовым к тому, что эти данные будут с негативным оттенком. Информация, полученная из произведения "1984" Джорджа Оруэлла, может "загнать" вас в депрессию. Важно быть готовым к возможным последствиям.

Тяжелая книга. Местами жестокая и безжалостная. Человеческий разум иногда бывает уродлив до гениальности. Джордж Оруэлл не боится обнажать самые потаенные уголки души. Это книга для тех, кто любит думать. Не только о своей жизни, но и о существовании общества.

Произведение "1984" относится к тем, которые переворачивают сознание. Писатель словно намекает, что читатель находится в полном неведении. Он ничего не знает. Даже не предполагает и не догадывается. Джордж Оруэлл говорит о том, что доверять нельзя никому. Иногда даже себе. Наши глаза способны видеть лишь то, что нам показывают.

Кому можно посоветовать этот роман-антиутопию? Смелым мыслителям, которые не боятся столкнуться с огромным злом. Людям, которые готовы пройти по грани, разделяющей моральные ценности. Неоднозначная и противоречивая книга "1984" Джорджа Оруэлла говорит о том, что зло безгранично. Но на его пике мы можем осознать для себя что-то действительно важное. Только смелым мыслителям по силам разгадать главную загадку произведения и осознать гениальность идеи автора.

Антиутопию "1984" часто называют справочником для живущих в трудные времена. Популярность романа Джорджа Оруэлла, написанного в середине XX века, в последнее время заметно выросла. Почему же он не теряет своей актуальности?

Это художественное произведение, описывающее ужасы тоталитаризма, по-прежнему шокирует. И первое, что заставляет содрогнуться – это узнаваемость того, что описывает Оруэлл. Двойные стандарты, новояз, полиция мыслей, министерство любви, причиняющее боль, вгоняющее в отчаяние и уничтожающее инакомыслящих, министерство мира, разжигающее войны, роботы-писатели, производящие порнографическую литературу для отвлечения масс...

Когда-то Оруэлл открыл нам глаза на то, как функционируют тоталитарные режимы. Но сегодня мы читаем "1984" иначе – с тревогой, пытаясь понять, как далеко наши государства и мир в целом продвинулись по пути в ад, описанный Джорджем Оруэллом.

Роман пророческий? Возможно. Роман, который обескураживает, волнует, заставляет признать его правдивость и задуматься? Без сомнения, да.

Книга, изданная в 1949 году, была написана на фоне руин, которые оставила война, среди голодных, уставших и измученных военным временем людей. Удивительно, но сегодня она актуальна как никогда. Роман "1984" вооружает нас важным знанием.

Роман, начинающийся подчеркнуто без драматизма ("Был холодный, ясный апрельский день, и часы пробили тринадцать"), досконально описывает специфику современной тирании.

Главный герой Уинстон Смит работает в министерстве правды, которое занимается постоянным обновлением истории, подгоняя ее под современные обстоятельства и изменения на политической арене. За ним и другими сотрудниками неустанно следит Большой Брат, который все видит и все знает.

В романе "1984" экраны телевизоров превратились в экраны слежения за всем, что происходило в домах людей. Сегодня таковыми стали вездесущие социальные сети, а не камеры наружного наблюдения, как того опасались еще некоторое время назад.

В 1984 году в романе за гражданами следят экраны телевизоров, и каждый шпионит друг за другом. Сегодня соцсети следят за каждым нашим действием, покупкой или комментарием, который мы оставили в интернете. Они постоянно присутствуют в нашей жизни и навязчиво пытаются предугадать любое наше желание. Выбор потребителя тщательно отслеживается и превращается в товар, который можно продать на рынке. Предпочтения пользователя становятся объектом политических кампаний, искажающих принципы демократии.

Оруэлл понимал, что тоталитарным режимам всегда нужен враг. В "1984" он изображает, как просто с помощью пропаганды необходимые идеи насаждаются массам. Кроме того, своими "двухминутками ненависти" (обязательный для всех граждан ежедневный просмотр фильма о врагах государства) он очень точно предсказал такое явление, как онлайн-агрессия.

Герой романа Уинстон Смит отмечает: "Самое страшное в двухминутках ненависти заключалось в том, что, участвуя, невозможно было оставаться безучастным... Отвратительный экстаз страха и мести, желание убивать, мучить, сокрушать кузнечным молотом чьи-то черепа, подобно электрическому току, неслись по всему залу, превращая людей против их желания в визжащих и гримасничающих помешанных". Большой Брат в равной степени и абсурден, и ужасен.

Сегодня политические, религиозные и коммерческие организации точно так же играют на чувствах пользователей интернета. Оруэлл на удивление точно описывает, как такие действия порождают в нас жажду объединиться в своей ненависти.

Ставший одним из символов нашего времени, прочно вошедший в наш лексикон, ставший именем нарицательным Большой Брат, диктатор из романа Оруэлла, удивляет абсурдностью своих действий и одновременно ужасает.

Идеи написанного Оруэллом коренятся в противоборстве идеологических монстров, обезобразивших ХХ век – его главных "измов". Писатель сражался с фашизмом во время гражданской войны в Испании (считая пацифизм роскошью, за которую платят другие люди), но также осознавал пустые обещания коммунизма. Он был непосредственным свидетелем самообмана слепо верящих в идею, когда воевал в рядах ополчения, сформированного антисталинистской коммунистической партией (ПОУМ). Позиция ПОУМ сильно отличалась от позиции сталинистской Коммунистической партии Испании, и Оруэлл воочию увидел, что коммунисты в Испании борются с революцией.

Сегодня настало время других "измов". Однако национализм и популизм по-прежнему играют на наиболее опасных чувствах – обиды и возмущения. И в современном мире, куда бы вы ни взглянули, везде у власти "сильные люди". Их объединяют потребность заткнуть рот оппозиции, фанатичное преследование инакомыслия и бесстыдное прославление себя. Большие Братья – больше не жуткая выдумка, это один из столпов современного мира.

Впрочем, пожалуй, наиболее ужасная черта антиутопического мира Оруэлла – методичное искажение языка и лишение его смысла. Тоталитарный режим стремится искоренить слова, а также идеи и чувства, которые они воплощают. Настоящий враг тирании – это реальность. И тираны изо всех сил пытаются подорвать сами основы понимания реальности, заменяя их фантомами и ложью.

Первым дерзким актом неповиновения Уинстона Смита стала попытка скрыться от всевидящего ока камеры и вести дневник, чтобы осознать собственное "я" и описать свой внутренний мир. Он знает, что за это его могут казнить. И сломленный пытками, он все-таки признает, что "два плюс два равно пяти". Смит понял, что они "что-то убили в моей груди, сожгли, заглушили". Террор, который устраивает власть в романе "1984", направлен на уничтожение личности и разрушение способности людей осознавать реальность.

В произведении Оруэлла нет ни грамма релятивизма – он прекрасно понимает, насколько тяжело исправить сложившееся положение. Его книга с безжалостной детальностью показывает весь ужас мира, в котором у людей все меньше и меньше слов и их мышление искалечено, искривлено идеологией.

Отделить произведения Оруэлла от его личности, конечно, невозможно. Писателя, наверное, позабавили бы многочисленные памятники и бюсты и чуть ли не причисление к лику святых. Его взгляды на феминисток (но не на женщин в целом), вегетарианцев и представителей других социальных групп ныне вряд ли были бы восприняты обществом без критики. Но он был человеком с твердыми убеждениями. Он не стремился к богатству, боролся за то, что считал правильным, великодушно относился к другим писателям. Оруэлл пытался смотреть на мир без иллюзий и никогда не скрывал, что ему не нравится то, что он видит.

Джордж Оруэлл не только изменил наши взгляды на мир, показав нам, как возникает тирания. Роман "1984" стал своего рода справочником для живущих в трудные времена. Казалось бы, мы уже никогда не должны верить очередному министерству правды, провозглашающему, что "незнание – сила". И тем не менее жизнь раз за разом испытывает нас.

Несмотря на то, что роман «1984» часто называют антикоммунистическим, биография Оруэлла несколько противоречит этому утверждению. Вернее сказать, его главный текст критикует вообще любую идеологию, существовавшую во времена писателя.

Эрик Артур Блэр (настоящее имя Оруэлла) родился в 1903 году в Бенгалии. Его отец – чиновник Опиумного департамента колониальной администрации, мать – дочь местного британского предпринимателя. Сам Оруэлл позднее писал, что родился в семье «нижней части верхней прослойки среднего класса».

На Британских островах Эрик оказался уже через год после появления на свет. В Англии он окончил Итонский колледж, где французский ему преподавал Олдос Хаксли. А после учёбы Блэр – волею странного, необъяснимого для родни и друзей решения – вновь оказался на Востоке, спустя 18 лет после отъезда: в 1922 году он поступил на службу в колониальной полиции в Бирме.

Будущий писатель, уже тогда помышлявший о литературной работе и написавший пару эссе, пришел к мысли о том, что жизненный опыт необходим любому автору. Правда, служба была ему отвратительна, и, выдержав в полиции пять лет, Блэр уехал в отпуск домой. Обратно он не вернулся.

Оказавшись в Великобритании, Эрик предпочёл спокойной жизни чиновника скитания по сезонным работам и труд посудомойщика в ресторанах Парижа. Он много общался с люмпенами и вскоре сам стал походить на бедняка. Всё это было своеобразной терапией, которая в итоге закончилась созданием автобиографической книги с говорящим названием «Фунты лиха в Париже и Лондоне».

Вместе с первой крупной повестью появился и «Джордж Оруэлл». Эрику Блэру, во-первых, название речки в графстве Суссекс нравилось больше, чем собственная фамилия. Во-вторых, он не хотел шокировать родню своими книгами. В-третьих, в случае писательского провала (Оруэлл всегда себе его прочил) он мог бы дистанцироваться от опубликованных текстов.

Переломным моментом в его биографии можно назвать 1936 год, когда писатель отправился в Испанию, где шла гражданская война. Оруэлл вступил в Partido Obrero de Unificación Marxista, Рабочую партию марксистского единства, и сражался на стороне коммунистов. В 1937-м получил пулю в шею и был вынужден сначала прятаться от репрессий в Барселоне, а затем окольными путями выбираться из страны через независимый город с международным статусом – марокканский Танжер.

Из Испании Оруэлл вернулся убеждённым противником сталинизма, вступил в социалистическую Независимую рабочую партию. Он продолжал симпатизировать социалистической партии, но считал, что любой режим, который установится в Испании – даже коммунистический и либеральный, – будет фашистским. «Любая пропаганда – ложь, даже когда говоришь правду. Но это не так уж важно, лишь бы знать, что ты делаешь и почему», – писал Оруэлл в своём дневнике позднее, 14 марта 1942 года.

В 1938-м писателю диагностировали туберкулёз. С болезнью ему было суждено прожить 12 лет и закончить, незадолго до смерти в 1950 году, свою главную книгу «1984». Неясно, когда именно к Оруэллу пришла идея её создания, но уже в мае 1944 года он, отвечая на вопрос читателя журнала Tribune о возможности установления в Британии тоталитарной диктатуры, писал: «Если придёт этот мир, мир двух или трёх супердержав, которые не в состоянии покорить друг друга, и если Вождь этого захочет, то дважды два станет пять… правда, этот процесс является обратимым».

Оруэлл мало говорил о своём произведении, а о том, почему оно называется «1984», – ещё меньше. Поэтому точного ответа на этот вопрос дать нельзя, можно лишь пересказать главные гипотезы. Самое простое и популярное предположение: Оруэлл просто поменял местами последние цифры года написания романа – 1948. Так утверждал исследователь Питер Дэвисон, при этом ссылаясь на американского издателя романа. Но никаких документальных доказательств этой гипотезы не существует.

Остальные версии связаны с литературными отсылками, которые сам Оруэлл мог спрятать в названии. Кто-то видит в нём реверанс Джеку Лондону и его антиутопии «Железная пята», где именно в 1984-м заканчивается строительство чудо-города. Другая возможная «пасхалка» – намёк на роман «Наполеон Ноттингхильский», в котором один из любимых писателей Оруэлла Гилберт Кит Честертон активно высмеивал искусство предсказаний. Его действие также начинается в 1984 году.

Но вполне возможно, что ни одна из этих догадок правильной не является. Рукопись романа Оруэлл озаглавил иначе: «Последний человек в Европе». К тому же действие там происходило в течение не одного года, а по крайней мере трёх: в 1980-м, 1982-м и 1984-м. Но есть и ещё один нюанс. «Им овладело чувство полной беспомощности. Он не был уверен, что теперь 1984 год. Скорее всего, год правильный, потому что Уинстон был убежден – ему тридцать девять и родился он в 1944 или 1945 году», – говорится на одной из первых страниц романа.

Год рождения Уинстона даёт основание для еще одной догадки, пожалуй, самой логичной – ее придерживается исследователь Дориан Лински. Когда Оруэлл задумывал роман, ему самому было около 40 лет. В годы, на которые пришлось его детство, мир был совсем иным: Франц Фердинанд был жив, а мировые империи ещё не распались. Писатель точно осознавал, как сильно устройство общества может поменяться меньше чем за полвека. Можно предположить, что автор просто прибавил 40 лет к возрасту собственного сына Ричарда Блэра, родившегося как раз в 1944-м, и предположил, каким может стать мир, когда тот будет 40-летним мужчиной.

Книгу Оруэлла, равно как и роман Олдоса Хаксли «О дивный новый мир», постоянно сравнивали (и до сих пор сравнивают) с первой литературной антиутопией «Мы» советского писателя Евгения Замятина. Английских авторов даже обвиняли в плагиате.

Отделаться от ассоциаций правда трудно: действие всех трёх произведений разворачивается в вымышленных государствах, расположенных на реальных материках Земли. Центральные персонажи – люди, занимающие не самое низкое, скорее срединное или даже высокое положение в обществе. Для всех трёх историй ключевым событием становится любовь главного героя, не вписывающаяся в каноны его мира.

Хаксли, чья книга вышла в 1932-м, первым столкнулся с обвинениями в литературной краже. Предположения о том, что «О дивный новый мир» был частичным переложением «Мы» Замятина, высказывал и Оруэлл, выпустивший рецензию на советскую книгу в 1946-м.

Мы не знаем, как Замятин отреагировал бы на «1984»: он умер в 1937 году. Но он точно верил Хаксли, который признавался, что слышал о книге советского автора, но никогда не читал её. Замятин считал, что подобное сходство «доказывает то, что эти идеи витают в штормовом воздухе, которым мы дышим». Вероятно, с Замятиным был бы солидарен и Оруэлл, который глубоко проникся романом «Мы»: читать его он начал уже после создания первых набросков «1984». Оруэлл поспособствовал изданию замятинской книги на английском и вообще хотел, чтобы её прочло как можно больше людей. Плагиаторы, кажется, так не делают.

Роман «1984», написанный Джорджем Оруэллом в 1948 году, до сих пор не утратил рейтинга одного из гениальнейших англоязычных произведений. В нем автор представил читателям свой взгляд на антиутопию, как на один из вариантов развития мира. Планета, пережившая ряд жесточайших войн и потрясений, была в итоге поделена на три мощных супердержавы, постоянно воюющих между собой. Целью этих войн был, прежде всего, тотальный контроль над населением и отвлечение его от неразрешенных внутренних конфликтов.

Мысль написать подобный роман зародилась у Оруэлла приблизительно в 1943 году. Но приступить к ее воплощению он смог лишь через три года. В 1946 году он уже был вдовцом с маленьким ребенком на руках. Жить в дорогом Лондоне становилось все тяжелее, и однажды он принял приглашение своего друга Дэвида Астора провести некоторое время в его шотландском имении. Для больного туберкулезом писателя, организм которого был ослаблен недавним кровотечением, жизнь на лоне природы с прекрасным климатом была неплохим шансом поправить здоровье и взяться, наконец, за написание книги.

Джордж с маленьким сыном поселился в месте, далеком от цивилизации, в доме без электричества и других удобств. Он увлекался рыбалкой, содержал домашнюю птицу, но большую часть времени посвящал работе. Он решил бросить вызов своему здоровью и закончить книгу в намеченный срок. Тем временем, самочувствие его неуклонно ухудшалось. Этому способствовало и безудержное курение – часто Джордж выкуривал до ста сигарет в день. В итоге, конец 1947 года Оруэлл встретил в больнице, которая находилась рядом с Глазго. После проведенного лечения стрептомицином, на который у писателя была аллергия, состояние его улучшилось, и он смог вернуться к работе.

Джордж принялся править текст, еще до болезни набранный на машинке. Он безжалостно удалял целые фрагменты, казавшиеся ему слишком мрачными или не совсем удачными. В итоге этих правок черновик превратился в нечто практически нечитаемое, испещренное исправлениями и понятное только самому автору. Для чистовой перепечатки требовались силы, а их оставалось все меньше. Наконец, в декабре 1948 года рукопись отправилась в издательство, а ее автор – на лечение в противотуберкулезный санаторий.

Пока Джордж восстанавливал здоровье, его друг Дэвид сочинял восторженный отзыв на книгу, которая должна была выйти из печати. Изданный роман побил все рекорды того времени по продажам, что принесло ощутимый доход семье Оруэллов. К сожалению, писателю недолго пришлось торжествовать по поводу успеха своего романа. В 1949 году он вновь попал в больницу с очередным ухудшением и 21 января 1950 года умер от легочного кровотечения.

До сих пор нет единого мнения о том, почему Оруэлл назвал свой роман «1984». Многие сходятся во мнении, что автор просто поменял местами две последние цифры. Некоторые же утверждают, что Оруэлл к 1984 году видел общество именно таким, каким описал его в романе. При написании автор использовал аллегорические приемы, которые намекали на строй, существовавший в Советском Союзе. По этой причине роман был запрещен в СССР вплоть до самой перестройки, а его автор считался идеологическим диверсантом. Только в 1984-85 годах позиция Оруэлла была пересмотрена, и он был «реабилитирован» в глазах советского общества, как борец с буржуазной идеологией.

Роман «1984» относится к литературному направлению модернизм. Это подтверждается отходом автора от традиционных образов и привычной структуры произведения. Что касается жанра, то это в чистом виде роман-антиутопия, так как перед читателем разворачивается картина гипотетического будущего. Произведение насыщено действующими лицами, охватывает значительный временной промежуток и включает в себя масштабные события, имеющие глобальное значение. Стиль изложения выполнен в угрюмых, депрессивный тонах, пропитанных трагизмом и обреченностью. Конфликт строится на противоборстве личности и тоталитарной системы.

В романе исследуется тема классовой борьбы. Оруэлл поддерживал демократический социализм как способ борьбы против угнетения рабочего класса. Он видел в тоталитаризме огромную опасность в странах, где партийной линией был социализм, но реальность была гораздо суровее. Уинстон часто говорит о необходимости мобилизовать пролов, рабочий класс в романе, против партии. Партия контролирует средний класс и убеждает его, что пролы находятся на том же уровне, что и животные. Это мешает среднему классу и пролам объединиться. Уинстон принадлежит к среднему классу, который ничего не контролирует и не имеет власти над чем-либо в своей жизни, и он знает, что высший класс пользуется привилегиями, которых у него быть не может. На каком-то уровне Уинстон считает, что пролы пользуются свободой, потому что партия их игнорирует.

Оруэлл написал «1984» в ответ на подъем тоталитарных правительств, таких как правление Иосифа Сталина в Советском Союзе. При Сталине любого, кого считали врагом правительства, казнили или приговаривали к принудительным работам. Выдумывая то, что может произойти при режиме, монополизирующем всю власть, Оруэлл включает приемы, которые он видел в тоталитарных режимах, узурпирующих власть в Европе. Ограничение прессы было необходимо, чтобы единственной «правдой», которую можно было услышать, была пропаганда, распространяемая государством. Бедность была широко распространена, и дефицит был навязан искусственно. Как объясняет Эммануэль Гольдштейн в «книге», даже когда нет недостатка в материальных благах, необходимо создать искусственный дефицит, потому что недоедающим, бедным и слабым населением легче управлять, чем тем, которое живет, ни в чем не нуждаясь.

Намерения Оруэлла в этой поучительной истории двойственны: пренебрежительно относиться к тоталитарным режимам, таким как режимы Сталина и Гитлера, и предупредить читателей о возможности захвата власти нетерпимыми, антидемократическими режимами, которые ограничивают личные свободы и мысли. Кажется, Оруэлл говорит: «Будьте бдительны. Держитесь за то, что, как вы знаете, является правдой. Помните прошлое. Распознавайте ложь».

В 1984 году Оруэлл исследует скрытые способы, которыми правительства вызывают страх и ненависть среди своего народа. Оруэлл показывает, как страх и ненависть, которые являются естественными эмоциями, которые испытывает каждый, усиливаются политиками, подгруппами и правительствами, чтобы получить или удержать власть. Пропаганда используется для того, чтобы убедить людей в том, что им нужно бояться и что ненависть – это правильный ответ, чтобы облегчить этот страх. При достаточном освещении в СМИ людей можно убедить в чем угодно. Телеэкраны в романе Оруэлла подвергают людей почти постоянному воздействию словесной пропаганды.

Один из способов, которым Партия разжигает страх и ненависть, – это ритуал Двухминутной Ненависти, который рассказчик описывает как «акт самовнушения, преднамеренное утопление сознания с помощью ритмического шума». Эффект ритуала и очевидное намерение партии состоит в том, чтобы довести народные массы до безумия – свалить вину за свои беды на далекого врага, укрепить солидарность перед лицом унылого мира, где становится все мрачнее, говорить себе, что виноват кто-то другой, и верить, что их собственная культура – единственное позитивное общество в мире.

Индивидуальная мысль требует свободы выражения, и чем богаче язык, тем больше у человека возможностей для выражения нюансов и специфики этой мысли. Коллега Уинстона Сайм, ортодоксальный член Внешней партии, помогает создать 11-е издание словаря новояза. Цель состоит в том, чтобы исключить слова из языка, тем самым уменьшив диапазон сознания, ограничивая оригинальное мышление и контролируя как мысли, так и поведение его носителей. С каждым изданием из словаря выбрасывается все больше слов. Сайм с нетерпением ждет времени, когда не будет мыслей, потому что не будет слов, чтобы их выразить. «Православие, – говорит он, – значит не думать, не думать. Православие есть бессознательность». Это высшая форма контроля сознания.

Однажды, объясняет Сайм, чтение классической литературы станет невозможным. Никто не поймет слов, потому что их не будет. Даже такой разговор, как у него с Уинстоном, будет невозможен, и партийные лозунги нужно будет изменить. «Как, – спрашивает он, – у вас может быть лозунг «свобода – это рабство», когда понятие свободы упразднено?»

Мало того, что выступления против правительства репрессируются, а открытое восстание наказывается, людям даже не разрешается думать антипартийными мыслями. Мыслепреступление можно обнаружить по равнодушному выражению лица во время гимнастики или менее чем восторженному выражению ненависти, когда мимо проходит колонна заключенных. Допустимы только те мысли, которые внушает партия, и большинство этих мыслей – ложь. Но если кто-то у власти достаточно часто лжет, и не раздаются голоса несогласных, люди начинают верить лжи.

Язык Новояз играет чрезвычайно важную роль в обществе Океании и в контроле партии над населением. Как говорит Сайм, новояз сокращает и ограничивает количество слов в английском языке, а также удаляет слова, используемые для описания восстания или независимости (конечная цель – лишить граждан способности продуцировать антипартийные мысли). Интересно, что партия работает над формированием языка вокруг себя, вместо того чтобы естественным образом принять и принять язык людей, составляющих страну. Таким образом, язык используется как ещё один механизм контроля сознания.

Устранение исконного языка нации служит для снижения значимости прошлого нации. Языки развиваются веками и глубоко переплетаются с культурой и историей. Переопределение и навязывание языка населению, как это часто делалось в постколониальную эпоху, лишает это общество индивидуальности. Партия достигает этой цели с большой эффективностью.

В романе «1984» показана бессмысленная борьба личности и режима, в которой личность заведомо обречена на провал. Диктаторская система подавляет любые права человека, отрицая все то, что ему дорого и навязывая свою абсолютную власть. Смысл романа состоит в том, чтобы показать читателям, какое убожество представляет собой мир, в котором царят произвол и тирания, противоречащие истинным человеческим ценностям. Оруэлл словно предупреждает человечество, что будущее может оказаться печальным, если люди не прекратят развязывать войны и стремиться к тотальной власти над всем. Мир может ожидать тьма, в которой не найдется места ни любви, ни дружбе, ни человечности. <.p>

Смысл романа «1984» представляет собой предупреждение писателя всему человечеству о том, какая судьба его ждёт, если народ будет позволять своим правительствам вырождаться в бесчеловечные диктатуры. Оруэлл раскрыл все уловки пропагандистов в рамках таких режимов и развенчал их. Их увлечение историей объясняется желанием переписать ее, их воинственность – это жажда власти, их призывы к подвигу – манипуляция народным сознанием. Ханжеское отношение к любви, дружбе и другим искренним чувствам вытесняет из личности индивидуальность.

В своём произведении Оруэлл выразил свой взгляд на власть, революцию и роль народных масс в историческом процессе. Осудил тоталитаризм, милитаризм и террор, как средства управления людьми. Такова главная мысль романа «1984».

Антиутопия «1984» говорит о том, как важно для народа участвовать в управлении государством, самостоятельно бороться за свои права, а не пассивно вручать свою судьбу в руки правящего класса. Он говорит нам о том, как важна любовь в жизни человека, что именно она придаёт нашей жизни смысл. Такова мораль романа «1984».

«1984» даёт нам яркий антипример того, как может быть организовано государство. Это произведение содержит в себе призыв к миру терпимости и осуждение диктатуры в любой её форме. Это и есть нравственные уроки антиутопии «1984».

Антиутопия Оруэлла был тепло встречена читающей публикой, как на Западе, так и в странах Социалистического блока, однако каждая сторона пыталась использовать посыл романа в свою пользу. В капиталистических странах утверждали, что Оруэлл в своём творчестве отсылал читателя к коммунистическим диктатурам, а в СССР делали выводы о том, что писатель в лице Океании изобразил государство, находящееся на высшей стадии становления империализма.

Современные исследователи и писатели лояльны к антиутопии Оруэлла и отмечают крупицы истины, которые делают писателя пророком. Джордж Оруэлл не только изменил наши взгляды на мир, показав нам, как возникает тирания. Роман «1984» стал своего рода справочником для живущих в трудные времена. Казалось бы, мы уже никогда не должны верить очередному министерству правды, провозглашающему, что «незнание – сила». И тем не менее жизнь раз за разом испытывает нас.

Но кое-в-чём автор «1984» оказался прав. Если бы на его страницах, щедро усеянных ложью, не завалялись бы крупицы истины – вряд ли он имел сегодня столь большую популярность. Репрессивная культура, о которой писал ещё Герберт Маркузе в 60-е годы, породила «одномерного человека» – идеального потребителя с атрофированным инстинктом борьбы. Новые технические средства – видеокамеры, сотовая связь, Интернет – открыли возможности не только для коммуникации, но и для тотального контроля и слежки за населением. Кажется, история со Сноуденом показала всему миру: Большой Брат действительно следит за нами.

Категория: Общество | Добавил: laf2304 (05.05.2024)
Просмотров: 16 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [257]
Природа [259]
Общество [258]
Технологии [260]
Загадки Вселенной [259]
Разное [232]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2024
uCoz