Magnus Fragor

Главная » Статьи » Общество

Одноглазые аримаспы

В северных районах Скифии на нескольких заснеженных горах жило племя одноглазых людей, называемых аримаспами. Согласно древним грекам эти одноглазые люди отличались не только этой странностью, они были главной причиной, по которой Скифия была настолько богата.

Аримаспы по утверждениям Геродота зарабатывали на жизнь. похищая золото у грифонов. Они жили рядом с группой жадных грифонов, которые всё своё время проводили, сидя у груды золота. Аримаспы были единственными людьми, у которых хватало храбрости воровать это богатство и доставлять его в Скифию.

В этой истории фантастическим кажется всё, однако как ни странно, но есть некоторые современные историки, которые считают что аримаспы могли быть реальными, и их теория заключается в том, что все не стыковки в рассказе стали следствием языкового барьера и игры в испорченный телефон.

Существовала группа зороастрийцев- их название искажалось при пересказе. И постепенно трансформировалось в слово аримаспы, что означает одноглазый. Геродот же, как полагают некоторые историки, мог просто услышать это название и ввести его в свой рассказ.

Аримаспы – это мифический народ, который упоминается в античных источниках как одноглазые воины, постоянно ведущие войну с грифонами за золото. Их название по-скифски означает “одноглазый” (арима – единица, спу – глаз). Они жили на крайнем северо-востоке Древнего мира, за пределами известной античным авторам географии.

Первым упомянул об аримаспах поэт Аристей Проконнесский в своей поэме “Эпос об аримаспах” (или “Аримаспия”), которая не сохранилась до наших дней. Его рассказ был основан на его личном путешествии в страну исседонов – соседей аримаспов – и на слухах и легендах, которые он там услышал. По Аристею, аримаспы жили к северу от исседонов, а севернее их самих жили стерегущие золото грифы. Аримаспы изгнали исседонов из их страны, затем исседоны вытеснили скифов, а киммерийцы, обитавшие у Южного (Черного) моря, под напором скифов покинули свою родину.

Геродот писал про аримаспов в своей книге “История”, в четвертой части, которая называется “Скифская”. Он опирался на рассказы Аристея Проконнесского, который якобы побывал в стране исседонов и узнал от них о северных народах.

Геродот приводит следующее описание аримаспов: “Аримаспы – это люди с одним глазом, а не с двумя; их название по-скифски означает одноглазых. Они живут за исседонами, а за ними – грифоны, которые стерегут золото. Аримаспы воруют у грифонов золото и ведут с ними войну”.

Геродот также объясняет, что аримаспы изгнали исседонов из их земли, а те в свою очередь вытеснили скифов, которые вынудили киммерийцев покинуть свою родину у Черного моря. Геродот выражает сомнение в правдивости рассказов об аримаспах и грифонах, но не отвергает их полностью. Он также упоминает другие мифические народы за пределами Скифии, такие как гипербореи и этиопы.

Главными противниками аримаспов были грифоны – мифические крылатые существа с туловищем льва и головой орла. Грифоны имели острые когти и белоснежные или золотистые крылья. Они символизировали власть над небом и землей, силу, бдительность и гордыню. Грифоны охраняли золото, которое выходило из земли в их обиталище. Это золото привлекало аримаспов, которые пытались его отнять у грифонов. Так началась бесконечная война между одноглазыми воинами и крылатыми хищниками.

Грифоны и аримаспы часто изображались на античных вазах, монетах, рельефах и других предметах искусства. Они также упоминаются в поэзии и литературе разных эпох. Например, Эсхил писал, что аримаспы живут у златоносного Плутонова потока. Позднее образ аримаспов был связан с гипербореями – мифическим народом, живущим за северным ветром. Аримаспы представляют собой интересный образ древней мифологии и культуры.

Аримаспийцы были племенем всадников обычного человеческого роста и с человеческим обликом. Но у них был один глаз, расположенный посередине лба. Как у циклопов. Согласно древним записям, они населяли земли у подножия Рифейских (Рипайонских) гор, которые расположены где-то на крайнем севере Евразии.

Греческие записи, например, упоминают аримаспийцев Внутренней Азии. Они говорят о них как об одноглазых всадниках. Интересно, что такое описание совпадает с описаниями, обнаруженные в трудах географов из Индии и Китая, которые вели летописи кочевых народов степных регионов.

Аримаспийцы были вовлечены в длительную и практически бесконечную борьбу с грифонами, легендарными могущественными существами – хранителями золота и сокровищ.

Геродот рассказывал об аримаспах, которые из аргипейцев, населявших горные районы на границе между скифами и исседонами. Однако Геродот – не первый источник сведений о загадочных аримаспийцах.

В “Открытии Америки” Vol. 1 (из 2) Джона Фиске, мы можем прочесть: “Первые упоминания об этих мифических людях, по-видимому, были сделаны греческими путешественниками в Скифии еще в седьмом веке до нашей эры. Они вдохновили Аристея Проконнесского несколько позже на его стихотворения “Аримаспея”, которая погибла. Отсюда представление об аримаспийцах, по-видимому, перешло к Геродоту (III, 116; IV, 27).

Именно в третьей книге “Историй” (116) Геродот впервые упоминает аримаспийцев – расу существ, глубоко связанных с рассказами об изобилии золота в “северных” частях Европы. И кажется он нисколько не сомневается в существовании этих мифических одноглазых людей.

“В этом вопросе я снова не могу с уверенностью сказать, как добывается золото, но говорят, что одноглазые люди по имени аримаспои (аримаспийцы) крадут его у грифонов”, – пишет Геродот в своей “Истории III”, глава 116.

Также в “Истории” Геродота IV, глава 13 тоже есть упоминание о таинственных одноглазых аримаспийцах, которые жили к востоку от Исседонов, а те в своею очередь жили недалеко от нынешнего Хами (Джунгарское ханство), Китай. Аналогичные записи можно найти в “Хайнэй Пекин” от Шанхай Цзин: “У этих существ человеческое лицо и один глаз. Некоторые говорят, что Дух Эрфу находится на востоке, и что у этих существ человеческое лицо и змеиное тело”.

Византийская “Книга Суды” десятого века нашей эры, утверждает, что Аристей был еще и автором трехтомной поэмы “Аримаспея”.

Аристей рассказывает о путешествиях в земли, которые древние греки считали “Севером” – за пределы скифских кочевников до страны народа, называемого исседонами (IV, 13,16). Эти исседоны, скорее всего, были еще одним кочевым племенем, о которых рассказывал Аристей наряду со многими другими мифическими расами, поселения которых находились недалеко от греческих границ.

Исседоны и аримаспиане имели свои прототипы в сказаниях племен Сибири с очень давних времен.

Исходя из творчества Аристея, исседоны восхваляли аримаспийцев как настоящих воинов, очень благородного характера, покрытых лохматой шерстью, у которых было много домашнего скота. Их единственной поистине замечательной и явно необычной особенностью было наличие единственного глаза посередине лба.

Аристей пишет следующее: “… Есть люди, которые соседствуют с ними, выше Борея. Воинов много и они могущественны. Богаты лошадьми и у них много стад крупного рогатого скота. У них один глаз посередине их светлого лба. Они лохматые, и они самые смелые из всех людей”.

Ну а самое раннее упоминание об аримаспийцах, помимо Геродота, можно найти в “Прометее Пограничном”, написанного Эсхилом (ок. 525/524 – ок. 456/455 до н. э.): “Зубастые, не лающие псы Зевса; Грифоны – берегитесь их, а также орды одноглазой кавалерии. Аримаспийцев, живущих у купели О ручье Плутона, текущем золотом. Не приближайтесь к ним. “

Неизвестно, кем на самом деле были аримаспийцы, но мифы и легенды разных народов говорят, что они были. К сожалению, никаких археологических подтверждений о существовании этого удивительного племени нет.

Слово «аримасп» на скифском языке означает «один глаз». Вернее, означало, так как скифский народ жил давным-давно, с VIII века до н. э., по IV век н. э. Сам же скифский язык растворился в нескончаемой череде веков. От него осталось несколько десятков слов. Считается, что прямым продолжателем этого языка является осетинский язык. О скифах писали такие выдающиеся умы древности как Геродот, Гиппократ, Плиний Старший.

Именно Геродот утверждал, что на северо-востоке скифских земель жили одноглазые люди. Земли скифов охватывали часть Восточной Европы, Центральную Азию и простирались до Алтайских гор. Это была огромная территория, и на её далёкой окраине обосновались аримаспы. Занимались они тем, что постоянно сражались с грифонами, сторожившими несметные золотые запасы. Аримаспы жили на северо-востоке Скифии.

Грифоны – крылатые существа с телами львов и головами орлов. Во времена Геродота, жившего в V веке до н. э., в этих существ искренне верили. Люди считали, что они действительно живут далеко на севере. А поэтому поверили и в аримаспов. Последних описывали как огромного роста могучих воинов, имевших всего один глаз во лбу.

Нескончаемая череда военных конфликтов за обладание золотом негативно сказалась на одноглазых воинах. Их племя потеряло своё могущество, ослабло и вынуждено было отступить в дремучие северные леса. Можно допустить, что часть аримаспов ушло на юго-запад. На это косвенно указывают древнегреческие сказания об одноглазых циклопах. Также аналогичные чудища встречаются в кавказских и болгарских сказаниях.

Но существовали ли в реальности аримаспы? Могли ли на Земле жить могучие одноглазые воины? Древнегреческий поэт и путешественник Аристей из Проконнеса (остров Мармара в Мраморном море) создал ряд эпических поэм, в которых рассказывал о могучих одноглазых воинах и гиперборейцах.

Об этом поэте писал Геродот, который жил на 100 лет позже. Вполне естественно, что большую часть информации об аримаспах он почерпнул у Аристея. В этом вопросе «отца истории» поддержали древнегреческий историк Страбон и древнеримский энциклопедист Плиний Старший. Именно они увековечили мифы о северных людях, имевших один глаз на лбу и занимавшихся кражей золота у грифонов.

Некоторые современные историки полагают, что аримаспы действительно жили на скифских землях. Только они имели по два глаза, и это было сарматское племя, переместившееся на новую территорию из верховий реки Иртыш. В частности, такой точки зрения придерживался польский историк Тадеуш Сулимирский. А русский археолог Дмитрий Мачинский ассоциировал этих древних людей с 3-глазыми статуями, найденными в Хакасии, в Минусинской пустоши.

Однако есть любители истории, которые утверждают, что аримаспы или одноглазые люди существовали в реальности. Столь необычную экзотическую внешность имело одно из скифских племён, жившее в южных районах Сибири в бронзовую эпоху. Утверждение довольно смелое, а его доказательством служат записи Матиаса Кастрена, жившего в XIX веке. Это российский филолог и исследователь финно-угорских языков. Сам он по происхождению был финном и много путешествовал по северу России.

В Карелии он слышал легенды о могучих людях, имевших один глаз во лбу. Данную информацию исследователь отразил на бумаге, так как всегда записывал красивые мифы и легенды. Но в данном случае они нашли подтверждение в виде археологической находки. Сделали её археологи-любители на одном из необитаемых островов Ладожского озера.

Эти люди в 60-е годы XX века нашли большой одноглазый череп. Он стал толчком для организации нескольких научных экспедиций на злополучный остров. Однако они никаких результатов не дали, а сами работы были засекречены. Что же касается самого черепа, то его судьба неизвестна.

Информация чрезвычайно интересная, но, следует заметить, что нельзя верить всему подряд. Никто не знает фамилий этих археологов-любителей, а самое главное – нет уникального черепа. И всё же можно допустить, что подобная находка действительно была.

Если это и вправду так, то тогда есть вероятность того, что отдельные представители аримаспов дожили до наших дней. Обжились они в непроходимых северных лесах и избегают людей. С ними иногда сталкиваются охотники, жители удалённых деревень, но очень редко. Существуют даже рассказы, повествующие о таких встречах.

Так в середине 50-х годов XX века один охотник увидел в лесной чаще 3-х высоких одноглазых людей. Вполне понятно, что человек заробел при виде столь непонятных существ. Он затаился в кустах, но незнакомцы каким-то образом учуяли охотника. Они подошли к нему и начали молча разглядывать. Одеты эти одноглазые люди были в шкуры животных и очень походили на обычных людей высокого роста. Вот только имели мощное телосложение, а вместо двух глаз у них на лбу располагался один. Глазные впадины имелись, но они были слабо выраженными и заросшие кожей.

Рассмотрев внимательно охотника, могучие великаны развернулись и молча удались. А человек очень долго не мог прийти в себя. После этого случая он никогда не ходил в тот лес, где увидел одноглазых. Можно допустить, что это как раз и были аримаспы. Они обжились в глухих лесах, и те стал для них родным домом.

Ещё более интересную историю рассказала туристам 100-летняя старуха, доживавшая свои дни в глухой карельской деревне. Она поведала слушателям, что когда была ещё совсем юной девушкой, рядом с её деревней находилась небольшая деревушка, в которой жили одноглазые люди.

Их рацион питания в основном состоял из мяса животных, добытых на охоте. Домашнюю скотину они не держали и зерно не сеяли. Хлеб и другие продукты приобретали у соседей. Но так как денег у них не было, то расплачивались мехом, шкурами и небольшими слитками золота. Жили в просторных деревянных домах, а одевались в рубахи и штаны, сотканные из непонятного материала.

Держались эти одноглазые всегда особняком, а с пришлыми общались только по коммерческим вопросам. Переговаривались друг с другом на странном языке, состоящем в основном из гортанных звуков. Они ушли в лесную чащу, а дома сожгли, когда до карельской деревни дошёл научно-технический прогресс. Радио, тракторы, машины им не понравились. А вот к жителям деревни они относились вполне дружелюбно и никогда не провоцировали конфликтные ситуации.

Есть версия, что циклопы, фигурирующие в древнегреческой мифологии, тоже принадлежали к племени аримаспов. Это была группа одноглазых, которая ушла далеко на юг и обосновалась в Средиземноморье. Впрочем, всё это домыслы и предположения. А вот жили ли в действительности на Земле одноглазые люди – тут чёткого и ясного ответа нет.

В то же время надо понимать, что легенды просто так на пустом месте возникнуть не могут. А поэтому что-то необычное и загадочное существовало в далёкие времена. Оно нашло отражение в красивых мифах, которые по сей день будоражат наше воображение.

Категория: Общество | Добавил: laf2304 (22.03.2024)
Просмотров: 18 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [255]
Природа [254]
Общество [252]
Технологии [256]
Загадки Вселенной [258]
Разное [232]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2024
uCoz