Magnus Fragor

Главная » Статьи » Общество

Подлинная история Принцессы На Горошине

Сказку «Принцесса на горошине» Ганс Христиан Андерсен написал в 1835 году. В этом небольшом произведении автор бросил вызов традиционным представлениям о знатном происхождении и показал, что истинное благородство не всегда даётся от рождения.

Сказка Ганса Христиана Андерсена «Принцесса на горошине» рассказывает о поиске достойной невесты для принца. Юноша захотел жениться, но не на первой попавшейся принцессе, а на самой настоящей. Он объехал весь мир и встретил много принцесс, но не мог понять, какая из них настоящая. Принц сильно горевал.

В один ненастный день, уже поздно вечером в дверь постучали. На пороге стояла девушка. Она ужасно выглядела, была вся мокрая от сильного ливня. Девушка представилась настоящей принцессой. Королева, мама принца, ничего не сказала, а решила проверить, так ли это.

Она подготовила очень мягкую королевскую постель. Только под самый низ тюфяков положила маленькую твердую горошинку. Утром девушку спросили, как она спала ночью. Та ответила, что очень плохо. Все ее тело покрылось синяками из-за того, что она спала на чем-то твердом. Тогда-то все и поняли, что принцесса перед ними самая настоящая. И принц женился на ней.

«Принцесса на горошине» – бытовая литературная сказка, она отличается от волшебной. В её основе лежат события, которые могли бы произойти в реальной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, зато действуют понятные каждому герои.

Особенности сказки «Принцесса на горошине» – малое количество действующих лиц и лёгкий сюжет. События произведения изложены очень кратко, простым языком. Всё это помогает читателю сконцентрироваться на идее текста.

Ганс Христиан Андерсен напоминает читателю, что нужно видеть в любом человеке самое лучшее, даже если оно не лежит на поверхности. Важно доверять окружающим и не судить о людях лишь по первому впечатлению. Жизненные трудности, выпавшие на долю принцессы, не испортили её внутренней красоты – девушка остаётся доброй, кроткой, терпимой и сострадательной. Поэтому в финале её ждёт награда в виде семейного счастья с прекрасным принцем.

Сказка Ганса Христиана Андерсена «Принцесса на горошине» многие годы остаётся увлекательным чтением. В произведении можно найти несколько важных уроков:
1. Важно уметь отличать подлинное благородство души. Первое впечатление может быть обманчиво, и даже за самой скромной, неказистой оболочкой может скрываться настоящий бриллиант. Принцесса, вымокшая под дождём до нитки, не производила впечатление королевской особы. Смекалка и жизненный опыт королевы-матери помогли внести ясность в сложившуюся ситуацию. Не стоит делать поспешных выводов о человеке, не испытав его в делах.
2. Терпение и настойчивость помогают достигнуть цели. Принц потратил много времени и сил, чтобы найти настоящую принцессу. Долго поиски не приводили ни к какому результату, но герой не отчаялся. За терпение и веру в лучшее судьба наградила молодого человека, и он обрёл радость семейной жизни в финале сказки.
3. Каждый человек заслуживает милосердного отношения к себе. Принцесса оказалась в страшную грозу совсем одна, она могла бы промокнуть и заболеть, если бы добрые король и королева не приютили её. Правители пустили бедняжку в замок, не зная о её происхождении. Они проявили сочувствие и сострадание к несчастной девушке, попавшей в трудную ситуацию.

Короткое, но в то же время емкое произведение «Принцесса на горошине» Ганса Христиана Андерсена известно каждому. Героине сказки пришлось пройти тестирование, чтобы доказать свою принадлежность к королевским кровям. Девушка промокла под дождем, ее внешний облик расходился с ее словами о том, что она является принцессой. Но в чем же заключается истинный смысл сказки? Какую основную идею Ганс Христиан Андерсен заложил в свое произведение?

Название произведения уже перед прочтением интригует читателя. Но почему искусный мастер слова придумал для своего произведения «Принцесса на горошине» именно такое заглавие? Во-первых, автор сразу обозначил главную героиню книги. Во-вторых, писатель сразу обозначил проблему, которая поднимается в произведении. Смысл заглавия известной всем сказки заключается в том, чтобы читатель мог подумать, поразмышлять, что связывает принцессу и горошину. После ознакомления с названием в голове у людей возникают определенные ассоциации. После того, как они прочитают книгу, у них появляется возможность сопоставить свое видение с мнением автора.

Незнакомой девушке никто не мог поверить. Окружающие и подумать не могли, что за малопривлекательной внешностью скрывается настоящая принцесса. Но после того, как героиня уверенно прошла тест, принц предложил ей руку и сердце.

Основной смысл сказки Ганса Христиана Андерсена заключается в том, что истинное благородство, утонченность, изысканность утратить невозможно. Спрятать свои лучшие личностные качества нереально. В какую бы убогую одежду ни облачить человека, он все равно останется честным и благородным. Добрый человек всегда живет с добрым сердцем и открытой душой. В какое бы общество ни попал интеллигентный человек, он сохранит свои положительные черты характера.

Главная героиня не обиделась на то, что ей пришлось пройти тест. Она отнеслась ко всему с пониманием. Смысл испытания не сводился только к тому, чтобы показать, что девушка – крайне изнеженная особа. Основная идея эксперимента заключалась в том, чтобы раскрыть истинное лицо незнакомки. Героиня стойко прошла испытания. Она показала, что обладает большим добрым сердцем, сочувствием, состраданием. Принц долго и упорно искал себе искреннюю и великодушную невесту. Внешность бывает крайне обманчива. Важно обращать внимание на внутреннее содержание человека, его личностные качества.

Счастливый финал произведения «Принцесса на горошине» говорит о том, что добро всегда побеждает зло, а тайное всегда становится явным. Нельзя обращать внимание исключительно на внешний облик, ведь так мы можем не увидеть самого главного. У некоторых людей с рождения особая чувствительность ко всему, что происходит в мире. Нас окружают сложности, проблемы. Нередко неприятные ситуации случаются с нашими близкими. Незнакомые нам люди тоже в определенный жизненный период испытывают трудности. В образе горошины заключен глубокий смысл. Она символизирует наше отношение к неудачам, промахам, боли. Некоторые из нас не способны сочувствовать, сострадать. Они просто не чувствуют этих «горошин». Но есть и те, кто особенно остро переживает все беды, происходящие в мире. Среди них много творческих людей, у которых тонкая душевная организация.

Сказка «Принцесса на горошине» Ганса Христиана Андерсена предназначена не только для детей. В ней обозначена тема, которая понятна взрослому человеку. За маской сложно скрывать свое истинное лицо. Придет время, когда необходимо будет продемонстрировать свои личностные качества. Доброму искреннему человеку нечего бояться. Это личность с большой буквы. От того человека можно не ждать предательства, обмана. Он на это просто не способен.

К сожалению, в нашем обществе мало людей, наделенных такими качествами. Гораздо больше тех, кого принято называть завистливыми и жадными. Они «проверяют на прочность» честных и открытых людей, пытаясь уличит их во лжи. Но их план обречен на провал. Смысл финала произведения «Принцесса на горошине» заключается в том, чтобы показать, что благородство и доброта творят чудеса. Искренность и открытость обязательно будут вознаграждены.

Главный смысл сказки «Принцесса на горошине» в том, что настоящее благородство невозможно утратить. Человек может выглядеть убого, жалко, но его доброе сердце и благодарная душа все равно проявят себя. Нужно судить человека по его поступкам, а не по внешности.

Незнакомка, постучавшая в двери замка, выглядела ужасно. Гроза и ливень промочили ее одежду насквозь. Ее прическа распалась, с нее текла вода. Окружающие и подумать не могли, что перед ними принцесса. Девушке не поверили, но не стали ее обличать. Вместо этого королевская семья провела тест с горошиной в кровати. Незнакомка его прошла, и оказалась и вправду принцессой. После этого принц женился на ней.

Кто такая Принцесса На Горошине? Предлагаем психологам и непсихологам свежий взгляд на старую метафору, полезный для вывода формулы успеха. Сейчас принцессой на горошине назовут скорее изнеженного и избалованного инфантила. Или вовсе понимают горошину как тест на определение голубых кровей – некоего врожденного, не каждому данного благородства, которое проявляется в стесненных условиях.

Но психологический смысл этой сказки куда интересней. Это не про врожденную элитарность. И не про нежную чувствительность. Принцессу в сказке обнаружили потому, что ей было неприятно спать на горохе, пусть и хорошо замаскированном. Прикрытая перинами горошина – это фальшивка. Девушка распознала фальшивку, более того, она не стала этого скрывать, а честно сказала, что спать ей в королевстве было плохо – это и выдало в ней принцессу.

Принцесса/принц – это тот, кто отличает настоящее от фальшивого. Кстати, это определение было дано самим Андерсеном в сказке "Свинопас", где принц не стал жениться на обесчещенной им девушке, поскольку она не сумела узнать настоящего принца, вступив в отношения с фальшивым свинопасом. Принцы в сказках Андерсена ищут настоящих девушек. Настоящие = умеющие отличать подлинное от фальшивого. Это и есть принцы и принцессы. Настоящую принцессу может найти только настоящий принц. И это не обязательно про отношения.

Важно, что в сказках Андерсена принц всегда настоящий. А мнимая только принцесса. Это можно объяснить личными взаимоотношениями Андерсена с женщинами. Но, знаете ли, не всякий неудачливый в любви мужчина становится великим сочинителем при жизни, как Андерсен. Не всегда следует объяснять банальностью то, что объясняется гениальностью.

Принц должен быть настоящий, это предполагается априори. Человек не должен сомневаться в своей избранности, единственности и настоящести. Все эти комплексы, сомнения в себе, низкая самооценка и зависимость от мнения других – все от лукавого, все это результат социальной манипуляции, которую рано или поздно придется разоблачить, если вы хотите успеха. И признать в себе принца.

Принц должен искать принцессу. А это значит, развиваться. Ищущий настоящую принцессу принц это и есть развитие. И единственное направление, в котором может происходить развитие, – это подлинность. В ходе развития человек приближается к подлинному себе. Основное препятствие в развитии – подмена понятий, когда человек мнимую цель принимает за истинную.

Принцесса в сказке – это цель. А горошина – это проверка цели на истинность. В сказке проверкой занимались король с королевой. В жизни цель на истинность проверяет жизнь.

Как это работает, покажем на примере. Раз уж мы говорим о сказках, то в качестве иллюстрации будем использовать пример из кино. Некая девушка хочет замуж за красивого, но не очень умного юношу. Себя девушка считает умной, но не красавицей. И ей кажется, что в таком браке они будут удачно дополнять друг друга. Однако накануне свадьбы глупый жених изменяет своей невесте и не является на свадьбу, чем ставит нашу умницу в крайне унизительное положение.

Давайте рассудим, какой вывод может сделать из этих событий девушка. А варианты зависят от одного: считает ли наша девушка себя принцессой. Считает ли она себя единственным субъектом своей жизни. Если она так не считает (то есть неуверена в себе, застенчива, робка, зависит от мнения окружающих и вот эти все прелести), значит, это событие повергнет ее в уныние и даже депрессию и она, внимание! снизит планку своих требований.

После того, как она оправится от удара, следующий жених будет не только неумным, но и некрасивым. А может и вовсе оказаться, что замужество это не ее мечта.

А как поступит принцесса? Еще раз напомним, чувствовать себя принцессой, как и принцем – неотъемлемое право. Это нечто, не зависящее от обстоятельств, от внешности, ума, окружения – ни от чего. Это самость, настоящесть, субъектность. Это выбор. У Андерсена это называется принцем. У нас героиня девушка, поэтому принцесса.

Принцесса, получив от жениха звонкий щелбан, не меняет отношения к себе, она не может перестать быть принцессой. А если сама принцесса настоящая, значит, ненастоящей была ее цель. Цель была фальшивой, надо искать настоящую цель. И принцесса поднимает планку своих требований! Ее жених не может быть глупым. Он будет и красив и умен, как подобает принцу.

Секрет успеха заключается в том, что после поражения вы повышаете планку. Но чтобы понять, что ваша планка слишком низка, вам надо пережить нечто неприятное. В этом смысл неудачи, и когда вы понимаете ее настоящий смысл, и действуете в соответсвии с новым пониманием, тогда вы становитесь творцом своей жизни. Если вы принц. А это вопрос выбора.

Казалось бы, тоже мне умение заметить маленькую горошинку под двадцатью тюфяками и двадцатью перинами. А на самом деле это очень важно суметь заметить маленькую мелочь, придать ей значение и главное осмелиться сказать об этом.

Ведь не все же будут в восторге от такого поведения. Поэтому надо быть готовой к буре негодования в ответ. И фраза «надо же, какая неженка» будет звучать как упрек. Вдобавок еще и не воспитанная неженка. Если такое случилось, то это явный признак, что вы обратили внимание совсем не на мелочь. Люди, которые не собираются доставлять неудобства не станут так реагировать на вежливое замечание.

Вежливое здесь ключевое. Умение вежливо отстаивать свои права – это действительно высокий уровень. Обычно же бросаются из крайности в крайность: либо покорно терпят, либо переходят в агрессию. А для проявления агрессии нужны веские основания. Вот они и дожидаются достаточных оснований. Не скандалить же из-за такой мелочи. В итоге доводят дело до того когда скандал уже неизбежен. Правда, не факт, что к этому моменту останутся силы для победы. И вообще останутся ли они вообще хоть на что-то.

Если лягушку поместить в горячую воду она тут же выскочит. Другое дело, когда воду будут нагревать постепенно. Тогда лягушка расслабиться, уснет и сама не заметит, как свариться.

Примерно то же самое происходит с человеком, не придающим должного значения «мелочам». По правде говоря, такие истории когда «ничего не предвещало» встречаются крайне редко. Как правило, еще как предвещало, только этому не придавали значения. Вроде бы как мелочи. Ничего страшного. И постепенно это «ничего страшного» плавно перетекает в ужас-ужасный. По сути сами себя загоняют сложную ситуацию. А всего-то надо было вовремя дать понять: со мной так нельзя.

Тюфяки – это одно из самых загадочных и удивительных явлений в сказке «Принцесса на горошине». Мало кто знает, что такое тюфяки и как они связаны с главной героиней – принцессой. Но история этой сказки привлекает внимание многих, и именно тюфяки играют в ней важную роль.

Тюфяки – это мягкие и пушистые вещицы, которые люди обычно используют для подушек и одеял. В сказке «Принцесса на горошине» тюфяки становятся своеобразным испытанием для принцессы. Главная героиня спит на специальной кровати, на которой подложены до 20 матрасов. Но между матрасами, под которыми находятся тюфяки, затерялась одна маленькая горошинка. И если принцесса почувствует тюфяк сквозь все эти матрасы, то она будет признана настоящей принцессой.

Тюфяки в сказке символизируют нежность и чуткость. Они также являются проверкой для будущей принцессы. Если она чувствует дискомфорт от тюфяков сквозь множество матрасов, то это говорит о ее чувствительной натуре и способности замечать даже самые мелкие детали. Тюфяки – это своего рода проверка и отбор, чтобы только истинная принцесса могла спать на такой кровати.

Одним из главных чудес в сказке являются тюфяки, которые играют важную роль в поисках настоящей принцессы. По просьбе матери принца, которая хочет, чтобы его выбранная невеста была настоящей принцессой, герой отправляется в путешествие по всему миру, для поиска девушки, которая может пройти испытание с помощью горошинки.

Тюфяк – это маленький предмет, который несмотря на свою незначительность, оказывает большое влияние на ход событий и результаты сказки. Он представляет собой горошину, которая используется для определения девушки, подходящей для принца. Принцессе дается место для сна на особо изготовленной кровати, на которую кладется 20 матрасов, под которыми помещается горошинка. И только настоящая принцесса сможет почувствовать дискомфорт от этой горошинки, что станет доказательством ее чувствительности и высокого происхождения.

Таким образом, тюфяки в сказке «Принцесса на горошине» являются чудесом, которое помогает принцу найти идеальную принцессу. Они символизируют высокое происхождение и истинную чувствительность, необязательно зависящую от обстоятельств. Это уникальное и магическое решение, которое жизнетворит сказку и придает ей особую сказочную атмосферу.

В сказке «Принцесса на горошине» упоминается загадочное слово «тюфяки». Это таинственное понятие вызывает интерес у многих читателей. Тюфяки представляют собой небольшие матрасики, сложенные из разноцветных, мягких подушек.

Но зачем принцессе такие необычные матрасы? Сказочное произведение не разглашает все подробности. Тюфяки являются частью теста для определения истинной принцессы. Главный герой решает проверить претенденток на руку и сердце именно этим способом: если принцесса способна почувствовать одну маленькую горошинку, укрытую под стеклом и двадцать матрасов, то это истинная принцесса.

Тюфяки имеют важное значение для развития сюжета сказки. Они помогают выявить главную героиню среди множества претенденток на звание принцессы. Деталей о происхождении и предназначении тюфяков нет, что позволяет читателю самостоятельно интерпретировать их смысл.

Так или иначе, тюфяки являются ключевым элементом сказочного сюжета. Они подчеркивают важность чувствительности и нежности души принцессы. Без этих маленьких матрасиков сказка была бы совсем другой и очень скучной.

Существуют несколько теорий о происхождении тюфяков в истории. Одна из них связана с древними обычаями и поверьями. В древние времена тюфяк считался магическим предметом, способным защитить от негативных энергий и нечистой силы. Верили, что тюфяк обладает особыми свойствами и может помочь определить характер и нежность человека. Возможно, они были использованы в древних церемониях или обрядах, связанных с особенными испытаниями.

Другая теория заключается в том, что тюфяки могут быть вдохновлены реальными предметами, которые использовались в прошлом. Например, в средневековой Европе существовали кровати с множеством матрацев, слои которых состояли из разных материалов, чтобы создать определенный комфорт для спящего человека. Вероятно, что принцессы тоже спали на подобных кроватях, и для проверки их чувствительности и нежности использовались тюфяки.

В сказке тюфяки олицетворяли тонкий вкус принцессы и ее способность замечать мелкие детали. Они символизировали высокие стандарты принцессы, ее чувствительность и требовательность к окружающему миру. Принц довольно впечатляющим образом узнал о принцессе на горошине при помощи тюфяков, что подчеркивает их важность в сказке их смысл.

Значение тюфяков в сказке заключается в том, что они являются символом независимости и внутренней силы принцессы. Принц выбирает свою будущую невесту именно через этот тест, чтобы проверить, насколько нежными и чувствительными оказываются девушки, при игре тюфяками.

История с принцессой, которая не может спать из-за горошинки, заложенной под матрасы, имеет глубокий символический смысл. Горошек, который создает неудобство, становится предметом проверки на чувствительность. Пройдя через 20 матрасов с тюфяками, только настоящая принцесса может обнаружить небольшой горошек и почувствовать его даже через столько преград.

Таким образом, тюфяки в сказке символизируют чувствительность, изысканность и нежность настоящей принцессы. Они представляют собой не просто комфортные предметы для сна, но и видимый знак аристократии и благосостояния. Эта сказочная деталь подчеркивает необходимость подлинных эмоций и истинной любви в поисках идеальной жены для принца.

Изображение тюфяков с преградами подчеркивает сложность пути к настоящей принцессе. Также оно символизирует внутренние барьеры и преграды, которые могут стоять на пути к настоящей любви. Только искренний человек, способный почувствовать даже самое маленькое неудобство, сможет преодолеть все преграды и найти настоящую любовь.

В итоге, тюфяки в сказке «Принцесса на горошине» несут в себе глубокий символический смысл. Они являются проверкой настоящей принцессы и служат для выявления истинных чувств и эмоций. Этот сказочный элемент подчеркивает необходимость подлинной любви и чувствительности в поисках идеальной пары.

Это одна из самых коротких сказок Андерсена. В ней столь мало деталей и персонажей, что она кажется скорее притчей для взрослых, чем волшебной историей для детей. Сам сказочник говорил, что «Принцесса» пришла к нему из сказок, услышанных в далёком детстве. Но в рассказе не так много осталось от фольклорного первоисточника. В русском переводе мы слышим убаюкивающие обороты, присущие сказкам, но вот разглядеть смысл и мораль этой истории не так-то просто.

Речь идет о принце, жаждущем встретить настоящую принцессу. Нет ли у вас ощущения, что этот принц олицетворение гордыни? Королевство его невелико. Можно сказать, что его семья сохранила только титул. Потому что нигде ни разу не появляются слуги. Король с королевой все делают сами. Сами открывают дверь незваной гостье, сами застилают ей постель. Принц же объездил весь свет…

Но не в поисках счастья! Он искал настоящую принцессу. Сам-то он был уверен, что является настоящим принцем. Ему не нужно было для этого проходить никаких испытаний. Он был уверен, что с ним точно все в порядке. А вот встреченные им принцессы как-то не того качества. То ли они недостаточно утонченные, то ли недостаточно нежные. Вполне вероятно, что они недостаточно богатые или недостаточно образованные. Как ни посмотри, принц во всем лучше их.

Вот ведь интересный парадокс: гордыня ищет свою вторую половинку. Но разве она не обречена на чванливое одиночество?

И вот однажды в грозу и страшную непогоду… Представили себе летний ночной ливень, когда ничего не видно, только всполохи молний? На улицу нельзя даже носу высунуть, чтобы не промокнуть до нитки. Но мы-то, читатели, сидим в тепле. Вместе с самовлюбленным принцем и его родителями. У нас весело пощелкивают дрова в камине. Мы почти что в раю. А на улице…

Казалось бы, Андерсен просто описывает явление природы. Буквально в двух словах. Но при этом создается четкое ощущение двух миров, разделенных стеной. Мир, в котором царит уют и спокойствие. И «мир, открытый настежь бешенству ветров». Датский сказочник хорошо знал, каково это искать ночлег в непогоду. Он много путешествовал, объездил почти всю Европу. Кто знает, может быть, он тоже искал свою принцессу, но все ему попадались какие-то ненастоящие.

Гроза и буря – это образы ада и чистилища. Образы места, в котором царит холод и хаос. Именно оттуда приходит принцесса. Она не приезжает на карете, не скачет на коне и не плетется на ослике. Девушка приходит к дверям королевства измученная, голодная и промокшая насквозь. Никто ее не спрашивает, как же так получилось, что она одна на улице.

У Андерсена есть сказка, в которой принцесса остается одна, отвергнутая и своим отцом-королем и искавшим ее внимания принцем. Сказка «Свинопас» заканчивается словами о том, что принц оставил плачущую глупую принцессу одну, а сам ушел в свое королевство, плотно закрыв дверь. Куда же пойдет несчастная всеми отвергнутая девушка? Сказка «Принцесса на горошине» словно бы продолжает эту историю.

Безымянная принцесса… А, кстати, почему у этой принцессы, да и у других персонажей нет имени? Думается, это не случайно. Безымянность – естественный прием для притч. Он подталкивает читателей к тому, чтобы они примерили на себя те или иные роли, исполняемые героями истории. Одинокая принцесса в мокром платье может быть и девушкой в беде, обиженной жизнью ни за что ни про что. А может быть и человеком, наказанным по заслугам. Как это происходит в сказке «Свинопас». Может быть дурехой, убежавшей из дома… И вот теперь она словно бы пришла из чистилища. Струи дождя омывают ее и, казалось бы, по законам жанра она должна была войти в дом принца изменившейся, раскаявшейся. Но этого не происходит.

Принцессу укладывают спать и на доски под двадцать перин подкладывают горошинку. Вот этот маленький штришок роднит сказку Андерсена с ее фольклорным прародителем. На досках кровати оказывается не боб, не фарфоровая куколка, не монетка, ничего из того, что хоть как-то связано с христианскими поверьями того времени. На досках кровати оказывается именно горошинка, символ плодородия, с одной стороны. И символ все того же чистилища, с другой.

Горошинка – это еще одно испытание в жизни принцессы. Ей снова предстоит сделать выбор. Но, видать, эту девушку жизнь ничему не учит. Проснувшись утром, она начинает жаловаться, что вся в синяках. И сразу становится ясно, что это настоящая принцесса, потому что так ныть может только весьма избалованная жизнью особа. Обычная девушка была бы благодарна за то, что ей в непогоду предоставили кров и ни словом бы не обмолвилась, что кровать была не столь удобна. Мало того, она сама могла бы поднять одеяла и перины и посмотреть, что же не так с кроватью. Но именно поэтому никакая другая девушка и не подходила принцу. Ему нужна была именно вот такая – неблагодарная. Из них получилась отличная пара – гордыня и неблагодарность, супруги поистине достойные друг друга.

Эта горошинка под грудой перин – своего рода гротеск, призванный обратить внимание читателей на изнеженность принцессы. От жестких досок реальности ее отделяет двадцать тюфяков и двадцать перин из гагачьего пуха. Двадцать – это число некоего равновесия. И в то же время два раза по двадцать, т.е. сорок – это число испытаний. Принцессу королева испытывает роскошью. Ведь не зря подчеркивается, что перины именно из гагачьего пуха, который с середины XVIII века стал пользоваться популярностью в среде богатой европейской знати.

«Горошина попала в Кунсткамеру. Она и поныне там, если никто ее не стащил». Этими словами заканчивается сказка. Ведь читатель знает, что Кунсткамера – это музей всяких редкостей. И вот горошина, помешавшая спать настоящей принцессе, оказалась настоящей знаменитостью, достойной храниться в музее. Горошина, ставшая своеобразным мерилом человеческой души.

"Принцесса на горошине" давно уже стала олицетворением дворянской изнеженности и барства, так же как "Дюймовочка" и "Стойкий оловянный солдатик" – олицетворением мужества и стойкости. Трудно даже представить, что было время, когда сказок этих попросту не было. И что всего лишь около двухсот лет тому назад их автор, бедный и неизвестный датчанин Ханс Кристиан Андерсен был скромным, начинающим писателем. Он мнил себя поэтом и драматургом, но отнюдь не сказочником. Впрочем, нет! Если быть откровенным, то одним из первых предсказал себе славу сам Андерсен, когда 1 января 1835 г., незадолго до выхода в свет своих первых сказок, писал: "Они сделают моё имя бессмертным; я попытаюсь завоевать грядущие поколения!"

Были ли основания для подобного утверждения? Очень мало! Разве что восторг детей, которым Андерсен рассказывал свои сказки. Ведь некоторые он записал уже после того, как рассказал в детской аудитории. Андерсен и сказка всегда были неразлучными спутниками. Во времена нищего детства будущий писатель сочинял фантастические сказки, о китайском королевстве, расположенном якобы под его родным городом Оденсе, о себе самом, якобы незаконном ребенке знатных родителей, и т.д. И в годы учения, невзирая на запрет жестокого ректора Мейслинга, Андерсен придумывал сказки, радовавшие его школьных друзей.

В 1820-х, в начале 1830-х годов Андерсен непрерывно обращался к сказке. Его стихотворения и баллады – "Дочь великана", "Невеста морского короля", "Снежная королева", "Русалка с острова Самсе", "Хольгер-датчанин" и другие – полны фольклорных сюжетов. В путевые очерки "Прогулка пешком на остров Амагер" и "Теневые картины" – своеобразные литературные манифесты его творчества – Андерсен также включает сказки "Водолазный колокол", "Эльфы в Люнебургской роще" и "Король говорит: "Это – ложь!". В начале 1830-х годов он публикует сказки "Мертвец" и "Утонувший монастырь".

Каждое из этих произведений – своего рода пробный камень. Писатель мучительно ищет путь, ищет свой жанр, в котором могли бы воплотиться и его природный дар рассказчика, и его гуманистические устремления. Эти поиски неизменно приводят его к сказке. Уже в 1829-1830 годы Андерсен собирается создать "цикл датских народных сказок". Это чрезвычайно важное обстоятельство, почти забытое критикой, сыграет значительную роль, когда в середине 1830-х годов писатель начинает создавать сборники сказок.

В марте 1835 года он выпустил в свет первую тетрадь сказок, куда "Принцесса на горошине" вошла вместе с "Огнивом", "Маленьким Клаусом и Большим Клаусом", "Идочкиными цветами". В октябре 1835 года и в апреле 1837 года были опубликованы вторая и третья тетради. Сказки первых трех тетрадей составили первый том сборника "Сказки, рассказанные детям". Второй том появился в 1838-1841 годы. В 1840-х годах Андерсен создал сборник "Новые сказки", а в 1850-х – сборники "Рассказы" и "Сказки и рассказы".

В современных датских и иностранных изданиях названия эти исчезли и мелькают лишь кое-где в комментариях. Читатели не знают, что Андерсен – автор сборников. Критики, анализируя отдельные сказки Андерсена, лишь изредка упоминают о сборниках, не придавая этому обстоятельству сколько-нибудь серьезного значения. А между тем каждый из сборников представляет единое целое по своему содержанию. Последовательное рассмотрение сборников позволяет проследить развитие общественных и литературных взглядов писателя, эволюцию его сказочного творчества, о которой он сам говорил: "Всякий, кто проследит за порядком, в котором написаны мои сказки, заметит движение вперед, заметит более выпукло выступающую идею, большую умеренность в использовании средств и, осмелюсь сказать, больше здоровья и свежести".

В сборник "Сказки, рассказанные детям" вошли в основном обработки датских народных сказок и поверий ("Огниво", "Маленький Клаус и Большой Клаус", "Принцесса на горошине", "Дорожный товарищ", "Дикие лебеди", "Свинопас", "Аисты" и др.). Но, даже обращаясь к иностранным мотивам ("Новое платье короля", "Летающий сундук", "Злой князь" и т.д.), а также создавая оригинальные сюжеты ("Дюймовочка", "Русалочка", "Ромашка", "Стойкий оловянный солдатик"), писатель сохраняет в них колорит датской народной жизни. В предисловии к сказкам 1837 года Андерсен писал о своих первых произведениях: "По-своему я рассказал их, допуская всякое изменение, какое считал уместным, давая фантазии освежить краски, поблекшие в старых картинах".

Из фольклорного богатства Дании писатель выбирал сказки, в которых отразились симпатии безвестных народных сказителей, наделявших простых людей всяческими достоинствами. Интересно, что злые силы в сказках первого сборника, отрицательные персонажи почти всегда наказаны. В неприглядном свете рисует Андерсен никчемных королей, алчных богачей-стяжателей, злых ведьм, коварных священнослужителей, с которыми борются умные и ловкие бедняки, почти всегда одерживающие победу. Резкое осуждение чванного аристократизма, осуждение общественных пороков придают таким сказкам, как "Принцесса на горошине", "Новое платье короля", "Свинопас", "Летающий сундук" и др., огромное воспитательное значение.

Трудно установить подлинный народный источник сказки "Принцесса на горошине". Андерсен не раз вспоминал, что эту сказку он "слышал в детстве, в прядильной и во время сбора хмеля". Датский критик Г. Кристенсен считает, что народная сказка на эту тему в Дании отсутствует, но не отвергает возможности ее существования. Он приводит ряд шведских, итальянских, венгерских, новогреческих народных сказок, где старая королева подвергает испытанию неизвестную женщину, выдающую себя за иностранную принцессу. Незнакомка не чувствует, что ей под перину подложили что-то твердое, но кот или собака – мудрые советчики – предупреждают её. Она жалуется на жесткость своего ложа, и ее принимают за настоящую принцессу. Но ни в одной из этих сказок, за исключением восточных, не встречается такого чувствительного существа, как принцесса Андерсена. Этот факт дает основание считать, что источник сказки Андерсена – восточный.

Доказательством датского происхождения сказки, по нашему мнению, могут служить рассказы Андерсена о празднествах в Оденсе, когда под кровать сажали петуха, а в постель клали горошины. Если не искать буквального сходства, то в датских народных сказках – таких, как "Жених", "Ханс и Мерен", "Скупой", "Маленькая Метте", "Пер-Сквалыга" и др. – можно найти ряд прототипов сказки "Принцесса на горошине".

Во всех этих произведениях богатый крестьянин или состоятельный человек хочет жениться, но предъявляет невесте некие обязательные условия (чтобы она довольствовалась четвертью горошины, питалась бы воздухом и т.д.). В сказке "Принцесса на горошине" Андерсен пользуется основным мотивом народной сказки – испытанием того, удовлетворяет ли невеста предъявляемым к ней требованиям. Но, перенося действие сказки из крестьянской в более высокие сферы, он создает резкую сатиру на знать.

Чтобы выяснить, будет ли незнакомая девушка хорошей женой, не проверяют, как в народных сказках, трудолюбива ли она, прилежна, умна ли, честна, лишь экзаменуют, насколько чувствительна она к горошине под матрацем. Только это нужно во дворе. Результат испытания превзошел самые смелые ожидания: "тут все догадались, что это – настоящая принцесса, так как сквозь двенадцать перин и двенадцать матрацев она почувствовала горошину. Столь чувствительной могла быть только настоящая принцесса".

Глубина и тонкость мысли, афористичность, необычная разговорная форма, своеобразная композиция "Принцессы на горошине", как и новаторство других сказок Андерсена, не были оценены современниками писателя. Они не поняли, что эти произведения означали выдающееся событие в истории не только датской, но и всей мировой литературы. Необычность этих сказок вызывала недоумение критики, и писателю советовали следовать французским образцам.

Публике и критике, привычным к насыщенным моралистическими примерами сочинениям, таким, как "Воспоминания детства отца Рейнхольда, сообщенные им самим родным детям ради развлечения, но также поучения и воспитания в страхе божьем ради", не хватало в произведениях Андерсена традиционных нравоучений. Общее мнение официальных литературных кругов того времени выразил редактор журнала "Даннора", усмотревший в этих своеобразных сказках лишь отсутствие морали и уважения к высоким особам. Однако из немногих сохранившихся материалов можно также понять, что демократический характер сказок Андерсена сразу же пришелся по душе простым датчанам, для которых были предназначены эти произведения.

"В то время как простые люди, суждению которых я придаю большое значение, оценили их выше всего, написанного мною, другие думали, что сказки эти были крайне незначительны, и советовали мне больше не писать", – указывал Андерсен.

Величайшим счастьем для многих поколений читателей, сменившихся за прошедшие два века, является то, что Андерсен стойко следовал своему призванию и создал еще множество шедевров, подобных знаменитой "Принцессе на горошине".

Девушка-принцесса – это человеческая душа, которая в бушующей вокруг реальности (непогода) ищет истину. За свою жизнь человек должен свою душу так подготовить и утончить, вернуть себе изначальное ощущение, с которым он пришел в этот мир.

Душа должна вспомнить, что она принцесса. И тогда она сможет постигнуть истину (почувствовать горошину) через покрывало Майи – Великой Иллюзии (двадцать тюфяков и двадцать перин на гагачьем пуху). После постижения Истины человек и душа сливаются в одно, совершается мистический Брак (принц и принцесса).

Не все сказки просты. Есть и в них двойное и даже тройное дно.

Категория: Общество | Добавил: laf2304 (11.02.2024)
Просмотров: 36 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [255]
Природа [255]
Общество [252]
Технологии [259]
Загадки Вселенной [259]
Разное [232]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2024
uCoz