Magnus Fragor

Главная » Статьи » Общество

Самая страшная сказка

Этот сюжет также был литературно обработан и записан Шарлем Перро для своего сборника «Сказок былых времен с поучениями» в 1697 году. Пожалуй, это одна из самых страшных и актуальных сказок Шарля Перро, если не самая страшная.

Вспомним сюжет этой сказки Шарля Перро, впервые изданной в 1697 году. Жил-был очень богатый господин, но из-за синей бороды, делавшей его гадким и страшным, он никак не мог обрести подругу жизни. Его прель¬щали дочки почтенной дамы, жившей по соседству. Он сватался к ним, получил отказ, но проявил настойчивость: устроил в своём замке им и всей респектабельной соседской молодёжи целую неделю развлечений. Акция удалась, и младшенькая дочка сдалась. Сыграли свадьбу, медовый месяц прошёл отлично. Молодая была счастлива, но муж собрался по делам и «по¬просил её хорошенько развлекаться в его отсутствие, пригласить своих подруг, поехать с ними в загородный замок, если ей захочется, и всюду делать всё, что ей вздумается». Муж запретил лишь посещать одну комнатку в замке, пригрозив страшными карами. Жена пригласила подруг, и, пока они завидовали её богатству, обходя замок, она устремилась к запретной комнатке. Что она там увидела? «Весь пол покрыт свернувшейся кровью, в которой отражались трупы нескольких женщин, висевшие на стенах». Это были прежние жёны Синей Бороды, убитые им. От страха она уронила ключ, запачкав его кровью. Смыть её, как ни старалась, не смогла. Внезапно вернувшийся муж, увидев ключ, всё понял и предложил супруге быстрее готовиться к смерти. К счастью, подоспели её братья и всё закончилось удачно – они убили злодея, а жена, унаследовав его несметные богатства, удачно вышла замуж снова да ещё и спонсировала сестру и братьев.

Реальным прообразом Синей Бороды часто считают богатейшего барона и маршала Франции Жиля де Рэ. В 1440 году его казнили за жуткие преступления. Продав душу дьяволу и став алхимиком и чернокнижником, он проводил чудовищные обряды, в процессе которых пытали и убивали детей. Сам де Рэ принимал в них активное участие, к тому же занимался содомией и некрофилией. Барон сознался примерно в 800 убийствах, но судьи решили, что их было около 150. Более жуткой фигуры в истории Франции не было.

Но одновременно Жиль де Рэ был чуть ли не национальным героем. Звание маршала он заслужил своей отвагой в Столетнюю войну. Более того, он был ближайшим подвижником Жанны д’Арк и сопровождал её почти во всех битвах. Именно ему доверили почётную миссию доставить елей для миропомазания Карла VII во время его коронации в Реймсе в 1429 году. Но в начале 30-х он отходит от доблестных дел, живёт поочерёдно в своих замках, коих у него было больше, чем у Синей Бороды, и пускается во все тяжкие. Окружает себя частной армией, огромной свитой и даже штатом священников. Его образ жизни и выезды похожи на королевские. А в запретных комнатах замков творятся жуткие вещи.

В отличие от сказочной Синей Бороды де Рэ убивал не жён, а детей. А единственную жену отправил в монастырь. Почему же Перро «наградил» героя синей бородой и почему мы отождествляем его с бароном де Рэ? Можно было бы предположить, что синюю бороду для героя великий сказочник придумал точно так же, как красную шапочку для крестьянской девочки и сапоги для кота. В народных сказках, на основании которых они написаны, кот совершает подвиги босиком, а у девочки голова не покрыта. «В памяти людей Рэ остался легендарным монстром. В краю, где он обитал, эта память смешалась с легендой о Синей Бороде», – объясняет эту коллизию Жорж Батай, известнейший философ и автор самой полной книги о Жиле де Рэ. По его мнению, между героем сказки и реальным бароном «нет ничего общего». И это похоже на правду.

Гораздо ближе к сказке Перро легенда о Коморе – короле Бретани, правившем в VI веке. Он женился на некой Трифимии, потом ставшей католической святой. Когда она забеременела, ей было видение прежних семи жён короля, убитых им. Они уговорили её бежать. Комор догнал жену и, узнав о беременности, отрубил голову. А отец с помощью святого Гильдаса её воскресил. Поэтому святую часто изображают без головы – она дер¬жит её в своих руках. В этой легенде отсутствует только запретная комната, но на сказку она похожа больше истории Жиля де Рэ.

Но почему Комор убивает жён, узнав об их беременности? Этот мотив встречается очень широко в мифологии. Древнегреческому богу Кроносу предсказали, что его свергнет сын. Дабы избежать этого, он проглатывал только что родившихся детей. Но вместо одного из них мать подсунула ему камень, завёрнутый в пелёнки. Кронос проглотил его, ребёнок спасся и потом действительно сверг отца и стал главным богом на Олимпе. Это был Зевс. Но и он получил пророчество, что будет свергнут сыном. Чтобы сохранить власть, Зевс съел супругу, когда она забеременела. В результате он унаследовал от неё… беременность. Но родилась девочка, правда, муже¬подобная. Это была Афина. Она появилась из расколотой головы Зевса сразу в боевом снаряжении – в шлеме, со щитом и копьём.

А вот среди сказок точного прообраза «Синей Бороды» нет. Есть сказки с запретными комнатами, в которых убивают, расчленяют, а потом воскрешают. Но в отличие от Перро делают это не только мужья, но ещё и животные, разбойники или какие-нибудь нелюди и посланцы из иного мира. Главным в них специалисты считают не образ мужа, а тот беспредел, который происходит в запретной комнате. Вот что видит героиня сказки братьев Гримм «Диковинная птица», которая была обезглавлена, а потом спасена: «Посреди комнаты стоял огромный таз, полный крови, и в нём лежали тела людей, разрубленных на части, а рядом с тазом поставлен был обрубок дерева и около него положен блестящий топор».

Подобных картин много в сказках разных народов, в том числе и у нас. Владимир Пропп, самый влиятельный специалист по сказкам в мире, видел в этом феномен так называемой временной смерти. Его проводили во время посвящения: человека убивали, разрубали на части, потом собирали и воскрешали. Понятно, это делали понарошку, но под действием галлюциногенов или других психотехник посвящаемый воспринимал это буквально. Для большей уверенности, что с ним совершали экзекуции, ему могли отрезать палец, нанести несколько шрамов, оставить другие знаки насилия. В результате посвящаемый возрождался новым, другим человеком.

Такие серьёзные ритуалы с расчленёнкой и сдвигом сознания обычно проводились при по¬священии в шаманы. Проходили они часто в запретной комнате – как в сказке. В особых мужских домах, где этим занимались, такие помещения часто были. Это наблюдали у архаичных народов, практиковавших такие обряды даже в XIX-XX вв. В незапамятные времена этим занимались и предки т. н. цивилизованных народов. Осколки воспоминаний об этом остались в сказках.

«Синяя Борода» считается сказкой для детей школьного возраста. В современном языке выражение «синяя борода» используется, чтобы сравнить некоего человека со сказочным злодеем, чаще в шутливом контексте.

В 2015 году вышел фильм ужасов «Багровый пик» режиссера Гильермо дель Торо. Сценарий этого фильма строится по сюжету сказки о Синей Бороде. Обаятельный аристократ, которого играет актер Том Хиддлстон, женится на богатых наследницах, которых никто не хватится, если что-нибудь вдруг произойдет. Герою нужны деньги, а расправляться с женами ему помогает сестра, которую играет актриса Джессика Честейн. За спиной у парочки уже несколько трупов, а денег все недостаточно...

В четвертом эпизоде первого сезона американского фэнтези-сериала «Гримм» дается еще одна интерпретация этого сюжета. Герои расследуют странную цепочку смертей и пропажу женщин.

В 1979 году вышел двадцатиминутный советский мультфильм «Очень синяя борода». Здесь сюжет подается неожиданно: женщины собственноручно доводят Синюю Бороду до такого состояния, что герой расправляется с ними. Одна жена Синей Бороды помешана на моде, без конца переодевается и пытается подогнать все в доме мужа, включая его самого, под требования моды. Другая мучает героя диетами и суровым контролем за здоровьем. А третью герой застает с любовником... Синюю Бороду в этом мультфильме озвучивает актер Михаил Боярский.

Сюжет о Синей Бороде проник в комиксы и компьютерные игры. Американское издательство «Vertigo» в 2002 году начало выпускать комикс «Fables». Главные герои этого комикса – персонажи фольклора и народных сказок, которые волей случая оказались в Нью-Йорке и вынуждены выживать среди людей. Синяя Борода – один из этих героев. В 2013 году вышла видеоигра в жанре нео-нуарного детектива «Волк среди нас» («The Wolf Among Us»), созданная по мотивам этого комикса. Синяя Борода и здесь один из главных персонажей.

Сказка о Синей Бороде стала одной из самых популярных во французской, а позже и мировой культуре. Уже в XVIII веке появились первые ее интерпретации, так, в 1789 году, накануне Французской революции, композитор Андре Гретри написал одноименную оперу. XIX век подарил нам множество балетов, один из которых, кстати, поставил сам Мариус Петипа, оперетту Оффенбаха, написанную в 1866 году. А в начале XX века одноименную оперу написал композитор Бела Барток.

Наверно, одна из самых ярких киноверсий сказки о Синей Бороде – это эротический триллер Эдварда Дмитрика, американского режиссера украинского происхождения. В нем действие перенесено в Австрию времен Третьего рейха. Герой, барон фон Зеппер, его совершенно неподражаемо играет выдающийся актер Ричард Бёртон, этот герой, фон Зеппер – герой Первой мировой войны, он авиатор, человек, который пострадал в боях с русскими. Он скрывает свои шрамы под бородой, которая в результате какой-то химической атаки приобрела необыкновенный синеватый оттенок.

И вот предыдущая жена его погибла на охоте, он женится снова на очень красивой девушке, актрисе варьете, американке, привозит ее в свой замок, и та начинает исследовать этот замок и, естественно, обнаруживает в нем страшные тайны. Помимо этого холодильника, да, – современная же трактовка сюжета, – в котором хранятся замороженные трупы предыдущих жен барона, она находит комнату, в которой лежит мумифицированная мать барона, за которой ухаживает служанка.

Так постепенно и выясняется, что у нашего барона сексуальная дисфункция и он, строго говоря, никак не может в постели подтвердить свою славу донжуана. Вот отсюда все и беды! И вообще, кроме своей матери, он никогда никого не любил. Вот такая история.

А вот, например, писатель Курт Воннегут в одном из своих поздних романов, который так и называется, «Синяя Борода» (1987 год), рассказывает совершенно другую историю. В этом сюжете Рабо Карабекян, художник, абстрактный экспрессионист, живет в уединении в своем богатом доме и не собирается возвращаться ни к живописи, ни в свет. Почему он не возвращается к живописи? Все просто: его картины были написаны уникальной синей краской. Уникальной она была потому, что была некачественной, и со временем его картины, среди которых были те, что принесли ему мировое признание, попросту осыпались.

И вот он живет в этом доме в уединении. На горизонте появляется странная женщина, которой он увлекается. Он с ней проводит много времени. Единственное место, куда он ее не пускает, – это закрытый картофельный амбар. Но все на самом деле не так страшно и трагично в этой истории. Дело в том, что в этом картофельном амбаре нет трупов бывших жен, тем более что женат герой был только единожды и, собственно, смерть бывшей жены – это еще одна история, почему он уединился в этом доме.

Нет, в этом картофельном амбаре хранятся те самые холсты, с которых осыпалась краска, то есть его дети в каком-то смысле, да. И одна картина, которую он написал за время знакомства с этой женщиной. То есть, иными словами, он в конце все-таки возвращается если не к жизни, то к живописи.

Возвращаясь к теме сказки самого Перро, мы видим, что это, в общем-то, никакая не сказка. Здесь совсем нет волшебства, кроме этого ключика, на котором кровавое пятнышко, которое невозможно смыть. Естественно, психиатры усматривают в этом ключе фаллический символ, а пятно крови – это пятно крови. Как не вспомнить здесь некстати Иосифа Бродского! «Ключ, подходивший к множеству дверей, ошеломленный первым оборотом».

Тема того, что Синяя Борода, конечно, монстр, но и женщины, в общем-то, тоже в чем-то виноваты, тоже не новая и возникала многократно. Первую экранизацию сказки «Синяя Борода» осуществил великий иллюзионист Жорж Мельес в 1901 году. Его десятиминутный немой фильм сохранился, вы можете найти его в интернете.

Там Мельес вводит очень интересного персонажа – черта, который, собственно, и искушает молодую жену воспользоваться ключом и зайти в эту самую секретную страшную комнату. И потом, когда она уже все это совершила, узнала страшную тайну и ждет со страхом возвращения мужа, он же является к ней во сне и всячески подчеркивает, будоражит в ней вот это чувство вины.

Вспомните и анимационный фильм Владимира Самсонова по сценарию Аркадия Арканова1979 года. Это комический мюзикл, где герцога Синюю Бороду озвучивает Михаил Боярский. Жены доводят герцога кто чем. Первая жена, Марианна, помешана на моде – боже мой, какой ужас! – и на том, чтобы поменять обстановку в доме. Вторая, Лилианна, помешана на здоровом образе жизни и доводит герцога этим. А третья, Вивианна, просто изменяет герцогу. Вот за это он, собственно, всех их и убивает.

Кстати, сам Шарль Перро, всегда завершавший свои сказки моралите, выводит такую мораль из этой истории: «Да, любопытство – бич. Смущает всех оно, на горе смертным рождено. Примеров – тысячи, как приглядишься малость. Забавна женская к нескромным тайнам страсть. Известно ведь: что дорого досталось, утратит вмиг и вкус, и сласть». Иными словами, если бы братья не подоспели, то, в принципе, девушке и поделом. Как вам такая мораль XVII века?

Какая манипуляция! Ведь муж, уезжая, по сути расставляет своей жене психологический капкан. Он прекрасно знает, что она захочет нарушить табу. Более того, он хочет, чтобы она это сделала. Это настоящая манипуляция. Мы знаем, что маньяки очень часто переворачивают все с ног на голову для того, чтобы прежде всего выставить виновными своих жертв. И ведь, кстати, был реальный маньяк, который, вдохновившись сюжетом «Синей Бороды», оставлял на губах своих покойных жертв синюю нитку. Как вам такое?

Многие маньяки не испытывают раскаяния в своих деяниях, они уверены, что «чистят» население от женщин, которые ведут себя неправильно (перед этим устраивая им проверки, как Синяя борода). Вот и наш герой понял, что очередная жена поступила неправильно, проявила излишнее любопытство, ослушалась его приказа, и решил добавить ее к коллекции своих жертв.

Кстати, история о Синей бороде напоминает современную историю «50 оттенков серого» про богатого и обаятельного парня со своими скелетами в шкафу, у того тоже была секретная пугающая комната, но немного другого характера.

Сказка учит не сдерживать любопытство, как кажется на первый взгляд. Желание все знать о второй половинке – совсем не так плохо. Наоборот, нельзя выходить замуж за человека, о котором совсем ничего не знаешь. Он может оказаться самовлюбленным нарциссом, абьюзером, маньяком, кем угодно.

Первое впечатление о человеке может быть обманчиво, как в случае с Синей бородой. Маньяки умеют производить хорошее впечатление о себе, пока не получат полную власть над жертвой.

Сказка написана как будто не для детей, а для молодых девушек, которым предстоит выбирать спутника жизни.

Категория: Общество | Добавил: laf2304 (23.01.2024)
Просмотров: 46 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [257]
Природа [258]
Общество [257]
Технологии [260]
Загадки Вселенной [259]
Разное [232]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2024
uCoz