Magnus Fragor

Главная » Статьи » Общество

«Вредная» сказка

Сказочный сюжет о крошечном ребёнке, который оказался умнее и прозорливее своих братьев, известен в разных странах. По этому мотиву созданы народные и авторские произведения. Одна из сказок, которую написал Шарль Перро, называется «Мальчик-с-пальчик». Краткое содержание можно прочесть за несколько минут, а размер текста в оригинале составляет около 5 страниц. История с глубоким смыслом показывает, как смекалка помогает выбраться из сложных ситуаций.

Шарль Перро написал свою сказку в 1697 году, когда в стране царил жесточайший голод. В то время Францией правил Людовик XIV, который в общей сложности занимал трон 72 года. В эпоху, когда крестьяне бедствовали, первыми приносили в жертву детей.

Современному читателю это кажется ужасным, но тогда у людей не было иного выхода. Время, когда была написана сказка, географы и историки называют Малым ледниковым периодом. Летние месяцы были холодными и дождливыми, зимы – крайне суровыми, а в некоторые годы Сена замерзала полностью. Крестьяне с трудом справлялись с многочисленными бедствиями. Сказочный сюжет отражает реальное положение: некоторые семьи действительно заводили детей в лес и оставляли на растерзание зверям.

Наш герой появился в английской литературе, и не без участия высших сил, в 1621 году. Популярный писатель Ричард Джонсон литературно обработал удивительную сказку, в которой смешались библейские мотивы, легенды о рыцарях Круглого стола, и несомненно, авторская фантазия. Могущественный чародей Мерлин странствует по земле в виде нищего старика, и находит приют в доме крестьянина и его жены. В доме, в котором живут в довольстве, но без удовольствия, потому что у пары нет детей. Жена тут-то и восклицает: «Будь он даже ростом с палец своего отца, не больше, я бы и то была довольна». И Мерлин, то ли в благодарность за прием, то ли в шутку, кто их разберет, этих волшебников, решает в точности исполнить ее пожелание. И тогда рождается долгожданный Том, действительно размером с палец своего отца, а как пишет Джонсон, пальцы у него были самые обыкновенные.

Мальчика балуют, феи шьют ему одежду, сам же он растет хитрым воришкой, который учится вот какому трюку. Он с друзьями играет в вишневые косточки, и когда его косточки заканчиваются, он залезает в сумки своих товарищей, ворует их косточки, и как ни в чем не бывало, продолжает играть. Мальчик-с-пальчик в английской сказке постоянно попадает в беду, то в пудинг упадет, то корова его с дубовым листочком слизнет, там постоянно он оказывается в каком-нибудь клюве птицы или в желудке. В конечно счете его съедает большая рыбина, которую подают к столу короля Артура. Когда ее разделывают, оттуда, вот фокус, живым и невредимым появляется наш герой.

Такая вот любопытная интерпретация библейского сюжета про пророка Иону, который, как вы помните, три дня и три ночи провел в чреве кита. В страданиях Ионы принято видеть прообраз будущих страстей Христовых, и конечно, воскрешение Иисуса. Вот Мальчик-с-пальчик неожиданно и неоднократно оказывается в беде, все против него, однако он неизменно выбирается к жизни и свету. Надо сказать, что и бездетная пара, которая принимает могущественного гостя под видом нищего, после чего у них рождается сын, также напоминает нам о библейском сюжете про Авраама и Сарру. Помните трех путников, которые явились к почти столетним старикам и заявили, что Сарра вот-вот сможет зачать, и родился Исаак.

В английской сказке Том развлекает короля своим малым видом, его назначают придворным карликом, строят миниатюрный золотой дворец. Король разрешает ему сидеть на бархатном стуле прямо на столе, напротив тарелки его величества. Шарль Перро, записывая сюжет «Мальчика-с-пальчик» для своей знаменитой книги «Сказки былых времен с поучениями» (она вышла во Франции в 1697 году), рассказал совсем другую, довольно жуткую историю.

В XVII веке во Франции было голодно, это была вообще самая холодная фаза так называемого «малого ледникового периода», когда из-за замедления Гольфстрима и снижения солнечной активности упала среднегодовая температура в Европе. Лето было дождливым, зима суровой. По Темзе в это время, например, катались на коньках, в Италии регулярно выпадал снег, замерзали северные части Адриатического моря, гибли фруктовые сады и виноградники. В 1693 году во Франции случился настоящий голод.

И вот Перро рассказывает историю о бедной семье дровосеков, в которой жена постоянно рожает мальчишек, причем парами близнецов, а потом еще и седьмой появляется, размером как раз не больше пальца. Ребенок этот, он не любимый, родители считают его дурачком, братья шпыняют, а ведь он их спасает от смерти. В год великого голода, когда совсем нечего стало есть, родители решили отвести своих детей в лес и там их оставить, таким образом решив проблему с тем, что нечем их было кормить.

Кстати, увод детей в лес частый сказочный сюжет, Владимир Пропп в своей книге «Исторические корни волшебной сказки» указывает, что это отголосок обряда посвящения, когда в древности мальчиков уводили в лес, подальше от дома, в так называемый «мужской дом», или мужское сообщество, куда женщинам вход был заказан. После жутких, часто опасных, испытаний, юноша возвращался домой, приобретая новые силы и знания, если выживал, конечно. Как тут снова не вспомнить Авраама, который по требованию своего Бога повел долгожданного сына к жертвеннику, и только рука ангела остановила занесенный над ребенком кинжал.

Мальчик-с-пальчик придумывает трюк с камушками, которые берет из дома и по дороге в лес оставляет знаки, которые позволяют потом детям вернуться. Но во второй раз, когда голод опять подступает, камней нет, снова родители отправляют детей в лес, и у Мальчика вместо камней хлебные крошки. Он помечает ими путь, однако крошки склевывают птицы. В сказке увод детей в лес всегда есть акт враждебный, хотя в дальнейшем для изгнанника или уведенного дело оборачивается весьма благополучно.

Наши дети попадают в лесной дом, где живет огр-людоед, с женой и семью дочурками. Жена прячет детей, но вернувшегося людоеда не обмануть, он слышит запах и сперва хочет прирезать мальчишек, но после решает их немного откормить, чтобы они стали пожирнее. Ребят кладут в одной спальне с дочками людоеда. Эти милые девочки, они не были еще злы, пишет Перро, как отец, но поскольку они тоже ели с отцом человечину, кусали маленьких детей и сосали их кровь, все у них было впереди. Есть прекрасная и жуткая иллюстрация Гюстава Доре, где эти крошки спят в одной постели, сжимая в руках чьи-то обглоданные косточки.

Мальчик-с-пальчик придумал снять шапочки с себя и братьев и надеть на дочек людоеда, а сами надеть на себя их короны. Это сработало, и ночью, когда людоед прокрался в спальню, чтобы убить мальчиков, он убил своих собственных дочерей. Мальчишки сбежали в лес, а огр пустился в погоню. У него были, как помните, волшебные семимильные сапоги. Он притомился, пока бегал, и прилег отдохнуть. Тут наш герой отправил братьев домой, а сам стащил с людоеда сапоги-скороходы.

И вот тут Перро дает два варианта благополучного исхода. В первом мальчик в этих сапогах отправляется к жене огра, и заявив, что того захватили разбойники, требует все золото людоеда для выкупа. Второй вариант поинтереснее. Здесь, как и в английской версии, герой находит себе место при дворе. Но он не шут, не карлик, он полезный гонец, который носит королевскую почту для армии и доставляет дамам любовные послания от их кавалеров. Чем не роль для Мальчика-с-пальчик?

Любопытно, что у братьев Гримм, которые записали свою версию сказки в начале XIX века, сюжет совершенно иной. В нем нет ни людоеда, ни родителей, которые хотят сбыть детей в голодное время, это история про хитрость и про любовь, потому что здесь Мальчик-с-пальчик долгожданный ребенок бедных крестьян. Мальчик этот придумывает забраться к лошади в ухо и так ей править. Таким образом у стороннего наблюдателя создается ощущение, что лошадь везет повозку с дровами сама. Вот чудо, Мальчик-с-пальчик в роли блютус-кучера.

Мальчик-с-пальчик становится в этой сказке неразменной монетой, он уговаривает отца продать его, а сам ускользает от покупателя, возвращаясь домой. Он смеется над ворами, обещая им передавать добро из кладовки пастора, но так громко кричит им, что будит кухарку. Он смеется и над пастором. Будучи случайно проглоченным коровой, он говорит с ней из ее желудка, и пастор, решивший, что коровой овладел злой дух, велит ее заколоть. Спасение близко, но коровий желудок внезапно проглатывает волк. Наш герой начинает изнутри управлять желаниями волка, и обещая тому лакомый кусочек, приводит волка в отцовский дом, где волка забивают, а семья воссоединяется. «Где же ты побывал?» – спрашивает отец своего сына. «Ах, батюшка, и в мышьей норе, и в коровьем желудке, и в волчьем брюхе. Теперь уж никуда от вас не уйду». «И мы тоже не продадим тебя больше никому, ни за какие богатства в мире» – ответили малютке родители.

В том же ключе, но со своими нюансами сказку рассказывали и в наших краях. Записал ее великий собиратель сказок Александр Афанасьев, там Мальчик-с-пальчик, рожденный без секса, а прямо из капусты. Старуха разрубила капусту и нечаянно себе отрубила мизинец, вот из него-то и получился сыночек. У Афанасьева сказка стала социальной сатирой, мальчик сбегает от богатого барина, которому отец продал его за тысячу рублей, а после приводит воров к богатому попу. Но не выдает воров, нет, а наоборот, помогает ворам вывести лучшего бычка из стойла попа. После дележки парню достается требуха, в которой он решает вздремнуть. Вот тут-то, к сожалению, волк съедает его вместе с требухой. Но овец воровать волку Мальчик-с-пальчик мешает, поднимая крик, видимо, бедных пастухов он жалеет. Герой опять-таки приводит волка домой к отцу, вылезает из волчьего брюха задом, хватает того за хвост и держит, пока родители волка убивают.

Очень интересна версия Григория Данилевского, который в 1860 году записал в стихах украинский вариант сказки. Называется его текст «Коротышка», там несколько раз проданный Мальчик-с-пальчик возвращается в итоге домой к отцу и матери с панночкой, дочкой последнего покупателя. Цитата: «А молодчик пан, только знай величался, со своей пани взасос целовался, ходил кругом по досточкам да постукивал кое-где молоточком». И это при такой разнице в возрасте, а вы говорите. Мал да удал!

Но возможно, молоточек был волшебный, как в японской сказке «Иссумбоси», в переводе с японского это значит «трехсантиметровый сын». Герой победил демона Они, который его проглотил, исколов изнутри его желудок мечом, сделанным из иголки. Демоны сбежали, оставив после боя волшебный молоток, после трех ударов молотком о землю мальчик-с-пальчик вырос в красивого юношу, и смог обрести счастье с тринадцатилетней дочкой премьер-министра.

Истории про очень маленьких детей, которые, пройдя многие испытания, обретают заслуженное счастье, появлялись в литературе не раз. Девочкой-с-пальчик можно назвать Дюймовочку Андерсена. Андерсен часто заостряет внимание на героях-аутсайдерах, которым трудно найти свое место в мире. Такова не только Дюймовочка, таков и Гадкий утенок, и Оловянный солдатик. В отличие от Мальчика-с-пальчик, Девочка-с-пальчик, Дюймовочка, не совершает подвигов, напротив, ей постоянно угрожает опасность, и опасность эта – быть насильно выданной замуж.

В 1963 году немецкий писатель Эрих Кестнер написал повесть «Мальчик из спичечной коробки», герой которой, крошечный Максик Пихельштайнер, дружит с фокусником и путешествует с цирком. Цитата: «Его называли маленьким человеком, и он спал в спичечной коробке. Когда Максику исполнилось шесть лет, он потерял родителей. Это случилось в Париже. Родители Максика поднялись в лифте на Эйфелеву башню, чтобы оттуда полюбоваться прекрасным видом. Только они вышли на площадку, как налетел сильный вихрь и унес их».

Невозможно не упомянуть и те истории, где герои только временно становятся маленькими. Часто это род наказания, и это же способ познания мира, понимания того, что нет маленьких людей и маленьких проблем, другая оптика, которая позволяет внимательно рассмотреть мир вокруг. Какие это книги? В первую очередь, конечно, это «Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями по Швеции», написанное первой нобелиаткой Сельмой Лагерлеф, как такой своеобразный путеводитель по Швеции, по родной стране для школьников. Это и «Необыкновенные приключения Карика и Вали», сказка Яна Ларри, написанная в 1937 году, где брат и сестра уменьшаются в размерах в сотни раз и попадают в микрокосмос луга. Уменьшалась до размеров мизинца и Алиса Льюиса Кэрролла. Всех, иными словами, и не перечислишь.

Пожалуй, Мальчик-с-пальчик это самый ярко выраженный пример человека с особенностями в сказке. Именно человека, потому что он не волшебное существо, а обычный мальчик, только очень маленький. Малый рост делает его объектом насмешек и агрессии, то превращает в шута при королевском дворе, то попросту делает его забавной игрушкой, с которой хотят развлечься. И сам Мальчик-с-пальчик порой переживает о своем росте, и хочет либо стать обычным, нормальным, или своим умом доказать, что он не только не хуже, а намного лучше других.

Сказки являются неотъемлемой частью нашей жизни. Нет, пожалуй, ни одной семьи, где бы детям их не читали или не рассказывали, и эта традиция передается из поколения в поколение. Сказки, что мы узнали в своем детстве, а теперь продолжаем читать нашим детям, рассказывали много веков назад! И, как оказалось, они имеют очень глубокий психологический подтекст.

Волшебные сказки – это большая кладовая символов, в которых зашифрованы и внутренняя психологическая жизнь, и жизнь внешняя – во всех ее проявлениях. Одна из таких сказок – «Мальчик-с-пальчик», которая вызывает массу дискуссий среди современных родителей. Кстати, дискуссии эти не новы и возникали еще в XVIII–XIX веках в среде научного сообщества.

Некоторые философы того времени, даже знаменитые (И. Кант, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк) вообще считали сказки вредными для развития детей. «Мальчик-с-пальчик» попадает в список таких «вредных» сказок. Современные родители также задаются вопросами: «Почему эту сказку так любят дети? Можно ли такую жестокую и ужасную сказку вообще читать своим детям? Чему она может научить ребенка?» Для ответа на эти вопросы попробуем заглянуть во внутренний мир этой сказки и последовательно ответить на них.

Стоит упомянуть, что сюжет о приключениях маленького мальчика величиной с мизинец весьма распространен и встречается в разных странах мира. Мы обратимся к сказке Ш. Перро. Начинается она с того, что в семье дровосека было семеро сыновей. Само число 7 – одно из самых часто встречающихся в сказках. Данное число относят к разряду духовных чисел, считают его самым благоприятным, его изучают и в науке.

А среди символических значений семерки выделяют святость, процветание, мудрость, вечность жизни, удачу, гармонию. То есть уже с самого начала сказка сулит победу добра над злом (в широком смысле слова) и обретение гармонии. С психологической точки зрения все герои сказки – это наши субличности, живущие именно в нашем психическом мире. Фигуры Дровосека, его жены, семерых детей и других героев этой сказки (людоеда, его жены, их дочерей и т. д.) – это все наши субличности, которыми наполнена именно наша внутренняя психическая жизнь, такая насыщенная и интересная!

Далее сюжет разворачивается вокруг жизни семьи впроголодь и решения отвести семерых сыновей в чащу леса. Голод символизирует невозможность удовлетворить свои основные потребности не буквально в еде, а в духовной пище. Так, чаща леса в этой сказке – самое подходящее место, где можно насытиться духовной пищей. Именно чаща леса символизирует глубину нашего бессознательного как темного, неизведанного места, в котором – да, можно заблудиться, и да, в нем живут злые и добрые волшебные силы, и да, оно нуждается в познании и понимании. Наше бессознательное (лес) становится не только местом, где можно насытиться духовной пищей, но и местом испытаний для наших субличностей и нашего «Я», которые укрепляют наш дух.

По сюжету сказки герои-субличности несколько раз возвращаются домой благодаря смекалке мальчика-с-пальчик, каждый раз радуются воссоединению с семьей. Но с течением времени запасы духовной пищи заканчиваются и возникает необходимость уйти подальше и поглубже в лес (в бессознательное), постичь его глубину, его самые большие тайны. В этой глубине можно долго плутать, встречать разных героев, в том числе и страшного людоеда, становиться обладателем волшебных предметов и т. д., но благодаря опыту предыдущего путешествия и тем трудностям, которые удавалось преодолеть и которые укрепили дух, герои (субличности) становятся зрелыми, взрослыми и самостоятельными. В психологии это называется процессом инициации – преображения мальчика в мужчину.

Сказку о мальчике-с-пальчик можно толковать и как историю о процессе становления мужчины, о трудном процессе сепарации его от родителей. О преодолении этих трудностей, о ловкости, гибкости и смекалке, которые помогают выбраться даже самому «маленькому» (физически), но большому (психологически) из безвыходных ситуаций.

Наши дети благодаря интуитивному каналу восприятия, который очень хорошо развит, отлично считывают символику этой и не только этой сказки. Если мы вспомним себя маленькими, мы с большим удивлением обнаружим, что эта сказка, кажущаяся нам, взрослым, сегодня такой страшной и зловещей, воспринималась нами когда-то как что-то светлое, волшебное, как некое удивительно завораживающее действо, происходящее внутри нас и всегда приводящее наши субличности к гармонии. Поэтому эту сказку так любят наши дети.

Если буквально посмотреть на текст этой сказки, то сюжет ее может показаться весьма странным: родители упорно пытаются отвезти своих детей в лес, а те все время возвращаются домой благодаря находчивости и изобретательности своего младшего брата.

У проницательного читателя при прочтении сказки закономерно может возникнуть ряд вопросов к тексту:
• Почему родители так упорствуют в своем желании избавиться от детей, которых, судя по описаниям, любят, отправляя их раз за разом в лес?
• Что заставляет младшего ребенка постоянно возвращаться в родительский дом, демонстрируя чудеса изобретательства и совершая для этого подвиги?
• Почему этим самым умным и изобретательным ребенком, упорно нежелающим покидать семью, оказался самый младший из детей?

Попробуем ответить на эти вопросы, рассматривая данную сказку как метафору детско-родительских отношений. <еp>

Думаем что в данном тексте речь идет о проблемах сепарации, психологического отделения детей от родителей. При этом младшему ребенку, как правило, сделать это в жизни бывает сложнее всего. Поэтому в нашей сказочной истории именно он является главным героем.

Невозможность отделиться от родительской семьи порождает ряд проблем для подрастающего ребенка, центральной из которых является сложность обретения им своей подлинной идентичности. Для нашего героя – Мальчика-с-пальчика – это проблема становления мужественности и мужской идентичности. Неслучайным здесь является и выбор автором имени – Мальчик-с-пальчик, метафорично передающего идею психологической незрелости.

Есть ряд вероятностных причин, затрудняющих процесс отделения детей из родительской семьи. Чаще всего это связано с неспособностью либо с неготовностью родителей отпускать детей, либо с тем и другим одновременно. Рассмотрим, как это «звучит» в нашей сказке.

При первом прочтении возникает идея, что здесь речь идет о неспособности родителей к отделению детей в силу своих психологических особенностей. Поскольку нашим героем является мальчик, то мы должны искать причину в неспособности, несостоятельности отца, а именно – в отсутствии у него самого мужественности.

В становлении мальчика как мужчины ведущее место в семье принадлежит отцу. Именно отец является объектом для идентификации, эталоном мужчины для подрастающего мальчика. И от того, какими качествами обладает отец, будет во многом зависеть характер становления мужской идентичности у сына.

Отправка детей в лес, как видно из текста сказки, происходит с подачи отца. Это действие можно символически расценить, как неспособность принимать отцом факт взросления своих сыновей из-за страха конкуренции с ними. Схожую ситуацию, но уже по отношению к дочери, мы можем наблюдать в «Сказке о спящей Царевне». Там мать-мачеха в силу своей женской несостоятельности конкурирует с царевной, отправляя ее в лес на погибель.

Мы видим, что в нашей анализируемой истории отец как будто бы является слабым. Он не берет на себя ответственность, предпочитая надеяться на внешние обстоятельства, на судьбу. Слабый отец не может передать сыну мужественность. Это аксиома. Нельзя передать то, чего сам не имеешь.

Однако, предположим, что в данном случае это не так: отцу в данной истории есть что передать своим сыновьям. В пользу того, что отец не является слабым, говорят следующие факты:
• Он дровосек. Дровосек ассоциируется с мужественностью;
• У него, кроме Мальчика-с-пальчика, еще 6 сыновей. И для них отделение от семьи не является проблемой;
• Проблемной является ситуация, связанная с последним ребенком.

Да и сама идея «отправить подрастающих сыновей в лес» выглядит вполне естественной, если смотреть на нее как на метафору неизбежной сепарации детей от родителей.

Тогда дровосек с женой стали потихоньку отходить от них и наконец совсем скрылись. Это пример символического описания постепенного психологического отделения родителей от детей. Родители тяжело переживают уход из семьи своих детей. Это непростой, кризисный момент в жизни каждой семьи. Этот семейный кризис в психологии называют «синдром пустого гнезда». Не являются исключением здесь и родители Мальчика-с-пальчика.

Однако, неспособность родителей своевременно отпустить детей в собственную жизнь приводит к серьезным проблемам в жизни последних. Особенно это сложно бывает для младшего ребенка. Он то и оказывается чаще других детей опутан сетями родительской любви.

В нашей истории это действие, на наш взгляд, является преждевременным только для младшего сына – он еще не готов отделяться от них и идти по собственному пути. И здесь, вероятно, мы имеем дело с неготовностью родителей отпускать последнего ребенка. Мальчик-с-пальчик является младшим сыном и родителям, похоже, сложно его отпускать во взрослую жизнь. Вероятно, они пытаются отсрочить кризис, связанный с пересмотром смысла их жизни, перед нависшей над ними перспективой встретиться с переживаниями, связанными с синдромом пустого гнезда, а также надеются подготовиться к старости, «оставив для себя младшего ребенка».

Неготовность родителей отпускать ребенка ведет к чрезмерной его привязанности к родительской системе. Мальчик-с-пальчик привязан к дому, его уход является вынужденным и преждевременным. Он навязчиво стремиться вернуться обратно домой, преодолевая различные препятствия. В жизни это выглядит как неспособность отделиться от родителей и зажить самостоятельной жизнью.

В норме готовность родителей отпустить из семьи сына проявляется в их определенных установках к нему. Установка отца проявляется в следующем послании: «Я признаю и принимаю в тебе твою зреющую мужественность». Установка матери следующая: «Я восхищаюсь твоей зреющей мужественностью». Это те бесценные дары, которые может получить от своих родителей подрастающий сын.

Родители Мальчика-с-пальчика, похоже, не готовы к его вступлению во взрослую жизнь и нашему герою удается «считать» эту их неготовность. Мы видим, что он придумывает план, как вернуться обратно в родительскую семью.

Мальчик-с-пальчик шел последним. Он то и дело вынимал из кармана белые камешки и бросал их позади себя на дорогу. Другие, более взрослые дети, «не знают» дорогу домой и, похоже, готовы принять родительскую волю и пойти по своей дороге жизни. Чего нельзя сказать о Мальчике-с-пальчике.

Мы видим, что первая попытка отделиться от родительской семьи для нашего героя оказалась неудачной. Мальчик-с-пальчик, благодаря своей находчивости и изобретательности, возвращается обратно в семью. Ребятишки живо уселись за стол и так накинулись на еду, что любо было смотреть. А после ужина все семеро стали наперебой рассказывать, как страшно им было в лесу и как Мальчик-с-пальчик привел их домой. Все были счастливы: и дети, и родители. Но счастье их длилось недолго.

И неудивительно. Взрослые дети должны жить отдельно, своей жизнью. Это естественно. Если этого не происходит, то в таких системах очень много эмоционального напряжения, приводящего к постоянным конфликтам. В нашей сказочной истории счастье также длилось недолго. Скоро деньги были истрачены, и опять начался голод.

Дровосек с женой совсем пришли в отчаяние и решили снова завести детей в лес. Родители предпринимают следующую попытку отправить детей во взрослую жизнь. Однако Мальчик с пальчик опять не готов уходить из дома. Он пытается препятствовать этому своим привычным способом.

Мальчик-с-пальчик опять подслушал разговор отца с матерью. Он подумал поступить как и в тот раз: сбегать к ручью и набрать там белых камешков. Родители, похоже, опять набрались мужества и предвосхитили его старые способы удержаться в семье. Но это ему не удалось. Дверь в доме была заперта крепко-накрепко.

Однако это не останавливает нашего героя, он не намерен сдаваться и ищет новые способы, как остаться в родительской семье. Мальчик-с-пальчик не знал, что и придумать. Когда мать дала всем семерым сыновьям на завтрак по куску хлеба, он не стал есть свою долю. Он спрятал хлеб в карман, чтобы по дороге бросать вместо камешков хлебные крошки.

Родители на этот раз делают еще больше усилий, чтобы дети «покинули родительское гнездо». Теперь родители завели детей еще дальше от дома, в самую глубь темного, дремучего леса. И опять они заставили мальчиков собирать хворост, а сами тайком убежали от них.

На это раз вернуться домой так быстро, как в первый раз, не получилось. Кажется, что даже внешние обстоятельства против этого возвращения. Он думал, что легко найдет дорогу назад по хлебным крошкам. Но он не нашел ни одной крошки: все поклевали птицы. Следующая фраза подчеркивает психологическую неготовность нашего героя отделиться от родителей, настолько страшной представляется ему сейчас идея идти по собственному жизненному пути.

Не получив от родителей подарок в виде принятия его мужественности Мальчик-с-пальчик оказывается психологически не готов к отделению от них. Ему предстоит непростой путь поиска мужественности и обретения мужской идентичности. Нашему герою необходимо для этого пройти ряд испытаний, совершая подвиги.

Мужчина может стать мужчиной только в окружении других мужчин, через других мужчин. Для этого ему необходимо быть на мужской территории, регулярно подпитываться «мужскими качествами». Мальчику просто необходим мужской пример – мужское поведение. Психоаналитики утверждают, что «мать – это образ мира, отец – способ действия».

Через постоянный контакт с мужчинами у мальчика появляется возможность наблюдать и присваивать себе мужские качества – ясность, твердость, решительность. Имеется ввиду такая ситуация, когда мужчины действительно обладают вышеперечисленным набором «мужских» качеств. В противном случае, если мальчик остается на «женской территории», то он находится под влиянием женских качеств, таких как – гибкость, мягкость, уступчивость.

Мужчине, для того чтобы стать на мужской путь и обрести мужскую идентичность, необходимо психологически отделиться от матери. Процесс отделения мальчика от матери проходит посредством следующих механизмов:
1.Через идентификацию с отцом.
2. Через символическое «убийство отца», победив его.
В обоих случаях, мальчик «присваивает» себе образ отца и его качества.

Это становится возможным благодаря прохождению им через кризисы развития. Первым из них является описанный в психоанализе «Эдипов комплекс». Критерием успешного прохождения этого кризиса является идентификация мальчика с отцом.

Следующим этапом в становлении мужественности является юношеский возраст с обрядом инициации. Результатом такой инициации является обретение юношей идентичности мужчины.

Мужчиной не рождаются. Им нужно становиться. Обретение мужской идентичности требует от претендентов совершения мужских поступков. Для этого во всех культурах существовал обряд инициации – разнообразные испытания, которым подвергаются повзрослевшие мальчики.

Инициация – это рубеж, который необходимо пройти для обретения новых качеств. В содержание мужских инициаций, как правило, включены процедуры, требующие демонстрации от инициируемого ряда мужских качеств – умения терпеть и выносить боль, проходя через разного рода испытания. Успешно пройдя инициацию, мальчик становится мужчиной, обретает мужскую идентичность.

Юноше, для того чтобы обрести мужскую идентичность, необходимо символически «победить» отца. Тогда у него есть шанс самому стать мужчиной и встретить женщину. И далеко не каждый отец способен «проиграть» своему сыну. Мужчина-отец, у которого есть проблемы с мужской идентичностью, могут вступать в конкуренцию (явную или скрытую) со своим сыном, самоутверждаясь при этом в своей мужественности за его счет. И тогда, не получив от своего отца такого рода признания его силы и мужественности, сыну предстоит долгий путь его поисков по дороге своей жизни. Невозможно также получить мужественность от слабого отца. В этом случае юноше придется искать ее у других сильных мужчин.

В нашей же истории, отец Мальчика-с-пальчика хоть и имел, но не был готов передать своему сыну свой «мужской подарок». И нашему герою пришлось «прорываться» к мужской идентичности через совершение подвигов, сражаясь с другими мужчинами. Согласно сказочному сюжету, он встречает злого людоеда и побеждает его.

Одни рассказывают, что вместе с сапогами-скороходами Мальчик-с-пальчик забрал у злого Людоеда толстый кошелек с золотыми монетами.

Сапоги-скороходы – это метафора процесса развития. Мальчик-с-пальчик вступает в состязание с сильным мужчиной, побеждая его, и через это действие «подрастает», забирая у злого людоеда толстый кошелек с золотыми монетами – символом его мужества.

Для нашего сказочного героя все заканчивается благополучно. Совершив ряд подвигов, победив людоеда, забрав у него сапоги-скороходы и кошелек с золотыми монетами, Мальчик-с-пальчик взрослеет и становится мужчиной.

Мальчик-с-пальчик отправился к королю, и тот принял его к себе на службу гонцом. И Мальчик-с-пальчик заработал немало на королевской службе. В реальной жизни зачастую все складывается не так хорошо, как в нашей сказке.

К сожалению, в современной культуре образ мужчины становится все более размытым, включая в себя все больше «женских качеств». Да и такая важная и естественная процедура «превращения» мальчика в мужчину, как инициация, практически исчезла и современным мальчикам непросто обретать мужскую идентичность и следовать по мужскому пути.

Все попытки стать мужчиной, опираясь лишь на формальные признаки – борода, усы, деньги и т.д., не компенсируют недостаток мужественности внутренней. Современные мальчики нередко так и остаются выросшими мальчиками.

Такой выросший, но не отделившийся от матери мальчик:
всю жизнь ищет мать в других женщинах, как вариант, создавая с ними комплементарные браки;
остается с матерью навсегда (вариант со-зависимых отношений). Такой вариант часто приводит к алкоголизации мужчины, не сумевшего воплотить в себе мужскую идентичность.

К тому же для того, чтобы быть мужчиной, недостаточно только стать им, пройдя мужскую инициацию. Мужчиной не становятся раз и навсегда. В жизни необходимо постоянно доказывать, что ты мужчина, совершая мужские поступки.

Категория: Общество | Добавил: laf2304 (16.11.2023)
Просмотров: 77 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [257]
Природа [258]
Общество [257]
Технологии [260]
Загадки Вселенной [259]
Разное [232]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2024
uCoz