Magnus Fragor

Главная » Статьи » Общество

Вселенная Лавкрафта

Мифология, созданная Лавкрафтом в начале XX века и описанная в нескольких десятках рассказов и повестей, до сих пор остаётся актуальной и оказывает огромное влияние на всю мировую культуру.

Особенную часть в мифах писателя из Провиденса занимают океанские бездны, в которых до поры до времени прячутся существа, не подвластные человеческому воображению. Конечно, главным среди них является великий Ктулху, уже давно переросший и Лавкрафта, и его мифы, и литературу, и даже XX век.

Древние расы, боги, затонувшие континенты и колоссальных размеров города, которые в один день всё-таки должны подняться обратно на поверхность, чтобы привести в ужас всех живущих – в прозе Лавкрафта человек почти всегда сталкивается с непостижимым. Посвятив этой теме почти все свои работы, американский писатель создал уникальный феномен в литературе, а его мифы превратились в оригинальную вселенную, до сих пор привлекающую внимание многих авторов-последователей и, конечно же, читателей.

В литературе ужасов даже выделяют особый поджанр – «лавкрафтовские ужасы», в которых основное место занимает «психологический ужас неизведанного, неописуемого». В то время, когда творил Лавкрафт, большинство материков уже было неплохо исследовано, поэтому Мастер помещал «ужас неизведанного» в слабоизученные места Арктики и Антарктики.

Лавкрафт родился в 1890 году в американском городе Провиденс, там же он умер в 1937 году. Несмотря на то, что писатель редко покидал родной город, за счет многочисленной почтовой переписки («Интернета первой трети XX века»), Лавкрафту удалось создать своеобразное комьюнити писателей («отец Конана-варвара» Роберт Говард, Роберт Блох, Август Дерлет, Кларк Эштон Смит и др.) и стать его лидером. Более того, «визионер из Провиденса» придумал свою «страну Лавкрафта», вернее целую «вселенную Лавкрафта». Ему не нравились современные Соединенные Штаты Америки, современный Мир, вся Современность и он создал свою, да вдобавок населил ее сонмом различных богов и прочих существ.

Особое место во «вселенной Лавкрафта» занимают полярные земли. Ведь там, на еще неизведанных территориях, могло происходить что угодно. Туда убегает Франкенштейн (разумеется, «монстр Франкенштейна», а не его создатель Виктор Франкенштейн) согласно произведению Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818 год). Туда держит путь герой единственного оконченного романа Эдгара Аллана По «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима» (1838 год).

Лавкрафт считал себя продолжателем Шелли и По в жанре «черной фантастики», тех, кто пугал читателя самим пространством Арктики и Антарктики, поэтому просто не мог обойти вниманием полярные земли. Квинтэссенцией «полярного ужаса Лавкрафта» стала повесть «Хребты безумия», написанная в 1931 году и изданная в 1936 году.

Интересно, что «Хребты безумия» – самая дорогая (за нее Лавкрафт получил самый большой гонорар), но, возможно, самая недооценённая повесть Лавкрафта, несмотря на свою принадлежность к «черной фантастике», имеет и научную составляющую. С детства интересовавшийся историей полярных исследований Лавкрафт был достаточно точен в представлении географических знаний об Антарктике, известных к 1930-м годам. Автор даже ссылался на теорию дрейфа материков Альфреда Вегенера, которая в то время не была широко принята. Вся экспедиция Мискатоникского университета была смоделирована по образу Первой экспедиции американского полярного авиатора Ричарда Ивлина Бэрда (1928 – 1930 гг.).

Своей повестью «Хребты безумия» Лавкрафт не только соединил разрозненные упоминания о «своей вселенной», встречавшиеся в различных произведениях, в единую систему «Мифов Ктулху», но и создал каноническое произведение «полярного ужаса», смешав описания сильного холода со страхом перед неизведанными существами полярных земель.

По мнению одного из современных российских исследователей творчества Лавкрафта, он «перерос возможности своего языка, а если относиться к его замыслу серьёзно – то и возможности любого земного языка вообще». Но для этого писателя «язык – лишь вспомогательное средство. Его силами писатель осторожно прорисовывает перед нами туманные облики чего-то титанического, как сама Вселенная, неумолимого, как гравитация, и такого же близкого, от чего нельзя спрятаться кроме как за спасительной пеленой безумия (излюбленная идея Лавкрафта) или в объятиях могилы».

Всё творчество Лавкрафта критики делят на три категории:
• Истории о стране снов, конкретное место и время действия в них значения не имеют.
• Произведения, связанные с Новой Англией и расположенными в ней вымышленными городами вроде Аркхэма.
• Тексты, посвящённые культам Ктулху, Дагона и прочих Древних богов. В них часть сюжета развивается в нашем мире: иногда в экзотических странах, но порой и в трущобах Нью-Йорка. Другая часть сюжета связана с иными измерениями, в которых обитают Древние боги.

Но един ли сам мир, в котором разворачивается действие книг Лавкрафта? Некоторые читатели полагают, что «он создал вселенную в своих произведениях. Все тексты переплетаются между собой, все подчиняются единым законам». Именно так считали Август Дерлет и другие продолжатели его творчества, предпринимавшие огромные усилия, чтобы упорядочить и привести в систему весь «мифоцикл Ктулху», а затем заполнить пробелы в получившейся гигантской картине.

Бесспорно, сам Лавкрафт тоже многое сделал, чтобы увязать разнородные элементы из разных текстов в общее полотно. Во многих повестях и рассказах можно заметить прямые отсылки к другим его текстам, а образ Некрономикона и прочих таинственных книг красной нитью проходит через всё творчество Лавкрафта. Однако порой в его текстах находят разночтения и противоречия, что не удивительно, учитывая количество всяких потусторонних существ в его мифологии.

Кроме того, Лавкрафт как писатель стремился ограничиваться раскрытием в одном тексте всего лишь одной грани или аспекта тех непостижимых бездн, завесу над которыми он поднимал – особенно это относится к его коротким рассказам. Можно говорить о космологии Лавкрафта, но вселенная его мифов заведомо многомерна и показана с нескольких точек зрения. Это связано и с основным методом путешествий, к которому прибегают высокоразвитые существа в его мире. При этом происходит перемещение сознания, а не тела. Такие странники вынуждены смотреть на иные миры глазами их обитателей, что также вносит искажения в восприятие и мешает последовательной реконструкции всего лавкрафтианского мироздания.

Ещё одна проблема заключается в том, что все книги, которые содержат сколько-нибудь законченный свод знаний о реальном устройстве мира (вроде того же Некрономикона) написаны безумцами. Обычно их авторы сходили с ума в процессе написания своих инкунабул, не вынеся пристального рассмотрения непостижимых бездн и жутких существ, в них обитающих. Те, кто осмеливается читать эти книги, также рискуют своим психическим здоровьем. Поэтому у Лавкрафта нигде не приводится целиком законченный текст хотя бы одной главы из такой книги, все цитаты из них ограничены двумя-тремя предложениями.

То есть если описываемый Лавкрафтом мир и был чем-то цельным, попытка понять его неизбежно приводила к сумасшествию. Поэтому Лавкрафт, передавая читателям знание о своём мире, ограничивался туманными намёками и отрывочными цитатами из книги «безумного араба Аль-Хазреда» и прочих подобных источников. Иногда он пересказывал отдельные идеи и концепции авторов различных жутких книг своими словами, но английский язык и в самом деле оказался слишком беден для такой задачи. Реконструировать язык Древних, используемый культистами для заклинаний и призывов своих покровителей, Лавкрафт не стал – не смог или не захотел. Возможно, оно и к лучшему.

Жуткую мифологию, наполненную хаосом и кошмарами, выдумал американский писатель Говард Филлипс Лавкрафт, положив начало жанру мистических ужасов, к которому позже обращались многие авторы. Вселенная Лавкрафта имеет особую атмосферу космического страха, необъяснимую для человека. Мифология состоит из масштабной плеяды божеств, «полукровок» и чудищ, которые одновременно и потусторонние, и вполне реальные.

Главное же божество пантеона – ужасный монстр Ктулху. Читатели познакомились с этим персонажем в 1928 году в рассказе «Зов Ктулху», и с тех пор существо стало постоянным героем произведений автора. Ключевой повестью из цикла «Мифы Ктулху» считаются «Хребты Безумия», увидевшие свет в 1931 году.

По мнению исследователей творчества Лавкрафта, прототипом для мерзкого чудовища послужил бог морской стихии Тангароа, живущий в эпосе полинезийцев. И доказательств на то россыпь. Жители Гавайев представляли морского властелина как кальмара или осьминога огромных размеров (книжный Ктулху по внешнему виду – тоже представитель головоногих моллюсков). В мирах американского фантаста нашлось место божеству Гетаноа, имя которого перекликается с именем полинезийского бога. И, наконец, Говард Лавкрафт поместил Ктулху на спячку близ островов Полинезии.

У поклонников творчества писателя остаются вопросы по поводу произношения имени персонажа. Автор пояснял, что на самом деле слово звучит и пишется как «Кхлул’Хлуу», а его корни стоит искать в языке древних (какого народа – не уточнил).

Понятие «мифы Ктулху» возникло после ухода из жизни гениального создателя ужастиков. Термин появился с легкой руки Августа Дерлета, писателя, друга и коллеги Говарда Лавкрафта. Он отредактировал и дополнил незаконченные работы, отметив специфические художественные приемы и набор персонажей. Позже к Дерлету присоединился Ричард Тирни, который расширил мифы. В дальнейшем над вселенной Ктулху корпели Фрэнк Лонг, Колин Уилсон и, конечно, Стивен Кинг.

Злой бог мирно почивает в объятиях Морфея в затонувшем городе Р’Льех (доме мертвых) в сердце Тихого океана, ожидая, когда небесные светила займут определенное расположение. Тогда Ктулху пробудится ото сна и отправится сеять разруху и хаос по миру.

«Отец ужасов» Лавкрафт утверждает в книгах, что древняя религия этого божества существует в каждом уголке земного шара. В подводного монстра верят гренландские аборигены и жители части американских штатов. На страницах рассказов автор повествует об обряде поклонения Ктулху, который требует человеческих жертв. Приверженцы культа танцуют и произносят мантру «Пх'нглуи мглв'нафх Ктулху Р'льех вгах'нагл фхтагн», которая переводится как «В своем доме в Р'Льехе мертвый Ктулху спит, он проснется в назначенный час».

Бог предстает перед читателем в виде гиганта (подобен горе, даже выше Циклопа) с чертами осьминога, человека и дракона, покрытого сколькой чешуей зеленого цвета. На руках и ногах красуются длинные ногти, а на спине – крылья, как у летучей мыши. Голова морского чудища лишена растительности, рот обрамлен множеством щупальцев. Последователи Лавкрафта описывали живого монстра хлюпающим во время передвижения.

Потомок рода Древних обладает способностью влиять на людей, но так как гигант покоится на морском дне, этот талант теряет силу. Но Ктулху хитер и идет другим путем – дарует человеку ужасные сны, от которых легко потерять разум.

Страшное создание – отец Ктхуллы, юной дамы космического происхождения. Тайная дочь божества, как две капли воды похожая на него, скрывается в местечке под название Ютх. Миссия девушки – следить, чтобы отец не погиб. В случае смерти она возродит того к жизни. Поэтому тело наследницы неусыпно охраняют слуги Ктулху.

Неведомое чудище появляется в ряде произведений мирового кинематографа. Ктулху призывали подняться со дна морей оккультисты из многосерийного мультфильма «Настоящие охотники за привидениями», срежиссированного Дэном Эйкройдом и Гарольдом Рамисом. Приверженцы культа использовали в обряде книгу заклинаний.

Божеству отведены эпизоды в трех сериях анимационного фильма «Южный парк». Здесь чудовище пробудили ото сна сотрудники компании по переработке нефти, взорвавшие нефтяную платформу.

В 2005-м году на экраны вышел фильм «Зов Ктулху» по одноименной повести американского прародителя мистических ужасов. Режиссер Эндрю Леман решил стилизовать ленту под немое черно-белое кино, посчитав, что такое решение лучше передаст атмосферу художественного произведения. В фильме снимались Мэтт Фойер, Джон Болен, Ральф Лукас и другие.

Последнее упоминание в кинематографе о Ктулху случилось в 2007 году – картина носит имя этого зловещего персонажа и рассказывает о приключениях отпрыска главы Ордена Дагона. Постановщиком выступил Дэн Гилдарк, а на съемочной площадке встретились Джейсон Коттл, Кэйси Каррен, Этан Эткинсон, Патрик МакНайт, Кара Буоно.

Интересные факты:
1. Чтобы привлечь туристов к морскому проливу Каммон (Япония), маркетологи «Ассоциации достопримечательностей» создали рекламный ролик, в котором пробуждается «местный Ктулху». Чудовище высотой 230 метров нарекли Кайсендоном.
2. На мифологии Ктулху основано 130 игральных коллекционных карт онлайн-игры «Хартстоун» из «World of Warcraft».
3. В мире действует ктулхуистская церковь, взявшая за основу вероучения «Зов Ктулху». Лозунг оккультистов звучит как «Ктулху фхтагн». Говорят, среди 16 млн. человек, относящих себя к церкви, 60 тысяч – из России.
4. Ктулху настолько популярен в массовой культуре, что мимо божества не сумели пройти создатели мемов. Интернет-фантазеры придумали сотни картинок с фразами, где упоминается имя чудища. Одна из популярных – «Ктулху уснул за наши грехи».

5 самых мрачных рассказов Говарда Лавкрафта

Произведения Говарда Лавкрафта полны ощущения страха и безнадежности. Что примечательно, сюжеты многих рассказов автор позаимствовал из... своих снов. Именно поэтому атмосфера его миров похожа на удушливый, туманный ночной кошмар, удивительным образом манящий читателя в свои объятия.

Мы выбрали пять самых необычных историй этого необычного писателя.

Храм

Во время подъема на поверхность экипаж немецкой подводной лодки обнаружил на палубе труп неизвестного молодого человека, в руке которого была зажата статуэтка. Когда моряки попытались забрать ее, один из боцманов заметил, что мертвый юноша на мгновение открыл глаза и ухмыльнулся. После этого странного случая на борту стали происходить необъяснимые вещи: несколько матросов бесследно исчезли, а остальные начали сходить с ума от приступов панического страха и галлюцинаций.

Хребты безумия

Ученые Мискатоникского университета отправляются на помощь своим коллегам, внезапно переставшим выходить на связь во время научно-исследовательской экспедиции в Антарктиде. Прибыв в лагерь, они обнаруживают трупы растерзанных людей и собак. Не сумев найти тела нескольких участников экспедиции, спасатели решают отправиться на поиски выживших к близлежащим горным хребтам, около которых находят скованные тысячелетними льдами останки неизвестной цивилизации.

Жизнь Чарльза Декстера Варда

Занимаясь генеалогическим исследованием, Чарльз Декстер Вард находит среди своих предков упоминание о некоем Джозефе Карвене, переехавшем из Салема в конце XVII века. Заинтересовавшись этим фактом, он пытается разузнать подробности биографии странного родственника. Вскоре ему в руки попадает дневник Карвена, на страницах которого раскрываются ужасающие семейные тайны, ведущие ко временам знаменитой «охоты на ведьм» 1692 года.

Цвет из иных миров

Безымянный рассказчик, подыскивающий место для водохранилища близ Аркхема, натыкается на загадочную испепеленную пустошь. Поинтересовавшись у местных жителей о ее происхождении, он узнает трагичную историю гибели семьи Гарднеров, на ферму которых сорок лет назад упал странный метеорит, излучавший потоки света невиданных на Земле цветов.

Обитающий во мраке

Молодой писатель, недавно переехавший в Провиденс, замечает из окна своего дома мрачный готический шпиль заброшенной церкви. Движимый любопытством, он отправляется в близлежащий квартал, чтобы подробней разузнать об этом таинственном сооружении. Но местное население отказывается отвечать на его расспросы и приходит в ужас от одного только упоминания о старинном здании. Посмеявшись над суеверием жителей, он решает пробраться внутрь заколоченного храма, где сталкивается с древним злом, обитающем во мраке каменных стен.

Категория: Общество | Добавил: laf2304 (13.10.2023)
Просмотров: 135 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [257]
Природа [258]
Общество [256]
Технологии [260]
Загадки Вселенной [259]
Разное [232]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 0
Пользователей: 1
laf2304

Copyright ARA © 2024
uCoz