Главная » Статьи » Космос

Планета-волчок

В 2009 году в системе Kepler-413 было зафиксировано прохождение неизвестного объекта между нашей планетой и далёкой звездой. На некоторое время её светимость уменьшилась, и астрономы объявили об открытии новой планеты. Удалось определить и её параметры – холодный гигант с массой примерно в 25 раз тяжелее Земли, с радиусом примерно 40% от юпитерианского.

Однако через 180 дней, когда ожидался повторный транзит, его не произошло – планета словно бесследно исчезла. Повторно её появление было зафиксировано лишь спустя 800 дней. Гипотетическая планета 5 раз прошла перед диском материнской звезды, а затем снова пропала. Однако учёные к тому времени уже нашли ключ к разгадке – дело оказалось в очень необычной орбите планеты Kepler-413b.

Небесное тело движется вокруг двойной звезды, находясь на расстоянии 0,36 астрономических единиц от общего центра масс системы, из-за чего траектория движения постоянно испытывает гравитационные возмущения. При этом изменчивое притяжение двух светил существенно смещает плоскость орбиты. В результате этих циклических колебаний Kepler-413b периодически выходит из зоны видимости, а потом возвращается обратно.

Учёным удалось выяснить, что орбита планеты изменяется с периодичностью около 11 лет, отклоняясь от среднего значения примерно на 2,5 градуса в обе стороны. При этом ось вращения планеты также меняет наклон. Максимальный угол наклона достигает 30°. Сочетание всех этих факторов провоцирует причудливое изменение климатических условий на планете.

Исследователи предполагают, что в результате постоянного смещения наиболее освещённой зоны планеты, там могут бушевать сильнейшие ледяные ураганы, превышающие по масштабу и скорости ветра даже Большое красное пятно на Юпитере. Столкновение и деформация вихрей при этом способны создавать сильнейшие атмосферные выбросы, которые могут преодолеть гравитацию и достичь открытого космоса.

Планета Kepler-413b, расположенная в 2,3 тысячах световых лет от нас в созвездии Лебедя, представляет собой огромный газовый гигант с массой в 65 раз больше земной и обращается вокруг тесной пары оранжевого и красного карликов с периодом в 66 земных суток. Орбита Kepler-413b находится достаточно близко к звездам, из-за чего существование жидкой воды на ней невозможно.

Найти Kepler 413b было довольно сложно из-за того, что ее орбита сильно прецессирует, в результате чего транзит не всегда удается увидеть с Земли. Странное поведение Kepler-413b специалисты вычислили по необычному ритму появления планеты в поле зрения телескопа.

Планета под названием Kepler-413b бешено вертится вокруг своей оси, как детский волчок. Наклон оси вращения планеты может постоянно меняться на 30 градусов в течение 11 лет, что приводит к быстрой и беспорядочной смене времен года. В противоположность этому вращательная прецессия Земли составляет 23,5 градуса в 26000 лет. Исследователи удивлены тем, что далекая планета прецессирует в течение человеческой жизни.

Kepler-413b находится в 2300 световых лет от Земли в созвездии Лебедя. Она облетает тесную пару оранжевого и красного карликов каждые 66 дней. Орбита планеты относительно двойных звезд раскачивается, потому что плоскость ее орбиты наклонена на 2,5 градуса по отношению к орбите пары звезд. Орбита двигается вверх и вниз непрерывно.

Kepler находит планету, отмечая затемнение звезды или звезд, когда перед ними проходит планета. Обычно планеты ходят как часы. Астрономы, работающие с «Кеплером» обнаружили планету-волчок, когда заметили необычный характер транзита Kepler-413b.

Астрономы до сих пор пытаются объяснить, почему эта планета не ведет себя спокойно. Возможно, на наклоненную орбиту влияют другие тела в системе. Или, возможно, поблизости есть третья звезда, которая оказывает влияние на планету.

Даже со своими переменами времен года Kepler-413b слишком теплая для жизни, какой мы ее знаем. Поскольку орбита планеты проходит слишком близко к звездам, ее температура слишком высока для существования жидкой воды на поверхности. Также она представляют собой супернептун – газовый гигант с массой 65 земных – поэтому там просто нет поверхности.

Kepler-413b – это газовый гигант с массой в 65 земных. Но самый интересный аспект этой планеты не внешность или размер, а угол ее орбиты.

По мере вращения этого газового гиганта вокруг оранжевого карлика и красного карлика (который легче и более стабилен, чем оранжевый), планета покачивается на своей оси, как детский волчок. Ось Kepler-413b меняется на 30 градусов каждые 11 лет. Для сравнения: ось Земли сместилась на 23,5 градуса за 26000 лет.

Если бы Земля переживала такие же жестокие смещения оси, как Kepler-413b, это производило бы чрезвычайно хаотический эффект на наши времена года. Kepler-413b также вращается слишком близко к своей звезде, чтобы на ее поверхности была жидкая вода, что делает планету непригодной для известной нам жизни.

Представьте себе жизнь на планете, где времена года сменяют друг друга настолько быстро, что непонятно, что надевать: шорты или теплое пальто. Именно так обстоят дела на планете, обнаруженной космическим телескопом Kepler (Кеплер).

Наклон оси планеты может изменяться на 11 градусов в течение 11 лет, что приводит к быстрой хаотичной смене времен года. Для примера, наклон земной оси изменился на 23,5 градуса за 26000 лет.

Об открытии этой планеты уже писали; внимание ученых привлекает странный наклон оси планеты и непостоянное время ее транзитов. Kepler 413b расположена на расстоянии 2300 световых лет от нас в созвездии Лебедя. Она вращается по орбите вокруг пары из оранжевой и красной карликовых звезд, ее орбитальный период равен 66 дням. Плоскость орбиты планеты на 2,5 градуса отклонена от плоскости орбиты звезд. Если смотреть с Земли, орбита как будто качается, – движется то вверх, то вниз.

На Kepler-413b – слишком жарко для того, чтобы на ней могла сформироваться жизнь. Из-за того, что ее орбита проходит слишком близко к звездам, температура ее поверхности слишком высока для того, чтобы на ней могла существовать вода в жидком виде. Это – гигантская газовая планета, масса которой в 65 раз больше массы Земли.

Астрономы все еще пытаются объяснить причину того, что орбита планеты отклоняется от плоскости орбиты звезд. Возможно, причина в том, что в системе находятся другие планетарные объекты, из-за которых ось отклоняется. Или же рядом находится третья звезда, которая так же может оказывать влияние на систему.

Исследователи принялись разгадывать, наконец, тайну экзопланеты Kepler 413b. Основной загадкой планеты является ее крайне быстрая смена времен года. К примеру, каждый новый день перед "жителем" данной планеты стоял бы вопрос, что сегодня одевать – шорты или же теплое пальто.

Исследователи намерены разгадать тайну планеты Kepler 413b. На поверхности экзопланеты Kepler 413b времена года меняются настолько быстро, что попросту не поддаются описанию. Известно, что наклон оси планеты Kepler 413b может изменяться на одиннадцать градусов на протяжении всего одиннадцати лет. Все это приводит в конечном итоге к быстрой и довольно хаотичной смене времен года на поверхности планеты.

Об открытии данной планеты (экзопланета была открыта при помощи космического телескопа Kepler) многие исследователи писали, что внимание ученых сегодня привлекает ее довольно странный наклон оси и непостоянное время ее транзитов.

Планета Kepler 413b расположена на расстоянии в 2,3 тысячи световых лет от поверхности нашей планеты, в созвездии Лебедя. Планета вращается по орбитам сразу двух звезд – оранжевой и красной карликовой звезды. Орбитальный период планеты равен шестидесяти шести дням.

Плоскость орбиты планеты на 2,5 градуса отклонена от плоскости орбиты звезд. Если смотреть с Земли, орбита как будто качается – движется то вверх, то вниз. На Kepler-413b слишком жарко для того, чтобы на ней могла сформироваться жизнь. Из-за того, что ее орбита проходит слишком близко от звезд, температура ее поверхности слишком высока для того, чтобы на ней могла существовать вода в жидком виде. Это – гигантская газовая планета, масса которой в 65 раз больше массы Земли.

Отметим, что космический телескоп Kepler находит очень много планет исключительно благодаря их транзитам, или же движению перед звездами. В большинстве случаев транзиты проходят через определенные промежутки времени. Но, ведя наблюдения за данной экзопланетой в течение 1,5 тысяч дней, астрономы смогли заметить три транзита за первые сто восемьдесят дней, а после в течение 800 дней их и вовсе не было, как говорят эксперты.

Категория: Космос | Добавил: laf2304 (04.12.2023)