Magnus Fragor

Главная » Статьи » Природа

Водоворот Мальстрем

В морях-океанах есть места, которые лучше далеко обходить стороной. Речь идёт о водоворотах. Их мощь, помноженная на погодные условия, природное коварство и географическое расположение, редко оставляют шанс на спасение. В Норвегии в силу колоссальной изрезанности береговой линии это явление наблюдается часто. К наиболее опасным водоворотам здесь относят Мальстрем и Сальстраумен.

Сальстраумер – одно из самых мощных приливных течений в мире. Оно действует возле городка Боде в крохотном проливе, длина которого не превышает 3000 м, а ширина – 150 м. И в этом узком месте со скоростью до 40 км/час проносятся 400 млн кубометров воды, постоянно формируя водовороты с диаметром более 10 м. Это удивительное и одновременно страшное по силе явление повторяется 4 раза в сутки. Зная его периодичность, морской транспорт старается соблюдать расписание, задаваемое приливами.

Другой крупный водоворот – Мальстрем – стал притчей во языцех после публикации рассказа Эдгара По «Низвержение в Мальстрем»: «Озираясь кругом и вглядываясь в огромную чёрную пропасть, по стенам которой мы кружились, я заметил, что наше судно было не единственной добычей, захваченной пастью водоворота. Над нами и ниже нас виднелись обломки судов, громадные бревна, стволы деревьев и масса мелких предметов…».

Конечно, современным судам не так страшен описанный в ярких, жутко приукрашенных красках водоворот. Но и сегодня лоция предостерегает от попытки пройти в этот пролив к северу от острова Моске во время максимального прилива, особенно если наблюдается штормовой ветер с запада.

В проливе, изобилующем подводными скалами, поток несётся со скоростью более 10-13 км/ч. За считанные мгновения спокойный пролив превращается в труднопреодолимый лабиринт с непредсказуемыми изменяющимися течениями, кишащими завихрениями и водоворотами. По коварности Мальстрем во много раз превосходит Сальстраумер.

Оба пролива располагаются в самом крупном и широком заливе Норвегии – Вест-фьорд. Со стороны Атлантики его окаймляет скалистая гряда Лофотенских островов, который аналогично гигантскому молу разрезает стремительный поток Северо-Атлантического течения, направляя половину его в глубь Вест-Фьорда. Вест-Фьорд глубоко вдаётся в сушу, при этом он крайне изогнут и изрезан. Океанскому течению всей своей массой приходится протискиваться в узкие каменные щели проливов, создавая на пути воронки и водовороты. И чем уже становится горло пролива, тем круче является волна. Сила и скорость течений в проливах изменяются в зависимости от времени года, ветров и фаз луны, погодных условий.

На протяжении всего времени, после того, как морякам стало известно о существовании водоворота, они стали обходить его стороной. Но почему именно в этом месте так себя ведет вода в водоеме?

Информация о том, что в данном месте корабль может затонуть, а вместе с ним и моряки, появилась еще в XVII веке. Это место было отмечено на карте, что предупреждало моряков о том, что в это место заходить не стоит. Но, несмотря на это, все же были те, кто все же рисковал и отправлялся в это место. Попадая сюда, моряки сталкивались с туманом и плохой видимостью, что приводило к тому, что корабли разбивались. Есть информация о том, что именно в этом месте, неоднократно погибали и киты, так как просто не могли справиться с той воронкой, которая засасывала их на дно.

В древнем источнике есть информация о том, что во время того, как появляется воронка, начинает раздаваться дикий рев. При этом слышно его на расстоянии более 16 км (10 миль). В случае если в воронку попадали деревья или же бревна, то они превращались просто в щепки, так как вода их просто перемалывала. После этого, вода разворачивалась в сторону берега, и возвращалась обратно.

В результате такого явления, начинают образовываться большие котлы, которые все сметают на своем пути. В том случае если в котлы попадали корабли, то они опускаются резко на дно, и просто разбиваются. После того, как водяная бездна поглощает один из кораблей, в этом месте становится спокойной, но длится это не долго, потом процесс опять возобновляется.

Есть описание и о том, что служилось в 1645 году в вербное воскресенье. Кроме того, что на воде появились водовороты, начался еще и сильнейший шторм. Разбушевавшаяся вода не добралась до побережья, но дома были разрушены. Разрушение происходило от грохота и вибрации.

Несмотря на то, что все, кто путешествовал по тем водам, знали о существовании такого явления, все равно они отправлялись туда. При этом довольно часто ошибались не только штурманы, но и капитаны. Так это все только по причине того, что водовороты открывались внезапно, и каждый раз в разных местах. Поэтому показать точные координаты на карте, никому не удалось. Участок появления такого явления, очерчен 8 км.

Обратите внимание! Опасность Мальстрема заключается в том, что он возникает внезапно. Прямо на фоне спокойной воды, начинает крутиться воронка, а после сразу появляется котел.

На данный момент водоворот тоже известен морякам, но теперь все проще, так как он отображается прямо на картах, которые были сняты со спутника. Но для того чтобы не стать жертвой, моряки не рискуют и стараются обойти это злосчастное место стороной. Но как оказалось, большой корабль может сопротивляться такой силе, а вот если отправиться в ту сторону на катере или небольшой яхте, то вряд ли получится ее уберечь.

С глубокой древности он известен как одно из самых страшных мест северных морей. В прошлом капитаны старались обойти этот район между островами при любой возможности. Да и сегодня экипажи предпочтут не связываться с коварным водоворотом без острой необходимости. Чем так страшен Мальстрём? Почему в этом месте вода как будто сходит с ума?

На картах это опасное место у входа в Вест-Фьорд особым образом указывалось уже в XVI веке. Капитанов и штурманов предупреждали, что в этот район заходить не стоит. Но жертвы все равно были. В тумане и при плохой видимости корабли попадали в зону водоворота и разбивались. Гибли неоднократно здесь и киты. Морские гиганты не могли справиться с водяной воронкой и душераздирающе кричали.

Самый древний источник описывает явление так. От отлива до середины прилива начинается дикий рев. Его слышно за 10 миль. Попавшие в воронку деревья и бревна измочаливает до состояния веревки. Вода бешено устремляется к берегу. А затем с непереносимым гулом летит обратно, образуя огромные котлы. Если в него попадает судно, то оно моментально проваливается на дно и разбивается. В этом месте вода на четверть часа успокаивается. Чтобы затем продолжить свое бешеное движение снова.

О мощном водовороте писали многие знаменитости – Эдгар По, Николай Гумилев, Жюль Верн.

Знание, что между Лофонтенскими островами есть смертельно опасное явление, не всегда помогало штурманам и капитанам. Водовороты и ямы открываются непредсказуемо. Район риска известен. Но привязать точное местоположение ям, завихрений и бурунов к ориентирам на берегу или координатам не удавалось. Они образуют участок в 5 миль. Да и время его бездействия с относительным спокойствием в проливе тоже не всем и всегда удавалось рассчитать точно.

Мальстрём опасен именно своей внезапностью. На фоне спокойствия воды вдруг начинает закручиваться воронка и открывается котел. Конечно, сегодня Мальстрём виден невооруженным взглядом на фото и данных со спутников. Но большинство экипажей предпочитают обойти его.

В зимние приливы скорость воды здесь может достигать 11 км в час, затягивая судно в котел или швыряя на подводные скалы. Большой корабль справится. А вот рисковать яхтой или рыболовецким судном рискованно. Испытывать мощность двигателя и прочность корпуса в борьбе с потоком воды тоже не стоит. Да и немыслимый грохот делает место малопривлекательным.

Но почему возник Мальстрём? Скалистая воронка С юга вдоль берега идет мощное атлантическое течение. Но в этом районе оно натыкается на расположенные на западной окраине Вест-Фьорда Лафонтенские острова. Они становятся для течения огромным волнорезом. Половина потока спокойно отклоняется в Норвежское море. А вот второй некуда деваться. И воде остается только Вест-Фьорд и узкие проливы между островами.

Фьорд представляет собой воронку в 250 км. К концу она сужается и поворачивает. Течению здесь и без того тесно. Но когда начинаются прилив или отлив, вода просто не успевает пройти через узкие проливы. Ее уровень стремительно нарастает. Объем, уже оттолкнувшийся от берега, налетает на вновь поступающий с течением и приливом одновременно. Обилие подземных скал и провалов при неуспевающей протиснуться в узкие проливы воде порождает мощные воронки.

Как появился водоворот? Дело все в том, что с юга, вдоль берега проходит атлантическое течение, которое упирается в Лафонтенские острова. Они становятся настоящим волнорезом, в результате которого часть воды возвращается в Норвежское море. А вот та часть воды, которой некуда деться, и образует подобные воронки.

Огромные водовороты довольно редко встречаются в океане. Обычно скорость потоков воды там не такая большая, как и диаметр воронок. Если они и представляли существенную опасность, то для древних деревянных парусных лодок и кораблей, а не для современных моторных судов. Скорость движения воды в водоворотах составляет не более 11 км/ч, то есть манёвренное судно с мощным двигателем вполне может выйти без повреждений, даже оказавшись в водовороте.

Водовороты формируются, когда два встречных течения сливаются и потоки воды начинают закручиваться. В результате возникает воронка, уходящая вглубь. Некоторые водовороты могут уходить вниз на сотню метров, но это скорее исключение, чем правило.

В природе, как правило, формируются довольно небольшие водовороты диаметром до 1-2 метров. Тем не менее, иногда в природе образуются мощные водовороты, которые вполне способны затянуть парусный корабль или судно со слабым двигателем. Один из таких образовался в 2011 году у побережья Японии в результате землетрясения и последовавшего за ним цунами. Тогда японское телевидение показало кадры, на которых видно, как судно затягивает в образованную потоками воды воронку. О судьбе людей на борту ничего не сообщалось.

Неподалеку от Мальстрема существует другая система водоворотов – Сальтстрёмен, которая возникает из-за встречного взаимодействия приливных и отливных течений. Там образуются опасные для рыбацких судов воронки, которые могут даже опрокинуть корабль. В этом случае экипажу придется туго.

На северо-западном побережье Норвегии, всего в 90 милях к северу от Северного полярного круга, поблизости от побережья, в Норвежском море расположены Лофотенские острова. Несмотря на суровые климатические условия, царящие на архипелаге: короткий световой день, безжизненные скалистые земли, постоянно бурлящее холодное море, на Ло-фотенах издавна селились люди. Здесь во все времена находились самые богатые рыбой места, но у местных рыбаков есть один страшный «враг» – водоворот Мальстрем.

Возникает водоворот дважды в сутки, в западной части залива Вест-фьорд. Имя его известно многим из книг. Между тем, моряки расскажут десятки леденящих душу историй о страшной пучине Мальстрема, а выдержки из «Лоции северо-западного и северного побережья Норвегии» лишь подтверждают правдивость их слов. «… Его ярость в большей степени объясняется нерегулярностью дна, которое круто поднимается от западного к восточному входу в пролив (между островами), а с южной стороны течения наталкиваются на препятствие в виде банки к северу от острова Вере. Течение приобретает самую большую скорость, достигающую шести узлов, во время западных штормов зимой… Если начинающийся в море шторм и прилив совпадают, потоки воды приобретают значительную силу, и пролив становится совсем непроходимым», – говорится в Лоции.

Когда ветер и прилив встречаются лоб в лоб, потрясающий гром этого столкновения можно услышать на расстоянии трех миль и более, что делает правдоподобными события, произошедшие в вербное воскресенье 1645 года. В то роковое утро Мальстрем показал свою необузданную ярость в полную силу, производя оглушительный, потрясающий землю рев, которым, как сообщают, были повреждены дома деревенских жителей и разрушены до основания каменные стены домов на близлежащем острове Москен.

Сведения о Мальстреме прослеживаются в легендах средних веков. Они рассказывают о безобразном морском чудовище под названием «драуг» (дракон), которое живет в бурных водах западного побережья Норвегии и предвещает беду несчастному мореплавателю, который его увидит.

В конце XVI века английский географ Ричард Хэклют дал описание уникального явления природы в своем монументальном многотомном произведении «Основные плавания, путешествия, передвижения и открытия английской нации». Хэклют упоминает о путешествии в недоступные субполярные районы к северу от Англии во время правления Эдуарда III, совершенном в 1300 году монахом-францисканцем Николасом де Линна. Он же сообщает: «Недалеко от этих островов (т.е. Гебридских и других) к северу имеется удивительный морской водоворот… если случается, что какой-нибудь корабль проходит этим путем, он затягивается волнами с такой бешеной силой, что чаще всего ему нет спасения, и он поглощается водоворотом».

Ричард Хэклют еще раз пишет о Мальстреме при изложении рассказа о путешествии Энтони Дженкинса из Лондона в Россию в 1557 г.: «Следует отметить, что между упомянутыми островами Реет и Лофут имеется водоворот под названием Мальстранд, который с половины отлива и до половины прилива производит такой ужасный рев, что задвижки дверей в домах жителей этих островов дребезжат на расстоянии десяти миль. Глубина и размеры образующихся воронок водоворота таковы, что судно, попадающее в сферу их притяжения, неминуемо захватывается, идет ко дну и там разбивается о камни; когда море утихает, обломки выносит на поверхность. Но это затишье наступает только в промежутке между приливом и отливом и продолжается всего четверть часа, после чего волнение снова постепенно нарастает. Когда течение бушует и ярость его еще усиливается штормом, опасно приближаться к этому месту на расстояние норвежской мили. Часто случается, что какие-нибудь киты заплывают в потоки водоворота, тогда они издают такой неистовый жалобный рев, что невозможно описать».

Писатели также отдали дань ужасной пучине. Особенно хорошо известен рассказ Эдгара По «Низвержение в Мальстрем» (1841 г.), в котором сам автор выступил в роли вынужденного рассказчика об обезумевших силах природы. Съежившись от страха на вершине скалы Хельсегген у южной оконечности острова Москенесе, нависшей над проливом Москямстреумен (Мальстрем), Эдгар По в смятении слушал, как местный седоволосый рыбак описывал различные чудеса и ужасы этого явления природы. Старик рассказывал как три года назад он и два его брата отправились ловить рыбу в Мальстреме, воспользовавшись коротким перерывом тихой воды между отливом и приливом. На этот раз, однако, его часы остановились, рыбаки забыли о времени, и их лодка очутилась внутри вновь зарождавшегося водоворота. Положение еще больше усугубилось внезапно разразившимся штормом ураганной силы, усилившим Мальстрем до невероятных пропорций. Вращаясь и неуклонно погружаясь в страшную утробу Мальстрема, рыбак отчаялся получить спасение и примирился с тем, что ему суждено было погибнуть в водяной пучине. Но все же он привязал себя к бочонку, в котором прежде хранилась вода, и за который он держался, чтобы его не снесло за борт, благодаря которому и спасся.

Водовороты существуют и чаще всего встречаются в относительно мелководных проливах, которые соединяют два более обширных и глубоких массива воды с разной системой циркуляции. При идеальных, ничем не осложняющихся условиях, «мальстремы», как принято считать, вращаются в направлении против часовой стрелки в Северном полушарии и по часовой стрелке – в Южном, что связано с вращением Земли.

Однако местные топографические и гидрографические условия часто берут верх над этой естественной закономерностью. Большое количество разнообразных условий может привести к зарождению или образованию водоворотов. К ним относятся: встреча противоположных приливных или морских течений, ветров, наличие скал и рифов, неровности дна, естественные уклоны, действие земного притяжения или комбинация этих элементов.

Мальстрем нашего времени – это огромный вспучивающийся ковер приливных волн у Лофотенских островов. Пролив имеет в ширину почти пять миль между островами Москенесе к северу и Москен к югу. Посередине прохода лежат два скалистых острова Хьельхольм и Хегхольм. У восточного входа расположена банка Херьескаллен – подводная шхера или скала, с глубиной над ней менее двух сажен, которая образует местные завихрения даже в штилевую погоду.

Залив Вест-фьорд, в водах которого разбросаны Лофотенские острова, является акваторией оживленного судоходства. На его побережье расположен современный порт Нарвик. Отсюда круглый год морские рудовозы вывозят железную руду, поступающую из Швеции по железной дороге. Капитаны знают фарватер и зря к Мальстрему не пойдут, ведь нередко случается, особенно в зимний период, штормовой ветер в проливе к северу от острова Моске поднимает крутую волну, и тогда рев бушующего водоворота, где вода несется со скоростью 11 километров в час, заставляет поеживаться даже бывалых рыбаков. Тем не менее, туризм на Лофотенах популярен и, если верить путеводителям, «зимняя ловля рыбы в архипелаге – удовольствие высшего мирового класса».

Кстати сказать, в 55 милях к югу от Лофотенских островов, возле приморского города Буде, известен другой водоворот – Сальстраумен. Он возникает время от времени в одноименном проливе и хорошо просматривается с суперсовременной шоссейной дороги, бегущей мимо. Размеры его и особенно скорость вращения впечатляют. Любителей рыбалки здесь тоже много: в воду никто не заходит, а с берега ловить оглушенную водоворотом рыбу нетрудно.

Неудивительно, что несколько веков назад, когда корабли (а уж тем более рыбацкие лодки) были значительно меньше это природное явление вызывало неподдельный ужас. Сейчас, впрочем, капитанам тоже не рекомендуют заходить в пролив к северу от Москенесё в момент максимального прилива и при штормовом ветре – ведь скорость движения воды может достигать в такие моменты 11 километров в час.

Так что наблюдать за коварством морской стихии лучше с берега – целее будете.

Категория: Природа | Добавил: laf2304 (15.01.2024)
Просмотров: 82 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [257]
Природа [258]
Общество [257]
Технологии [260]
Загадки Вселенной [259]
Разное [232]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2024
uCoz