Magnus Fragor

Главная » Статьи » Природа

Загадка пещеры Хрустальной девы

Белиз является государством в Центральной Америке, где у вас есть удивительная возможность в буквальном смысле прикоснуться к остаткам древнейшей цивилизации майя. Самой яркой достопримечательностью этой страны, ежегодно привлекающей несчетное количество туристов, считается пещера Актун-Туничиль-Муналь.

Пещера Актун-Туничиль-Мукналь (Пещера Хрустальной Девушки) – археологический памятник древней цивилизации Майя, место ритуальных жертвоприношений и ... вход в преисподнюю.

Пещера находится в государстве Центральной Америки Белизе (бывший британский Гондурас), в непроходимых джунглях.

В народе ее принято называть пещерой Хрустальной девы. Столь необычное имя ей дали после того, как в ней были обнаружены человеческие останки. Один из найденных скелетов принадлежал совсем молодой девушке. Поскольку за многие века скелеты покрылись множеством слоев природных веществ, первооткрыватели пещеры, оказавшись внутри грота, увидели скелет девушки, переливающийся в лучах их факелов.

Сама же пещера состоит из нескольких комнат. Ближайшая к входу считается Собором, в котором древние майя проводили свои жертвоприношения. Именно в ней и был найден скелет Хрустальной девушки. Такое необычное название она получила благодаря вековым отложениям на своем теле, которые отражают свет. Уникальный артефакт светился при свете факелов и создается впечатление, что он выполнен из горного хрусталя.

Помимо останков девы, здесь обнаружили скелеты еще четырнадцати людей и осколки посуды. Большинство ученых предполагает, что эта пещера служила для древних майя неким подобием входа в ад, из которого на людей обрушивались всевозможные болезни, хвори и неприятности. Вероятнее всего, молодая девушка стала даром владыке смерти. Принеся деву в жертву, народ майя надеялся задобрить Бога, расположить его к себе и, тем самым, избежать недугов и страданий.

Стоит отметить, что скелет девушки прекрасно сохранился. Это поразительно, ведь все остальные останки находятся просто в плачевном состоянии. Складывается впечатление, что природа сжалилась над бедной девой, душа которой была невинно загублена, и облачила ее в сверкающие одежды из камня, тем самым защитив от разрушений.

Помимо останков, вблизи Актун-Туничиль-Муналь были найдены осколки посуды. Однозначного ответа, что рядом с пещерой делала керамика, ученые не могут дать, и по сей день. Это связано с тем, что во всех керамических предметах были проделаны отверстия. Кто и зачем их сделал – неизвестно и поныне.

В последний раз ритуалы с участием этой мумии проводились 1500 лет назад. Археологи отыскали мумии в самом большом склепе, стены которого наклонены под углом около 35 градусов. Человеческие останки лежали в отдельных нишах ярусами.

В каждом углублении была скамья с медными чашками и обломками мечей. Некоторые мумии были покрыты глиной. Исследователи предположили, что люди, обитающие в этом рукотворном пещерном комплексе, имели восточное происхождение, предположительно из Египта.

Как оказалось, древняя нация не очень тщательно подбирала жертв для ритуалов. Половина человеческих скелетов – дети до 6 лет, половина – взрослые от 20 до 50 лет...

Власти очень дорожат государственными историческими памятниками, а к «Пещере Хрустальной Усыпальницы» относятся особенно трепетно. Пещера открыта для посещений с 1998 года, но количество туристов, допущенных внутрь, строго регламентируется туристическим управлением Белиза.

Но добраться до нее непросто. Путешествие длится 6-8 часов. Сначала нужно подняться по горной дороге через настоящие джунгли, пересечь вброд несколько речушек и пруд.

Вход в пещеру затоплен, поэтому первый участок туристы проходят по колено в воде, температура которой составляет около 15 градусов. Потом идут чередой подземных залов, останавливаясь у последнего и попадают в пещеру Актун-Туничиль-Мукналь. Удивительно, но в ней – сухо. Войти в нее можно только в носках (в обуви – нельзя, и босиком – нельзя) и правило это строго соблюдается.

Камеры и фотоаппараты запрещены. Снимать происходящее разрешено только гидам, и они носят с собой сухие сумки, в которых хранят камеры и другие предметы, которые могут пострадать от воды.

Пещера имеет длину почти пять километров и состоит из ряда камер, а зал «Собор», в котором производились ритуалы, находится в самом конце. Чтобы добраться до «Собора», нужно пройти по холодной пещере около 2 часов, но туристы должны быть готовы к тому, что их путешествие может продлиться и 4 часа. Нужно протискиваться боком в узкие лазы, ползти, идти, лезть пока вы не пройдете все подземные залы.

В некоторых местах единственным источником света является фонарик на шлеме или переносной фонарь. К счастью, можно лицезреть потрясающие виды: своды пещер и сталактиты.

И уже потом, в свете фонариков, перед вами откроется картина жертвенной залы – человеческие скелеты, глиняная посуда, керамические украшения… За тысячу лет все это покрылось кристалликами солей и выглядит как будто заиндевевшим. Иней времени…

Индейцы Майя верили, что пещеры, особенно которые уходят глубоко под землю, являются входом в Шибальбу, преисподнюю со злыми богами. В страхе перед злыми владыками, индейцы старались задобрить их, принося жертвы.

Большую часть Белиза, который находится в центральной Америке, занимает равнина с озерами и лагунами. На юге же страны находятся горы Майя, населенных пунктов там почти нет. Впрочем, пещера, о которой идёт речь, находится не где-то далеко в недрах гор, а совсем недалеко от города Сан Игнасио. Вплоть до 1980-х люди даже не подозревали о таком соседстве.

Вход в пещеру Актун-Туничиль-Мукналь (Actun Tunichil Muknal) выглядит, как песочные часы, заполненные водой. Чтобы зайти в пещеру, нужно пойти вброд по воде озера, однако уже несколько метров после входа от воды не остается и следа. Внутри пещеры сухо, и даже если снаружи дует сильный ветер и хлыщет дождь, в пещере не слышно ни звука и климат остается сухим.

Первые церемониальные предметы Майя были обнаружены прямо за входом, и чем глубже проходили исследователи, тем больше и больше они находили странных вещей. Керамика, которая была специально продырявлена, ракушки из моря, украшения, статуэтки, музыкальные инструменты. Через 400 метров исследователи нашли комнату, в которой лежало 14 человеческих скелетов, в том числе и скелет девушки, покрытый природными наслоениями. В лучах солнца этот скелет казался ослепительно белым, поэтому он получил название "Хрустальной девы" (Crystal Maiden).

Хрустальной девой была 20-летняя женщина, которую более тысячи лет назад принес в жертву священник Майя во время религиозного ритуала. За долгое время нахождения в пещере ее скелет покрылся слоем кальцита, мерцающего в солнечных лучах. Именно этот скелет и дал название всей пещере: Актун-Туничиль-Мукналь означает "Пещера хрустальной усыпальницы." Другие скелеты были либо покрыты пылью, либо слишком хрупкими и вскоре после обнаружения пещеры рассыпались на части.

Среди остальных скелетов, найденных в пещере, были как взрослые люди 30-40 лет, так и младенцы не старше года. Посреди пещеры был поставлен алтарь, а вокруг расставлены во множестве ритуальные предметы, многие из которых буквально вросли в камень из-за природных отложений. Большинство из этих артефактов до сих пор находятся на своих прежних местах, что делает пещеру Актун-Туничиль-Мукналь одной из самых значимых археологических памяток, позволяющих лучше узнать цивилизацию Майя.

За последние 50 лет исследователи нашли доказательства того, что святые жертвы были принесены в сотнях пещер в районах майя, которые простирались от полуострова Юкатан в Мексике до Сальвадора. В пещерах, таких как Актун-Туничиль-Мукнал, были найдены останки людей и животных, а также огромные керамические горшки, музыкальные инструменты, драгоценные украшения и ритуальные фигуры. Во многих пещерах есть алтари. Стены некоторых пещер украшены роскошной резьбой по камню. Но старые резчики работали в полной темноте.

Майя пошли на большой риск, ушли в подполье более чем на милю, пересекли реки, и поднялись на крутые скалы. Даже в наше время археологи могут попасть в эти места только благодаря специальному оборудованию.

Майя жили на территории Центральной Америки. Видимо, пещера Актун-Туничил-Мукнал была их священным центром. Между 250 и 950 годами, которые археологи называют классическим периодов, джунгли были местом рождения великолепных городов. 30000 человек жили в Копане, к югу от Актун-Туничил-Мукнал. В Тикале в нескольких часах езды на запад – 100000 человек. И до 180000 человек жили в соседнем Караколе!

Майя строили в городах величественные пирамиды и стелы из серого камня. Они смотрели на звездное небо, сочиняли музыку и писали книги. Их система письма до сих пор считается самой передовой в доколумбовой Америке. Но цивилизация майя исчезла. Большие города были покинуты людьми и постепенно заросли лесом.

Археологи исследуют джунгли в поисках следов древних жителей с середины 19-го века. Первым, что они заметили в ландшафте, было изобилие пещер с сенотами: естественными отверстиями, образовавшимися в результате обрушения арок из известняковых гротов, в которых текут подземные реки. Но изначально исследователи не интересовались этими пещерами. Они искали города, великие пирамиды, подробно изучали богато украшенные дворцы, копировали иероглифы со стелы.

Все изменилось в 1959 году. Тогда пещера была найдена около руин ныне известного города Чичен-Ица на полуострове Юкатан. Она называлась Баланканче. Там был обнаружен темный, очень узкий и низкий туннель. Вам нужно будет лежать на полу и ползти около 150 метров, чтобы оказаться в соседней пещере, похожей на антикварный магазин, продающий старые вазы. После обнаружения этого сокровища археологи подумали: какие еще сюрпризы спрятаны в пещерах?

Надо полагать, что пещеры есть во всех горах. Гора без пещеры — вроде как уже и не гора. Чем больше пещера, тем значительнее гора, даже если она невелика ростом. Если же пещера еще связана с историей исчезнувшего народа, полна тайн и артефактов – ей (и, естественно, горе) вообще цены нет. Именно такой, потрясающей и загадочной, предстает сегодня пещера Актун-Туничиль-Мукналь как перед людьми, владеющими специальными знаниями, так и перед обремененными одним лишь любопытством.

Пещера находится на склоне горы Тапира. Гора названа так по тапиру («горной корове»), национальному животному Белиза. К пещере через влажный широколиственный и бромелиевый (ананасовый) лес ведет горная дорога, которую пересекают три мелкие речушки. Вход в пещеру, имеющий форму песочных часов, затоплен подземной рекой, вытекающей из горы. Попасть вовнутрь можно только вплавь.

Главный коридор длиной 4,8 км, просторный, но местами настолько низкий, что надо проползать по нему, ведет всё время вверх, к вершине горы, через анфиладу камер, нагромождения массивных валунов, скопления сталактитов и сталагмитов. Две трети пути надо брести либо плыть по реке, и только треть идти посуху, по т.н. «темной зоне», заваленной обрушившимися глыбами и представляющей собой чередование гигантских комнат.

Главный зал в конце темной зоны носит название «Собор». Из АТМ есть еще один «верхний» выход – тесный, ведущий на край огромного карстового провала, окруженного тропическими джунглями. В пещере обитают выдры, агути, «хлыстовые» пауки, большая популяция летучих мышей, в реке водятся сомы, раки, пресноводные крабы.

Как образовалась пещера? 66 млн лет назад в место сегодняшнего Мексиканского залива упал метеорит Чикшулуб диаметром более 10 км, перепахавший территорию и сформировавший в скалистом грунте полуострова Юкатан (территория сегодняшней Мексики, Гватемалы и Белиза) кратер диаметром 284 км, вокруг которого появились бесчисленные пещеры, трещины и пустоты. Со временем пустоты заполнились дождевой водой и превратились в подземные озера, реки и колодцы-водостоки – сеноты. Сеноты и крупные змееподобные пещеры, в т.ч. АТМ, майя считали порталами в подземный мир, вратами в Шибальбу.

По верованиям индейцев, умершему человеку попасть в Шибальбу можно лишь после жесточайших испытаний. Прежде, чем обрести вечный покой, на пути в преисподнюю надо суметь увернуться от летающих обсидиановых ножей демонов, спастись от голодных ягуаров и от огромной летучей мыши-вампира и т.д.

А вот живущих людей 12 божеств Шибальбы поражали болезнями, избавиться от которых можно было только умилостивив их пожертвованиями. Но Шибальба была для майя не только загробным миром и местом страха, она была для индейцев и гарантией их благополучного существования, связанного, в первую очередь, с дождями.

Только от обилия небесной влаги зависел урожай и заготовка воды на предстоящий период засухи, когда за полгода не выпадало ни капли дождя. Дождями, грозой и молниями распоряжался бог дождя Чак (Тлалок). Он тоже жил в Шибальбе. Пожалуй, это был самый жестокий бог. От него зависела жизнь всех майя, а еще он «питал особую слабость к существам небольшого размера, поэтому основную часть жертвоприношений, согласно найденным в раскопках останкам, составляли дети от 3 до 11 лет».

АТМ находилась в центре густонаселенного района, Вокруг нее в трех крупных городах Копане, Тикале и Караколе проживало свыше 400 тысяч человек. Для жителей пещера являлась священным местом, где они молились богам и приносили жертвы.

Археологи открыли пещеру в 1980-x годах, но серьезными исследованиями в ней впервые занялась в 1996 году группа американских ученых под руководством Холли Мойес. Несколько экспедиций Мойес обнаружили в «светлой зоне» Актун-Туничиль-Мукналь горы раковин улиток, множество керамических горшков, музыкальных инструментов, зеркал, драгоценных украшений, пиритовых ритуальных статуэток. По вырубленным в камне лестницам можно было подняться в помещения второго яруса. Стены украшала искусная резьба по камню, сделанная, скорее всего, в кромешной темноте. Около 1000 артефактов относились к периоду от 250 года до IX века.

В «Соборе» находился алтарь для жертвоприношений, обсидиановые лезвия, керамика, которую используют для церемониальных целей, останки животных и людей. Среди останков выделялся скелет 18-летней девушки – «хрустальной Девы», чьи кости были обызвествлены до сверкающего, кристаллизованного вида. Когда археологи впервые увидели ее в свете фонаря, она сияла, как горный хрусталь.

Исследовав останки, ученые датировали их VIII-IX вв. Получалось, что приносить в жертву людей майя стали только перед тем, как в IX в. они навсегда покинули эти места. Специалисты долго гадали, по какой причине индейцы исчезли, пока ученый-майянист Дж. Ричардсон не опубликовал свою книгу «Вода, жизнь и смерть» о великой засухе майя, случившейся в начале IX века и погубившей цивилизацию.

Холли Мойес связала выводы Ричардсона со скелетами АТМ и пришла к выводу, что напрасные жертвы в пещере были принесены во время этой великой засухи безжалостному и безответному богу Чаку.

В 2012 году Х. Мойес на основе своих 17-летних исследований более 50 пещер Белиза, в первую очередь АТМ, опубликовала книгу «Священная тьма: Глобальный взгляд на ритуальное использование пещер». Главный вывод ученого состоял в том, что во всем мире со времен палеолита пещеры, как правило, имевшие статус священных, использовались для ритуалов, связанных с принесением жертв (в т.ч. человеческих) местным богам. «Я верю, что правители в древнем обществе Майя кооптировали пещеры, чтобы достичь и поддерживать политическую власть, завоевывая благосклонность божеств через жертвоприношения» (Х. Мойес). Научным сообществом эта работа археолога признана выдающейся.

Категория: Природа | Добавил: laf2304 (28.12.2023)
Просмотров: 73 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [257]
Природа [258]
Общество [257]
Технологии [260]
Загадки Вселенной [259]
Разное [232]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2024
uCoz