Спустя века исследователям удалось расшифровать имя таинственного автора Пизанской башни: речь идет о Бонанно Пизано, скульпторе и резчике по металлу, творившем в последней четверти двенадцатого века, авторе бронзовых дверей Пизанского собора и собора Монреале в Палермо.
Открытие было сделано Джулией Амманнати, исследователем палеографии из Scuola Normale Пизы, и опубликовано в книге «Menia Mira Vides. Кафедральный собор Пизы: эпиграфы, программа, фасад».
Имя Бонанно высечено на каменной матрице (предназначенной для получения бронзовых букв), найденной в 1838 году во время некоторых раскопок вокруг башни, которую годами считали могильной плитой скульптора, потому что на ней нанесена надпись «Bonannus civis Pisanus». Это были единственные три слова, которые явно расшифровывались.
Недавнее исследование Амманнати, с другой стороны, объединяет и реконструирует искаженный текст, который, как оказалось, был написан в поэтической форме. На самом деле, это строчки на латыни: “mirificum qui certus opus condens statui unum, Pisanus civis Bonannus nomine dicor” («Я возвел ее, достойную восхищения, я гражданин Пизы, которую кличут Бонанно»).
Исследование подтверждает то, что было написано Джорджо Вазари, который приписал основание Пизанской колокольни Бонанно и Гульельмо. Удивительно, что до сих пор имя проектировщика самого знаменитого памятника Пьяцца-деи-Мираколи не было известно.
По словам исследователя, «плохая звезда, под которой родилась колокольня, побудила архитектора не связывать свое имя с этим очевидным провалом», и поэтому, как только строительство башни, которая уже начала падать, было завершено, табличка с именем была заброшена среди строительных материалов и мусора у ее фундамента».
|