Адская гончая, или как по другому их называют чёрный пёс. Легенда о них, распространена во всём мире, но большей популярностью пользуется в Великобритании. Как, гласит легенда, это огромный чёрный пёс. В глазах его виднеется само пламя ада, а из пасти доносится зловонный запах серы. Чаще всего пёс описывается, как породистая собака, огромных размеров. Если верить слухам, пёс приходит перед смертью к грешникам совершившим тяжкое преступление, или к тем кто заключил сделку с самим Дьяволом. Последнее, что услышит грешник – это звонкие удары когтей об землю, и громкий, казалось бы доносящийся с самой преисподней вой.
Перед тем как явиться к провинившемуся, он его предупреждает, внушая жуткий страх, а порой сопровождая его галлюцинациями. Адская гончая, это самый настоящий, искусный палач. Сразу он вас не убьёт. Он будет следовать за вами, с каждым разом всё больше настигая. А от его воя у вас будет стыть кровь в жилах, но вскоре вы почувствуете на себе его когти, раздирающие на части вашу плоть. Он будет мучить вас наслаждаясь каждой секундой, пока смерть не придёт за вами. Но, стоит заметить, ели вы не совершали страшных грехов, и не заключали сделки с дьяволом, то вам не о чем беспокоиться. Ведь пёс приходит далеко не ко всем...
Три версии Адских Гончих:
• Первый кого хотелось бы отметить, и пожалуй он первый кто приходит в голову – это трёхглавый цербер, из греческой мифологии. Этот пёс охранял царство мёртвых, и служил Аиду (богу царства мёртвых).
• Вторым хотелось бы назвать "Фенрира" – гигантский волк (сын бога Локки). Ходят слухи, что сами боги его опасались, а потому заковали его в цепи. По легенде, когда наступит великий Рагнарёк (гибель богов и всего мира), Фенрир освободиться от оков, забрав с собой, Солнце и Луну. Впоследствии чего на Земле наступит вечный сумрак.
• Ну и третьим псом, хотелось бы отметить гончую, английских мифов и легенд – это Чёрный Шак. Один его вид, способен был внушить неимоверный страх. Это гигантский чёрный пёс, с большими красными глазами и очень острыми клыками. Многие уверяют, что это реальное существо, которое 04.08.1577 года, ворвалось внутрь местной церкви, круша всё на своём пути, и забрав с собой множество человеческих жизней.
Адский пёс упоминается в легендах и мифах многих народов мира, но особенно часто они фигурируют в фольклоре Великобритании. Огромные чёрные псы, с горящими глазами и злобным рыком выглядят вполне материальными, однако могут преодолеть любую преграду, а исчезая, окутываются клубами дыма, словно сгорают. Проще всего было бы отнести истории об этих монстрах нашим суеверным предкам, однако сообщения о встречах с ними продолжают поступать и в наши дни.
Очевидно, что в фольклоре Британских островов собака является демонизированным животным. Но если углубиться в историю, многие летописи твердят, что на самом деле это существо больше не является животным, а высшим оборотнем – посмертным воплощением обычного вервольфа. Считается, что погибший оборотень может вернуться с того света в образе чёрной собаки, если на земле у него остались какие-либо незавершённые дела.
Однако существует больше всего утверждений в пользу того, что черные псы покидают преисподнюю и являются в качестве предвестника смерти или как наказание за совершённые страшные поступки человека. Так же одним из случаев является заключение договора с нечистыми и попытка ускользнуть от его последствий. Временами адский пёс появляется, если преступнику, виновному во многих смертях удаётся избегнуть казни путём каких-то уловок или бегства.
Большинство авторов, которые описывали адского пса, сходятся в одном, что это существо является чёрным, но при ближайшем рассмотрении слегка прозрачным, от которого сильно пахнет серой. В темноте он окружён бледным свечением, а вот при лунном свете кажется угольно-чёрным. Глаза пса являются одним из самых его главных оружий. Обычно в них виден отблеск адского зеленовато-жёлтого пламени.
По поводу, какой породы является демонический пёс, мнения расходятся. Чаще всего их уподобляют гончей или волкодаву, изредка – доберманом или бульдогу. Но они всегда выглядят породистыми, ведь на дворнягу высший демон никогда не позволит себе походить. Из пасти адского пса торчат острые клыки, по которым зачастую капает слюна. На лапах отмечают очень длинные, бороздящие землю когти, однако при такой длине они никогда не издают звука. Что касается лая адского пса, то это самое жуткое, что может услышать человек, перед своей смертью. В его вое слышится металлический лязг, а на последующее эхо собаки отзываются стоны падших душ.
При встрече, адский пёс не спешит перегрызать в момент. Если ваши деяния не так страшны, то пёс обходится леденящим душу рыком и попытками как можно больше напугать. Однако если ваши поступки из рода вон выходящие, то демон будет медленно терзать свою жертву. Его слюна представляет собой смертельный яд, убивающий крайне мучительно. Иногда чёрный пёс может выдыхать огонь, но это возможно не самое опасное, особенно если учесть что пламенем своим большинство демонов пользуются редко и неохотно.
Далее, после дозы яда, существо издаёт протяжный вой, который лишает жертву воли к сопротивлению. Впрочем, вой пса опасен не для любого, а только для тех, кто так или иначе навлёк на себя проклятие. Случайный прохожий от этого обычно не страдает, даже если пытается встать на пути адского пса. Единственным спасением обречённого от дальнейшей смерти является искреннее раскаянье.
Сами по себе эти существа полуматериальны, и хотя до них можно дотронуться, они – часть потустороннего мира, обладающие бессмертием. Но как можно убить неуязвимого высшего оборотня? Многие считают, что адского пса можно умертвить силой оружия, но как правило, рано или поздно он всё равно вернётся, чтобы исполнить свой долг. Известны так же ситуации, когда сражённый пёс растворялся в воздухе и оказывался «тенью» настоящего пса.
Черные псы – огромные черные или коричневые создания, размером превышающие обычную собаку. Их глаза светятся желтым или красным, они сильные, быстрые и неуловимые. Они могут растворятся в воздухе или же имеют фантомную сущность. Чаще всего они охраняли места, которые в фольклоре именовались адом или местом упокоения душ. Также они выполняли различные поручения, связанные с этим – искали пропавшие души, предвещали скорую смерть или охраняли важные артефакты.
Одна из самых известных адских гончих – Цербер, трехголовый пес, который сидел на входе в царство Аида. Да, это греческая мифология. Еще один представитель этого мифа – церковный Грим. В английском фольклоре он был тесно связан с церковью и часто охранял определенный храм. Часто жители Туманного Альбиона и Скандинавии делали под фундаментом церкви усыпальницу с черным псом, чтобы он в том мире охранял церковь от темных сил.
Также его называли Черный Шак, Баргест, Фландрийский зверь, Гарм (в германской мифологии) и другими именами. Британцы видели пса намного чаще других народов, об этом говорит карта, сделанная исследователем Ником Стоуном. Он нашел около 500 упоминаний о появлении и нападении черных псов за всю историю Британии и сделал карту.
С давних времен в Англии существует легенда об огромном черном псе с мерцающими красными глазами, который появляется ночью. Этого пса прозвали Черный Шак. Согласно легенде, путник, что оказался ночью в сельской местности восточной Англии, слышит шаги громадных лап Черного Шака рядом с собой, а затем видит, как два красных глаза смотрят на него из темноты. Обычно этот пес не нападает, однако его появление – знак того, что встретивший его умрет в течение года.
Несмотря на то, что это легенда, встречи с демоническим псом в восточной Англии фиксировались постоянно. Например, в конце 19 века матросы подобрали у побережья мальчика, который заплыл в море, спасаясь от Черного Шака. А в 1970 году в местной прессе начали писать о необычайно большой собаке, что была замечена на побережье близ английского города Грейт-Ярмут.
Легенда о Черном Шаке привлекла внимание и Артура Конан Дойля. Однажды во время игры в гольф в графстве Норфолк друг писателя журналист Бертрам Флетчер Робинсон рассказал ему местное предание, а также о том, что Черного Шака часто видели неподалеку от гостиницы, где они остановились, и у соседнего поместья Кромер-холл.
Вскоре после этого, Артур Конан Дойль сочинил очередную повесть о Шерлоке Хомсе, в которой знатную семью преследовал пес с мерцающими в темноте глазами. А фамилию Баскервиль писатель позаимствовал у кучера хозяина поместья Кромер-холл. Так Черный Шак стал известен всему миру под именем «Собака Баскервилей».
Собаки-фантомы проникли в британскую мифологию из Норвегии, а если говорить точнее, то легенду о черном псе, сопровождающем Одина, принесли с собой первые викинги-завоеватели, достигшие британских берегов.
В представлении тех, кто в него верит, Черный Шак – черный огромный пес размером с теленка. У него громадные глаза, отливающие желтым, красным или зеленым, как будто внутри них горит огонь. Зачастую его описывают лишенным головы, но все равно его глаза в темноте горят в тех самых местах, где они располагались бы на голове.
Черный Шак появляется на кладбищах, пустынных сельских дорогах, туманных болотах или на холмах, окружающих деревни. Поскольку люди часто рассказывали о том, что встречали Черного Шака на прямых участках старых дорог, родилось поверье, что эти дороги проходят по невидимым "линиям земной энергии". Древние люди умели находить их и располагали вдоль них свои поселения и святые места.
Ночью, когда на улице бушует непогода, якобы можно слышать вой Черного Шака, перекрывающий шум ветра. Лапы пса не производят шума, не оставляют следов, однако путники рассказывают, как им довелось чувствовать ледяное дыхание Черного Шака на своей шее. Согласно поверьям, встреча с Черным Шаком означает неминуемую смерть в течение года. Впрочем, в Саффолке полагают, что зловещий пес безвреден, если его не злить. В некоторых частях Девона считается дурным предзнаменованием даже упоминание о Черной Собаке.
И в наши дни время от времени появляются рассказы о встречах с Шаком. Некоторые путники, не успевшие найти себе пристанища до наступления темноты, утверждали, что видели его очертания, совершающие прыжки или несущиеся вперед по безлюдной сельской дороге.
Происхождение черного пса сложно выяснить. Неясно, произошло ли существо от кельтских или германских элементов британской культуры. На протяжении всей европейской мифологии собаки ассоциировались со смертью. Примерами этого являются Cŵn Annwn (валлийский), Garmr (норвежский) и Cerberus (греческий), каждый из которых был в некотором роде хранителями подземного мира. Эта связь, по-видимому, связана с привычками собак рыть землю.
Черные псы, как правило, считаются злыми, а некоторые (например, Баргхест и Шак) считаются непосредственно опасными. Они могут также служить знакомыми духами для ведьм и колдунов. Считается, что некоторые черные псы, такие как Gurt Dog в Сомерсете и Black Dog of the Hanging Hills в Коннектикуте ведут себя доброжелательно. Некоторые, известные как черные псы-хранители, ночью направляют путешественников на правильный путь и защищают их от опасности.
Некоторые из самых известных черных псов – баргест из Йоркшира и Черый Шак из Восточной Англии. Различные другие формы записаны в фольклоре Великобритании и других местах. Черный пес имеет другие имена: Волосатый Джек, Бродяга, Скрикер, Зверь Дворца, Обезьяна Шуга, Капелтуэйт, Моддей Ду (или Маут Дуг).
Встречи с черными псами были зарегистрированы почти во всех графствах Англии, за исключением Мидлсекса и Ратленда.
Говорят, что в Дартмуре на юге Девона печально известный оруженосец Ричард Кабелл был охотником, который продал свою душу дьяволу. Когда он умер в 1677 году, вокруг его склепа появлялись черные псы. Говорят, что призрачный охотник едет с черными псами; эта история вдохновила Артура Конан Дойла написать свою известную историю «Собака Баскервилей».
В Ланкашире черный пёс называется Баргуист, Грим, Гитраш, Бродяга, Шак, Скрайкер или Страйкер и Траш.
Говорят, что на Холме Холма в Лутоне, графство Бедфордшир, черный пёс часто являлся с тех пор, как в 18 веке во время бури молния подожгла виселицу. Говорят, что в замке Бетчворт в Суррее обитает черный пёс, который бродит по руинам ночью.
Black Dog Hill и Black Dog Halt железнодорожная станция в Уилтшире названы в честь собаки, которая, как говорят, появляется в этом районе.
Говорят, что черный пёс обитает на мосту Ивелет возле Свалдейла, Йоркшир. Пёс якобы без головы и прыгает через край моста в воду, а ночью слышен его лай. Это считается предзнаменованием смерти, и в сообщениях утверждается, что любой, кто видел его, умер в течение года. Последнее наблюдение было около ста лет назад.
Черный пёс в Хартфордшире часто посещает город Стивенэйдж около Шести Холмов (римские курганы) и Уотмерли Вуд.
Говорят, что Баргхест (или Баргуест) бродит по Сникельвейс и боковым дорогам Йорка, охотясь на прохожих, а также возле Башни Клиффорда. Говорят, что увидеть чудовищную собаку – это предупреждение неотвратимой гибели.
Человек, который жил в деревне недалеко от Эйлсбери в Бакингемшире, ходил каждое утро и вечер доить своих коров в отдаленном поле. Однажды вечером, когда он шел туда, встретил черного пса, а потом встречал все последующие ночи, пока не привел с собой друга. Когда собака появилась снова, он напал на нее, используя в качестве оружия хомут для своих ведер с молоком, но когда он это сделал, собака исчезла, а человек упал без чувств на землю. Он был доставлен домой живым, но оставался безмолвным и парализованным до конца своей жизни.
Рядом с городом Лайм-Реджис в Дорсете стоял фермерский дом, в котором обитал черный пёс. Он никогда не причиняла никакого вреда, но однажды ночью пьяный хозяин дома в гневе попытался напасть на него с железной кочергой. Пёс сбежал на чердак, где прыгнул через потолок, и когда хозяин ударил место где пёс исчез, он обнаружил скрытый тайник с золотом и серебром. Собаку больше никогда не видели в помещении, но по сей день она продолжает появляться в полночь на переулке, который ведет к дому, называемому Хэй-лейн (или Dog Lane).
Собаки, которым не посчастливилось заблудиться в этом районе поздней ночью, часто загадочно пропадают. Постоялый дом в Лайм-Реджис называется «Старая черная собака», и часть легенды гласит, что человек, который обнаружил сокровище, использовал его, чтобы построить гостиницу, которая первоначально стояла на том месте.
Говорят, что черный пёс обитает в тюрьме Ньюгейта более 400 лет, появляясь перед казнями. Согласно легенде, в 1596 году ученый был отправлен в тюрьму за колдовство, но был убит и съеден голодными заключенными, прежде чем предстал перед судом. Говорят, что собака появилась вскоре после этого, и хотя испуганные люди убили своих охранников и сбежали, зверь, как говорят, охотился на них и убивал, где бы они не прятались.
В округе Тринг, графство Хартфордшир, трубочист по имени Томас Колли был казнен в 1751 году, повешен за то, что утопил Рут Осборн, которую он обвинял в том, что она ведьма. Дух Колли теперь появляется на месте повешения в виде черного пса, и даже можно услышать лязг его цепей. В одном рассказе пара мужчин, которые столкнулись с псом, увидели вспышку пламени, прежде чем он появился перед ними, большой, как ньюфаундленд с горящими глазами и длинными острыми зубами. Через несколько минут он исчез.
В Норфолке, Саффолке и северных частях Эссекса черный пёс, известный как Черный Шак (также Старый Шак или Шок), считается злым, в связи с историями, которые начинаются от прямого убийства людей заканчивая тем, чтобы быть предзнаменованием смерти для человека встретившегося с ним.
В округе Оверстранд тоскливый переулок, известный как Переулок Шака из-за его частых появлений там. Если исследовать место, где его только что видели, можно обнаружить следы ожогов и запах серы. Есть также менее распространенные истории о том, что подобная собака сопровождает людей по пути домой в роли защитника, а не предзнаменовывает несчастья.
Чарч Грим (Church Grim в прямом переводе – церковный мрак) охраняет местную христианскую церковь и принадлежащий ей церковный двор от тех, кто захочет осквернить их, включая воров, вандалов, ведьм и колдунов. Для этого был обычай похоронить собаку заживо под краеугольным камнем церкви в качестве жертвоприношения. Иногда Грим звонит в колокола в полночь, прежде чем наступит чья либо смерть. На похоронах председательствующий священнослужитель может увидеть собаку, смотрящую из церковной башни, и определить по ее «аспекту», была ли душа умершего отправлена в рай или в ад.
Другая традиция гласит, что, когда был открыт новый церковный двор, первый человек, похороненный там, должен был охранять его от дьявола. Чтобы спасти человеческую душу от такой обязанности, черный пёс был похоронен в северной части кладбища в качестве замены.
Гончие Габриэля – собаки с человеческими головами, которые летают высоко в воздухе, и их часто слышат, но редко видят. Иногда они парят над домом, и это воспринимается как знак того, что смерть или несчастье постигнут тех, кто живет внутри. Они также известны как Габриэль Рэтчетс (гончая, которая охотится по запаху), Габбл Ретчетс, подобны Йет-хаундам, иногда их называют душами некрещеных детей. Популярные представления о гончих Габриэля, возможно, были частично основаны на мигрирующих стаях диких гусей, когда они летят ночью с громким гудением. В других легендах их лидер Габриэль обречен следовать за своими собаками по ночам за грех охоты в воскресенье (очень похоже на корниш-дандо), и их крик считается предзнаменованием смерти.
Черные собаки-хранители относятся к тем относительно редким черным собакам, которые не являются ни предзнаменованиями смерти, ни ее причинами. Вместо этого они ведут потерянных путешественников и защищают их от опасности. Истории этого типа стали более распространенными, начиная примерно с начала 1900-х годов. В разных версиях одного популярного рассказа человек шел по одинокой лесной дороге ночью, когда рядом с ним появилась большая черная собака и оставалась с ним до тех пор, пока человек не покинул лес. На обратном пути через лес собака снова появилась и сделала то же самое, что и раньше. Спустя годы двое осужденных сказали капеллану, что хотели ограбить и убить путника в лесу той ночью, но были напуганы появлением черной собаки.
Гайтреш (Gytrash) – черный пёс и предзнаменование смерти в Северной Англии, который часто посещает глухие тропы, а также принимает форму лошади, мула и коровы. Это было популяризировано в фольклоре его упоминанием в романе Джейн Эйр Шарлоттой Бронте.
В Линкольншире есть много рассказов о призрачных черных псах, собранных Этель Рудкин для ее публикации 1938 года «Фольклор». Говорят, что такое существо, известное в местных сказаниях как Волосатый Джек, часто посещает поля и деревенские переулки вокруг Хемсвелла, и были сообщения о том что видели его по всему графству от Бригга до Спалдинга. Рудкин, которая утверждала, что видела самого Волосатого Джека, и сформировала впечатление, что черные собаки в Линкольншире были в основном нежного характера и считались духовными защитниками. Говорят также, что Волосатый Джек часто посещает одинокие плантации, обочины и пустыри, где он нападает на проходящих мимо людей.
В Уэйкфилде, Лидсе, Падси и некоторых районах Брэдфорда местная версия легенды известна как Бродяга. Предзнаменование смерти, как и другие в своем роде, может стать видимым или невидимым и проявляет определенные характеристики, которые дают ему имя. Известно, что они следуют за людьми с легким мягким звуком лап, а затем снова появляются перед ними или рядом с ними. Он может издавать рев, отличный от голоса любого известного животного, и иногда можно слышать, как цепь гремит об его лапу.
Лучше всего оставить существо в покое, поскольку, если человек пытается заговорить или напасть на него, оно будет иметь над ним власть. Хотя обычно описывается как черный, но другая история касается человека, который столкнулся с белым Бродягой. Он попытался ударить по нему своей палкой, но она прошла сквозь пса, а человек побежал домой в страхе. Вскоре он заболел и умер.
Скрикер (или Шрикер) из Ланкашира и Йоркшира – предзнаменование смерти, как и многие другие его типа, но он также невидимо бродит по лесу ночью, издавая громкие пронзительные вопли. Он может также принимать видимую форму в виде большого черного пса с огромными лапами, которые издают шум при ходьбе, как «старые ботинки, идущие по мягкой грязи». Название «Скрикер» также происходит от диалектного слова «визг» в связи с его ужасными завываниями.
Йет-хаунд – черный пёс из девонского фольклора. Согласно Словарю фраз и басней Брюера, Йет-хаунд – это пёс без головы, который, как говорят, является духом некрещеного ребенка, который бродит по лесу ночью, издавая вопли. Это также упоминается в Денхам Трактс, коллекция фольклора 19-го века Майкла Денхема.
Wisht или Wish Hounds (wisht – это диалектное слово для «призрака» или «привидения») – это родственное явление, и некоторые фольклористы считают их идентичными Йет-хаундам. Говорят, что лес Вистмана на Дартмуре в южном Девоне является домом для охотников за вихтами, которые совершают свои охотничьи вылазки через болота. Дорога, известная как Путь Аббата и долина Деверстоуна, является любимым местом для гончих. Их охотник, по-видимому, дьявол. Также говорят, что любая собака, которая слышит плач гончих, умрет.
Одна из легенд гласит, что призрак сэра Фрэнсиса Дрейка иногда водил черную повозку-катафалк по дороге между Тавистоком и Плимутом по ночам, запряженную безголовыми лошадьми в сопровождении демонов и стаей безглавых тявкающих собак. Чарльз Хардвик отмечает, что легенды о черных псах являются «относительно модернизированными версиями» традиционной Дикой Охоты.
Однажды говорили, что черный пёс патрулирует главную дорогу между Бодмином и Лонсестоном около Линкинхорна.
В 1800-х годах авария на шахте в Корнише привела к многочисленным смертельным случаям и после чего в окрестностях появилась стая черных собак.
Приход Св. Тита посещает призрачная стая собак, известных как Гончие Чейни, которые когда-то принадлежали старому оруженосцу по имени Чейни. Неизвестно, как он или собаки погибли, но на «Чейни Даунс» собак иногда видят или слышат в ненастную погоду.
На территории вокруг Сент Джерманс обитает стая охотничьих собак, известных как собаки Дандо. Дандо был не раскаявшимся грешным священником и заядлым охотником, которого дьявол увлек в ад за свое зло. С тех пор Дандо и его собак иногда можно услышать в дикой погоне на сельской местности, особенно в воскресное утро.
Говорят, что еще один призрачный черный пёс часто посещает замок Святого Доната в Уэльсе, а некоторые свидетели утверждают, что его сопровождает ведьма.
Также с острова Мэн рассказывается о черном псе-хранителе, который предотвратил гибель нескольких человек. Рыбацкая лодка ждала в Пил-Харборе своего шкипера, чтобы руководить командой на ночной рыбалке. Они ждали всю ночь, но шкипер так и не пришел. Рано утром внезапно разразился шторм, в котором лодка могла быть потоплена. Когда шкипер присоединился к своей команде, он сказал им, что его путь был заблокирован большой черной собакой, и куда бы он ни поворачивал, пёс всегда вставал перед ним, пока он, наконец, не повернул назад.
На материковой Нормандии Ронжер д'Ос бродит зимними ночами по улицам Байе в виде призрачного пса, грызущего кости и тащащего за собой цепи.
Oude Rode Ogen («Старые красные глаза») или «Зверь из Фландрии» был духом, о котором сообщалось во Фландрии, Бельгия, в 18 веке, который принял форму большой черной собаки с огненно-красными глазами. В Валлонии, южном регионе Бельгии, народные сказки упоминали Чен аль Тчинне («Цепная гончая» на валлонском языке), адскую собаку, связанную длинной цепью, которая, как думали, бродит по полям ночью. В Германии и на чешских землях говорили, что дьявол появится в виде большого черного пса.
Черные собаки с огненными глазами встречаются по всей Латинской Америке от Мексики до Аргентины под разными именами, включая Perro Negro (черный пёс по испански), Науаль (Мексика), Huay Chivo и Huay Pek (Мексика) – альтернативно пишется Uay / Way / Ваай Чиво / Пек, Кадехо (Центральная Америка), собака Фамильяр (Аргентина) и Лобизон (Парагвай и Аргентина). Обычно говорят, что они являются воплощениями дьявола или колдуна, изменяющего форму.
Легенда о маленькой черной собаке сохранилась в Меридене, штат Коннектикут, с 19-го века. Говорят, что эта собака часто посещает Висячие холмы: ряд горных хребтов и ущелий, которые служат популярной зоной отдыха. Первый нелокальный отчет поступил от У. Х. С. Пичона в The Connecticut Quarterly, в котором она описана как предзнаменование смерти. Говорят, что «если вы однажды встретите Черную Собаку, это будет к радости; если дважды, то это будет к печали; а третий раз принесет смерть».
История черной собаки из Новой Англии происходит из юго-восточного Массачусетса в районе, известном под названием «Треугольник Бриджуотер». По сообщениям, в середине 1970-х город Абингтон терроризировал большой черный пёс, вызвавший панику. Местный пожарный видел, как он напал на пони. Сначала местная полиция безуспешно искала его, но, в конце концов, полицейский заметил собаку, идущую по железнодорожным путям, и выстрелил в нее. По-видимому, пули не оказали никакого влияния на животное, и оно отошло, после чего его больше никто никогда не видел.
Gallytrot (или Galleytrot) Северной Англии и Саффолка – большая белая собака с темным или неопределенным контуром, преследует любого, кто убегает от нее.
В ночь 4 августа 1577 года над деревенькой Блитбург графства Суффолк разразилась страшная гроза. Жители сбежались в церковь, прося защиты у Бога. Священник молился о милости к прихожанам, как вдруг раздался страшный удар грома, двери распахнулись, и в церковь ворвался огромный черный пес с горящими красным огнем глазами. Он кинулся в толпу, убил нескольких прихожан и выбежал прочь. Едва он покинул церковь, крыша провалилась, погребая под собою людей. Спаслись немногие, но потом дождь потушил пожар. Утром люди увидели: на дверях церкви остались следы огромных когтей.
В ту же ночь адский пес напал на прихожан в церкви города Банги. Там он убил двоих: мальчика и мужчину. Причем мужчина умер от одного только его взгляда – высох до состояния мумии. Так Черный Шак впервые появился среди людей. Считается, что имя Шак произошло от древнесаксонского «scucca» – демон.
В конце XIX века рыбаки подобрали у побережья Грейт Ярмута мальчика-подростка. Он рассказал, что на него напал огромный черный пес, и ничего не оставалось, как броситься в воду и спасаться вплавь.
О появлении Черного Шака рассказывают в Англии, начиная с XVI века, и до наших дней. Его описывали многие фольклористы, священнослужители и даже историки. Преподобный Авраам Флеминг посвятил ему в 1577 году целую брошюру. Часто Черный Шак является среди ночи одиноким путникам. Сначала раздается звук тяжело ступающих лап, затем уже появляется пес. Возникает из пустоты. Абсолютно черный, с горящими красными глазами, огромный, похожий на волка.
Черный Шак нападает редко – обычно он просто смотрит на человека, погружая его в ужас. И путник либо умирает от страха, либо с ним вскоре случается беда.
Черный пес – демон есть в легендах многих народов – например, у народа манси. И везде он предвещает беду либо убивает. Но никто и никогда не видел, чтобы Черный Шак нападал на женщин. Наоборот, с ними пес выступает в роли защитника. Он провожает одиноких женщин, спасает заблудившихся ночью, и даже расправляется с их обидчиками. Черный Шак считается спутником ведьм, он сам является, чтобы указать женщине на ее ведовские способности.
Согласно сказаниям, эти существа из другого мира обладают такой силой, скоростью и чутьём, что скрыться от них не под силу никакому смертному. В то же время, подобные псы не убийцы, посланные терроризировать человечество, их миссия – иная. «Адские гончие», по легенде, охраняют вход в Царство мёртвых или какое-то особо ценное сокровище, являются проводниками заблудших душ, предвестниками смерти и болезни, а иногда упоминаются и в качестве вполне мирных помощников, сторожащих покой одиноких женщин на пути домой.
Внешние особенности фольклорных британских чёрных псов хотя и различаются по регионам, имеют между собой нечто общее. Такая «гончая» всегда превосходит размером обычную собаку, в некоторых легендах утверждается, что адское создание может быть величиной с лошадь или медведя. Мех – всегда угольно-чёрного цвета, а глаза сверкают зелёными или красными огоньками.
Порой существ описывали как безголовых, а иногда – как обладателей сразу нескольких голов. Встретить пса можно только в тёмное время суток, так как он – порождение ночи. Приближение собаки можно было угадать по серному запаху, или заметив выжженную землю в том месте, где следы человека переплелись с отпечатками лап. В некоторых случаях «гончим» приписывали способность превращаться в другое животное или даже человека.
Чёрных псов привлекал запах смерти: именно поэтому их появление ассоциировалось с предвестием кончины. Если некто увидел «гончую» один раз, то уже готовился проститься с жизнью в ближайший год, если же встреч было три, то это точно знаменовало очень скорую смерть.
В различных регионах по всей Британии существовали легенды о своих чёрных псах. Самым известным из них был Чёрный Шак, которого частенько видели в Норфолке, Эссексе и Суффолке. Этот пёс, имя которого может происходить либо от староанглийского «scucca» (демон), либо от «shucky» (лохматый), нагонял ужас на местное население, преимущественно деревенское, во второй половине 16-го века.
Появление Шака было реально задокументировано. В 1577 году он во время сильной грозы якобы ворвался в церковь Святой Троицы в Блитбурге, загрыз мужчину и ребёнка, после чего обрушил шпиль на крыше и скрылся. Очевидцы утверждали, что на полу, возле двери, остались дьявольские отметины от когтей чудища. Вообще, чёрным псам приписывали способность проворачивать различные манипуляции с огнём, например, выжигать землю или вызывать огненный столб.
Аналогичный случай произошёл в тот же день позднее в деревне Бангей, также во время воскресной службы. По воспоминания очевидца, чёрный пёс или «дьявол в подобной личине» забежал в церковь, перегрыз шеи двум молившимся и тут же скрылся.
В то же время, хотя Шака и считали в Средние века злобным духом и предвестником беды, болезни и смерти, ближе к 20-му веку его образ становится более дружелюбным. В различных источниках всё чаще появляются упоминания о том, что чёрный пёс не раз помогал потерявшимся путникам отыскать дорогу или сопровождал одиноких женщин, выступая в качестве охранника.
Несмотря на то, что подобные легенды о страшных существах в большинстве своём являются обычными мрачными сказками или же искажённой версией реальных событий, количество свидетельств от тех, кому довелось видеть нечто, что было похоже на «адскую гончую» действительно впечатляет. Британский исследователь и фотограф Ник Стоун отметил на карте места, где, согласно архивам, наблюдали того самого чёрного пса: ему удалось отыскать около 500 таких упоминаний, большинство из которых относятся именно к Великобритании. Если верить карте Стоуна, наиболее часто «гончие» показывались на востоке острова.
В мае 2014 года во время раскопок на территории бывшего аббатства Лестон в Суффолке археологи обнаружили останки гигантской собаки, которую тут же связали с легендой о Чёрном Шаке, так как, по подсчётам специалистов, животное весило порядка 100 кг, а его рост мог достигать 2 метров в стойке на задних лапах. Образ чёрного пса, знаменующего смерть тому, кто его увидел, и зловещего чудища, охотящегося на людей, активно фигурирует в культуре: например, в книгах о Гарри Поттере, «Благих намерениях» Пратчетта и Геймана, «Докторе Фаустусе» Томаса Манна или «Перси Джексоне» Рика Риордана; компьютерных играх, таких, как Call of Duty, Final Fantasy и «Герои меча и магии».
|