Magnus Fragor

Главная » Статьи » Загадки Вселенной

Алхимия, или как найти философский камень

Современная наука достигла небывалых высот, но у ее триумфа есть обратная сторона: мы утратили интерес и вкус ко многим видам «ненаучного» знания, составлявшим на протяжении веков важную часть европейской культуры. Мы решили отчасти загладить эту несправедливость и рассказать немного об алхимии, которая к химии современной почти никакого отношения не имеет, зато крепко связана с историей религии, литературы, живописи, музыки и много чего еще.

Алхимия – наука, которая своими корнями уходит глубь веков. Благодаря кино-индустрии, в нашем воображении возникает сгорбленный чудаковатый старик, который постоянно бормочет что-то себе под нос, смешивая различные микстуры, порошки, кислоты и другое в попытке вывести формулу философского камня. Существует ли, на самом деле философский камень? Классическая наука ответила отрицательно, но … Алхимия ревностно хранит свои тайны, оберегая их от случайных прохожих, которые готовы пожертвовать всем в обмен на знаменитый философский камень. Чем он так привлекает к себе?

С его помощью можно добиться тех вещей, которые не возможны для обычных людей. Самые известные из фактов, которые ему приписывают: способность превращать любой металл в золото, возможность владельцу получить бессмертие. Этого хватало для того, чтобы не один алхимик поплатился жизнью за похвалу в изобретении философского камня. У многих людей того времени возникало желание как можно на дольше отложить встречу с Творцом, чтобы вычитаться за собственные поступки на грешной земле.

А все началось в древнем Египте примерно в 3-4 веке. При раскопках египетских пирамид, найденные папирусы, в которых описывалось алхимия. А основателем алхимии считается Гермес Трисмегист. Именно через его имя алхимию стали называть герметической наукой. По преданию он написал более двадцати тысяч трактатов связанных с алхимией. К сожалению, все они затерялись на протяжении веков и найти оригиналы не является возможным. Стоит добавить, что подделками произведений Гермеса достаточно успешно торговали в средневековье. О Трисмегиста остались лишь упоминания в греческих историков. Именно на его авторитет склоняются древние алхимики.

Притом таинственной фигуры Гермеса Трисмегиста есть немало исторических персонажей, которые известны многими великими открытиями, и только узкий круг людей знает, что их изобретения являются результатом экспериментов по поиску философского камня. Можно вспомнить Гераклита, Платона, Аристотеля и многие другие ученые. Например, Демокрит издал несколько книг, в которых подробно описывал варианты превращения разных металлов в серебро и золото. Он был посвящен в тайны египетской алхимии. Но из-за большого количества желающих использовать алхимию как средство для самореализации и беззаботной жизни, алхимики шифровали свои тексты. Иногда они делали это с таким успехом, что многие современные шифровальщиков не могут расшифровать их работы. Хотя в случае успеха вряд ли они афишируют это на весь мир.

Далее алхимию ждет упадок, который продолжался до восьмого века. После того как арабы завоевали Александрию, она превратилась в столицу алхимии. Здесь арабские алхимики сделали множество научных открытий. В городе открылись новые библиотеки, университеты, читальни, изучалась медицина, астрономия, математика, и конечно алхимия. Здесь работал известный арабский химик Гебер. В своих произведениях он объяснял структуру металлов, их взаимодействии и возможность их превращения в серебро и золото.

С тринадцатого века в Европе растет популярность алхимии. Церковь, а также короли всячески поддерживают алхимиков, обеспечивая всем необходимым, в надежде получить заветный философский камень, и получить большие прибыли. Хотя достоверных доказательств об успехах в создании камня не было, но слухи постоянно путешествовали тавернами по всей Европе. Это вынуждало увеличивать расходы на исследования в попытке получить камень, в свою очередь породило невиданный расцвет науки. Сделано большое количество полезных открытий, исследованы серные, соляные и другие кислоты, и описаны их взаимодействие с нитратами.

В середине семнадцатого века большинство классических ученых подвергли сокрушительной критике алхимию, назвав ее приверженцев шарлатанами, порочащие настоящую науку, в надежде быстро разбогатеть. На первый план выходит химия, а ее пращур алхимия постепенно отходит в прошлое.

Этимология слова «алхимия» в точности не известна: если «аль» – это арабский артикль, то корень «химия» может быть связан либо с самоназванием Египта «Кем» («Черная земля»), либо с греческим «хюма» или «хюмос», то есть «сок», «сплав», «литье». Алхимия и химия на протяжении долгого времени представляли собой единое целое, как астрология и астрономия, но со временем произошло их размежевание.

Алхимия появляется в эпоху поздней античности в Александрии, которая тогда была научным, интеллектуальным центром. Алхимия объединяла, с одной стороны, различные технохимические операции, а с другой – всевозможные верования, легенды, философские системы, которые набирались и из греческой философии, и из иудаизма, и из зороастризма, и из христианства: среди авторов ранних алхимических трактатов можно встретить, например, ветхозаветных пророков, Гермеса Трисмегиста, различных персидских магов или даже Иисуса Христа.

Основателем алхимии считается Зосима из Панополиса, живший в IV веке н. э. и создавший «Химический свод» из 28 томов, в которых он описывает различные стадии химических процессов. Он выделяет четыре таких стадии («тетрасомата»), отличая их по цветам: белый, желтый, черный, красный. Скорее всего, он же ввел идею медиатора, который позволяет превращать неблагородные металлы в благородные: главная движущая сила алхимии состояла в создании искусственного золота и искусственного серебра.

Основная тема алхимии – это трансмутация, то есть преобразование «низших» веществ в «высшие». Предполагалось, что семи планетам соответствует семь металлов, расположенных в определенной иерархии: самое высшее – золото, далее следует серебро, олово и т. п., в зависимости от связи металлов с планетами. Алхимики считали, что эти металлы в своем естественном состоянии эволюционируют до золота: поскольку природа живая и стремится к совершенству, то и металлы тоже стремятся к совершенству, но в обычных условиях на это у них уходят миллионы лет. Алхимик же в своей лаборатории моделирует те процессы, которые происходят в природе естественным путем, иными словами – выступает в роли творца. Неслучайно алхимик Джабир ибн Хайян, который в Европе был известен как Гебер, использует понятие «двух творений»: первое – это бог, который творит мир, а второе – это алхимик, который творит в своей лаборатории.

Поначалу алхимики занимались процессами превращения веществ в золото, но впоследствии, прежде всего в арабских странах, укрепляется понимание о некоем посреднике, который позволяет ускорить процесс превращения веществ в золотые: в дальнейшем в Европе такой посредник получил название философского камня.

Алхимики опирались на теории Аристотеля, согласно которым существует четыре первостихии: земля, вода, огонь и воздух. Между ними распределены четыре качества: горячее, холодное, влажное, сухое, то есть каждое из веществ обладает двумя из этих качеств. Кроме того, существует еще первоматерия, или «квинта эссенция» – пятая сущность, которая представляет собой очищенную от всех качеств субстанцию. По мнению Аристотеля и тех, кто опирался на его идеи, эти элементы естественным образом могут переходить друг в друга.

Со временем в арабских странах сформировалась так называемая ртутно-серная теория, которая еще больше усложнила и без того непростую алхимическую теорию. Здесь имеются в виду не физические вещества, а философская ртуть и философская сера. Они соотносятся друг с другом как мужское и женское начало: сера связана с горючестью, а ртуть связана с металличностью; в сере находятся огонь и земля, а в ртути вода и воздух. Таким образом, все первоэлементы с точки зрения алхимии сводятся к двум элементам, ртути и сере. Соответственно, металлы отличаются друг от друга соотношениями ртути и серы, и алхимик может их превращать друг в друга.

Классическое оформление алхимия получает в Средние века в Европе, и тогда же укрепляется понятие философского камня. Что представляет собой философский камень? Это не камень в обычном смысле слова: чаще всего он описывается как некий порошок, твердый и плотный, который не горит при очень высоких температурах и обладает сильными трансмутационными свойствами. Если крупицу такого порошка добавить в миллион крупиц расплавленной ртути, то вся эта ртуть превратится в золото.

Но с точки зрения алхимиков философский камень обладал и более важными свойствами: он предотвращал развитие болезней, возвращал молодость, улучшал память и интеллект, духовные качества человека. Таким образом, философский камень воздействовал на все стороны человеческой жизни. Разумеется, алхимики изо всех сил стремились получить такой порошок.

Сам процесс получения философского камня и его применения называля «великое делание», «opus magnum». Великое делание проходило в лаборатории в течение длительного времени. Это был долгий, затратный, энергоемкий процесс: человек должен был полностью посвятить себя этому занятию. Начало работы обычно совпадало с началом астрологического года, то есть днем весеннего равноденствия. Существовало три стадии алхимического процесса: нигредо, альбедо и рубедо, то есть чернение, беление и краснение – по цветам, которые получало вещество в результате определенных алхимических операций.

Беление, например, означало, что такой продукт может превращать любые сплавы в серебро; если же идти дальше, то на стадии рубедо получался собственно философский камень, который мог превращать все остальное в золото. Разумеется, особенности процедуры хранились в тайне, поскольку ставки были слишком высоки, и алхимики делали все возможное, чтобы не дать обывателю познакомиться c ними: именно поэтому в алхимии столько криптограмм и тайных символов.

Можно ли создать искусственное золото? С учетом того, какими в те времена были представления о химии и какие способы определения состава веществ были доступны, довольно сложно сказать, действительно ли у алхимиков получалось золото: скорее всего, в подавляющем большинстве случаев под полученным золотом понимали амальгамы, то есть сплавы золота с другими металлами. Разумеется, существовали легенды об успешных алхимиках, которые в конечном счете получали настоящий философский камень. Очень часто встречается сюжет о скептически настроенном ученом, который не признает алхимию, но меняет свое отношение к ней после того, как к нему приходит незнакомец с крупицей некоего вещества: проведя соответствующие опыты и убедившись в том, что это вещество в самом деле может превращать расплав в золото, такой ученый становится верным адептом алхимии и распространяет это знание дальше.

Периодическая таблица Менделеева показывает, что в переходы элементов друг в друга возможны, но для этого следует приложить очень большие усилия. В 40-е годы XX века был произведен эксперимент по добыче золота: группа американских ученых бомбардировала нейтронами изотопы ртути. До поры до времени из этих изотопов ртути получались неустойчивые сочетания золота, которые по истечении нескольких часов снова превращались в ртуть, но однажды им удалось получить изотоп золота 197, который оказался устойчивым. Таким образом, золото действительно было получено, и после этого на бирже поднялась настоящая паника, но ученые указали на то, что это слишком дорогостоящая процедура, и добывать золото таким образом нет смысла: из 100 мг ртути было получено около 30 мкг золота. Сейчас это золото хранится в чикагском Музее науки и промышленности.

Алхимия подарила нам очень много полезных в народном хозяйстве веществ. В своей погоне за золотом алхимики открыли, например, азотную кислоту, цинк, фосфор, серную кислоту, барий, глауберову соль и множество других соединений – а баня-пароварка, которая использовалась в герметических процедурах, до сих пор встречается на кухнях.

Кроме того, алхимия пригодилась в понимании психологического состояния человека. Карл Густав Юнг изучал различные эзотерические дисциплины, включая алхимию, и с помощью алхимии объяснял те процессы, которые происходят в человеческой душе, стремящейся к самопознанию, к самости. Соединение в алхимическом тигле сознательной и бессознательной частей психики, по его мнению, это все равно что соединение мужского и женского начал, которое способствует появлению философского камня: в конечном счете это приводило, как он полагал, к душевному оздоровлению, к просветленному состоянию индивида. Таким образом, Юнг использовал алхимию как язык описания наших психологических процессов.

Так что даже если алхимики и не одарили мир искусственным золотом, они тем не менее произвели очень много интересных, ярких метафор и символов, которые обогатили мировую культуру, литературу, живопись и понимание того, как устроена человеческая душа.

Обычно слово «алхимия» воспринимается как обозначение тайного магического искусства, владеющий которым может превратить любой металл в золото, а заодно стать бессмертным. Правда, для многих ученых алхимия скорее ассоциируется с гравюрой-пародией Питера Брейгеля. Столь односторонний взгляд на алхимию связан с тем, что ее обычно рассматривают с позиций современной химии – типичной науки из поля естествознания, и считают дискредитированной шарлатанами предшественницей настоящей химии, этакой «недохимией».

Алхимию нередко называют «детством» химии – периодом, когда отсутствие подлинно научных знаний искатели «волшебных эликсиров» заменяли туманными заклинаниями и другими мистическими приемами. Историки науки вежливо хвалят алхимиков лишь за побочные продукты многовековых бессмысленных поисков «философского камня». Это богатые экспериментальные разработки, создание лабораторного оборудования, методов синтеза и переработки веществ. Регулярно делаются попытки перевода древних зашифрованных рецептов на современный язык формул и уравнений химических реакций.

Подобный узкий, сугубо вещественный подход позволяет гордиться достижениями современной, «научной» химии. И это вполне справедливо. Отделение самой материальной из наук – химии – от присущего алхимикам мистицизма позволило добиться невероятных успехов в изучении вещества. Но при этом произошли и потери, о значении которых мы сейчас только начинаем догадываться.

Потери эти не являются именно химическими, они общие для всей современной науки. Важнейшая из них – потеря целостности восприятия мира, ощущения взаимосвязи происходящего в лабораторной установке со всем миром веществ и организмов. В науке возникло множество узких и глубоких специализаций, ученые с трудом понимают своих коллег даже из близких областей и соседних лабораторий. Химики синтезируют множество не существовавших в природе веществ, очень нужных для «цивилизации» и «прогресса», но очень вредных для самих людей. Самое известное следствие этого – экологический кризис. Одна из главных причин химического загрязнения природы – отсутствие у ученых «чувства вещества», того резонанса исследователя и предмета исследования, при котором человек ощущает вещество «изнутри». Возможно, что это почти утерянное чувство было основой «Великого Делания» настоящих алхимиков.

Взгляды ученых XXI века на алхимию во многом сохраняют подход первого представителя современного естествознания, исследовавшего ее историю – Пьера Эжена Марселена Бертло (1827-1907). Широко образованный человек, известный химик, бывший в то же время министром народного образования и изящных искусств, затем министром иностранных дел Франции (а с 1876 года – членом-корреспондентом Петербургской АН), он смотрел на историю химии глазами естествоиспытателя конца XIX века. Классическая книга Бертло «Начала алхимии» вышла в 1885 году.

Это было время торжества рационального взгляда на мир, время великих научных открытий и веры во всемогущество естественных наук – математики, физики, химии, биологии.

Научным и единственно правильным в конце XIX века считался только такой способ познания мира, при котором результаты не зависели от личности ученого и имели измеримое материальное выражение (например, открытие новых химических элементов, создание электродинамики). Бурно прогрессирующая химия стала тогда одним из главных орудий человека в преобразовании и покорении природы. Сам Бертло, блестящий химик-синтетик, впервые получивший множество органических соединений из исходных неорганических веществ, а также первый синтетический жир, был абсолютно уверен, что развитие химии принесет счастье человечеству. Вряд ли он мог предполагать, что в начале XXI века лучшей рекламой пищевых продуктов и косметических средств будет надпись «без химических добавок».

В результате исторического анализа Бертло из трудов алхимиков были отсеяны магические и мистические наслоения и извлечены «истинно научные» знания о свойствах веществ. Например, Бертло легко «расшифровал» самый популярный из герметических текстов – «Изумрудную скрижаль» (лат. «Tabulae Smaragdinae») следующим образом: «Гермесу приписывают одну из главных аксиом алхимиков: «Если вы не лишите тела их телесного состояния и если вы не превратите в тела бестелесные вещества, вы не получите то, что вы ожидаете»; это значит: если вы не лишите металлы их металлического состояния (окислением, растворением и т.п.) и если вы не получите металлы из неметаллических веществ и т.п.»

Трактовка Бертло – узко-химическая. В 1885 году, когда он писал свою книгу «Начала алхимии», он не знал о сложном строении атома. С точки зрения науки начала XXI века аксиому алхимиков можно толковать и как получение из вещества плазмы (ионизированные атомы), и как ядерный распад и ядерный синтез. А можно пойти еще дальше и предположить, что речь идет о разложении нуклонов на кварки. И ничто не запрещает нам пользоваться более модным термином современной физики – «Физическим вакуумом»... Но «химико-металлическая» трактовка остается самой понятной и потому считается самой научной. Подобное сужение восприятия алхимических текстов позволяет современным химикам свысока глядеть на «златоделателей».

Сам термин «алхимия» имеет арабское происхождение, как многие другие знакомые химикам слова (алкоголь, нафта, нитрум, эликсир (ал-иксир) и т.д.). Средневековые европейские ученые получили древние химические знания в переводе с арабского. В простиравшейся от Инда до Пиреней арабской империи в VIII-IX вв. происходило то, что можно сравнить с более поздним европейским Возрождением XVI в. Начали усиленно развиваться науки и искусства. Арабы активно собирали знания греков, персов и индусов; к 900 г. все важнейшие сохранившиеся книги древности были переведены на арабский язык.

Высшие школы были основаны в Багдаде, Самарканде, Кордове, Севилье, Гренаде. Возродилась и получила дальнейшее развитие алхимия, известная до этого как тайное искусство египетских жрецов и затем греческих ученых из храма Сераписа в Александрии. По-видимому, основной теоретической базой арабской алхимии оказалась астрология; в результате начала преобладать магическая «теория» превращений веществ. Основным центром арабской алхимии стала Кордова (современная Испания); в библиотеке кордовского халифа Абд-аль-Рахмана-Шах-Насира было 400 тыс. книг.

Наиболее известные ученые арабского мира – Джабир-ибн-Хайян (лат. Гебер) (VIII-IX вв.), алхимик, получивший нашатырный спирт, растворы серной и азотной кислот; Абу Бакр Мухаммед ибн Закарийа ар-Рази, сокращенное имя Абу-ар-Рази или Ар-Рази (лат. Разес) (865-925 гг.), создавший первую подробную классификацию веществ и лабораторного оборудования; Абу али Ибн Сина (лат. Авиценна) (ок. 980-1037), великий врач и энциклопедист; Ибн-Рушд (лат. Аверроэс) (1126-1198), философ, учение которого влияло на европейское естествознание до XVII века.

Несмотря на то, что большинство работ Джабира-ибн-Хайяна сейчас известны только в более поздних переводах, именно ему можно приписать чрезвычайно важную для алхимиков теорию «стихий-качеств» или «двух принципов». Согласно этой теории, все металлы состоят из двух начал, двух принципов – серы и ртути. Эти начала не соответствуют известным элементам (Hg и S). Ртуть – женское начало, символизирует металлические свойства и обусловливает блеск, ковкость и гибкость металлов. Сера – мужское начало, указывает на степень воспламеняемости и цвет. Известные металлы отличаются друг от друга только соотношением принципов ртути и серы.

В приписываемой Джабиру книге «Сумма тайных совершенств» написано: «Солнце (золото) составлено из весьма утонченной ртути и небольшого количества очень чистой, ясной, гомогенизированной серы с красноватым отливом.» Из идеи двух начал следует, что металлы способны к взаимному превращению (трансмутации) – нужно только изменить в них соотношение принципов серы и ртути. Последователь Джабира Ар-Рази вводит еще одно начало или принцип – соль, или мышьяк. Принцип «соль» – не составляющая металлов, а описание способа слияния принципов серы и ртути.

Подобная «теория строения» кажется современным химикам не только антинаучной, но и просто смешной. Однако вполне современная (1964 г.) теория строения вещества – кварковая – предполагает, что все элементарные частицы построены из «цветных», «странных», «очарованных» кварков, соединяющихся благодаря наличию специального «принципа взаимодействия» – глюонов.

Если кварковая модель физики XX века считается научной, то более раннюю (и менее совершенную) модель «трех принципов» тоже следует считать не заблуждением, а по крайней мере этапом развития науки о веществе.

Интересные факты об алхимии

Сегодня мы решили сделать подборочку о таинственной науке алхимии. Как известно, человека всегда привлекает все неизвестное и непознанное. Вот и нас не обошла сия участь. Много тайн и загадок связано с предком современной химии. Интересно, а что, если и вправду кому-то из древних алхимиков удалось изобрести философский камень, а мы об этом просто не знаем…

1. Начнем, пожалуй, с того, что женщины к алхимическому искусству не допускались. Упоминаний про женщин-алхимиков вы не найдете. Но при этом, первым известным ученым-алхимиком стала женщина, которую звали Мария! Она жила около 200 года нашей эры и занималась тем, что нагревала различные химические элементы и занималась изучением их свойств. Многими ее открытиями ученые пользуются до сих пор.

2. Алхимия является основательницей таких современных наук, как минералогия и, собственно, сама химия. Средневековые ученые пытались найти философский камень, чтобы обрести бессмертие и богатство, а для этого им приходилось работать со многими веществами и проводить с ними различные манипуляции. Все это приводило к новым открытиям.

3. Есть сведения, что Исаак Ньютон питал к алхимии большую страсть и увлекался различными оккультными науками. Некоторые биографы даже предполагают, что вовсе не официальная наука была смыслом существования этого, несомненно, выдающегося ученого.

4. Представьте себе, алхимия пришла в Европу намного позже, чем в Египет, Китай, Индию и другие страны. Хотя именно европейские алхимические опыты и учения возникают в нашей голове при упоминании алхимии.

5. Европейские средневековые алхимики изначально во всем полагались на труды арабских и древнегреческих специалистов. Это, конечно же, привело к появлению новых слов и терминов в европейских языках. Вот вам два примера: «алкоголь», «эликсир».

6. А сейчас вашему вниманию будет представлена сложная логическая цепочка! Представьте себе, что древнеарабские алхимики при написании своих трудов пользовались древнегреческими псевдонимами, так как греки тогда были наиболее авторитетны в этой науке. А средневековые европейские ученые изначально пользовались арабскими псевдонимами, так как в Средние века восточные источники были более авторитетными.

7. Философия алхимии в Средние века строилась на учении о четырех стихиях, из которых состоит все сущее: огне, воде, земле и воздухе. Несколько позже к этому списку был добавлен эфир (чистая энергия).

8. Один ученый и по совместительству монах XIII века Роджер Бэкон хорошо разбирался в медицине и лингвистике. Он же настаивал, как это ни странно, на включении в программу средневекового университета алхимии. Так что можно сказать, что он стал практически родоначальником реального «Хогвартса». Кстати, интересно, что люди его знали, в основном, как великого мага и алхимика, а не как ученого-лингвиста. По легенде, он даже создал бюст из бронзы, который был способен отвечать на любой вопрос.

9. Основой алхимии все равно являются металлы, их характеристики, особенности, методы обработки и плавления. Интересно, что еще до того, как в Европу пришла алхимия, местные ученые уже обладали большинством знаний и имели достаточно большой опыт в металлургии.

10. Алхимики были настоящими параноиками и записывали свои тексты при помощи различных крайне секретных символов.

11. А сейчас мы узреем крайне странный факт. Представляете, один алхимик описывал вот такой рецепт. Он говорил, что «Испанское золото» можно приготовить из уксуса, красной меди, человеческой крови и порошка василиска! Жжжуть! При этом самое грустное, что процесс добычи василиска он тоже описывал! Для этого всего-то надо было спарить двух петухов и отдать полученное яйцо жабе для высиживания…

12. Один монах под именем Жан де Рокетайлад мечтал найти средство от всех болезней и назвать его «Живая вода». И в какой-то момент он стал утверждать, что ему это удалось, но, к сожалению, никаких свидетельств этому не сохранилось. Зато известно, что своими страшными пророчествами он довел до нервного срыва сразу двух пап Римских, за что провел практически всю оставшуюся жизнь в тюрьме.

13. В 1317 году папа Иоанн XXII запретил алхимиками даже упоминать вслух возможность превращения металлов в золото, а в 1403 году английский король Генрих IV вообще запретил идею о трансмутации металлов, при этом алхимией можно было заниматься только имея специальную лицензию.

14. А вы знали, что в том случае, если алхимик в Англии был пойман на том, что осуществлял свою деятельность без лицензии, то на него надевали мишуру и казнили, используя позолоченный эшафот. Ну не ирония, а?

15. Между прочим, английские литераторы почему-то алхимиков не любили. Это можно легко заметить в произведениях Данте и Чосера. Они считали их лжецами и мошенниками, запудривающими окружающим мозги.

16. Кстати, алхимики решили, что термин «алхимия» должен быть более многозначным, поэтому в Оксфордском словаре английских слов у данного термина появились и такие значения, как «обманчивый ум», «поверхностный обман».

17. Один датский дворянин по имени Тихо Браге был довольно известным астрономом и внес большой вклад в развитие данной науки, но помимо этого он был еще и алхимиком. Интересно, что в волосах, бороде и бровях современные ученые обнаружили очень большое количество золотых элементов, превышающее наше почти в 100 раз!!!

18. XVIII век стал началом конца алхимии как науки. Ее объявили уделом психопатов и шарлатанов.

19. Итальянский аристократ XV века по имени Бернар Тревизан потратил все состояние своей семьи на свои алхимические опыты, начав заниматься этой наукой в четырнадцатилетнем возрасте.

20. Про знаменитого Николаса Фламеля доподлинно известно только то, что он был книготорговцем в XIV веке. Про то, был ли он алхимиком или нет, информация отсутствует.

21. Шотландский король Джеймс IV хорошо относился к алхимикам и построил в своем личном замке лабораторию для одного из них. Этого алхимика звали Джон Дамиан. Король разрешил проводить тому опыты в королевском замке. Этот человек занимался изучением аэродинамики и авиации. В какой-то момент он решил полетать с одной, видимо, очень привлекательной для него скалы. Интересно, что при этом он сломал только свое бедро, что лишь укрепило веру короля в сверхспособности алхимика.

22. У королевы Елизаветы I был советник Джон Ли. Он являлся специалистом в криптографии, математике, алхимии. Увлекался оккультными науками, создавал гороскопы. Говорят, что свои последние годы он провел в попытках взаимодействия с ангелами, чтобы выучить универсальный язык мироздания.

23. Раньше считалось модным и крутым пользоваться услугами частных алхимиков. А особенно успешные деятели этой странной науки были личными консультантами королевской семьи.

24. Алхимию называли «благородным искусством» из-за ее стремления превратить что-то не очень ценное в наиценнейшее.

25. Алхимия всегда была неразрывно связана с мистическими, оккультными и религиозными практиками, поэтому, иногда, алхимики считались чуть ли не сверхлюдьми, имеющими доступ ко всем тайнам мироздания. Они искали философский камень не только с целью получить бессмертие и богатство, но и для того, чтобы получить идеальный проводник для общения с высшими силами.

26. Для женщин наличие в стране алхимиков было несомненным плюсом, так как те создавали парфюмерию и косметические средства.

27. Алхимики, для того чтобы популяризировать свою науку, сравнивали собственную деятельность с деяниями Иисуса Христа. Они утверждали, что преобразуют одни элементы в другие, как Христос превращал грешников в святых.

Красильщики луны, философы огня: 10 мифов об алхимии

Алхимиков называли красильщиками луны и философами огня, их боготворили, боялись и завидовали им, а их загадочные трактаты по сей день поражают сложностью, продуманностью и красотой образов – уже одно это говорит о том, что речь идет отнюдь не о простом шарлатанстве. Итак, разоблачаем десять главных мифов об алхимии, которая была скорее искусством, чем наукой.

1. Алхимия – лженаука, а главной целью ее наивных адептов было создание золота в целях личного обогащения

Алхимия с точки зрения современного человека – недохимия, возникшая в темные времена из-за нехватки научных знаний и точных методов. Однако это примитивный и в корне неверный взгляд на вещи: на самом деле речь идет о серьезной духовной практике, целью которой было внутреннее преображение человека, а не добыча материальных благ. На язык просится вульгарное слово «самосовершенствование», давно лишившееся всякого смысла, но адепты-алхимики именно что совершенствовали себя, пытаясь с помощью сложных операций и медитаций приблизиться к Богу и познанию тайн мира, а отнюдь не разбогатеть или сделать шажок по карьерной лестнице (хотя с карьерой у многих из них все было в порядке). Создание золота для настоящего алхимика самоцелью быть не может – это всего лишь малая часть большого целого, побочный продукт многолетних духовных упражнений, молитв и медитаций, а алхимические операции – своего рода символический язык, позволяющий воссоздать в лаборатории то, что происходило с миром, когда Бог создавал его из хаоса. С помощью ремесленного усердия и аскезы алхимики стремились вернуться в состояние, предшествовавшее грехопадению Адама и Евы, и вновь обрести утраченный Золотой век, то есть, по сути, достичь бессмертия. Звучит амбициозно, но не так уж бессмысленно, если вспомнить, например, на что мы с вами ежедневно тратим немало времени в так называемых социальных сетях. Кстати, знаменитый философский камень алхимики, конечно, тоже искали и возлагали на него немало надежд. В «Книге о Святой Троице», безымянном алхимическом трактате XV века, сказано: «Философский камень, если положить его на ладонь, становится невидимым. Если же зашить его в тонкое белье, плотно обтягивающее тело, чтобы камень лучше согревался, то можно будет как угодно высоко подняться в воздух. Чтобы спуститься, надо лишь слегка ослабить прилегание белья к телу». Надо думать, со старением и смертью такая штука тоже справилась бы весьма неплохо. Ну и, конечно, алхимию не случайно называют именно искусством – в этом легко убедиться, полистав практически любой алхимический трактат: «Чтобы приготовить эликсир мудрецов, или философский камень, возьми, сын мой, философской ртути и накаливай, пока она не превратится в зеленого льва. После этого прокаливай сильнее, и она превратится в красного льва. Дигерируй этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют реторту своим темным покрывалом, и ты найдешь внутри нее истинного дракона, потому что он пожирает свой хвост. Возьми этого черного дракона, разотри на камне и прикоснись к нему раскаленным углем. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведет зеленого льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, мой сын, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови». Разумеется, непосвященному разобраться в таком сложном символическом тексте было практически не под силу: требовался сведущий наставник и годы учения.

2. Алхимия – сугубо европейский феномен, ведь не индийцы и не индейцы же ее придумали

Алхимия расцвела в Александрии, а ее изобретение приписывалось богу Гермесу Трисмегисту, автору «Изумрудной скрижали», в которой сообщается приблизительно следующее: «То, что внизу, подобно тому, что вверху, а то, что вверху, подобно тому, что внизу. И все это только для того, чтобы совершить чудо одного-единственного» (и так далее, причем чем дальше, тем увлекательнее – всячески рекомендуем выходивший на русском языке и очень компетентно подготовленный сборник «Высокий герметизм»). Большинство исследователей сходятся во мнении, что этот текст и другие трактаты так называемого «герметического корпуса» были написаны александрийскими адептами в IV веке на греческом языке. Из Александрии алхимия проникла в Византийскую империю, а средневековый Запад узнал о ней благодаря захватившим Египет арабам: труды мусульманских алхимиков начали переводиться на латынь уже в X веке, да и само слово «алхимия», судя по всему, арабского происхождения (хотя на этот счет есть и другие мнения). Одним словом, алхимическое искусство так или иначе возникло на перекрестке восточной и западной культур. Отдельно отметим, что в Китае была своя отдельная алхимическая традиция с даосизмом, энергией Ци и т. п. – почитать о ней можно, например, в работах синолога и буддолога Евгения Торчинова, там довольно много интересного.

3. Алхимией занимались только в Средние века: пока вокруг бушевала чума, а инквизиторы жгли ведьм, докторы Фаусты, не знавшие таблицы Менделеева, колдовали в своих мрачных каморках

О ранней истории алхимии мы коротко сказали выше, однако и после Средневековья она по-прежнему прекрасно себя чувствовала. Знаменитый швейцарский алхимик Парацельс (настоящее его имя было смешное: Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм) – человек эпохи Ренессанса, а в эту эпоху алхимическое искусство расцвело с новой силой, поскольку в культурный оборот было введено огромное множество прежде недоступных европейцам текстов (например, сочинений Платона и Плотина они прежде по сути в глаза не видели). Алхимической символикой и идеями пронизано искусство эпохи барокко (на эту тему можно почитать, например, что-нибудь о барочной эмблематике), и даже Исаак Ньютон (1642–1727) посвятил алхимии около тридцати лет своей жизни (правда, его современники об этом понятия не имели: ни одной соответствующей работы Ньютон так и не опубликовал, а огромный архив его рукописей религиозного и алхимического содержания обнаружили только в тридцатых годах прошлого века), но и он, конечно, был далеко не последним.

4. У истоков алхимии стояли белые гетеросексуальные мужчины – ну а кто еще?

Ничего подобного: одним из первых алхимиков (если не первым) была Мария Пророчица, которая жила не то в I, не то в III в. н. э. О ней упоминает в своих трудах другой алхимик и по совместительству христианский гностик IV века Зосим Панополит, но дошедшие до нас сведения о ней мягко говоря не самые точные: один византийский историк VIII века сообщает, что Мария обучала Демокрита во времена Перикла – ну да, конечно (арабы вообще называли ее «дочерью Платона», но, видимо, в переносном алхимическом смысле). Не исключено, что именно Мария основала александрийскую алхимическую школу. Труды ее канули в Лету, сохранились только разрозненные цитаты в текстах других авторов, из которых следует, что она придумала ряд алхимических процессов и аппаратов, в том числе хорошо всем известную водяную баню – один автор XIV века даже называет ее «баней Марии». Память людская коротка, и мы часто понятия не имеем, кто придумал ту или иную полезную вещь, и особенно постыдно это в случае незаурядной женщины, которая умела делать золото из корня мандрагоры.

5. Алхимики были маргиналами, колдунами, сатанистами и безбожниками

Отнюдь. Первый великий западный алхимик, монах Герберт, в 999 году стал папой римским, приняв имя Сильвестра II. Алхимией занимались как крупные церковные сановники, так и представители рядового духовенства, во многих монастырях устраивались лаборатории прямо в кельях. Алхимиками были самый знаменитый мусульманский врач Средневековья Авиценна, знатный итальянец Бернар Тревизан, маркграф Тревизанский, представитель крупной французской буржуазии Жан де ла Фонтен. Или, скажем, легендарный Николя Фламель – он был незнатного происхождения, но отщепенцем его тоже не назовешь. Более того, алхимию невозможно назвать даже предшественницей более позднего вольнодумства: практиковавшие ее люди отличались крайней набожностью и нередко носили церковный сан – они стремились как можно глубже проникнуть в божественный замысел, а не списать его со счетов.

6. Алхимия – предшественница химии: алхимики занимались ерундой, но заодно проложили дорогу настоящей науке, плоды которой мы сегодня пожинаем, засоряя мировой океан миллионами тонн пластика

Современные историки науки убедительно доказывают, что различия между алхимией и химией были настолько радикальными, что говорить о какой-либо преемственности между ними сложно. Это два разных мира: если химия стремится к содержательным результатам, то алхимия доискивалась первопричин и не была квазинаукой, поскольку результаты ее не обрабатывались математически. Алхимическое Великое Деланье, как называли свой труд сами адепты, похоже скорее на священный акт, и его уместнее сравнивать с церковной мессой, чем с работой в современной химической лаборатории. По сути, речь идет о двух совершенно несовместимых взглядах на мир. Впрочем, это не отменяет того факта, что именно алхимики мимоходом открыли кучу важных веществ – мышьяк, соляную кислоту, сурьму и т. д. Вадим Рабинович в известной книге «Алхимия как феномен средневековой культуры» писал: «Всмотримся пристальней: алхимический инструментарий – колбы, бани, печи, горелки; специально изготовленные вещества для химических взаимодействий; обработка веществ – растворение, фильтрация, перегонка. Не химия ли это? Может быть, и химия. Но какая-то дремучая, неудобная, когда ртуть и сера – это не только вещества, но и бесплотные принципы; когда газ – это не только нечто воздухоподобное, но и некий дух, таинственный, потусторонний. Верно: отдельные практические достижения алхимиков (разделение, осаждение, очистка веществ, установление их свойств) можно „экстрагировать“ из эпохи и как бы включить в предысторию нынешней химии. Так, впрочем, и поступают иные историки науки, но тогда многое остается в „маточном растворе“ алхимии».

7. Лаборатория алхимика представляла собой безумное нагромождение всевозможных сообщающихся сосудов, инструментов, зеркал, реагентов, гримуаров и сушеных лягушачьих лапок

Нет, лаборатории у адептов этого высокого искусства были относительно простыми и напоминали скорее мастерскую ремесленника, чем жуть из дешевого современного фильма – такое, впрочем, тоже встречалось, но только у профанов, не знавших, как подступиться к делу, но мечтавших поскорее заполучить гору дармового золота. Настоящие алхимики называли таких людей «суфлерами» и дико презирали. Специалист по средневековой алхимии Серж Ютен пишет: «Лаборатории встречались повсюду: как в замках и дворцах, так и в домах простых горожан и даже жалких хижинах, в церковных приходах и монастырях, в городе и деревне. Лаборатория, как правило, была тесной и темной и в обязательном порядке имела трубу или дымоход для отвода выделявшихся газов и дыма. Нередко это была подземная конура, но могли использоваться и старая кухня, и даже специально обустроенная комната, занимавшая (что случалось редко) целый этаж».

8. Со времен победного шествия прогресса алхимией интересуются разве что фрики или изготовители худших образчиков масскульта вроде дешевого фэнтези

Конечно же нет: алхимия – почтенная традиция, основанная на сложных духовных практиках, и в свое время ей уделяли немало внимания такие разные люди, как, скажем, психоаналитик Карл Густав Юнг, автор книги «Психология и алхимия» (о научной состоятельности его сомнительных разработок мы оставляем судить специалистам, но сам факт примечательный); Антонен Арто, писатель, поэт, драматург, актер, теоретик «театра жестокости» и т.д. (в статье «Алхимический театр» он писал: «Между принципами театра и первоосновами алхимии существует загадочное тождество сущности. Дело в том, что театр, как и алхимия, если рассматривать его принципы и тайные пружины, покоится на нескольких основаниях, остающихся одними и теми же для всех искусств, – основаниях, которые в области духа и воображения направлены на достижение той же эффективности, что в области реального позволяет действительно делать золото»); алхимические мотивы можно обнаружить в творчестве писателей-романтиков – например, у Эдгара Аллана По и Жерара де Нерваля, а также у более поздних литераторов вроде Артюра Рембо.

9. Трансмутация, то есть превращение свинца в золото, невозможна. Вы что, физику не учили в школе?

Ничего подобного, в современном исследовательском ядерном центре вполне можно превратить свинец в золото. Другое дело, что золото это будет немыслимо дорогим, а для разложения ядерной структуры вещества потребуется колоссальный источник энергии – и что, и зачем? Конечно, это нереально было проделать в Средние века ремесленными методами: если бы алхимику удалось осуществить такую операцию, скажем, с помощью молнии, то он сразу получил бы смертельную дозу радиации, и не видать ему тогда Золотого века, как своих ушей. Но, повторимся, трансмутация была скорее символом того, что все в мире взаимосвязано и превращается друг в друга. То, что из всего корпуса алхимических текстов современная культура усвоила только «волшебное превращение» в дорогой металл, больше говорит о наших современниках, чем об алхимиках.

10. Алхимия осталась в прошлом, в наше время алхимиков не бывает

Еще как бывают – хотя и специфические. Известный поэт и переводчик Евгений Головин не только писал стихи про эсэсовцев и встречался с кикиморой, но и считал себя алхимиком в полном смысле этого слова, хотя и не закупался, насколько нам известно, реагентами, пробирками и спиртовками. Зато он неоднократно выступал с лекциями на разные алхимические темы: понять из них что-либо практически невозможно, но смотреть их, слушать и читать все равно очень интересно. Правила жизни простого средневекового алхимика (из трактата De alchimia святого Альберта Великого, XIII век): «Алхимик должен обитать вдали от людей, в собственном доме, в котором должны быть две или три комнаты, предназначенные исключительно для занятий сублимацией, растворением и дистилляцией. Алхимик должен быть молчаливым и скромным. Он не должен никому открывать результаты своих операций. Он должен жить в уединении, вдали от людей. Он должен выбирать для своих операций подходящее время – иначе говоря, ему следует удостовериться, благоприятно ли расположение звезд на небе. Он должен быть терпеливым и упорным. Он должен действовать сообразно правилам: растирание, сублимация, фиксация, кальцинация, растворение, дистилляция и коагуляция. Он должен использовать в своей работе только сосуды из стекла и керамики, покрытой глазурью. Он должен быть достаточно богатым, дабы иметь возможность покрывать расходы, связанные с проведением работ. И, наконец, он должен избегать всяческих контактов с князьями и правителями».

Категория: Загадки Вселенной | Добавил: laf2304 (25.11.2022)
Просмотров: 171 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [285]
Природа [295]
Общество [298]
Технологии [284]
Загадки Вселенной [330]
Разное [245]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz