Мара – это богиня славянского пантеона символизирует смерть и зимнюю стужу. Образ Мораны не однозначен. Она стоит на страже миров Яви и Нави, встречает души умерших на калиновом мосту у реки смородины.
Богиня Мара у славян строга и принципиальна, она не прощает измены, обратившийся к ней за помощью и не сдержавший своё слово будет наказан.
Славянская богиня Мара (Морена, подательница смерти) принадлежит к первому поколению богов. По одной версии она является сестрой Лады и Лели (Живы) и создана из искр образовавшихся от удара молота Сварогова по священному камню алатырь. Все 3 имели равную мощь и дополняли друг друга, управляя разными сторонами бытия.
По второй версии Мара – это дочь кащея, властвовавшего в темном царстве. Не смотря на отсутствие уверенности в ее происхождении, одно остается не изменно – богиня смерти прекрасна. Ее красота холодна и чиста.
По легендам дошедшим до наших дней, Мара является покровительницей колдовства и магии. Она является в конце жизни, во время предначертанное судьбой, и забирает в свое царство.
Также славянская богиня помогает перейти младенцам с мира Нави в мир Яви. Совместно с Правдой является образом справедливого правосудия.
В разных источниках (разных народов) Мару описывают как Богиню смерти. Часть источников связывают ее со злом и безысходностью. Часть говорит о великом предначертании «без смерти не будет новой жизни». Неоспорим и тот факт, что Мара находится над понятиями добра и зла и выполняет работу, доставшуюся ей от сотворения котрую определил Сварог.
В славянской мифологии у Мары было много детей, каждый из которого имел свою сферу влияния: голод, разруху, мор (морок), болезни, смерть.
Описание и изображение Мары имеют свои особенности. Богиня смерти у славян – прекрасна. Ее изображали в виде молодой девушки с белой кожей в нарядных белоснежных одеяниях с ярко черными длинными волосами свободно развевающимися по плечам – это образ молодой богини в начале зимы.
Изображение в виде старухи в износившейся одежде и с косой на плече, также соответствует Маре, но символизирует окончание зимы.
Богине смерти подвластно движение времени, не только в рамках одного индивида, но и в глобальных масштабах. Забрать жизнь может как у смертных, так и у бессмертных существ, также в ее власти даровать новую жить.
Перед смертью люди часто получают предупреждение о ее приближении. В преданиях славян освещен такой аспект. Встретить своего двойника или женщину с длинными черными волосами считалось признаком скорого конца. Посылая такие знаки богиня смерти давала время подготовиться к переходу в загробный мир.
Кроме власти над продолжительностью жизни Морена обладала колоссальной магической силой и часто практиковала ее, как в мире Яви, так и Нави, совместно со своей подругой Ягой.
Одним из проявления ее силы считаются сновидения, через которые люди получают предупреждения и советы. Другой вопрос в том, что не каждый умеет правильно толковать увиденное.
Мара хранит равновесие в мире совместно с Чернобогом. Несмотря на фатальность ее предназначения для каждого ныне живущего, нельзя назвать ее злом.
Марена – одна из важнейших персон славянского пантеона богов, относящаяся к Ясунам. Однако в ее родословной разобраться не просто – мифология полна хитросплетений.
Первая гласит, что отцом Мары был Бог Сварог, матерью – Богиня Лада. По легенде Лада очень хотела детей и обратилась за помощью к Макоши. Та сказала ей съесть чудесную рыбу и выбросить косточки на лугу, где пасется небесная корова Земун. После того, как все было сделано, Лада забеременела и в положенный срок родила трех дочерей – Лелю, Живу и Мару.
Имя Богини родственно словам «мор», «мрак», «морок», «марево», «смерть». Супругов у Марены было много, один из наиболее известных – Кощей. По преданию, она явилась к нему, чтобы спасти трех девиц из плена. Однако темное Божество потребовало, чтобы Мара осталась вместо них. Тогда она хитростью заставила Кощея жениться на себе, а через некоторое время опоила его и сбежала. В этом союзе родилось 12 дочерей-недугов, а также 2 сына – Род и Вышень.
Позже девушка вышла замуж за свою настоящую любовь – Даждьбога. Она долго добивалась его благосклонности, но после создания семьи обрести счастье у них не получилось. Причина была в недоверии Даждьбога своей супруге. В этом браке появился сын – Богумир. Была Морена также женой Велеса и родила от него 5 детей.
По второй версии отцом Мары являлся Кощей, которого приравнивали к Чернобогу.
По третьей – Марена, Леля и Жива были созданы из искр, образовавшихся, когда Сварог ударил своим молотом по священному камню Алатырь.
Марена – божество-пряха. Она использует для рукоделия нити судьбы. С их помощью Богиня управляет жизнями – ведет в нужном направлении, а когда приходит время умирать – обрезает. Причем под ее влиянием находятся не только смертные. Мара может не только отнять жизнь, но и даровать бессмертие. Легенда гласит, что именно таким образом она обеспечила своему сыну Богумиру долгую жизнь.
Согласно преданиям, владения Богини Смерти находятся за Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем. Ее Ледяные Чертоги расположены на крайнем севере Мидгард-Земли. Когда Мара приходит туда, природа отправляется на покой, засыпая на 3 месяца.
В отличие от Чернобога, Морена не является пленницей Нави и может спокойно пересекать границу миров. Также Мара дает наставления ступившим на Золотой Путь. Именно она на основании духовной и мирской жизни определяет, в какой мир отправится человек – в Навь или в Славь. Среди людей Богиня появляется редко. Однако на земле всегда есть ее приспешники – мары (моры), которые являются духами ночи и болезней. Каждое утро Богиня Смерти пытается погубить Солнце, но всегда отступает перед его мощью и красотой.
Упоминания о Морене часто встречаются в сказках. Это:
• Моргана из легенд о короле Артуре;
• «злая девка Маринка», искушающая богатыря Добрыню;
• знаменитая Снежная Королева;
• подруга Бабы Яги;
• жена Кощея.
Также существуют предания, по которым она являлась хранительницей многих магических предметов – шапки-невидимки, живой и мертвой воды, молодильных яблок.
Славянская Богиня Смерти меняет свой облик в зависимости от времени года. В конце осени, она – молодая прекрасная девушка с бледной кожей и длинными черными волосами, которые красиво переливаются и искрятся в свете Луны. В этот период Мара носит одежду белого либо лазурного цвета. Однако к концу зимы она превращается в невыносимую ворчливую старуху, одетую в черные лохмотья.
Состарившаяся Морена не готова уходить и освобождать место Весне, поэтому она прибегает к различным хитростям и уловкам, чтобы холода длились как можно дольше.
Символы и знаки:
• Серп, обрезающий нити жизни, означает не только смертность, но и плодородие.
• Кубок (Чаша), выполненный из человеческого черепа является испытанием – считается, что тот, кто выпьет из него, никогда не сможет покинуть царство Богини.
• Груды разбитых черепов призваны нагонять страх и вызывать трепет, ведь кажется, что в них затаилась сама Смерть.
• Черная Луна – отражение угасания и тоски, однако она способна перерождаться, это происходит циклично – так и Зима уступает место Весне.
Самый известный знак Мары – Зимний Косой крест. Он представляет собой пересечение двух линий, возле концов которых есть небольшие штрихи. Это означает остановку, заморозку: линии креста не могут продолжаться в бесконечность. Оберег с таким изображением призван защищать от бед и вселять в человека уверенность.
Еще одним знаком Богини Смерти считаются волны – поток замерзшей воды. Они являются своеобразным мостом между мирами мертвых и живых. Знак часто используют люди, связанные с магией.
Весьма распространен и символ Зимы, состоящий из 2-х треугольников, касающихся вершинами. Он называется Вий и призван напоминать о неизбежности смерти.
Существует амулет Мары – равносторонний крест, вершины которого оканчиваются мини-крестами. Это символ 4-х сторон света, 4-х стихий, 4-х времен года. Основное его значение – равновесие. Амулет с таким знаком предназначен сохранять жизненные силы владельца и сглаживать крайности в поведении и чертах характера.
Атрибуты:
• Природные явления – зима, Черная Луна.
• Животное – черный лебедь.
• Растение – ель.
• Треба – мед, цветы и красные напитки, символизирующие кровь.
В качестве покровительницы Марену часто выбирают Ведающие – те, кто так или иначе хотят прикоснуться к тайнам мира Нави. Однако и любой другой может сделать ее своим защитником. Особенно она подойдет тем, кто обладает предприимчивостью, целеустремленностью, богатым воображением, стремится познавать новое, не обделен гордостью и бесцеремонностью.
Обычно такие люди совершают в жизни много ошибок из-за того, что им сложно брать во внимание чьи-то чувства, кроме своих – они убеждены, что все делают правильно. Поэтому отношения с окружающими не ладятся.
Морена поможет укротить нрав, научиться на ошибках, найти способ самовыражаться без вреда для себя и близких. Ведь она сама не до конца смогла избавиться от черного колдовства из-за гордости.
По преданию, ее и сестер украл Скипер-Змей – посланник Хаоса. Девушек заколдовали и превратили в чудовищ, служивших похитителю. Когда Перун, Велес, Стрибог и Хорс освободили пленниц, их расколдовали. Однако Мара не пожелала расстаться с обретенными силами, и ее сердце осталось темным.
Древние славяне не страшились смерти, и зима их тоже не пугала. Наоборот, они верили, что после сна, в который погружается природа на время зимы, наступит весна и принесет обновление, подарит плодородие и цветение. Прекрасную девушку Марену ждали, и в ее честь были названы дни со 2-го по 24-е ноября. Этот период считался временем прихода холодов и наступлением зимы. После него праздновали 2-е февраля – Громницу, то есть день встречи Богини Зимы и Богини Весны.
На Громницу уже начинали прощаться с Марой: девушки пели заклички для Лели, а парни затевали игры-зимоборы, символизирующие противостояние сестер. Однако в большей степени торжество было посвящено Перуну, потому что верили: огнем он помогает наступить весне.
Еще один день Богини Зимы – 1 марта. В эту дату Марену чествуют перед тем, как она соберется уступить место Леле. Последний раз вспоминают о Маре в день весеннего равноденствия – 20-22 марта. Считается, что именно в это время сестры окончательно сменяют друг друга, и наступает весна.
В прощальный праздник славяне устанавливали деревянное или соломенное изображение Богини Смерти, которое обкладывали камнями. Перед идолом размещали крупный камень либо деревянную дощечку – алтарь. К нему приносили дары: цветы, ягоды, плоды, а в период эпидемий даже кровавые жертвы (убивали только животных). После окончания праздника, алтарь разбирали, а фигуру Мары сжигали или сбрасывали в реку. Обряд сжигания чучела Мары с приходом христианства стали проводить на Масленицу.
Конечно, Марена у славян, прежде всего, олицетворяла смерть. Однако к ней обращались за помощью не только, когда кто-либо умирал. Ее также просили о милости в случае возникновения эпидемий или, когда предстояла битва. Она была не столько ночным кошмаром, сколько воплощением судьбы.
Славянская мифология наравне с божественным пантеоном других народностей воспевает положительных и отрицательных персонажей. Языческие кумиры вызывали трепет у наших предков. Поклонение им сопровождалось жертвоприношениями. Богине смерти древние славяне преподносили лучшее из того, что имели, чтобы защитить близких.
Мара упоминалась в сказаниях под именами Морена или Морана. Главным атрибутом богини считался серп. Им жались человеческие жизни. Черная Луна и черепа присутствовали на изображениях персонажа. По утрам Мара покушалась на солнце, но лучи светила прогоняли ее. Мара олицетворяла смерть, зиму, ночь, связанные с угасанием жизненного огня, негативными символами, злом и тьмой. Сопровождая переход в мир мертвых, она также присутствовала при обряде вызова дождя и смене сезонов, ведущей к увяданию живого.
Дочь Лады и Сварога, Морена меняла облик в соответствии со временем года, представая то прелестной девушкой, то невыносимой старухой. Престарелая поклонница зимы не хотела уступать место цветущей весне и прибегала к хитрым уловкам, чтобы продлить холода. Обряд сжигания Масленицы произошел из этого поверья. Люди прогоняли Мару, призывая тепло и солнце.
Имя героини – производное от слова «мор». Древние славяне связывали ее появление со смертью людей и животных. Забирая души смертных, она позволяла переродиться и появиться на Земле вновь. Легенды модифицировались со временем, и магия богини стала забываться. Зато страх перед смертью, заложенный на уровне инстинкта, остался.
Славянские легенды не дают характеристики Мары. Несмотря на смену облика, она не демонстрировала приверженность темной или светлой стороне бытия. Славяне боялись богиню, потому что считали угрозой для жизни. Она забирала жизнь и дарила вновь. Мара обладала волшебными способностями. Ей было подвластно время. Смерть и жизнь людей и богов были в ее руках. Чтобы угодить Маре, люди носили оберег, вышивая его на одежде или вырезая из подручных материалов. Богиня обладала способностью изменения мира, но не на постоянной основе.
Интересные факты:
• По весне Мара слабеет, так как защищаемые ею ночь и зима идут на спад. Холод сменяется теплом. Мару называют одноглазой кикиморой, намекая на то, что от нее почти ничего не осталось и пора убираться восвояси. Былины гласят, что Мару сделал одноглазой Ярило, вздернув богиню на вилах. Покровитель солнца прогонял соперницу, давая путь новой жизни.
• Наши предки верили, что в праздник Мары богиня проводит их по Калиновому мосту, соединяющему мир Яви и Нави. Под мостом бежит река Смородина. Переправа соединяет жизнь и смерть, зиму и весну. Древние славяне в этот день сжигали чучело, прогоняя заморозки. Праздник Мары стали звать Масленицей лишь с момента принятия православия.
Белокожая черноглазая красавица или ужасная дряхлая старуха? Мару, Морену или Моржану древние славяне представляли по-разному. Одни почитали ее, как богиню плодородия. Морене поклонялись перед началом сезонных аграрных работ, чтобы урожай был богатым. Другие боялись ее, как повелительницу смерти.
Мара или Морена отвечала именно за смену времен, появлялась в самые важные, переломные моменты для человека: в полночь мира, в полночь года. Считалась богиней-пряхой: ткала нити человеческой судьбы и в любой момент могла их перепутать, выронить, обрезать своим серпом. Поэтому она и богиня жатвы, а серп – один из ее символов.
Легенда гласит: изначально Мара была светлым божеством, одной из трех дочерей Сварога. Однажды сестер похитил Скипер-Змей, посланник Хаоса, и превратил их в страшных чудовищ. Богинь удалось спасти, но только Мара так и осталась с заколдованным темным сердцем. Ее стихия – мрак и холод. В свои права Морена вступает на пороге зимы – 25 ноября. В этот день было запрещено приносить какие-либо жертвы богам, ведь все забирала бы Мара. Чтобы спастись от смерти в зимнюю стужу, славяне проводили огненные обряды.
Чтобы оградить себя от Морены и показать ей, что ее никто не боится, предки славян собирались всем миром и шли в самое гиблое место – на лесное болото. Люди верили, что именно здесь собирается всякая нечисть. Приходили на болото с зажженными факелами и тушили их в трясине. Тот, кто участвовал в обряде, мог быть спокоен этой зимой: богиня смерти его точно не тронет.
По весне Мару спешили прогнать совсем. По одной из версий, именно ее чучело славяне символически сжигали на Масленицу. Кстати, в древнегреческой мифологии есть своя Морена – жена бога смерти Аида, Персефона. Как и в славянской легенде, Персефона оказывается заложницей темных сил. Из подземного царства мертвых Аид отпускал ее на две трети года. В это время на земле все цвело и зеленело.
Надеясь на воскрешение из мертвых, древние греки изображали на гробницах Персефону. И как бы не называли богиню смерти разные народы, везде ее не только боятся, но и уважают. Ведь Морена отвечает за равновесие в миропорядке.
Буддийский злой дух Мара славен тем, что искушал в своё время самого Будду Гаутаму, пытаясь совратить с пути. И поныне искушает он людей, неся гибель их духу и деланию, ввергая в круг бесконечных перерождений – соблазнами, видениями и мороками, тем, что временно. Он склоняет людей подчиниться своим страстям, подчиниться сиюминутному, тому, о чем люди думают, что оно у них есть в том, что они принимают за реальный мир. Мороками морочит он людей, оморочивает, помрачает рассудок и зрение и наконец ввергает в земную мороку и маету. Во власти Марены мороки.
Марена как госпожа Зимы воплощала в себе идею смерти, из которой родится новая жизнь. Она – это тот покой, тот сон, в который погружается каждый год природа с тем, чтобы потом от этого сна пробудиться для нового цветения, нового рождения, новой жизни. Она – Тьма и Тайна, из которой новая жизнь явится на свет, явится в воплощенный мир. К свету тянется росток, но даст его зерно во тьме земли. Тьма материнского чрева и подземного мира, из которой всё приходит и в которую все уходит.
Тьма Марены – Тьма непостижимого, непонятного для обусловленного ума. Она олицетворяет собой Тайну (хотя это Тайны), которая во все времена и во всех краях пугала и пугает людей, которая скрывается за маетой мира, за которую люди не хотят заглянуть. Стоит ли удивляться, что она же, смерть, разрушает плен мороков и почитается как мать прозрения?
Говорят, когда человек замерзает до смерти, он сначала чувствует холод, а потом словно засыпает. Что может быть лучше такой покойной смерти? Сил шевелиться все равно нет, даже если никакие волки и не бродят поблизости. Говорят еще, что перед смертью у человека перед глазами проносится вся жизнь… Ну, вся не вся, а что-то очень ярко вспоминается. И ты понимаешь, что зря рассорился много лет назад со своим самым верным другом; что-то, из-за чего вы поссорились, яйца выеденного не стоит, а дружба ваша погибла; ты даже понимаешь, как можно было бы сейчас помириться… А еще ты понимаешь, что всю жизнь ты прожил в плену чужих мнений, чужих идей и чужих желаний – и не сделал за всю жизнь ничего, что позволило бы тебе искренне сказать: "Да, не зря родился". Искренне сказать это самому, а не повторить чужое мнение. Или вот еще одну вещь ты понял: есть ведь люди, которые от тебя зависят, твои коллеги или сотрудники. И то, как ты порой гнешь шею перед высоким начальством, жестоко бьет по тем… за кого ты отвечаешь. И главный ужас: как же мало ты говорил своей спутнице слов любви! Как же это исправить?!
Близкая смерть – она отрезвляет. Смерть наступившая отрезвляет еще больше. Они убивают неважное.
Древние славяне Марену никогда не славили – ее чтили. Никто в здравом уме не искал преждевременной встречи с ней, но зиму и ее владычицу каждый год с почетом встречали в конце осени и провожали в начале весны (на масленицу). Смерть была частью жизни, необходимой частью: она уносила прочь все лишнее и уже отжившее.
Хорошей иллюстрацией роли Мары в жизни славян могут служить слова, с которыми к ней обращались во время обрядов: Дары Мары – это Дары Смерти – потери и расставания. Они уносят отжившее, освобождают наши руки и наши глаза (а в пределе, после пришествия смерти – слияния с Марой – и нас самих), учат смотреть вглубь. И ежегодные праздники, посвященные Марене – это не только повод погулять и отметить наступление очередного сезона в природе, но и повод вспомнить о том, что важно.
|