Пан – древнегреческий бог пастушества и скотоводства, плодородия и дикой природы, культ которого имеет аркадийское происхождение.
Во многих преданиях внешность этого божества немного напоминает человеческую. От людей пану достались мускулистый торс и голова с длинными волосами и густой бородой. От пояса и ниже его тело покрыто жёсткой шерстью, ноги заканчиваются раздвоенными копытами, а сзади болтается хвост. Нередко на голове у него можно увидеть прямые рожки и эльфийские уши. Иными словами он похож на типичного сатира.
Пан – очень древнее греческое божество, преимущественно почитавшееся в Аркадии. Он – бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов и охранитель стад; на его обязанности лежит забота о них и об их размножении. Он явился на свет с рогами, козлиными ногами и большой бородой и считается сыном Гермеса, этого посланника богов и посредника, а потому и, естественно, отца божества полуживотного облика, переходного от высших богов к низшим. У римлян Пан назывался Фавном.
Рождение такого странного сына произвело очень неприятное впечатление на его мать, дочь героя Дриопа, да и боги Олимпа, которым Гермес показал Пана, встретили его появление всеобщим смехом. В одном из гомерических гимнов это происшествие рассказывается следующим образом: «Гермес отправился в Аркадию пасти стада простого смертного, потому что там жила прекрасная нимфа, дочь Дриопа, покорившая сердце хитроумного бога. От этого союза родился странный ребенок с козлиными ногами, с густой бородой и с челом, украшенным двумя рогами. Мать, объятая ужасом при виде такого страшилища, убежала, покинув сына на произвол судьбы, но Гермес, нисколько не смущаясь его странным видом, взял его на руки, и, гордый и радостный, отнес его на Олимп, где показал его всему собранию богов. Все бессмертные развеселились при виде такого уродца и назвали его Паном».
В Лувре находится прекрасная античная статуя Пана, в которой с большим мастерством подчеркнуты все животные черты, характеризующие это божество. Иногда, впрочем, его изображают с человеческими ногами, а на некоторых монетах он является даже в образе юноши, но при нем всегда его отличительные признаки – пастушья палка и пастушья свирель. Древние писатели изображали его всегда стариком и поразительно некрасивым.
Пан недолго оставался на Олимпе. Он любит больше всего лес, горы и поля; он то пробирается сквозь чащу лесов, то карабкается на недоступные скалы и оттуда наблюдает за стадами или же рыскает по горам и перескакивает через пропасти; он вечно в движении, и даже вечером, утомленный своими дневными странствованиями, он не может спокойно отдохнуть, а играет на свирели, и ее нежные звуки привлекают прекрасных нимф, которые приходят плясать на траве под эти звуки. И Пан не может усидеть, он появляется среди них и носится в дикой пляске, пугая нимф своими прыжками.
Все нимфы смеялись над уродливым Паном, и он решил никогда никого не любить. Но жестокий Амур, с которым он однажды попробовал бороться, ранил его сердце, зажег в нем неугасающую любовь к нимфам, и бедный Пан постоянно страдал по какой-нибудь из них.
Однажды встретил он целомудренную нимфу Сирингу единственной страстью которой была охота. Пан тотчас же воспылал к ней любовью, но жестокая нимфа не только не захотела слушать его признаний, а бросилась еще бежать от него. Преследуемая Паном, она добежала до реки Ладона, у речного бога которой она стала просить защиты, и тот превратил ее в тростник.
Огорченный Пан вырезал несколько тростников различной величины, связал их и стал извлекать из них нежные, жалобные звуки, трогающие даже сердца жестоких нимф. Таким образом была изобретена пастушья свирель, и Амур, желая утешить огорченного Пана, предсказал ему, что его игра будет привлекать к нему всех красавиц-нимф.
Предсказание коварного бога любви исполнилось. Нимфы, едва заслышав свирель, сбегались и плясали вокруг уродливого бога. Пан скоро позабыл свою любовную неудачу; ему вновь понравилась нимфа Питис, которую восхищала его музыка. Но эту нимфу любил холодный и страшный Борей (северный ветер); увидав свою возлюбленную, увлеченную игрой другого бога, он воспылал ревностью и принялся дуть с такою силой, что бедная Питис, не устояв на ногах, упала в пропасть и разбилась. Боги, тронутые ее горестной судьбой, превратили ее в сосну, и с тех пор это дерево посвящено Пану, которого иногда изображают с венком из сосновых веток на голове.
Так же несчастливо окончилась попытка союза Пана с нимфой Эхо, превратившейся в скалу: от нее остался только ее голос.
Пан, как символ темноты, нагоняет на людей страх; он также не любит, когда его покой тревожат шумом, – тогда раздается его грозный голос, нагоняя страх на всех. Он приводит в ужас путников своим внезапным появлением на дороге перед ними. Из-за него люди часто испытывали ничем не объяснимый «панический» страх.
Вообще, всякий испуг или страх, являющийся без основательных причин, приписывался влиянию Пана, и паническим страхом объясняли также внезапное бегство с полей битв. Так, например, афиняне верили, что они только при помощи Пана победили многочисленных персов, бежавших с поля сражения при Марафоне. Они в благодарность за это посвятили Пану священное место, поставили там много его статуй и учредили в честь его праздник с жертвоприношениями и шествиями.
Культ его, как покровителя и охранителя домашних животных, относится к самому древнейшему варварскому периоду. Примитивные статуи Пана были снабжены очень реальным символом бога, заботящегося о размножении и увеличении стада – фаллосом. Но в те отдаленные времена такой реализм не считался безнравственным. Зато когда стада не размножались, пастухи осыпали изображение нерадивого божества ударами розог.
Пан считался также богом света, шумной музыки и шумного веселья. Только впоследствии, под влиянием орфической поэзии, он является олицетворением вселенной, а его свирель о семи трубках изображала гармонию вселенной.
В царствование императора Тиберия, как рассказывает предание, раздался однажды с острова Паксос громкий горестный крик: «Великий Пан умер, умер великий Пан!», и с тех пор никто не слыхал ничего больше о боге Пане.
Греческий бог лесов, полей, мелкого рогатого скота и пастухов горной страны Аркадии. "Всеобщий Пан" ("Божество всего") – греческое слово pan означает "все" – распространяется на все сущее. Отсюда – понятие "паника" (панический страх).
Он представлялся косматым и козлоногим, с козлиными рогами и хвостом, олицетворением жизни в горных пещерах и на пастбищах. Рога означали лучи солнца агрессивную силу, ноги, покрытые волосами – жизненность основных сил, землю, кустарник.
Бог Пан, хотя и являлся одним из древнейших богов Греции, имел в гомеровскую эпоху и позже, вплоть до II в. до н.э., мало значения. Уже то, что бог Пан изображался как получеловек – полукозел (пережиток тотемизма), указывает на древность этого бога. Первоначально Пан – бог леса, бог пастухов, охранитель стад. Даже в Аркадии и в Аргосе, где Пана больше чтили, его не включали в числа богов-олимпийцев. Но постепенно бог Пан утрачивает свой первоначальный характер и становится богом-покровителем всей природы.
Среди свиты Диониса часто можно было видеть и бога Пана. Когда родился великий Пан, то мать его нимфа Дриопа, взглянув на сына, в ужасе обратилась в бегство. Он родился с козлиными ногами и рогами и с длинной бородой. Но отец его, Гермес, обрадовался рождению сына, он взял его на руки и отнес на светлый Олимп к богам. Все боги громко радовались рождению Пана и смеялись, глядя на него.
Бог Пан не остался жить с богами на Олимпе. Он ушел в тенистые леса, в горы. Там пасет он стада, играя на звучной свирели. Лишь только услышат нимфы чудные звуки свирели Пана, как толпами спешат они к нему, окружают его, и вскоре веселый хоровод движется по зеленой уединенной долине, под звуки музыки Пана.
Пан и сам любит принимать участие в танцах нимф. Когда Пан развеселится, тогда веселый шум поднимается в лесах по склонам гор. Весело резвятся нимфы и сатиры вместе с шумливым козлоногим Паном. Когда же наступает жаркий полдень, Пан удаляется в густую чащу леса или в прохладный грот и там отдыхает. Опасно беспокоить тогда Пана; он вспыльчив, он может в гневе послать тяжелый давящий сон, он может, неожиданно появившись, испугать потревожившего его путника. Наконец, может он наслать и панический страх, такой ужас, когда человек опрометью бросается бежать, не разбирая дороги, через леса, через горы, по краю пропастей, не замечая, что бегство ежеминутно грозит ему гибелью.
Случалось, что Пан целому войску внушал подобный страх, и оно обращалось в неудержимое бегство. Не следует раздражать Пана – когда вспылит, он грозен. Но если Пан не гневается, то милостив он и добродушен. Много благ посылает он пастухам. Бережет и холит стада греков великий Пан, веселый участник плясок неистовых менад, частый спутник бога вина Диониса (Бахуса).
Пан гордился своей игрой на свирели. Однажды вызвал он самого Аполлона на состязание. Это было на склонах горы Тмола. Судьей был бог этой горы. В пурпурном плаще, с золотой кифарой в руках и в лавровом венке явился Аполлон на состязание. Пан первый начал состязание. Раздались простые звуки его пастушеской свирели, нежно неслись они по склонам Тмола.
Кончил Пан. Когда замолкли отзвуки его свирели, Аполлон ударил по золотым струнам своей кифары. Полились величественные звуки божественной музыки. Все стоявшие кругом, как зачарованные, слушали музыку Аполлона. Торжественно гремели золотые струны кифары, вся природа погрузилась в глубокое молчание, и среди тишины широкой волной лилась мелодия, полная дивной красоты.
Кончил Аполлон; замерли последние звуки его кифары. Бог горы Тмола присудил Аполлону победу. Все славили великого бога-кифареда. Только один Мидас не восторгался игрой Аполлона, а хвалил простую игру Пана.
Разгневался Аполлон, схватил Мидаса за уши и вытянул их. С тех пор у Мидаса ослиные уши, которые он старательно прячет под большим тюрбаном. А опечаленный Пан, побежденный Аполлоном, удалился глубже в чащу лесов; часто раздаются там полные грусти, нежные звуки его свирели, и с любовью внимают им юные нимфы.
Рогатый, козлоногий бог имел внешность непривычную взору, но работа у него была нужная и полезная. А люди – как люди (особенно в те далёкие времена): что им непривычно и непонятно, то и страшно.
Что такое страх, известно всем. Панический страх – тоже знакомое чувство. А вот откуда у страха взялся эпитет «панический», наверное, не каждый задумывался. Оказалось, не без участия древнего бога порой нападает на нас панический страх.
Пан часто сопровождал Диониса в его похождениях и деяниях. Но жить на Олимпе он не стал, а ушёл в горы Аркадии. Там в тенистых благодатных лесах он пас стада, играл на свирели и веселился.
Аркадия – гористая область древней Греции, немногочисленное население которой занималось пастушеством. Эта местность стала пристанищем Пана, нимф, дриад и прочих духов, воплощающих природу.
Жизнь в Аркадии протекала беззаботно и весело. Прекрасные нимфы и распутные сатиры под чарующие звуки свирели без устали танцевали и веселились, наслаждаясь беззаботной жизнью. В жаркий полдень уставший Пан отдыхал, а вместе с ним и всё вокруг. В это время пастухи остерегались нарушать покой бога, чтобы не рассердить его. Разгневавшись, Пан может наслать на них тяжёлый сон или напугать так, что человек впадёт в панический страх и будет бежать, куда глаза гладят, не разбирая дороги, пока не упадёт с обрыва или не заблудится в дремучих лесных зарослях. А когда в горах раздавались неизвестные звуки, люди считали, что это Пан бушует, и их охватывал ужас, безудержный, панический страх.
Чтобы задобрить бога, в жертву ему приносили коров, овец, коз, молоко. Как гласят предания, случалось, что бог Пан напускал панический страх на целое войско, и тогда воины отступали. В Афинах есть грот на Акрополе, который назван его именем за то, что Пан навёл панический страх на персов, и они бежали с поля боя.
Когда Пан не гневался, он много добра делал пастухам, становился добродушным и снисходительным, особой заботой одаривал домашних животных, которые паслись на горных лугах Аркадии. Зная все дороги и тайные тропы, он часто указывал людям путь на морях, в горах и лесах. Пан мог успокоить звуками свирели морские волны и усмирить буйные ветры.
Мифов про Пана и нимф, причём в разных вариациях, существует множество. Интересен миф о прекрасной нимфе Мелиссе, которая полюбила Пана, но была почему-то отвергнута им. Как тут не вспомнить поговорку: любовь зла, полюбишь и козла. Безутешная Мелисса наплакала целое озеро горьких слёз.
Интересно, что изображали Пана как уродливым божеством неопределённого возраста, так и красивым юношей, ведь в нем сочетались порой противоречивые черты характера.
|