Magnus Fragor

Главная » Статьи » Загадки Вселенной

Царь змей

ВАСИЛИСК – один из самых смертоносных существ средневековой символики. Разные источники приписывают ему различный облик.

По одним данным, василиск внешне похож на симплициссимуса, но с головой и ногами петуха. Альфред Брем писал: «Под именем василиска древние греки и римляне представляли себе змееподобное чудовище самого страшного вида, одаренное сверхъестественной силой. Он и рождался сверхъестественным путем, высиженным гадами, не способными к насиживанию, и был вреден для всего живущего, не исключая и человека. В его рождении участвовали петух, змея и жаба: петух клал уродливые яйца, а змея и жаба ими завладевали и высиживали. У василиска было крылатое туловище, на голове находилась корона, у него было четыре петушиных ноги, змеиный хвост, сверкающие глаза»...

Исходящий от этого животного яд, говорят, наполнял воздух и убивал все живущее: плоды сваливались с деревьев и сгнивали, трава засыхала, птицы падали мертвыми, и даже лошадь со всадником погибали. И только петух мог сравниться с ним – как только василиск слышал петушиное пение, он вынужден был скрываться». Считается, что только взгляд василиска может убить, и единственная возможность одолеть его – поставить перед ним зеркало.

В христианской символике это одно из четырех воплощений дьявола, в 91-м псалме говорится: «На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона». В геральдике его изображают с хвостом дракона, и он символизирует сокрушение врагов. Василиск также символизирует вероломство или что-то смертоносное.

Легенды о василиске жили сотни лет, а в средние века стоили жизни многим людям: хозяин петуха, снесшего яйца, подвергался гонениям церкви, его обвиняли в колдовстве или в общении с нечистой силой, при этом никаких доказательств не требовалось.

В оккультном и магическом символизме василиска изображают в виде коронованного змея. Поскольку, как принято считать, василиск может разрушать взглядом все, на что ни посмотрит, он был принят в качестве магического символа мудрости: ведь подлинная мудрость требует, чтобы человек обладал видением духовного мира. Человека, не подготовленного к подобному способу видения, может постигнуть смерть.

Василиск имел гребень в виде диадемы, откуда его название – «царь змей». Кроме того, корона символизирует мудрость. Иногда василиска изображают пожирающим человеческое существо. В этом образе есть некое глубокое магическое значение: поскольку василиск является мистическим символом мудрости, то пожирание им человека символизирует процесс инициации.

На языке символов это означает, что человек «входит в тело змея», то есть вступает в мудрость. Если посмотреть на проблему в этом свете, то окажется, что очень многие необычные изображения «монстров» и змей, пожирающих мужчин и женщин, на самом деле имеют отношение как раз к рассматриваемой магической изобразительной традиции (вспомнить хотя бы рыбу или кита, поглотившего Иону). Итак, будучи существом опасным, василиск является в то же время и символом мудрости, то есть той самой «опасности», которая угрожает человеку неподготовленному.

«Василиск… это царь змей. Люди, завидев его, бегут, спасая свою жизнь, ибо он способен убить одним лишь своим запахом. Даже взглянув на человека, он убивает…» Вот что было написано в средневековом бестиарии (средневековая книга, включающая в себя сведения о царстве реальных и вымышленный существ) о таинственном василиске.

Василиска считали существом мифическим, вымышленным, но, как известно, в каждом вымысле есть доля правды. Предлагаем окунуться в увлекательный мир сказок и мифов и узнать, кто же такой василиск и какими удивительными способностями наделили его люди. История отправляет нас в античные времена в далекую Африку, а точнее в Ливийскую пустыню. Там живет маленькая, но страшно ядовитая змея с белой меткой на голове. Местные жители и путешественники очень боялись встретить ее на своем пути, так как укус змеи был смертелен, а также пугала ее удивительная способность передвигаться с поднятой головой, опираясь на хвост. Точное название змеи неизвестно, но греки называли ее василиском, что означает «царь».

Молва о диковинной змее дошла до Европы и, конечно же, по дороге обросла ужасными подробностями. Вот что писал Плиний Старший (римский писатель, I век н. э.) об этом чуде пустыни: «Василиск обладает удивительной способностью: кто видит его – сразу умирает. На его голове – белое пятно, напоминающее диадему. Его длина – не больше 30 сантиметров. Он обращает других змей в бегство своим шипением и передвигается, не изгибаясь всем телом, а приподнимая свою среднюю часть. Не только от прикосновения, но и от дыхания василиска кусты и трава засыхают, а камни воспламеняются…» Последние сведения раскрывают историю возникновения пустыни, именно василиск виноват в гибели всего живого вокруг и появлению песков.

Так постепенно обычное животное превратилось в сказочное чудовище, благодаря неуемной человеческой фантазии и человеческим страхам, а дальше – больше. Греки, назвав змею царем, приписали ей роль властелина над пресмыкающимися: змеями, ящерицами, крокодилами. Римляне же перевели название василиска на латинский язык, и он стал регулом, что тоже означает «царь». Василиску приписывали способность убивать все живое не только дыханием, но и взглядом, как Медуза Горгона. Кстати, римский автор Марк Анней Лукан считал, что василиск появился из крови убитой Медузы, что вполне логично, ведь на голове Горгоны вместо волос были змеи.

Василиску смотреть в глаза тоже нельзя, иначе окаменеешь, а побороть его можно было при помощи зеркала – чтобы ядовитый взгляд василиска был обращен против самого себя. Существует на свете зверь, который способен победить василиска – это ласка, маленький хищник из семейства куньих. Ласке совершенно нипочем все смертельные ухищрения василиска. Боится василиск и петушиного крика, от него он обращается в бегство, может даже погибнуть.

Интересно противостояние василиска и петуха, потому что именно с петухом связана легенда рождения фантастического животного. В бестиарии Пьера де Бове (1218 г.) рассказывается о том, что яйцо василиска начинает формироваться в теле старого петуха. Петух откладывает его в укромном месте на кучу навоза, где его насиживает жаба. Из яйца вылупляется существо с головой петуха, туловищем жабы и длинным змеиным хвостом. По другим сведениям на свет из яйца появляется не василиск, а куролиск, или кокатрис, его родственник. Но куролиск менее могущественный, чем василиск, ему не подчиняются змеи и другие пресмыкающиеся.

Водилось и на Руси такое существо, иногда его еще называли дворовик. Дворовой, или дворовик – близкий родственник домового, жил во дворе дома. Днем он выглядел как змея с петушиной головой и с гребнем, а ночью приобретал облик, похожий на хозяина дома. Дворовик являлся духом дома и двора. А вот водил он дружбу со змеями или нет, об этом не известно.

В эпоху Возрождения было создано немало чучел василиска из частей морских животных. Василиска изображали на церковных барельефах, медальонах и гербах. В геральдических книгах василиск имеет голову и лапы петуха, птичье тело, покрытое чешуей, и змеиный хвост. И сейчас можно встретить изображения василиска. Например, в городе Базеле (Швейцария) стоит памятник василиску, и жители города считают его своим покровителем. (К сведению: в греческом языке буква «б» (бета) впоследствии превратилась в букву «в», так что изначально слово «василиск» звучало в оригинале, как «базилевск»).

Василиск часто становится героем романов. У Джоан Роулинг в книге «Гарри Поттер и тайная комната» василиск представлен классическим змеиным царем, только большого размера (почти 20 метров), чем и отличается от древних василисков, а в остальном он обладает всеми качествами, о которых говорилось выше. А вот как описывает змеиного царя в повести «Василиск» (1986 г.) Сергей Другаль, российский писатель-фантаст: «Рожками шевелит, глаза такие зеленые с фиолетовым отливом, капюшончик бородавчатый раздувается. А сам он был фиолетово-черный с шипастым хвостом. Треугольная голова с черно-розовой пастью широко распахнулась… Слюна его крайне ядовита и если попадет на живую материю, то тут же пойдет замена углерода на кремний. Проще говоря, все живое превращается в камень и дохнет, хотя ходят споры, что от взгляда Василиска тоже идет окаменение, но те, кто хотел проверить это, обратно не вернулись…»

В животном царстве и сейчас можно встретить животное, которое внешне похоже на василиска – это ящерица-хамелеон, которую называют Христовой ящерицей. Живет сие чудище в джунглях Коста-Рики и Венесуэлы. Смертоносностью ящерица не обладает, но одну удивительную способность имеет: она умеет бегать по воде. Для этого она сильно разгоняется и бежит по воде, подпрыгивая как камушек. За эту способность удивительное животное и получило название Христова ящерица.

Василиск сейчас считается мифическим зверем. Но до конца 16 века в реальность его существования верили. Что это за создание такое?

Упоминания о василиске встречаются даже в Библии. Но там, судя по всему, речь шла о каких-то змеях, которых «составитель» решил именовать указанным образом.

В большинстве же источников василиска описывают как существо, у которого имеются:
• петушиная голова. Отсюда и название: «королёк», «царёк», потому что есть корона;
• тело жабы или лягушки. В некоторых текстах написано, что и глаза у василиска лягушачьи;
• хвост змеи.

Средой обитания василисков, считалось, были пустыни. Собственно, там, где появлялся этот зверь, исчезало всё живое. Поэтому василиски не селились в пустынях, они их создавали.

По другой версии, эти существа любили сырые болотистые местности, могли поселяться еще и в винных погребах. В Средневековье в народе ходила история о том, как пропали две девочки. Их долго искали. Затем, дети были обнаружены бездыханными в винном погребе. Зачем они туда забрались – неизвестно. Но там произошла встреча с василиском.

«Животное» считалось чрезвычайно опасным. Почему именно – есть разные версии. По одной из них, взгляд василиска превращал человека в камень. По другой – зверь был чрезвычайно ядовитым. Опасные вещества выделялись не только из желез в районе когтей и зубов. Ядовитым были дыхание и взгляд. То есть, получить отравление человек мог «воздушно-капельным» путем.

Ходила легенда: один рыцарь встретился с василиском где-то в Палестине. Смелый воин поразил существо копьем. Но яд начал пропитывать древко оружия. В итоге, рыцарь отправился в лучший мир. Другой воин был, пишут, более находчивым. Он тоже встретил василиска, ударил зверя копьем. Чтобы не лишиться жизни, этот воин пожертвовал своей рукой.

Известно средневековым и древним людям было то, как защититься от зверя. Несколько способов:
1. Обвешаться зеркалами. Якобы василиск не выносил своего собственного взгляда, мог от этого распрощаться с жизнью.
2. Первым заметить существо. Не очень понятно, как это работало. Но древние писали: если посмотреть на василиска первым, то он зачахнет. Может быть, когда существо застигали врасплох, оно пугалось или смущалось настолько сильно, что оставляло этот мир – непонятно.
3. Показать василиску петуха. Тоже странный способ. Но некоторые путешественники, которым предстояло бродить по пустыням, брали с собой указанную домашнюю птицу.
4. Бытовало поверье, что василиска может победить горностай, пожевавший листьев руты. Это, видимо, то растение, о котором пела в свое время София Ротару (червона рута). Горностая изображали на скамьях, стоящих в церковных и монастырских двориках, кстати. По другой версии, василиск не переносил запаха ласки. Чуял этого зверька и отправлялся в какой-то иной мир.

Дошли до нас инструкции по выращиванию зверя «в домашних» условиях. Первым делом нужно было дождаться, когда петух снесёт яйцо. Где-то указывается, что птица непременно должна быть черного цвета. Где-то пишут, что такое происходит раз в 100 лет.

Далее, «показания расходятся». В некоторых источниках указано, что яйцо должна высидеть жаба. Если земноводного под рукой нет – ничего страшного, есть другие вариант. Но опять-таки не всё однозначно. ПоПо одной из версий, яйцо у себя в подмышечной впадине должен носить колдун. По другой – невинная девушка.

Считалось: тот, кто сможет выносить василиска, станет его хозяином. Зверь будет защищать человека, добывать для него золото и делать другие приятные вещи.

Еще древними греками предпринимались попытки обосновать существование василисков. Однако даже средневековые мыслители и ученые Нового времени высказывали сомнения по поводу возможности их существования:
• почему это птица (ибис), пожирая змей, производит на свет тех же змей или гибридов? Разве кошка или собака, съев рыбу, производит рыбу?
• петух по понятным причинам вряд ли сможет когда-либо нести яйца, хотя и может занять место наседки, ежели так сложится судьба.
• высиживание птичьих яиц жабой и вовсе казалось чем-то странным, хотя погружение в навоз еще могло иметь место – процессы разложения в нем могут значительно повышать температуру.
• сам образ птицезмеи подвергался критике, в частности, Э. Топселл сомневался в существовании чего-то подобного в принципе.
• если эти существа убивают взглядом каждого, на кого взглянут – откуда же тогда взялись “свидетельства” (рассказы) о них? И как эти существа еще не истребили все живое и не уничтожили друг друга? (Аль Бируни)

С развитием науки все меньше веры оставалось в мифы, и все больше ученые примеряли имена василиска на современных животных. Например, прообразом Уаджет считали рогатую гадюку – чем не коронованная змея прямиком с иероглифов? Да и вараны с их заостренной мордой и змеевидным телом тоже могли внести свою лепту.

И хотя большая часть вопросов вполне справедлива, и не вызывает сомнений (как, например, высиживание жабой или отрыгивание ибисом), то вот насчет невозможности существования птицезмея в принципе появились вопросы уже у современной науки. Да, все это чепуха, но…

А давайте вспомним любого дромеозавра, вернее, современные реконструкции. Это, на секундочку, двуногий ящер с птичьими ногами, змеиным хвостом и зубастым клювом, значительная часть которых соизмерима с домашней птицей.

Причем останков так много, и они настолько хорошо сохранились, что это позволило выделить ископаемых животных в отдельный таксон – Scansoriopterygidae, лазающие динозавры. Самое интересное, что эти динозавры отвечают большей части требований к внешности василиска, перечисленным выше. Даже размер вполне подходящий – длина, не считая перьев на хвосте, составляет от 26 до 32 см.

По поводу ядовитости – достоверно неизвестно, обладали ли они чем-то подобным. Известны азиатские динозавры, имеющие канавки в зубах и полости у их основания, предположительно использовавшиеся для накопления и введения жертве яда.

По поводу смертоносного взгляда – даже некоторые современные люди утверждают, что цепенеют от взгляда змеи или ящерицы и могут даже потерять сознание от ужаса. Встретив на пустынной дороге подобное чудовище, даже небольшого размера, да еще наслушавшись сказок о смертельно опасном чудовище – немудрено лишиться чувств. Как известно, люди склонны преувеличивать что-то, что их пугает – это часть защитного механизма мозга.

То же самое можно сказать и о способности генерировать горючую жидкость – возможно, они могли это делать, но доказательств нет. Скорее всего, это либо чистая выдумка, либо таким образом описывается ощущение после ядовитого укуса.

Василиски – весьма интересные мифозойные химеры, обладающие рядом уникальных черт, среди которых главные – сочетание в облике деталей змеи и ящерицы. Интересно, что свой вариант змееящера есть почти в каждом уголке мира, что напоминает ситуацию с образом дракона. Он прочно укоренился в культуре, став одним из самых известных геральдических образов, хотя и уступающих дракону или грифону.

И хотя традиционный образ василиска кажется несуразным и даже абсурдным, последние археологические находки показывают, что, как минимум, в Юрском периоде подобные монстры существовали, а их окаменелости вполне могли стать основой для создания мифологического образа.

Ни одна легенда о желтоглазом Василиске не рассказывает о его доброте или защите. Бесстрастное, демоноподобное животное, убивающее взглядом, а порой, прикосновением, вселяло ужас с истоков христианства. Его образ считался настоящим воплощением Дьявола – петушиная голова, рога, змеиное тело и огромный размер. Однако самые первые упоминания про мифического зверя восходят к дням античности. Как узнать, что пред очами Василиск.

Первые представления о василисках отображали истинную суть существа – крупный змей с чрезвычайно ядовитым дыханием, имеющий на голове рога-корону. Отсюда название змея, ибо василиск в переводе с древнегреческого значит «царь, цареподобный». Со временем демоническая суть зверя увеличилась, и его вид стал принимать более устрашающий оттенок. Ему, по легендам, стал покровительствовать сам Дьявол.

Ныне каноническими считаются несколько описаний, как выглядит Василиск, в каждом свои нюансы. Но прежде всего это всегда – сильный змей. Остальные качества могут присутствовать частично, в сочетаниях или все одновременно. Это: голова петуха, покрытая чешуей; глаза жабы; драконоподобное туловище; крылья, напоминающие крылья птероящера; желтые, змеиные глаза; рогоподобные наросты на голове, напоминающие корону; белое окаймление на голове в виде диадемы; желтый или каменистый окрас; оглушающее шипение; чрезвычайно сильный, текучий яд, убить могут даже просто его пары.

Главная угроза василиска – его магический взгляд, встретив который все живое становится парализованным, а то вовсе превращается в камень. Интересно то, чем питается василиск, будучи магическим существом. В обычном состоянии это – грызуны, позвоночные, мелкие млекопитающие. Но в моменты нападений на крупных противников демонический змей дополнительно питается грехами и ужасом жертв.

О странном небольшом змее, от появления и шипения которого в страхе разбегались любые звери, включая других змей, писал Аристотель в 4 веке до нашей эры. По его описаниям, василиск – это животное, обладающее качествами змеиного короля, отчего все остальные ему поклонялись. Особенно чтили змея древние египтяне, для которых «василиск», коего они называли «уреем», был священен. Именно его изогнутое тело красуется на головном уборе всех фараонов.

Согласно описаниям древних греков, змей Василиск имел длину тела от 15 до 30 сантиметров, передвигался необычным способом, приподняв среднюю часть туловища, никого не боялся и имел яд настолько сильный, что в одиночку мог убить целый отряд всадников вместе с конями. Демонически-сильнейшим ядом было пропитано буквально все тело существа, отчего даже простого его прохода хватало, чтобы все вокруг жухло, погибало, каменело или обращалось в скоростное бегство. Однако были вещи, которых сами демоны боялись, как огня. Например, их убивал крик петуха, а также запах пушного зверька ласки. Правда это или миф, сегодня судить нельзя. Возможно, петушиный крик уничтожал вестибулярный аппарат зверя, а о талантах в убийстве змей представителей куньих и мангустовых хорошо известно поныне.

Не обошла вниманием демоническое змееподобное существо и славянская мифология. Считается, что классический образ этого чудища сложился на Руси уже после принятия христианства, где оно играло определенную роль. Однако еще до этого у славян-русичей существовала легенда о василиске под именем Мяхун.

Согласно этой легенде, один раз в век обычный дворовой петух вдруг мог снести черное, как тьма, страшное по форме яйцо. Из яйца сего вылуплялось невиданное чудовище, способное погубить все вокруг одним присутствием. Выглядело оно как громадный петух со змеиным телом, когтями орла, крыльями дракона, кожей жабы. Иногда животное имело 8 ног ящерицы. Убивало оно одним взглядом змеиных зеленых глаз.

Кому может подчиниться такой василиск, мифология тоже объясняла. По преданиям, змеепетух станет послушным животным для: Девственницы – если она найдет черное яйцо и до появления чудища будет везде носить его с собой. Появившийся таким образов зверь будет выполнять ее команды. Колдуна – который лично обезглавит молодую курицу, а затем подложит под ее тело проклятое яйцо и будет присутствовать при вылуплении из него детеныша. Последний, появившись, съедает наседку и преклоняется перед магом. До крещения Руси описанное существо называли Мяхун. С появлением христианства в нем признали василиска.

О василисках Библия упоминает несколько раз, начиная с Ветхого Завета. Правда, здесь это не столько демоническое чудовище, сколько смертоносная змея, яд которой обжигает и убивает. На иврите она так и называлась – сараф, то есть, жгучая. Так же, василиском называли особо злобного детеныша аспида, тоже ядовитой змеи. Например, псалом 90-ый повествует о том, что защищенный Богом легко переступит «аспида и василиска». Позднее чудовище Василиск приобрело более демонические формы. Иоанн Кассиан назвал зверя самой сутью Дьявола, его яд – воплощением зависти и злобы. Неудивительно, что Дьявол часто принимает облик змия. По мнению теософов – это идеальный образ падшего искусителя без каких-либо признаков сострадания.

Но все же в Библии василискам отводится не столь большое значение, сколь в умах средневековых людей. Для них это был по-настоящему страшный зверь. Его образ проникал все дальше и дальше в сказания, легенды и сказки европейских народов, олицетворяя собой присутствие Дьявола и борьбу зла и добра. Со временем библейский ядовитый змий превратился в настоящую потустороннюю нечисть. Чтобы змей-петух не мог принести вред, рекомендовалось смотреть на него только через зеркало. Второй способ заключался в использовании прозрачного колпака из стекла, сквозь который смотреть на чудище было безопасно. Однако по преданиям спастись от василиска было дело практически безнадежным, и помочь могло только чудо. Всех змей убивал своим магическим взглядом.

Кто же родил чудовище? Легенд происхождения змей-василисков несколько: Кровь Медузы Горгоны. Римляне считали, что именно из отрубленной головы этой злой богини, превращавшей в камень любого, кто на нее посмотрит, появился ужасный змей.

Яйца ибисов, которые сами съели змеиные яйца. Люди считали, что так птицы заражают собственные яйца, в результате чего рождаются полу-птицы полу-змеи, наделенные ужасными качествами. Обычные петухи черного цвета, снесшие яйцо. Если такая кладка пролежит в доме 7 лет, то из него появится летающий василиск. Эта версия пришла из Литвы, и гласит, что такое существо будет помогать хозяевам с пропитанием и золотом.

Но самый распространенный вариант – это плод работы дьявола. Кто еще, как не он, мог бы создать такое жуткое животное, не имеющее никакой другой воли, кроме воли убивать. Достаточно посмотреть на фото зверя, чтобы с легкостью найти в нем демонические черты. Если же привлечь к вопросу мнение ученых, то мифы про василисков обретут самое простое объяснение. В древности ядовитые змеи, особенно необычной формы, как, например, рогатые гадюки, так пугали людей, что быстро получили соответствующий статус. Однако их, змей-убийц, ведь тоже кто-то создал.

На самом же деле василиск – это не страшное мифическое чудовище, а совершенно безвредная американская ящерица, которая относится к семейству игуановых. Известно всего четыре вида этих животных. Живут они в Центральной Америке. Рост василиска достигает 80 см, из которых 56 приходится на хвост. Наружный вид оправдывает то страшное название, которое ученые дали василиску. Голова и шея этого удивительного животного очень короткие, туловище худое и сплющенное по бокам. На спине и на хвосте у самцов имеется кожистый гребень, который поддерживается отростками позвонков. Зубов у василиска огромное множество – целых сто штук.

Живут василиски на деревьях и всегда около реки. При каждом постороннем шуме это «чудовище» с грозным видом надувает горло и устремляет на вас свирепый взгляд, затем быстро прыгает с дерева. Но не бойтесь, василиск – очень пугливое животное! Он быстро бросается в воду и уплывает. Еще эту ящерицу называют Христовой ящерицей, она обладает одной удивительной способностью, она умеет бегать по воде. Для этого она сильно разгоняется и бежит по воде, подпрыгивая как камушек. За эту способность ящерица и получила название Христова ящерица.

Мифический Василиск в течение столетий нагонял страх на людей, его очень боялись и ему поклонялись, даже сейчас можно увидеть изображения таинственного чудовища на барельефах.

Существует ли Василиск? Над ответом на этот вопрос не один год бьются ученые разных стран. Они сформулировали несколько версий, которые объясняют, кого из звериного мира могли назвать Василиском:
1. В 4 веке до нашей эры Аристотель упоминал очень ядовитого змея, особо почитаемого в Египте. Как только он начинал шипеть, все животные в панике бежали.
2. Похожа немного на это существо ящерица-хамелеон, ее еще называют христовой за умение бегать по воде. Но убивать она не умеет, в чем жители джунглей Венесуэлы уверены.
3. Есть сходство Василиска и с игуаной, которая имеет нарост на голове и кожаный гребень на спине.

Ученые сходятся в том, что Василиск существует только в воображении, в древности опасным змеям и непонятным существам люди часто приписывали необычные способности. Отсюда и легенды о страшном чудовище, которое убивает взглядом на расстоянии. В геральдике сохранился такой образ Василиска: голова и тело птицы, плотная чешуя, змеиный хвост. Увековечили его и в барельефах, жуткое создание можно увидеть в швейцарском городе Базеле, где стоит памятник этому покровителю города.

Легенды сохранили несколько описаний этого существа, и они менялись со временем. Самый распространенный вариант: дракон с головой петуха и глазами жабы, но есть и другие:
1. Второй век до нашей эры. Чудовище Василиск представлен, как большая змея с птичьей головой, лягушечьими глазами и крыльями летучей мыши.
2. Средние века. Змея трасформировалась в петуха с хвостом огромной гадюки и туловищем жабы.
3. За границей Средневековья. Василиска представляли петухом с драконьими крыльями, тигриными когтями, хвостом ящерицы и орлиным клювом, с яркими зелеными глазами.

Василиск в русской мифологии упоминается редко, сохранилось лишь упоминание о змее, который появился на свет из петушиного яйца. Зато в заговорах его упоминают часто, называя Василиском, олицетворяя змею. Русичи верили, что Василиск завораживает взглядом, поэтому цвет «Василисковый», который трансформировался со временем в «Васильковый», тоже считался опасным.

Это отношение перенесли и на Васильки, считая, что они вредят посевам. После принятия христианства на 4 июня припал праздник мученика Василиска Команского, которого стали называть Васильковым повелителем. Крестьяне имели в виду власть над этими цветами, а не змеями. На праздник Василиска запрещалось пахать и сеять, чтобы Васильки потом не забивали рожь.

В мифологии сохранилось немало сказаний о Василиске, существовали даже свои запреты и наказы для тех, кто с ним встретится. Василиск змея особенная, но смерти можно было избежать, если:
1. Увидеть чудовище первым, тогда оно умрет.
2. Уничтожить этого змея можно, только обвесившись зеркалами. Отравленный воздух отразится и убьет зверя.

Римский поэт Лукан писал, что мифическое существо Василиск, наряду с такими демоническими созданиями, как аспид, амфибена и аммодит, произошел из крови Медузы Горгоны. Легенды Древней Греции рассказывают, якобы взгляд этой заколдованной красавицы превращал человека в камень. Такой же дар унаследовало и чудовищное создание. Некоторые исследователи полагают, что речь идет о змее с молниеносной реакцией, бросок ее был настолько быстрым, что его не успевал уловить человеческий взгляд, а яд действовал мгновенно.

На этом путешествие по следам василиска подошло к концу. Вывод из всего вышесказанного можно сделать только один: удивительные творения природы и человеческая фантазия – это просто кладезь для рождения мифов и легенд, которым мы не перестаем удивляться и по сей день.

Категория: Загадки Вселенной | Добавил: laf2304 (31.01.2022)
Просмотров: 147 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [285]
Природа [295]
Общество [299]
Технологии [284]
Загадки Вселенной [330]
Разное [245]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz