В славянской мифологии это один из самых популярных нечистых духов. Является родственным с бесами видом и очень похож на него: огромное существо, передвигающееся на четырех конечностях, имеет огромные рога, третий глаз во лбу. Передние лапы черта четырехпалые и заканчиваются короткими когтями, а один из пальцев является прибылым, задние же конечности оканчиваются копытами. Голова вытянутая, большой рот, полный острых зубов с длинными выдающимися клыками на обеих челюстях. Покрытая пятнами кожа и недлинная шерсть, растущая вокруг головы, в паху и на задних лапах, может носить разный окрас: от бурого и желтоватого до серого и светлых оттенков.
Черт меньше беса по размерам, а также отличается формой рогов – они у него не ветвистые, оленьи, а завитые, бараньи. Эти существа предпочитают обитать в лесных чащобах или неглубоких пещерах, яростно охраняют свою территорию и свирепо расправляются с любым конкурентом. Черты всеядны и не брезгуют ни мясом, ни растительной пищей.
Во всех славянских мифологических системах черт занимает ведущие позиции и является одним из центральных персонажей. В силу своего сложного фольклорно-книжного генезиса и совмещения в одном образе демонологических функций, характерных для многих других демонов, этот образ с трудом поддается описанию, поскольку проблемным для исследователей остается выделение четко определенного, устойчивого набора его идентифицирующих признаков.
С одной стороны, он осмысляется как воплощение всей нечистой силы в целом, а с другой – как особый мужской персонаж со своим индивидуальным набором мифологических характеристик. Будучи продуктом взаимодействия церковно-книжных христианских представлений об антагонисте Бога-творца, о носителе абсолютного зла и одновременно архаических народных верований о неких вредоносных духах, постоянно вмешивающихся в повседневную жизнь человека, – образ черта существенно различается в разных фольклорных жанрах.
Например, в народных легендах это прежде всего соперник верховного божества, участвующий в сотворении мира; либо его противник, скрывающийся от громовых ударов; либо владыка подземного царства; либо черти – это множество «падших ангелов» восставших против Бога и сброшенных с неба на землю; либо это дух-искуситель, толкающий людей к греховному поведению, чтобы заполучить их души.
В топонимических преданиях черт предстает как один из демиургов, устроителей земного рельефа, либо как локативный дух, владеющий труднодоступными природными локусами. В мифологических рассказах и поверьях этот персонаж выступает как злокозненный дух, который преследует людей, проникает в их дома, вмешивается в повседневную жизнь, пугает, заводит на бездорожье, вступает в сделку с колдунами и ведьмами, чтобы забрать их к себе в ад после смерти; либо это множество мелких бесов, вселяющихся в тело человека и делающих его бесноватым. В бытовых сказках и анекдотах о глупом черте он изображается как юмористический образ демона-простака, которого легко одурачить, и т. п.
В христианской народной мифологии сложились давние и устойчивые представления о внешнем виде чертей, точнее их телесного образа, так как черти – ещё и злые духи. В представлениях о чёрте сохранились остатки индоевропейской мифологии, с наложением более позднего христианского представления, что все языческие божества являются демонами и олицетворяют злое начало, и смешались с иудохристианскими представлениями о Дьяволе и падших ангелах. В представлениях о чёрте прослеживается сходство с греческим Паном – покровителем скотоводства, духом полей и лесов, и Велесом (прибалт. Вяльном). Однако христианский чёрт, в отличие от своих языческих прототипов, не является покровителем скотоводства, а является вредителем людям.
Черти в поверьях принимают вид животных старого культа – козлов, волков, псов, воронов, змей и т. д. Считалось, что черти имеют в целом человекоподобную (антропоморфную) внешность, но с добавлением некоторых фантастических или чудовищных деталей. Наиболее распространённый облик идентичен изображению античных Пана, фавнов и сатиров – рога, хвост и козлиные ноги или копыта, иногда шерсть, реже свиной пятачок, когти, крылья летучей мыши и т. п. Нередко их описывают с горящими как угли глазами. В таком виде черти изображены на многочисленных картинах, иконах, фресках и книжных иллюстрациях как в Западной, так и в Восточной Европе.
Сказки повествуют, что чёрт служит Люциферу, к которому мгновенно летает в преисподнюю. Он охотится на людские души, которые обманом, введением во грех, или договором пытается получить у людей, хотя в литовских сказках такой сюжет единичен. При этом чёрт обычно оказывается одурачен героем сказки. Одно из известных древних упоминаний о продаже души и изображение персонажа содержит Гигантский кодекс начала XIII века.
Являются хтоническими персонажами – обитают не только в подземном мире, но и воде, омуте. Обладают широкими способностями к оборотничеству, невидимости, полётам. Могут превращаться в различных существ и людей, в камни, и предметы.
Черти стерегут драгоценные клады. Этим они похожи на гномов германо-скандинавского фольклора. Иногда, являясь в облике человека, платит за услуги кучей мусора или навоза, которую люди выкидывают, но с рассветом видят, что не выкинутые остатки мусора превратились в золото.
Образ Чёрта – один из самых загадочных в славянской мифологии. Персонаж возник до принятия христианства и не имеет ничего общего с традиционным дьявольским представлением. В народном мировоззрении черт сближен с христианским образом беса. Бесами называли злых духов, подбивающих людей на совершение дурного поступка.
Чёрт представляется в человеческом обличии с длинным ххвосто. Он тщательно прячет конские копыта или куриные лапы. Рога скрывает шляпой, изо рта вырывается огонь. Носит он солдатский мундир или черный кафтан. Черта можно узнать по блестящим пуговицам и железным зубам. Ему приписывают умение превращаться в любого человека или предмет. Больше всего демону нравится оборачиваться черной кошкой или вороном.
Сказав «Чёрт, чёрт, покажи хвост» в кружащемся вихре можно увидеть куриные лапы и хвосты летящих демонов. Если человек примет участие в чертовом танце, он может заболеть, даже умереть. Существует легенда, о том, что при виде вихря, люди показывали кукиш и начинали произносить защитные наговоры.
Черт – это сплошное зло на Земле. Он не может совершить ни один добрый поступок. Этим он принципиально отличается от других тварей нечистых.
Черти прислуживают ведьмам и колдунам . Они выполняют роль слуг, подписав магический контракт. К колдунам бес несет добытые у других людей продукты, деньги, принимая облик змея огненного и попадая в дом через печную трубу. В быличках такие черти-добывайки именуются змееем-носаком, большачонком, змеем-деньгоносцем.
Восточные славяне верили, что семилетний петух может снести яйцо. Колдун должен носить его под левой подмышкой 7, 9 или 40 дней. По истечению этого времени вылупляется чертик или змееныш, который поступает в колдовское услужение.
Для колдуна существуют особые правила. Во время вынашивания, он полностью отрекается от Бога, не моется, не стрижется, не расчесывается, не подстригает ногти, сохраняет молчание. Находится он должен в доме, в котором кроме него никого нет. Обязательно сидеть за печкой, где не слышно колокольного звона.
Высиженный черт становится слугой, который постоянно требует для себя работы. Заскучавший бес, может убить хозяина или кого-то из его родни, домашней скотины. Убиенная душа поступает в чертово рабство. Цель всей жизни высиженного черта – извести своего хозяина и получить его душу.
В мифологии существует еще одна разновидностей чертей: летуны. Эти существа в виде змея по ночам прилетают в дома вдов , принимая облики покойных мужей. Принесенные подарки утром становятся лошадиным навозом. Не избавиться от посетителя до тех пор, пока женщина не расскажет чужому о происходящих событиях.
На дороге случайных путников черти подкарауливают, предлагают вместе выпить, а потом заводят в непроходимую чащу. Если человек во время помолится, то сохранит свою жизнь. Любит нечисть притвориться потерянным животным . Бедняга-ягненок жалобно блеет, а когда путник начинает его ловить, то разражается нечеловеческим хохотом. Музыканты – еще одна любимая добыча. Черти заводят людей на поляны и заставляют устраивать концерты для собравшейся нечисти.
Не все черти ходят по свету холостыми. Жену черта называют чертовкой, а их детей – чертенятами.
Славяне верят, черт слышит все. Упомянутый, он может явиться и забрать то, что ему «пообещали», упомянув во гневе.
Для защиты используют одолень-траву, в стены втыкают стебли репейника. Жгут нечистых кресты на дверях, и окнах, окропленные освященной водой стены. В таких помещениях черти находиться не могут, стараются как можно быстрее сбежать.
Рогатый, крылатый, с копытами – достаточно этих эпитетов, чтобы каждый понял, что речь о черте. Но почему лукавый выглядит именно так, и откуда он позаимствовал свои атрибуты? Рога, крылья, пятак, шерсть и хвост – смешение черт разных животных подчеркивало фантасмагоричность. И противопоставляло его “низменную” животную природу разумной человеческой и возвышенной божественной.
В дохристианских религиях рога означали плодовитость и связь с природой. Они были атрибутом бога Пана и сатиров. Это отголоски доисторического поклонения животным. Например, корове – рудименты этого сохранились в сказке про Крошечку-Хаврошечку или древнеегипетском культе богини Хатор.
Любопытно, что рогами обладали Молох и Ваал в образе быка – боги язычников, которые исторически были в опозиции к иудеям. Видимо, отголоски неприязни к ним унаследовало и христианство, наделив демонов рогами. И все же Пан – самый вероятный прообраз черта. Там более, что у него тоже есть заостренные уши и бородка. Впрочем, всего двух рогов Иоанну Богослову показалось мало – у Зверя Апокалипсиса их аж 10!
Со времен средневековья дьявола изображают с перепончатыми крыльями. Хрупкие и безобидные создания – летучие мыши получили зловещую славу из-за своей ночной жизни. Пристрастие к тьме в народном представлении роднило их с демонами. Поэтому их спины украшают их кожаные крылья – в противовес белым и пушистым крыльям ангелочков.
В “Божественной комедии” Данте описывает Сатану как гигантского демона с шестью крыльями летучей мыши и тремя лицами – красным, бело-желтым и «как у пришедших с водопадов Нила». Позже, в “Потерянном рае” Мильтон переосмыслил образ падшего ангела и наделил его мрачным очарованием. Но на образ это не повлияло. На гравюре 1688 года, иллюстрирующей поэму, Сатана по-прежнему крылат и рогат.
Копыта у демона есть далеко не всегда. Зачастую на старинных иллюстрациях их заменяют когтистые лапы. Копыта – видимо, тоже наследие фавнов и бога Пана. То, что раньше символизировало плодородие, тем должно было устрашать своей нелепостью. Первые христиане застали те времена, когда Пан еще был популярен. И ему если и не поклонялись всерьез, то по крайней мере всюду изображали.
Первая мысль, которая возникает – так дьяволу сподручней проверять, насколько поджарились грешники на адской сковородочке. Но не все так просто. Давайте вспомним еще одного бога древности – Посейдона или Нептуна, который изображался с трезубцем. Сложно сказать, чем провинился владыка морей перед христианством. Но тем не менее, иллюстраторы многие столетия изображают чертей с его главным атрибутом.
По закону подобия то, что обитает в пламени просто обязано быть красным. Так и дьявол. Зверь из откровения, о котором говорилось выше, тоже был красного цвета.
Любопытно, откуда пошло понятие Геенна Огненная. Это было реальное место рядом со старым городом Иерусалимом. Там огонь в прямом смысле слова почти никогда не угасал – там сжигали отбросы и мертвых животных. Однако, ученые считают, что у этого символа более древние корни. В языческие времена в долине Еннома проводились ритуалы проведением детей через огонь. А в еще более ранние времена тут, по видимому, сжигались люди в качестве жертвоприношения богу солнца. Этот образ эволюционировал и превратился в образ места вечных мучений грешников, которые поджариваются в огне. А отблески пламени окрашивают в алый цвет кожу Сатаны.
Неудивительно, что в дополнение к рогам и копытам лукавый получил еще и шерсть. Он описывается обычно неопрятным, грязным и всклокоченным. Но не таков литовский черт. В литовской мифологии вяльнас наоборот выглядит франтом. Как пишет Википедия “В основном описан как «пан», то есть человек выглядящий как господин или помещик, но иногда имеет облик Пана из греческой мифологии – торчащие из под шляпы рожки, копыта”.
Недаром говорят, что боги старой религии становятся демонами новой. Изгнанные в низшую мифологию в образах русалок и чертей они, тем не менее, продолжают жить в народных поверьях. И живут до сих пор повсюду – от религии до газетных карикатур.
Его образ очень схож с человеческим, так же у него две руки и две ноги, человечья голова, но с большими ушами и рожками, тело покрыто черной косматой шерстью с хвостом. У черта на ногах копыта, а на руках когти. Он несет в себе зло и не выступает в роли покровителя и благодетеля, как леший или домовой. Его постоянное присутствие дает человеку осознанное представление о вездесущем черте: «Богу молись, а черта не гневи». Черт крадет маленьких детей, соблазняет женщин, доводит до самоубийства и толкает на страшные преступления. Зло причиняемое чертом всегда опасно, но иногда человеку все же удается обмануть или перехитрить его при помощи ангела или крестной силы. Он существенно отличается в русских поверьях от дьявола, который представляет собой абсолютное зло.
У народа о черте разнообразные представления: он может предстать как хитрый искуситель, а может выглядеть, как смешной глупец, который постоянно попадает в глупые ситуации.
С чертом можно померится силой или договориться с ним. На Орловщине считается, будто черти пошли от сатаны, который произошел от плевка духа святого в воду еще до сотворения мира. Они творят себе подобных для войны с ангелами. У них существует своя иерархия: в аду находятся самые лихие черти, на земле живут уже рангом пониже, их обиталища – болота, глухие леса, заброшенные дома. В легендах и сказаниях черт является к человеку, как правило, в образе странника, соседа или в женском образе. Но может предстать и в образе собаки, свиньи или змеи. Черта распознают по рожкам, торчащим на голове, либо копытам.
Согласно поверьям нечистая появляется на перекрестках или росстанях. Здесь не надо поминать черта даже днем. Считается, что если кому нужно повидаться с чертом, то пусть в полночь идет с черным котом на перекресток, что черти за большую сумму кота выкупят. При этом нужно идти уверенным шагом и нельзя оборачиваться, если обернешься, то могут изорвать в клочья.
Восточнославянские сказки, где присутствует черт, имеют сатирический характер: например как солдат учил черта солдатскому ремеслу, ездил на нем в родное село на побывку. В сказках сопоставляют черта с лихой бабой. Например, мужик бросил лихую бабу в яму с чертями, а потом ее именем заклинает черта, обманывая его с помощью жены. Мораль всех этих сказок одна – «баба хуже черта». Представления о черте часто связываются с гаданиями.
Девушки на Рождество, перед тем как приступить к гаданию, зажигают свечу и ходят с ней в поле «зачертиваться»: «Черти с нам, водяной с нам, маленькие чертяточки все по за нам, из черты в черту и девки к черту», а после слушают, кому отвечают колокольным звоном, та и замуж пойдет, кому доски тешут – та и помрет. Уберечь себя можно от напасти крестным знаменем и различными оберегами (образок, серебряный крест).
В Вологде существует оберег молитвенный: «Враг-сатана, отступись от меня, есть у меня и почище тебя». В демонологии славян образ черта можно рассматривать с двух сторон: как общее представление о нечистой силе, а с другой как отношение народа к неправедному злу.
Бесы и черти – общее название для достаточно большого количества видов нечисти. Сюда относят мелкую нечисть физического и астрального плана – чертей, домовых, бесов, некоторых лесных и болотных духов, духов пустых домов и прочих. Также термином “бес” называют “солдат” – низших демонов, обитающих в Нижних мирах, вернее, самой глубокой их части и, иногда суккубов\инкубов.
Также чертей и бесов часто несправедливо путают с демонами и элементалями стихий Земли, Огня и подстихии Растений. Хотя ни один из этих видов не имеет с ними толком ничего общего с чертями.
Черти имеют очень большое разнообразие форм и видов, но “классическое” изображение, как ни странно, является в общем то обоснованным и верным. Так как это истинный вид этих «милых» сущностей, какой бы другой они ни принимали.
Внешне – это антропоморфная маленькая сущность (от 10 см до метра высотой), имеет морщинистую грубую кожу темного цвета (чаще – красного, коричневого или бежевого оттенка), ручки\ножки и большую голову с лицом. В качестве тюнинга обычно имеют хвостик и рожки.
Они умеют разговаривать. Голос обычно противный. Гнусавый, тонкий, часто растягивающий и коверкающий слова, хихикающий или шепелявящий.
Как сущность, черти не блещут гениальным умом, но они очень сообразительные создания, и очень хитрые. Имея в полном доступе и своей стихией все, что связано с грязью, они кроме всего прочего способны также очень сильно влиять на денежные потоки, вылавливая для повелевающего деньги буквально из воздуха.
За всю историю маги всех рангов тесно общались с этими созданиями. Думаю, любой практик хоть раз да носил на пеший перекресток отливки или деньги для этих милах… Но это свободные черти.
Домашний чертик, находящийся во владении мага называется “Фамильяр” (иногда Фетч). Добывают их обычно или по контракту, или по знакомым сущностям, которые способны на них влиять. Ему дают имя и натаскивают на определенные навыки.
Также интересен тот факт, что черти набираются повадок и привычек от существ, рядом с которыми обитают. По этому у разных народов мира они несколько разнятся в поведении предпочтениях.
Существует много различных версий объясняющих происхождение чертей, но среди них можно выделить наиболее распространенный вариант, согласно которому они раньше были ангелами, которые предали Бога и были изгнаны из рая. В древности славяне верили, что нечисть появляется в тот момент, когда Дьявол мочит руки и отряхивает воду. Другая народная версия гласит, что черти появляются от плевка Господа. Есть еще одна легенда, объясняющая, кто такие черти, так некоторые люди считают, что они были созданы Сатаной для войны с Небесной армией. Для создания единого образа он использовал гуляющих по раю козлов и оленей.
На сегодняшний день нет возможности точно сказать, когда впервые появились черти, но предполагается, что они были созданы за много лет до рождения человечества. Считается, что черти являются падшими ангелами, которых Бог сбросил своей рукой с неба. В пользу этой версии говорит хромота сущностей, поскольку в результате падения они ломали ноги.
В сказках и кинофильмах черти обычно представлены в виде животного, который имеет тело человека, рога и хвост. Чтобы определить реальный внешний вид нечисти, историки не раз пытались найти людей, кто видел черта.
Подобные опросы позволили прийти к некоторым выводам, согласно которым считается, что помощники Дьявола имеют маленький рост и у них, как и у людей есть руки и ноги. Тело нечисти покрыто густой шерстью темно-коричневого цвета. Лицо черта объединяет в себе черты разных животных и в первую очередь это козел и свинья. Что касается рогов, то их описывают по-разному, одни говорят, что они маленькие, а другие упоминают об огромных и ветвистых наростах. Многие люди, которые утверждают, что видели черта, говорят, что у них есть длинные зубы, выделяющиеся своей желтизной. В глазах последователей можно увидеть страшный огонь, который пылает злостью и ненавистью. Конечно, нельзя не вспомнить о хвосте и копытах, которые являются характерными признаками чертей.
Кому помогают черти и какие у них обязанности? В первую очередь стоит сказать о том, что они являются главными помощниками Сатаны, выполняя все его указания. Среди нечисти есть некая иерархия и наиболее значимыми являются «злые» черти, которые больше всего времени проводят в аду, издеваясь над грешниками. Есть также и обычные черти, которые свободно гуляют по земле и их задача заключается в том, чтобы соблазнять людей и сводить их с ума, заставляя отречься от праведной жизни.
Люди верят, что если черт выберет себе жертву, то он может свести с ума человека и даже толкнуть его на самоубийство. Именно черти управляют людьми, когда они решаются на нечестные события. Азартные иглы, алкоголь, наркотики, сигареты – это инструменты, которые использует нечисть, чтобы уничтожить человека.
Еще с древних времен люди боятся встречи с чертями, поэтому важно разобраться, где именно они обитают. Считается, что нечистая сила обитает на перекрестках, eще черти любят заброшенные строения, а также запыленные чердаки. Кроме этого, люди верят, что нечистая сила может поселиться и в обычном доме, в котором люди постоянно конфликтуют и занимаются плохими делами.
Вообще черт в многочисленных рассказах о нем – обычный гость (если не обитатель) деревни, крестьянской избы. Вездесущие черти наполняют и пространство вне дома, и дом; нередко нечистый живет почти по человеческому образу и подобию: черт очень любит музыку, может обучить игре на гармони, приглашает музыканта к себе на свадьбу; он играет в карты (но, естественно, без крестей); черт не прочь поплясать, подраться, выпить (во время пляски после попойки черти поднимают вихрь); черт приглашает пастуха в кабак, но пастуху приходится при этом скинуть лапти, так как лапти плетутся крестиками; черт справляет поминки по теще; помогает ворам; к нему можно попасть в гости, наняться на работу и т.п.
Образ черта в подобных рассказах и поверьях «снижен», бытовизирован; с ним можно вступить в соглашение (особенно после оказанной ему услуги – например, спасенный от грозы нечистый идет вместо мужика в солдаты). Черт поддается на обманы и хитрости.
Единоборство с чертом, в котором он выступает замороченным простофилей, его обман – излюбленная тема не столько поверий и быличек (повествований, в действительность которых верят), сколько сказок о черте, часто окрашенных в шутливо-иронические тона. В бытующих поверьях и рассказах о нем черт не однолик, а отношения человека с ним достаточно серьезны и «равноправны».
Черт не только замещает водяных, змеев, леших; нередко он отождествляется и с не вполне ясного облика нечистой силой, которая непрерывно перемещается в окружающем людей пространстве.
Находясь в избе, многочисленные нечистые-черти не просто вредят, но, в общем-то, следят за исполнением определенных правил поведения: портят и похищают неблагословленное питье и еду; незримо едят за тех, кто шумит и болтает за столом, бросает недоеденные куски, крошит хлеб и т.д. В поверьях о невидимо присутствующем за левым плечом человека черте, соглядатае всех его поступков, так же как в поверьях о нечистом – полновластном «хозяине» избы, очевидно, отразились представления о черте не как об исключительно вредном, коварном, но необходимом для существования человека сверхъестественном существе.
Качество черта, привнесенное христианством (и проявляющееся не всегда), – стремление постоянно искушать человека, вмешиваться в его жизнь, ставя перед моральным выбором. Однако в народных поверьях черт – скорее заинтересованный соглядатай, нежели коварный искуситель. Вездесущий черт в верованиях русских крестьян может быть источником непредсказуемой и неуловимой, вызывающей различные события и беды силы. Точнее, чертом часто именуется не столько злая, сколько двойственная в своих проявлениях «сила вообще» («демон в самом общем пониманье»), действию которой приписываются и более или менее мелкие несчастья, например, неловкие движения, потери («лукавый попутал», «черт толкнул»), и серьезные опасности.
Отождествляясь и с лешим, и с неясного вида нечистой силой, черт «водит», «носит», сбивает с пути людей (и буквально – заставляя их плутать в лесу, и в переносном смысле – толкая к разрушительным поступкам: убийству, самоубийству и т.п.). Действия такого черта-случая, черта-судьбы часто необъяснимы и непреодолимы.
Особенно опасен черт для припозднившихся в пути пьяниц, его излюбленной «добычи», что отразилось и в поговорке: «Смелым Бог владеет, пьяным черт качает».
По поверьям, черт может насылать болезни. Вмешательству беса-черта приписываются прежде всего душевные болезни, сопровождающиеся истерическими припадками психические расстройства, в частности, кликушество. Порчу, болезни, происходящие от неизвестной причины, кликушество крестьяне нередко объясняют тем, что в человека проник или посажен черт («на несколько лет или на смерть»). Черт может действовать самостоятельно или быть напущен колдуном, недобрым, «лихим» человеком «на питье, еду», «по ветру».
В рассказах русских крестьян о кликушах, пожалуй, чаще фигурирует все же не черт, а бес – существо, тождественное черту, но более неуловимое, таинственное. Избавиться от беса-черта испорченные могли с помощью колдунов, «отчитывания» в церкви и т.д., но иногда болели до самой смерти.
Влиянию черта (как и беса) традиционно приписывалось и пьянство, почитавшееся чем-то вроде душевного заболевания, наваждения: «в человека, страдающего запоем, непременно вселяется черт». Пьянство воспринималось крестьянами как трудно преодолимое бедствие; чтобы избежать его, постоянно сопутствуемый чертом человек должен был быть все время настороже.
Охраняет от чертей ношение шейного креста, крестное знамение, курение ладаном, молебны, вообще строгая, праведная жизнь, молитвы и, напротив, матерная ругань. Препятствие для черта, как и для других нечистых духов, – семя льна, чертополох, очерчивание с особыми приговорами.
Если какой-нибудь отчаянный человек решался выстрелить в черта, то должен был помнить, что убить его можно лишь медной (серебряной) пуговицей. Боится черт также и грозы, во время которой, согласно крестьянским верованиям, Илья Пророк и молнии преследуют нечистую силу, стремясь поразить ее, уничтожить.
Тем не менее крестьяне по большей части относились к черту не как к подлежащему беспощадному искоренению исчадию ада, а как к неизбежному спутнику жизни, которого лучше не злить, не раздражать. Это обусловило популярность поговорки: «Богу молись, а черта не гневи».
|