Это слово всем известно. Куча поговорок, пословиц, народных мудростей посвящено этому слову. Самые известные из них: От судьбы не уйдёшь. Судьбу не выбирают. Чему быть, того не миновать. И так далее. Вариантов масса, и довольно легко заметить, что все их объединяет некая сила, находящаяся за гранью понимания обычного человека. Что-то такое значительное, мощное, предопределённое.
А уж сколько спекуляций вокруг. И гадалки, и предсказатели, и ясновидящие всех мастей и калибров. Человеку всегда хочется заглянуть за грань, узнать что-то такое, что недоступно всем. Так сказать, облегчить выбор, получить ответ, некую определённость. Вот и пользуются этим самые разные «специалисты», и некоторые весьма успешно, с точки зрения добывания денег.
Не будем осуждать, это выбор каждого. Наша задача – попробовать разобраться с этим словом, и выбрать для себя, максимально правильный и рабочий подход.
Начинать надо с определения. Как вы уже знаете, русский язык силён и могуч тем, что само написание слова уже несет в себе смысл, значение процесса, надо только повнимательнее приглядеться и подумать. Так и со словом судьба. Легко увидеть две части слова – суд и ба. Что такое суд – это понятно, а вот ба – это не что иное, как Бог. Только со временем произношение слегка затёрлось, сократилось. Вот и получаем искомый ответ: СУДЬБА – СУД БОГА.
В переводе с русского на русский – ответная реакция за совершенные поступки со стороны высшей силы. Получаем конкретную, рабочую, ёмкую формулировку процесса. Суть которой в том, что все наши поступки и действия складываются в определённую цепочку событий, под общим названием СУДЬБА. То, что, каждый из нас имеет сегодня – это следствие предыдущих действий. То, что будем иметь завтра – определяется нашими сегодняшними поступками. А это, в свою очередь, не что иное, как действие Универсальных Законов.
Можно сколько угодно рассуждать про официальное значение этого слова. Искать различные первоисточники и общепринятые данные. Каждый сам для себя выберет, принимать такое значение или нет. Для тех же, кто безоговорочно принимает лишь, так сказать, научные источники, рекомендуем вспомнить известное противостояние о шарообразной земле и её вращении вокруг Солнца. Тогда официальная точка зрения была совсем не такая, как сегодня.
Люди всех культур во все времена сталкивались с этой проблемой, с этими двумя подходами к жизни: все ли предопределено или мы можем каким-то способом изменить ход событий – силой нашей воли, наших желаний, наших слез, преодоленных нами опасностей и исправленных ошибок?
Все известные нам культуры и народы задавались таким вопросом, с ним были связаны даже определенные божества. Например, о традициях и истории Древнего Рима нам известно сегодня (а сегодня нам известно гораздо больше, чем десять лет тому назад, когда считалось, что Рим основали только Ромул и Рем, когда не придавали должного значения произведениям Вергилия и не учитывали символического смысла мифа об Энее и маленькой группе его соратников), что римляне верили в Бога (он упоминается в мифах), стоящего выше Юпитера, божество без имени, которого называли просто – Неизвестный.
Что такое судьба? И можем ли мы изменить ее? Правда ли, что есть силы судьбы? Но тогда что они такое – ангелы-хранители или бесстрастные исполнители закона, одинакового для всех?
Каждому из нас есть что сказать об этом, ведь каждый хоть раз в своей жизни воскликнул: «Это судьба!» Но все-таки: спасение от катастрофы – это случайность или вмешательство высших сил? Или интуиция, наш собственный внутренний голос, который побуждает вдруг сдать билет на самолет и поехать на поезде? А если это не внутренний голос, а подвернутая нога, резко поднявшаяся температура, сломанное ребро?..
Американский социолог Джеймс Стаунтон, проанализировав данные о железнодорожных и авиакатастрофах за 1958 год, выяснил, что все самолеты и поезда, потерпевшие аварию, обычно заполнены на 61%, тогда как «благополучные» – на 75% и больше.
Загадочные 14%, случаи сдачи билетов и опозданий, которые не всегда можно объяснить, невероятные происшествия, вдруг помешавшие человеку сесть в самолет, который через несколько часов разбился... А не значит ли это...
Да ничего это не значит! Ведь результаты исследования можно истолковать как угодно, и те, кто верит в судьбу, по-прежнему будут в нее верить и подбрасывать монетку, принимая решение, а те, кто не верит, все равно будут полагаться на себя и считать, что никакой судьбы нет. До тех пор, пока не произойдет в их жизни то, что заставит задуматься: а что же такое судьба?
Древние греки также почитали божество, стоящее выше самого Зевса, владыки Олимпа; его называли Зевс-Зен. Эсхил говорит о нем как о божестве, управляющем Судьбой. В греческой драме, которая была отражением Элевсинских мистерий, часто упоминается загадочный принцип Судьбы, управляющий всем сущим. Вспомним, например, «Прометея прикованного», знаменитое произведение Эсхила. Когда Прометей крадет Огонь – Свет и Разум – ради блага всех людей, Зевс карает его: титана приковывают к скале на горе Кавказ, и орел, прилетая каждый день, выклевывает его печень. Печень вырастает после этого вновь и вновь, и таким образом, через боль и страдания, каждодневно совершается великое жертвоприношение любви. (В более эзотерических вариантах этого мифа говорится, что в левый бок Прометея был вбит железный лемех.) И когда распятое божество вопросило: «Почему вы делаете это со мною?» – таинственный голос с далеких высот, над Олимпом и над самим Зевсом, дошедший до Прометея через Гермеса – вестника, бога Мудрости, – ответил: «Потому что так хочет Судьба, потому что это Судьба...»
Все народы интуитивно чувствовали, что далеко за пределами проявленного, даже выше любого персонифицированного божества, существует загадочный принцип Судьбы. В древнееврейской Каббале его называли Ain Soph (Эйн-Соф), «Ничто». Это тот, кто находится на вершине Короны, кто управляет всеми невидимыми существами. Его импульс нисходит с высот, для того чтобы дойти до нашего дуального мира, в котором все явленное принимает форму благодаря «столкновению», сплетению сил, энергии и материи.
В древнем индийском пантеоне также есть божество, находящееся за пределами рационального, интеллектуального понимания. То же самое мы встречаем в пантеонах Древней Америки и Древнего Китая: всегда упоминается высшее божество без имени и атрибутов, представляющее неумолимую Судьбу.
Так существует ли Судьба, неумолимая и непреклонная? Существует ли какой-нибудь способ жить в согласии с этой Судьбой? Или Судьбы не существует, а есть лишь свободная воля, благодаря которой мы и только мы создаем свою собственную судьбу?
Ответить на эти вопросы очень трудно, поскольку всегда можно привести примеры в пользу и того, и другого подхода. Когда узнаешь некоторые из них, даже становится страшновато.
Несколько месяцев тому назад в Англии обнаружили книгу под названием «Титаник», написанную малоизвестным писателем примерно в 1890 году. В этой книге говорится об огромном лайнере, который размерами превосходил все корабли той эпохи и весил около 60000 тонн; он назывался «Титаник». Отправляясь в свое первое торжественное плавание из Англии в Нью-Йорк, этот корабль принял на борт более 2000 человек. За день до прибытия в порт назначения он столкнулся с айсбергом, серьезно повредившим его, и затонул. На все сигналы тревоги и просьбы о помощи, которые он посылал сразу после аварии, практически никто не обратил внимания и не пришел на помощь – так сильна была всеобщая убежденность в том, что подобный корабль неуязвим. В результате погибло много людей, это было самое серьезное крушение в истории мореплавания. Через 20 лет после выхода книги трагедия, описанная в ней, точь-в-точь повторилась в реальности.
Как можно объяснить подобное? Как, откуда этот неизвестный нам писатель мог узнать о том, что произойдет через два десятка лет? И вообще, как получается, что иногда события, которые должны произойти, заранее говорят о себе людям, проявляясь в символической форме?
Геродот рассказывает историю одного правителя, который приказал удалить из своего царства все повозки, запретив также любым повозкам из соседних государств пересекать границы его владений. Оказывается, какой-то прорицатель предсказал, что причиной его смерти станет повозка. В этом царстве произошел государственный переворот, и один из восставших убил властителя, вонзив в его сердце меч. Последнее, что увидел умирающий, была рукоять меча с выгравированной на ней повозкой – символом царского дома, к которому принадлежал убийца.
Все эти близкие по смыслу истории, рассказанные разными людьми, приводят нас к мысли о том, что существует Предопределенность, неумолимая Судьба, которой подвластно все и вся.
Индийская философия говорит о Дхармане – законе, управляющем Вселенной и всеми ее обитателями; она также учит, что существует Садхана – смысл жизни и предопределенный путь, на протяжении которого этот смысл проявляется. Она утверждает, что существует Карма – закон действия (акции) и реакции.
Индусы представляли Дхарму как широкий путь, по которому нужно идти; его никому не избежать. В чем же тогда может быть свобода выбора, которая дана человеку? Как понять, кто из идущих по этому пути плохой, а кто хороший, кто поддается инстинктам, убивая все человеческое, а кто идет вслед за высокими, священными мечтами своей Души? Философы Индии говорили, что свобода выбора состоит в том, чтобы идти по этой стезе быстрее или медленнее. Каждый раз, когда мы слишком удаляемся от оси пути и бьемся о его края, мы страдаем, мы чувствуем боль, и эта боль пробуждает в нас осознание того, что нужно возвращаться к центру.
Боль всегда была инструментом пробуждения сознания; мы по-настоящему умеем ценить только то, что однажды потеряли. В каждом из нас живет тихий голос, тот голос совести, который в Гималаях называли Голосом Нади; он направляет нас, объясняет, что мы должны делать, и помогает разобраться, хорошо или плохо то, что мы уже совершили. Но обычно мы его не слышим – в основном потому, что у нас нет привычки обращать на него внимание. Его звучание мы воспринимаем так же, как гул водопада или шум ветра, колышущего ветви деревьев, и он остается не замеченным нами. Мы забываем, что это голос Бога в нас самих, голос нашей бессмертной Души, нашего Высшего «Я», нечто самое священное и таинственное, что мы имеем; это загадочное Нечто будет по-прежнему обращаться к нам даже тогда, когда физически мы покинем этот мир. Этот внутренний голос подсказывает нам, каков наш собственный путь, вплетающийся в Великий Путь, в Великую Предопределенность, которая проявляется во всем.
Итак, существует ли свобода выбора? К сожалению, в том материалистическом мире, в каком нам приходится жить, людям удалось до совершенства развить диалектический способ мышления в самом плохом смысле этого слова – для нас вещи бывают либо черными, либо белыми, либо хорошими, либо плохими.
Увлекаться такой диалектикой, созданной из крайностей и абсолютистских утверждений, попадать в ловушку подобного догматизма в самом деспотическом его смысле очень рискованно. Рассматривать и объяснять подобным образом все, что происходит в природе, опасно, потому что такой подход рано или поздно приведет нас ко многим ошибкам и к столкновениям не только с другими людьми, но также и с самими собой: мы будем вечно терзать себя и страдать, так как нам придется постоянно выбирать между двумя крайностями. В действительности этот выбор часто оказывается ложным, искусственным и иллюзорным, ибо является плодом нашей фантазии.
Так предопределенность или свобода выбора? А почему бы не предположить, что есть и то, и другое? Почему одновременно не могут существовать оба понятия – при условии, что мы перестаем рассматривать их как две взаимоисключающие, абсолютные крайности? В проявленном мире не существует абсолютных оценок, все зависит от того, с кем и с чем мы сравниваем то, что оцениваем.
Итак, все имеет свою судьбу. Все проявленное на данном этапе эволюции имеет искру сознания, в которой отражается то, ради чего оно существует, отражается его собственная судьба. На самом деле судьба эта является лишь только отправной точкой, с которой начинаются новые пути, открываются новые дали, о которых мы не могли даже мечтать.
Все мы идем навстречу собственной судьбе. Чем дальше мы продвигаемся по пути, тем более открываем, что каждая судьба имеет свою метафизическую сторону. Далеко за пределами нашего физического тела и физического мира есть загадочное Нечто, и оно постоянно зовет нас, направляя все наши шаги, подобно отцу, ведущему по пути любимого сына.
Но все это может прекрасно сочетаться со свободой выбора, которую мы также должны понимать не как нечто абсолютное, а, скорее, как нечто более или менее относительное. Внутри великого метаисторического движения по пути эволюции мы можем создавать нашу собственную историю, и мы в ответе за все, что создаем, за все, что делаем. Ибо хотя верно, что все повторяется, движется и возвращается на круги своя, однако ничто и никогда не бывает таким, каким было прежде. То, что происходит сейчас, в данный момент, – уникально и неповторимо. В таком виде, в такой форме оно никогда больше не вернется и в каком-то смысле никогда не существовало.
Поэтому каждое мгновение ценно и священно именно тем, что мы делаем, пока оно длится, тем, что мы делаем здесь и сейчас, поскольку оно никогда больше таким не будет. И потому мы в ответе за то, что происходит с нами каждое мгновение, за то, чтобы не опускать руки и не опускаться самим. Ибо тот, кто, веря в абсолютную неизбежность судьбы, позволяет, чтобы его несло течением жизни, рискует превратиться в бревно, которое может разбиться в щепки. Каждому человеку дан шанс, возможность идти по пути, в своем ритме и согласно своим способностям; но какими бы ни были его ритм и способности, он должен двигаться вперед, постоянно совершенствуясь и очищаясь.
Одни люди плетутся по пути еле-еле, другие двигаются решительно и смело. Одни шагают опираясь на окружающих, а другие идут так, чтобы окружающие могли на них опереться. Для одних вовсе не важно, будут ли они идти по головам тех, кто рядом, и сколько людей пострадает, пока осуществятся их интересы и желания. Но для других не важно, сколько людей пройдет по их головам, если таким образом можно помочь им продвинуться по пути. Не все люди одинаковы, уравниловка – это один из «мифов» ХХ века. Все мы разные: у нас разные лица, разные вкусы, разный образ жизни. Но это не значит, что мы противостоим друг другу, что мы друг для друга враги. Именно благодаря различиям мы можем собрать и объединить все те элементы, которые нужны, чтобы двигаться по пути эволюции.
Истинный философ – тот, кто действительно ищет Истину, – должен привыкнуть идти рука об руку с Мистериями. Он не всегда может объяснить все, что происходит, и должен принимать то, что не может понять. Ибо желание все понять, все знать, все выразить в цифрах и в словах – это проявление тщеславия. Люди XIX века глубоко заблуждались, когда говорили: «Да что же еще теперь изобретать?» Придумав первые паровозы, первые прототипы машин, двигавшиеся со скоростью 20 километров в час, они полагали, что уже изобрели всё. Но сколько всего оставалось изобрести после них – столько же останется изобрести после нас. А сколько еще того, что мы хотели сделать, но забыли, или того, что не хотели, но все-таки совершили!
Итак, мы должны научиться идти по пути, как будто ведем за руку маленького ребенка, ибо он является символом Тайны. Часто в инициатических Мистериях та часть Бога, которая живет в нас самих, а также и вне нас, изображалась в образе ребенка, улыбающегося и несущего в руках факел – чтобы мы могли лучше видеть, куда идем и куда ступают наши ноги. Этот ребенок, сопровождающий нас на пути, – олицетворение нашего внутреннего сокровища, о существовании которого мы ничего не знаем. Он напоминает о том, что каждый из нас должен хранить в своем сердце хотя бы маленькую долю скромности, а еще – твердую веру в самого себя, в человечество и в Бога.
Судьба – это своего рода линия, которую каждый человек выбирает для себя. Если бы это было не так, и судьба заранее была бы предначертана, то все устремления человека к достижению поставленных целей были бы бесполезны. Многие, правда, пытаются оправдать собственные неудачи и промахи тем, что такова судьба. Но это неверно, ведь судьба складывается на протяжении всей жизни. Никто не может догадываться о своей судьбе и уж тем более не может знать этого наверняка.
Существует множество фактов, которые доказывают все, сказанное выше. Многие пытались изменить собственную судьбу и добиться в жизни чего-то, и тем, кто действительно стремился к этому, все удавалось. Так, к примеру, многим хорошо известна писательница Дж.Роллинг, автор персонажа Гарри Поттера. Но мало кому известно, насколько трудно приходилось женщине. Она была простой учительницей французского языка, и первые литературные опыты ее были неудачными. Более того, множество раз ей отказывали в публикации того же Гарри Поттера, но Джоан не сдавалась, перерабатывала и дорабатывала свою книгу. Трудно сказать, чтобы это была судьба. Ведь, если бы женщина не выбрала столь сложный путь, ее книга вряд ли когда-нибудь увидела бы мир. Джоан сама решила стать писательницей и упорно шла к этой цели.
Можно взять пример из жизни. Так, человек решил приобрести ради веселья или ради интереса лотерейный билет, вовсе не надеясь на выигрыш. Но выиграл значительную сумму денег. Это не судьба, это выбор, хоть и совсем незначительный. Подобных примеров можно привести великое множество. Но все они дают понять, что упрекать во всем судьбу неправильно.
Если представить судьбу в виде дерева, то получается, что при принятии какого-то решения ветвь дерева разветвляется и идет далее. Если бы человек принял другое решение, то и дерево выглядело бы по-иному. В данном случае – дерево является человеческой жизнью, судьбой.
Пожалуй, сказать определенно о том, какая судьба у человека можно только после его смерти. Только тогда можно рассмотреть и проанализировать все его поступки, плохие и хорошие. И уже на основании этого анализа делать выводы о личности человека и о его судьбе.
Некоторые исследователи паранормальных явлений, впрочем, придерживаются абсолютно противоположной точки зрения. Так, в частности, по словам Лазаря Моделя, жизнь у всех людей складывается совершенно по-разному, у одних каждый день праздник, другие мучаются от самого рождения и до последних минут жизни, одни трудолюбивы и талантливы, другие – бедные и безызвестны. А все потому, что у каждого человека есть своя судьба, которая дается ему от рождения. В качестве доказательства своей правоты Модель говорит о пророчествах и предсказаниях. Будущее существует в пространстве и времени задолго до своего наступления.
История знает немало случаев, когда люди видели свое будущее во сне. Так, к примеру, президент Соединенных Штатов Америки Авраам Линкольн несколько ночей перед собственной смертью видел во сне похороны в Белом Доме. На вопрос «Кого хоронят?» ему отвечали «Президента». И действительно, в скором времени Линкольн был убит. Сон оказался пророческим.
По словам историков Плутарха и Арриана, незадолго до смерти Александра Македонского предсказатель Пифагор (который являлся тезкой знаменитого математика) предсказал скорую его смерть. Когда Македонский приехал в Вавилон, навстречу ему вышли прорицатели, которые уговаривали императора не входить в город.
По словам историков античности, в частности, Тацита и Светония, большинство римских императоров были хорошо осведомлены обо всех подробностях своей смерти, но как ни старались некоторые из них обмануть судьбу, сделать это так никому и не удалось.
Известная писательница современности Дарья Донцова также получила предсказание от арабской прорицательницы. Еще будучи никому неизвестной переводчицей, женщина попала в автомобильную катастрофу. После этого ясновидящая предсказала, что в скором времени Дарья будет зарабатывать большие деньги, водя рукой справа налево. Донцова не сразу поняла, что это значит, и лишь, когда начала писать книги, осознала, что именно справа налево в арабских странах пишут.
Самыми распространенными способами предсказания будущего являются гадание на кофейной гуще и картах, ясновидение, астрология. Большой популярностью пользуется древнейшее искусство гадания по руке – хиромантия. Эта оккультная наука была хорошо известна еще в Древнем Египте. Увлекались ее многие известные мыслители, в том числе, и Пифагор. Первый, дошедший до нашего времени, трактат по гаданию по руке, был написан Аристотелем еще в 350 году до н.э.
Существует, по словам некоторых специалистов, немало других примеров, которые подтверждают, что у каждого человека есть своя судьба. К таковым, в частности, можно отнести случаи чудесного спасения.
Как отмечает Лазарь Модель, существует целый ряд так называемых оккультных наук, которые пришли к нам из глубокой древности, и которые занимаются именно предсказанием судьбы. Но, отмечает исследователь, дело это далеко не безопасное. Если человеку, к примеру, предсказали, что он проживет до 75 лет, то попасть в кораблекрушение в пятидесятилетнем возрасте совсем не страшно, ведь человек верит в то, что останется жив. Но, вместе с тем, узнав свою судьбу, каждый человек как бы подписывает себе смертный приговор с отсрочкой. Человек теряет ощущение бессмертия, и стрелки его смертного часа начинают отсчет.
Но ведь прорицатели не всегда оказываются правы? Даже Ванга иногда ошибалась. А между тем предсказание ложится на подсознание человека мертвым грузом, проецируя неправильную программу для жизни и делая установку на смерть. В древности недаром хорошо известен был анекдот об астрологе Людовика XI. Король решил казнить его за плохие пророчества, однако перед казнью решил спросить, знает ли тот день собственной смерти. Астролог оказался очень неплохим психологом и ответил, что умрет за три дня до смерти самого короля. Людовик казнь его так и не решился…
В то же время Лазарь Модель уверен в том, что судьбу можно изменить. А йоги вообще уверены в том, что судьбу, данную при рождении, можно поменять на другую. Но даже если сделать это не удастся, в рамках одной судьбы существует определенная свобода выбора, оставленная за человеком.
По словам Моделя, астрологи разделяют судьбу человека на три вектора: гороскопическая карма, структура кармы и вектор воли. Таким образом, судьбу человека на треть определяют звезды, на треть – карма и еще на треть – сам человек.
Гороскопическую карму можно вычислить по многочисленным предсказательным системам, в частности, по системе Таро. Благодаря этим вычислениям многие выдающиеся личности сумели предотвратить фатальные повороты судьбы. Так, к примеру, величайший адепт Франции Луи Констан смог предотвратить смерть своего маленького ребенка.
Аналогичных взглядов придерживаются и индийские хироманты, которые уверены в том, что судьба подобна нити, один конец которой находится в руках Божьих, а второй – в руках человека. Тот конец нити, который находится в руках Бога, непостижим для человека, это тайна, поэтому человек должен сосредоточиться на том, что зависит непосредственно от него. Человек должен развивать свой ум, стремиться к совершенству, соблюдая при этом нравственные нормы. Только там можно влиять на судьбу.
Таким образом, мнения специалистов относительно существования судьбы, правдивости всевозможных пророчеств и возможности свою судьбу изменить, разошлись. Каждый человек должен сам решить, что для него значит судьба. Но как бы там ни было, жить нравственно, честно и поступать по совести и справедливости, должен каждый, несмотря ни на что…
Слово «судьба» происходит от словосочетания «суд Божий». Таким образом, то, что мы понимаем под судьбой как неким предписанным нам выше «планом» нашей жизни, на самом деле является реализацией Божественной воли по отношению к каждому человеку.
В то же время православное богословие никогда не поддерживало идею судьбы как слепого рока, то есть того, что абсолютно предопределено для нас. Безусловно, Бог все знает: что было, что есть и что будет, и в бытии нет такого временного отрезка, который был бы скрыт от Творца. Но при этом всеведение Божие не предопределяющее.
Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Должно знать, что Бог все наперед знает, но не все предопределяет». Святые отцы говорят: Бог не предопределяет наши поступки, а предвидит их. Что это значит? В первую очередь то, что в случае предопределения в жизни каждого из нас уже нет места для нашей собственной свободы. Если есть предопределение, то от нас уже в этой жизни ничего не зависит. Если мы предопределены к погибели – обязательно погибнем, независимо от того, будем делать добро или нет. Другими словами, если наша «судьба» попасть в ад, мы ничего не сможем сделать, что изменит эту участь. А значит можно, собственно, ничего и не делать, ведь, несмотря на то, будем мы исполнять заповеди Божии или нет, будем любить Самого Бога и ближних или нет – никак не повлияем на нашу судьбу.
Однако Православная Церковь всегда отвергала подобное мнение. Во взаимоотношениях человека и Бога есть один очень главный принцип – принцип свободы. Священномученик Ириней Лионский говорит, что свобода – это величайший дар, данный Творцом человеку, и потому Он никогда не нарушает человеческой свободы.
Следовательно, наша участь зависит только от того, как мы используем свою свободу: направляем ее на служение Богу и ближнему или греху. И только так решается наша участь: не от воли случая, не мановением «слепой судьбы», но в зависимости от того, как мы используем величайший Божий дар, данный человеку при творении – свободу.
Существуют две противоположные точки зрения. Одна утверждает, что все события в мире предопределены заранее и фатальны, а другая – что все зависит от случайности или от нашего выбора… Но рассуждают на тему судьбы чаще всего на дилетантском уровне. Интересно, а что говорят о судьбе представители официального научного мира, да еще из разных областей?
Оксфордский профессор математики Маркус ду Сотой провел эксперимент, который вроде бы отрицает проявление человеком свободной воли и подтверждает существование судьбы. Во время съемок передачи на канале Би-Би-Си он попросил профессора Джона Дилана Хайнса из Центра нейроинформатики Бернстайна просканировать его мозг в то время, как он должен был нажать на кнопку прибора. Ему предстояло делать выбор – использовать для нажатия правую или левую руку.
Сканирование показало, что за шесть секунд до того, как происходило осознание решения, в мозгу активизировались отдельные участки, причем в случае выбора правой руки зоны активности отличались от тех, которые были задействованы в случае выбора левой. Получается, что решение, какой рукой нажать на кнопку, принималось не сознанием, не собственным «я» Сотоя, а «серым веществом» мозга.
«Разум осознает вашу мозговую активность, – прокомментировал автор эксперимента. – А бессознательная активность мозга осознает некоторые аспекты вашей личности. Она пребывает в гармонии с вашими убеждениями и желаниями».
С другой стороны, а так ли уж много мы знаем о процессах мышления, происходящих в нашем мозгу, чтобы судить об этом так безапелляционно?
В первой половине прошлого столетия Вернер Гейзенберг обнаружил, что далеко не все физические явления являются детерминированными, то есть их ход определен какими-то происходившими ранее процессами. В свою очередь, Альберт Эйнштейн был убежден, что даже преступления серийных убийц предопределены заранее (хотя это, разумеется, не спасает последних от наказания)… Ну, а как же тогда квантовые микрочастицы, положение которых в пространстве так трудно зафиксировать?
«Эйнштейн ошибался, – считает известный физик-теоретик Мичио Каку. – Каждый раз, когда мы смотрим на электрон, он двигается. Существует неопределенность в положении електрона».
Если существует неопределенность на уровне частиц, то, скорее всего, она существует и на других уровнях, полагает Каку. Так, когда мы смотримся в зеркало, то мы уже не такие, как на самом деле выглядим в данный момент… «Это я одну миллиардную секунду назад, потому что свету требуется время, чтобы позволить мне отразиться в зеркале и увидеть себя», – делает вывод ученый. Следовательно, говорит он, нельзя определять ничье будущее, исходя из прошлого, а судьбы не существует.
Философ-когнитивист Дэниэл Клемент Деннет полагает, что сама постановка вопроса о свободном выборе и предопределенности (или судьбе) некорректна. «Странно, что, хотя люди рассуждают о свободном выборе и детерминизме, мало кто задумывается о смысле этих слов, – констатирует он. – Что означает неизбежность, судьба?»
Ну, к примеру, есть вещи, которых человек может избежать, такие, как удар падающего сверху кирпича или брошенного копья – от этих предметов можно попросту увернуться… Гораздо сложнее увернуться от молнии, которая вдруг решит вас сразить в определенный момент в определенном месте… Поэтому в разных случаях можно говорить о разной степени неизбежности. С другой стороны, откуда мы знаем, что ситуации, когда мы, к примеру, избегаем какой-то ситуации, также не предопределены заранее некими высшими силами и не являются частью судьбы?
Мы уверены, что сами выбрали ту или иную дорогу, повернули свою жизнь в верном или неверном, с нашей точки зрения, направлении… Но разве можно судить о том, что вам действительно было суждено? А может быть, вам суждено было именно избежать того или иного выбора… «Вы собираетесь изменить будущее, судьбу: изменить что на что?… Погодите, вы считаете, что будущее неизбежно?» – спрашивает Деннет своих оппонентов.
Одним словом, и утверждения о том, что человек – хозяин своей судьбы, и о том, что судьбу не изменить, пока остаются совершенно бездоказательными. Даже физические и биохимические процессы порой в одних и тех. же исходных условиях могут развиваться совершенно по-разному и по непредсказуемым «сценариям». Да, жить в мире, где нельзя ни в чем быть абсолютно уверенными, нелегко. С другой стороны, жить в мире, где все абсолютно предсказуемо и не зависит от нас, довольно скучно…
Покорно следовать заранее спланированному сценарию, не задавая лишних вопросов и не раздумывая. Плыть по течению и надеяться, что оно однажды вынесет тебя на прекрасный райский остров, ну или потопит. Согласны? Мы не очень.
Согласно существующему определению, судьба – это совокупность всех произошедших с нами событий, которые влияют на ход и качество человеческой жизни. Они определяют, насколько человек удовлетворён своей жизнью, либо разочарован в ней. Но кто же создаёт все эти события? Кто несёт ответственность за то, что ежедневно происходит с нами? Для некоторых людей ответственность тяжёлым грузом ложится на хрупкие плечи судьбы. Если, конечно, у судьбы вообще есть плечи!
Судьба – это результат нашего выбора, и она формируется в процессе принятых нами решений и совершённых поступков. Если судьба, или карма – это совокупность наших действий, кто же тогда несёт за них ответственность? Высший разум (Бог) или всё-таки мы сами? Кто заставляет нас ходить на нелюбимую работу, есть вредную еду, связывать свои жизни не с теми людьми? Думаем, если ответить честно, это мы сами. Каждый день мы принимаем огромное количество решений, совершаем, на первый взгляд, обычные, незначительные поступки и не задумываемся, что даже сейчас, читая эту статью, создаём свою судьбу. Без малого нет и великого.
Просыпаясь, мы создаём свой новый день, решаем, как провести данное нам время, чему себя посвятить. Все принятые нами решения превращаются в поступки, поступки, в свою очередь, превращаются в привычки, а привычки формируют наш характер, он и определяет нашу судьбу. Если вы не знаете чего хотите, всегда найдутся те, кто знает. Если у вас не будет собственных целей, вы будете лишь средством в достижении чужих. Поверьте, это очень утомляет. В таком случае, другие люди будут принимать решения за вас, строить ваши жизни, создавать ваши судьбы. Помните, что все мы режиссёры своей жизни. Потрудитесь, чтобы ваша жизнь была достойным фильмом, наполненным счастьем и безграничной любовью. Не бойтесь ответственности. И тогда ваша судьба будет сладкой!
|