Magnus Fragor

Главная » Статьи » Загадки Вселенной

Дед Мороз и Снегурочка

С раннего детства Новый год ассоциируется с Дедом Морозом и его внучкой Снегурочкой, без которых не обходится ни одна встреча Нового года. Но действительно ли Дед Мороз был таким добрым волшебником, который любит детей и приносит каждый год подарки, и была ли Снегурочка его внучкой? И откуда берут корни некоторые новогодние традиции – разберём в этой статье.

Мороз, или как его еще называли (Трескун, Морозко) в славянской мифологии был злым божеством, которому приносили человеческие жертвоприношения. Он был повелителем зимних холодов. Восточные славяне представляли Мороза, как старичка с длинною белою бородою, который ходит по лесам, полям и селениям, стучит своим посохом. От стука этого начинались лютые морозы, реки сковывались льдом, деревья покрывались инеем. А если стукнет по дому – то непременно бревно какое нити треснет. Сосульки – это его слезы, снежные тучи – его волосы.

Мешок Деда Мороза изначально предназначался не для подарков детям, а для сбора приношений. По поверьям славян, Морозко мог похитить детей и унести их в этом мешке. Супруга Мороза – сварливая зима. Ее дыхание настолько холодное, что даже вся нечисть, которую боятся люди, прячутся он него. Слуги Зимы – вьюги и метели.

Но так как в славянском язычестве практиковались человеческие жертвоприношения, чтобы задобрить Мороза, в лютую зимнюю стужу в лес уводили юную девственницу и привязывали ее к дереву. Если за день жертва застынет – значит мороз принял жертву, и можно надеется на мягкую зиму. Именно эту замёрзшую девушку называли Снегурочкой.

Так же в славянской мифологии Снегурочка – это девочка, которую люди вылепили из снега. Но, как-то пошла она с подружками в лес, которые затеяли там прыгать через костер. Не решилась Снегурочка отстать от своих подруг, прыгнула и растаяла. Именно поэтому Снегурочку в русских сказках описывают как белолицую красавицу, с белыми волосами и ресницами, которая полна неизъяснимой и прохладной прелестью. Каждый год она рождалась из самого чистого и белого снега, с умирала с его таянием.

Разница в трактовке поверий о Снегурочке вызвана тем что племен было много, и каждое были свои традиции связанные с божествами и ритуалами, но в совокупности их объединяет одно – Снегурочку создали люди, она не являлась дочерью того или иного Бога.

Первые поверья в Мороза возникли в районе Вологды, именно поэтому родиной его считают Великий Устюг. Со временем его образ трансформировался и приобрел совершенно иные черты – он стал добрым и отзывчивым. В народном фольклоре, литературе, а позднее в кинематографе довольно часто авторы обрезались к образу этого божества. В советской сказке “Морозко” очень многое пересекается с мифологией, но в ней он уже представляется добрым и заботливым старичком.

Еще один символ новогодних праздников – ель, в Россию уже пришла от кельтов, которые считали это вечнозелёное дерево священным, в котором жили боги и духи, и приносили подле него жертвоприношения. Но со временем языческие традиции трансформировались, и приняли свой современный вид.

Если говорить о славянах (а именно о восточных славянах, которые составляли основную часть населения древнерусского государства), то мороз как природная стихия почитался ими с давних времен. Они представляли его как очень низкого или, наоборот, высокого седого старичка с длинной бородой, который, по мнению некоторых исследователей, имел особенность бегать по полям и вызывать стуком трескучие морозы.

Морозу (которого называли Студенец, Снеговей, Зимник, Трескун) старались угодить: в Святки и Чистый четверг существовал обычай «кликанья мороза», когда Деда приглашали отведать блинов и кутьи, которые оставляли на окне или крыльце.

Как известно, кутья – это поминальная еда у славян (вероятно, к поминкам частично относятся и блины, по крайней мере, они считаются ритуальной пищей). Поэтому Мороз – персонаж, который, как это ни ужасно, связан с духами умерших предков.

Хороший урожай в представлении славянских земледельцев связывался со снежной и морозной зимой, отсюда и почитание Мороза. Образ Мороза хорошо прослеживается в русских народных пословицах, поговорках и сказках. Все мы помним сказку «Морозко», которая хоть и появилась позже, но и в ней остаются отголоски старины, где Мороз предстается весьма нелицеприятным типом. В тексте сказки, с одной стороны, Морозко, конечно, одаривает падчерицу золотом за «хорошее» поведение, но с другой… насмерть замораживает дочку мачехи, по сути, за обычную лень.

Вначале Дед был премерзким типом. Морозко народ представлял в виде старца, который своим посохом управлял кончиной всего живого. Согласно легендам, в зимние солнцестояния этого дедулю надо было умилостивить. Ублажали его… юной девственницей, которую привязывали к дереву и оставляли замерзать в дикий мороз. Если за день застывала – значит, жертва принята. И мешок Деда Мороза поначалу был предназначен для сбора подношений. Посохом своим мерзкий старик колотил непослушных детей или запугивал их страшными сказками.

Лишь к началу XX века дед стал окончательно добрым благодаря известной детской песенке про елочку, написанной поэтессой Раисой Кудашевой в 1903 году… По преданиям, Дед был женат на Весне. Но об этом давно уже никто не вспоминает. И правильно: иначе бы пришлось отвечать на дурацкие вопросы, мол, где супруга, почему не вместе?.. Неизвестно – правда затерялась в глубине веков.

Считается, что Дед Мороз и Снегурочка относительно молоды, так как появились только в XIX веке. Это лишь частично соответствует действительности, так как касается литературных героев, придуманных писателями. В мифологии славян Мороз, Дед Трескун, Снегурочка и Снежевинка появились в незапамятные времена. Мы попробуем проследить их историю от самых истоков.

Дед Мороз впервые появляется в сказке Владимира Федоровича Одоевского «Мороз Иванович», написанной в 1840 году. Снегурочка – чуть моложе, ведь сказка Владимира Ивановича Даля «Девочка Снегурочка» увидела свет в 1861 году. Оба автора были большими знатоками и ценителями славянских сказок, поэтому нетрудно догадаться о том, что вдохновляло их в работе.

Практически все сказки, которые столетиями рассказывали своим внукам бабушки в России, Украине и Беларуси основаны на более древних и серьезных источниках – мифах. В древности наши предки поклонялись множеству духов, которые окружали человека кругом – в лесу, в поле, на реке и озере, во дворе и даже дома. Общались с каждым из духов в определенный день года, устраивая торжество с различными обрядами. Жрец организовывал танцы и песнопения, посвященные божеству и все верили, что дух вселяется в тело служителя культа. Часто такие праздники сопровождались разыгрыванием сцен с участием ряженых в духов людей. Они могла наглядно показывать борьбу весны с зимой или света с темнотой.

Сегодня мы относимся с юмором к подобным мероприятиям, а раньше все было очень серьезно. Наши предки были уверены, что если обряд не произойдет, весна может задержаться и из-за этого не успеет вызреть урожай и начнется голод. Сценарии этих представлений, в которых говорилось о борьбе добрых духов со злыми и их взаимодействии с людьми и есть те самые мифы, дошедшие до нас в виде сказок. С развитием цивилизации мифы играли все менее значимую роль в жизни людей, ведь с каждым столетием человек все сильнее надеялся на свои силы и знания.

Мифы легли в основу науки, так как содержали накопленную поколениями информацию об изменениях погоды, движении светил и других окружающих человека явлениях. Также можно уверенно говорить о том, что мифология сыграла огромную роль в развитии искусства. Вырезание идолов, изготовление церемониальных украшений и одежд, постановка культовых танцев и песен – все это превратилось в изобразительное искусство, театр и литературу.

Истории, рассказывающие о духах, героях и их мире, за столетия обросли множеством деталей и превратились в сказки, которые с удовольствием эксплуатируют в своих творениях писатели и поэты. Но, несмотря ни на что, следы мифологии отчетливо видны во многих современных сказках.

Тайна Деда Мороза заключается в самом его имени. В наши дни слово «мор» означает смертельную эпидемию. Но в давние времена его значение было иным – латинское mors, итальянское morte, испанское muerte, французское mort и, главное, древнее индоевропейское mertis, означали тоже что и мор, а именно: смерть. Получается, что Дед Мороз был духом зимы и смерти – Мором. Вполне логично предположить, что отчество его дочки будет звучать как Моровна. В славянской мифологии есть персонаж с подобным отчеством – Марья Моревна! Та самая невеста Ивана Царевича и волшебница, сумевшая заключить в оковы самого Кощея Бессмертного.

Но в некоторых сказках Марья Моревна еще и подруга Бабы Яги, а иногда даже ее родная дочь. Как так получилось, что сказочная красавица оказалась связана с уродливой злой старухой из леса? Историки утверждают, что среди других могущественных духов древние славяне почитали и Мору или Морену, считавшуюся богиней зимы и смерти. Часто Морена упоминается в новгородских грамотах на бересте. Одна из них написана рукой человека, желающего вразумить князя и заставить его отказаться от слишком щедрых даров гостям, накануне зимы. «Морена, вразуми князя нашего, зимний гнев свой напомни», пишет он, обращаясь к повелительнице зимней непогоды.

Можно предположить, что Моревна – это вовсе не отчество, а немного искаженное имя древнего божества. В польском и болгарском фольклоре этот персонаж сохранился до наших дней. Болгары называют этого духа Мара-Лишанка и верят, что в начале зимы он является как юная дева, но к концу ее стареет и становится безобразной злой ведьмой. Может в этом переходе и кроется связь красавицы Марьи Моревны и Бабы Яги?

Еще относительно недавно болгары и поляки в честь окончания зимы изготавливали из соломы или тряпок куклу Морены и сжигали ее. Сразу же вспоминается смерть сказочной Снегурочки, погибшей во время прыжков над костром. Из всего этого следует, что на Новый год к нам приходят не какие-то абстрактные литературные герои из сказок Одоевского и Даля, привязанные указом Сталина к празднику в 1937 году, а древние духи зимы – Мор и Морена, которых мы по новой моде называем Дед Мороз и Снегурочка. За тысячи лет ничего не изменилось, просто мы немного подзабыли значение тех или иных обрядов и исказили имена божеств.

Древние славяне верили в участие духов умерших предков в собственной повседневной жизни: эти духи могли позаботиться о хорошем урожае и защитить свой род от бед и напастей, а могли, разгневавшись, наслать голод и болезни. Поэтому духов нужно было задабривать. Именно с этой целью когда-то были придуманы колядки, дошедшие и до наших дней, – конечно, видоизмененные.

Молодые люди, нарядившись в вывернутые наизнанку тулупы и нацепив страшные маски или головы животных, обходили дома и требовали угощения. Этих «представителей» духов предков щедро одаривали самым лучшим, что было в доме. Самый страшный «дух» назывался Дедом, он был главным и символизировал самого старого и могущественного духа.

Сохранившиеся до наших времен народные сказки – часто отголоски древних преданий о злом духе зимы и холода. Например, сказка «Морозко» почти открытым текстом говорит: Дед Мороз может одарить золотом – как падчерицу за добрый нрав и хорошее поведение, так и убить, заморозить насмерть – за лень и эгоизм, как дочку мачехи. Добрая падчерица, по сути, встретилась в зимнем лесу с духом – представителем потустороннего мира.

Снегурочка появляется у древних славян как персонаж, олицетворяющий встречу зимы и весны. В большинстве регионов России Снегурочка была символом зимы – то есть, по сути, смерти. Ее связь с миром мертвых – бесспорна. А вот родственные отношения между Снегурочкой и Дедом Морозом существуют только у нас. У всех других народов Дед Мороз, как бы он ни назывался, «работает» в одиночку.

Еще сотню лет назад Дед Мороз никак не связывался в России с Новым годом. Впрочем, как и елка – она появилась чуть раньше. Образ доброго волшебника с посохом и мешком подарков начал вырисовываться в начале ХХ века. Но потом, после революции, власти почему-то объявили доброму Деду решительный бойкот. Наверное, заодно с Рождеством и другими религиозными праздниками.

Новый год и все, что с ним было связано, оказались «вне закона». Перед наступлением 1929 года Рождество объявили рабочим днем. Власти строго контролировали, как проводят этот день граждане, – патрули ходили по дворам и домам, заглядывали в комнаты и, если обнаруживали наряженную елку и веселящихся детей, принимали меры.

Впрочем, уже через несколько лет Деда Мороза «реабилитировали» – Павел Постышев, член правительства, опубликовал в «Правде» статью с предложением устроить для советских детей новогодние елки с подарками. С того времени началось триумфальное шествие по стране когда-то злого персонажа – Дед Мороз стал главным героем утренников и кинофильмов, о нем сочиняют сказки, его образ воплощают в игрушках...

Во время войны образ Деда Мороза использовался для усиления патриотических чувств: его рисовали на плакатах похожим на Сталина, с мешком, из которого он раздает нашим воинам оружие.

Сегодняшние исследователи древнеславянских верований убеждены: новогодний хоровод – на самом деле отголосок языческих богослужений. Дети, взявшись за руки и образуя круг, движутся вокруг елки и дружно кричат по команде Деда Мороза: «Елочка, гори!» То есть призывают светлых духов. В пользу религиозной версии говорят и блестящие украшения, мишура и дождик – все эти детали имитируют парчовые одежды священнослужителей.

Всех этих персонажей, «поселившихся» в разных странах, объединяет одно – они одаривают детей на Новый год и Рождество. Черный Пит приходит к детворе в Голландии и Фландрии. Почему Черный? Потому что подарки он доставляет через дымовую трубу. Но – внимание! – только хорошим и послушным детям. Сорванцов и хулиганов вместо приятностей ждет наказание – Черный Пит вполне способен выпороть их хлыстом. У него есть список хороших и плохих детей, так что он знает, кому что положено.

Фея Бефана (Италия) – неприглядного вида старуха с крючковатым носом, на метле и в черной шляпе. По преданию, именно она когда-то отказала волхвам в просьбе проводить их к младенцу Иисусу. С тех пор она старается исправиться – дарит подарки всем детям, надеясь загладить свою вину.

Олентцеро (автономная Страна Басков в Испании) – бедно одетый старик в лаптях и черном берете, с трубкой во рту. Послушные дети получают от него подарок. Непослушным достается лишь кусочек угля.

Гаспар, Бальтасар и Мельхиор (Куба) – три добрых волшебника, волхвы, одаривающие детей под Новый год. Жители Острова Свободы называют их Королями, а Новый год – Днем королей.

Шэнь Дань Лаожэнь (Китай) – этот благообразный дедушка, по поверьям, приносит немного денег в конверте в каждый дом. Он знает учение Конфуция, владеет искусством восточных единоборств и умеет отпугивать от дома злых духов.

До того, когда народные сказки начали передавать из уст в уста, их считали мифическими сказаниями. В древние века, предки обожествляли духов. В определенное время года разжигались костры, звали божественных странников с помощью песен и танцев, и появляющееся божество вселялось в жреца, который передавал народу информацию.

Затем разыгрывалась историческая сцена в главной роли с духом. На сегодня, это можно посчитать обычным спектаклем или представлением, а в те времена, это было по-настоящему. Если весна задерживалась, значит, погибнет урожай, и приведет все к голоду.

Все выступления, подразумевали рассказы про то, как зародился мир, как меняются времена года, почему с неба капают капли, что помогает семени, вырасти – это называется мифом.

Постепенно, у людей начинали проявляться способности по влиянию на природные изменения, и чтобы племя выжило, должны помочь не только духи, а умение и опыт народа. После чего, миф разделился и замолк о священных действиях, и на смену пришли: искусство, наука и религия.

Истории, которые гласили о мироздании, духовных божеств, племенах и героях, превратились в былины. А за 1000 лет, все сказания поменялись, появились необычные подробности, но в некоторых, все же прослеживаются мифические следы.

Категория: Загадки Вселенной | Добавил: laf2304 (30.12.2022)
Просмотров: 129 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [285]
Природа [295]
Общество [298]
Технологии [284]
Загадки Вселенной [330]
Разное [245]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz