Magnus Fragor

Главная » Статьи » Загадки Вселенной

Див – нечто, вызывающее изумление

Див является демоническим персонажем в мифологии славян. Упоминается в древнеславянской литературе – «Слове о полку Игореве». Изначально Див изображается сидящим на макушке дереве, но потом он спускается вниз. В этом действии можно распознать изначальную дикую натуру, которая символизирует чудо. Никто точно не может сказать, как выглядит оно, у разных людей, разное представление о нем. Все сходятся лишь в одном – это вихрь человек, который сверкает точно молния, он может внезапно появиться на пути у войска, которое идет на бой и пророчествовать, и предрекать победу войску, то полный крах. Ему была ведома судьба, тех, кто обречен, и он спешил предупредить их об опасности. Но, как известно, судьбу еще не кому не удавалось обмануть, и он оставался неуслышанным.

В разгар боя Див веял своими крыльями над теми, кто был обречен и его клики казались погребальным плачем, прощанием с жизнью. Считалось, что если, человек услышит голос Дива, он может и не вспомнить, что собирался сделать, а то и вовсе потерять рассудок. Его сравнивают, так же с низвержением ангелов из рая на землю. Такие же персонажи известны у западных славян, у сербов, поляков, чехов и болгар.

Он налетал как вихрь, принося ужас, и воспринимался, как злой рок. Ходят поверья, что Дивы поднимают ураганы, вырывающие деревья из земли, насылают дожди и грады, молнии и гром. В народном представлении они являются верхом на диких животных, испуская пламя и дым и громоподобные вопли, при этом могут оглушить или ослепить. Могут предстать в виде великана, покрытого шерстью, с острыми когтями и уродливым лицом. Он живет в диких и недоступных местах в недрах гор, озер, морей.

Существуют разновидности Дивов, которые разгоняют скот, подстерегают людей, убивая и поджаривая их на кострах. Этот сюжет как раз описывается в Мифе об Одиссее и Полифеме. Отголоски представлений о дивах – исполинах находят свое место в старинных рукописях – Чудо морское – морской царь. Так же имеются свидетельства о культуре Дива, подобного Святовите и Сварогу, выступающему, как отец богов и людей, создателем молний.

Див – одно из многих воплощений верховного бога Сварога (возможно, то же самое, что Дим). В некоторых старинных русских преданиях говорится о поклонении богу Диву. Память об этом сказочном, невероятном существе сохранили для нас слова «диво», «удивление»: то есть нечто, вызывающее изумление. Облик Дива никто не мог удержать в памяти, разные люди даже видели его по-разному!

Вымышленная или фантастическая фигура великорусской геральдики, являющаяся отечественным аналогом античного грифона и представляющая идущего крылатого льва с головой и клювом орла. Этот образ был известен еще праславянам в скифско-сколотские времена, когда на скифском пограничье для увенчания древков родоплеменных или военных знаков применяли бронзовую фигуру крылатого полульва-полуорла.

Греки называли это мифологическое существо «собакой Зевса» и можно предположить, что слово ДИВЪ является прилагательным от древнерусской формы имени Зевса (Zeus, Dios) Дий, Дый – диивъ, дыивъ, т.е. «принадлежащий Дию».

В древнерусской мифологии див приурочен к верхнему, небесному миру и имеет космогоническое значение. Он – представитель высшей мировой силы, ежегодно побеждающей мертвящее начало «кощных сил, сиречь тьмы кромешной», а по велению высшего бога руководит поисками Кощеевой смерти.

Принципиальные отличия дива от грифона обусловлены устойчивостью его образа в древнерусском зодчестве и прикладном искусстве XI-XIII вв. и заключаются в следующем:
1) орлиными изображаются только голова и крылья дива, а не вся передняя часть тела вместе с передними лапами;
2) всегда одноцветная фигура дива чаще всего обременена знаками плодородия;
3) помимо шествующего див может изображаться и терзающим какого-либо зверя.

Дивы – злые человекообразные существа, обладающие большой силой. Потомки хорезмийцев считали, что они обитают в основном в горах и пещерах. Рассмотрим особенности характеристики образа дива в мифологиях отдельных народов, приведенные в энциклопедии С.А. Токарева «Мифы народов мира».

Армянская мифология. Здесь дивы – это злые духи, главным образом великаны, антропоморфного, иногда и зооморфного облика, часто с двумя, тремя, семью головами. Они обладают огромной силой. Живут в горах, в пещерах, в глубоких и тёмных ущельях, в пустынях. Действуют обычно группами – три, семь, сорок братьев. Владеют большими сокровищами. Похищают красавиц, царевен, соблазняют их. Герои, воюющие против них, всегда побеждают. Иногда дивы вступают в дружбу с героями, помогают им в их подвигах. Матери дивов – тоже великанши. Они более дружелюбны по отношению к людям, чем сыновья.

Грузинская мифология. В грузинской мифологии и фольклоре дивы – злые духи. Они зооморфны, рогаты и волосаты, многоглавы (от трёх до ста голов). С увеличением числа голов возрастает их сила, на месте срубленной головы вырастает новая. Дивы обитают в подземельях, но могут жить и на земле, владея дворцами и богатствами. Обычно вместе живут семь-девять братьев. В основном они занимаются скотоводством и охотой, похищают и держат в неволе красавиц. Дивы-женщины (великанши) менее злы, они дают приют и огонь пришельцам и охраняют их от своих сыновей-людоедов.

Дагестанская мифология. В мифологии дагестанских народов дивы – антропоморфные одноглазые чудовища огромных размеров. Обычно обитают по нескольку братьев с матерью в пещере, в неприступной крепости, занимаются охотой. Разрушают человеческое жильё, убивают людей.

Тюркская мифология. Здесь дивы представлялись великанами, обладающими огромной силой, иногда с несколькими головами, мужского или женского пола. Как мифологический персонаж див наиболее распространен среди узбеков, а у других народов они чаще выступают как сказочные образы (хотя и сохраняют мифологические черты), а по представлению башкир дивы имеют своё подземное царство. Еще одно из достоинств хорезмской демонологии заключается в том, в преданиях хорезмийцев сохранились имена некоторых дивов. Так, во многих местах известны дивы Уфрид, Хамза, Ак-слу, Карахан. Див Хаджи-Мулюк согласно легенде, записанной в окрестностях Кипчака, был строителем крепости Чилпык на правом берегу Амударьи, которое С.П. Толстов считает остатками дахмы – «башни молчания» зороастрийского погребального ритуала. Своими громадными руками див переносил глину для кладки стен; один комочек ее выпал между его пальцами и сейчас лежит рядом со стеной в виде большого останца стены. На Чилпыке показывают и сейчас отверстие в земле, где в пещере «жил» Хаджи-Мулюк. Ему же приписывают возникновение горы Ток в местности Самамбай: сложив эту гору, див стремился отвести течение Амударьи от полей человека. В связи с Чилпыком есть и другая легенда, согласно которой его строителем был другой див – Каратин-Алып. В Хорезме широко распространена легенда о постройке дивами города Хазараспа. В ней фигурируют дивы Каус и Самандун; последний рисуется духом водной стихии и антагонистом пророка Сулеймана, по приказанию которого дивы строили Хазарасп. Название «Дев солган», то есть «построенный дивами», носит также крепость в местности Кят (в Шаватском районе Хорезмской области); легенда приписывает и его строительство дивам, создавшим его за одну ночь. Таким образом, в отличие от верований других народов, в мифологических верованиях которых бытует образ дива, с древних времен у хорезмийцев сложилась несколько иная точка зрения по данному поводу.

Подобные существа, встречаются в мифологии народов Кавказа, Сибири, Урала, Средней и Малой Азии. Это великаны, с человекоподобным видом, или с телом человека, но головой зверя. Подобным великанам приписываются разные злодеяния, в том числе и похищение красавиц с целью сожительства с ними и продолжения своего рода. В славянской мифологии Див не охарактеризован, как положительный персонаж, что вызывает некоторые сомнения. Нет и прямых упоминаний и о том, что Див был злым. У восточных славян Див, выступает в роли духа-предсказателя, способного принять облик птицы, в частности это филин или сова. Птица предвещает войну и сопровождает в сражении войско, и кружит над головами тех, кого неминуемо ждёт поражение.

Див – одна из загадок языческого прошлого. Кто это – мифический злодей, или светлый бог? До нас, увы, не дошли прямые доказательства, которые смогли бы полностью опровергнуть один из этих вариантов. У Дива есть несколько вариаций имени. Это Дый и Дий. Мы говорили уже о возможных вариантах происхождения этого имени. Допустим, что Див это если и не бог, то наделённая большой силой и властью мифическая фигура из славянского пантеона богов.

В источнике «Слово Святого Григория», указывается, что Див – это бог, властвующий на небе, и сила его и мощь в свете небесных светил. В другом источнике, в «Слове о полке Игореве», Див и вовсе предстаёт предвестником бед. Возможно, с течением времени и под влиянием разных инородных культур, образ Дия менялся и воспринимался по-разному разными поколениями. Возможно ещё деды почитали его, как бога, а уже их внуки считали того же Дия злым духом. Миграция кочевников, переселение разных племён неотвратимо несла за собой ассимиляцию и слияние местной культуры с пришедшей, что со временем могло разительно изменить исконные образы богов и других явлений.

В другом историческом источнике, «Беседа Григория богослова об испытании града», Див упоминается, как бог неба, а его жена Дивия – богиня земли и плодородия. Мифология древних народов пропитана дуалистической идеей создания мира, путём слияния мужского и женского начала. Здесь и возникает одна из теорий, которая бытует среди нынешних исследователей, касательно предназначения Дива, как бога. Возможно Див, почитался, как божество небесных вод – источника первичной силы, которая полилась с небес и оплодотворила земную твердь и зародила на ней жизнь.

Стоит уделить внимание ещё одному источнику «Летовник Георгия Амартола». В нём Дий представлен как, сын Крона (Хроноса), что царствовал в Асирии, и был известен, как каннибал, поедающий собственных детей. Согласно традициям и устоям персов, Дий был женат на сестре своей Ире и был у него брат Нина. В этом же источнике указывается, что некий Серух, привил вавилонянам почитание своих предков и героев, как богом, что было распространённым в эллинских государствах. Таким образом, те кто делал какие-либо открытия, или отличался своими деяниями в обществе, воспринимался как некто особенный, божественный. Дый упоминается, как бог дождя, что даёт отсылку о предположении его причастности к небесным водам в славянской мифологии.

Существует и совершенно иная версия, что Див был богом ночного неба. Стоит упомянуть, что у Амартола, Дыю, тому же Дию, приписывается двух полость «ов дыю жреть, а дроугый дивии». В славянской мифологии женой Дива выступает Дивия, которая почиталась как богиня ночного неба и луны. Можно предположить, что изначальную гермафродитную сущность Дыя, славяне расщепили на два божества: Дива и Дивию.

Див согласно этой версии, выступает и в роли Птицы-Див, и обитал он на небесах первозданных, которое было раньше, чем небо, скованное Сварогом. Родился Див от союза Великого Рода и небесной Козы Седуни, и был он братом Сварогу. Если обратиться, к Амартолу, то он указывает, что в честь Дыя, в древнем Египте в жертву приносился рогатый скот, в том числе и козы. Возможно именно отсюда и возникла идея о родстве со славянской козой Седуни.

После того, как Див своим копьём прикоснулся к тверди земной, и родился могучий Индра. А от Дивии, сестры своей у Дива родились, прекрасная Дива-Додола и красавец Чурила. Богу Диву так же приписывается тайная связь с женой бога Бармы, Тарусей. По легенде именно от этого союза пошёл народ, что породил Дивьих людей. По этой теории Дый обитал в Уральских горах, и посылал дождь людям, для того чтобы полить поля и посевы. В услужении у него были великаны, Дивьи люди, что были его правнуками, от детей Таруси. Он требовал от них слишком много дани, и в конечном итоге великаны перестали почитать своего прародителя. Тогда в гневе Див, назвал себя богом ночного неба и ему стали поклоняться нечестивые: убийцы, воры и разбойники. Люди, что больше не получали от Дива дождя, попросили помощи у мудрого Велеса, что низверг тёмного Дива в Навий мир. Но Диву помог Вий, и он вернулся в свою обитель. Решив помириться с Велесом, Див пригласил бога-мудреца в свои покои, где предложил ему испить из чащи полной яда. В итоге Велес был отравлен и низвергнут в Навий мир, где обрёл свою супругу, дочь Вия – Ягиню. Есть предположения, что Вий не спроста помог Диву, дескать в зятья хотел Велеса заполучить.

В это же время сын Дива, Чурила вместе с великанами, одолел сварожичей. В наказание за дерзость Сварог запер великанов в самом сердце Уральских гор, а раскаявшегося Чурилу, что преподнёс Сварогу в подарок золото из тайных подземелий, взял себе в услужение. Вражда между Ирийскими богами и Дивом была окончена, и он снова стал светлым божеством.

Во времена индоевропейской общности, мифология будущих персов, балтов, славян, иранцев и тохар имела общих божеств – дивов. Со временем, одни народы утратили этих существ, другие наоборот распространили их и среди тюркских народов.

В общем виде дивы или дэвы выглядят как человекоподобные существа огромного роста и силы, говорящие и мыслящие, обитающие в горах или лесах и имеющие на голове небольшие рога.

Название происходит от общеиндоевропейского daiva, что означает "светлый, небесный", а это указывает на их полубожественную природу. В Авесте говорится о том, что изначально добрые дивы пребывали в сомнении, принять сторону добра или зла, в итоге выбрали второе...

Но в мифологии зороастрийцев дивы – это старые боги, времен кочевья в Казахских и Уральских степях. Благая проповедь маздаизма объявила их черными демонами, хотя и намекнула, что когда-то иранцы поклонялись иим

Вероятно, веру предков сохранили скифы и сарматы, которых назвали Тураном и в Иране отчаянно ненавидели, как родичей-грешников, отринувших свет.

И точно, что дэвы были богами в Индии! Это свидетельства грандиозной религиозной войны, которая прошла в сообществе индоиранцев и разделила их на будущих персов и высших каст в Индии. Может быть, уход в Индию был не сколько из-за жажды странствий, сколько расколом общености, из-за чего "староверы" предпочли уйти".

У славян дивы имели двойственное значение – это лесные духи, некие могучие существа, творящие чудные явления, но чего-то большего о них сказать нельзя... Однако в "Слове о полку Игореве" упоминается о диве кричащем с вершины деревьев, что сулит неудачу. А также дивы кружат во время битвы над войском, которому суждено проиграть, в облике птиц.

Некоторые сильнейшие дивы:
• Буити «распущенность, буйность».
• Индра (Насилие).
• Визареша – дэв смерти.
• Насу «скверна».
• Асто Видоту «разложение».
• Саурва (Подлость).
• Акем Мана (Злой Помысел).

Да, вы правильно заметили, что ряд имен совпадает с божествами индусов: Индра, Ману (Мана), Саурва (одно из имен Шивы).

Остались надписи персидских монархов, например Ксеркса, которые проливают свет на неожиданные моменты: он хвалится завоеванием земель, где ранее правили дивы и теперь, их власть растоптана, скверна очищена и обряды ведутся по авестийскому образцу...Эдакая мировая религиозная война.

Интересна мифология Азербайджана доисламского периода. Там считалось, что дэвов создал в виде человека Ангра-Манью (князь тьмы). Однако он боялся, что те, имея душу, подчинятся правде и справедливости, объединятся с людьми. Поэтому он поместил их душу очень далеко от них самих – в жемчужины океана, бутылки на дне колодцев и т.п.

В поэме Шахнамэ – бриллианте персидской литературы, дивы постоянно вмешиваются в дела людей. Стравливая между собой богатырей и царства, принимают облик родных, чтобы спровоцировать конфликт и даже захватывают целые страны.

Так, правитель Кей Кавус послушал льстивые слова странника-песнопевца, в образе которого явился див, о своей мудрости и силе. Окрыленный гордыней он пошел войной на Мазандеран, где его уже ждало войско страны, которую захватил Белый Див и чей план Кавус неведая и выполнял. Попав в плен со своей гвардией, Кай Кавус еле спасся благодаря богатырю Рустаму.

Закат памяти о дивах пришелся на падение Персии. Если ранее ее влияние доходило до Западной Сибири, Алтая, Кавказа и южной Руси, где также известны дивы, то после арабского завоевания, они остались лишь в легендах некоторых народов: славян, азербайджанцев, башкир (где они даже умели обращаться в драконов!).

Категория: Загадки Вселенной | Добавил: laf2304 (25.03.2022)
Просмотров: 143 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [285]
Природа [295]
Общество [299]
Технологии [284]
Загадки Вселенной [330]
Разное [245]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz