Наши предки верили в «урочные» и «неурочные» часы суток. Считалось, что переломные моменты дня и ночи: полночь, полдень, рассвет или закат – время, когда активизируются особые злые духи. Одними из таких созданий, опасных для людей, были полуночницы или как их еще называли ночницы.
Полуночница
Полуночница – в славянской мифологии ночной, злобный дух, нападающий главным образом на детей (иногда только новорожденных) и лишающийя их сна, а также сама вызванная им болезнь (бессонница и крик). Обращаясь в летучих мышей, гусениц, птиц, а иногда в длинноволосых женщин в черном одеянии, ночницы попадали в дом через окно или в дверь, стояли у изголовья, щипали и всячески дергали ребенка, чтобы он все время плакал и не спал.
Полуночницей становилась ведунья, не имевшая при жизни детей. Считалось, что чем она занималась при жизни, тем будет продолжать заниматься и после смерти. Кое-где говорили, что полуночницы могут подменять живых детей на нечисть или на неодушевленные предметы, особенно если мать в сердцах прокляла. Ребенок полуночницы будет плохо расти и развиваться, может даже вовсе не расти (особенно если в колыбель подложена чурка, а матери кажется, что это живой младенец).
В некоторых деревнях считали, что Полуночница может подменять детей на своих. Дитя Полуночницы может очень плохо расти, а то и вовсе никак не развиваться. Настоящий ребёнок в это время обитает в мире духов. Так же говорили, что спасти ребёнка можно: чаще всего в легендах говорилось о том, что душу спасёт истинная любовь.
Полуночницы опасны для тех, кто ложится спать на закате. Такая привычка грозит бессонницей. Чтобы полуночница не зашла домой, люди закрывали окна и двери, не выносили ребенка из дома после заката. Если полуночница напала на человека в поле, то она могла начать задавать ему вопросы. Чтобы отвлечь духа, нужно было отвечать Полуночнице односложно и очень долго.
Так же от Полуночниц хорошо помогали обереги-куколки Берегини. Первую такую куколку мать должна была сделать еще до рождения ребенка, когда была беременной. При ее изготовлении не должно было использоваться никаких острых предметов, и мать должна была класть ее к себе в кровать. После рождения ребенка она отправлялась к нему в колыбель, защищая его от сглаза и болезней.
Полуночница является не только домой, её можно встретить и на улице, в поле. Тех, кого она застанет в поле ночью, она одаривала болезнями и летаргическим сном. Особенно Полуночницу стоит бояться людям, свершившим преступление – Ночница покарает их сполна.
Сейчас же образ Полуночницы используется в фантастических книгах и играх (к примеру, как Ведьмак).
Как и своя сестра Полудница, Полуночница не любит людей, а особенно детей. Стоит оберегать свою семью и защитить дом от такой вот незваной гости.
Никто не знает, как точно выглядит Полуночница, обычно человек видит неясные тени, женские силуэты в белых одеждах, в облике либо юных девушек, либо уродливых старух. Говорят, они могут принимать облик сов, летучих мышей или ночных бабочек. А какие Полуночницы большие плясуньи, могут заставить прохожего пуститься в пляс. Кто сможет за ними поспеть, тот будет щедро награжден. Опасны Полуночницы только по ночам, с наступлением утренней зари они пропадают.
Считается, что по ночам Полуночница любит залезать в птичьи гнезда и душить птенцов. Но самую большую опасность представляет она на закате солнца. Поскольку она очень легко привязывается к засыпающему человеку, это время суток испокон веков считается самым опасным для сна.
Распространены сюжеты, когда юноша случайно встречается с девушкой-подменышем, принимая за злого духа, влюбляется в нее, берет в жены, тем самым, спасает от власти нечисти. Но перед этим приходится пройти некое испытание.
Родословная Полуночницы (или Ночницы) довольно неоднозначная: в одних источниках она описывается как дочь Богумира (что и даёт нам право обозначать её как славянскую богиню), сестра Полуденицы, Купальницы, Вечерки и Зари - Заряницы, в других источниках упоминается только про её связь с Полуденицей, и классифицируется она как низший дух.
Во многих рассказах Полуночница сливается с образом Кикиморы. В северных заговорах у Полуночницы даже есть личное имя: "Полуношница Анна Ивановна, по ночам не ходи, имя река не буди! Вот тебе работа: днем играй пестом да ступой, а ночью матицей. Во веки веков".
Другой вариант Полуночницы – «заложный» покойник, упырь, приходящий ночью.
Полагали, что Полуночница ходит не одна, а в компании сестер. Их двенадцать, они вызывают у ребенка беспокойство, плач, крик.
Также в разного рода архивах есть упоминание о полуночнике В.Даль сообщает, что Полуночник – род домового, который в полночь обходит всю деревню и возится по задворкам [Даль, 1882]. По поверьям Вологодчины, Полуночь сродни Домовому, Глумице: она появляется и беспокоит людей, «глумится» ночью. Иногда Полуночник ассоциируется с покойником, который «ходит в полночь» (Арх.).
Крестьяне Архангельской губернии считали, что «бессонье» – вредоносные существа, порожденные полудневным и полуночным временем, которых должны забрать, «увести к себе» представляемые живыми Утренняя Заря, Земля, Вода: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Заря-заряница, заря, красная девица, возьми криксы и плаксы, денны и полуденны, нощны и полунощны, часовы, получасовы, минуты и полуминуты от раба Божьего» (Новг.).
«Встану я, раб Божий, благословясь, пойду перекрестясь, из избы в избу, из дверей в двери, из ворот в ворота, под восток, под восточну сторону; под восточной стороной ходит матушка утренняя заря Мария, вечерняя заря Маремьяна, мать сыра земля Пелагея и сине море Елена. Я к ним приду поближе, поклонюсь им пониже: «Вояси ты матушка заря утренняя Мария и вечерняя Маремьяна, приди к нему, рабу Божьему, ко младенцу, возьми ты у него полунощника и щекотуна из белого тела, из горячей крови, из ретивого сердца, изо всей плоти...» (Енис.).
Упоминается в заговорах и сходная с Полуночницей, полуночью «матенка-полуноченка», «Матер ночная и полуночная». «От бессонницы клали в люльку ребенка краюшку хлеба, цветок чертополоха, косточку из головы поросенка, или рыбы, которую в просторечии называют «сон»; эта косточка имеет фигуру старинной серебряной копейки. Клали еще в люльку девочке прясицу, а мальчику лук и стрелу» [Авдеева, 1842].
Охранить от Полуночников и Полуночниц могло, по поверьям, особо осмотрительное поведение, заговоры, молитвы, все это, однако, далеко не всегда уберегало от всепроникающего влияния «порубежных» духов.
Полуночница является духом стихии, а их было очень много у наших предков. Славянская мифология – это просто кладезь захватывающих, интересных и необычных историй. Их нужно изучать и знать.
Полудница
Мы привыкли думать, что время для тайн и мистики – это прежде всего ночь. В это время суток темные силуэты освещаются призрачным лунным светом, крадутся какие-то тени, поскрипывают половицы и таинственно завывает ветер. День же как-то не особенно подходит для тайн. Все видно, светит солнце, никаких загадок.
Тем не менее, на Руси знали одного беса, чьим временем был именно день. Более того, не просто день, а полдень – когда солнце стоит высоко над головой. Это время торжества света, когда предметы прекращают отбрасывать тень. Существо активизировалось не только в неподходящее время, но и в неподходящем для бесовства месте – в открытом поле, где все видно как на ладони. Звали этого беса полуденный. Иногда – полуденница (это если считали, что он женского пола).
У духов полей в славянской мифологии была некоторая субординация. Полуденный, или, как его еще называли, полевой, был среди них старшим. Это был родственник домового, и отвечал он за порядок при посевных работах. У него в помощницах ходили полуденницы – возможно, родственницы русалок (во всяком случае, щекотать путников полуденные любили так же, как и русалки).
И полуденный, и полевые терпеть не могли тех, кто работает в полдень, и могли наказывать за это лишением рассудка. Эти дети славянской мифологии – мелкие божества, связанные с землей и плодородием, поэтому народная фантазия и поселила их, что называется, в чистом поле. Полуденницы отвечали за то, как растет рожь, пшеница и овес, внимательно следили за людьми, приходившими в их владения, и очень не любили, если народ оставался работать в поле в полуденное время.
Полуденницы были не только духами полей, но и духами нестерпимого солнечного жара, того палящего зноя, которое солнце обрушивает на землю, взбираясь максимально высоко в небо. Считалось, что если работник остается в поле в полдень, он оскорбляет полевых духов, и те, по природе будучи не особенно злыми, могут ему отомстить и даже убить. Поэтому в полдень крестьяне не работали, это было запрещено. Полуденницы могли поймать. А могли и не ловить – человек сам останавливался и не мог оторвать от них глаз.
Полуденницы могли являться в образе прекрасных дев с длинными светлыми распущенными волосами, облаченных в белоснежные одежды. Их глаза сияли нездешней васильковой синевой (кстати, васильки иногда называли "полудницын глаз"). Если вдруг на полуденницу натыкался случайный путник, то ему следовало помолиться, а коли садился в поле перекусить, то часть пищи оставлял в жертву беловолосым и бледным красавицам.
Не только красотой завораживали полуденицы, но еще и танцем. Была легенда, что духи зноя очень любят плясать и достигли необычайного мастерства в этом деле. Если же вдруг нечаянно оказавшаяся в поле девушка встретит полуденницу и ее перепляшет, то та подарит ей несметные богатства в качестве приданного.
Но вообще, встреч с полуденицами не искали. Богатство – вещь хорошая, но ведь можно и с жизнью распрощаться, предупреждали поверья и советовали быть особенно аккуратными молодым матерям, которые брали в поле новорожденных детей. Легенды предупреждали, что оставленного на меже ребенка полуденницы могут утащить к себе или защекотать до смерти.
Полуденницы были рождены народным сознанием не просто так. Очевидно, что люди, которые занимались земледелием, опасались теплового удара. При жаре организм не в состоянии поддерживать нормальную температуру тела, что приводит к серьезным нарушениям. Например, солнечный удар способен расстроить работу головного мозга и довести человека до смерти. Летальный исход, по словам медиков, вероятен в 30 процентах случаев.
Особенно осторожными следует быть людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями. Для них дело может кончиться комой или остановкой сердца. Тепловой удар может произойти незаметно. Вроде бы стало жарче обычного, ну немного закружилась голова – подумаешь, чего по жаре не бывает. И вдруг человек мог упасть на землю и потерять сознание, или же начать видеть то, чего нет, разговаривать с воздухом, вести себя дико и странно.
Поскольку разумного объяснения этому люди не видели, они и придумали полуденниц, которые якобы напускали на человека волшбу и мучили его. Могли, например, заставить отвечать на вопросы. В этом они немного похожи на Сфинкса – египетское чудовище тоже любило загадывать загадки. Правда, Сфинкс недогадливых ел, а полуденницы просто умерщвляли – людоедских привычек за ними не замечено.
Считалось, что если человеку не повезло и он встретился с полуденницей, то у него есть шанс на спасение. Поскольку это существо было сильным только в полдень, следовало тянуть время, пока солнце не выйдет из зенита, например, очень медленно, обстоятельно и занудно отвечать на вопросы. Как только полдень проходил, полуденница исчезала, и человек оставался невредим. Если же полуденница побеждала, то превращала человека в существо, подобное себе – делала его духом поля.
Полуденницы были, в принципе, невредными. Были даже легенды о том, что они наказывают только за дело – нерадивых, злых, ленивых и непочтительных к богам. Некоторые исследователи полагают, что полуденницы относились к категории берегинь – божественных существ, призванных оберегать что-либо (в данном случае – посевы и урожай).
А вот ночницы были стопроцентными демонами и божественным происхождением похвастаться не могли. Это были бездетные ведьмы, которые после смерти не успокоились и превратились в нечисть. Занимались они тем же, чем, по мнению односельчан, занимались и при жизни.
Они якобы воровали молоко у коров и яйца у птиц, душили птенцов, напускали болезни и неурожай, наводили порчу на младенцев, били и щипали новорожденных так, чтобы дети все время плакали и не давали спать никому в избе (отсюда и другое название ночниц – криксы).
А вот антиподы ночниц, полуденницы, из народного сознания исчезли вовсе, как будто их и не было никогда. Им просто не осталось места.
Например, живет человек в городе, ходит на работу с девяти до шести, все время проводит в помещении – или в офисе, или в кафе, или в квартире. Да и поле видит только на картинке в Интернете или по телевизору – кругом асфальт. В деревне о полуденнице тоже вспоминают редко. Во-первых, долгое время шла борьба с предрассудками и суевериями (что правильно), в ходе которой многие предания и мифы были утеряны (что печально).
Во-вторых, сегодняшний крестьянский труд стал механизированным. Никто не сеет, не пашет и не жнет вручную – есть комбайны, а у комбайнов имеется крыша, защищающая от солнечных лучей. В-третьих, тепловой удар перестал казаться каким-то загадочным недугом, возникающим ни с того ни с сего. Известны его причины, симптомы, как его предотвратить и что делать, если он все-таки случился. Тайна исчезла, а вместе с нею исчез и миф о прекрасных светловолосых девах с васильковыми глазами. И этого мифа, пожалуй, немного жаль.
|