Алхимики – загадочные средневековые то ли маги, то ли ученые. Им покровительствовали могущественные императоры, их проклинали иерархи Католической церкви. Кто же они были на самом деле – кудесники или шарлатаны? И правда ли, что им удалось подчинить природу своей воле?
Этих людей одновременно уважали, боялись и презирали. Для одних они были хранителями древней мудрости, для других – служителями темных сил. Алхимией занимались философы, естествоиспытатели, придворные чиновники, даже священники и богословы. Большое количество времени они посвящали тому, что их современникам казалось колдовством, а современным ученым – шарлатанством и глупостью. Однако в основе многих алхимических опытов лежали вполне научные принципы, и современные естественные науки во многом выросли именно оттуда. Но существовали и такие грани алхимии, которых не могли понять ни современники, ни те, кто живет много веков спустя.
Появилась алхимия вовсе не в Средние века, а еще в эпоху Античности. И, конечно, не в Европе, а на Востоке. Еще точнее – в Египте. Именно там, в городе Александрия, «культурной столице» Древнего мира, впервые задумались о том, как подчинить силы природы человеческому разуму. Даже само слово «алхимия», по одной из версий, происходит от самоназвания Древнего Египта – Та-кемет, или Кеме. «Алхимия» означало что-то вроде «египетское искусство».
Между II и IV веками александрийские книжники на базе древнегреческой философии (главным образом учения Аристотеля) разработали систему знаний об элементах, из которых состоит все в природе. Разобрав в своей теории окружающий мир на «запчасти», алхимики древности пришли к логичному выводу, что один элемент можно превратить в другой путем сложных манипуляций. Собственно, современная химия это умеет, но по строгим правилам и в определенных пределах. Александрийские мудрецы полагали, что при правильном подходе превратить можно что угодно во что угодно. Но в первую очередь их интересовал секрет превращения любых металлов в золото. В знаменитой Александрийской библиотеке хранилось немало трактатов, рассказывающих о разных способах добиться этого.
В то, что алхимики действительно умеют делать золото из чего угодно, верили не только они сами, но и окружающие их люди. Например, император Римской империи Диоклетиан, подавляя египетское восстание в конце III века, отдельно распорядился собрать все книги, учившие делать драгоценные металлы, и сжечь их. Так он хотел подорвать оплот благополучия вольнодумного Египта.
После того как Римская империя пала, центр алхимии переместился на арабский Восток. Арабы разработали многие методы работы, которые впоследствии легли в основу уже настоящей науки – химии. Например, именно они открыли процесс дистилляции.
Арабскими мудрецами были разработаны представления о магических веществах, способных превращать любые металлы в драгоценные. Главной целью и предметом вожделения всех алхимиков был, конечно, философский камень. Его также называли красной тинктурой, великим эликсиром или пятым элементом (в дополнение к четырем основным, из которых состоит весь окружающий мир). Также алхимики верили в существование белой тинктуры (белого льва или малого магистериума) – вещества, способного превращать любые металлы в серебро.
К VIII веку арабы закрепились на Пиренейском полуострове. А Кордова стала одним из главных центров развития алхимии. Так древние знания, наконец, пришли в Европу. Правда, заинтересовались ими далеко не сразу. Долгое время арабы и все с ними связанное воспринималось однозначно враждебно (ведь шла непрерывная война за Испанию). Но когда Реконкиста растянулась на долгие века, распространение информации было уже невозможно остановить.
Первыми алхимией заинтересовались самые образованные люди Средневековья – клирики. Важную роль сыграл монах-доминиканец Альберт Великий, который обратил внимание на то, что знания арабских ученых прекрасно дополняются наследием, оставшимся от древних греков. Он же первым стал проводить серьезные естественнонаучные опыты – например, впервые выделил мышьяк в чистом виде.
Первым настоящим алхимиком Европы считается монах-францисканец Роджер Бэкон, живший в Англии в XIII веке. Он поражал современников своими необыкновенными знаниями и умениями, за что еще при жизни был прозван Удивительным доктором. Бэкона прежде всего интересовала практическая сторона знаний, а потому он неустанно погружался в самые разнообразные области науки, везде выдвигая новые идеи и предлагая оригинальные решения.
Самой главной наукой он считал математику, с помощью которой можно проверить любые данные. В наше время с этим согласны практически все образованные люди. Для Средних веков, с повальной безграмотностью, подобные взгляды были настоящей революцией. И вызывали серьезные претензии со стороны Католической церкви. Хотя священники и считались образованными людьми, но у большинства из них вся образованность сводилась к умению читать на латыни тексты для богослужений. Математика, а уж тем более химические опыты казались им явно происходящими от лукавого. А уж когда Бэкон начал предлагать использовать химические достижения в медицине, это и вовсе вызвало бурю возмущения среди духовенства. Спасать как душу, так и тело полагалось молитвой, а не какими-то «фокусами».
Бэкон отвечал собратьям-священникам полной взаимностью – при каждом удобном случае он публично порицал их за невежество и порочность. Естественно, что его лекции запрещались, а сам он какое-то время провел под арестом.
В начале XIV века церковь взялась за алхимию всерьез. Папа римский Иоанн XXII официально запретил занятие алхимией в Италии. После этого гонения начались по всей Европе. Алхимики были поставлены на одну доску с колдунами и ведьмами. А это значит, что им нужны были могущественные покровители, которые могли бы уберечь их от гнева церкви. Такими покровителями стали светские правители, которых, не меньше чем самих алхимиков, интересовал секрет превращения металлов в золото.
Если для увлеченных алхимиков секрет философского камня был важен потому, что это означало подчинение сил природы человеческому разуму, то интересы королей, императоров и князей были куда более приземленными. Им нужно было богатство. Которое бралось бы практически «из воздуха». Европейские правители вполне охотно принимали при своих дворах алхимиков, выделяли им деньги на оснащение лабораторий и защищали от преследований церкви. Но в ответ требовали только одного – золота, золота, золота… Так погоня за философским камнем стала главным сюжетом алхимии на несколько веков.
Если раньше алхимией могли себе позволить в открытую заниматься уважаемые люди, то теперь появилось огромное количество шарлатанов. Они обманывали простой народ, продавая «чудодейственные снадобья от любых болезней», или морочили голову местным правителям, обещая открыть им путь к бесконечному богатству и сбегая после получения аванса. Именно эти проходимцы создали дурную славу всем алхимикам.
Впрочем, и те, кто занимался постижением древних тайн всерьез, искренне веря в свое дело, тоже вели себя странно, – по меркам нормального общества. Поняв, что с церковью им не по пути, алхимики уже в открытую ударились в оккультизм. Теперь химические опыты, построенные на научных принципах, чередовались с вызовом демонов, черчением пентаграмм на полу и попыткой вывести в огромной стеклянной бутыли гомункула – маленького человечка, подчиненного воле своего создателя. Все это создавало алхимикам мрачную славу и окончательно портило их репутацию.
Главной тайной алхимиков было так называемое Великое делание – получение пресловутого философского камня. Этот процесс был невероятно сложен, включал в себя четыре (позднее три) больших этапа и бесконечное число нюансов. Правильно осуществить Великое делание было крайне сложно, однако в Средние века верили, что некоторым это удавалось.
Могущество алхимика определялось прежде всего тем, какие книги он мог достать, прочитать и понять. Самым главным сокровищем алхимики считали «Изумрудную скрижаль», которую, по легенде, написал сам Гермес Трисмегист. Одни считают этого загадочного автора величайшим философом древности (о котором при этом практически ничего не известно), другие прямо заявляют, что это древнеегипетский бог Тот или древнегреческий Гермес. Немудрено, что церковь любые упоминания о Гермесе Трисмегисте объявляла ересью.
История сохранила имена самых выдающихся алхимиков, которым якобы удалось получить философский камень. Одна из самых загадочных фигур среди них – француз Николя Фламель, живший в XIII веке. При жизни он был книготорговцем и алхимиком. Уже тогда многие верили, что ему покорилось Великое делание, и он получил философский камень. Надо отметить, что, согласно легенде, помимо способности превращать металлы в золото камень мог даровать и бессмертие. А потому после смерти Фламеля в 1418 году стали распространяться слухи о том, что он на самом деле не умер.
Легенда о Николя Фламеле жила на протяжении веков. Чтобы опровергнуть слухи о бессмертном алхимике, спустя 200 лет после смерти Фламеля его могилу вскрыли, но… тела в ней не оказалось! Впоследствии разные люди заявляли, что видели его то в Турции, то в Париже. Якобы он жил в Индии, где у него родился сын. В 1761 году Николя Фламеля со всем семейством якобы видели в парижской опере.
А вот алхимик Парацельс, живший в XVI веке, хоть и считался величайшим оккультистом своего времени, но оставил вполне реальный след в науке. Именно он ввел практику использования химических препаратов в медицине, за что был осмеян своими коллегами и объявлен шарлатаном. Однако своих врагов Парацельс посрамил, вылечив болезни, которые в то время считались неизлечимыми. По сути, он заложил основу современной фармакологии, справедливо рассудив, что человек состоит из тех же химических элементов, что и вся природа. А значит, и лечить его нужно с помощью химии. Одно из самых знаменитых высказываний Парацельса звучит так: «Всё – яд, всё – лекарство; то и другое определяет доза».
Одним из самых знаменитых покровителей алхимиков был император Священной Римской империи Рудольф II, при котором Прага стала настоящим «городом алхимиков». Сюда стекались любители тайных знаний со всей Европы. Император щедро обеспечивал их всем необходимым, но в то же время строго смотрел, чтобы среди гостей не затесались шарлатаны. Рудольф II прославился тем, что наносил визиты в алхимические лаборатории в самые неожиданные моменты, без предупреждения, чтобы убедиться, что работа идет как следует. Говорят, что император и сам был практикующим алхимиком и даже смог получить «белую тинктуру».
К XVII веку интерес к алхимии пошел на спад. Разочарованные правители, которым так и не открылся источник бесконечного богатства, перестали привечать при своих дворах охотников за философским камнем. Развивающаяся наука подкосила позиции оккультистов и мистиков. Некоторые алхимические идеи просуществовали до XVIII века, но в конце концов окончательно перешли в разряд легенд.
А что касается превращения некоторых химических элементов в золото, то эта задача была частично решена уже в XX веке – это может происходить в процессе работы ядерного реактора. Правда, золото образуется при этом в ничтожных количествах, а сам процесс безумно дорог. Так что тайна философского камня все-таки остается нераскрытой.
Вот один из рецептов изготовления философского камня, изложенный в книге «Великий гримуар»: «Возьмите горшок свежей земли, добавьте туда фунт красной меди и полстакана холодной воды, и все это прокипятите в течение получаса. После чего добавьте к составу три унции окиси меди и прокипятите один час; затем добавьте две с половиной унции мышьяка и прокипятите еще один час. После этого добавьте три унции хорошо размельченной дубовой коры и оставьте кипеть полчаса; добавьте в горшок унцию розовой воды, прокипятите двенадцать минут. Затем добавьте три унции сажи и кипятите до тех пор, пока состав не окажется готов. Чтобы узнать, сварен ли он до конца, надо опустить в него гвоздь: если состав действует на гвоздь, снимайте с огня. Этот состав позволит вам добыть полтора фунта золота; если же не действует, это – признак того, что состав не доварен. Жидкостью можно пользоваться четыре раза».
Его искали на протяжении многих веков, но по легенде первооткрывателем этого вещества был египтянин Гермес Трисмегист (Гермес Триждывеличайший). По легенде Гермес Трисмегист полумифическая, полулегендарная фигура, в преданиях его называли сыном египетских богов Осириса и Исиды, и даже отождествляли с древнеегипетским богом-чародеем Тотом и античным богом Гермесом (Меркурием).
Гермеса Трисмегиста также называют первым алхимиком, получившим философский камень. Рецепт изготовления, которого был записан в его книгах, а также на стенах его гробницы среди тридцати наставлений потомкам. Большая часть книг Гермеса Трисмегиста погибла при пожаре в Александрийской библиотеке, а немногие оставшиеся, по легенде, были зарыты в тайном месте в пустыне. До нас дошли только сильно искаженные переводы.
Вторым кто якобы обладал философским камнем, был царь Мидас, правивший в Фригии с 738 по 696 гг. до н.э. По легенде ему он достался от самого Диониса. К чему бы только не прикасался Мидас, как это тут же превращалось в золото. Красивая легенда, но к сожалению далекая от истины. На самом деле Мидас действительно был сказочно богат, но не потому, что обладал камнем: он владел всеми золотыми месторождениями Фригии. И все его состояние росло без всякого волшебства и мистики.
Откуда же появилась такая заманчивая легенда о камне, способном превращать любой метал в золото? Дело в том, что увлеченные люди, которые искали секрет мифического философского камня и называющие себя алхимиками верили, что природа живая и одушевленная, а потому и металлы по подобию растений растут и созревают в недрах Земли от смешения серы с серебром. Золото рассматривалось ими как вполне созревший металл, а железо – как недозрелый.
По их мнению, различие между золотом и серебром – лишь в том, что сера в золоте здоровая – красная, а в серебре – белая. Когда испорченная красная сера в недрах Земли входит в соприкосновение с серебром, зачинается медь. Когда же сера черная, порченая смешивается с серебром, зачинается свинец: по словам Аристотеля, свинец – прокаженное золото.
Алхимики полагали, что с помощью философского камня можно ускорить процесс «созревания» незрелых и «исцеления» больных металлов, которые в природе протекают довольно медленно. Мифический «философский камень» можно считать прообразом будущих ферментов и катализаторов. Поскольку считалось, что главная составная часть любого из металлов – ртуть, а вторая составная часть – сера, у алхимиков возникло твердое убеждение, что меняя содержание ртути и серы в смеси, можно произвольно превращать одни металлы в другие. Современные химики не отрицают возможности превращения одного химического элемента в другой, но всё же считают, что средневековые алхимики не могли получить золото из меди.
Алхимики конспектировали все свои наблюдения и описывали проведенные опыты весьма туманным языком, что в будущем стало настоящей проблемой для изучения их материалов. Вот пример описания одного из опытов: «Возьми меркурий философов, обжигай его, пока не превратится в зеленого льва. Продолжай обжигание – он превратится в зеленого льва. На песчаной бане нагрей зеленого льва с кислым спиртом винограда и выпаривай; меркурий обратится в род камеди. Положи камедь в перегонный снаряд и перегоняй; получишь безвкусную жидкость, спирт и красные капли. Стенки перегонного куба покроются, как тенью, легким налетом, в приборе останется истинный дракон, ибо он съедает свой хвост. Возьми этого черного дракона, разотри его на камне и прикоснись раскаленным углем; он воспламенится; так воспроизведешь зеленого льва...».
Не смотря на то, что это один из самых простых опытов по получению всего на всего окиси свинца понять его достаточно трудно. Однако даже это не помешало алхимикам по всему миру изучать труды друг друга и проводить эксперименты. Благодаря их рьяному желанию получить философский камень, попутно было открыто много полезных вещей таких как: аппараты для дистилляции (перегонки) жидкостей, сублимации (возгонки) твердых веществ, перекристаллизации солей и их термического разложения. Они даже научились с помощью ртути извлекать золото из бедных золотоносных песков.
Золото – это (химически инертный металл) в природе находится в основном в самородном состоянии. При обработке золотоносных песков ртутью она растворяет крупинки золота, образуя тяжелую и жидкую амальгаму. Амальгаму отделяли от песка и нагревали в печах, ртуть испарялась, и оставалось чистое золото.
Как ни фантастично звучит теория о философском камне, все же в истории есть события, которые косвенно могут доказывать, что некоторым счастливчикам все же удалось его получить. Тем не менее, история сохранила для нас не одну легенду, в которой говорится о подобном превращении. Так, например, Раймунд Луллий ), испанский поэт, философ и знаменитый алхимик, получил от английского короля Эдуарда II в XIV веке, заказ на выплавку 60000 фунтов золота. Для чего ему было предоставлены: ртуть, олово и свинец. И, надо сказать, Луллий получил золото! Оно было высокой пробы, и из него было отчеканено большое количество ноблей.
Разумеется, проще отнести данный факт к мифам, нежели поверить в него, однако нобли той особой чеканки до сих пор хранятся в английских музеях. А если верить историческим документам, на протяжении долгого времени эти монеты использовались при заключении крупных сделок, что свидетельствовало об их большом количестве. Но! В это время Англии, в принципе, негде было достать так много золота, причём такого великолепного качества! А основные расчеты, например, с Ганзой, велись оловом. Остается предположить, что в документы вкралась ошибка, и количество золота было куда меньшим…
Однако есть другой не менее интересный случай. Император Рудольф II (1552-1612) оставил после смерти большое количество золота и серебра в слитках, приблизительно 8,5 тонн первого метала и 6 тонн второго. Историки так и не смогли понять, где император мог взять столько драгоценных металлов, если весь национальный запас был меньше. Впоследствии было доказано, что это золото отличается от золота, использовавшегося в то время для чеканки монет – оно оказалось более высокой пробы и почти не содержало примесей, что кажется почти невероятным, учитывая технические возможности того времени.
Любая информация о философском камне считается легендой. Да и кто может поверить, что существует некая субстанция, использование которой обращает простейший металлический сплав в золотые или серебряные слитки. К тому же, утверждалось, что, благодаря этой таинственной вещи, можно, на сколько, угодно продлевать срок жизни или создать эликсир, дарующий здоровье и бесконечную молодость. Только вначале поиска, таинственную субстанцию называли философским камнем. В последствие, его переименовали и называли «первоматерией».
Долгие годы алхимики проводили в бесконечных опытах. Именно они и создавали основу современных наук: таких, как металлургия, или химия, но основная их цель – найти первоматерию, так и оставалась для них недостижимой. Можно восхищаться сказками о поиске философского камня, но реальная история о нем непостижимо жестокая, сломавшая судьбы тысяч людей.
Согласно историческим документам, первым человеком, владевшим волшебным камнем, стал житель Древнего Египта Гермес Трисмегист. Доподлинно неизвестно, реальный или легендарный этот исторический персонаж. А может быть, речь идет о древнеегипетском боге, именуемом Тотом? На гробнице Трисмегиста были найдены записи, названные скрижалями Гермеса. На камне высечено 13 наставлений, обращенных к будущим поколениям.
Следует отметить, что Трисмегист написал много книг, но, к сожалению, большая часть из них погибла вместе с Александрийской библиотекой, а остальные, согласно историческим документам, были спрятаны в тайнике, место нахождения которого так и осталось неизвестным. Сохранились только несколько не очень удачных переводов книг первого алхимика. Таким образом, рецепт первоматерии Гермеса оказался утерянным.
К сожалению, большинство алхимиков, чаще всего, обманывали своих клиентов. Например, шарлатан-алхимик брал кусок железа, плавил его и, сделав несколько пасов волшебной палочкой над металлом, предъявлял изумленной публике затвердевший металл с небольшим куском золота. А фокус был только в ловкости рук мошенника: делая пассы, он незаметно бросал в кипящий металл настоящий кусок золота.
Философский камень пытались найти многие талантливые ученые и исследователи. Среди них был Роджер Бойл и Исаак Ньютон. Есть версия, что Ньютона опередил в поиске первоматерии известный алхимик Николя Фламель.
Однажды в руки Фламеля попала уникальная древняя иудейская книга. Ее продал ему на улице нищий старик. Сама книга была в позолоченном переплете, а страницы выполнены из обработанной коры молодых деревьев. Назывался уникальный трактат – «Книга еврея Авраама». Фламелю потребовалось много времени и сил, чтобы перевести книгу, написанную при помощи древнеиудейских символов и каббалистических знаков. Причем на первой же странице было написано предупреждение о смерти того, кто осмелиться ее прочитать. Через двадцать лет Фламелю удалось расшифровать записи в книге, и он якобы открыл секрет философского камня. Сразу поползли слухи, что супружеская чета Фламелей быстро разбогатела и отличается прекрасным здоровьем. Фламель обзавелся колоссальной собственностью.
Молва о талантливом алхимике, разнеслась по всей Европе. Особый интерес публики вызывали книги, написанные Фламелем. В них удачливый ученый описал свою жизнь и историю алхимической книги, благодаря которой он раскрыл тайну первоматерии. Оставшись один, после смерти супруги, Фламель все свои деньги стал тратить на благотворительность: строил церкви, приюты для бедных, больницы…
И хотя официальной датой его смерти считается 1417 год, многие говорили, что Фламель инсценировал свою смерть, а сам отправился в Тибет, в мистическую и таинственную Шамбалу. В его уход в Шамбалу можно не верить, но когда 16-ом веке вскрыли гробницу Фламеля, то она оказалась пустой. Сохранились свидетельства, что в 18-ом веке Фламеля видели в турецкой провинции – и это через четыре столетия после его смерти!
В 1700 году, во время своего путешествия по Востоку, французский врач Поль Лука повстречал святого человека, которому на вид было около 30 лет, но, оказалось, реальный его возраст – сто лет! Он поведал путешественнику, что жил в удаленной обители мудрецов, а молодым он остается благодаря философскому камню, переданному ему самим Николой Фламелем. Дервиш уверял, что Фламель и его супруга живы, так же как и граф Сен-Жермен.
Интересна судьба трактата «Книга еврея Авраама». После «мнимой» смерти Фламеля ее не нашли, но она оказалась, позднее, в архиве кардинала Ришелье, подчиненные которого делали обыск во всех домах Фламеля после его смерти.
Многие знают о Фламеле, но историки приведут массу примеров, когда алхимики становились внезапно очень богатыми людьми. Например, некий Джордж Рипли, живший в 15-ом веке, пожертвовал огромную, по тем временам, сумму в 100 тысяч фунтов ордену святого Иоанна Иерусалимского (по нынешнему курсу эта сумма около 1$ миллиарда США). Австрийский император Фердинанд III так заразился алхимическими опытами, что собственноручно получил из ртути и порошка, приготовленного алхимиком Рихтгаузеном, золото высокой пробы. Охота за золотом не обошла стороной и знаменитого астронома Т.Браге, построившего рядом со своей обсерваторией лабораторию, где проводил многочисленные опыты по трансформации веществ.
В 17-ом веке шотландский адепт Александр Сетон в присутствии ученых из самых известных университетов расплавил в емкости смесь серы со свинцом, затем добавил в смесь неизвестный желтый порошок, несколько минут помешивал смесь железным прутом, а когда погасил огонь, ученые мужи увидели в сосуде чистейшее золото. По приказу курфюста Саксонии Александра схватили, пытали, но он не раскрыл тайну. С помощью польского дворянина, ему удалось бежать из застенков, а в благодарность за спасение, Александр передал поляку остатки философского камня. Но недолго этот артефакт пробыл в руках польского алхимика, его обманули при дворе герцога Вюртембергского, где он намеревался показать опыт трансмутации, и отобрали философский камень. После этого следы философского камня, принадлежавшего ранее Александру Сетону, теряются.
Современные ученые считают вполне возможным существование методов, которые трансформируют одно вещество в другое. Вопрос только в том, как могли алхимики, владеющие только знаниями средневековой науки, достичь таких ошеломительных результатов? Наука, пока, не может дать ответ на этот вопрос. И даже предположим, что древние сумели так создать эликсир вечной молодости, тогда представители древней цивилизации могли вполне дожить до наших дней. И даже возможно, они среди нас, как знать!
Как получить Философский камень? Язык тайных символов всегда скрывал алхимию от любопытства непосвященных. Нам до сих пор не ясна ее подлинная суть: для одних это изготовление золота, для других – нахождение эликсира бессмертия, для третьих – трансформация человека.
Алхимия – мать химии. Именно в алхимических лабораториях впервые были получены серная, азотная и соляная кислоты, селитра и порох, «царская водка» и многие лекарственные вещества. Средневековые алхимики ставили перед собой вполне конкретные задачи. Один из родоначальников европейской алхимии Роджер Бэкон (XIII век) пишет следующее: «Алхимия есть наука о том, как приготовить некий состав, или эликсир, который, если его прибавить к металлам неблагородным, превратит их в совершенные металлы». Превращая простые металлы в благородные, алхимик бросает вызов самой природе.
Несмотря на то, что в Средневековой Европе алхимия была фактически вне закона, многие церковные и светские властители покровительствовали ей в расчете на выгоду, которую сулило получение «презренного металла». И не только покровительствовали, но и сами занимались. Алхимия стала поистине «Королевским искусством».
Курфюрст Саксонский Август Сильный (1670-1733), чьи претензии на польскую корону требовали значительных денежных расходов, превратил Дрезден в настоящую столицу алхимии. Для пополнения казны золотом он привлек талантливого алхимика Фридриха Бёттгера. Насколько преуспел на золотом поприще Бёттгер, история умалчивает. Алхимиков в Европе было много, но адептами – тех, кому открылся секрет философского камня – становились единицы.
Истоки алхимии восходят к герметизму – учению, впитавшему в себя традиции древнегреческой натурфилософии, халдейской астрологии и персидской магии. Отсюда столь загадочный и многозначный язык алхимических трактатов. Металлы для алхимика - это не просто вещества, а олицетворение космического порядка. Так, золото в алхимических манускриптах превращается в Солнце, серебро – в Луну, ртуть – в Меркурий, свинец – в Сатурн, олово – в Юпитер, железо – в Марс, медь – в Венеру.
Выбор семи небесных тел также неслучаен. Семерка – знак полноты и совершенства, высшая степень стремления к знанию и мудрости, свидетельство магического могущества и хранительница тайны. Загадочной выглядит и рецептура, записанная в герметических трактатах. Английский алхимик Джордж Рипли (XV век) для того, чтобы приготовить эликсир мудрецов, предлагает накаливать философскую ртуть, пока она не превратится сначала в зеленого, а затем в красного льва. Возникшие при этом жидкости он советует собрать, в результате чего появятся «безвкусная флегма, спирт и красные капли».
Далее – еще более туманно: «Киммерийские тени покроют реторту своим тусклым покрывалом. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведёт зелёного льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, сын мой, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови». Как превратить символическое алхимическое слово в живую практическую реальность?
Некоторые пытались, понимая его буквально. Например, соратник Жанны Д`Арк, прославленный маршал Жиль де Ре, дошел до убиения младенцев ради молодой крови, которая, как полагали, необходима была для успеха Великого Делания. Потомкам, которые захотят приоткрыть завесу тайн алхимических текстов, философ Артефий пишет: «Несчастный глупец! Как можешь ты быть столь наивен и верить, что станем мы тебя учить столь открыто и ясно самой великой и важнейшей из наших тайн?». Герметическая символика должна была навсегда скрыть секреты адептов от непосвященных.
Ученым XIX столетия удалось разгадать аллегорию алхимиков. Что такое «лев, пожирающий солнце»? Это процесс растворения ртутью золота. Расшифрован и рецепт Рипли, в котором описана процедура получения ацетона. Впрочем, химик Никола Лемери замечает, что делал этот опыт много раз, но никогда не получал красных капель – вещества, которое, по мнению адептов, обладало свойством философского камня. Химический экстракт был извлечен, но алхимическое чудо не свершилось.
Алхимическая символика – это больше, чем отражение химического процесса. Например, один из главных алхимических символов – дракон, проглатывающий собственный хвост – олицетворение многократности рождений-умираний. Символический язык сакральных текстов обращен не только к технологии, но и ко всем структурам бытия, баланс между которыми и может привести к успеху в алхимических превращениях.
Центральный элемент алхимического учения – философский камень или эликсир, способный превращать неблагородные металлы в благородные. Его представляли не только в виде камня, он мог быть порошком или жидкостью. Некоторые адепты оставили нам рецепт приготовления своего «Великого Магистерия». Например, Альберт Великий в качестве компонентов философского камня предлагает использовать ртуть, мышьяк, серебряную окалину и нашатырь. Все это пройдя через стадии очищения, смешения, нагревания, перегона должно превратиться в «белую субстанцию, твердую и ясную, близкую по форме к кристаллу».
Свойством философского камня была не только трансмутация металлов. Алхимики Средневековья и Возрождения признавали за эликсиром способность выращивать драгоценные камни, усиливать плодоносность растений, исцелять все болезни, продлевать жизнь и даже даровать вечную молодость.
Церковь считала алхимию источником суеверия и мракобесия. Для поэта Данте Алигьери алхимия – «наука вполне жульническая и ни на что более не годная». Даже Авицена негативно смотрел на герметические таинства, утверждая, что «алхимики могут делать лишь превосходнейшие имитации, окрашивая красный металл в белый цвет – тогда он становится похожим на серебро, или, окрашивая его в желтый цвет – и тогда он становится похожим на золото». Еще в IV веке до н.э. Аристотель писал о том, что из меди при соединении с цинком или оловом образуются золотисто-желтые сплавы. Часто алхимический опыт считался успешным, когда простой металл всего лишь приобрел окраску благородного. Впрочем, существуют косвенные свидетельства того, что в своих лабораториях алхимикам удавалось произвести на свет золото, по своим качествам ничем не уступающее природному металлу.
В одном из музеев Вены выставлена золотая медаль, вес которой соответствует 16,5 дукатам. На одной стороне медали выгравирована надпись «Золотой потомок свинцового родителя», на другой – «Химическое превращение Сатурна в Солнце (свинца в золото) произведено в Инсбруке 31 декабря 1716 года при покровительстве его сиятельства пфальцграфа Карла Филиппа». Конечно, свидетельство знатного лица никак не может гарантировать того, что при выплавке медали не было использовано настоящее золото. Однако есть и другие аргументы.
В XIV веке король Англии Эдуард II заказал испанскому алхимику Раймунду Луллию выплавку 60 тыс. фунтов золота, предоставив ему ртуть, олово и свинец. Неизвестно смог ли Луллий справиться с заданием, однако исторические документы свидетельствуют о том, что при заключении крупных торговых сделок англичане стали использовать золотые монеты в количестве, значительно превышавшем золотые запасы страны.
Никто не знает, откуда в наследстве императора Священной Римской империи Рудольфа II (1552-1612) появилось 8,5 тонн золотых слитков. Позднее было установлено, что золото Рудольфа II практически не содержало примесей, в отличие от природных слитков, использовавшихся для чеканки монет. Принесшее из глубины веков свои тайны, алхимическое искусство по-прежнему их ревностно хранит, вероятно, навсегда лишив потомков возможности проникнуть в секреты Великого Делания.
|