Magnus Fragor

Главная » Статьи » Загадки Вселенной

Гамельнский крысолов

Больше семи веков назад из маленького саксонского городка Хамельн пропало 130 детей. Согласно легенде, их увёл за собой загадочный Крысолов. Легенда о Крысолове прославила безвестный городок на весь мир. Каждый год 26 июня здесь широко отмечают День крысолова. Его скульптуры и изображения можно встретить на каждом шагу. Но что за человек был Крысолов? Что известно о нём? И есть ли доля правды в сюжете легенды? Пока историки спорят, попробуем разобраться.

Хамельн извлекает из этой старой легенды немалые выгоды. Для небольшого провинциального городка в Нижней Саксонии, Германия, сказка братьев Гримм «Гамельнский крысолов» – это не просто красивая история. Это их ежедневная реальность. Легенда о Крысолове настолько знаменита и важна для региона, что даже находится под защитой ЮНЕСКО.

История гласит, что в конце 13 века Хамельн был осаждён небывалым нашествием крыс. Тогда в городе свирепствовала чума. Жители старались избавиться от грызунов, разносивших заразу, но ничего не помогало. Однажды в городе появился таинственный человек в странной пёстрой одежде. Он пообещал избавить Хамельн от вредителей, попросив взамен весьма солидное вознаграждение. Люди были готовы на всё, лишь бы он им помог. Они согласились.

Крысолов заиграл на дудочке какую-то завораживающую мелодию. Внезапно случилось непостижимое: все грызуны начали вылезать из своих нор и, как загипнотизированные, следовать за Дудочником. Все крысы проследовали за ним до реки Везер, в которой утонули.

Жители были невероятно счастливы. Только вот денег вдруг стало жалко. Они отказались платить и просто выгнали Крысолова из города. Он решил отомстить и вернулся на праздник святых Иоанна и Павла (24 июня). Дудочник заиграл на свирели. Только на этот раз мелодия привлекла детей. Все они пошли за Крысоловом и больше их никто не видел.

Судьба детей до конца не ясна. Одни легенды заканчиваются тем, что они утонули в реке как крысы. Другие рассказывают, что дети пропали за ближайшим холмом. Третьи говорят, что Дудочнику заплатили больше обещанного, и все дети вернулись домой. Многие версии рассказывают об одном или двух детях, что плохо слышали музыку и отстали от остальных.

Во всём этом есть своя доля истины. В исторических текстах есть упоминание об этом событии. Оно датировано 1384 годом. Запись гласит: «Прошло 100 лет с тех пор, как ушли наши дети». В местной церкви даже был витраж, где была проиллюстрирована правдивая история. Только в конце 17 века он был разрушен. Что на нём было изображено теперь сказать невозможно.

Есть в Хамельне один дом, построенный в начале 17 века, под названием Rattenfängerhaus (Дом крысолова). Своё название он получил из-за надписи, сделанной на нём. Примерно она переводится так: «В 1284 году, в день святых Иоанна и Павла, 130 детей, родившихся в Хамельне, увёл волынщик в пёстром одеянии за холм возле Коппена и там потерял».

Трагедия была, но причём здесь крысы? Самое интересное, что эти животные действительно подобным образом реагируют на звуки определённого тона. Тут легенда может не врать. Но вот то, что крысы утонули в реке – весьма сомнительно. Грызуны прекрасно плавают и способны держаться на воде часами. Кроме того, исторические записи не упоминают ни о чём подобном. Пропажа детей есть, а крыс нет. Оказывается, крысиный оттенок история приобрела только в конце 16 века.

Так что же случилось с детьми? Историки выдвигают несколько версий на этот счёт. Некоторые говорят, что этот поход и его трагический исход были связаны с неким языческим поклонением. Говорят в этих местах был популярен культ друидов. Молодые люди ходили в местные пещеры, где устраивали пляски с песнопениями в честь языческих богов. Якобы во время этого поклонения грот обвалился и похоронил всех.

Другая версия говорит о том, что тогда по городам ходили вербовщики и призывали молодёжь переселяться на восток Европы. Тогда этот регион был опустошён войной и чумой, и нуждался в новых поселенцах. Этому предположению придаёт некоторой достоверности то, что фамилии, характерные для жителей Хамельна, также встречаются в районе Пригниц и Укермарк в Германии, к северу от Берлина. Есть историки, которые просто говорят, что жизни детей унесла чума.

Сегодня в городе Хамельн проживает около 56000 человек. Город наполнен свидетельствами давней легенды. Фигура Крысолова самое частое украшение местных зданий. Также в городе есть два тематических фонтана. Есть ресторан, который полностью оформлен в соответствии со сказкой. Также в Хамельне есть так называемые «Крысиные камни». Это небольшие бронзовые таблички, установленные на улицах. Они указывают гостям города важные исторические достопримечательности. Утерянный витраж был заменён другим на 700-летие легенды. Также на центральной площади были установлены часы, где через равные промежутки времени меняются фигурки. То Крысолов ведёт за собой грызунов, то детей. В определённые часы звучит мелодия Дудочника. В Хамельне есть музей, посвящённый этой истории.

Помимо защиты достопримечательностей, ЮНЕСКО также защищает «нематериальное культурное наследие». Сюда входят устные традиции, исполнительское искусство и праздничные мероприятия. Это считается очень важным фактором сохранения культурного разнообразия. После того как жители Хамельна сняли видео, в котором подробно рассказывается о важности традиции волынщика, в 2014 году «Легенда о Крысолове» была внесена в список нематериального культурного наследия Германии. Сегодня эта история продолжает вдохновлять художников и писателей. В городе настолько преданы легенде, что кажется, она будет жить вечно.

Похожие истории рассказывают в других местах. В городе Бранденбург ходил человек со скрипкой, тоже увёл всех детей за собой к горе Мариенберг. А поля подле города Лорха отшельник со свирелью избавил (за невыплаченные потом сто гульденов) от полчищ муравьёв. После скандала со скаредным епископом – увлёк чарующей мелодией… всех свиней округи, утопил в озере.

В горах Гарца рассказывают свою историю: странный музыкант с волынкой, едва начав играть, становился причиной смерти какой-нибудь девушки. Собрав пятьдесят погибших душ прекрасных фройляйн – утащил их в недра горы.

Бог с ней, с Германией. Такая же легенда есть в Абиссинии, входит в ТОП-5 преданий Эфиопии. Некто Хаджиуи Маджуи, злые демоны с волшебными дудками разъезжают верхом на козлах по деревням, заманивая детей. Никто не может сопротивляться мелодии, самые храбрые и сильные воины замирают соляными столбами.

Придётся вспомнить странные истории, как именно закончилась эпидемия Чёрной Смерти в Европах XIV века. В разных местах, от Дании до Италии, тысячи людей были охвачены исступлённой истерикой и танцами. Их называли пляской святого Иоанна, или святого Витта. Толпы народа ходили из города в город, днями напролёт кричали, прыгали, вопили и пели до полного изнеможения.

«В этом году в Ахен прибыли толпы диковинных людей и отсюда двинулись на Францию. Существа обоего пола, вдохновлённые дьяволом, рука об руку танцевали на улицах, в домах, в церквах, прыгая и крича безо всякого стыда. Изнемогши от танцев, они жаловались на боль в груди и, утираясь платками, причитали, что лучше умереть. Наконец, в Люттихе им удалось избавиться от заразы благодаря молитвам и благословениям». (Magnum Chronicum Belgium. 1374 год).

Это странное явление, названное «хореоманией», вспыхивало регулярно, не менее полусотни эпизодов зафиксировано в XIV-XV веках, чтобы потом неожиданно исчезнуть и больше не появиться. Конспирологии тут накручено немало: от неизвестного вируса – до эмоциональной неадекватной реакции на… избавление от карантинных мер, когда во время эпидемий люди вынуждены были неделями сидеть в изоляции, забаррикадировавшись в своих домах.

Сказка «Гамельнский крысолов» вполне могла пересказать событие 1237 года, когда в городе Эрфурте сотня детей была поражена «хореоманией», дико крича и прыгая – отправилась в сторону Армштадта. По преданию, они добрались до конечного пункта и там замертво рухнули, погрузившись в странный сон. Родители забрали одержимых, но окончательно никто в себя не пришёл. У них отшибло память, развилась падучая, а большинство детей потом умерло.

17 июня 1278 года около сотни человек, поражённых той же «хореоманией», устроили дикие пляски на Мозельском мосту в Утрехте, обрушили его и все утонули. Но эти церковные предания из одного корня, как определили исследователи, когда любое нервное расстройство, объяснялось чарами ведьм и самого дьявола.

Впечатлительные и невежественные люди (больше женщины и дети) часто впадали в состояние аффекта, наблюдая за корчами «одержимых падучей», попросту слетая с катушек. А «месть крысолова» была хорошо спланированным актом массового психоза, когда один человек увлекает за собой остальных. Вполне может быть, с тяжёлыми последствиями (обрушили мост, сгинули в пропасти и т.д.).

А древнейший фольклорный мотив о «дьявольской музыке», которой нельзя сопротивляться, лишь дополнил миф о «Гамельнском крысолове». Но подтвердить эту очевидную рациональную догадку нечем, увы. Зато можно послушать…

Тут стоит помнить, легенда о «Гамельнском крысолове» впервые была записана XVI-м, но обросла новыми подробностями в XVIII-XIX веках, когда попала на перо Гёте и братьям Гримм. А церковники (особенно пуритане, кстати) её рассказывали, как притчу о «дьявольском наваждении». Что детей выводил из городов сам Сатана для заселения собственных городов где-то в Трансильвании (даже Дракулу приплетали).

Уильям Манчестер в книге «Мир, освещённый лишь огнём», собрал ещё несколько мифов о «Крысолове», больше напоминающие полицейские отчёты. Сказал, что так сохранилась легенда о некоем педофиле-маньяке XIII века. Или же суеверные люди хотели обвинить цыган, похищавших детей, заманивавших несчастных в своих шатры и кибитки ночными песнями и танцами, когда останавливались подле городов и деревень.

Долгое время пытались объяснить странное поведение людей «эрготизмом», массовым отравлением спорыньёй. Да такая проблема в Европах существовала, гриб, паразитирующий на ржаных колосьях, мог попадать в ежедневный рацион средневекового человека. Алкалоид, подобный ЛСД, вполне способен поражать огромные слои городской и сельской бедноты…

Только вот неувязка: хореографическое веселье такой натуральный яд не вызывает. Наоборот, способствует подавленному состоянию, бредовым галлюцинациям, страху и желанию уединиться. Самой актуальной является теория, которой придерживается большинство историков. Легенда о «Крысолове» является отзвуком многочисленных драматичных эпизодов «дранг нах Остен» немецкого народа, когда, согласно законам майората, отеческую недвижимость наследовал только старший сын, а все прочие были вынуждены искать удачи на стороне.

В Трансильвании и Саксонии нашли несколько географических точек, которые подозрительно и лингвистически связаны с Гамельном (Квергамельн в Нижней Саксонии, например). Вывод сделали такой: некие бароны направляли вербовщиков в немецкие земли, приглашая юношей и девушек, молодые семьи с детьми переселиться в необжитые или опустошённые монголами Батыя регионы. Устраивали театрализованные представления на ярмарках, с музыкой и танцами.

В принципе, такое возможно. Даже жизнеспособной выглядит версия. Ведь точно известно, когда крестоносцы стали осваивать земли Прибалтики, они даже направляли вербовщиков совсем другого рода: скупщиков «живого товара», детишек бедноты. Воспитывали в духе агрессивного католицизма, заселяли ими целые регионы.

Стоит обратить внимание на само слово «Kinder». В Средние века так называли не только детей, а использовали эпитет для обозначения уроженцев некоей местности. Это даже в воззваниях и обращениях епископов к крестоносцам звучало: «Дети Гамбурга! Вступайте в войско Христово!». Так что легенда могла рассказывать массовый уход рекрутов, но из похода никто не вернулся.

Немецкий криптолог Ганс Доббертин даже имена готов назвать, кто из немецкой знати конкретно занимался организацией эмиграции на Восток. Загадочным «Крысоловом» мог стать граф Николас фон Шпигельберг, который отметился во многих городах Саксонии своими яркими «рекламными кампаниями», уговорив сотни безземельных и безработных покинуть родные места.

Мало того, есть точное описание самого графа и его окружения, одетых в пёстрые и яркие разноцветные одежды. История столь же грустная оказалась, как с детьми Гамельна. Когда корабль с переселенцами направился на северо-восток, то попал в шторм, погиб недалеко от польской деревушки Копань. Утонили все, включая «крысолова» фон Шпигельберга.

На эту же роль может претендовать Бруно фон Шаубург, епископ Оломоуцкий, который тоже рассылал по немецким и австрийским землям бродячие театры зазывал-вербовщиков. Действовал по приказу Прежемысла Отакара II (1253-1278 гг.), короля Богемии и Чехии, основателя Кёнигсберга. Даты полностью совпадают с хрониками города Гамельна. А переселенцы направлялись в безлюдную Моравию.

Датчанин Юрген Удольф копнул ещё глубже, обобщив около трёх десятков городских Хроник немецких земель. Германская колонизация прибалтийских земель стала главным мотивом политики после поражения датчан при Борнховеде (1227 г.), епископы и герцоги Померании, Бранденбурга, Укермарка и Пригница просто наводнили Европы своими вербовщиками.

Призывы не остались без ответа, тысячи колонистов из Нижней Саксонии и Вестфалии устремились на Восток. Память осталась в названии дюжины деревень и городков, с явными вестфальскими корнями. Особенно популярны в Померании названия «Гинденбург» (пять местечек), «Шпигельберг» и «Беверинген». Последний имеет кровного собрата к югу от «крысиного Гамельна» – городок Беверунген. А поляки подтвердят: после волны германской миграции очень много появилось людей с фамилиями Гамель, Гамлер и Гамелников.

Но теория спорна, поскольку вступает в противоречие с цеховой традицией немецких вольных городов. Ремесленники всегда категорически препятствовали исходу именно молодёжи, а легенды о «Крысолове» напирают на малолетний возраст пропавших. Сам же Гамельн был житницей хлеба для большого региона, рабочие руки там были крайне необходимы всегда.

Не выдерживает критики и гипотеза о детском Крестовом походе 1212 года, который увёл из Европ более 20 тысяч ребятишек освобождать Иерусалим, закончившийся трагически. Пересечений двух преданий не обнаружено, а религиозные «крысоловы», призывающие вступить в «воинство Христово», … были монахами. Никак не ярко разряженными дудочниками.

Древняя мифология говорит: душа человека похожа на мышь. Когда мы засыпаем, именно это мелкое животное выскакивает изо рта и убегает до рассвета. А когда германские племена начали насильно обращать в христианство, среди язычников популярной стала легенда об Иисусе… в облике Орфея. Это пришло из одного старинного гимна первых христиан, который рассказывал о переходе Спасителя через Иордан: Ангелы зовут меня с того берега: Приди же, приди, чтоб не странствовать больше.

С кельтских времён живучими остались суеверия, когда рассерженные эльфы способны своим пением предречь гибель, произведение называли «песнь духа». А в землях гаэлов эти создания водили целые поющие хороводы по ночам. Детям строго-настрого запрещали их слушать, покидать жилища после сумерек, иначе их заберёт на свою подземную мануфактуру «госпожа Холле» (древняя богиня женских ремесел Хольда/Хульде).

В скандинавских балладах писано: юношей завлекает на погибель сладкая музыка эльфийских дев «ellfr-lek». Древние греки боялись сладкоголосых сирен, едва не погубивших Одиссея. Санскритская легенда о поэте Гунадхье гласила: он своими притчами собрал в лесу множество животных. В финской мифологии волшебного музыканта зовут Вяйнямёйнен, в скандинавской – пением рун прославился бог Один.

Понятно тоже, откуда у Гамельнского крысолова появился такой музыкальный инструмент. Во-первых, средневековые борцы с грызунами имели в арсенале оловянные трубочки-свирели. Не очень эффективное средство, но способное издавать громкие высокочастотные звуки. Крысы и мыши на это реагируют крайне панически. Но изгнать грызунов таким способом полностью никогда не получалось даже с небольших кораблей.

А вот легенд о о музыкальном инструменте, который заставляет всех танцевать, пока звучит музыка, – полна коробушка. Это валашская сказка о волынке, данной Богом; греческая – о Бакале и его дудочке; исландская сага об арфе Сигурда, убитого из-за неё Боси; рог Оберона; испанская сказка о фанданго; ирландская – о слепом музыканте Морисе Конноре, который заставил мелодией флейты танцевать даже рыб… и так далее, список крайне внушительный.

В древних славянских сказках волшебный инструмент тоже присутствует, но работает чаще всего в противоположном направлении – погружает в сон. Это символ свистящего осеннего ветра, сковывающего землю первыми заморозками. Пробуждает же природу и жизнь другой чудесный инструмент – гусли. Это отзвук древнегреческих мифов о волшебной арфе Аполлона.

Итак, что конкретно описывала сказка о Гамельнском крысолове – неизвестно. Настораживает в ней только одно: точная дата происшествия, 26 июня 1284-го года, потом заменённая в ряде серьёзных германских источниках на 22 июля 1376-го, непонятно по каким соображениям. Точное хронологическое утверждение говорит: за легендой стоят реальные события.

Иначе зачем появился в 1300-м году тематический витраж церкви на Рыночной площади в Гамельне, утерянный в 1660-м. Но осталось подробное его описание и рисунок барона Августина фон Мёрсперга. Мозаика цветного стекла и слюды изображала пёстрого дудочника в окружении детей в белых платьях.

Настораживают и записи в Хрониках, типа «сто лет тому назад пропали наши дети», ставшая точкой отсчёта «времён» дата 26 июня в Гамельне, где все события записаны «от ухода детей наших».

Предположим, всё-таки речь идёт о неком пиратском захвате детворы работорговцами, которые обманом и красивым представлением с музыкой заманили сотню малышей на корабли. Но при чём тогда крысы, история с жадностью жителей города?

Это смутные воспоминания о некоем рекрутском военном наборе, который городишко Гамельн провёл недобросовестно, утаил деньги нанимателя? А потом был наказан столь бесчеловечным образом, захватом детворы?

Крысолов похитил у города самое драгоценное – его будущее, но сегодня он и крысы приносят Гамельну огромную пользу.

Слава магической дудочке! В наши дни она не увлекает за собой прочь из Гамельна в неизвестность, а притягивает сюда гостей. Кульминационным моментом для каждого из них, несомненно, становится механический кукольный спектакль, разыгрывающийся под звон 37 колоколов и колокольчиков на фасаде городского Дома торжеств (Hochzeitshaus), построенного в начале XVII века в стиле так называемого Везерского ренессанса. "Hochzeit" в данном случае – не "свадьба", а "праздник" или "торжество".

В первом коротком акте за дудочником через распахнувшиеся медные ворота следуют крысы, во втором – дети. По воскресеньям в летний туристический сезон гостей города на этом же месте ожидает еще один сюрприз под открытым небом – настоящий спектакль, но о нем – немного позже.

Демографический удар 1284 года вызвал в городе шок, но Гамельн все-таки смог от него оправиться. Окруженный обширными зерновыми угодьями, он разбогател на производстве жерновов и на доходах от собственных мельниц, а также благодаря членству в Ганзейском союзе. Несмотря на впечатляющие памятники Везерского ренессанса и многочисленные фахверковые домики с искусной резьбой по дереву, без своего знаменитого на весь мир Крысолова Гамельн сегодня был бы просто обычным провинциальным городом в Нижней Саксонии – симпатичным, гостеприимным и уютным, но таких в Германии много.

Обстоятельства и причины загадочной трагедии, случившейся у берегов Везера в конце XIII века, до сих пор занимают исследователей – историков, литературоведов, криминологов. Многие из них вообще сходятся во мнении, что речь идет о двух историях, лишь в конце Средневековья и не без помощи прозорливых отцов города слившихся в один сюжет. Первая печатная версия легенды появилась в 1622 году во Франкфурте-на-Майне. Ее издали в виде однолистного оттиска с текстом и иллюстрациями. Самый старый манускрипт с текстом легенды был обнаружен в библиотеке ганзейского города Люнебург. Документ датирован 1430-1450 годами.

С точки зрения современной науки, одной из наиболее реальных версий случившегося кажется гипотеза о том, что дети города, то есть все его молодые жители, могли поддаться на уговоры одного из так называемых локаторов – вербовщиков, искавших добровольцев для заселения новых восточных территорий империи. Выступали они как раз в ярких одеждах под звуки дудок и барабанов. В тогдашней колонизации приняло участие около миллиона человек – ради обещанных угодий, привилегий, возможности обзавестись собственным делом на свободном новом месте и разбогатеть. Может быть, именно в Гамельне вербовщик превзошел сам себя…

Колонизаторы восточных земель часто называли свои новые поселения в честь тех, которые оставили в родных местах. В ходе специального топонимического анализа уже в наши дни немецкие ученые обнаружили явную связь между регионом на Везере вокруг Гамельна с районами Пригниц и Уккермарк в Бранденбурге. Сегодня эти 500 километров можно преодолеть за пару часов, но тогда дорога была односторонней и вела навсегда в другую жизнь. Уже через два-три поколения память о прежней родине полностью пропадала, связь же с ней исчезала еще раньше.

Теорию также подтверждает частота распространения некоторых характерных фамилий в этих областях. В свою очередь, легенда говорит о том, что крысолов скрылся с детьми в какой-то волшебной пещере недалеко от города, выйдя с ними из-под земли в Трансильвании, то есть на северо-западе Румынии. В любом случае – где-то очень далеко...

Нельзя не упомянуть о некоторых религиозно-криминальных версиях. Время исчезновения детей примерно совпадает с моментом летнего солнцестояния. Не исключено, что пропавшие отправились в окрестности Гамельна на языческий праздник, во время которого произошел оползень в овраге или обвал пещеры – несчастный случай или специально подстроенный ревнителями христианства, которые надеялись с помощью такой показательной кары со стороны Всевышнего окончательно отучить население от старых обычаев.

Некоторые ученые предполагают, что в реальности "сыны и дочери" города, то есть жители вне зависимости от возраста, могли стать жертвами чумы, хотя сведения о первых таких эпидемиях в Европе относятся к более позднему периоду. Одно название этой болезни в Средние века вызывало панический страх, и это слово предпочитали вообще не употреблять, поэтому Крысолов в народной молве мог быть олицетворением смерти, а крысы или мыши – символизировать человеческие души.

Если же понимать легенду дословно… В одной из лабораторий даже провели эксперименты с целью проверить действие разного рода звуков на крыс. Они показали, что никакими дудками или флейтами выманить этих животных из подвалов было бы невозможно, не говоря уже о массовой гибели в реке, так как крысы очень хорошо плавают.

Как видно, поводов для возникновения легенды о крысолове можно найти предостаточно, поэтому не удивительно, что подобные истории известны не только в Гамельне, но и в других частях Европы, однако они не получили такой широкой всемирной известности.

Несмотря на все усилия, однозначно разгадать загадку Гамельнского крысолова ученым и экспертам так и не удалось. Тайна его живет, давая широкий простор для интерпретаций, фантазии и параллелей – сказочных, мистических, политических, не говоря уже о переосмыслениях в том или ином актуальном контексте. Не случайно, например, в облике Крысолова в свое время изображали Адольфа Гитлера.

Этот средневековый образ вообще часто использовался и сейчас используется для проведения параллелей с тоталитарными или авторитарными режимами или же самими такими режимами для ответного высмеивания оппонентов. Например, в идеологическом противостоянии ГДР и ФРГ слово "Rattenfänger" было частью активного словарного запаса политиков и комментаторов по обе стороны "железного занавеса".

Магическая дудочка Гамельнского крысолова – не "Волшебная флейта" Моцарта, а инструмент совсем из другой оперы. Она символизирует не стремление к добру, а мстительность, зло, обман, способность одурманить массы, заманить людей на верную гибель, хотя, конечно, в интерпретации Уолта Диснея или в "Путешествии Нильса с гусями" эта дудка совсем не кажется таким страшно коварным инструментом. Всё зависит от целей и рук, в которые она попадает.

Широкую известность легенда получила в начале XIX века благодаря гейдельбергским романтикам – Ахиму фон Арниму (Achim von Arnim) и Клеменсу Брентано (Clemens Brentano). Они обработали и опубликовали ее в своем знаменитом сборнике "Волшебный рог мальчика. Старинные немецкие песни".

Позже этот сюжет стал источником вдохновения для многих писателей, поэтов, композиторов, среди которых были Гёте, Гейне, братья Гримм, Брехт. Отголоски магической дудочки Гамельнского крысолова можно встретить как в оперной музыке, так и в творчестве рок-групп – Led Zeppelin или Queen. На русский язык одну из версий легенды о Крысолове перевел Самуил Маршак. Сюжет в свое время привлек внимание Брюсова, Рахманинова, братьев Стругацких.

Среди последних примеров – название IT-фирмы из сериала "Кремниевая долина" 2014-2019 годов, вернее медиаплеера "Крысолов" или "Дудочник" ("Pied Piper"), для которого был придуман революционный алгоритм сжатия данных...

Однако вернемся в современный Гамельн. Крысы и крысоловы встречаются здесь почти на каждом шагу – в виде памятников, табличек, указателей, шоколадных и прочих сувениров, специальных блюд в меню местных кафе и ресторанов, уличных музыкантов, не говоря уже об экспозиции местного краеведческого музея.

Начиная с мая и до конца сентября в каждый воскресный полдень здесь можно стать зрителем бесплатного спектакля под открытым небом, в котором участвует около сотни юных и взрослых жителей Гамельна. Красочные костюмы и увлеченная игра любительской труппы позволяют на полчаса погрузиться в средневековую атмосферу. Первый такой спектакль был дан в 1929 году.

До начала Второй мировой войны состоялось около полутысячи представлений. В начале 1950-х годов традицию возродили. Еще до пандемии на спектаклях за сезон бывало в общей сложности около 50 тысяч зрителей – как специально приехавших в Гамельн, так и путешествовавших по одному из популярных межрегиональных туристических маршрутов – Немецкая дорога сказок. Она связывает родину братьев Гримм город Ханау и Бремен, всемирно известный своими необычными музыкантами.

Все дороги в городе Гамельн ведут к этому каменному зданию – Дому торжеств, построенному в стиле Везерского ренессанса. Трижды в день (13:05, 15:35, 17:35) под звон колоколов здесь показывают механический кукольный спектакль, рассказывающий легенду, ради которой сюда приезжают туристы со всего мира – историю Гамельнского крысолова.

Еще два раза в день колокола выступают, так сказать, с сольными концертами – в 09:35 исполняют мелодию "Песни крысолова", а в 11:35 играют "Песню реки Везер".

Гостей города также развлекают уличные музыканты – с дудочками и в подходящих костюмах. На золото, полагавшееся тому самому крысолову, они не рассчитывают, но паре звонких монет будут рады.

Крысы и крысоловы поджидают в Гамельне на каждом углу, но отвращения и страха не вызывают. Они всячески содействуют оборотам туристического бизнеса и прочим поступлениям в бюджет. Отобедав в одном из ресторанов с крысиными следами в названиях, на память можно купить вполне съедобную хлебную крысу, ликер "Крысиный киллер", кофейную смесь "Крысолов", не говоря уже о стандартных майках и канцелярских товарах.

Пожалуй, только в Гамельне потребление "Крысиного яда" не повлечет за собой смертельных последствий... Впрочем, творческий подход к разным химическим субстанциям имеет в городе давние традиции. Именно здесь, например, долгое время держал аптеку Фридрих Сертюрнер, в 1804 году открывший морфин.

Жители Гамельна бережно относятся к традициям и истории своего города. Около сотни человек входят в театральное сообщество, вот уже много десятилетий организующее спектакли под открытым небом про Гамельнского крысолова – бесплатно для всех желающих . Не удивляйтесь, если летним воскресеньем тишину этих улочек перед вами нарушит шествие с участием крыс, детей и сказочного дудочника…

Гамельнский крысолов – главный, но не единственный повод для посещения города. В начале XVI – середине XVII веков он был одним из центров особого регионального архитектурного стиля – Везерского ренессанса. Хорошо сохранились здесь и памятники других эпох, например, Рыночная церковь Святого Николая (Marktkirche St. Nicolai), построенная в готическом XIII веке.

Купец Тобиас фон Демптер целых 35 лет был членом городского совета, 15 раз избирался бургомистром. Во время Тридцатилетней войны спас Гамельн от сожжения, приказ о котором уже почти отдал командовавший католическими войсками фельдмаршал Иоганн фон Тилли после раскрытия заговора со стороны горожан. Демптер в последний момент смог смягчить его гнев.

Еще один выдающийся образец ренессансного стиля – Дом Ляйста (Leist-Haus), строительство которого было завершено в 1589 году. Фасад украшают барельефы, изображающие семь христианских добродетелей – целомудрие, умеренность, справедливость, щедрость, надежду, смирение и веру, а также – в арке – скульптура Лукреции.

Дом городского патриция Герда Ляйста находится на главной пешеходной улице города – Остерштрассе (Osterstraße), как раз по которой, согласно легенде, дети ушли из Гамельна вслед за крысоловом. Помимо добродетелей фасад украшают так называемые маскароны – головы-талисманы, призванные защищать его жильцов от завистников и бед: голода, болезней, наводнений, пожаров, неурожаев…

Так называемый Дом каноника (Stiftsherrenhaus) выходит на улицу Остерштрассе не узкой головной, а широкой боковой стороной, что подчеркивает высокое благосостояние его заказчика. Это здание возвели в 1558 году для Фридриха Попендика. Никакого отношения к духовному сану он не имел, то есть каноником не являлся, а был успешным торговцем и бургомистром города.

Свое название дом получил от жителей города из-за многочисленных библейских фигур, украшающих фасад. Помимо Бога Отца, Иисуса Христа и Апостолов среди них можно найти Каина и Авеля, Самсона, царя Давида… Рядом с ними на фасаде также изображены античные планетарные боги, например, Марс и Венера.

Сегодня Дом каноника соединен крытым переходом с Домом Ляйста. В нем также размещены помещения городского музея. Основная часть постоянной экспозиции музея посвящена истории Гамельнского крысолова. Особое внимание уделено юбилеям, отмечавшимся в 1884 и 1934 годах, а также роли этого персонажа в рекламе и городском маркетинге.

Легенда о Крысолове прославила безвестный городок на весь мир. Гамельн извлекает из этого немалые выгоды. Напоминания о Крысолове тут на каждом шагу. Фигура Крысолова изображена на церковном витраже рядом с гербом города. В центре Гамельна – скульптура Крысолова. Даже на стене Дворца бракосочетаний изображена сцена из знаменитой сказки. Есть в Гамельне и гостиница под названием "Дом Крысолова". В меню ее ресторанчика фигурируют блюда, от названий которых мороз пробегает по коже: тут вам и "Убийца крыс", и "Крысиные хвосты", и "Крысиная кровь"...

Средневековое народное предание о чужеземце, который увел из города сначала грызунов, а затем детей, было забыто практически на несколько веков. Выход Германии из-под религиозной власти Рима, междоусобицы местных князей и противостояние алчным соседям приводили к быстрой смене популярных сюжетов. Интерес к фольклору в Европе появляется в XIX веке. Для современного читателя этот жанр прочно связан с именами братьев Гримм. Их коллеги фон Арним и Брентано первыми посетили город Гамельн в Саксонии и записали сказку с экзотическим и жутковатым финалом. Повествование изначально носило нравоучительный характер: жители города были наказаны за свою жадность.

В Германии сюжет об обманутом крысолове был популярен. Профессия борца с серыми злодеями существовала вплоть до начала XX века, но люди, владевшие ею, не пользовались уважением у современников. Очевидно, бродячих истребителей грызунов нередко обманывали, равно как и они не всегда справлялись со своими обязанностями. Легенду из Гамельна уникальной делает то, каким образом крысолов посчитался со своими обидчиками. В сказках из других регионов мастер оказывается еще и вором. Когда бюргеры отказываются ему платить, он ворует у них домашнюю скотину. Вполне логичный поступок бродяги, овладевшего азами зоопсихологии и умевшего работать с животными. А вот зачем гостю Гамельна понадобились дети? Оказалось, что помимо устного варианта повествования существует ряд письменных источников, где весьма уважаемые граждане Гамельна пересказывают жуткую историю. Во время реставрации одного из домов в самом сердце города была обнаружена средневековая табличка, которая раньше располагалась на фасаде здания. На ней было указано, что здесь проживал зловещий крысолов.

Находка пришлась на начало XX века, когда ультраправые насаждали свою идеологию под соусом уважения к великому прошлому страны. Однако подозревать кого-то из реставраторов в фальсификации не стоит – надпись содержит суровую смесь из латыни и немецкого, которая была характера именно для Средневековья. Сторонник Гитлера дорисовал бы к классическому немецкому тексту руны, но никак не подражание языку католической церкви.

Средневековый Гамельн был одним из крупных торговых центров Нижней Саксонии. Среди основных продуктов питания и товаров той эпохи было зерно. Естественно, город был полон грызунов, которые наносили серьезный ущерб экономике. Крысолов приходит в город, причем одет он в пестрые одежды. Среди образов живописи, которые олицетворяли чуму, был скелет в платье из лоскутов. Цветастый наряд символизировал воспаленные лимфоузлы, возникавшие на теле больного бубонной чумой.

Первыми жертвами гостя становятся крысы. Эти животные, являясь носителями инфекции, сами от нее дохнут. После их массовой гибели начинается масштабная эпидемия среди людей, ведь зараженные блохи покидают мертвых животных и активно ищут новых хозяев. Пока крысы были живы, случаев болезни было немного, их могли не замечать. Вслед за крысами злодей забирает из города детей. Организм малыша слаб, потому жертвами чумы чаще всего становились несовершеннолетние. Любопытство и безнадзорность маленьких жителей Средневековья усугубляли ситуацию – кому же не интересны дохлые крысы? Те, кто рассматривали зверьков вблизи, первыми получали укусы блох. Смерть множества детей не могла не разбить сердца их родителей и всех горожан. Уходят ребята из Гамельна, очарованные звуками дудочки, на которой играет крысолов… Известно, что во время эпидемии чумы, названой Черной смертью, по Европе прокатилась волна танцевального безумия. Люди верили, что пляс защитит их, но результатом массовых собраний с музыкой становилось увеличение числа жертв болезни.

Художники, что наблюдали подобные мероприятия, рисовали смерть со свирелью, под музыку которой водили хороводы ее будущие и уже состоявшиеся жертвы. Возник новый сюжет в живописи – «Пляска смерти». Несостоятельность чумной версии Единственное, что не позволяет считать Гамельнского крысолова аллегорией чумы, так это датировка первых упоминаний о нем. В летописи 1375 г. было сказано, что несчастье произошло в 1284 г. Чума пришла в Германию в 1349 г. Нет сомнений, что автор записи ее пережил и точно не запутался в датировках. Подтверждением тому, что происшествие, давшее начало легенде, случилось до эпидемии чумы, можно было встретить и в одной из церквей города. Там с 1300 г. существовал витраж, изображавший крысолова, уводящего за собой детей.

Современные историки считают, что в образе зловещего дудочника были описаны или местные аристократы фон Шпигельберги, или вербовщики Детского крестового похода. Род фон Шпигельбергов так круто взялся наводить в Гамельне порядок, что спровоцировал массовую миграцию из города молодежи. А крыс им в жертвы народная молва вписала, памятуя о том, что от голода и несносный грызун повеситься способен.

Детский крестовый поход состоялся в 1212 г. Изначально мнение о его вождях у церкви было осторожным. Это могло заставить противников затеи клеймить позором агитаторов за поход в Святую Землю исключительно в иносказательной форме. Когда результат мероприятия – продажа несовершеннолетних воителей на рынках Азии, стал известен в Европе, в немецких летописях появились подробные рассказы о трагедии. Однако сказка про похитителя детей уже сформировалась. Ни одна из этих двух гипотез не получила в данный момент подтверждения. Факт же того, что эпидемия чумы прочно вошла в народный фольклор, затмив ряд более ранних значимых событий, подтвержден.

Наверное был всё-таки некий захват детей. Может быть работорговцами, которые музыкой и красивым представлением заманили сотню ребятишек на корабли. Причем тут крысы? Есть некие туманные воспоминания о каком-то рекрутском военном наборе, который город Гамельн провёл очень нечестно, утаив деньги нанимателя. А потом и был наказан таким вот жестоким способом: кража толпы детей. Как думаете, что стало основой для этой страшной легенды?

Категория: Загадки Вселенной | Добавил: laf2304 (20.11.2022)
Просмотров: 133 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [285]
Природа [295]
Общество [299]
Технологии [284]
Загадки Вселенной [330]
Разное [245]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz