Христиане верят, что бесы и демоны – это падшие ангелы, которые восстали против Бога, за что и были сброшены с небес. С тех пор они служат сатане – своему предводителю. Злые духи ненавидят людей и желают им зла. Самая простая для них жертва – это грешники, заблудшие души.
Они всегда рядом с нами, именно они толкают людей на убийства и грабежи, измены и предательства, а иногда нечистая сила может полностью завладеть человеком, поселиться в его теле и истязать его душу.
Как защититься от слуг дьявола? Что делать, если вами или вашими близкими завладели бесы и демоны? Как избавиться от их смертоносного воздействия? И как помочь силам света, ангелам-хранителям победить в извечной битве добра и зла?
В славянском фольклоре и книжных памятниках упоминаются злые духи – бесы. Народные представления о них сложились из языческой мифологии и переводных религиозных книг.
Представление о бесах как о злых духах появилось еще в языческой мифологии славян. В первые годы после принятия христианства так переводили в религиозных книгах греческое слово «демоны». К бесам новая вера причисляла и прежних языческих богов – в древнерусской литературе так называли Перуна, Велеса и других. В итоге в народной демонологии церковное представление о бесах слилось с прежним языческим: образы из проповедей и Евангелий соединились с персонажами сказок и легенд. Только образованные священники могли различить эти понятия.
По христианским представлениям, бесами стали ангелы, которые взбунтовались против Бога. Мятежников низвергли на землю, в мир людей. Все бесы – слуги и воины главного бунтовщика, дьявола. Злые духи неутомимо вредят людям, внушают им дурные мысли, наводят порчу, насылают болезни, ссорят родных и друзей.
Во многих случаях слова «бес» и «черт» употребляли как синонимы. В старинных текстах и фольклоре они заменяли друг друга, но иногда можно отметить и различия в понятиях. Бес олицетворял абсолютное зло, и любые дела с ним оборачивались для человека бедой. А вот черт как персонаж в сказке или поверье мог иногда принести и благо. В книге «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» Владимир Даль описал «нечистые» понятия так: «Черт смущает, бес подстрекает, дьявол нудит, сатана творит лживые чудеса для соблазна».
Беса представляли как черное или синее существо с хвостом, когтями или копытами, покрытое шерстью и окруженное дымом. На иконах их писали темными оттенками – черным, синим, серым, – без одежды, небольшого размера, уродливыми и лохматыми: всклокоченные волосы или шерсть символизировали грех. Рога и крылья у бесов изображали редко. Фигуры размещали, как правило, на заднем плане или в клеймах – отдельных частях иконы, которые раскрывают основной сюжет.
В фольклоре и книгах бесы представали как бесплотные духи. Они якобы могли принимать любой образ, например животного – черного пса, кошки, медведя, козла или свиньи, змея или волка – или разбойника, скомороха и даже воина. В те времена церковь строго относилась к любым развлечениям. И иногда книжные бесы оборачивались музыкантами и играли на гуслях и бубнах, чтобы прихожане соблазнялись развлечениями и не ходили на службу. А если бес решил соблазнить конкретного человека, он являлся ему в образе друга или родственника, а перед духовным лицом мог превратиться в ангела.
Бесы, по поверьям, обитали везде, они могли проникнуть даже в церковь. Считалось, что особенно много в их реках и озерах, где они живут вместе с русалками и водяными. Поэтому перед тем, как купаться, люди крестились сами и осеняли крестом воду. Водились злые духи в домах, где часто ругаются: считалось, что их привлекали ссоры и бранные слова. Бесы могли попасть в незакрытые кувшины с питьем, поэтому их накрывали, особенно на ночь.
Особенно активной нечисть была на Святки и в ночь на Ивана Купалу. По традиции в летнюю ночь славяне искали цветущий папоротник. Считалось, что бесы стерегли диковинное растение, и, если найдешь его, нужно очертить себя магическим защитным кругом. А около полуночи перед нашедшим цветок должны были предстать бесы в облике животных – бить хвостами, колоть палками, цеплять когтями и пытаться вытащить из круга кочергой, что сулило гибель.
Бесплотные бесы оставались невидимыми, их могли увидеть только монахи. Простой же человек мог опознать нечисть рядом с собой по внезапному чувству тошноты, а еще – по серому или черному дыму. Это знак того, что бес был рядом, но улетел.
Иногда в фольклоре и заговорах нечисть представала как слуга. Сохранились предания о мелких бесах, которые обитали на водяных мельницах. Считалось, что они обнаруживали себя, если механизм останавливался или начинал работать в неположенное время. Бесы помогали мельнику и поддерживали работу механизмов, а он считался их хозяином.
Но у такого сотрудничества была и обратная сторона: бесы постоянно искали себе занятие, и хозяин якобы придумывал им самые невыполнимые задания, например померить морскую воду. В преданиях отразилось, что нечисть все-таки старалась извести мельника.
По поверьям, похожие бесы-слуги были у пастухов: на севере страны их представляли как небольших рыжих существ или человечков в красных колпаках. А еще к нечистой силе обращались за помощью в заговорах.
Бесы – в прошлом ангелы – сохраняли часть сверхспособностей, например могли летать. Но главное, они умели завладеть мыслями и сердцем человека и внушить ему соблазны, причем так, чтобы он принял их за собственные желания. Вообще проделками нечисти объясняли любые повседневные неудачи и ссоры, что даже отразилось в поговорке «Бес попутал». Считалось, что бесовские видения приносили сильную тоску или лихорадочное веселье. Но бесы не знают о силе души, поэтому волевые и праведные люди могут распознать «нечистые» помыслы и противостоять им.
Бесу приписывали изобретение вредных для человека табака и водки. Даже природные явления объясняли бесовскими проделками. Считалось, что нечисть зимой бегает по ночам, поэтому трещит снег. От холода они дуют себе в кулак – так образуются метели и бураны.
Работой нечисти объясняли пьянство и болезни, особенно нервные, например кликушество – истерию у женщин. Считалось, что в кликуш вселяется бес, поэтому они против своей воли кричат, бьются в припадках, проклинают близких и даже священников. Они якобы даже говорят разными голосами, бес – более высоким.
Испорченные колдовством люди называются кликушами: это – несчастные, страдающие падучею или другими тяжкими болезнями, соединенными с бредом, пеною у рта и корчами; они издают дикие вопли и под влиянием господствующего в народе суеверия утверждают, будто злые вороги посадили в них бесов, которые и грызут их внутренности.
Чтобы изгнать нечисть, больных женщин на некоторое время оставляли на колокольне: считалось, что бесы боятся церковного звона.
Ученый византийский монах, автор различных философских, а также исторических работ, математик – Михаил Пселл, стал автором классификации демонов по месту их обитания. Ученый жил в одиннадцатом веке, местом его рождения был Константинополь.
Классификация демонов по местам обитания, составленная византийским ученым, была изложена в работе известного охотника на ведьм и священником. Его звали Франческо Мария Гуаццо. Его сборник Малефикарум, был выпущен в Милане в начале семнадцатого века. В книге затронуты вопросы договоров с Дьяволом, описаны рецепты ядов, которыми пользуются ведьмы, их силы. И классификация демонов по их местам обитания. В конце семнадцатого века, подобную классификацию также изложил Генри Хелиуэлл в своей работе.
Демоны огня или огненные Демоны – эти демоны не спускаются к людям, они находятся в высших слоях воздуха. По мнению византийского монаха, этот вид демонов, явится на землю только в Судный день.
Демоны воздуха или воздушные демоны находятся в воздухе, рядом с людьми. Под их властью находятся различные атмосферные явления. К примеру, воздушные демоны могут наслать бури и шторма. При желании, они могут быть видимыми для людей. Такие демоны могут посещать Ад и возвращаться обратно.
Демоны земли или земные демоны живут в лесных массивах и рощах. Там они чувствуют себя хозяевами природы. Придумывают различные уловки, чтобы сбивать с дороги путников. Такие демоны могут обитать и среди людей, ведя вполне человеческую жизнь.
Демоны воды или водные демоны повелевают водной стихией. Устраивают кораблекрушения, уничтожают живность в водных пучинах. Эти демоны командуют бурями на море. В большинстве случаев, водные демоны предстают в образах женщин. Они отличаются достаточно своенравным характером, довольно беспокойные и полны лжи.
В горных расщелинах и пещерах, живут подземные демоны. Они недолюбливают шахтеров, поэтому стараются им напакостить. Собственно говоря, любые подземные работы, раздражают демонов. Они же, вызывают землетрясения.
Светобоязненные демоны не любят свет. Такой вид демонов совершенно непонятен людям. Ведь они представляют из себя совершенный мрак. Их сущность абсолютно темна, они полны злобы. Если такие демоны встречают человека глубокой ночью, то непременно убивают его. Подобный вид демонов не выносит не только свет, но и любой шум включая людские голоса.
Согласно учению православной Церкви духи имеют свое место пребывания. У них есть свои обители, которые советуют их устроению и их усвоеным новым качествам.
Первое место, на которое нужно обратить внимание, это поднебесное пространство, которое именуется воздухом, земной поверхностью или бездной как ее еще называют.
Но они не только там живут, но ещё и в воде. Это доказывают Церковное учение. Почему даже в Богоявление в молитвах мы просим очистить воду от возможного присутствия бесов. Ну и конечно ад – главное место их пребывания, внутренность земли, как многие считают. Глава падших ангелов там и пребывает, а вот его ученики служители находятся на земной поверхности в воздухе, под управлением у князей своих, то есть падших ангелов, духов из высших военоначалий. Демоны только заходят в ад, чтобы получить новое указание от князя тьмы. Доносят там о своих действиях, отчитываются о всем происходящем на поверхности. Там же находятся и души грешников.
Но самое главное место им там, где люди не творят молитву, где есть места для греха, где тьма окутаны души людей, там и бесы. Любят они проводить и местах, где вызывают духов. Обитают они в людях бесноватых.
Если демон находится в человеке, пришедшем в освящённое место, то от Благодати Божьей ему становится плохо, и человек склоняется к тому, чтобы покинуть это помещение как можно быстрее, путём мысленного внушения беса так, чтобы человек даже и не заподозрил (допустим, под каким-либо предлогом). Либо же бес, до этого тихо находившийся в нём, вдруг резко проявляет себя, и обнаруживается.
Там, где демоны, там злодеяния, различные недобрые греховные действия. Они даже толкают людей под машины, если Бог попускает им это, низводят бури, ураганы, наводнения… Лукавые – спутники разных болезней, недугов, неприятностей. Они, мы знаем могут входить в животных, людей и мучить их.
Также демоны любят вдыхать фимиамы от различных воскуриваемых благовоний, бесам очень нравится, когда человек поглощает мясо, особенно с кровью, или же предаётся блудной страсти (при этом энергия партнёра "высасывается" демоном).
Бесы живут там, где им есть место. Человек, греша, готовит им такое место. Где грех, там и они. По природе своей демоны (бесы) – это чрезвычайно хитрые, злобные, лукавые, лживые существа (сущности), имеющие отвратительную внешность. Они ненавидят праведность и добродетели, ненавидят всё то, что связано с Господом. Они стремятся всеми силами заполучить человека, склонить его ко греху, и затем взращивать, увеличивать в нём этот грех, пока человек не станет их "рабом". Питаются демоны энергиями человека, когда он предаётся грешным занятиям (допустим, энергиям гнева, сладострастия, ненависти, гордыни, жадности, зависти, корысти).
Они любят грешников. Особенно некрещёных. Если им поддаваться, то они еще больше будут наседать. Они живут в поднебесье, почему и называют их еще духами поднебесья, а земля – их место работы.
Словом они там, где грех но и в тоже время идиллия, точнее они хотя вставить свою ссору. Но их нет где молитва, хотя они, наверно, везде есть, только не везде они с силах наследить, напакостничать. Где есть сила веры, где льётся молитва, где человек бдит, бодрствует нет места бесам.
Итак, как определить демона, если мы его встретим:
1. Он должен быть живым (что означает он может умереть).
2. Питаться только энергией (никакой приземлённой материи).
3. Не состоять из клеток (демоны виртуальности вообще и из материи не состоят).
4. Уметь что-нибудь делать (не обязательно делать что-нибудь полезное, можно просто функционировать).
5. Быть созданным, а не рождённым (увидите человека без пупка, знайте это демон или манекен).
Определение понятия живого не является тривиальной задачей. Казалось бы, с первого взгляда можно понять является ли птичка, лежащая на земле, живой или мертвой. Ну, или определить со второго, пристального взгляда. Или после того, как потыкаем в неё палочкой. В любом случае, мы относительно легко можем понять, живое перед нами существо или мертвое. Когда живое умирает, у нас есть четкие физиологические и даже юридические нормы, по которым определяется наступление смерти. То есть, умерло ли живое мы понять можем, но вот отличить живое от неживого намного сложнее.
Согласно Википедии, есть более сотни определений живого, часто противоречащих друг другу. Понятие живой является одним из наших базовых понятий и, как часто бывает с базовыми понятиями, оно совершенно не определено. Подразумевается, что мы понимаем это различие на интуитивном уровне. Но, как мы знаем, интуиция девушка легкомысленная и не всегда адекватно определяет реальность. Что и видно из следующего примера.
Итак, возьмём птичку и вырежем ей сердце, которое поместим в соответствующий раствор. Сердце будет работать ещё долго, как минимум несколько часов. А вот птичка, как мы понимаем, без сердца умрет. Теперь у нас есть мертвая птичка и сердце, которое продолжает функционировать. Означает ли это, что сердце живое, хотя птичка уже умерла? Если оно живое, получается сердце живое как бы отдельно от всего организма. То есть, организм сам по себе живой, а каждый орган отдельно живой?
После того как сердце остановится, то есть умрет, возьмём несколько клеток из сердца и посадим их в питательную среду, в которой они прекрасно будут жить и может быть размножаться. Получается сердце умерло, а клетки живые. И у нас целая иерархия живых; птичка, ее органы, ее клетки.
Как видим, казалось бы, очевидное различие между живым и неживым начинает расплываться. Поэтому давайте прекратим издеваться над несчастной птичкой и попытаемся сформулировать адекватное определение живого.
Физики утверждают, что живым может называться объект, способный поддерживать собственную энтропию ниже энтропии окружающей среды. Энтропия – это мера хаоса, чем больше хаоса и меньше информации, тем выше энтропия. У кого есть маленькие дети или домашние питомцы знают, как за мгновение они могут утроить бардак в квартире. Так вот, способность устраивать хаос, это свойство не только наших детенышей, а любого живого объекта. Каждый живой объект сидит на потоке энергии и увеличивает бардак в окружающей среде, чтобы поддерживать свою структуру неизменной.
Или ещё более просто; мы потребляем энергию, а потом сбрасываем ее в виде тепла в окружающую среду. Чтобы обеспечить этот процесс у живого объекта должен быть односторонний канал, выводящий тепло из организма (у клетки это ионные каналы, у нас потовые железы). Ключевым моментом здесь является то, что канал односторонний, тепло должно выбрасываться в окружающую среду, а обратный процесс заблокирован, иначе хаос разрушит вашу структуру (тепловой удар, как раз удар хаоса по порядку внутри нас). То есть, должен быть некий механизм, обеспечивающий нарушение пространственной симметрии; наружу хаос сбрасываем, а внутрь не пропускаем. Данный механизм реализуется с помощью, встроенного в объект, логического элемента, обеспечивающего однонаправленность канала. Примером могут служить те же ионные каналы в мембране клетки.
Обобщая, живым мы можем назвать объект, у которого есть встроенный логический элемент, реализующий правила (знания) как реагировать на изменения окружающей среды. Фактически, правила – это обычные условия: IF (что-то случилось) THEN (сделай то-то).
Знания могут быть сложными, например, умение чистить мандарин или примитивными типа; дают – бери, бьют – беги.
Живой объект умирает, когда структура, обеспечивающая его знания, разрушается. То есть, птичка умирает, когда погибает ее мозг, так как разрушаются ее личные знания. Ее сердце является самостоятельным живым объектом, так как обладает знаниями как реагировать на изменения содержания гормонов в крови. Сердце погибает, когда перестаёт функционировать. Ее клетки, каждая из миллиардов клеток, живые, и живут своей индивидуальной жизнью и погибают своей индивидуальной смертью. А вот отдельный капилляр он не живой, ведь у него нет никаких знаний, хотя и состоит из живых клеток.
Казалось бы, вполне адекватное определение живого, но есть проблема. Согласно данному определению, дверная ручка она тоже живая, ведь у неё есть своё правило: IF (давление на ручку больше чем энергия пружины) THEN (замок открывается).
На физическом уровне процесс выглядит следующим образом. Поворачивая ручку, подаём на неё энергию, которая сжимает пружину и отжимает язычок замка. Отпустив ручку, высвобождаем пружину, которая возвращает язычок обратно. Цикл замкнулся, система вернулась в первоначальную позицию, сохранив свою структуру. Полученная энергия сбрасывается в виде тепла в окружающую среду.
А сливной бачок в вашем туалете? Он же просто интеллектуал по сравнению с дверной ручкой! У него аж целых три правила, а у новомодных бачков (это те, которые воду экономят, с двумя клавишами) их даже четыре. Более того, бачок, обладая обратной отрицательной связью, является гомеостатической системой, способной возвращаться в первоначальное состояние.
Но, это же бачок в туалете, как он может быть живым? Не все ученые считают вирусы живыми, а тут сливной бачок и живой. Откровенно говоря, проблема не в приведённом определении понятия живого, а в нашем углеродно-биологический шовинизме, который не позволяет признать керамический бачок живым.
Кстати, сливной бачок и есть демон. Он питается потенциальной энергией воды его наполняющей. Он выполняет может незамысловатые, но вполне конкретные действия. Он не был рождён, а был создан. И он умирает, когда структура, обеспечивающая его знания, ломается. Как видим, он удовлетворяет всем критериям описания демона и таковым является.
В итоге, как бы мы не называли сливной бычок, керамическим демоном или гомеостатический системой с обратной связью, мы понимаем, что нет четкой грани между неживым и живым. Есть множество переходных форм от мертвой материи до нас любимых. Мы можем провести границу произвольно, называя тех, которых не хотим признавать живыми, – роботами, демонами, автоматами или как-то иначе. Но суть одна, если появляется логический элемент, случайным образом или в результате акта сознательного творения, то появляется объект, способный воспринимать информацию и, соответственно, менять реальность с помощью своих решений, основанных на знаниях.
Кстати, читая этот текст, вы все время смотрели на одного из демонов. Да, окно браузера, в котором вы читаете, и есть демон. Он удовлетворяет всем критериям:
1. У него есть знания как реагировать на поступающую информацию. Когда вы крутите колесико мышки он прокручивает текст, если вы нажимаете на какую-то из пиктограмм он совершает соответствующие действия.
2. Живет он за счёт чистой энергии, никакой материи он в глаза не видел.
3. Не состоит из клеток.
4. Умеет что-нибудь делать.
5. Был создан, а не рождён (и пупка у него нет).
Или тот же Гугл. Это же канонический демон архивариус. У него есть своя картотека и, когда вы вводите запрос, он со скоростью света находит нужный документ, вытаскивает с другого края планеты и выкладывает вам на экран. Очень даже могущественный демон.
С демонами надо быть осторожным. Конечно, большинство демонов полезны и безобидны, но есть и опасные. Они любят внимание к себе и похищают время. Уверен, все знают, как это бывает; посижу полчаса в соцсети или поиграю чуток перед сном. И упс, уже утро! Демоны вызывают зависимости, аналогичные наркотическим. Останьтесь недельку без телефона и прочувствуйте всю прелесть ломки. Или, отрубите дома интернет и почувствуйте силу народного бунта.
Существуют еще более опасные демоны – ментальные, которые внутри нашего сознания. Мир полон демонов, они повсюду вокруг нас. Мы создали их. Вся наша цивилизация держится на них. С одной стороны, они упрощают нам жизнь, но с другой мы все больше и больше становимся зависимыми от них.
Места обитания демонов явно затруднены для проверки… «Несмотря на свое всеприсутствие, дьявол, согласно средневековым верованиям, проявлял и определенные предпочтения в выборе места обитания. В конце XVI века Пётр Тирский в трактате «Об опасных местах...», обобщая опыт многих столетий, выделяет шесть основных типов мест, облюбованных демонами:
1. Заброшенные и невозделанные пустынные места.
2. Места влажные и болотистые.
3. Подземные пещеры, прежде всего те, где можно откопать металлы и прочее необходимое человеку; потому и демоны именуются металлическими.
4. Обширные и просторные крепости, или ветхие и полуразрушенные постройки.
5. Места, отмеченные человекоубийствами или другими ужасными преступлениями.
6. Места, где обитают святые и в особенности монахи, которых демоны ненавидят в наибольшей степени.
Этот список далеко не полон и не учитывает многих важных для демонологии пространственных ориентиров – в частности, ориентации по сторонам света. Если с Богом ассоциировали юг и восток (области тепла и восхода солнца), то с дьяволом – север и запад (холод и закат)».
Характерно, что места обитания демонов, подобно и местам обитания, например, древнегреческих богов, трудно проверяемы…
|