Западная религия подразделяет природу человека на три составные части «Тело, Душа, Дух». Теософия подразделяет устройство человека на большее количество составных элементов, минимум на четыре, три из которых "Тело, Душа и Дух" полностью совпадают с западной религией. Давайте коротко рассмотрим два первых элемента и более подробно остановимся на понятии Дух и Монада человека.
«Тело человека» – под этим элементом в Теософии понимается не одно тело, а несколько тел сразу или группа тел:
а) плотное физическое тело,
б) эфирный двойник физического тела,
в) астральное тело,
г) ментальное тело.
Это тела, судьба которых разрушение и распад через определённый период времени, в результате реинкарнации.
«Душа человека» – под этим элементом в Теософии понимается каузальное тело, оно не разрушается в результате реинкарнации человека, а наоборот служит отправной точкой для такой реинкарнации. Как Вы видите «Душа» человека является вполне материальным образованием, она состоит из материи Каузальной части Ментального мира.
Теософия заявляет о существовании двух прямо противоположных объектов, а именно антиматерия и материя, в классической Теософии они называются духом и материй (здесь слово дух используется не в основном своём значении). Под антиматерией понимается полностью не материальное образование которое известно нам как сознание. Без такого сознания любое тело является бесполезным набором материи, с другой стороны, сознание является полностью не функциональным и спящим без какого-либо тела.
Теософия прямо заявляет, что сознание и тело, в котором это сознание обитает, находятся в симбиозе друг с другом, по одиночке они бесполезны но вместе они образуют сознательное живое существо. В следствие того, что «Тела человека» являются временными, сознанию необходим «постоянный дом», в котором оно устроит свой форпост (центр) и будет хранить там все свои достижения и опыт. Таким не разрушающимся, более или менее постоянным телом, является вышеуказанное каузальное тело человека.
Для обычных людей (99% человечества) «Душой», т.е. форпостом или центром сознания является каузальное тело, но для человека достигшего стадии «Архат» оно не является таковым. Архат – это человек развивший своё будхическое тело до состояния его полной функциональности. Архат «переносит» свой форт-пост (центр) сознания в будхическое тело, которое уже относится к Духу человека, а каузальное тело, бывшее его Душой до этого момента, переходит в группу «Тела человека» и так же будет разрушаться в результате реинкарнации. Из этого следует, что термин "Душа" является временным явлением, а термин «Тело человека» являются плавающим и меняет своё значение, а именно количество тел входящих в эту группу, в зависимости от степени развития конкретного человека.
Процесс переноса форпоста (центра) сознания в вышестоящие миры будет продолжаться и далее, постепенно одно за другим даже тела входящие в группу Дух, постепенно перейдут в группу "Тела человека", но уже за пределами человеческой ступени развития. Это будет продолжаться до того момента пока у Сверхчеловека не останется только две составные части «Тело» и «Монада», промежуточные составные части «Душа и Дух», со временем полностью исчезает. На сегодняшний момент времени, для 99% обыкновенных людей, называть каузальное тело – «Душой человека», т.е. тем над чем разрушение не властно (форт-постом сознания), является полностью правильным, хотя и станет неправильным со временем.
«Монада и Дух человека» – мы вынуждены перепрыгнуть через один термин "Дух человека" и начать своё рассмотрение с вышестоящего термина Монада человека. Дело заключается в том, что Дух является производным от Монады её частичным неполноценным отражением. В литературе по Теософии вопрос Монады человека является довольно запутанным, хоть на эту тему и написано множество страниц текста. Такая путаница вызвана частично сложностью вопроса, а частично самими Теософами и их неудачной терминологией. Наличие в Теософии терминов носящих плавающий характер, а так же терминов носящих разное смысловое значение, встречается довольно часто.
Основоположники Теософии ещё при своей научной деятельности столкнулись со сложностями при объяснении термина Монада человека. Например, как указано выше по тексту, Монада или Дух человека присутствует в живом существе, начиная с седьмого царства природы, оно же человечество и Ангелы. Но в Теософии есть термины сильно запутывающие данный простой постулат, а именно:
а) животная Монада,
б) растительная Монада,
в) минеральная Монада.
Как же так получается, что Монада будучи составной частью существа, минимум эволюционной ступени человек, также может находится в животном, растении и даже камне. Для того что бы выйти из сложного положения Теософы ввели в свою научную концепцию другой термин – Монадическая субстанция, но это не сильно исправило положение, а возможно ещё больше его усугубило. Во вторых само определение термина Монада – как сознание или единица сознания, приводит ко многим сложностям, так как в нижестоящих мирах уже существует сознание созданное Вторым Логосом. Это сознание имеет свой форпост (центр) в каузальном теле и способно перемещаться в свои нижестоящие тела.
Для представителей Западной религии, мысль о наличии частички «Духа Божьего» («святая святых») в животном, растении или камне, является фундаментально неправильным. Что же Теософия была неправа? И Западная религия и Теософия правы вдвоём, как бы это казалось нелогичным и прямо противоречащим. Теософия не ошибалась заявляя о наличии Монад в животных, растениях и минералах, но вот способ изложения и термины были не совсем удачными. Давайте рассмотрим этот вопрос и выясним как сугубо человеческая частица (по мнению Западной религии) оказалась в животных, растениях и даже минералах.
Как Вы уже знаете Триединый Логос состоит из трёх составных частей или «лиц». При строительстве материального Космоса Третий Логос начинает функционировать первым. Его задача заключается в создании, при помощи энергии Фохат, элементарных частиц, которые служат строительным элементом для всех 49 миров. Можно смело сказать, что материя появляется усилиями именно Третьего Логоса.
Следующим в деятельность вступает Второй Логос, который приносит в пустой Космос, где нет ничего кроме элементарных частиц и их комбинаций, фундаментальные изменение. Второй Логос, при помощи своей энергии Прана, начинает строить из материи созданной Третьим Логосом, групповые каузальные тела различных царств природы. Одновременно с этим Второй Логос создаёт, из собственного естества и внутри себя, условно отдельные (от Второго Логоса) сознания.
Далее групповые каузальные тела наполняются сознанием и начинается длительный этап эволюционного развития, в течение шести с половиной царств природы, т.е. до середины седьмого (до прикосновения Манасапутр). Долгое время эволюционируют и развиваются созданные Вторым Логосом существа, сгруппированные в разные царства природы. Они медленно переходят с одной планеты на другие планеты, так же эти существа мигрируют с одних планетных цепей на другие, переходя обыкновенно при таком переезде, в вышестоящее царство природы.
Когда на сцене появляется седьмое царство природы, т.е. человечество и Ангелы, деятельность Второго Логоса считается оконченной. Он сделал всё, что мог, он создал материальные тела для различных существ и наделил этих существ частью своего собственного сознания. Второй Логос совершенствовал своё творение очень длительное время, теперь он больше ничего не может сделать. Он «вёл за руку» шесть царств природы и половину седьмого (человечество до прикосновения Манасапутр), теперь он должен передать своего ребёнка или творение в руки следующего Логоса. Христиане называют его «Богом Отцом» Теософы называют его Первым Логосом.
Третий Логос создал элементарные частицы и их комбинации, Второй Логос, взял материю, созданную Третьим Логосом, и построил из неё тела для семи царств природы, наделив их своим сознанием. Что же сделал Первый Логос? Он создал множество отдельных Монад, из своего собственного естества и природы, как Второй Логос создал сознания для существ из своего собственного естества и природы.
Где же находятся Монады? Монада представляет из себя такое же нематериальное образование как и сознание созданное Вторым Логосом. Никто не может увидеть сознание, взвесить его или сфотографировать, но оно все же существует и это установленный объективный факт науки. Мы способны наблюдать только тело или множество тел, в котором сознание обитает, само же сознание так же способно наблюдать окружающий мир только с помощью тела, которое она использует. С Монадой дело обстоит аналогичным образом, она полностью не материальна, её невозможно увидеть, но Монада так же как и сознание обязано использовать материю для своего функционирования, без этой материи Монада является пассивной или спящей.
В классических книгах по Теософии Первый Логос сравнивается с вечным огнём (пламенем), из которого вылетают отдельные искры, являющиеся Монадами. Искра имеет ту же самую природу, что и огонь из которого она появилась, она вечна и не может потухнуть, она сама способна превратится в пламя и при определённых обстоятельствах влиться назад в тот огонь из которого она произошла.
Монада в Теософии называется единицей потому, что Монады не могут объединятся (сливаться) между собой в единое целое, даже при возврате Монады в пламя Первого Логоса, она не прекращает ощущать себя индивидуальностью. Монады отделяются от Первого Логоса в Монадическом мире (44-ом) и этот процесс заключается в следующем. Частичка пламени Первого Логоса окутывает себя тончайшим видом материи принадлежащей Монадическому миру, таким образом получается материальная сфера (пузырь) внутри которой заключена частичка пламени (искра) Первого Логоса. Если эту тончайшую материальную оболочку разрушить, то находящаяся в ней искра, вольётся обратно в пламя Первого Логоса из которого отделилась.
Каким бы не материальным являлось сознание, все же оно использует материю (материальные тела) для своих целей, которые можно наблюдать и изучать. Какой бы не материальной являлась Монада, все же она обязана использовать материю (материальные тела) для своей деятельности и эту материю так же можно наблюдать и изучать.
Что же такое Монада – это искра Первого Логоса, отделившаяся от родительского пламени, в Монадическом мире (44-ом), путём окутывания себя материей этого мира, а так же обладающая своим собственным индивидуальным сознанием. Таким образом получается, что у человека имеется минимум два отдельных и обособленных сознания, источником одного является Первый Логос, источником второго является Второй Логос.
Между Монадой и Душой есть большая пропасть, состоящая из двух частей Атмического мира и Будхического мира. Так как Монада не способна спустится ниже Монадического мира лично, то она использует механизм удалённого управления. Для этой цели Строители форм, прикрепляют к Монаде четыре элементарные частицы, по одной в каждом из миров (Верхняя и Нижняя часть Атмического мира, Будхический мир, Каузальная часть Ментального мира). С это момента эти элементарные частицы являются собственностью Монады и называются её постоянными атомами. Именно при помощи этих частиц каждая Монада будет удалённо управлять всеми своими телами из Монадического мира.
Постоянные атомы Монады в Верхней и Нижней части Атмического мира, а так же в Будхическом мире образуют группу «Дух» человека. Со временем вокруг этих постоянных атомов будут построены тела, которые Монада сможет использовать в своих целях.
Почему же эти два мира называются «Духом», а не Монадой, ведь это миры в которых действует сама Монада хоть и удалённо. Ответ заключается в следующем, Монада имеет 100% своих сил, способностей и возможностей только в своём Монадическом мире и в своём монадическом теле. Когда Монада пытается управлять своим постоянным атомом в нижестоящем мире, чем её собственный, она теряет часть своих способностей и качеств, и чем ниже этот мир находится, тем потеря более значительная.
Этот процесс сравнивают с отражением в зеркале. Для примера, станьте перед зеркалом и посмотрите в него. В отражении Вы увидите точную копию себя, до самой мельчайшей особенности тела, но ваше отражение это всего лишь отражение, оно не равнозначно Вам. Все качества присутствуют в теле человека, а не в его отражении в зеркале. Так как Монада сама не способная спустится в нижестоящие миры, она создаёт некое подобие самой себя (отражение) и спускает его в нижестоящий мир. Именно по этой причине в книгах по Теософии говориться, что Монада создаёт своё отражение в нижестоящих мирах.
Раньше уже неоднократно говорилось, что у человека есть Монада, а у животного её нет, когда же Монада появляется у человека и каким образом?
Для того, чтобы ответить на этот, вопрос нам необходимо будет прибегнуть к следующему сравнению, давайте представим себе:
1) Монаду, созданную Первым Логосом, как лицо №1,
2) сознание любого животного, в том числе человека до прикосновения Манасапутр, созданное Вторым Логосом, как лицо №2.
Тела, в которых эти лица будут обитать, сравним с автомобилем. Получается, что у нас есть два водителя (№1, 2) и один автомобиль для обоих.
В течение первых шести царств природы и первой половины седьмого царства природы, т.е. человечества до прикосновения Манасуптр, единственным хозяином (собственником) автомобиля было лицо №2, т.е. сознание созданное Вторым Логосом. Именно это сознание являлось единственным водителем автомобиля. Но где в это время было лицо №1, т.е. Монада? Она так же была в этом автомобиле, но не как собственник, а как пассажир сидящий на соседнем сиденье. Автомобилем управляете его хозяин сидящий за рулём и воздействующий на органы управления автомобиля. Автомобиль делает только то, что хочет его хозяин, т.е. сознание созданное Вторым Логос. Монада тоже присутствует в автомобиле, но она находится на соседнем пассажирском кресле, она не имеет никакого отношения к управлению автомобиля, но получает почти тот же самый набор впечатлений и жизненного опыта, что и владелец автомобиля.
Но как Монада оказалась в чужом автомобиле и самое главное зачем? Такое поведение конечно же не является хулиганской выходкой Монады. Быть молчаливым наблюдателем в чужом теле, есть обязательный закон эволюции. Монада не сама проникает в чужой автомобиль (тело), её туда умышленно подсаживают Строители форм, чтобы Монада получала необходимый опыт, так как со временем ей самой предстоит стать полноправным собственником автомобиля. Но для Монады не будут создавать новый автомобиль (тело), она получит в собственность уже давно существующий автомобиль, да ещё и с водителем в нём, т.е. сознанием созданным Вторым Логосом.
Строители форм начинают подселять Монады в существ, начиная со стадии эфирных и плотных минералов. Это вовсе не значит, что в теле каждой минеральной частицы, например каждом драгоценном камне, присутствует Монада. Она может присутствовать в качестве пассажира в одном камне из тысячи или в одном камне из миллиона. Таким же образом дело обстоит и в растительном царстве, где Монады так же подселяются Строителями форм в тела различных растений. Не нужно думать, что в каждой травинке или растении есть Монада, она может быть только в одной травинке на тысячу или сотню тысяч. Когда же дело касается очень больших и долгоживущих деревьев, основоположники Теософии наблюдали, что Монада подселятся почти в каждое такое дерево. Монады физически не способны обитать во всех минералах, растениях и животных, так как количество самих Монад, созданных Первым Логосом является конечным.
Если мы перейдём к животному царству и его малоразвитым видам например насекомым, то присутствие в них Монады является редким явлением, но вот в случае с хорошо развитыми животными, птицами и рыбами, Монада как пассажир присутствует почти всегда. Строители форм, по своему собственному профессиональному усмотрению, сами решают к каким существам подселять Монаду, а к каким нет и на какое по длительности время. Наличие Монады в том или ином минерале, растении или животном не приводит ни к каким изменениям, с точки зрения минерала, растения или животного. Монада может быть удалена Строителями форм в любой момент времени и на жизнедеятельности существ, в которых они обитали это некоим образом не скажется.
Наличие такого, довольно странного симбиоза, заключающегося во временном подселении Монады как пассажира, в тела различных существ, привело к большому количеству трудностей у читателей Теософии. Те Монады, которые подселялись Строителями форм в тела минералов, Теософы называли минеральными Монадами. Те, что подселялись в тела растений, Теософы называли растительными Монадами, а подселяемые в тела животных называли животными Монадами. Отсюда и появилось большое недопонимание.
С одной стороны Теософы заявляют о Монаде, которая появляется только у человека. Этого же постулата придерживается и религия, заявляя о наличии «Духа» только в человеке. С другой стороны Теософы заявляют о существовании минеральных, растительных и животных Монад. Теософия попыталась выйти из сложившейся ситуации и заменила термины минеральные, растительные и животные Монады, на термин Монадическая субстанция в минеральном, растительном, и животном царствах природы. Но это не сильно исправило ситуации, а возможно ещё больше её ухудшило. Если бы Монада создавалась Первым Логосом одновременно с появлением человеческого царства, то никаких бы проблем в понимании не возникло, но реально Монада появляется задолго до такого момента.
Западная религия не может или не хочет понимать как чисто человеческая частица «Дух» вдруг может находится в низших царствах природы. Но разгадка этой проблемы довольно проста, в человеке после прикосновения Манасапутр, Монада это собственник и полноправный хозяин, а в нижестоящих царствах природы, она молчаливый наблюдатель или пассажир, который получает необходимый опыт и навыки. Когда Монада является собственником она имеет право управлять своими телами, но когда она является пассажиром, то просто наблюдает и бездействует.
Когда на планете Земля появляется седьмое царство природы, т.е. человечество, то первую половину этого периода, называемую до прикосновения Манасапутр, Монады подселятся в тела людей как молчаливые пассажиры, точно так же как это происходило в предыдущих царствах природы. Когда же приходит время деятельности Манасапутр, то Монады переходят из статуса пассажиров в статус собственников и полноправных владельцев.
С научной точки зрения это выражается в том, что постоянный каузальный атом Монады, начинает излучать собственную сильную гравитацию (притяжение) на постоянной основе, что приводит к отрыву куска каузальной материи от группового каузального тела. Этот кусок материи, секунду назад принадлежавший к групповому каузальному телу, теперь превратился в небольшое но индивидуальное каузальное тело «Душу» конкретной Монады.
В своей литературе Теософы неоднократно называют людей «Богами» так как в каждом из нас есть частица Первого Логоса, т.е. Монада. Так же Теософы заявляют, что каждой Монаде присуще качество всеведения как и самому Первому Логосу. И здесь среднестатистический человек задает закономерный логичный вопрос, если в устройстве человека есть всезнающая Монада, тогда почему мы не всезнающие и посещаем школы (колледжи, университеты)?
На планете Земля есть люди, которые заявляют о наличии у них внутренней способности к всеведению, т. е. возможности постигать информацию о предмете или объекте автоматически без процесса мышления. Такие люди заявляют, что правильная информация об интересуемом предмете (объекте) сама автоматически появляется в их голове причём в полном объёме. К таким людям относятся минимум Архаты и вышестоящие существа. Почему же у нас с Вами нет такой способности, ведь Монада присутствует как в Архате так и в нас с Вами.
Ответ этой загадки заключается в следующем, когда в момент прикосновения Манасапутр, Монада отрывает кусок от группового каузального тела и превращает его в своё индивидуальное каузальное тело, то с куском каузальной материи Монада получает и кусок сознания созданного Вторым Логосом.
Монада хоть и становится формальным собственником и владельцем тела, но в этом теле продолжает находится лицо №2 (из нашей аналогии выше) и не позволяет Монаде взять управление телом на себя. Очень долгое время Монада будет пытаться слиться с этим водителем (сознанием Второго Логоса), а точнее поглотить его в себя и стать единственным и полноправным правителем в своём теле. Архат – это человек в котором Монада достигла почти полного успеха в этом деле. Во всех остальных людях Монады хоть и присутствуют, но продолжают занимать положение пассажиров при статусе владельцев.
Знание о каузальном теле носит наиболее сокровенный характер, поэтому информации о нем немного. Трудность понимания каузального тела в том, что каждый Высший Принцип (атом) Высшей Триады – Атма, Буддхи, Высший Манас – находится на своем плане – атмическом, буддхическом, высшем ментальном – и в то же время все они находятся в теле Высшего Манаса, т.е. каузальном. Это возможно потому, что все планы взаимопроникаемы, они имеют везде точки соприкосновения, и тело одного принципа (Высшего Манаса) может охватить всю Высшую Триаду. Поэтому каузальное тело считается и телом всей Высшей Триады, но органом (телом) действия является только для Высшего Манаса.
Когда и каким образом образовалось каузальное тело? В начальном периоде развития человечества (I Коренная Раса – середина III Расы) эфирно-астральные формы имели и Высшую Триаду, и низшую, но между ними не было прочной связи. Форма лишь оживотворялась потоком жизненной энергии от Принципа Атма, принципа вечной жизненной силы, разлитой во всем Космосе. Связи между Высшим Манасом и низшим манасом почти не было в первых двух Расах. Человеческие формы были объединены в Групповые Души, в которых происходило развитие форм. Но наступил момент, когда Монада через Высшую Триаду и низшую должна была вступить в полное владение своим низшим человекапроводником – физическим телом. Это стало возможным, когда человек имел уже хорошо сформированный мозг – инструмент мысли, и он достиг того уровня развития, когда можно было усилить его вибрации для умственной работы.
Пришло время пробуждения в человеке низшего разума. Нужен был Огонь, который бы зажег искру разума. Это могли сделать только силы, обладающие этим Огнем, – Солнечные предки человечества, Манасапутры. Манасапутры усилили поток энергии, идущей от Монады к Высшей Триаде, затем – низшей триаде, т.е. от Высшего Манаса к низшему. При этом усиливаются вибрации и вращение трех атомов (принципов) Высшей Триады и низшей. Образуется вращающийся вихрь, который разрывает оболочку из остатков Групповой Души, и образуется новая индивидуальная оболочка, называемая каузальным телом. Каждая человеческая форма стала иметь свое каузальное тело, каждый человек стал Индивидуальностью. Теперь от человека будет зависеть, как быстро он будет укреплять связь своего низшего разума с Высшим.
Пятый Принцип – Высший манас – был вызван к жизни Вдохновляющими Богами, и Монада была связана с личностью. Этот принцип проходил, естественно, очень длительно и поэтапно, т.к. Монады с Лунной цепи пришли на Земную цепь разной степени развития.
Высший Манас – основополагающий принцип в процессе духовного роста человека. Он есть та ментальная способность, которая и превращает человека в разумное и нравственное существо. Высший Манас есть связующий принцип Высшей Триады (Духа) человека и его низших начал. Если человек обогащает тело низшего разума (ментальное) знаниями, чистыми мыслями, без страстей, без низких желаний, если его ментальное тело проникнуто бескорыстием, добротой, любовью, тогда ментальная энергия такого качества переносится в более тонкий, Высший ментальный план и становится принадлежностью каузального тела, тела высших ментальных вибраций.
В казуальном теле скрыты все причины, которые проявляются как следствия на низших уровнях. Поэтому в литературе его распространенным названием будет – причинное. Это тело является вместилищем и хранителем всех собранных ценностей. Оно растет по мере того, как низшая природа человека передает ему все больше материала, достойного войти в его структуру. Именно каузальное тело переходит из одной жизни в другую. Очередное воплощение начинается из каузального тела. Оставшиеся от земной жизни нежелательные, негативные энергии сохраняются в каузальном теле только в виде тенденций, заложенных в “зародышах – корпускулах”, находящихся в латентном состоянии.
Когда Эго вновь воплощается, эти тенденции оживляются и привлекаются при отработке кармических долгов. Поэтому каузальное тело можно назвать вместилищем как добра, так и зла, но энергия добра вплетается в ткань (материю) каузального тела, становится основной частью его субстанции, а зло остается в виде чужеродных частиц, которые предопределят страдания человека в новом воплощении. Но зло может быть очень тонким и устойчивым, и, если человек дает ему возможность для проявления, оно надолго остается частью Индивидуальности.
Если человек развивает интеллект и волю, но при этом не совершенствуется ни в Любви, ни в бескорыстии, если он использует свои растущие способности только для своего личного “я”, а не на благо всех, в этом случае есть опасность ухода на путь зла. Каузальное тело в этом случае подвергается воздействию вибраций только интеллекта и воли, которые направлены на эгоистические цели.
Использование в эгоистичных целях амбиций, гордости и способностей интеллекта намного опаснее, чем просто ошибки низшей природы, которые более очевидны, чем хитрое, умное, изощренное зло. Но вибрации Эго, живущего во зле, создают дисгармонию. Оно противопоставляет себя Космическому Закону Эволюции, и Закон все равно его разрушит, обратив в первичные элементы природы. Но если человек пришел к осознанию своего назначения в эволюции, живет по Законам Космоса, его Высшая Сущность растет в вибрациях Духовной Любви и становится Бессмертной Частицей Космической Жизни.
Каузальное тело имеет и другие названия. Оно же тело – интеллектуальное, так как Высший Разум, являющийся основой этого тела, способен к высшим и абстрактным интеллектуальным размышлениям.
Кроме того, “тело причинности” трансгималайская традиция всегда называла “кармическим телом”, что одно и то же, поскольку карма, или действие, является причиной, вызывающей череду бесконечных перерождений или “перевоплощений”.
Древнеиндийская доктрина называет каузальное тело – карана – шарира (карана – скр. – причина; шарира – скр. – тело), что тоже самое “тело причинности” (Е.П.Блаватская. Теософский словарь). «Карана – шарира, бессмертный человек, переходящий из одной инкарнации в другую».
Очертания каузального тела различны: или более округлые, или в виде эллипса, в зависимости от того, какой принцип больше прогрессирует – Атма, Буддхи или Высший Манас.
У большинства людей каузальное тело почти не различимо, так как оно слабо развито, и цвет у него тусклый. Если же человек достиг высокой духовности, его каузальное тело будет ослепительно сияющим прекрасными красками, необычными для земного мира. Кроме того, оно увеличивается в размерах. Если человек сможет сознательно действовать в каузальном теле, он сможет черпать знания из Мирового Разума, сможет знать все свои жизни, сможет знать глубинные тайны в недрах природы. Но на данном этапе своего развития человек не сохраняет своего сознания в каузальном теле.
При переходе с плана Дэвачан на высший ментальный план на мгновение наступает прозрение, вспышка сознания, которая охватывает и прошлое, и будущее, а затем, ослепленное ярким светом, Высшее Эго проваливается в небытие до следующего воплощения, находясь в лучезарной сфере каузального ттел. Это “небытие” есть «период бессознательного нарастания», после которого Эго “вновь рождается в Дэвачане”, чтобы начать этапы нового ввоплощени. Эго «покидает мир Блаженства, чтобы возродиться в мире причин».
Буддхическое тело принадлежит миру чистой духовной Мудрости, Знания и Любви, соединенных в единое. Его называют также телом Христа, т.к. центром буддхического тела является Шестой принцип, Буддхи – принцип Христа. Буддхическое тело строится из высоких энергий чистого сострадания, всеобъемлющей нежности, Любви, т.е. энергий Христа. Кроме того, когда человек достиг достаточной степени совершенства в Любви, Мудрости и Силе, он проходит через “Врата Посвящения”, которые отмечают определенный этап его эволюции. Его буддхическое тело рождается к деятельности, оно развилось «в меру полного возраста Христова» (посл. к ефесянам, гл.4,13).
На данном этапе эволюции в основном развивается интеллектуальный аспект божественной природы человека. Энергия духовной Любви в человеческом существе еще очень пассивна. Но, если интеллект освобожден от личностного “я”, вибрации Высшего Манаса (Пятого принципа) возбуждают вибрации Принципа Буддхи, который в свою очередь, пробуждает в человеке высокодуховные чувства.
Так как высшие подпланы ментального плана соприкасаются с низшими подпланами буддхического плана, чистые ментальные энергии встраиваются в растущее буддхическое тело; происходит слияние двух видов тонких энергий: духовного знания и духовной любви, что является Мудростью. Энергии разума напитаны энергиями Сердца. Качество человека, овладевшего казуальным телом и начавшего строить тело буддхическое – невозмутимость Мудрости.
Одновременно с развитием чувства Духовной Любви человек начинает осознавать Единство со всеми другими людьми, не теряя чувства своей Индивидуальности. В буддхическом теле сознание человека может охватить сознание всех других людей. Он осознает и чувствует, что все человечество едино. Человечество едино по происхождению, по способу эволюции, по цели бытия. Человечество произошло из Единого и вернется в Него. Все развитие ведет к Единству, а индивидуализм противоречит Закону Единства. Пока человек не построит буддхическое тело, пока он не достигнет уровня Христа, он не ощутит прекрасного чувства Единства себя со всеми. На пути построения буддхического тела нужно утратить сознание собственной обособленности.
Когда человек развивает буддхическое тело, он чувствует радости и печали других. Это состояние Христа. Человек достиг своего спасения, сын Божий искупил человека.
Искупление представляет три стадии:
1. бессмертие, даваемое очеловечиванием;
2. спасение, даруемое состоянием Христа;
3. освобождение, для достижения которого должно организоваться новое тело – божественное.
Когда человек овладевает буддхическим телом, каузальное тело, в котором перевоплощались все кармические (причинные) составляющие человека, исчезает. Причин воплощаться больше не будет, человек достигнет уровня Архата. Учителя – люди, достигшие совершенства, завершившие свою эволюцию, действуют в бодрствующем сознании не только на трех низших планах, но и на четвертом – буддхическом, в духовном теле, буддхическом.
Атмическое тело является высшим духовным телом. Оно является олицетворением Высшей Духовной Воли. Центром атмического тела является Атма – частица Космической огненной энергии, разлитой во всем Космосе. Атмическое тело является оболочкой этой огненной энергии, тончайшей субстанцией атмического плана, «Богом, ставшим плотью». Это высочайшее божественное начало, которое стало воплощенным, но не перестало быть божественным.
В конце эволюции человека, когда происходит его полное духовное перерождение, – а это значит, что Манас высший присоединил к Буддхи все духовные накопления, а Буддхи поглотил весь свет Атмы, т.к. Буддхи является носителем Атмы. Таким образом «Три становятся Единым», Единым Светом, «Телом Славы», Одеянием Нирманакайя.
В этом теле Индивидуальность, освобожденная от всех иллюзий, поднимается в Мир Высших сфер, область полного Духовного сознания – «Чертог Посвящения». Другими словами буддхическое тело сливается с атмическим. Они образуют светлое одеяние для человека, достигшего совершенства и ставшего сознательно божественным. Деятельность атмического тела – это проявление во всей полноте Могущества (Воли), Мудрости и Любви. Атмическим сознанием владеют лишь те немногие, которые закончили цикл человеческой эволюции. Это – Учителя.
Аура есть совокупность энергетических излучений человека (как и животных, растений, вещей), которые исходят от его тонких структур. «…аура является электрожизненной и в то же время электроментальной; в теософии называется акашной или магнетической аурой» – определяет Е.П. Блаватская в «Теософском словаре». В зависимости от уровня развития того или иного тонкого тела каждый человек имеет различные цветовые различия своей ауры.
Аура имеет вид овального светящегося облака, окружающего физическое тело. При низком уровне духовности она тусклая, грубо окрашенная; у высокодуховного человека аура сверкает чудными цветовыми переливами. Кроме того, в ауре среднего человека отсутствует излучение буддхического тела, т.к. оно при низкой духовности еще не развито. И только «При возрастающей духовности появляются над головой разные диадемы: сначала один сверкающий круг над головой или два, и даже три, или один сплошной диск…».
Аура отражает как общий духовный уровень человека, так и его психическое состояние и настроение на данный момент. «… по ширине и излучениям ауры можно судить о высоте духа. Вот почему так важны скорейшие нахождения способов зафиксирования или фотографирования аур, снимок явит истинный паспорт человека».
При напряженной ауре она «не только вибрирует, но светит всеми цветами радуги, уявляя иногда лучи из оплечий, когда дух устремлен к высшим мыслям и эмоциям». Аура очень живо реагирует на воздействие мыслей, и если силой своего воображения мы очертим вокруг себя, как бы по внешнему краю ауры плотную оболочку, то эта защищающая нас оболочка приостановит наплыв извне вредных влияний. Особенно аура доступна проникновению темных сил, если мы в раздраженном состоянии. Поэтому так важно всегда сохранять спокойное состояние духа, а также научиться создавать защиту.
«Главная мощь ауры – ее насыщенность психической энергией высокого качества. Аура являет электромагнитное поле энергий, действующих в нашей сущности. Магнит ауры может быть мощен, и нет предела этой мощи Великого Духа. Но поле ауры должно быть окружено заградительной сетью, сотканной из отложений тончайших энергий и огня пространства для охраны от посторонних вторжений и воздействий. Но духи, лишенные духовности, не имеют такой охраны, потому они так часто являются на одержании и на воздействии любого человека с сильнейшей аурой черного огня».
Окраску ауре дают действующие чакры. Чем духовнее человек, тем у него больше активизированы чакры и соответственно, богаче окраска его ауры. «У новорожденных детей аура белая, так как их сознание еще спящее, центры не активизированы. Но иногда бывают и ранние проблески сознания, тогда аура окрашивается».
Следует еще отметить влияние цвета ауры на восприятие всех предметов, живой природы и всего, что окружает человека. «Каждый видит предметы в своем освещении», так как смотрит на них через свою ауру, которая имеет свой цвет. Очевидно, этим объясняется изменение цвета живой природы в моменты восторженного восхищения ее красотою. Воздействие красоты природы меняет состояние человека и, соответственно, окраску его ауры. Поэтому, глядя на окружающее через такую ауру, можно увидеть зелень травы и листьев голубовато-мерцающей, пролетающих серых птиц – красными, а белых – бирюзовыми.
|