В этой статье речь пойдет о пожалуй самом мистическом духе славян, который обладает достаточно важными полномочиями в управление быта дома. Он является младшим братом Домового, и скажем своего рода он тоже домовой – вот только в другом, ну выразимся не совсем подходящим для этой статьи термином формате.
В стародавние времена на Руси люди не могли принимать душ или ванну, как в наше время. Люди тогда ходили в баню, и в наше время баня тоже не редкость. Баня считалась очень полезным местом, после рабочей недели, крестьяне с удовольствием снимали там усталость, роженицы приходили в баню на роды, нередко незамужние девушки в бане гадали. Баня считалась местом очищения, как телесного, так и духовного. Славяне язычники считали, что в бане живет дух – Банник, сегодня речь пойдет именно о нём.
В славянской мифологии есть много интересных существ. К числу малоизвестных относится Банник – мифическое существо со скверным характером, которого в прошлом боялись и уважали. Как он выглядит, чем занимается, почему представляет опасность и что нужно делать, чтобы угодить древнему духу бани?
Среди преданий наших предков немало мифических историй о духах, чертах и прочей нечисти. Сейчас это объясняется попытками понять устройство мира и хоть как-то на него воздействовать в те времена, когда не было еще ни физики, ни любых других наук. Можно, конечно, насмехаться над дремучестью нравов того времени, а можно использовать этот опыт, по крупицам собирая народную мудрость.
О духах мест говорят часто. Все эти Лесовики, Лешие, Кикиморы, Русалки, Водяные прочно вошли в русский фольклор. А вот из духов построек популярным стал разве что Домовой. Однако значимыми еще считались дух амбара – Овинник, и дух бани – Банник. Все эти существа описываются далеко не как доброжелательные помощники хозяина избы, напротив, этих духов надлежало задабривать, иначе они много зла могли принести.
Часто мы в сердцах говорим своему собеседнику: «Да пошел ты в баню!», а ведь мы при этом сулим человеку большие проблемы! Вы спросите, почему? Да потому что в бане обитает Банник – типичная русская домашняя нечисть, злой дух, который может быть опасным для посетителей. Однако по поверьям славян он же охраняет баню от других еще более опасных для человека существ из потустороннего мира. Ведь баня воспринималась нашими предками славянами, как некий портал между мирами, и, чтобы сохранять равновесие и оберегать эти миры друг от друга, необходим был хранитель. А поскольку в бане смывают не только грязь, но и различные болезни и негативные энергии, считается, что хранитель такого места просто не может быть доброжелательным, поскольку ему постоянно приходится иметь дело с различными нечистотами.
Интересно, что словом Банник называли не только символ парной, но и хлеб, который использовали для благословения молодых матерью невесты. Кроме того Банник – это набор предметов (включая хлеб, столовые приборы, жареную курицу и соль), которые перед свадьбой мать невесты передавала свахе (матери жениха). И ритуал этот происходил именно в бане, куда невеста обязана была сходить перед церемонией бракосочетания. После свадьбы банник давали откушать молодоженам, тем самым организовав первую семейную трапезу.
Банник появляется в бане не просто так. Через это сакральное место души приходят в мир и покидают его. Раньше роды часто принимали именно в бане. Это было удобно и из соображений гигиены, и ради защиты, поскольку считалось, что роды открывают проход между миром живых и мертвых. Именно из того, другого мира приходил Банник и сразу призывался на защиту матери и ребенка, которые были очень уязвимы для злых духов первое время.
Получается, что Банник – это один из злых духов потустороннего мира, который призывался в баню в момент родов, чтобы защищать людей от других злых духов. Поэтому, ответственным за это место должна быть сущность строгая и требовательная, причем приход Банника был возможен только при рождении в этой бане ребенка.
Главная обязанность банника это следить за порядком в бане и наказывать тех, кто его нарушает. Во хмелю в баню не ходили, а нарушителей ждала жестокая расплата. Банник может усыпить и запарить до смерти, может и кипятком ошпарить, и горячими камнями да угольями стрельнуть, и из бани не выпустить.
Да только есть у банника и другая сторона. Он заботится о семье хозяина. У него можно попросить исцеления от болезни, убрать боли и воспаления. Ведь на Руси всегда в баню ходили не только мыться, но и лечиться в парной. Кроме того, к Баннику обращались при жизненных невзгодах, депрессии, просили силы не только физической, но и душевной. Чтобы очистить душу, в баню ходили с полынным веником. По преданиям банника просили о богатстве. Для этого заговаривали в бане монетку, а уж банник сам решал послать в эту семью богатство или повременить.
Изначально, когда банник только появился в мировоззрении славян, этот дух бани не был злым и никак не вредил простому народу. А вот воспринимать банника как злобное, сварливое и недружелюбное существо стали тогда, когда в жизнь славян вошло христианство. Люди стали верить, что банник совсем не добрый, ведь живет он и охраняет такое мистическое место, в котором встречаются два мира – мертвый и живой. Наши предки вообще считали, что в бане человек находится одной ногой в мире людей, а другой – в мире духов.
Как правило, Банник не показывается людям, однако его присутствие выдают разные события в бане, особенно неприятные. Обжегся кто-то – Банник шалит, полок упал или покосился – опять Банник развлекается. Но если его всерьез разозлить, то он может показаться воочию. И здесь информация, конечно, разная. Обычно Банника описывают как страшного старикашку с лохматыми всклоченными волосами, перекошенным лицом с крючковатым носом, длинными узловатыми руками и острыми когтями.
Несмотря на то, что обитает он в бане в непосредственной близости от воды, Банник всегда грязный, голое тело облеплено листьями от веника, бороденка перекошена и в ней тоже застряли листья и ветки. Еще Банника называли Банщиком, Баенником, Лазником, Байнушкой, Банным домовым. Женщинам он иногда представлялся в женском обличье – Банницей, Банщицей, Баенной матушкой, Байницей, Обдерихой, Шишигой. В некоторых поверьях Банница предстает как спутница Банника, женский дух бани, однако большинство славянских преданий все-таки повествует о разных обличьях банника. Она выглядит чуть более опрятно и напоминает старушку с длинными седыми волосами, которая тоже появляется без одежды. Мог Банник появиться и в образе черной кошки, что тоже не предвещало ничего хорошего.
Баня у славянского народа – сакральное место силы, в старину имеющееся при каждом доме. В ней смывают грехи, остерегаясь при этом проделок банника и нечистой силы. Чтобы уберечься от последней, следует соблюдать старинные приметы и не ссориться с банным духом.
На месте сгоревшей бани ни в коем случае нельзя ставить новую, строить дома или амбары. Вообще ничего нельзя строить на этом месте, лучше к нему и не подходить вовсе: это место считалось нечистым и опасным, мол, не зря Банник позволил бане сгореть. Строить баню следует подальше от жилого дома, на задворках. Это место смывания грехов, болезней и обитания нечистой силы.
Банник очень злился, когда пили воду, приготовленную для умываний, даже если эта вода была чистейшей. Питье следовало приносить с собой из дома. Ни в коем случае нельзя расходовать всю воду и пар, важно оставить Баннику возможность помыться.
Было принято считать, что Банник начинает хозяйничать в бане с наступлением сумерек. Он не только сам моется, но и разную нечисть может позвать, домашнюю и лесную, поэтому люди старались закончить все банные дела засветло. Сила поверий оказалась настолько высока, что даже верующие православные люди, которых на Руси становилось все больше, продолжали уважать и бояться Банника.
Считалось обязательным снимать перед посещением бани крестик, так он мог разозлить нечистую силу. Это сейчас мы можем объяснить такую необходимость элементарной безопасностью, ведь крестик, нагреваясь при высоких температурах, мог оставить ожог на теле, а ранее в бане запрещались вообще любые иконы и предметы культа.
Свадебные приметы советуют молодым сходить в баню перед брачной церемонией. Но мало кто знает, что веники жениха и невесты должны быть особенными. Считалось, что если молодожены попарятся веником, который был собран из ветвей семи, склонившихся над водой ив, то они проживут долгую жизнь в любви и согласии.
В баню было не принято ходить в одиночку, чтобы в случае необходимости было легче противостоять Баннику. Важно, что он никогда не обижал детей, поэтому их по возможности брали с собой.
Нельзя пользоваться чужим веником, возьмете на себя чужие грехи и проблемы. Особенно остерегались предки брать тот, которым пользовалась «нечистая» женщина. Старый веник сжигают. Сейчас не считается дурной приметой выбросить его, но следует помнить: после снятия порчи или сглаза в бане веник нужно предать огню.
Существовали особые ритуальные дни, обязательные для посещения бани, – после Масленицы, в Чистый четверг и на Аграфену Купальницу. Накануне Ивана Купалы собирались различные травы, из которых заготавливали веники. Считалось, что каждое, заготовленное в этот день растение передает человеку свою силу и положительные качества.
Нельзя пользоваться обмылками. Вместо хорошего самочувствия получите испорченное настроение. Если банник будет в недобром расположении духа, можно и заболеть. Сейчас обмылки выбрасывают, в старину их закапывали в землю, чтобы не достались колдунам.
Время течет, а из памяти народа с веками так и не выветрились образы духов, обитающих рядом с человеком. Сегодня про Банника почти не говорят, разве что в деревнях, где обычаи передают из поколения в поколение и следят за их соблюдением. Однако уважение к традициям русской бани и её обрядам может наполнить новым смыслом привычные процедуры парения.
В любом случае, будет нелишним соблюдать осторожность при посещении бани. Ведь баня – место с сильной энергетикой, исполняющее желания. Заходить туда нужно с чистыми намерениями, в хорошем настроении. Перешагните порог и забудьте обо всех огорчениях. Желание смыть негатив естественно, но концентрация на проблемах и трудностях недопустима, иначе получите их еще больше.
Банник – дух противоречивый и мстительный. Как правило, вступать в прямой контакт с банным существом в старину избегали, но в некоторых случаях люди намеренно старались встретиться с ним, надеясь получить от него какую-нибудь помощь, услугу или узнать будущее. Таинственный банник часто принимал непосредственное участие в гаданиях о судьбе. Купцы же старались выпросить у него помощи в торговле. Поэтому, существовали способы его задобрить.
Дары баннику подносили обычно при постройке новой бани, а также на серьезные праздники или когда банник начинал пугать и беспокоить людей. В чистый четверг ему оставляли кусочек черного хлеба, густо посыпанный солью. Угощение потом не выбрасывают. Им следует накормить птиц и домашних животных. Если хозяину нездоровится и он просит полечить спину или ноющие косточки, тогда банника угощают молоком, хлебом и медом. Во многих местностях, желая расположить к себе банника, хозяева, идя в первый раз в новую баню, брали с собой ковш кваса и, в подарок баннику, поливали им стены. Почесть баннику обязательно оказывали при каждом посещении бани.
Практически повсеместно наши предки, идя в баню мыться, всегда сперва просили у Банника разрешения и лишь потом шли париться. После посещения бани рекомендовано оставить духу кусочек мыла, новый веник и свежее полотенце. Даже злого банника можно было переродить в доброго, если всегда приходить в парную с квасом и, прежде чем париться, поливать его на полок, а для пропарочки вениками использовать еще и травные взвары, чтобы травник набирался силы душистых трав.
Таких людей банники любят, берегут их здоровье и всячески им помогают. Для такого человека банник может покинуть свою территорию и прийти по зову хозяина тогда, когда хозяину занедужится и у него не будет сил пойти в баню-здравницу для укрепления здоровья. К таким людям банник может прийти сам, даже вне бани, а непосредственно к постели больного, и поправить здоровье своими целебными энергиями.
Русские люди придают бане истинно религиозное значение. Только у русского народа есть дух банного пространства, отвечающее за чистоту телесную и духовную. Можно предположить, что баня была настолько важным элементом культуры славян, что это потребовало особого существа – банника. Кроме того, если у хозяев уже была баня, то при переезде на новое место его зовут с собой, всячески уговаривая и задабривая. Тем самым высказывают своё доверие баннику, полностью отдаваясь его власти, вновь и вновь возвращаясь к былой вере, вере Предков.
Безусловно, основным фундаментом поверий о происхождении Банника является страх: вполне реальная угроза угореть в дыму или задохнуться в раскалённом пару, ошпариться кипятком или сгореть при пожаре. Исследователи связывают происхождение банника и домового с культом Предков. Был ли домовой первичным существом или домовой и банник равнозначны по происхождению?
Большинство сходятся во мнении, что банник и домовой – равноправные духи, имеющие одни корни. Некоторые связывают происхождение банника с духами Огня: каменка осмысляется как вместилище магического огня, но она же при этом и жилище банника. Ещё одним местом пребывания банника в народных верованиях славян служит порог бани (порог – пограничье Яви и Нави). Повсеместно распространён был запрет: нельзя не только стоять или сидеть на пороге, но даже прикасаться к нему. Однако ж, при некоторых гаданиях в бане девушки, желая получить самое точнее предсказание судьбы, становились именно на порог бани, таким образом оказываясь одновременно в двух мирах, в двух измерениях: одной ногой в Яви, другой – на границе банного пространства, Нави.
Вековые традиции, которые связаны с русской банькой, наши предки оберегали и хранили. И мы просто обязаны, если и не соблюдать, то хотя бы иметь представление о них. Зная некоторые обычаи, можно совсем по-другому взглянуть на традиции банного омовения, наполнив ритуал посещения парилки более интересным и глубоким содержанием.
На Руси лазник считался единоличным хранителем бани. Для сравнения, если в доме обитает домовой, то в баньке – банник. К нему отношение было не только почтенное, но и смиренное и покорное. К примеру, перед тем как зайти внутрь, посетители спрашивали разрешения у банника, а, выходя, благодарили за целебный пар.
Банник считался демонологическим персонажем, который широко использовался в поверьях восточных славян. Согласно давним традициям, обычному человеку он невидим, но, если его разозлить, он может и показаться – в виде голого старичка, прикрытого листьями от веника, или же старца с длинными волосами.
Живет банник за полоком и каменкой, но искать его не нужно, чтобы ненароком не вызвать гнев лазника. На Руси считалось, что банник может легко превратиться в кошку, собаку или зайца, и тогда уже тому, кто его разозлил, несдобровать!
Разумеется, существование банника как домового многие подвергают сомнениям, считая эти традиции пережитками прошлого. В любом случае, даже если вы не воспринимаете всерьез эти обычаи, отрицать пользу баньки никто не осмелится! Баня и сауна самым благоприятным образом сказываются на внешности, здоровье и самочувствии своих посетителей, наполняя тело и душу новой силой.
Наши предки считали, что у банника есть еще и спутница, которую называли баенной матушкой, байницей, баннихой, обдерихой и др. Выглядела она, как старушка с растрепанными волосами, могла появиться без одежды или в обличии черной кошки. Жила эта «девица-красавица» под полоком, и любила пакостничать молодым посетительницам парной.
Еще одна «подруга» банника – шишига, тоже демоническое существо, которое, по преданиям, запаривало до смерти. Люди на Руси считали, что шишига обязательно привидится человеку, который идет в парилку с недобрыми намерениями, без молитвы и доброты в душе.
Согласно славянской мифологии, Байник является «домовым» бани. Обычно это невидимое существо, но может показываться как старичок, полностью покрытый березовыми листьями. Где именно живет Байник в бане точно не установлено. Он может устроить себе жилище за печкой, под полоком или в предбаннике.
Байник – не обычная разновидность нежити (не живых и не мертвых существ). Считается, что в ритуале его происхождения участвовало сразу несколько духов огня, воды, поэтому он является самым сильным из духов, окружающих человека. Байник может проживать в бане холостяком или с семьей – женой и детишками. Полновластным хозяином бани он становится сразу в первую ночь после окончания строительных работ.
Любитель банных процедур банный дух с удовольствием парится, моется. Веселый старичок любит компанию и часто приглашает к себе в гости домовых, леших, русалок, овинников и других нежитей. Людям нельзя оставаться в бане после четвертого пара, ночью – это время «хозяина бани», его семьи и гостей. Одновременно банный дух соблюдает все законы гостеприимства. Достаточно вежливо попросить позволения, и Байник позволит провести в бане ночь. При этом он обеспечит защиту своих гостей от всех неприятностей и враждебных духов. Поэтому именно к нему обращались за защитой будущей матери – роженица обычно перед родами жила именно в бане.
Современный Байник безобиден и обычно не сильно проказничает – шуршит, стучит, утащит кусок мыла, прольет воду, заклинит входную дверь. Чтобы оградить себя от проказ банного духа, достаточно принести ему кусок посыпанного солью ржаного хлеба, как и в старые времена.
Байники XXI века не любят ругани, брани, скандалов, пьяных. Они могут наказать родителей, бросивших бес присмотра в бане ребенка. Дух, досконально знающий банное дело, не любит мыться наспех и может напугать того, кто торопит лежащего на полоке человека. Оставаясь невидимым, Байник тем не менее строго следит за порядком: чистотой, наличием запаса воды, мыла, хороших веников. Идя в ногу со временем, он требователен к исправности сантехнического оборудования, дымоходов, автоматики печей.
Старые хозяева бань, переселившиеся в современные комплексы, по-прежнему обладают фантастическими лекарскими способностями. Духи, истинное происхождение которых остается неясным, способны вылечить самые разнообразные недуги.
Согласно преданиям, у Байника до сих пор хранятся «неразменный» рубль и волшебная шапка-невидимка. Он с удовольствием участвует в гаданиях и приветствует соблюдение традиций – гадания, веселые шутки. Как и всякий мужчина, Байник особенно благосклонен к представительницам прекрасного пола.
В древних славянских преданиях, баня была не просто местом гигиенических процедур, она была целым миром, населенным разнообразными силами и духами. Среди них выделялся загадочный Банник – хозяин и покровитель бани, обладатель невероятного могущества и противоречивого характера.
Представления о Баннике оказываются настолько многогранными, что сложно причислить его к одной из категорий – добрых или злых духов. В зависимости от действий человека, он мог явиться как доброжелательный и помощник, так и коварный обманщик. Верили древние славяне, что Банник является связующим звеном между мирами – человеческим и потусторонним.
Образ Банника приобретал разные черты в разных регионах. В некоторых местах его описывали как голого старика с разноцветными глазами, а в других – как существо, способное принимать облик животных. Он считался хранителем бани и всего, что с ней связано. Поэтому, чтобы заслужить его благосклонность, необходимо было соблюдать определенные ритуалы и традиции.
Почитание Банника требовало уважения к его владениям. Входя в баню, мужчины делали это с правой ноги, а женщины – с левой. Оставляя его воду, мыло и веник, люди символически признавали его власть. Просьбы о помощи сопровождались подарками – медом, молоком, хлебом, в зависимости от того, что человек желал получить: исцеление, богатство или освобождение от дурных мыслей.
Однако, уважение к Баннику не следовало пренебрегать. Считалось, что если не поддерживать баню в чистоте и порядке, раздражая его, он мог проявить свою злобу, облить кипятком или бросить раскаленные угли. Подобные меры предостерегали человека от нерадивости и побуждали к соблюдению ритуалов.
Важной особенностью Банника было его связующее могущество. Обладая силами огня и воды, он мог помогать человеку как в физическом, так и в духовном плане. Считалось, что в бане человек подвергался особой очистке, переходя из одного состояния в другое.
По мнению исследователей фольклора, помимо добрых аспектов, Банник иногда предстает и в роли злого духа, особенно в некоторых регионах, где его считали более важным и опасным, чем домового. Этот аспект создавал некоторое напряжение между человеком и духом бани, напоминая о необходимости соблюдения порядка и уважения.
Таким образом, Банник – одна из самых удивительных и противоречивых фигур в славянской мифологии. Его характер менялся в зависимости от взаимодействия с человеком, подчеркивая важность уважения к духам и силам природы, а также культуры и традиций.
|