Magnus Fragor

Главная » Статьи » Загадки Вселенной

Хранитель лесных богатств

Русские народные сказки полны колоритными и уникальными персонажами. В их доброй половине нашлось место хитрому и вспыльчивому лешему – хранителю лесных богатств.

Славяне – народ леса. В древности пещерные леса были бескрайним зеленым морем. В них исчезали страны, города и народы. Темные таежные чащи кормили, укрывали и сводили с ума. Поэтому довольно быстро страх переродился в языческий культ ярких лесных демонов. И самый известный из них, переживший тысячу лет христианского крещения, это конечно Леший.

Леший связан с и поклонением огромным пещерным медведям. И легенда Лешего звучит так: "Когда-то был Леший медведем, но появились рядом с лесом люди. Демон принял их облик, чтобы не стать их врагом. Но до конца стать человеком не смог и принимает разные формы. Когда Леший похож на старика, то покрыт с головы до ног длинными зелеными волосами и мхом. Когда Леший великан, то имеет звезды вместо глаз, и когда идет, ветер свистит между веток на его голове. Когда Леший зол, он оборачивается медведем-шатуном и горе людям. Лешего не увидеть, но можно услышать в лесу его свист, шепот и печальные песни."

Леший привязывается к деревням рядом с лесом. От крестьян у Леших появлялись жены, недаром до сих пор неосознанно используется древнеславянское проклятие: "Иди ты к Лешему!" Опозоренные и распутные бабы деревень действительно часто уходили в лес.

Так и появились жены Леших – Лешачихи. А за женой и дети Леших. На процедуру родов, Лешие похищали баб-повитух и расплачивались за помощь серебряным гривенником, запрещая говорить об этом: "Бабка-повитуха долго владела гривенником Лешего. Разменяет на мелочь в лавке, а на утро опять в кармане гривенник лежит! Но как-то бабка напилась и протрепалась, утром хвать в карман, а там глиняный черепок! ( Новгородская байка,18 век).

Если Лешачиха рождала урода, Леший относил дитя в деревню и тайком менял на некрещеных людских младенцев. Вот почему в деревнях старались сразу детей крестить. Если ребенок пошел по ягоды и пропал, говорили "Леший его принял" – считалось, влился в его семью.

Крестьянам Лешие частенько помогали в благодарность за заботу о лесе, умеренную охоту или рубку больных деревьев. То медведей пришлет, чтобы коров потерявшихся выгнать, то заблудившееся крестьянство на спине вынесет.

Не чурается Леший в славянском фольклоре и хлеба попросить: "Раз заночевали в лесу. И вдруг треск, крики, рычание. Выходит Леший-великан прямо на нас, а впереди волки, медведи и хорьки бегут словно овцы. К нам подходит – дай говорит шанежку! Мы дали, он давать ломать каравай и зверью раздавать. Ломает, а хлеб не кончается. Всех накормил и ушел обратно..." (Вятская байка,19 в.).

Но и мстил Леший, если не дай Бог грибов соберешь больше чем надо, деревья спалишь или на его тропу зайдешь: "Заночевали мы, в лесу и костер зажгли. Только вот ноги мои легли аккурат на лесной тропе. И вихрь странный вдруг отбросил меня с тропинки. Уснул затем, а во сне старик явился: – Спасибо скажи, что сын с тобой был. А то выкинул бы тебя в место таежное, чтобы не спал ты посреди лесной тропы!" (Карелия, 19 век).

История происхождения сказочного героя берет начало в славянской мифологии, согласно которой каждый уголок в этом мире имел собственного хозяина. Избу охранял домовой, болота принадлежали болотнику, озера и реки – водяному, а в лесу хозяйничал леший. Существо подчинялось мудрому богу-оборотню Велесу и было наделено неограниченной властью над лесными угодьями. Причем в каждой отдельно взятой чащобе жил свой хозяин, который строго наказывал людей за нарушение правил пребывания в лесу.

Как выглядит леший, никто не имел ни малейшего понятия, потому как увидеть существо невозможно. Но народная фантазия не знает предела. Во всклокоченных волосах цвета тины с проседью застряли ветки деревьев и листва, кожа серого оттенка, зеленые светящиеся глаза – таким его представляли люди. Иногда лицо персонажа украшает нечесаная седая борода, на голове проступает лысина, появляется хромота, а один глаз косит или же застыл неподвижно.

Житель дремучих чащоб способен легко менять облик и рост: то он выше деревьев, то ниже травы. Многоликий персонаж впитал в себя разные образы. Умеет меняться, превращаясь в растения, животного, стихию (сильный ветер), духа или человека. Впрочем, рассказывая темными вечерами былички, предки не рисковали описывать внешность хозяина леса, считая такую вольность опасным занятием.

Хранитель леса по-своему справедлив, без надобности не принесет зла человеку. В хорошем настроении покажет дорогу к грибным и ягодным местам, выступит в роли ангела-хранителя для заблудившегося в лесу ребенка, поможет охотнику.

Вместе с тем леший – персонаж неуравновешенный, лучше его не злить. Обычно дед мирно обходит дозором лес; вылечит или спасет попавшее в беду животное, отгонит чужих духов, претендующих на территорию. Неограниченная физическая сила позволяет вытащить из земли больное дерево. Но порой на старика нападает веселье, и тогда лесным обитателям приходится прятаться: леший пугает животных и птиц, а заодно и людей, забредших за дарами природы. Округа наполняется разноголосыми пародиями на зверей, пропадают лукошки и топоры. А если напугать жертву удалось, леший громко хохочет и хлопает в ладоши.

Любимое развлечение лешего – прикидываться родственником или соседом, которого грибник случайно встречает в лесу. Уже дома выясняется, что тот человек в это время был совсем в другом месте. Но это лучше, чем если леший решит притвориться умершим знакомым, такая шутка тоже в почете у духа.

Однако смотритель леса не такой безобидный. Стоит его разозлить, и он способен даже на убийство человека. Но обычно не своими руками – поведет неведомыми тропами прямо в сердце болотной топи или натравит хищного зверя. В крайнем случае, сам превратится в медведя и задерет насмерть.

Народный фольклор приписывает герою вражду с водяным и домовыми. Опасен леший и для женщин. Если приглянется какая красавица, посетившая его владения, может украсть ее и сделать своей женой, ведь коротает дни в одиночестве. Детям тоже стоит с осторожностью гулять по лесам. Леший хоть и бессмертен, но периодически пытается готовить себе замену. Для этого крадет ребенка и воспитывает по всем правилам лешачьей педагогики.

Образ лешего за долгие годы успел обрасти поверьями. Заходя в лес, гость обязан попросить разрешение на охоту и собирание ягод и грибов. Если даров природы оказалось много, следует, возвращаясь домой, сказать «спасибо» лешему за помощь. Перед Ивановым днем на поклон к нему ходили пастухи, чтобы дух помог уберечь скот от хищных зверей. А 4 сентября народ, одетый в вывернутые тулупы, выходил стеречь гумна от разбушевавшегося деда, который норовил пробраться прямо в деревню.

У персонажа даже имеется собственный день – 16 октября, когда ни один оберег не спасет человека от возможных проказ лесного духа. Этот сказочный старик накануне Ерофеева дня беснуется по-особому буйно и творит в компании с кикиморами страшные дела, ведь нечисти предстоит исчезнуть до весеннего тепла.

Убить лешего невозможно, но зато просто напугать и прогнать. Он, например, боится меди. Если выстрелить в него пулей из этого металла, тут же исчезнет. Заплутавшим в лесах и болотах грибникам поможет найти дорогу домой вывернутая наизнанку одежда. А верный способ избавиться от чар лешего – выругаться или прочитать молитву.

За пропавшими в лесах родственниками и знакомыми люди приходили с дарами, если найти не удавалось, угрожали заступничеством святых. Леший не переносит соль и боится огня, поэтому люди заворачивали соль в платочек и прятали в левом кармане, а в лесу при малейшем подозрении на то, что по пятам ходит дух, разводили костер.

Народный этикет предписывал строгое поведение в лесу. Хозяина легко рассердить громкими песнями, свистом, бранью и вообще лишним шумом. По поверьям, нельзя разбивать ночную стоянку на тропе – вдруг через нее взбредет лешему прогуляться вместе с семьей, тогда смерти не миновать.

Леший – хозяин леса, повелитель животных, растений и птиц, владыка всей лесной нечисти. Это мифическое существо – не только персонаж детских сказок и страшилок. Леший занимает важное место в мифологии всего славянского народа.

Слово «леший» означает лесной. Это существо имеет более сотни других имен, например, лесовик, боровик или лесной царь. Впервые леший упоминается в письменных заговорах 17 века.

Леший живет в старых деревьях, в дуплах или корнях, а также в заброшенных лесных избушках и скрытых пещерах. Леший – хранитель леса, который заботится о лесных обитателях, охраняет и защищает их от пожаров и охотников.

Считается, что леший способен менять свой облик, но каждый его образ неизменно связан с лесом и природой. Это может быть зверь, птица, дерево или человек. Чаще всего леший предстает в виде седого старика с бледной кожей, длинными волосами, запутанной бородой и светящимися зелеными глазами. В некоторых поверьях леший – безликий дух, не имеющий тела.

Интересные факты:
• Наблюдая за безосновательной миграцией мелких животных из одного леса в другой, предки шутили, что леший начал играть в карты. На кону игры – зайцы и белки.
• Хранитель леса относится к фольклорным персонажам, которые не прочь погулять на широкую ногу. Например, старик любит выпить вина и часто делает это в компании с медведями.

Ученые придерживаются мнения, что у славян был сформирован развитый и многокомпонентный пласт мифологических существ, которые объясняли пугающие и волнующие людей природные явления и катаклизмы. Мозг человека устроен таким образом, что ему критически важно находить рациональное толкование всему, что окружает. Если базы знаний не хватает, чтобы справиться с этой задачей, явление мифологизируется.

Образ лешего – это не что иное, как попытка объяснить тайны лесной жизни. Эксперты утверждают, что леший – это дух леса, нашедший свое физическое воплощение. В зависимости от региона менялось название этого дивного персонажа. Так, в Беларуси его называли «лясун», а в Украине величали «лісовик». Наименование духа могло отличаться ситуативно: боровик (живет среди хвойных деревьев); моховик (живет в топях и низинах, где много мха); лесовик (живет в лесу).

Или по принадлежности к определенному полу: леший – мужчина; лешачиха – женщина.

Так кто такой леший в народной картине мира? Исследователи фольклора собрали наиболее распространенные названия этого персонажа народных сказаний: лесной дед, дедуган или лесной дедушка; лесной хозяин, властитель леса или лесной царь; лесной дядя и лесной мужик.

Чаще всего леших представляли как коренастых, невысоких мужичков с длинной бородой. Как выглядит леший в представлении славян, можно понять по многочисленным иллюстрациям в летописях и книгах: часто лесной дух представлен наполовину человеком, а наполовину козлом с рогами и копытами (похож на сатира); волосы лешего спутанные и длинные, в них застревают ветки и ягоды; у лешего обязательно была борода. Считалось, что именно она хранит силу лесного духа; кожа лешего имела зеленоватый оттенок, а глаза сияли, как угольки; неотъемлемая особенность лешего – это хромота. Но она обманчива, потому что при желании леший легко догоняет странников; иногда лешие имеют характерную небольшую лысину.

Леший – удивительное существо – не доброе, но и не злое. Считалось, что основная задача лешего – охранять владения, а конкретно – лес. Соответственно, его отношение к человеку напрямую зависело от факта поведения живого существа в чащобе. Хозяин леса благосклонно помогал заблудившимся безобидным путникам, указывая им верную тропу и помогая скрыться от ураганов. А вот браконьерам, которые убивали животных и рубили деревья, приходилось несладко. Их леший мог уничтожить или покарать, не давая в обиду лесных обитателей.

В народных верованиях лешие наделены рядом сверхъестественных способностей: Их тело способно на метаморфозы, в частности леший легко меняет свой рост – то вырастает до макушек деревьев, то уменьшается до муравья. Леший в лесу играет роль своеобразного оборотня, превращаясь в растение, человека, любого животного или птицу. Лешие повелевают стихиями, вызывая дождь или провоцируя засуху.

Лесной персонаж имел нечеловеческую силу и был неуравновешенным. Нередко в фольклоре встречаются истории о том, как леший одним кулаком раздавил человека, как букашку. Порой леший использовал сверхспособности, чтобы развлечься. В таком случае он притворялся кем-то из соседей или родственников и выходил навстречу грибникам. Иногда специально путал тропы, чтобы посмеяться.

Леший бессмертный, но иногда в мифах есть момент, где властители леса ищут себе замену среди молодых парней, любящих природу. Как видите, этот персонаж имеет множество обличий и забавных способностей, не раз описанных фольклористами и собирателями мифов.

Существует ли леший в реальности или это плод человеческого воображения? Ответ на вопрос нужно давать, опираясь на рациональные факты, а не мифологические сказания. Скорее всего, леший – один из способов объяснения природных явлений, которые случались с людьми в лесу.

Есть тысячи рассказов очевидцев, заплутавших в темных чащах и утверждающих, что из западни их вывел именно добрый леший. Интересны также и другие истории: Не зря леших величают блудунами, шатунами или манилами. Часто они забавы ради уводили путников с тропы, а после выводили их на верную дорогу. Когда пребывали в плохом расположении духа, лешие могли наказать человека голодом или наслать на него дождевую тучу.

Часто мужики, которые отправлялись в лес нарубить немного сучьев для помоста или белку подбить, встречались с недоброжелательным лешим. В таком случае нужно быстро вывернуть всю одежду наизнанку и произнести молитву. Леший – нечистый дух, он испугается и сбежит. С лешим заключали соглашения пастухи, собиратели ягод и охотники. На праздник Купала к опушке леса для лешего приносили пожертвования, чтобы потом пользоваться благосклонностью этого лесного обитателя.

Нередки рассказы, когда в лесной чаще на путников наваливалась гнетущая тишина, которая будто придавливала к земле. Считалось, что это проделки манил и испугать проказников можно огнивом. Дело в том, что лешие очень боятся даже намека на огонь, ведь он напрямую угрожает их владениям. Ученые фиксировали случаи, когда люди сетовали на леших и обвиняли их в краже домашнего скота, который выпасался неподалеку от бора.

С точки зрения физики, леший может быть сгустком энергии. Физические очертания такой поток не приобретает, поэтому образ лешего – плод бурной фантазии. Но сам сгусток энергии может вызвать галлюцинации и миражи. К слову, на подобные визуальные моменты влияет также психоэмоциональное состояние заблудившегося в лесу. Как правило, человек напуган, он ощущает тревогу и страх. В состоянии аффекта легко увидеть то, чего на самом деле не существует.

Отношение к лешему в народе было двойственным. С одной стороны, его причисляли к враждебной человеку и опасной для него нечистой силе, впрочем, чаще не целенаправленно вредящей людям, а проказничающей, но делающей это грубо и зло. С другой стороны, лешего считали справедливым хозяином леса, который не станет вредить просто так, но может наказать за ненадлежащее поведение в его владениях, а может и помочь человеку. По народным представлениям, леший мог обеспечить удачу на охоте и благополучный выпас скота, для этого охотникам и пастухам было необходимо принести ему дар и заключить с ним договор.

С лешим связывали пропажу людей и скота в лесу. Как повод для «похищения» рассматривали проклятие в виде посылания «к лешему». Леший может подменивать младенцев на полено или на своего уродливого ребёнка. Похищенных девушек лешие берут себе в жёны и могут заводить с ними детей. Чтобы найти пропавших, предпринимали не только обычные поиски, но и совершали обряд «отведывания» – преподносили дар или угрожали магией или заступничеством святых.

Лешему приписывали способность предсказывать будущее, в связи с чем существовали ритуалы его вызывания и гаданий. В бывальщинах и сказках леший мог беспрепятственно общаться с людьми, иногда он принимал от них помощь, за что щедро благодарил. Леший является популярным персонажем художественных произведений. Благодаря этому его образ обрёл новые черты, не всегда соответствующие традиционным представлениям.

Лешие обитают практически в каждом лесу, при этом предпочитают одиночество и потому встретить лес, где обитают сразу два лесовика практически невозможно. Для обитания они предпочитают выбирать труднодоступные лесные чащобы, однако лешие любят обходить свои владения, поэтому встретить их можно практически в любой части леса.

Лешие подчиняются богам Яриле и Велесу, и, по сути, являются защитниками и смотрителями лесов. Большую часть времени они ходят по лесу и смотрят все ли в порядке, помогают животным, выкорчевывают больные деревья и отгоняют от леса прочих духов, вредящих ему. Любит леший и повеселиться: пугать зверей, птиц и, особенно, людей. Он может начать кричать на разные голоса, безупречно подражая не только зверям, но и людям, а когда «шутка» удалась, начинает громко хохотать и хлопать в ладоши. Но если лешего разозлить, может он и убить человека: или в топь заведет, или нашлет на него зверей, а то, и вовсе убьет своими руками, выйдя к человеку в облике огромного медведя.

В основном леший добрый и заботливый хозяин леса: часто он помогает и людям, выводя заблудившихся из леса, но один раз в год леший впадает в состояние неистовства. По неясным причинам 4 октября (17 октября по юлианскому календарю) леший теряет над собой контроль и начинает ломать деревья, убивать зверей, попадающихся ему на пути, и учиняя прочий вред. Человеку в это время ни в коем случае не стоит попадаться на глаза лесному духу.

Несмотря на то, что лешие выбирают затворнический образ жизни, и не селятся группами, одиночества они не любят, поэтому часто выбирают себе любимца среди лесных животных, обычно им становится медведь. Также лешим приписывают похищение женщин, если девушка или женщина зашла одна в лес и приглянулась духу, то лесовик может забрать ее к себе, скрашивать одиночество.

Лешие – существа бессмертные, они не стареют и не умирают, но иногда некоторые личности решают «уйти», тогда они похищают человеческого ребенка и готовят из него себе замену, а сами превращаются в дерево и остаются стоять в таком образе, отрешенные от остального мира.

Леший способен превращаться в различных лесных зверей, оборачиваться растениями и вовсе становиться невидимым. Также лешаку подчиняются все лесные животные и растения, он умеет разговаривать с ними и излечивать раны. Еще одной способностью духа является «контроль леса», он умеет ускорять и обращать вспять рост деревьев.

В лесу у лешего врагов нет, если конечно сюда не зайдет другой лесной дух, хоть такое и случается редко, но все же случается, тогда между лесовиками начинается нешуточный бой, в ходе которого они швыряют друг в друга огромные деревья и камни. Гораздо чаще лешие сталкиваются с водяными и домовыми, особенно сильна вражда с водяными, если в лесу протекает река или находится озеро. С домовыми лешие сталкиваются лишь когда пытаются пробраться в чей-то дом, но тут у духа практически нет шансов, победить домового на его же территории леший не способен.

Люди относились к лешему двояко. С одной стороны – натуральная нечисть, пакостящая православным христианам. С другой – хозяин леса, который блюдит за порядком на своей территории и нещадно наказывающий тех, кто этот порядок нарушает.

Ну а теперь перейдем к самому интересному. К мифам о лешем, ибо их человечество настрочило на века вперед.

Мифы о лешем

Леший любит заманивать людей в чащу, ибо весело, а в лесу лешему скучно. Но делается это, конечно же, не просто так, а в случае, если человек повел себя слишком непочтительно либо к хозяину леса, либо к самому лесу. Учитывая, что леший является лесным пастухом, то любое проявление непочтительности к лесным зверушкам, которых глупый охотник стреляет ради забавы, вызовет у лешего гнев и он запросто может придавить охотника стволом какого-нибудь тяжелого дерева, пока у того кишки из задницы не полезут, а может и лично явиться, чтобы влепить негодяю пощечину, причем след от этой пощечины не сойдет никогда. Называется он, кстати, меткой лешего и такого человека, как проклятого, обходили стороной, ибо считалось, что помеченный лешим – проклят и после смерти присоединится к лесному хозяину, где будет вечность прислуживать ему.

Леший любит подсесть в облике случайного путника к костру и с удовольствием слушает байки, но если байки ему не понравятся или человек каким-либо образом спровоцирует лесного хозяина, то леший разбросает костер, а самого неудачливого юмориста заставит долго бродить по лесу, покуда тот не осознает всю тяжесть своего неумелого петросянства.

Немножко расскажем и о проклятьях, ибо крестьяне верили, что произнесенное со злобой «Чтоб леший тебя подрал\забрал», является призывом к тому, чтобы проклятого человека и в самом деле покалечил или забрал леший. Конечно, леший редко приходил лично за человеком. Он же не идиот, по селам ночью разгуливать. А вот стоило проклятому войти в лес, как он мог навеки в этом лесу и остаться, потому что его фактически пообещали лешему.

В некоторых легендах фигурирует и лешачиха с лешачатами – жена и дети лешего. Живут они, чаще всего, в самой непролазной чаще леса, в крепкой избушке, где нехитро существуют, пока отец семейства шароебится по кустам и пугает охотников. Иной раз можно встретить упоминания о том, что лешачихой становилась проклятая или уведенная лешим в лес девушка, чаще всего некрещенная. Спасти её мог любой человек. Для этого ей надо было дать одежду и нательный крестик, таким образом вернув к живым людям. Но чаще всего лешачиха – полноправная жена лешего и выглядит соответственно. Высокая, сморщенная старуха с грудями до пяток, которые, ради удобства, закидывает себе на плечи, чтобы не мешали ходить. Лешачата же ответственны за эхо и детский плач, сбивающий с дороги путников и уводящий их вглубь леса. А там уже их ждет леший.

Люди до одури боялись лешего, поэтому частенько заключали с ним особые «договоры». Это могла быть обычная бумажка, на которой человек кровью писал свою просьбу не трогать его во время лесного промысла и помочь вернуться домой. На Пасху или в ночь на Ивана Купалу лешему приносилось первохрестное яйцо, хлеб и соль, или же первая добыча охотника. Считалось, что это способно умилостивить лесного хозяина и даровать удачу на охоте или в сборе грибов. Понятно, что такой договор следовало хранить в тайне, иначе исход предсказуем.

Также леший любил похищать скотину или забирать ту, которая была ему «обещана» проклятием. Как ни странно, скотину можно было вернуть двумя способами: миролюбиво попросить лешего вернуть животное, преподнеся ему еды или небольшой подарок, или начать быковать и пообещать закрестить все тропинки и позвать на помощь святых. Чаще всего скотина выходила из леса, либо леший сообщал, что её сожрали, украли, или её вообще в этом лесу нет.

Если же человек понимал, что блуждает по лесу битый час и не может выйти к людям, или же леший явно угрожал его жизни, то в ход шли методы борьбы с лешим. Простая молитва, крестное знамение или простой посыл матом, ибо леший, как и вся нечистая славянская сила, очень чувствителен к ругани и банально не выносит её.

Вызвать лешего было непросто. Для начала человек был должен строго следовать различным знахарским ритуалам и в первую очередь отказаться от своей веры, сняв и закопав нательный крестик. После этого он шел в лес и принимался колдовать. Для одного вызова достаточно было срубить под определенным углом осину, или просто очертить круг и усесться в центре, поджидая лешего.

Интересное верование было связано и с цветком папоротника, который, будучи сорванным, позволял владельцу видеть то, что неведомо. В частности, всякую нечисть и того самого лешего. Особо сорвиголовые могли попытаться сорвать с головы лешего шапку и те, у кого сие получилось, становились обладателями шапки-невидимки – особо ценного в славянской мифологии артефакта, позволяющего подглядывать в женской бане.

14 сентября на Воздвиженье, все лешие сгоняют лесную живность в кучу и играют в карты, пьют и веселятся. В этот день ходить в лес строжайше запрещено, ибо лешие не пощадят того, кто нарушил их веселье. Хотя, если настроение у них хорошее, могут и угостить заблудшего путника вином и мясом, а потом отпустить, наградив напоследок тумаком.

В целом элементы похоронных славянских ритуалов определяются представлениями о смерти как переходе к иной форме существования. Люди разделяли смерть на «чистую» и «нечистую». «Чистой», или же «правильной», считалась та, когда человек покидал мир естественным путём, дожив до старости. В этом случае умерший становился предком – покровителем рода. Предполагалось, что он обладает связями с силами высшего и подземного миров. Преждевременная либо насильственная смерть являлась «нечистой», и погибшие трансформировались в зловредных опасных духов, называемых «ходячими мертвецами», упырями, «заложными покойниками».

Одним из таких духов выступает леший, охраняющий свою территорию. Именно поведение человека в лесу чаще всего определяет отношение к нему лесного хозяина – доброе (как правило, нейтральное) или враждебное. Лешего обычно не характеризуют как злобное и демоническое существо. Тем не менее он считается опасным для людей, и его причисляют к нечистой силе.

Хозяин леса не расположен к тем, кто неуважительно относятся к природе: мусорит, шумит, вредит деревьям, убивает животных сверх всякой меры. Леший также не любит пьяных и тех, кто относится к нему непочтительно. Раньше считалось, что, приходя в лес, надо попросить у его хозяина разрешения собрать там ягоды или грибы, поохотиться. Для этого нужно было либо принести с собой какое-то угощение, либо оставить часть собранного для лесного духа. Тогда он откроет богатые плодовые поляны, пригонит зверя и будет добр к своему гостю.

У лешего зеленоватые борода и волосы, синяя кровь, такой же оттенок кожи и прозрачные, стеклянные кости. Также он может быть корноухим, без бровей и ресниц. Лесной хозяин умеет превращаться в животных, птиц, деревья, грибы; резко менять свой рост, становиться вихрем или ветряным столбом. Некоторые люди до сих пор верят в его существование и, находясь в лесу, прибегают к нехитрым приемам обережной магии: стараются не нарушать неписаных правил лесного царства, опасаются вспоминать лешего всуе.

Его также считают причиной блуждания по лесу: человек не может выбраться на дорогу, потому что лесной хозяин замкнул его невидимым кругом. При этом леший любит пошутить над людьми без всякого злого умысла. Такие шутки обычно завершаются благополучно: стоит вывернуть наизнанку одежду или переобуться, как наваждение исчезает, и тут же находится дорога домой. Здесь используется магический прием уподобления, поскольку человек принимает облик лешего: одежда духа тоже вывернута, а ноги изогнуты пятками наружу, благодаря чему он оставляет перевернутые следы.

Считалось, что лесные духи могут похитить некрещенного (в языческом варианте – беззубого) ребёнка: вместо младенцев они подкладывали чурку или своего ребенка. Замороченные родители воспитывали подкидыша до тех пор, пока тот не убегал в лес. К лесным и водяным духам также попадали про́клятые дети: по этой причине существовал строгий запрет родителям посылать своих отпрысков к лешему или чёрту.

Образ лешего нашел много отражений в современном искусстве. Фильмы, книги, видеоигры – его можно встретить везде, но все же, отправляясь в лес, ведите себя прилично.

Славянская мифология корнями уходит в глубь столетий, и большая ее часть уже давно позабыта. Даже после Крещения Руси, наши предки не отказались от своих традиций, обычаев и многих языческих вещей. Отголоски тех времен дошли к нам в виде славянской мифологии, которая позволяет понять жизненный уклад древних славян.

Категория: Загадки Вселенной | Добавил: laf2304 (04.04.2022)
Просмотров: 140 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [285]
Природа [295]
Общество [299]
Технологии [284]
Загадки Вселенной [330]
Разное [245]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz