Легенда о «Летучем голландце» знакома каждому. Но моряки утверждают: на самом деле таких судов много. Некоторые из них появляются довольно часто, другие встречались лишь единожды.
Корабли-призраки можно условно разделить на несколько категорий. К первой относятся настоящие видения, которые не оставляют после себя никаких следов присутствия. Но выглядят они при этом пугающе реальными. Подобным призраком является судно «Виолетта» – колесный пароход, который почти полтора века назад пытался пересечь пролив в районе Песков Гудвина. Однако из-за разыгравшегося шторма корабль затонул. Из экипажа не выжил никто.
Через некоторое время, прямо перед началом Второй мировой войны, люди, работающие на маяке Ист-Гудвин, заметили судно, которое терпело крушение. На помощь тонущему судну была послана спасательная шлюпка, которая, однако, прибыв на место предполагаемого крушения, не смогла найти ни обломков корабля, ни выживших людей. Немного позже, сопоставив показания свидетелей, наблюдавших катастрофу и известные описания погибших в этой местности кораблей, исследователи явления пришли к выводу, что описание судна полностью подходит под описания «Виолетты». Означает ли это, что работники маяка наблюдали катастрофу, произошедшую много лет назад? Выяснить данный факт, к сожалению, невозможно.
Вторая категория кораблей призраков – настоящие суда, пропавшие с радаров и не выходящие на связь. Спустя некоторое время их обнаруживают дрейфующими в открытом море без каких-либо признаков жизни на борту. Иногда удается обнаружить останки погибшей при невыясненных обстоятельствах команды, в иных случаях – экипаж и пассажиры исчезают без следа.
За всю историю морских путешествий зафиксировано большое количество исчезновений и внезапных появлений судов спустя много лет. Однако несколько случаев вызывают особое недоумение у морского сообщества.
Самый известный среди данных кораблей – парусник «Mallboro», следовавший по маршруту Новая Зеландия-Глазго. Он бесследно пропал вместе с 23 членами экипажа и несколькими путешественниками, находящимися на его палубе. Несмотря на предпринятые широкомасштабные поиски, проследить путь корабля возле мыса Горна не получилось, как, собственно, и обнаружить судно. Спустя 23 года «Mallboro» удалось обнаружить в бухте возле побережья Аргентины. Трухлявый корабль осмотрели капитан и несколько членов команды проплывавшего мимо судна. Их ждало ужасающее зрелище: покрытые плесенью палубы и борт, разбросанные скелеты людей. Выяснить причину гибели так и не удалось: бортовой журнал полностью истлел.
Могло ли судно спокойно дрейфовать в океане несколько десятилетий? Бывалые матросы единодушны: оно должно было непременно разбиться на рифах, которых в данном месте великое множество. Но возможно, мистические силы, погубившие команду, незримо охраняли погибший корабль? Только для каких целей?
На море можно встретить не только призраки кораблей. Иногда и их команды, когда-то погибшие при невыясненных обстоятельствах, появляются в совершенно неожиданных местах. Так, свидетелями появления приведений стали несколько рыбаков, вышедших в открытое море на шхуне «Чарлз Хескелл». Этот корабль считался проклятым с того самого момента, как был построен. С ним связано множество непонятных происшествий – от непонятной гибели рабочего, до попадания во внезапно возникший шторм. Последний чуть было не стал для судна роковым: из-за потери управления «Чарлз Хескелл» врезался в проходивший мимо корабль. Экипажу с трудом удалось спастись и доплыть до ближайшего порта. «Неудачливая» шхуна была отремонтирована и вновь спущена на воду. Но ее несчастия только начинались…
«Чарлз Хескелл» взял курс на Ньюфандленд. Первые 5 дней никаких странных явлений замечено не было: рыбаки спокойно занимались ловлей, погода располагала к морскому путешествию. Однако на шестой день, а точнее ночь, начали твориться необъяснимые вещи. Стояла глубокая ночь. Весь экипаж находился в своих каютах, лишь только двое вахтовых скучали на палубе судна. Внезапно они заметили странные движения на палубе. Немного приблизившись, они стали свидетелями поистине невероятного зрелища: несколько десятков призраков с пустыми глазницами, одетые в полуистлевшие лохмотья забирались на палубу.
Приведения, словно живые матросы, забросили в море сеть, и вытянули ее обратно по прошествии некоторого времени. После этого они неспешно покинули палубу. Напуганные моряки, ставшие свидетелями мистического явления, сразу сообщили капитану о произошедшем, предъявив в качестве доказательства намокшие сети, в которых запуталось несколько рыбин. Командир судна отдал приказ о немедленном возвращении в порт. Пришествие призраков повторилось еще раз до прибытия на место назначения. После этого судно больше не выходило в открытое море. Позже выяснилось, что при ремонте «Чарлза Хескелла» были использованы некоторые детали судна, на котором погибла при невыясненных обстоятельствах вся команда – «Святой Анны». Может быть, призраки думали, что они находятся на собственном корабле? Увы, выяснить это уже не удастся.
История голландского грузового теплохода Ourang Medan, который затонул в Малаккском проливе, – одна из самых жутких и противоречивых. При невыясненных обстоятельствах погиб весь экипаж корабля. «Капитан и все офицеры лежат мертвые в кубрике и на мостике. Возможно, вся команда мертва», – такой сигнал бедствия приняли британские и голландские станции прослушивания в июне 1947 года. После этого кто-то коротко «отбил» Морзе: «Я умираю». К кораблю немедленно отправили один из американских кораблей – Silver Star. Команда действительно оказалась мертва – нечто не пощадило даже собаку. На телах погибших не было никаких следов насильственной смерти, но застывшие лица выражали ужас. Хотя повреждений на корабле также не было, в глубине трюма было подозрительно холодно. Затем оттуда стал подниматься дым, и спасатели в спешке ретировались. После этого Ourang Medan взорвался.
Так как единственное официальное упоминание этого случая появилось в издании береговой охраны США «Proceedings of the Merchant Marine Council», а больше никаких упоминаний о нем не встречалось, многие ставят под. сомнение достоверность этой истории. Кроме того, есть рациональное объяснение происшествия. Вероятно, Ourang Medan перевозил нитроглицерин и цианистый калий, а эти вещества опасны при контакте с морской водой. Так что, вероятно, команда просто отравилась.
Мария Целеста – пожалуй, самый известный случай корабля-призрака. 5 ноября 1872 года корабль с грузом спирта-ректификата отправился из Статен-Айленда в Геную. Помимо капитана, на корабле были 7 человек команды, а также жена и дочь капитана. Но «Мария Целеста» так и не вошла в порт назначения. Судно обнаружили четыре недели спустя совершенно пустым: ни одной живой или мертвой души там не было. Не нашлось на корабле и секстанта и хронометра – отсутствие этих важных инструментов заставляет думать, что команда пыталась эвакуироваться. Причем очень спешно, учитывая, что капитан оставил в каюте и драгоценности, и деньги. Но корабль не попал в шторм: каюта капитана была в идеальном порядке, а на столике супруги капитана стояла масленка с нетронутым маслом, которая при качке непременно бы упала. Груз также оказался цел. Все бумаги, за исключением судового журнала, исчезли. Уже несколько веков историки пытаются объяснить загадочное исчезновение команды «Марии Целесты», но ни нападение пиратов, ни мятеж, ни воздействие спирта, ни даже вмешательство морских чудовищ не может дать ответа на все вопросы.
Кэрролл А.Диринг. Случай, произошедший с этой американской грузовой шхуной, приводят в качестве одного из примеров загадки Бермудского треугольника. Что произошло на корабле в 1921 году, историки так и не смогли объяснить. Шхуна совершила один-единственный рейс, который и стал для нее последним. «Кэрролл А.Диринг» отправился с грузом угля из Норфолка в Рио-де-Жанейро. Командовал судном Уильям Меритт, а помогал ему его сын. В команде было девять человек. По некоторым слухам, капитан не хотел выходить в море с этими людьми и не доверял им. Но вскоре капитан заболел и был вынужден сойти на берег, а на замену ему отправили пожилого Уиллиса Уормелла. Судно без происшествий причалило в Рио-де-Жанейро. Уормелл, судя по всему, тоже был невысокого мнения о команде и успел пожаловаться на нее своему другу-капитану, которого встретил в Бразилии.
Судно отправилось тем же составом обратно в США. Во время короткой остановки на Барбадосе команда несколько дней пьянствовала на берегу, а между капитаном и первым помощником вспыхнула ссора. Помощнику не нравилось, что капитан не позволяет ему наказывать моряков и что ему приходится решать множество задач по навигации, так как у капитана слабое зрение. Через несколько недель корабль попал в шторм. Проплывая мимо плавучего маяка, один из моряков окликнул смотрителя маяка. Он сообщил, что шхуна лишилась якорей во время шторма. Смотритель маяка обратил внимание, что на корабле царил хаос и что капитан так и не вышел поговорить с ним.
Еще несколько дней спустя сотрудники береговой охраны США заметили шхуну, севшую на мель. Паруса были подняты, спасательных шлюпок не было. Когда спасатели проникли на шхуну, ни одного человека на борту не оказалось. Не было ни личных вещей, ни судового журнала. Не было и якорей. Последняя отметка на карте была сделана не рукой капитана. Единственный, кого принесли спасатели с борта судна, был серый корабельный кот. Спустя несколько месяцев один из рыбаков, живших неподалеку от места крушения судна, нашел на берегу бутылку с письмом, где было написано, что корабль «Кэрролл А.Диринг» захвачен пиратами, а команда взята в плен.
В 1971 году при таинственных обстоятельствах был оставлен командой португальский транспорт «Ангош». Произошло это у восточных берегов Африки. Транспорт «Ангош» валовой вместимостью 1684 регистровые тонны и грузоподъемностью 1236 тонн вышел 23 апреля 1971 года из порта Накала (Мозамбик) в другой мозамбикский порт, Порту-Амелия. Тремя днями позже «Ангош» был обнаружен панамским танкером «Эссо Порт Диксон». Транспорт дрейфовал без экипажа, в десяти милях от берега. Новоявленного «Летучего голландца» взяли на буксир и привели в порт. Осмотр показал, что корабль перенес столкновение. Об этом свидетельствовали полученные им серьезные повреждения. Мостик носил явные следы недавнего пожара. Эксперты установили, что он мог явиться следствием происшедшего здесь небольшого взрыва. Однако объяснить исчезновение 24 человек команды и одного пассажира «Ангоша» так и не удалось.
Июльским утром 1850 года жители поселка Истонс-Бич на берегу штата Род-Айленд с удивлением увидели, что со стороны моря под всеми парусами к берегу идет парусное судно. На мелководье оно остановилось. Когда люди поднялись на борт, они обнаружили, что на камбузной плите кипит кофе, в салоне на столе расставлены тарелки. Но единственным живым существом на борту оказалась дрожащая от страха собака, забившаяся в угол одной из кают. Ни одного человека на судне не было. Груз, навигационные приборы, карты, лоции и судовые документы были на месте. Последняя запись в вахтенном журнале сообщала: «Вышли на траверз рифа Брентон» (этот риф находится всего лишь в нескольких милях от Истонс-Бича). Было известно, что «Сиберд» совершал плавание с грузом древесины и кофе с острова Гондурас. Однако и самое тщательное расследование, проведенное американцами, не раскрыло причины исчезновения с парусника его экипажа.
В сентябре 1894 года в Индийском океане с борта германского парохода «Пиккубен» заметили трехмачтовый барк «Эбий Эсс Харт». На его мачте развевался сигнал бедствия. Когда немецкие моряки высадились на палубу парусника, то увидели, что все 38 человек экипажа мертвы, а капитан сошел с ума.
В октябре 1908 года неподалеку от одного из мексиканских крупных портов обнаружили полузатопленный фрегат, с сильным креном на левый борт. Стеньги мачт парусника были сломаны, название установить оказалось невозможным, команда отсутствовала. Никаких штормов или ураганов в этом районе океана в это время не отмечалось. Поиски оказались безрезультатными, а причины исчезновения экипажа так и остались невыясненными, хотя было выдвинуто множество самых разнообразных гипотез.
В феврале 1953 года моряки английского судна «Рэни», находясь в двухстах милях от Никобарских островов, обнаружили в океане небольшой грузовой теплоход «Холчу». Корабль был поврежден, мачта сломана. Хотя спасательные шлюпки и оказались на своих местах, команда отсутствовала. В трюмах находился груз риса, в бункерах – полный запас топлива и воды. Куда исчезли пять членов экипажа, до сих пор остается загадкой.
4 декабря 1928 года датское учебное парусное судно «Кобенхавн» вышло из Буэнос-Айреса, чтобы продолжить кругосветное плавание. На борту парусника находился экипаж и 80 воспитанников морского училища. Спустя неделю, когда «Кобенхавн» уже успел пройти около 400 миль, с борта была получена радиограмма Командование сообщало, что плавание проходит успешно и что на судне все благополучно. Дальнейшая судьба парусника и находившихся на нем людей остается тайной. В порт приписки, Копенгаген, корабль не прибыл. Утверждают, что впоследствии его много раз встречали в различных уголках Атлантики. Парусник якобы шел под всеми парусами, но людей на нем не было.
До настоящего времени остается загадкой история теплохода «Джойта». Считавшееся погибшим судно было обнаружено в океане. Плавало оно без экипажа и пассажиров. «Джойту» называют второй «Марией Селестой», но если события, имевшие место на «Марии Селесте», происходили в позапрошлом столетии, то исчезновение людей с борта «Джойты» относится ко второй половине XX века. «Джойта» обладала отличными мореходными качествами. 3 октября 1955 года судно под командованием капитана Миллера, опытного и знающего моряка, покинуло порт Апиа на острове Уполу (Западное Самоа) и взяло курс к берегам архипелага Токелау.
В порт назначения оно не прибыло. Были организованы поиски. Спасательные корабли, вертолеты и самолеты обследовали огромную акваторию океана. Однако все усилия оказались тщетными. Судно и 25 человек, находившихся на его борту, зачислили в список пропавших без вести. Прошло более месяца, и 10 ноября «Джойта» была случайно обнаружена в 187 милях к северу от островов Фиджи. Судно плавало в полузатопленном состоянии и имело большой крен. Ни людей, ни груза на нем не было.
Многие люди сообщали о том, что видели судно капитана Ван дер Деккена с тех пор, как оно затонуло в 1641 году. За свою дерзость и богохульство капитан по прозвищу Летучий Голландец и его команда обречены бороздить морские просторы до самого Судного дня.
Корабль Ван дер Деккена совершал торговый рейс из Голландии в восточную Индию. После того, как трюмы были доверху набиты шёлком, специями и другими дорогими товарами, корабль отправился обратно в Амстердам. Огибая южный берег Африки, капитан размышлял, что не мешало бы неподалёку от Мыса Доброй Надежды устроить место отдыха, где можно причалить и передохнуть перед тем, как штурмовать бушующие волны. Когда корабль начал огибать мыс, капитан был глубоко погружён в свои мысли. Внезапно налетел ужасный порыв ветра, угрожающий опрокинуть судно. Моряки призывали капитана повернуть назад, но Ван дер Деккен наотрез отказался. Некоторые считают, что он впал в безумие, другие – что он был пьян, но в любом случае капитан приказал команде двигаться вперёд. Он зажёг свою трубку и курил, наблюдая, как бьются о борт огромные волны. Ветер порвал паруса, и вода проникла в трюм, но капитан упорно следовал своим курсом, изрыгая кощунственные ругательства.
Доведённая до предела команда взбунтовалась. Без малейших сомнений капитан застрелил зачинщика бунта и бросил его тело в бушующие воды. В тот момент, когда труп коснулся воды, послышался голос, спрашивающий, не желает ли Ван дер Деккен переждать эту ночь в бухте. Но дерзкий моряк ответил: «Будь я проклят, если сверну с пути, пусть даже мне придётся болтаться здесь до судного дня!». И тогда голос вновь заговорил: «Да суждено тебе вечно плавать по океану с командой мертвецов, неся смерть каждому, увидевшему твой призрачный корабль, и никогда не пристанешь ты ни к какому порту, и не будешь знать ни секунды покоя. Желчь будет твоим вином и раскалённое железо твоим мясом!» Услыхав этот приговор, капитан, не моргнув глазом, воскликнул: «Да будет так!».
С тех самых пор капитан Ван дер Деккен по прозвищу Летучий Голландец так и плавает на своём корабле. Бывалые моряки говорят, что встретившие его судна сбиваются с пути, напарываясь на рифы и скрытые под водой камни. Есть поверье, что если всмотреться в волны, бушующие у Мыса Доброй Надежды, то можно увидеть капитана во главе его команды скелетов. Но будьте осторожны, согласно легенде каждый, кто заметит Голландца, обязательно умрёт ужасной смертью.
Легенда о Летучем Голландце обрела известность в 1843 году благодаря одноимённой опере Вагнера. Но причина, по которой эта легенда жива и по сей день, вдохновляя многих авторов (от Вагнера и Кольриджа до создателей мультфильма «Губка-Боб») кроется в том, что многие убеждены, что видели призрачный корабль.
Одна из наиболее известных встреч произошла 11 июля 1881 года. С Летучим Голландцем столкнулся принц Уэльский Джордж (будущий король Георг V) и его брат принц Альберт Виктор, плывшие недалеко от берегов Австралии. После принц Джордж написал в своём дневнике: «11 Июля. В 4 утра мы повстречали Летучего Голландца. Странный красный свет окружал призрачный корабль с его мачтами, рангоутом и парусами. Шхуна находилась в двухстах ярдах сзади и слева по борту, где её видел вахтенный офицер. Кормовой мичман был немедленно направлен на бак, но прибыв туда, он не увидел ни малейшего следа какого-либо корабля, лишь чистое спокойное море до самого горизонта. В общей сложности шхуну видели тринадцать человек, и в 10:45 утра матрос, первым сообщивший о появлении Летучего Голландца, упал с грот-мачты на полубак и расшибся насмерть».
Современные учёные придерживаются мнения, что корабль Голландца – не более, чем мираж, отражение лучей света от океанской воды.
Пропавшие в океане. Пять историй о современных кораблях-призраках
В Мировом океане и сегодня дрейфуют покинутые командой суда, доставляя немало хлопот как грузовым кораблям, так и пассажирским лайнерам. История «Летучего голландца», корабля-призрака, несущего беду морякам, которые повстречают его на своем пути, возникла не на пустом месте. Наткнуться в море на полузатопленный, покинутый командой, но так и не утонувший корабль смертельно опасно.
Многие считают, что корабли-призраки – это что-то из прошлых веков. На самом деле и сегодня в Мировом океане дрейфуют покинутые командой суда, доставляя немало хлопот как грузовым кораблям, так и пассажирским лайнерам.
«Байчимо»: «Летучий голландец» во льдах Арктики
Торговое судно «Байчимо» было построено в 1911 году в Швеции по заказу Германии. Предназначался корабль для перевозки шкур промысловых животных. После Первой мировой войны корабль перешел под флаг Великобритании и курсировал вдоль полярных берегов Канады и США. Осенью 1931 года «Байчимо» с грузом меха попал в ледовую ловушку у побережья Аляски. В ожидании оттепели и освобождения судна из плена команда сошла на берег. Затем разыгрался буран, и моряки, вернувшиеся к месту, где оставили «Байчимо», обнаружили, что его нет. Экипаж посчитал, что судно затонуло. Однако спустя некоторое время пришла информация о том, что корабль снова зажат льдами и находится примерно в 45 милях от лагеря команды. До «Байчимо» добрались, но владельцы судна посчитали, что его повреждения настолько серьезны, что оно неизбежно затонет. Судно оставили на месте, но оно, освободившись из ледового плена, отправилось в свободное плавание. На протяжении следующих 40 лет регулярно приходила информация, что «Байчимо» продолжает свое бесконечное путешествие во льдах. Последняя такая информация датирована 1969 годом. В 2006 году правительство Аляски начало операцию по поиску «Байчимо», но она не увенчалась успехом. Скорее всего, корабль все-таки затонул, но достоверных сведений об этом нет. Так что не исключено, что северный «Летучий голландец» еще напомнит о себе.
«Реуун Мару»: траулер, который не хотел умирать
Японский рыболовный траулер «Реуун Мару» был приписан к порту Хатинохэ в префектуре Аомори. Обычная история судна завершилась 11 марта 2011 года, когда во время мощного цунами корабль был унесен в открытое море. Владельцы посчитали, что судно пошло на дно. Однако через год, в марте 2012, траулер был замечен у берегов провинции Британская Колумбия в Канаде. «Реуун Мару» заржавел, но на воде держался вполне уверенно. 1 апреля 2012 года корабль пересек водную границу США. Береговая охрана пришла к выводу, что траулер представляет потенциальную угрозу судоходству. Поскольку японские владельцы не проявили интереса к его судьбе, «Реуун Мару» было решено уничтожить. 5 апреля корабль береговой охраны расстрелял траулер. «Реуун Мару» проявил большую живучесть: несмотря на большое количество повреждений, на дно корабль-призрак ушел только через четыре часа. Траулер покоится на глубине 305 метров в 240 километрах от берегов Аляски.
Kaz-II: загадка австралийского катамарана
Австралийская яхта-катамаран Kaz-II была в статусе корабля-призрака всего несколько дней, но ее история от этого не становится менее интересной. 18 апреля 2007 года яхта была случайно замечена с вертолёта находящейся в свободном плавании в районе Большого Барьерного рифа. Два дня спустя на борт яхты высадился морской патруль, который обнаружил судно в полной исправности: мотор работал, повреждений не было, на столе была найдена нетронутая еда и включенный ноутбук. Но людей на борту не было. Известно, что 15 апреля Kaz-II отправилась из Эрли-Бич в Таунсвилл. На её борту находились 3 человека: 56-летний владелец яхты Дерек Баттени братья Питер и Джеймс Танстеды, 69 и 63 лет соответственно. Никаких признаков, указывавших на несчастный случай или убийство не было. Судно было отбуксировано в порт Таунсвилл для дальнейшего расследования. Найти пропавших людей либо установить достоверно, что именно произошло, так и не удалось. Наиболее вероятной считается версия, согласно которой, один из братьев прыгнул в воду, пытаясь освободить застрявшую рыболовную леску, второй брат поспешил на помощь родственнику, а владелец яхты, пытаясь повернуть катамаран поближе к приятелям, был сбит парусом в океан. В итоге все трое утонули, а Kaz-II продолжила свое плавание уже без людей.
High Aim 6: мятеж на судне
8 января 2003 года у северо-западных берегов Австралии было обнаружено тайваньское судно High Aim 6. Корабль, занимавшийся рыболовным промыслом, вышел 31 октября 2002 года из тайваньского порта под флагом Индонезии. Последний сеанс связи владельца с капитаном состоялся в декабре 2002 года. К моменту обнаружения High Aim 6 дрейфовал в спокойных водах. Корабль не имел серьезных повреждений, вещи экипажа оставались на борту, трюмы были забиты тунцом, который уже начал портиться, но людей на борту не было. Предположение о том, что людей могло смыть за борт, отвергли метеорологи: в районе плавания High Aim 6 были почти идеальные погодные условия. Версия о захвате судна пиратами также не выглядела убедительной, ввиду того что и груз, и ценные вещи членов экипажа остались нетронутыми. 14 человек, что находились на борту, бесследно исчезли. В ходе следствия были получены показания некоего индонезийца, который утверждал, что на борту High Aim 6 вспыхнул мятеж команды, в ходе которого капитан и его помощник были убиты. После этого индонезийцы, составлявшие команду, высадились на лодку и покинули судно, а затем вернулись домой. Впрочем, достоверного подтверждения этой версии получено не было.
«Любовь Орлова»: советский призрак океана
Двухпалубное круизное судно, построенное в 1976 году в Югославии по заказу СССР, верой и правдой более 20 лет служило в составе Дальневосточного морского пароходства. После этого «Любовь Орлова» был продана компании, зарегистрированной на Мальте, серьёзно перестроена, использовалась в арктических морских круизах. Однако новые владельцы в конечном итоге потерпели неудачу, и в 2010 году судно арестовали за долги в одном из канадских портов. Там «Любовь Орлова» простояла два года, после чего корабль был продан на металлолом. Судно буксировали для утилизации в Доминиканскую республику, но начался шторм, канаты лопнули, и «Любовь Орлова» ушла в свободное плавание в нейтральных водах. Искать корабль не стали, посчитав, что он вскоре затонет. «Любовь Орлову» считали затонувшей до тех пор, пока в феврале 2013 года Национальное агентство геопространственной разведки США не обнаружило судно со спутника в 1700 км от побережья Ирландии. В январе 2014 года издание The Mirror сообщило, что береговые службы Великобритании и Ирландии приведены в повышенную готовность в связи с тем, что к территориальным водам этих стран из глубин Атлантики приближается бывший советский круизный теплоход «Любовь Орлова». Информация, однако, не подтвердилась. Эксперты полагают, что «Любовь Орлова» должна была затонуть еще в 2013 году из-за сильных штормов. Однако подтверждения гибели корабля-призрака до сих пор нет.
Существуют ли корабли-призраки на самом деле, или это всего лишь морские суеверия? Если взять во внимание показания команд различных судов, наблюдавших подобные явления, то можно с уверенностью сказать: приведения морей действительно существуют. Доказательством служат также и пустые корабли, найденные на морских просторах. Но что именно послужило причиной гибели судов и экипажей, которые впоследствии снова вернулись в наш мир?
|