Magnus Fragor

Главная » Статьи » Загадки Вселенной

Легенды об оборотнях

В мифологии оборотни всегда огромные и очень сильные. Они не стареют никогда, поэтому практически бессмертны. Но убить их все-таки можно, для этого нужны серебряные пули или железо, благословенное в церкви. Способы, при помощи которых можно было превратиться в оборотня, были разными, но в итоге всегда получалось одно и то же: очень злобное, необыкновенно сильное существо, которое обладало и волчьими повадками, и человеческой смекалкой. Человек-оборотень, согласно мифологии, излишне импульсивен, стремится к насилию, впадает в ярость и агрессию без малейшей причины, испытывает беспокойство и бессонницу.

Согласно древним трактатам, начало процесса превращения человека в оборотня сопровождалось легким ознобом, сменявшимся лихорадкой, головной болью и сильной жаждой. Руки начинали пухнуть и увеличиваться в длину, кожа конечностей и лица грубела. На лбу появлялась испарина, затруднялось дыхание.Тошнота и спазмы сопровождались помутнением рассудка, вместо понятной речи появлялось гортанное бормотание, поскольку язык не повиновался. Оборотень сбрасывал с себя одежду и становился на четвереньки, а кожа темнела и покрывалась шерстью. Оборотень начинал испытывать непреодолимую жажду крови.

В древности оборотням приписывали поедание людей, разорение целых деревень, убийства младенцев. Удовлетворив свои потребности, оборотень засыпал, и наутро вновь просыпался в человеческом обличье. В трактатах описывалось несколько способов превращения людей в оборотней: при помощи магии, проклятия, укуса оборотня, рождение от оборотня, ношение одежды, изготовленной из волчьей шкуры. В Аркадии, к примеру, в оборотней превращались после специального обряда посвящения. Все желающие приходили на глухие болота, где раздевались и через топь переправлялись на специальный остров. Там они превращались в оборотней и жили между ними как равные.

Может ли человек на самом деле превращаться в волка и прочих животных, или все легенды нужно воспринимать не более, чем вымысел людей, наделенных богатым воображением? Некоторые специалисты-парапсихологи уверены в том, что само по себе превращение – это миф чистой воды, и все дело в гипнозе, которым обладают некоторые люди. Якобы в силу своего плохого характера и демонстрации своего превосходства над окружающими они и применяют периодически свои способности, заставляя людей видеть в них зверя.

Медики, впрочем, имеют свою точку зрения. Они поддерживают предположение, высказанное лордом Байроном в 19 столетии. Он назвал оборотничество ликантропием, то есть, страданием от заблуждения. В свою очередь, ликантропия является следствием шизофрении и прочих психических недугов. Само заболевание известно не одну сотню лет. Еще в 4 веке его описывали примерно так: больные ликантропией люди по ночам выходят из дома и бродят на кладбищах. Узнать их можно по бледным лицам, сухим ввалившимся глазам, сухому языку, жажде, ранам на ногах. Кроме того, древнегреческие врачи считали, что ликантропия является типом меланхолии, которую можно лечить кровопусканиями до обмороков, ванной со сладкой водой и специальной диетой. В том случае, если болезнь обострилась, пациента успокаивают при помощи опиума и влажных компрессов.

Существуют свидетельства, что от ликантропии страдал византийский император Юстин II, у которого признаки заболевания были замечены еще в ранние годы правления. Правитель мог ходить вокруг дворца, мяукать или лаять, во время частых вспышек гнева мог выбрасывать из окон различные предметы.

В середине прошлого столетия проведением исследований ликантропии занимался британский ученый Ли Иллис. Он подробно изучил 80 случаев психических заболеваний, которые были описаны в медицинской литературе, и пришел к выводу, что вспышки оборотничества имеют четкое медицинское обоснование. В данном случае речь идет о тяжелом заболевании, в результате которого человек часто лишается рассудка и теряет человеческий облик. Вполне очевидно, что в прямом смысле человек в волка не превращается, он просто деградирует, и мало напоминает «человека разумного» в его психическом и физическом понимании. Данное заболевание, по мнению доктора Иллиса, не может передаваться через укусы, причина тому – плохая наследственность.

На сегодняшний день идеи доктора Иллиса развивают ученые из Австралии, которые выдвинули гипотезу о том, что в человеке может просыпаться зверь в определенные лунные фазы. И хотя человек не может превратиться в кровожадное существо, но результаты исследований заставляют задуматься. Так, к примеру, в 2009 году в одну из австралийских больниц недалеко от Сиднея привезли более 90 больных, страдающих от острого поведенческого нарушения, которое напоминало поведение оборотней. Как отмечает специалист в области токсикологии Леон Калвер, большинство пациентов поступили в полнолуние. Часть поступивших пыталась атаковать персонал, царапаясь и кусаясь.

Но если в мифологии люди для полного перевоплощения в зверя, втирали в кожу специальные магические мази или вдыхали их пары, то современным оборотням не нужны эти снадобья. Они используют для этого наркотики или алкоголь. Калвер уверен в том, что лица с острыми поведенческими нарушениями в дни полнолуния чаще других могут попадать в отделение неотложной помощи.

Один из таких случаев произошел с 53-летным британцем Джоном Голлоуэйем. Внешне он был очень тихим и скромным человеком, отцом троих детей, то есть, оборотня не напоминал ничем. Каждый раз, когда наступало полнолуние и мужчина оказывался в больнице или тюрьме, то всегда очень удивлялся. Впервые болезнь у этого мужчины проявилась несколько лет назад, когда в один из полицейских участков в пригороде Лондна ворвалась молодая женщина с ужасом на лице, и сообщила о том, что на нее напал настоящий монстр с большими острыми зубами и попытался загрызть ее. Полицейские среагировали моментально и схватили Джона. Но тот оказал яростное сопротивление, кусался, скалили зубы, рвал на себе одежду. За двадцать минут он переломал всю мебель, а полицейских разбросал, выбил окно и выпрыгнул со второго этажа. Впрочем, далеко убежать ему не удалось, его скрутили и вкололи огромную дозу успокоительного. После этого мужчина заснул, а проснувшись, не помнил совершенно ничего из того, что происходило накануне.

А вот еще несколько случаев появления оборотней. Так, в частности, жители одного из районов Филиппин говорят о том, что оборотень уничтожает их домашний скот. По их мнению, монстр, который по ночам из человека превращается в собакоподобное существо огромных размеров, убил уже несколько десятков животных. Недавно три козы найдены мертвыми, без внутренних органов. До этого случая монстром было уничтожено целое стадо овец. Местное население спорит с представителями власти, приехавшими в деревню, и утверждают, что животных загрызла вовсе не бродячая собака, а какое-то сверхъестественное существо, пахнущее серой. Крестьяне напуганы, полагая, что с животных монстр может переключиться на людей.

Нечто похожее происходило и в Бразилии. На протяжении последних нескольких лет местное население страдает от оборотней. К примеру, в 2008 году крестьяне из штата Сеара обратились в полицию с заявлением о том, что на местное население наводит ужас человек-волк, который грабит дома и ворует овец. По словам свидетелей, это страшнее существо, которое пахнет серой. Впрочем, никаких достоверных доказательств того, что там существуют какие-то сверхъестественные силы, в то время обнаружено не было. Спустя несколько месяцев, в 2009 году, в полицию обратилась 21-летняя жительница штата Риу-Гранди-ду-Сул, которая рассказала о нападении странного зверя, напоминающего большую собаку или волка. Девушка утверждает, что существо передвигалось на задних конечностях, подобно человеку. Девушка предъявила кровоподтеки на лице и руках в качестве доказательства нападения оборотня, а также нарисовала примерное его изображение. С оборотнем повстречался и водитель грузовика по имени Скотт. Случилось это 27 августа 2005 года. Водитель передал сообщение по радио о том, что увидел на обочине непонятного зверя, который раздирал тушу оленя. Как утверждал водитель, зверь очень напоминал смесь волка и обезьяны.

А этот случай, пожалуй, стал уже хрестоматийным. Зверь наводил ужас на юго-центральную Францию в 1760-х годах. Ежедневно исчезали люди и животные. По словам местных жителей, похищал их волк гигантских размеров. Люди были уверены в том, что это не просто волк, а оборотень Лу-Гару. Его хотели убить, но говорили, что он бессмертен. Когда атаки стали очень частыми и особенно яростными, король Людовик XV отправил в тот район войска, чтобы уничтожить оборотня. Солдатам не удалось его поймать, зверь был ранен, но сумел убежать. Король объявил вознаграждение за него. И только в 1767 году группе охотников во главе с Жаном Шастелем удалось убить монстра, застрелив его серебряной пулей прямо в сердце.

Некоторые люди, которым доводилось видеть оборотня, говорят о том, что оборотень не обязательно может быть волком. Так, к примеру, в Бирме, живет народность таман. У них очень часто случаются внезапные перевоплощения в тигров. Как утверждают сами таманы, перевоплощение происходит непроизвольно, этому предшествует сильная напряженность, нервозность, беспокойство, после чего человек превращается в тигра.

Зафиксированы случаи появления и других оборотней. В частности, в 2010 году в Англии женщина по имени Джейн МакНилли рассказывала о том, что, гуляя со своей собакой в парке, столкнулась со странным существом. Пес вырвался и побежал к собаке, находящейся в отдалении. Когда женщина подошла ближе, то увидела, что это была не собака в обычном понимании этого слова. Внешне это существо было похоже на лисицу гигантских размеров. Существо долго рассматривало женщину, а потом медленно ушло. Дома Джейн пересмотрела несколько атласов с животными, но нигде не нашла ничего похожего. И только в книге об оборотнях увидела существо, которое повстречала.

По мнению некоторых исследователей, современные встречи с оборотнями могут быть связаны с существом, которое называют снежным человеком. С другой стороны, сегодня уже ни для кого не является секретом, что мир намного больше, чем может увидеть его человек. Вполне возможно, что в той части мира, которая неизвестная людям, есть место и оборотням.

И произнес Зевс громовым голосом: «Отныне ты навеки превратишься в волка. Волка среди волков. Это будет твоей карой. Смерть была бы слишком незначительным наказанием для тебя!» Слова Зевса были адресованы Ликаону, аркадскому царю, тирану и безбожнику, который, чтобы посмеяться над Зевсом, накормил его блюдом из человечины. Жаркое было приготовлено из тела собственноручно убитого семилетнего сына. Такова древнегреческая легенда о возникновении оборотней. Но в античности волк вовсе не был символом зла, в который он превратился позже в христианском учении. Ромул и Рем, выкормленные волчицей, стали основателями Рима. И Капитолийская волчица в Италии до сих пор почитается как образ самоотверженного материнства. Также спутниками Одина, Великого Бога северной мифологии, всегда были верные волки Джерри и Фрекки. Качества волка вызывают определенное очарование в человеке. Его быстрота, подвижность, жестокость, смелость, абсолютно тонкий слух, а также благоразумие, мужество и склонность к семейной жизни. Образ волка послужил основой для создания многочисленных европейских легенд про оборотней.

Во времена инквизиции волк, как «конкурент» человека стал образом зла. Процессы над оборотнями были – как и процессы над ведьмами – ужасным фарсом! Приговор считался установленным де-факто почти всегда с начала процесса. Обвиняемый, который не сознавал своей вины, подвергался пыткам до тех пор, пока не давал суду ожидаемые ответы. «Доказательствами» служили признания подсудимого в получении даров от сатаны (мазь превращения в оборотня). Именно в средневековье циркулировали самые дикие истории про оборотней. Под пытками люди оговаривали себя и близких так, как было угодно церкви.

Первый процесс над оборотнем состоялся в 1521 году, затем последовали многочисленные другие. Так, в 1541 году обвиненный в убийствах, крестьянин утверждал, что он – оборотень и волчья шкура спрятана внутри его тела. Судьи, чтобы проверить утверждение, приказали отрубить ему руки и ноги. Ничего не было найдено, был вынесен оправдательный приговор, но крестьянин уже скончался от потери крови. Только во Франции в период между 1520 и 1630 годами инквизицией «выявлено» более 30 тысяч оборотней. Подавляющее большинство из обвиняемых было казнено.

«...беда начинается с укуса животного. Спустя продолжительное время у жертвы появляются первые симптомы: несчастные боятся дневного освещения, также водопогружения и начинают биться как в бешенстве, кусать и кружиться. На их собственно неподвижных лицах спазмы мускулатуры втягивают губы и обнажают язык и зубы, пена выступает изо рта, и ужасные, гортанные звуки издают эти замученные создания,» – так врач Йозеф Клавдий Роугемонт описывает в 1798 году поведение больных «Hundswuth» – сегодня известного под именем «Lykanthropie&» – ликантропии.

Термин «ликантропия» имеет греческие корни: «lycos» – «волк» и «anthropos» – «человек». Сегодня он официально используется в психиатрии для обозначения формы умопомешательства, при котором человек воображает себя животным. В психиатрии известны многочисленные примеры ликантропии, случаи людей, ощущающих себя как предполагаемых волков, кошек, собак и т.д. Классический пример – случай с японской девушкой в 1921 году в австрийском городке Визеншафт. Девушка стала одержимой образом лисицы, затем ее поведение стало полностью соответствовать поведению лисицы. У детей, рожденных больной, проявились признаки волчьей ликантропии.

Ранее наука полностью отвергала возможность существования оборотней-ликантропов. Однако затем взгляды медицины существенно изменились – она признает факт существования оборотней, понимая под таковыми не только людей, страдающих расстройствами психики, но и признавая научно подтвержденные факты чисто физического свойства. В Мексике в Гуадаладжаре расположен центр биомедицинских исследований, занимающийся проблемами ликантропии. Доктор Льюис Фигуера уже много лет изучает мексиканскую семью Асиево (более 30 человек). Все они страдают от редкой генетической болезни, передающейся по наследству и вызывающей сильное изменение человеческого облика. Поверхность их тела, включая лицо, ладони и стопы, покрыта густой шерстью (даже у женщин). У некоторых членов семьи шерсть более густая, чем у других. Заметным отклонениям от нормы подверглись также их осанка, голос и мимика.

По предположениям доктора Фигуеры, данная болезнь вызвана генетической мутацией, передающейся по наследству (Асиево уже много лет заключают только внутриродовые браки) через X-хромосомы родителей. В ходе исследований было установлено, что данная мутация возникла у членов этой семьи еще в средние века, но до последнего времени никак себя не проявляла. Сейчас семья Асиево живет в горном городке Закатекас на севере Мексики. Местные жители относятся к ним враждебно, как к прокаженным. Врачи из центра биомедицинских исследований не могут вылечить эту болезнь, названную ими «синдром ликантропии». Но рано или поздно они смогут изолировать ген ликантропии и подарить будущим потомкам семьи Асиево полноценную жизнь.

С древних пор бытует мнение, что существует три возможности стать ликантропом – при помощи магии (проклятья), от укуса другого оборотня или в силу рождения (наследственная передача ликантропии). Магическое превращение в волка чаще всего происходит по воле самого колдуна (ведьмы, шамана), налагающего на себя (реже – на других) заклинание трансформации. Такое обращение является временным (например, скандинавский бог Локи и колдуны-лимиккины из племени американских индейцев навахо умели превращаться в любое животное, накидывая на себя его шкуру) и не передается по наследству. Схожим по сути, но противоположным по направленности умысла является приобретение облика волка в результате проклятья: кары богов или чар злых волшебников. Оно является постоянным или, как минимум, труднопреодолимым и, в отличие от магического превращения, существенно ухудшает жизнь ликантропа.

Ликантропия, переданная человеку через укус оборотня или в результате рождения от оборотня, является наследственной и неизлечимой. Однако здесь следует отметить, что паранормальные свойства, полученные ребенком от родителей (чаще всего это касается случая, когда оборотнем является лишь один из них), проявляются далеко не сразу. Ликантропия может спать внутри такого человека долгие годы и проявиться в самый неожиданный момент (во время солнечного затмения, парада планет, смертельной опасности или при иных необычных обстоятельствах).

Каковы внешние признаки ликантропии и как можно распознать дикого монстра в простом на вид человеке? Следует помнить, что обращение никогда не проходит бесследно – оборотень становится необычайно агрессивным и даже жестоким. Для него характерны внезапные вспышки ярости, болезненное восприятие резких звуков, бессонница, прожорливость, необъяснимое беспокойство, подозрительность и другие варианты неестественного поведения. Не следует забывать о том, что ликантроп способен в той или иной степени контролировать проявление этих симптомов, поэтому их следует рассматривать только как косвенные признаки человека-волка. Они также не применимы к «правильным оборотням», поведение которых практически лишено признаков агрессии и может лишь отражать некоторые нейтральные «человеческие» свойства волка, описываемые в литературе: гордость, нелюдимость, свободолюбие и т.п.

Хорошо известна способность оборотней к регенерации. Люди-волки не подвержены старению или болезням. Их раны заживают прямо на глазах. Таким образом, ликантропы обладают физическим бессмертием, которое, однако, не является абсолютным. Их можно убить, нанеся серьезные повреждения сердцу или мозгу. Способы убить ликантропа – отсечение головы, тяжелое ранение в грудь, а также утопление, удушение и другие действия, вызывающие кислородное голодание мозга. Во многих поверьях ликантропы боятся серебра (существует предание, что оборотня могут убить только три круглые серебряные пули или одна, которая разорвет сердце), реже – обсидиана, причиняющего им незаживающие раны. Это – еще одна общая слабость, приписываемая как оборотням, так и вампирам.

Образ ликантропа-оборотня появился в сказаниях и верованиях задолго до многих других существ – вампиров, гарпий, пегасов, демонов, василисков, гномов, джиннов, минотавров, ангелов, бегемотов, единорогов, эльфов, драконов и т.д.. Но даже несмотря на то, что недавнее открытие генетического «синдрома ликантропии» разрушает мистическое очарование древних легенд, человеку до сих пор хочется верить в существование таинственных и могучих людей-волков, преследующих свою добычу при свете полной луны.

В наше время трудно поверить в существование оборотней. В Средневековье европейцы жили в постоянном страхе, что по соседству с ними окажется оборотень. Обернуться мужчина или женщина могли не только в зверя, чаще всего в волка, а во что дьяволу будет угодно. Средневековый хронист Томас из Шантемпрэ сообщает, что в 1256 году в Брабанте дьявол уносил из постели опасно занемогших женщин, заменяя их «ложными телами» (figmenta), затем эти копии умирали, а улетевшие с дьяволом женщины выздоравливали и превращались в его слуг. Душа человека мучилась в аду, а оживленное дьяволом тело продолжало вести на земле мерзопакостную жизнь.

«Особенно живучее и мрачное чудовище – оборотень, – пишет Джеффри Бартон Рассел в своей книге «Люцифер. Дьявол в Средние века». – Оборотни присутствуют в большинстве культур (в Индии, например, – тигры-оборотни, в Европе, где больше волков, – волки-оборотни). Оборотни не похожи на других чудовищ, так как их чудовищность состоит не в физической деформированности, а в их демонической способности менять облик, и в то время как чудовища могут быть амбивалентны, оборотни злы по своей сути. Дьявол является главой оборотней; они, вампиры и ведьмы, подражают своему господину в этом качестве, чтобы исполнять его волю».

По средневековым поверьям, для умножения своей силы ведьмы оборачивались в волков или других свирепых животных. Отсюда происходит представление об оборотне (werewolf). В буквальном переводе от англо-саксонского wer – «человек» и «волк» – wolf. Исследователи полагают, что понятие вышло скорее из тевтонской, нежели средиземноморской традиции. Латинское gerulfus происходит от werwolf. Современное французское слово loup-garou – это плеоназм (то есть слово, имеющее тоже значение и поэтому лишнее), буквально означающий «волк-человек-волк».

Дьявол или один из демонов принимает различный облик: волка, козла, кота, собаки, быка, свиньи, барана, мерина, козы, коня, коровы, медведя, зайца, осла, птицы или лисицы. Нередко зверь или животное было черной окраски. В 1424 году в Риме была сожжена ведьма Финичелла, которая с помощью дьявола убивала детей. В обличье кошки она напала на ребенка, но его отец сумел отогнать оборотня, нанеся ей рану ножом. На теле Финичеллы обнаружили рану в том месте, куда мужчина поразил кошку. Однако чаще демон являлся в образе негра, порой старого и безобразного с ярко-красными губами и в черном облачении.

Согласно преданиям всех европейских народов, чтобы стать оборотнем, нужно зайти в лес, отыскать гладко срубленный пень, воткнуть в него нож, произнести заклятие и перекувыркнуться через этот пень. Для возвращения прежнего человеческого облика колдун должен зайти с другой стороны пня и перекувыркнуться в обратном направлении. Если кто-то забирал нож, то перевертышу приходилось на весь оставшийся век оставаться волком. Если найти шкуру вервольфа и сжечь ее, то оборотень сдохнет. Ночью поймать вервольфа почти невозможно. Передвигаются они с быстротой молнии, а пули не пробивают шкуру. Но днем их можно опознать по ранам, нанесенным ночью холодным оружием.

Волколак – это человек-оборотень в славянской мифологии. В волка человека могли превратить колдуны, отвергнутая девушка, злая теща. Иногда способность к оборотничеству предопределена судьбой: оборотнями становились люди, зачатые под Пасху, рожденные от связи женщины с волком, проклятые родителями, совершившие преступление. Почти нет оберегов, способных предохранить человека от превращения в оборотня. Часто такая опасность угрожает молодым на свадьбе. Волколаки сожительствуют с ведьмами, а их дети – упыри.

Еще в древние времена существовала загадочная болезнь, которая поражала целые деревни, превращая людей в неистовых зверей, и эти больные имели все классические симптомы ликантропии (форма умопомешательства, при которой больные воображали себя волком). Известно, что в Европе в XVI веке, эти несчастные, подозреваемые в демонизме, преследовались и травились собаками, погибали сотнями.

Оборотень и его страшные дела были известны уже во времена основания Рима. Этого существа боялись и в Древней Греции. Но более всего присутствие оборотней проявлялось в Восточной Европе, где лишь при одном упоминании о волколаке крестьянин бледнел и с тревогой оглядывался вокруг. Франция изрядно натерпелась от лу-гару, и народные легенды содержат множество рассказов об охотах на человеко-зверей, обитавших в горах. Немало от этой напасти пережила Германия. Англия, видимо, не была слишком ей подвержена, сохранившиеся записи свидетельствуют, что оборотни обитали в Ирландии. Однако оборотень не является выходцем с «того» света, он – явление чисто земное. Похоже, что превращение человека в оборотня вызывалось некой болезнью, которая могла поразить любого. Укушенный оборотнем заражался обязательно, но ужасные симптомы могли появиться у человека и тогда, когда он в безопасности сидел у себя дома. «Пораженные луной» обнаруживали, что их тела изменились мерзким, отвратительным образом, они начинали походить на волка и вести себя, подобно этим зверям. Претерпев такие превращения, они отправлялись в ночные скитания и убивали любого, кто попадется им на пути. Как повествуют древние трактаты, истинный ликантроп не только изменяется физически, так что своим обликом начинает походить на зверя, но меняется и его разум, поведение. Он ощущает себя только зверем.

Обычно оборотней предавали публичному суду, сопровождаемому пытками, а затем отправляли на ужасную казнь, чаще всего сожжение. Философы и другие ученые на протяжении столетий вели споры: были ли оборотни на самом деле? Допуская возможность психических отклонений, выражавшихся в том, что больные ощущали себя дикими зверями, многие авторитеты придерживались мнения, что существовать настоящие ликантропы не могут. Говоря об истинном оборотне, который способен превращаться в волка при помощи черной магии или каких-либо других сил, доминиканские монахи категорично заявляли: «Это невозможно». Еще примерно в 125 году до н.э. римский поэт Марцелл Сидет писал о ликантропии, указывая, что пораженного человека охватывает мания, сопровождающаяся ужасным аппетитом и волчьей свирепостью. Согласно Сидету люди сильнее подвержены ей в начале года, особенно в феврале, когда болезнь наиболее распространена и может наблюдаться в самых острых формах. В то, что человек может стать волком, верят и по сей день в таких районах, как Нормандия и Бретань; в последней народные предания соответствуют классическому образцу – человек носит волчью шкуру, что позволяет ему перенять часть звериных свойств, а затем он буквально превращается в волка.

В Норвегии же думали, что в оборотня превращался человек, отлученный от церкви. Кстати, тематически к ликантропии примыкает и передающийся по наследству гипертрихоз, – это редкая болезнь, при которой тело человека покрывается густой шерстью. Начиная со Средневековья, в мире зафиксировано и описано только пятьдесят случаев этого недуга.

В наше время он отмечен у 14-летней девочки из Германии. Ее многие годы лечат дерматологи, пытающиеся современными методами удалять или высушивать фолликулы, из которых растут волосы, по крайней мере, на видимых местах. При этом девочка абсолютно здорова. К ней нормально относятся на улице и в школе, где она даже пользуется определенным «преимуществом» на рождественских концертах. Другого «человека-оборотня» около четырех лет назад обнаружили казахские врачи.

Месяц действительно будит в человеке зверя, особенно, если человек под действием алкоголя или наркотиков – утверждают ученые. Австралийские ученые выдвинули предположение, что полнолуние действительно может порождать в нас зверя, превращая людей в животных, которые кусаются, плюются и царапаются. Хотя мы не можем фактически превратиться в кровожадных существ из сказок, однако исследования показывают, что мы подаем тревожные сигналы.

В больницу неподалеку от Сиднея попал 91 больной с острым поведенческим нарушением, похожим на поведение оборотней. По словам исследователя в сфере токсикологии Леон Калвер, четверть случаев приходились на ночь с полным месяцем, то есть вдвое больше, чем при других месячных фазах. Некоторые из этих пациентов атаковали персонал, кусая и царапая его. Поэтому их сравнивали с оборотнями, которые в легендах также появлялись при полной луне. По словам ученой, к мифологическим сюжетам об оборотнях принадлежат рассказы о людях, которые практикуют втирание себе в кожу магических мазей или вдыхание их паров, пытаясь таким образом достичь перехода от человека к зверю.

Основные ингредиенты мази – беладонна и паслен  вещества, которые могут вызывать бред, галлюцинации и иллюзии, метаморфозы. Однако современные оборотни использовали разные зелье – свыше 60% больных, которых Калвер обследовала во время своего исследования, были под воздействием алкоголя или наркотиков. По словам врача, данные исследования подтверждают предположение, что лица с острым поведенческим расстройством имеют больше шансов попасть в отделение неотложной помощи именно в те дни, когда луна – полная.

В 1610 году Пьер де Ланкре – известный судья из французского города Бордо – побывал в мужском монастыре кордельеров, чтобы своими глазами увидеть оборотня, которого семь лет держали под стражей в монашеской келье. Этот оборотень по имени Жан Гренье неоднократно совершал в волчьем обличье бесчеловечные нападения на свои жертвы.

Де Ланкре в своей книге «Изменчивость» (1612 год) пишет, что у Гренье были горящие, глубоко посаженные глаза, длинные черные ногти и острые торчащие зубы. По мнению судьи, человек-волк проворнее ходил на четырех конечностях, чем только на ногах. Гренье и не собирался скрывать, что он оборотень. – Я постоянно жажду человеческой плоти,  сказал он изумленному судье. – Мне особенно нравятся тела маленьких девочек, и я надеюсь, что очень скоро опять смогу наслаждаться их прекрасным мясом.

Нет народа, у которого не было бы своего человека-волка, человека-лисы, человека-леопарда, человека-тигра или человека-змея. Еще на заре истории человечества воины и охотники наряжались в шкуры диких животных, чтобы подготовиться к сражению – так они надеялись получить хоть немного силы того или иного зверя. В окрестностях средневековых городов по ночам бродили огромные группы нищих и воров, которые, натянув на себя волчьи шкуры, выли, словно хищные звери. А в недавней истории вспоминается гитлеровское озверевшее ополчение «вервольфов» и злодеяния «людей-львов» в Конго... Хрупкая оболочка цивилизации легко разбивается вдребезги.

В психологии существует понятие «психоз оборотня» («люпиномания», «ликантропия»), когда сломленный, страдающий человек может поверить, что в полнолуние он превращается в волка. В этом случае человек действительно способен ощущать, как на нем вырастает шерсть, видеть, как его ногти превращаются в когти, как удлиняются его челюсти и блестят волчьи клыки. Такой «оборотень», охваченный жаждой убийства, бродит по улицам городов и сел или по большим паркам отдыха, кидается на людей и может их поцарапать, укусить, лишить невинности, а иногда даже убить. Зачастую «оборотень» воображает, что он бежит во главе волчьей стаи как вожак.

В 1584 году в одной деревне в горах Юра оборотень схватил маленькую девочку. Когда ее 16-летний брат бросился на помощь, оборотень накинулся на него и убил. Селяне, услышав крики детей, пришли в ярость и дубинами забили оборотня до смерти. К их изумлению, уродливый насильник превратился в обнаженную молодую женщину, в которой они признали Перенетт Гандильон. В результате расследования была арестована вся семья Гандильон, члены которой, по всей видимости, вводили себя в состояние «психоза оборотня» с помощью какого-то странного самогипноза. Известный юрист Боге – городской судья из Сен-Клода, что в горах Юра, – лично проводил дознание и наблюдал за этой семьей в тюрьме. В своей книге «Рассказы ведьм» (1610 год) он писал, что Гандильоны вели себя совершенно ненормально: передвигались на четырех конечностях и выли, как дикие звери. Эти люди полностью потеряли человеческое подобие: их глаза наливались кровью и горели, тела покрывались шерстью, ногти превращались в огрубевшие когти. Боге отнюдь не был легковерным человеком – его наблюдения подтверждаются другими официальными отчетами об оборотнях, которые существовали во Франции.

Известная история Жилля Гарнье – оборотня, которого казнили в Доле в 1573 году, – описана в материалах суда, где Гарнье откровенно признался во всех своих преступлениях. Вскоре после Дня святого Михаила Гарнье «в обличье волка поймал в винограднике десятилетнюю девочку... он растерзал ее своими руками-лапами и зубами, да еще и принес жене немного мяса без костей...» Спустя восемь дней после Дня всех Святых Гарнье примерно там же напал на другую девочку. «Он убивал ее, разрывая тело руками и зубами, – раны были в пяти местах, – при этом он съел бы ее плоть, если бы ему не помешали трое прохожих». Через семь дней оборотень «схватил еще одного ребенка – мальчика десяти лет». Члены суда с отвращением констатировали факты: «Более того, в прошлом году, в пятницу перед Днем святого Варфоломея, он поймал мальчика лет 12-13 под большой грушей... и, по его признанию, если бы не люди вокруг, он начал бы есть плоть мальчика, несмотря на то что был канун праздника». И хотя Гарнье чистосердечно во всем сознался, его преступления были настолько мерзкими, что суд без промедления постановил: оборотень должен быть «передан главному палачу Высшего уголовного суда и перевезен в телеге для осужденных к общеизвестному месту казни, где вышеназванный главный палач произведет быстрое его сожжение и превратит тело осужденного в пепел».

Еще один суд над оборотнем происходил 14 декабря 1598 года в Париже; в результате было принято решение, что необходимо сжечь все протоколы заседаний, поскольку факты данного уголовного дела просто ужасают. В том же году охотники спугнули двух волков, которые пожирали тело 15-летнего мальчика. Охотники были хорошо вооружены и погнались за волками, но очень удивились, когда в конце концов выследили «перепуганную человеческую фигуру – высокое изможденное существо с человеческим лицом, длинными спутанными волосами и бородой; его полуголое тело было прикрыто грязными тряпками, руки перепачканы свежей кровью, а длинные ногти забиты остатками красного человеческого мяса».

Отвратительный тип, который назвал себя Жаком Руле, вместе со своим братом и кузиной бесцельно бродил от деревни к деревне. Он признался в суде, что у него был бальзам, с помощью которого они превращались в волков. Затем он рассказал, как они нападали на людей и убивали их, а также ели детей.

Во многих древних хрониках есть рассказы о демонах, которые появляются словно ниоткуда, чтобы похитить или сожрать свою жертву. Эти демоны часто описываются как «черные лохматые существа с горящими в темноте глазами и бесовским взглядом». Любопытно, что в большинстве случаев монстры появлялись во время сильной грозы.

Обычно мы рассматриваем прошлое в контексте современного стиля жизни. Наши мысли и чувства обусловлены сегодняшним миром, поэтому не всегда удается воссоздать дух той эпохи, которую мы изучаем. Зачастую смысл старинных рукописей, переводимых из поколения в поколение, изменяется до неузнаваемости. Для ученых является загадкой навязчивая и, по-видимому, фанатически насаждаемая церковью и государством идея демонов. Языческие мифы и древние суеверия повествуют о гигантских мохнатых существах, живущих в лесных пещерах, – их называли дьявольским отродьем. Когда Карл Великий покорил всех соседних властелинов, то ввел суровые законы, чтобы «отвадить» демонов наводить порчу на урожай. Монастыри оглашались гневными речами о демонах, похищающих монахов, или о благочестивых монахах, попавших в лапы «лесных людей». Аббаты призывали предавать этих исчадий ада мучительной смерти.

С древних времен во всем мире существуют многочисленные легенды о героях и обычных людях, которые по своему желанию или без оного могут превращаться в разных зверей. Существует даже особый перечень названий всех известных разновидностей оборотней. Так, ликантроп – это оборотень, принимающий волчий или подобный волчьему облик. Волколаком или волкодлаком называют ликантропа в славянской мифологии. Верфольф – оборотень у немцев и англосаксов. Кицунэ – оборотень-лисица в Японии. Аниото – люди-леопарды у народов Африки и Азии. Шелки (селки) – люди-тюлени у кельтов.

Богатырь из русских былин Вольга Святославич тоже не брезговал при случае оборачиваться «левом-зверем», «рыбой-щучиной», «гнедым туром-золотые рога», «горностаюшком», а то и «малою птицей-пташицей». Ауж коварный Змей Горыныч только и знает, что обращается в красивого юношу, обольщая женщин. Наделен той же способностью Кощей Бессмертный. И даже в «Слове о полку Игореве» Всеслав представлен колдуном и оборотнем.

Говорят, что существует несколько способов стать оборотнем: посредством магии; в результате проклятия, укуса оборотня или будучи зачатым от него. Кроме того, оборотнем можно стать, съев мозг волка, сделав глоток воды из волчьего следа в земле или из водоема, из которого пила волчья стая, накинув волчью шубу и т.д. При этом в наиболее наукообразных трудах говорится, что обращение происходит в результате заражения крови человека неким зловредным вирусом. Ему даже придумали название WW (Word of wolfs). Он либо передается либо по наследству, либо, проникая в кровь, либо прививается искусственно. Причем он еще зловреднее, чем вирус ВИЧ, поскольку, как сказано в одном источнике, «областью, которую поражает вирус, является не тело, как считали в Средние века, а энергия владетеля»...

Некоторые исследователи также полагают, что оборотни в какой-то мере находятся по соседству с вампирами. Во всяком случае, считается, что один из способов убить вечно живущего вампира – с помощью укуса оборотня. Да и сами вампиры зачастую тоже способны менять свое обличье. Так, в романе Брема Стокера «Граф Дракула» вампир по ходу действия предстает в нескольких обличьях  стариком, молодым красивым человеком, гигантской летучей мышью, большой черной собакой и т.д.

Согласно поверьям, оборотни могут обладать многими выдающимися способностями (превышающими возможности не только человека, но и животного): сверхъестественной силой, ловкостью и быстротой, ночным зрением, долгой жизнью... Но убить оборотня все же можно, например, поразив в сердце или отрубив голову. Раны, нанесенные оборотню в зверином обличье, остаются и на его человеческом теле. Таким способом можно изобличить оборотня в живом человеке: если рана, причиненная зверю, позднее проявится у человека – то этот человек и есть тот оборотень.

Вот как, к примеру, описывает подобный случай большой знаток народных поверий Н.В. Гоголь в «Майской ночи». Когда сотник женился второй раз и удалился с молодою женою в свою опочивальню, заперлась в своей светлице и бедная панночка – его дочка от первого брака. Горько сделалось ей; стала плакать. Глядит: страшная черная кошка крадется к ней; шерсть на ней горит, и железные когти стучат по полу. В испуге вскочила она на лавку, – кошка за нею. Перепрыгнула на лежанку, – кошка и туда, и вдруг бросилась к ней на шею и душит ее. На стене висела отцовская сабля. Схватила ее девушка, взмахнула, и лапа с железными когтями отскочила, а кошка с визгом пропала в темном углу. Долго не выходила из светлицы своей молодая жена сотника, а на третий день вышла с перевязанною рукой. И поняла бедная панночка, что мачеха ее ведьма-оборотень и что она ей перерубила руку. Кроме того, как полагают, убить оборотня можно, как и другую нечисть, серебряной пулей или серебряным холодным оружием. При этом традиционные антивампирские средства в виде чеснока, святой воды и осинового кола против оборотней не действенны. После наступления смерти зверь в последний раз превращается в человека.

Превратить оборотня снова в нормального человека также можно нескольким путями: с помощью колдовства, волшебства или чудесного лекарства (в фильме «Американский оборотень в Париже» соответствующую вакцину создают в лаборатории). Но самый верный способ – убить того оборотня, который своим укусом инициировал превращение данного человека. После смерти оборотня все обращенные им люди снова становятся нормальными.

Таковы сказки и мифы. Но что лежит в их основе? Как полагают исследователи, основой мифотворчества послужили некоторые врожденные нарушения человеческой сущности. Так, например, в 80-е годы XIX века большой популярностью пользовался Федор Евтищев – «человек-собака», с успехом выступавший в цирках и зверинцах. Кроме того, медиками задокументированы случаи «ликантропии» – психиатрического заболевания генетического происхождения, когда человек считает себя каким-либо диким животным, к примеру, волком, и ведет себя соответственно. Другое генетическое отклонение, «врожденный гипертрихоз», вызывает обильный рост волосяного покрова на лице и верхней части туловища (именно такое заболевание было у Евтищева). Причем Федор был не единственным в своем роде  описание гипертрихоза в одной мексиканской семье проведено в 1984 году группой исследователей из Университета Гвадалахары, под руководством доктора Хосе Марии Канту. Это исследование подтвердило работу доктора Ли Иллиса из Хемпшира, который в 1963 году представил в британское Королевское медицинское общество труд под названием «О порфирии и этимологии оборотней». В ней на основании многих фактов он пришел к заключению, что вспышки оборотничества имеют достоверное медицинское обоснование.

Речь действительно идет о тяжелой болезни, в результате которой люди теряют человеческий облик и нередко лишаются рассудка. В своей работе Ли Иллис привел около 80 случаев подобных заболеваний, описанных и изученных дипломированными врачами. Конечно, человек в этом случае не превращается в волка, но становится существом, весьма далеким от человека в его физическом и психическом понимании. То, что болезнь передается через укусы, доктор Иллис считает чепухой. Другое дело – наследственность. Этот вариант не исключен, в некоторых случаях – закономерен. На нее влияет множество факторов, среди которых генетические отклонения, продукты и способы питания, климат. В этой связи Ли Иллис замечает, что не случайно в западной Европе оборотничество иногда охватывало целые селения, наиболее частыми такие случаи были в Швеции и Швейцарии, а например Цейлон вообще не знаком с подобной бедой.

Открытие Ли Иллиса, безусловно, сенсационно. Однако и оно не дает ответа на ряд вопросов, главный из которых такой: каким образом оборотень вновь приобретает человеческий облик, причем иногда очень быстро? Сам Иллис считает такое «обратное превращение» теоретически возможным, но практически маловероятным. Однако легенды свидетельствуют об обратном. Таким образом, загадка человека-волка до конца не раскрыта. Решайте сами... можно верить этим сказкам или нет.

Категория: Загадки Вселенной | Добавил: laf2304 (14.11.2017)
Просмотров: 382 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [285]
Природа [295]
Общество [298]
Технологии [284]
Загадки Вселенной [330]
Разное [245]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz