Magnus Fragor

Главная » Статьи » Загадки Вселенной

Лилит: почему Библия молчит о предшественнице Евы

Вы можете спросить любого человека о том, как звали первую женщину и как она появилась, и наверняка услышите историю про Адама и Еву, а также про пресловутое ребро. Но мало кому известно, что в дохристианские времена ответ на этот вопрос был неоднозначным, так как в священных текстах той эпохи говорилось о другой первой женщине, по имени Лилит.

Вы не найдете упоминания о Лилит в канонических текстах ни одной существующей сегодня авраамистической религии. Но в самых древних апокрифах эта женщина упоминается, и особенно важное место ее персона занимает в шумерской и семитской мифологии.

Много внимания уделяется Лилит в каббале, где первая женщина символизирует темное женское начало также как ветхозаветный Каин – мужское. Но христианским богословам и редакторам Библии не удалось бесследно избавиться от Лилит, благодаря которой в тексте появилась нестыковка: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. Из этой строки становится совершенно ясно, что Бог создал мужчину и женщину одновременно. Но мы знаем, что Ева появилась позднее, так что речь здесь явно не о ней. Вероятнее всего, здесь и говорится о Лилит, которую христианские редакторы Ветхого Завета постарались убрать из всех текстов.

Но, то ли люди, занимавшиеся искоренением памяти о первой женщине были невнимательны, то ли преследовали какие-то иные цели, но упоминание этой дамы иногда проскальзывает в Библии. Например, в книге Исайи говорится о некоем ночном существе, которое называют lilith. Предполагают, что это некое животное или птица, но это не точно. В Библии, изданной в Англии в 1560 году, вместо этого существа упоминается сипуха – ночная хищная птица. Во многих языках семитской группы словом «лилит» называются некоторые разновидности сов. Интересно, но на многих древних изображениях Лилит ее сопровождает именно сова.

В переводе с шумерского языка слово «лиль» обозначает потустороннюю сущность, духа или призрака. Мифология народов, населявших Месопотамию, была чрезвычайно богата на разных злых духов. Лилу, лилиту, урдут лилиту – все эти демоны имеют схожие имена, но при этом относятся как к женскому, так и к мужскому роду.

Древние ассирийцы считали, что злыми духами становятся души людей, которые при жизни не оставили потомства. Они страстно желают продолжить свой род, совокупляясь с живыми, но от таких связей рождаются демоны или уроды. В самом известном шумерском эпосе о герое Гильгамеше, есть упоминание о Лилит. Женщина-демон с таким именем, вместе с орлом, имеющим голову орла, жила в ветвях ивы. В средневековой еврейской книге «Алфавит-Бен Сиры» подробно описывает историю Адама и Лилит. Там сказано, что женщина возгордилась тем, что она так же как и мужчина создана по образу и подобию Господа и поэтому отказалась подчиняться Адаму.

Чтобы выйти из подчинения мужу, Лилит произнесла тайное имя Бога и смогла улететь из Эдема. Адам пожаловался Создателю на женщину и тот отправил за беглянкой трех ангелов. Те догнали Лилит и потребовали, чтобы она вернулась и раскаялась, но получили категорический отказ. За непослушание Лилит была сурово наказана, но точного описания кары древние тексты не сохранили. Наиболее распространенными версиями можно считать три: бесплодие, ежедневное рождение 100 детей и их неминуемая смерть и постоянное рождение демонов, вместо нормальных отпрысков. Лилит поклялась мстить за это и убивать человеческих младенцев везде, где только сможет. При этом она пообещала не трогать детей, у которых будут амулеты с ее именем или именами ангелов. С тех пор демоница специализируется на нанесении вреда младенцам и роженицам. Считалось, что синдром внезапной смерти, который встречается у грудных детей – это дело именно ее рук.

Способна она и на другие козни, в числе которых наведение бесплодия на молодых женщин, высасывание крови в новорожденных и провоцирование выкидышей. Согласно одной из версий, именно Лилит перевоплотилась в того самого Змея-искусителя, который подбил Еву вкусить злополучное яблоко. Сделала она это из ревности, после того как увидела счастье Адама и покладистой Евы. При этом интересно, что Еву Господь изгнал из Рая, а Лилит ушла сама.

Многие жители Месопотамии считали Лилит еще и демоном-соблазнителем, приходящим по ночам к молодым мужчинам, чтобы совокупиться с ними. Итогом такой связи становится рождение инкуба или суккуба – демона, единственной целью существования которого становится искушение юношей и девушек.

Одна из самых авторитетных книг каббалы – Зоар, утверждает, что Лилит стала супругой самого Сатаны и родила ему детей. Именно поэтому образ женщины-демона быстро перекочевал в сатанизм, где ее почитают вместе с позаимствованными из других религий и мифологий Кали, Хель и Эрешкигаль.

Упоминания о Лилит можно найти в раннехристианских апокрифических текстах, которые не вошли в библейский канон, в книге Зогар и Свитках Мертвого моря. В книге Исаии есть отрывок, где словом «лилит» (lilith) называют некое ночное привидение.

Имя Лилит переводится с иврита как «ночная». Тем же словом в иврите обозначают одну из разновидностей сов – неясыть. Этим, скорее всего, и объясняется традиция изображать Лилит вместе с совой.

В канонических текстах Библии Лилит не упоминается ни разу. В еврейском тексте книги Исаии слово «лилит» используется для обозначения ночного привидения, которое будет отдыхать во дворцах опустевшей Идумеи вместе со зверями пустыни, которые станут там рыскать. «Лилит» здесь – не имя собственное. В современной американской версии Библии это слово переведено как «the night monster», то есть «ночное чудовище».

В еврейской традиции Лилит становится женой ангела смерти Самаэля, который отождествляется с сатаной, матерью и царицей демонов.

Лилит – это имя в Библии встречается всего однажды, когда говорится о запустении Идумеи после Божьего суда: «…там будет отдыхать ночное привидение (lilith) и находить себе покой» (Ис.34:13-14). Часть богословов считает, что речь идет всего лишь о ночной птице, сове или филине. Но большинство исследователей склоняется к тому, что Лилит на самом деле демон.

Стройная, длинноволосая дева, прекрасная в своей наготе, с крыльями и лапами совы – такой она предстает на древних вавилонских барельефах. Мистический образ Лилит входит в число древнейших в человеческой цивилизации и зарождается еще в середине III тысячелетия до н.э. По мнению знаменитого американского шумеролога С.Н. Крамера, впервые демонесса Лилит под другим, сходным по звучанию именем упоминается в прологе шумерской версии одного из первых дошедших до нас клинописных текстов Древнего Востока – «Эпосе о Гильгамеше». Одна из песен повествует, что шумерский правитель Гильгамеш, изгнал из росшей в саду богини Иннин ивы поселившуюся там демонессу и зарубил охранявшее ее чудовище.

Образ мужских и женских воплощений шумерского вампирического демона (инкубов и суккубов) Лилу, Лилиту и Ардат Лили перекочевал в вавилонскую и ассирийскую мифологию. По преданию, эти демоны соблазняли земных мужчин и женщин и мстили людям за собственное бесплодие, нанося вред роженицам и младенцам. Древневосточные тексты описывают Лилит как неспособную носить детей и не имевшую молока в своих грудях. Являясь воплощением темной роковой страсти и ненасытного вожделения, Лилит в образе прекрасной девы овладевала спящими земными мужчинами, оставаясь при этом девственной и не давая своим любовникам настоящего удовлетворения.

Лилит стала единственным ассирийским демоном, который нашел свое дальнейшее развитие уже в иудейской мифологии. Согласно средневековому «Алфавиту Бен-Сиры», Лилит была первой женой Адама, сотворенной одновременно с ним. Всем же известная Ева появляется из адамова ребра только после того, как непокорная Лилит сбегает от своего супруга, не желая подчиняться ему. «Почему я должна быть внизу, – возмутилась она, когда Адам пожелал познать ее, – Ведь я ровня тебе, ведь нас обоих Бог слепил из праха».

Оказав мужу сопротивление, Лилит произнесла магическое имя Бога Ягве и улетела от Адама по воздуху. По мольбе Адама, разгневанный Ягве отправил в погоню за Лилит трех ангелов – Сеноя, Сансеноя и Самангелофа. Настигнув беглянку в Красном море, где она предавалась утехам с сонмищем похотливых демонов и плодила от них темные сущности, ангелы потребовали от нее вернуться к мужу. Но Лилит наотрез отказалась, заявив: «Я была создана, чтобы отбирать силы у младенцев: если родится мальчик, то он в моей власти до восьмого дня (т.е. до дня обрезания), а если девочка, то до двадцатого дня». Тогда ангелы под угрозой смерти заставили демонессу дать клятву, что она не войдет в дом, где будут начертаны их имена, и наложили на нее наказание, коего в еврейской средневековой литературе существует три версии – бесплодие, рождение ею только детей-демонов или еженощная гибель ста ее отпрысков.

В самом Талмуде легенда о Лилит звучит несколько иначе: она встречается с Адамом уже после грехопадения, когда он расстается с Евой на 130 лет, и от их связи на свет появляются демоны. Лилит в Талмуде также становится матерью Ахримана – бога тьмы и олицетворения мирового зла, фигурирующего в маздаизме (древнеиранской системе верований) и более позднем зороастризме. Предупреждая о страсти Лилит овладевать земными мужчинами во сне с целью породить новых демонов, Талмуд советует им не ночевать дома в одиночестве.

Также она способна навредить роженице или сделать женщину бесплодной. Особую опасность крылатая демонесса Лилит представляет для новорожденных. Похищая младенцев, она пьет их кровь и забирает душу. Чтобы это предотвратить, иудеи защищали свой дом с помощью заговоров и амулетов. Следуя древней легенде, они писали над детской колыбелью имена наказавших Лилит ангелов и некоторые ее собственные прозвища – упоминание демонессы в еврейской традиции дозволялось, чтобы изгнать ее. По этой причине магические имена и обнаженные образы Лилит встречаются на древних иудейских чашах.

Наивысшей точки развития образ Лилит достигает в каббалистической книге Зоар, где ее начинают именовать женой самого «ангела Сатаны» Самаэля. Испанский каббалист XIII века, рабби Исаак Акоэн, пишет, что Лилит родилась как андрогин с Самаэлем и потом стала супругой этого «Великого Властителя и Великого Царя всех демонов». Таким образом, Лилит в мифологии проходит путь развития из круга низших демонических существ до женского воплощения «другого Бога», властителя тьмы.

В «Трактате о левой эманации» XIII века сказано, что от связи Самаэля и Лилит родился Слепой Дракон, из яиц которого выходили демонические существа Лилин, за исключением головы, полностью покрытые волосами. Тогда Бог кастрировал Дракона, «чтобы яйца ехидны не вылупились в мир». А по иной версии, желая предотвратить размножение демонов, Бог кастрировал самого Самаэля.

Данная трактовка находит свои корни в талмудической мифологии, где Бог кастрирует змея Левиафана и убивает его жену. Лишенная возможности совокупляться со своим супругом, Лилит, как и в более ранних мифологемах, начинает утолять свою страсть с земными мужчинами, пока они спят.

В одном из средневековых каббалистических источников также говорится о насланном Богом на Лилит бесплодии. Кроме того, в каббалистической традиции происходит разделение Лилит на Старшую и Младшую: первая из них – жена Самаэля, вторая – супруга сластолюбивого демона Асмодея. Вспыхнувшая страсть Самаэля к Лилит Младшей приводит к вражде этих двух повелителей демонического мира, равно как и к постоянным склокам Лилит Младшей с Лилит Старшей.

Цфатский каббалист Хаим Витал также называл Лилит Старшую внешней оболочкой и злой сущностью Евы, а Исаак Акоэн утверждал, что Лилит Старшая «есть лестница, по которой можно подняться до пророческих высот». В дальнейшем каббалистический образ Лилит был романтизирован в еврейской литературной традиции XIX-XX веков, где магически соблазнительная демонесса противопоставляется будничной Еве.

У Анатоля Франса есть рассказ «Дочь Лилит», главный герой которого изнывал от любви к прекрасной женщине по имени Лейла, во всем облике которой было «нечто чуждое человеческой природе». Откуда же появилась в творчестве французского писателя, проникнутом поэтикой декаданса, загадочная фигура Лилит? Что говорит о Лилит Библия?

Несмотря на то, что в образе Лилит – первой супруги Адама – прослеживается явный отсыл к Библии, в Ветхом Завете о ней вообще ничего не говорится. Слово «lilith» встречается один единственный раз в Книге Исайи. Предрекая запустение Идумеи после Божьего суда, пророк говорит: «И зарастут дворцы ее колючими растениями … И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой». Это самое «ночное привидение» и обозначено в оригинале «lilith».

Исследователи Библии считают, что в этом отрывке речь идет о животном или птице, поскольку бесплотный дух не нуждается в отдыхе. Кроме того, в современном иврите словом «лилит» обозначается птица неясыть (ночной хищник из семейства совиных).

В Септуагинте (перевод Библии на греческий язык, сделанный в III веке до н.э.) древнееврейские мудрецы использовали в этом месте слово «onokentavros» – то есть, получеловек-полуосел. Это же выражение сохранено и в славянском переводе Библии: «ту почиют онокентаври, обретшее себе покоища». В Вульгате (латинский перевод Библии, сделанный в IV веке) было использовано слово «ламия» – так называлось чудовище женского пола. Наконец, в переводе Библии на английский язык, предпринятом в XVII веке, можно прочесть «screech owl» – сипуха. То есть, сова. Таким образом, в любом из вариантов речь идет либо о птице, либо о некоем чудище.

Почему же вообще возникла мысль о том, что у Адама было две жены? Дело в том, что в первой главе Книги Бытия сказано: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». Во второй главе сотворение женщины выглядит так: «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его… И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку». Это наводит интерпретаторов разного толка на мысль о том, что первая супруга Адама была также, как и он, сотворена из земли, а вторая – уже из ребра Адама. Первую звали Лилит, вторую – Ева.

Несмотря на то, что ни в одном из канонических вариантов Библии нет никаких упоминаний о первой жене Адама по имени Лилит, этот персонаж все же присутствует в еврейской традиции. Правда, в довольно поздней традиции. В VII или X веке н.э. в какой-то мусульманской, по всей видимости, стране, был создан анонимный текст на иврите, получивший название «Алфавит Бен-Сира». В нем идет речь о некоем пророке Бен-Сире, который рассказывает царю Навуходоносору 22 истории (по числу букв в еврейском алфавите).

Истории эти носят весьма глумливый, часто непристойный характер, полны насмешек и издевок, но тонко стилизованы под жанр мидрашей (комментариев к Библии) и по этой причине исследователи склонны считать «Алфавит Бен-Сира» чем-то вроде академической пародии, развлечения ученых раввинов. История Лилит излагается в этом трактате наравне с байками о мужчинах, предающихся греху Онана и рассуждениями об «испускании газов».

Каббала – мистическое средневековое течение в иудаизме – рассматривает Лилит исключительно как злого демона, убивающего младенцев и являющегося мужчинам в соблазнительных ночных видениях. В еврейском фольклоре Лилит и по сей день считается злобной демоницей, губящей новорожденных и вредящей беременным женщинам. Видимо, эта демоница Лилит и стала причиной появления в Септуагинте «онокентавра» с ногами осла. Есть основания считать, что образ демоницы, имеющий полуживотный (или даже птичий – вспомним сов и неясытей) облик, восходит к шумерской и аккадской мифологии.

В древних текстах Месопотамии упоминаются демоны лилу, лилиту или урдут лилита. Существа эти крайне неприятные, они умеют принимать облик красавиц и соблазняют мужчин, но при этом бесплодны (по другой версии – рождают чудовищ), а еще они вредят беременным женщинам и новорожденным. Корень «лиль» восходит к шумерскому – «ветер», «дух», «призрак». В семитских языках «лейлит» значит «ночная». Словом, издревле этим именем называли зловредное ночное чудище.

Как относится к Лилит православная традиция? Именно так и относится: как к порождению еврейского фольклора, к ночному чудовищу из народных фантазий. Два рассказа о сотворении человека православная традиция трактует следующим образом: вначале приводится рассказ о сотворении мира в целом, и история сотворения человека передана лаконично, как часть общего замысла Творца. Во второй главе содержится начало истории грехопадения, поэтому приводятся подробности: Адам создан из праха земного, а Ева – из плоти Адама, чтобы подчеркнуть важную мысль о том, что мужчина и женщина имеют единую природу, единую плоть. По этой причине никакой «первой жены» у Адама просто быть не могло. Кроме того, сама идея превращения женщины (Лилит) в демоницу с точки зрения богословия совершенно безграмотна: человек не может стать демоном, поскольку демоны – это падшие ангелы, существа совсем иной природы, нежели человек.

Образ Лилит приобрел большое значение в XX столетии и в наши дни среди оккультистов разного толка (даже сатанистов, которые почитают Лилит как супругу своего темного «божества») и среди феминисток. Теперь это уже не ослоногая демоница, убивающая младенцев, не ночной кошмар, а весьма красивая женщина с длинными волосами (иногда даже с крыльями), которая свободна в выборе сексуальных партнеров, не желает подчиняться мужской власти и вообще – сама себе госпожа. Свободную и сильную Лилит противопоставляют Еве, которая в этой интерпретации выглядит серенькой, пресной, погрязшей в домашних заботах.

Немалую роль в создании подобного образа «первой женщины» сыграла картина прерафаэлита Росетти «Леди Лилит», роман шотландца Макдоналда «Лилит», поэзия русского декаданса (вроде «Попытки ревности» Цветаевой, в котором поэтесса отождествляет себя с Лилит) и других произведений, среди которых и «Дочь Лилит» Анатоля Франса.

В Талмуде Лилит описывается как демон с женским лицом, длинными волосами и крыльями, которая может овладеть одиноко спящим мужчиной, воздействуя на его воображение. После расставания с Адамом Лилит вела довольно бурную жизнь, родив демона Ахримана, олицетворяющего зло в зороастризме, а потом попав под власть царя Соломона, который мог повелевать любыми духами, а конкретно Лилит заставил танцевать перед собой.

Но в истории Лилит и Адама еще не была поставлена точка. Есть апокрифическая версия, что узнав о том, как Адам счастлив со своей новой женой Евой, дамой не только красивой, но и покладистой, Лилит под видом змея (змеи) проникла в райский сад и соблазнила Еву нарушить божий запрет насчет плодов с Древа познания. После того, как грехопадение свершилось, примерно на 130 лет Адам расстался с Евой и вернулся к Лилит, с которой занимался любовью, плодом чего было множество рожденных его бывшей демонов и духов. Надо признать, месть удалась.

Между прочим очень многие художники эпохи готики и Возрождения, изображая сцену искушения Евы в райском саду, представляли змея в женском обличии.

В Библии слово «лилит» встречается всего один раз в значении «ночное привидение», в книге Исаии, где говорится о запустении Идумеи после Божьего суда:«…И зарастут дворцы её колючими растениями, крапивою и репейником – твердыни её; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение (lilith) и находить себе покой…»

На самом деле речь в этом тексте скорее всего идет о ночной птице или каком-то ином животном, ведущим ночной образ жизни и наводящим страх на местных жителей.

В Библии, изданной в Англии в 1560 году в этом месте называется конкретная птица – сипуха – ночная хищная птица из отряда совообразных. Во многих языках семитской группы словом «лилит» называются именно некоторые разновидности сов. Любопытно, что на многих изображениях Лилит, как древних, так и более поздних, ее сопровождает именно сова.

Когда в Европе эпохе Возрождения появился интерес к Каббале, образ Лилит как первой жены Адама стал проникать сначала в литературу, а затем и в изобразительное искусство. Ее стали изображать невероятной красавицей с сильным характером, воплощающей в себе темную сторону женской сущности (в еврейской традиции прекрасный внешний облик Лилит – это только внешняя личина дьяволицы). В становлении романтизированного образа Лилит как женщины роковой, магически соблазнительной, таинственной и прекрасной, существенную роль сыграла живопись художников-прерафаэлитов, в частности, Данте Габриэля Россетти.

Категория: Загадки Вселенной | Добавил: laf2304 (21.01.2023)
Просмотров: 112 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [285]
Природа [295]
Общество [298]
Технологии [284]
Загадки Вселенной [330]
Разное [245]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz