Миф о Туле – загадочной земле в шести днях пути к северу от Британии, где первоэлементы природы сливаются во враждебный человеку хаос, – возник в Древней Греции и неоднократно откликался человечеству в его дальнейшей истории. Сейчас граница мироздания отодвинулась значительно дальше.
Мы не можем понять, каково было нашим предкам жить в окружении неизвестности. Конечно, современный человек все еще может с трепетом и ужасом смотреть в звездную бездну, но она от нас так далеко и так исследована телескопами, что невозможно соотнести бытие там с комфортной жизнью на маленькой, уютной и хорошо знакомой планете, которая уже кажется нам слишком тесной и, положа руку на сердце, скучноватой.
А вот натурфилософы до эпохи Великих географических открытий, все эти античные римляне и греки, на самом деле не знали, что скрывается во мраке терра инкогнита. Сведения, приносимые путешественниками, часто делали мир вокруг не понятнее, а наоборот.
Страбон, Плиний, Птолемей – все они упоминают Туле как реально существующее место, часто посещаемый остров, находящийся ровно в шести днях пути морем на север от Британии. Правда, зайти далеко вдоль Туле нельзя. Ибо там первоэлементы – земля, огонь, воздух и вода – теряют свои свойства и соединяются, превращаясь в некое тугое желе, сквозь которое человек пройти не может. Жить там нельзя и дышать невозможно. Во всяком случае, на этом настаивал сам Пифей, а дальнейшие исследователи соглашались с его мнением, ибо, как писал Страбон, крайнее место, где способен жить человек на севере, – это Ирландия, где обитают совсем уж жалкие дикари, самой природой обреченные на прозябание на краю ойкумены. Дальше – холод, хаос и недисциплинированные первоэлементы, которые плохо себя ведут.
Теоретически можно предположить, что Пифей действительно добрался до какого-то северного острова, попал там в мокрую вьюгу и застывающее море с жиром нарастающего льда и честно описал увиденное. Во время мокрой вьюги человеку на самом деле не так-то просто передвигаться и дышать, а каша изо льда и воды должна была произвести сильное впечатление на средиземноморца, пусть даже жившего незадолго до наступления римского климатического оптимума, который, как мы знаем, случился в III веке до нашей эры и продолжался до V века эры нашей.
Очень может быть, что Пифей добрался до Исландии (это как раз шесть дней для тогдашнего развития мореходства) и застал ее вот в таком виде. Однако уже римским авторам было тяжеловато соотносить Исландию с Туле, так как глобальное потепление сделало свое дело и до Исландии римские корабли прекрасно доходили. В описанной точке края мира они находили край суровый и пустынный, но все-таки с работающими первоэлементами. Поэтому большинство римских естественнонаучников определили Туле далее на север.
Координаты этого острова ставились самые разные, разброс шел от Гренландии до Лапландии и Шпицбергена. При этом моряки и путешественники постоянно оказывались вблизи этого самого Туле, оставляя записи в стиле «у берегов Туле мы нашли стадо морских зверей и наполнили их жиром бочки» или «показался и Туле, но он был покрыт туманом, и мы туда на этот раз не пошли».
Итак, Ultima Tule – «Предельный Туле» – существовал как бы в двух ипостасях. С одной стороны, это была страна страшных грез, конец физики. Само словосочетание стало означать некую крайнюю грань, непереходимый предел. С другой – это была некая реально существующая и многим известная территория, которая, правда, неизвестно где находилась. Там жили, по разным свидетельствам, то духи, то мелкие боги, то племена «стердефиннов» или «скрифиннов», которые одеваются в шкуры и кормят своих закутанных в шкуры же детей теплым мозгом недавно убитых животных (видимо, до Лапландии тогдашние географы уже точно добирались).
Потом климатический оптимум закончился, стало холоднее. Римская империя пала, путешествия на север резко сократились, да и книжная культура увяла. Интерес к северной географии и натурфилософии пробудился с приходом нового периода потепления – средневекового оптимума, продолжавшегося с 950 по 1250 год.
Европейцы тогда оказались в сложном положении. С одной стороны, они жадно припадали к сочинениям античных авторов как к источникам своей культуры: непререкаемый авторитет мудрецов прошлого был тогда сравним с авторитетом святых. Если Платон, Аристотель или тот же Плиний писали про Туле, значит, Туле был столь же реален, как Париж. Даже более реален, ибо про Париж-то Плиний не упоминал.
С другой стороны, уже в IX веке Исландия была заселена стараниями норгов под руководством Харальда I, хорошо известна европейцам и краем географии быть никак не могла, хотя и находилась все в тех же шести днях пути на север от Британии. Выкрутились европейцы изящно: они сочли, что просто корабли в древности ходили куда быстрее. Это рассуждение тоже вполне лежит в русле дискурса античных классиков: еще Платон указывал, что вещи и явления с течением времен изнашиваются, а потому изначально дерево было куда более деревянным, ветер – более сильным, а течения – более быстрыми, чем сейчас, в наши греховные дни жалких потомков великих предков.
Поэтому под Туле поочередно понимали то Гренландию (которая, правда, во времена климатического оптимума тоже не радовала желеобразными элементами, а обладала вполне терпимым климатом – там можно было даже выращивать ячмень), то остров Северный, то даже север Канады.
В самом конце эпохи Великих географических открытий упрямцы, штурмовавшие Арктику, также настойчиво искали Туле. Например, открытие Земли Франца-Иосифа происходило под газетные рефрены «Туле обнаружен!». Хотя исключительно сомнительно, чтобы Пифей мог туда добраться. Но на этом приключение Туле в головах людей не закончилось. Его ожидал еще один период взлета, притом довольно сомнительного.
Нацисты, при их формальной нерелигиозности, были склонны к мистике во всех видах. Искать подземные миры, толковать руны и ведические тексты, изучать буддизм, видеть в свастике магический символ победы, привлекать астрологов к государственной работе – все это шаманство пышно процветало в Третьем рейхе и особенно было распространено среди верхушки НСДАП.
Так вот, согласно одной из поддерживаемых нацистами доктрин, арии – это выходцы из древней Атлантиды, континента древней, могущественной, основанной на магии цивилизации. После гибели Атлантиды самые сливки ариев обитали в благословенной северной стране Гиперборее, а Туле был в ней самым крупным городом – духовным центром всех ариев. Оттуда, из Туле, арии распространили цивилизацию по всей планете. Некоторые народы сумели ее принять, а некоторые оказались плохими, гадкими. Из народов самый лучший – немцы, потому что они практически нетронутые атланты, тулейцы и чистые арии. Они раса господ, а все остальные должны им служить. Но чтобы добиться этого, нужно возвращать древние мистические знания Туле, занимаясь магическими практиками. Это был как бы первый шаг тулеанской доктрины.
Сразу после Первой мировой войны в Германии было создано Общество Туле, которое изучало всякую мифологию – от дольменов до Махабхараты, – читало лекции, принимало к себе «истинных ариев» и печатало всякие враки про евреев, христиан и оккультизм. В общество входили многие будущие видные деятели Третьего рейха, в том числе заместитель фюрера Рудольф Гесс. И хотя само общество в 1925 году формально закрылось, у него осталось много наследников, прежде всего совсем уж людоедское «Аненербе», «Наследие предков».
С 1933 года оно было основным создателем, носителем и распространителем нацистской идеологии и, помимо всего прочего, занималось изучением «истории наследия Туле», подгоняя любые исторические, научные и культурные события мировой цивилизации под запросы НСДАП. «Наследие предков» занималось и генетикой, и математикой, и изучением жизни фей, и вопросами того, как можно очистить сверхлюдей-гипербореевариев от прискорбных последствий их смешения с неразумными зверолюдьми, обитавшими некогда на континенте Гондвана.
Дело в том, что теперь взгляды на тулеанцев несколько изменились: стало принято считать, что никаких «народов» до выхода ариев из Туле не было. Были только те самые зверолюди, попросту говоря обезьяны. Грех ариев заключается в том, что они стали смешиваться с этими животными и плодить мутантов. Этими безобразиями занимались все народы, кроме немцев, даже скандинавы были признаны «недостаточно арийскими».
Но пришло время все исправить. Некоторые народы (например, французы и итальянцы) объявлялись потенциально очищаемыми, другие низводились до положения рабов вплоть до того момента, когда придет время их истребить (например, славяне). Два народа были отмечены как подлежащие немедленному стиранию с лица земли, ибо их звериная сущность слишком велика, что оскорбляет самые тонкие структуры мироздания. Данная участь постигла евреев и цыган.
Сам остров Туле в этом, конечно, не виноват, чем бы он ни был, где бы ни скрывался и что бы ни вытворял с нечастными первоэлементами. Кстати, некоторые современные конспирологи и криптозоологи высказывают смелые мысли о том, что в мировой ноосфере образ Ultima Tule – это меметическая память изначального космического разума о границе Вселенной. Так что мы Туле еще поищем, чего уж там. Привычка – вторая натура.
«Наши северные предки обрели силу в снегу и во льдах, поэтому вера в мировой лед – естественное наследство нордического человека». Так говорил австрийский инженер и эзотерик Ганс Хёрбигер. Он вошел в историю как создатель теории «мирового льда» – концепции, далекой от науки и от здравого смысла, зато с энтузиазмом подхваченной германскими нацистами, которые искали фундаментальные подтверждения своим грезам о превосходстве арийской расы и ее северном, нордическом происхождении.
У этого происхождения была конкретная географическая привязка – загадочный остров Туле, или земля Туле, которая несколько тысячелетий назад якобы располагалась на крайнем севере земного шара – там, где сегодня простираются безбрежные льды Северного океана. Остров Туле – это Атлантида Третьего рейха, потерянный рай, который в результате тектонических сдвигов в земной коре канул в морскую пучину и заставил «нордическую расу» искать себе новое пристанище: вначале в Скандинавии, а затем и Центральной Европе.
На самом деле остров Туле – это не более, чем красивый миф. Чем-то похожий на не менее захватывающую сказку о загадочной северной стране Гиперборее, откуда, согласно некоторым современным псевдонаучным теориям, происходят предки славян – протославяне. Но миф не мог появиться на пустом месте, что-то непременно должно было лечь в его основу. Кто-то этот Туле видел своими глазами...
Этим кем-то в IV веке до нашей эры был древнегреческий мореплаватель из города Массилия Пифей. Он стал первым европейцем (согласно письменным источником), который с севера обогнул Британские острова. И, как всякий путешественник, вернулся домой с ворохом рассказов разной степени правдоподобности. Один из рассказов был про Туле (или Фулу) – таинственный северный остров, расположенный на самом краю Земли.
«На Фуле нет ни земли в собственном смысле, ни моря, ни воздуха, а некое вещество, сгустившееся из всех этих элементов, похожее на морское легкое, – пересказывает Пифея древнегреческий географ Страбон. – И в нем, говорит Пифей, висят земля, море и все элементы, и это вещество является как бы связью целого: по нему невозможно ни пройти, ни проплыть на корабле».
Согласитесь, фантастическая картина. Страбону тоже так показалось, он сомневается, что все это Пифей видел собственными глазами, он вообще считает мореплавателя из Массилии большим выдумщиком. Поэтому заключает: «О Фуле наши исторические сведения еще более неопределенны в силу ее отдаленного положения, ибо Фулу среди всех известных стран считают самой северной. Но то, что все рассказы Пифея о Фуле являются измышлениями, очевидно из его сообщений об известных нам странах; ведь в большинстве случаев он сообщал и о них ложные сведения, поэтому он, очевидно, еще больше лгал об отдаленных странах».
Впрочем, Страбон не ставит под сомнение сам факт существования острова Туле. А подтверждает его через сто лет после Страбона другой великий ученый древности – Клавдий Птолемей, который помещает Туле на самый верх одной из своих карт (мы можем это видеть на репликах карты Птолемея, сделанных в эпоху Ренессанса).
Следующее подробное описание загадочной северной земли мы встречаем у византийского историка VI века Прокопия Кесарийского. Он также не сомневается в том, что Туле существует, мало того, жалеет, что не смог лично его посетить – из-за чрезмерной удаленности. Зато, если верить византийскому историку, остров посетил целый народ – германское племя герулов. Да не просто посетил, а поселился там в качестве беженцев: герулы, жившие на равнинах возле Дуная, вынуждены были уйти на север после разгрома, учиненного им другими германцами – лангобардами.
«Прежде всего герулы последовательно прошли через все славянские племена, а затем, пройдя через огромную пустынную область, достигли страны так называемых варнов, – пишет Прокопий Кесарийский. – После них они прошли через племена данов, причем живущие здесь варвары не оказывали им никакого противодействия. Отсюда они прибыли к океану, сели на корабли, пристали к острову Фуле и там остались».
По словам Прокопия, Фула – очень большой остров, в десять раз превышающий по размеру Британию. При этом большая его часть необитаема, зато в тех местах, где цивилизация все-таки есть – живут сразу семь многолюдных племен, причем каждое со своим царем.
Еще более любопытны описания природных явлений, которые происходят на Фуле (Туле), сегодня известных нам как полярная ночь и полярный день. «Здесь каждый год происходит чудесное явление, – рассказывает историк. – Около летнего солнцеповорота в течение приблизительно сорока дней солнце здесь никуда не заходит, в течение этого времени непрерывно сияет над землей. Но месяцев через шесть после этого, около зимнего солнцеповорота, дней сорок солнце совсем не показывается над этим островом и он погружен в непрерывную ночь. Это время живущие здесь люди проводят в полном унынии, так как они не имеют никакой возможности тогда сноситься друг с другом»...
Специально подготовленные люди, очевидно, жрецы, в строго отведенные дни готовят население к тому, что всё вот-вот поменяется: за вечной ночью приходит вечный день и наоборот: «По прошествии тридцати пяти дней этой великой ночи, определенные люди посылаются на вершины гор и, увидав оттуда определенным образом солнце, они объявляют стоящим внизу людям, что через пять дней солнце засияет им. Получив эту добрую весть, они, хотя еще в темноте, отмечают ее всенародным веселым праздником. У жителей Фулы это самый большой из праздников. Мне кажется, что жители этого острова находятся всегда в страхе, как бы солнце не покинуло их навсегда, хотя это явление у них происходит всегда одинаковым образом каждый год».
Что за люди населяют таинственную Фулу? И на этот счет у Прокопия имеется информация. Эти люди нисколько не походят на «великую северную расу», о которой грезили мистики в нацистской Германии. Напротив, если верить утонченному византийцу, – это самые обычные варвары, весьма далекие от цивилизации.
Согласитесь, ничего общего с нордическими предками германцев обитатели Туле или Фулы не имеют. Ни намека на арийскую сверхнацию, а, скорее, наоборот. Кажется, сбежавшие с Дуная герулы, избалованные соседством с высокоразвитой римской цивилизацией, были в шоке от своих новых соседей скритифинов.
И поэтому сегодня таинственную северную страну Фулу, так детально описанную Прокопием, историки склонны ассоциировать со Скандинавией: именно туда после поражения от лангобардов сбежали герулы.
Возможно, берега Скандинавии, например, северо-западное побережье Норвегии видел и первооткрыватель Туле Пифей (теоретически его триеру могло занести на этот край света), хотя, скорее всего, он и Прокопий говорят о разных землях. Ученые предполагают, что древнегреческий мореплаватель, учитывая маршрут его путешествия, принял за Туле либо Ирландию, либо один из Шетландских островов, которые находятся к северу от Британии. Хотя есть также предположения, что он каким-то образом смог доплыть до Исландии или даже Гренландии.
Что же касается эпических повествований о великом северном континенте, исчезнувшем под водой в результате движения литосферных плит, то, видимо, это сказки. Его существование опровергается данными геологии: характер земной коры в северной Атлантике и Северном Ледовитом океане говорит, что никакого континента здесь не было. Впрочем, это никому не мешает о нем грезить.
О далекой северной островной земле Тулия, или Тули, наперебой сообщали и средневековые арабские авторы – географы, историки, космографы. Так, философ Аль Кинди (ум. в 961/962 г.) писал об огромном острове Тулия и большом городе на нем с тем же названием, расположенных «в северном конце обитаемой земли, под северным полюсом». Хотя упомянутая страна и окружена «великим морем», дальше нее плыть уже некуда – никакой другой земли в Северном (Ледяном) океане больше нет. Космограф Димешки, развивая данные сведения, подчеркивает, что земля Тулия населена славянами.
Сказанное перекликается с известиями об Острове русов других арабских путешественников и купцов, побывавших на Руси в основном еще во времена язычества. Почти все они в один голос утверждали, что русские (и славяне) обитают на каком-то далеком острове.
Данный факт, кстати, получил отражение в русских средневековых «Космографиях» и прилагаемых к ним каргах, где территория России вплоть до XVIII в. изображалась наполовину как архипелаг, острова которого вытянуты полукругом.
Архетип Острова широко распространен в мифологиях различных народов мира. Так, в карело-финских рунах, объединенных и литературно обработанных Элиасом Лёнротом в стройный текст «Калевалы», Остров (по-фински – Сара) – это далекая, забытая и во многом незнаемая северная прародина, откуда ведут свое подлинное происхождение многие герои. Например, одно из прозвищ Лёмминкяйнена – Сарилайнен (что переводится как Островитянин).
Точно так же и Северная Страна Тьмы – Похъёла, – где разворачиваются многие события «Калевалы», имеет второе, более архаичное название – Сариола.
В верхней части выдающийся за пределы остров – Туле, Ultima Thule – предел ойкумены, наиболее дальний участок суши, известный в то время.
В греческом языке топоним-символ таинственного и недосягаемого Севера пишется через «тету» и воспроизводится в разных языках по-разному – и как Туле (Тула), и как Фуле (Фула). В русском языке принята одновременно и та и другая вокализация. Например, название знаменитой баллады Гете, написанной им в двадцатипятилетнем возрасте и впоследствии включенной в первую часть «Фауста», переводится нынче исключительно как «Фульский король».
В немецком же оригинале четко значится «t»: «Еs wаг еin Кonig in Thule…» (дословный перевод: «[Жил]-был [один] король в Туле»). В «Фаусте» эту балладу напевает беззаботная Маргарита, еще не ведающая о своей несчастной судьбе.
Между тем практически во всех переводах «Фауста» (а их на русском языке насчитывается до десяти), включая классические переводы В. Брюсова, В. Холодковского и Б. Пастернака, Тhulе передается либо как Фуле, либо как «фульский», хотя в оригинале Гете прилагательное не употребляется. Лишь Афанасий Фет, который также перевел обе части «Фауста», поставил в точном соответствии с оригиналом Туле (через «фиту»), но его перевод не переиздавался с конца XIX в.
Через «ф» – Фула – обозначается загадочная северная земля и в последнем переводе «Географии» Страбона; в остальных случаях чаще пишется Туле (Тула).
Впрочем, сам отец европейской географии не смог сообщить о далекой полнощной стране ничего больше, кроме того, что смог позаимствовать из утраченных ныне сообщений античного мореплавателя Пифея. Тот первым, обогнув Британию, приблизился к кромке ледяной шуги, не позволившей ему достичь обетованного северного края.
Начиная со II в. н. э. в античном мире получил широкое распространение роман Антония Диогена о путешествиях Диния, который после долгих скитаний достиг Ледовитого (Скифского) океана и расположенного в нем острова Туле (до нашего времени роман дошел лишь в византийском пересказе).
«Диний отправился путешествовать по ту сторону Тулы. <…> Он видел то, что доказывают и ученые, занимающиеся наблюдением за светилами. Например, что есть люди, которые могут жить в самых далеких арктических пределах, где ночь иногда продолжается целый месяц; бывает она и короче, и длиннее месяца, и шесть месяцев, но не больше года. Не только ночь растягивается, но соразмерно и день согласуется с ночью. Самым невероятным было то, что, двинувшись к северу в сторону луны, видя в ней некую более чистую землю, они достигли ее, а достигши, узрели там такие чудеса, которые во многом превзошли все прежние фантастические истории».
Но были и другие источники, к сожалению, также не дошедшие до наших дней. Об их существовании, однако, свидетельствуют фрагменты более удачливых авторов: их сочинения не канули в Лету, напротив, послужили исходной базой для древних и средневековых карт, где остров Туле изображался либо невообразимо большим, либо неправдоподобно маленьким, как, например, на карте, составленной на основе сведений древнегреческого географа Эратосфена Киренского (ок. 276-194 гг. до н. э.). В средние века древние сведения продолжали подкрепляться теми же полярными реалиями.
В знаменитой книге крупнейшего византийского историка VI в. Прокопия Кесарийского «Война с готами» также содержится подробнейшее описание «острова» Туле (Фуле): «Этот остров Фула очень большой. Полагают, что он в десять раз больше Британии (Ирландии). Он лежит от нее далеко на север. На этом острове земля по большей части пустынна, в обитаемой же части живут тринадцать племен, очень многолюдных, и у каждого племени свой царь. Здесь каждый год происходит чудесное явление. Около летнего солнцеповорота в течение приблизительно сорока дней солнце никуда не заходит, но в течение этого времени непрерывно сияет над землей. Но месяцев через шесть (не меньше) после этого, около зимнего солнцеповорота, дней сорок солнце совсем не показывается над этим островом, и он погружен в непрерывную ночь. Это время живущие здесь люди проводят в полном унынии, так как они не имеют никакой возможности тогда сноситься друг с другом. Лично мне отправиться на этот остров, чтобы своими глазами увидать то, что мне рассказывали, хоть я и очень старался, никак не удалось».
Далее Прокопий подробно описывает образ жизни одного из племен, живущих в Туле, – скритифинов (другие авторы, например, Иордан, именуют их скререфеннами). В последней части древнего этнонима недвусмысленно прочитывается современное название народа – финны. Как и другие северные племена, древние тулейцы не носят обычной одежды и обуви, не пьют вина, не добывают себе никакого пропитания посредством возделывания земли. Они не пашут земли, мужчины и женщины заняты только охотой.
«Находящиеся там леса огромны, изобилуют дикими и другими животными, а равно и горы, которые поднимаются там. Скритифины питаются всегда мясом пойманных животных, а в шкуры одеваются, так как у них нет ни льна, ни приспособления, чтобы сучить нитки, но, связав звериными жилами кожи друг с другом, они таким образом закрывают все тело. И их младенцы вынянчиваются у них не так, как у остальных людей. Дети скритифинов выкармливаются не женским молоком, и сосут они не материнскую грудь, но выкармливаются только мозгом пойманных животных. Как только женщина родит, она заворачивает новорожденного в шкуру животного, тотчас же привешивает ее к какомунибудь дереву, кладет ему в рот мозг, а сама тотчас же отправляется с мужем на обычную охоту. Они все делают вместе и на это занятие охотой ходят вместе. Таков образ жизни этих варваров.
Но другие жители Фулы, можно сказать, все, не очень отличаются от остальных людей: они поклоняются многим богам и демонам (гениям), живущим на небе и в воздухе, на земле и в море, и некоторым другим мелким божествам, считающимся, что они находятся в водах источников и рек. Они непрерывно приносят всякие жертвы, приносят жертвы мертвым и героям. Из жертв они считают самой прекраснейшей принесение в жертву человека, который был их первым военнопленным».
Кровавый обычай человеческих жертвоприношений долгое время сохранялся по всему миру, особенно у народов, не затронутых цивилизацией. Так, вплоть до испано-португальских завоеваний и последующей англофранцузской колонизации он практиковался среди индейцев обеих Америк. В далеком прошлом, в эпоху глобальных геофизических и климатических катаклизмов, прапредки индейцев мигрировали из Туле на юг, заняв и освоив постепенно, в течение многих веков и тысячелетий, обширные территории Северной, Центральной и Южной Америки.
В любом случае интерес к Туле долго оставался чисто академическим. Об этом острове спорили монахи, географы, ученые, но искать его не спешили – просто не было нужды. Переселяться куда-то далеко на север в суровый климат люди не желали, и особых причин искать загадочный остров не нашлось. Однако примерно с IX века интерес к далекой земле подстегнули викинги. Суровые северные воители грабили европейские страны – их драккары достигали даже Средиземного моря. И некоторые задумались, а не с Туле ли эти жестокие воины? Или, возможно, остров тоже стал жертвой их набегов?
Кстати, первый исландский историк Ари Торгильссон, он же Ари Мудрый, в XII веке утверждал, что история Туле связана с варягами: по его словам, в Исландии когда-то жили христиане из Ирландии, но пришли викинги и прогнали их, возможно, на Туле. А вот другие современники Ари отождествляли Исландию с Туле, как это сделали Адам Бременский в «Деяниях архиепископов гамбургской церкви» в конце XI века. Он писал, что день на острове длится 6 месяцев, а ныне он носит другое имя – Исланд, из-за окружающих его льдов.
Интересно, что Адам уже не считал Туле крайней точкой Ойкумены, а утверждал, что дальше есть и другие земли – возможно, речь шла о Гренландии или Северной Америке. Зато он пересказал легенду о том, что на север от Туле можно плыть день, а потом придется повернуть назад. Но объяснял это несколько по-другому: «Из-за туманных пределов угасающего мира и исполинской бездны». Якобы именно такую картину увидел ходивший в тех краях на своем драккаре король Харальд Прекрасноволосый.
Кстати, «История Норвегии», написанная в XII веке неизвестным автором, тоже отождествляет Исландию с Туле и говорит про заселение этой земли в годы правления все того же Харальда (872 – 930 годы). Но тут книга явно противоречит рассказам Пифея, согласно которому на острове люди жили еще в IV веке до н.э. Хотя не исключено, что они потом вымерли или были убиты викингами. Еще один источник, который намекает на связь Туле и Исландии – «История о древних королях Норвегии» XII века. Впрочем, его автор Теодорик пишет, что «не поддерживает и не опровергает эту гипотезу».
Постепенно и другие хронисты вслед за Теодориком начали сомневаться в тождестве двух островов. Так, Гиральд Камбрийский писал, что ни одна из известных ему территорий на Туле не похожа. И либо древнего острова уже нет, либо он находится где-то в северном океане. А вот на средневековых картах встречались самые разные варианты. Одни картографы подписывали Исландию как Туле, другие же рисовали два клочка земли. Был и «самый хитрый» третий способ: указывалось, что этот остров лежит за пределами разведанного мира.
Порой Туле даже раздваивался. Тут виновата легенда о райском острове Тилосе, который один из сподвижников Александра Македонского нашел в Персидском заливе (видимо, речь шла о Бахрейне). Некоторые географы перемещали его на север, хотя Тилос (в отличие от Туле) – земля с теплым климатом, поросшая вечнозелеными деревьями. Этой точки зрения придерживался, например, знаменитый философ Роджер Бэкон. Впрочем, от Туле в его описании осталось разве что расположение у полярного круга. Зато у Бэкона Туле – райский уголок, где люди живут вечно и никогда не умирают.
Встречались и другие фантастические рассказы о таинственной северной стране. В частности, византиец Евстафий Солунский писал, что жители Туле воевали с какими-то карликами, рост которых составлял всего 20 пальцев. Много позже американский ученый Чарльз Энтон заявил, что это может быть правдой: мол, остров был беден и долго изолирован от цивилизации, из-за чего люди и животные на нем измельчали. Специалисты даже придумали название этому феномену – «островная карликовость». Но карлики существовали только до тех пор, пока не сталкивались с завоевателями извне, которые полностью уничтожали их племена.
Шли века, эпоха викингов забылась – началось время Великих географических открытий. Интерес к Туле стал угасать. Во-первых, потому что обнаружить остров не удалось. Во-вторых, мореходов все больше интересовали несметные богатства новых земель – а большинство описаний Туле доходов не сулило, зато обещало кучу проблем. И об острове упоминали все реже.
Лишь в начале XX века история про далекие северные земли вновь заинтересовала людей. Виноваты в этом были немцы, организовавшие оккультное «Общество Туле». После того как Германия проиграла Первую мировую, подобные организации там стали весьма популярны. Что неудивительно – людям в разоренной стране, стоящей на грани гражданской войны, хотелось верить в чудо, вмешательство высших сил и особую судьбу своей нации. «Общество Туле» и ему подобные давали надежду на то, что скоро все наладится – ведь у немецкого народа не только великое будущее, но и великое прошлое.
Основатели организации заявляли, что Туле – это не просто один из тысячи островов. Именно туда якобы переселились жители Атлантиды после гибели их родины. Обитателей мифического Туле быстренько объявили высшей расой – «истинными арийцами», от которых происходят современные немцы. Да и вообще вся идеология «Общества Туле» была пропитана расистским духом. Ее члены перед вступлением подписывали документ о том, что в их жилах не течет «дурная кровь», после чего ходили, задирая носы, и считали себя «расой господ». Некоторые даже верили, что смогут покорить мир с помощью древней магии и тайных знаний.
Кстати, сходство воззрений общества с расистской идеологией гитлеровской партии – не совпадение. Многие видные нацисты вышли именно из «Общества Туле», да и сама партия получала от него деньги. А позже идеи этой организации подхватила ее наследница – «Аненербе», «Немецкое общество по изучению древних сил и мистики».
Сторонники концепции Туле как родины арийцев сделали еще немало заявлений. Например, что христианство – лишь слабый отголосок всей суммы верований и знаний потомков атлантов. Или что жители Туле придумали руны, научили людей читать и писать и подарили им разнообразные технологии. А кое-кто заявлял, что и само «Общество Туле» овладело частью древних знаний. Будто бы именно его основатели научили Гитлера ораторскому искусству. Хотя верится в это с трудом. Да, его выступления порой завораживали аудиторию, но исследователи считают, что ничего магического в этом нет – просто предводитель нацистов умел предугадывать, что люди хотят от него услышать.
Но самое интересное, что легенды об «арийском Туле» не исчезли и после победы над нацизмом. С полвека назад о них вспомнили снова. Некоторые по сей день верят, что жители Туле – потомки инопланетян, которые когда-нибудь вернутся и будут править планетой. Но всерьез такие сказки не воспринимаются уже давно.
В любом случае, на вопрос, где же действительно находится остров Туле, ответить непросто. Достоверных данных о нем так и нет, зато версий множество. Одной из них – про Исландию – придерживались многие древние и средневековые ученые. В конце концов, на шотландском языке эта северная страна называется «остров Тиле». Но вряд ли эта версия верна: люди обосновались в Исландии только через сотни лет после смерти Пифея. А ведь у него Туле – бедный, но населенный остров.
Впрочем, это далеко не единственная теория. Например, некоторые исследователи считают, что Пифей побывал на Шетландских островах. Правда, до них можно доплыть гораздо быстрее, чем описывал греческий путешественник, но ведь корабль мог менять курс и заходить в какие-то порты? Вот Пифею и показалось, будто Туле находится далеко от Британии.
Еще один вариант – массилиец посетил земли нынешней Норвегии где-то в районе Тронхейма, то есть чуть южнее центра страны – летние ночи здесь и правда коротки. Но и у этой версии имеются критики. Чаще всего они говорят, что климат Туле по описаниям грека слишком мягок для Тронхейма. Правда, климатические условия на всей Земле постоянно меняются, так что это слабое доказательство.
Но есть и более весомый аргумент: Скандинавия – это не остров, а полуостров, значит, Пифей вряд ли посетил именно ее. Но как раз здесь все просто: в прошлом люди часто считали некоторые острова полуостровами и наоборот. Массилиец вполне мог ошибиться – он же не обходил Туле по периметру. Или же заглянул на какой-то реальный остров у берегов Скандинавии, например на Смёлу.
Именно такой версии, к слову, придерживаются берлинские исследователи из Технического университета. Они утверждают, что смогли наложить современную систему координат на древние карты и в результате получилось, что Туле и Смёла – это одно и то же. Но тут многих смущает еще и тот факт, что древние корабли дошли от Британии до Скандинавии всего за 6 дней. Тем не менее, сторонников у варианта с Норвегией много, среди них был даже известнейший полярник Фритьоф Нансен. Хотя в нем, возможно, просто говорил патриотизм. Как и в эстонском писателе и президенте Леннарте Мери, который помещал Туле на остров Сааремаа – якобы потому, что в эстонском фольклоре это «место, где отдыхает солнце». А по одной из древних версий, именно так переводилось слово «Туле».
Еще одна интересная идея – поискать загадочную страну на одном из Фарерских островов. Во-первых, они находятся достаточно далеко от Великобритании, чтобы доплыть туда было непросто. Во-вторых, летние ночи на Фарерах длятся всего несколько часов. В-третьих, климат достаточно суров для избалованных теплом греков, да и сырости, о которой упоминалось в древних источниках, хватает. С этой теорией перекликается и версия, что легендарного острова больше нет. Он якобы ушел под воду, так же, как Атлантида или Лемурия.
Один из сторонников данной гипотезы, советский химик и атлантолог Николай Жиров, в своих исследованиях утверждал, что остров Туле находился там, где лежат банки Фарерской возвышенности. По словам Жирова, климат в древние времена в этом районе в прошлом был теплее. И это вполне возможно, если «путь северо-восточной ветви Гольфстрима был бы прегражден какой-то довольно обширной землей, отклонявшей все течение больше к северу, чем к востоку. Поэтому почти вся масса Гольфстрима более плотным потоком, чем ныне, устремилась бы на северо-восток, западнее Британских островов, по направлению между Исландией и Норвегией». А значит, люди могли бы спокойно выращивать хлеб и собирать пчелиный мед.
Но чтобы доказать или опровергнуть вариант Жирова, нужно серьезно исследовать морское дно к северу от Великобритании. К слову, тогда появится шанс обнаружить не только Туле, но и другие острова из британских мифов – Дунейар, Бусс, Бразил, остров Святого Брендана и прочая и прочая…
О навсегда сгинувших землях вроде Атлантиды упоминалось не только у древних греков, но и в относительно поздние времена. Например, на карте флотоводца Пири Реиса 1508 года указано, что между Исландией и Гренландией в середине XV века «сгорел остров». Кто знает, может, это и был тот самый Туле? Звучит фантастически, но порой легенды оказываются правдой. В конце концов, древнюю Трою тоже когда-то считали мифом. Но нашелся Шлиман, который усомнился в этом и подтвердил, что город реально существовал.
Возможно, у Туле тоже появится свой Шлиман, и случится это еще при нашей жизни. И тогда мы узнаем еще немного о древней истории, про которую сегодня известно непростительно мало.
А пока о загадочной северной стране нам будут напоминать наука и искусство. Например, стихотворение Гете «Король жил в Фуле дальней». Или отрывок из незаконченного романа Владимира Набокова, который так и называется – UltimaThule. Или химический элемент тулий и астероид Туле.
Встретить упоминания о затерянном северном острове можно в самых разных источниках – в книгах, фильмах, комиксах, компьютерных играх, музыке… Даже в географии – знаменитый моряк капитан Кук когда-то дал имя Туле одному из Южных Сандвичевых островов. В общем, если это и легенда, то легенда красивая, которая давно живет собственной жизнью.
|