Еще в те невообразимо древние времена, когда мир не слышал ни проповеди Моисея, ни слов Будды, не говоря уж о Мухаммеде, мудрые люди Ближнего Востока знали о существовании джиннов. С джиннами так или иначе сталкивались почти все народы этого вдоль и поперек завоеванного региона: ассирийцы и вавилоняне, евреи и персы, ну, и арабы, конечно. Слыхали о них и в удаленных землях: Египте, Индии, европейском Средиземноморье.
По-видимому, первыми повидали джиннов все-таки семитские народы; но какие именно – ассирийцы ли, евреи или вавилоняне, остается неизвестным. Некоторые, впрочем, приписывают эту честь индийцам; впрочем, среди древних открытий немного найдется таких, которые хоть кто-нибудь не приписал бы индийской цивилизации.
В древнейших источниках джинны – порождения ночи, духи, что исчезают с первыми лучами солнца. Впрочем, поначалу такое поведение было свойственно многим разновидностям сверхъестественных существ – от привидений до домовых. По другим версиям, это духи умерших много веков назад.
Большинство джиннов умеют становиться невидимыми, превращаться в животных, насылать болезни – и вселяться в человека. Отметим последнее свойство особо оно, как показала дальнейшая история, всего важней.
Древние джинны плохо умели вселяться; обычно между ними и «носителем» возникал серьезный конфликт. Итогом неудавшегося симбиоза было помешательство или, по меньшей мере, лунатизм.
Со временем джинны научились подселяться в людей менее травматично, а иногда даже и с пользой для последних. Поэтому если человек вдруг выдавал что-то необычно умное – его тоже подозревали в одержимости.
Нечто подобное заметили и на Западе: так, например, по мнению римлян, духи (латинское genius – «гении») время от времени вселяются в людей и подсказывают им что-нибудь этакое. Да и слово «вдохновение», кстати, происходит от той же идеи. Греки полагали, что такое проделывают главным образом боги; впрочем, боги у греков, помимо главных, бывали средние, мелкие и микроскопические, так что разница, по правде говоря, невелика.
Слова «гений» и «джинн» сильно похожи, и многие полагают их родственными. Звук «дж» в арабском передается буквой «джим», в иврите она же — «гимель», и потому то, что по-арабски звучит как «дж», в других языках нередко звучит как «г»: сравните, например, «Гавриил» и «Джабраил». Так что джиннов и всю их многочисленную родню с полным правом можно называть и гениями. Только надо помнить, что гении посещают людей не всегда затем, чтобы подсказать что-то умное, бывает и совсем наоборот...
Итак, джинны – вовсе не уникальное достояние арабов. Персидские дэвы, индийские пери, латинские гении – все это более-менее одно и то же. И даже сомнительно, что арабы первыми открыли, что живут рядом с этими удивительными существами. Однако именно арабы в конце концов отвели им определенное место в структуре мироздания.
С течением времени большинство религий постепенно отказалось признавать за джиннами право на существование. Античное язычество ушло, иудаизм стал смотреть на джиннов искоса (хотя и не отрицал их наличия, но фактически смешал с демонами), христианство и вовсе отвергло.
Остались, однако же, зороастризм и индуизм; а затем возникло мусульманство. И в нем джиннам с самого начала была отведена особая роль.
Ислам признает три вида духов: ангелы, демоны и джинны. Согласно Мухаммеду, джинны – живые существа, созданные Аллахом из огня; вот оно – то самое «элементальное» происхождение, которое сейчас стало общепринятой версией.
Для сотворения джиннов использовался особый «тонкий огонь» – огонь, что не источается в дым. Есть версии, что это даже не совсем огонь; кое-где упоминаются джинны бури, морского прилива и даже тени (то есть, де факто, стихий воздуха, воды и смерти: арабы часто выделяли не четыре, а пять или шесть стихий). А вот джиннов земли, по общему признанию, не существует; тому есть весьма серьезное основание. Из глины, как известно, сотворен Адам: дети земли – люди, не джинны.
Изначально все джинны склонились ко злу; однако же после проповеди Мухаммеда (обращенной не только к людям) часть джиннов приняла ислам. Их стали называть добрыми джиннами либо джиннами-мусульманами, в отличие от не принявших Мухаммеда злых джиннов. Иные же склонились еще глубже ко злу, сознательно отвергнув добро; их именуют шайтанами.
Это значит, что джинны, согласно исламу, могут выбирать свой путь – как и люди. Иблис – мусульманский аналог Сатаны – изначально был именно джинном, а не ангелом или демоном.
Мухаммед был не первым, кому удалось «приручить» джиннов. За много веков до него джиннов поставил к себе на службу Соломон (Сулейман); однако он не столько склонил каверзных духов к сотрудничеству добрым словом, сколько принудил их своей знаменитой печатью.
С тех пор стало хорошо известно: джинна можно вызвать и заставить служить. Многие пытались сделать это – некоторые, по слухам, успешно. Накопилось огромное количество ритуалов, служащих для этой цели; что и неудивительно: ведь вызывать демона – значит рисковать своей душой, а с гением, глядишь, и обойдется.
Сходную роль играют джинны в зороастризме. Там их, правда, называют дэвами или дивами, но принцип тот же. Большинство дэвов злокозненно, но встречаются и замечательно добродетельные экземпляры.
В Индии джинны (в основном женского пола) известны еще как пери. У персов же пери – это низшие по сравнению с дэвами существа, падшие ангелы, которые, однако, не осмеливаются на бунт против бога; злые дэвы преследуют их за такое «малодушие».
В Коране написано, что они вели себя аморально, из-за них начинались войны и бесчестия. Однако Аллах дал своему творению выбор – остаться на стороне тьмы или же предпочесть путь праведника. В результате мистическая «каста» разделилась на отступников и истинных мусульман.
В связи с этим стоит упомянуть Иблиса, который приравнивается к Сатане, хотя изначально был выбран для жизни на небесах. Упиваясь собственной властью, он ослушался божьего приказа. В итоге Иблиса изгнали с небес. С тех пор, проклятый Аллахом, он пытается все больше людей переманить на темную сторону.
Такие яркие мифологические персонажи были популяризированы в фольклоре мусульманских стран. Современное понятие джиннов фактически сложилось в XIII веке. Существовала и женская форма – джинири.
В исламе им уделялось мало внимания. В художественной литературе прослеживаются сюжеты о жизнях этих созданий, несметных сокровищах, ими охраняемых, и об их чудесах. В арабском фольклоре это едва ли не самый популярный персонаж, который изображался злодеем.
В сборнике «Тысяча и одна ночь» духи выступают вестниками бедствий, виновниками смертей и болезней. Женщины-джинны часто совращают мужчин, сбивая их с праведного пути.
С историей героев связывают мусульманский мистицизм, согласно которому предполагается возможность подчинить себе этих существ. Даже сегодня распространена литература, в которой встречаются руководства по покорению духов. Такая магия и колдовство резко осуждаются исламом.
В разных странах сказочные герои приобрели уникальные особенности. В Палестине верят, что они способны принимать любую форму – как неодушевленных объектов, так и живых существ. В азербайджанских мифах отмечают любовь к верховой езде. В Индии аналогами стали пери – несмелые и малодушные падшие ангелы женского рода.
В римской мифологии более известны как даймоны. В России и других христианских странах есть схожие персонажи – демоны и бесы. Главное отличие между ними заключается в том, что последние причисляются к злу. У джиннов же есть выбор перейти на любую сторону, в том числе на светлую.
В первоисточнике, арабской мифологии, выделяют 4 вида духов: гуль, марид, сила и ифрит. Гуль – женщина-джинн, которая питается мертвечиной, поэтому чаще проводит время на кладбище.
Сила – слабые существа, не умеют менять внешний облик. Также живо поверье, что удар деревянной палкой сразу уничтожает это создание.
Марид – наиболее разумные в группе, поэтому считаются монархами – справедливыми и рациональными. Ифриты – самые могущественные, а потому опасные. Если в сказках речь идет о злых духах, жаждущих навредить человеку, скорее всего подразумеваются ифриты.
В мусульманстве эти существа похожи на людей: ощущают потребности в пище, заключают браки, рождают потомство и вовсе не бессмертны. Конечно, продолжительность жизни персонажа много больше, но закончиться она может внезапно. Удивительно, но если мистический герой выберет праведный путь, он вправе претендовать на Рай после смерти.
Создание способно появиться в облике чего угодно: человека, собаки, дерева. Стремление к физическому воплощению вызывается как желанием нанести вред, так и приступом сильных эмоций. Например, джинн может влюбиться в женщину и проникнуть в тело мужчины, чтобы добиться ее.
Злых духов, которые пытаются завладеть телом и душой праведника, называют шайтанами. Они дают обещание исполнять желания человека, склоняют к колдовству и другим грехам, в итоге забирая у него самое ценное.
Каждый мусульманин должен чаще читать Коран, чтобы злая сущность не подступилась к нему. Изгнание уже проникшего в тело вредителя проводится специальным ритуалом с использованием имени Аллаха. Но лечение становится опасным, поскольку дух неохотно покидает завоеванную душу.
Социальная организация мифологических персонажей напоминает устройство жизни человека. Они заводят семьи, выбирают царей, придерживаются установленных правил.
Фактически, джинны это целый народ, живущий бок о бок с людьми, со своей культурой, обычаями и верованиями, хоть и очень похожими на людские.
Вот что пишет о них Эдвард Лейн – историк-арабист и переводчик сказок 1001 ночи: "По преданию, джинны были созданы за несколько тысяч лет до появления Адама. Согласно хадисам, эти существа подразделяются на пять категорий или классов, а именно джаннов (которые наименее могущественны), джиннов, шайтанов (или дьяволов), ифритов и маридов. Надо сказать, что последние существа наиболее могущественны. Надо, однако, заметить, что названия джинн и джанн, в целом, употребляются для обозначения без разбора существ (включая другие, вышеупомянутые виды), добрые они или злые, и что первое название более распространено, что шайтан широко используется для обозначения любого злого джинна. Ифрит представляет собой могущественного злого джинна; марид – злой джинн наиболее могущественной категории. Джиннов (главным образом, злых) персы зовут дивами. Наиболее могущественные злые джинны, нарахс (что означает мужское начало, хотя эти джинны бывают как мужского, так и женского рода). Доброго джинна персы называют пери, хотя это понятие обычно употребляется для обозначения женского рода."
По поводу происхождения этих созданий единого мнения, как не трудно догадаться, тоже не существует. Если верить одним источникам, то они были созданы из бездымного огня, если другим – то джиннов Аллах создал из пламени, а шайтанов из его дыма. По-видимому, из-за такого эфемерного происхождения, джинны обретают разные формы по своему желанию и легко становятся невидимыми.
Часто говорят о том что джинны разделяются на земельные, морские и воздушные существа и в зависимости от этого принимают свой облик. Все они могут по желанию мгновенно перемещаться на огромные расстояния, проходить сквозь стены, уменьшаться, увеличиваться, растягиваться и распадаться на маленькие частицы, тут же собираясь вновь.
Больше всего джиннов живет в горах Каф, которые, как полагают, окружают весь мир. Но, как уже говорилось, встретить их можно практически везде – они обитают и прячутся в бассейнах, колодцах, печках, развалинах домов, а также на рынках, в местах пересечения дорог, в море и реках. Поэтому арабы, когда проливают воду на землю или входят в бассейн, опускают ведро в колодец и в ряде других случаев восклицают: "Достур!" или "Достур йа мубаракин!" "Разрешение!" или "Разрешение, о благословенный!".
Также, существует поверье, что завбаа, вихрь, который поднимает столб песка или пыли огромной высоты и который часто наблюдается в пустынях и степях, вызывается летящим злым джинном. Для защиты от джинна, "скачущего в вихре", арабы часто восклицают: "Хадид! Хадид!" "Железо, железо") или "Хадид! Йа машум!" ("Железо! Ты – в беде!"). Ведь они полагают, что джинн очень боится этого металла. Арабы восклицают также: "Аллах Акбар!" ("Аллах велик!")
Как уже упоминалось, жизненный уклад джиннов сильно напоминает человеческий. До войны с ангелами, они даже строили собственные города, в которых жили подобно людям, но после поражения были изгнаны в горы и на острова. Джиннам не чужды и совершенно человеческие радости – вкусно поесть, выпить и вволю поразмножаться. Последней из этих радостей они совсем не гнушаются предаваться с людьми – появляющееся потомство от таких союзов наследует свойства обоих родителей.
Из-за того что джинны могущественны, могут предвидеть грядущее и обладают разными чудесными способностями, многие люди не прочь подчинить джиннов себе, или хотя бы выпросить у них какую-нибудь услугу. Добиться этого можно посредством заклинаний и талисманов, самые известные из которых связаны с именем Сулеймана ибн Дауда (Соломона сына Давида) – он настолько прославился среди джиннов, что его именем называли всех царей, правивших этим народом.
Нельзя не упомянуть существ, относящихся к низшему разряду джиннов. Позволим себе снова процитировать Эдварда Лейна: Одно из них – гуль, которого общепринято считать одним из видов шайтана или злого джинна, поедающего людей. Это существо также описывается некоторыми авторами как джинн-чародей, приобретающий разные формы. Как утверждают, джинны появляются в обликах человеческих существ, различных животных и чудовищ. Они обитают на кладбищах и других отгороженных местах, питаясь мертвечиной, убивая и поедая людей, по несчастью оказавшихся у них на пути. Вот почему понятие «гуль» употребляется в отношении любых каннибалов. По описанию знаменитого автора, гуль демоническое животное, ведущее одиночное существование в пустынях. Оно напоминает человека и зверя, являясь по ночам в уединенных местах одинокому путешественнику. Воспринимаемое путешественником как потенциальный спутник, это существо увлекает его в сторону от необходимого пути.
Силя, или сала, – другое демоническое существо, характеризуемое большинством авторов как джинн. Утверждают, что оно обитает главным образом в лесах. Когда силя захватывает в полон человека, она заставляет его плясать, играет с ним, как кошка с мышью. Один житель Исфагана утверждал, что в его краю таких тварей очень много. Однажды на одну из них охотился ночью волк. Когда он ее поймал, силя закричала: На помощь! Волк хочет меня съесть! – потом добавила: – Кто поможет мне освободиться? У меня сто динаров, я их отдам освободителю!» Но люди, зная о том, что кричит силя, не помогли ей, и волк ее сожрал.
Один остров в море Ас-Син (Китай) называется арабскими географами «островом силя», поскольку он заселен демонами этого рода. Они описываются как существа отврати¬тельных обликов, шайтаны по сути. Их представляют как потомство людей и джиннов, питающихся человечиной.
Гаддар, или гаррар, – другое существо подобного рода, обнаруживающееся, по описаниям, на границах с Йеменом, а иногда в Тихаме и Верхнем Египте. Говорят, что оно заманивает к себе людей и либо мучает их самым жестоким образом, либо просто пугает и отпускает их. Далхан также является демоническим существом, обитающим на островах в море. Он ездит верхом на страусе в облике человека. Питается плотью утопленников, которых море выносит на берег после кораблекрушений. Говорят, что однажды далхан в море напал на корабль, стремясь завладеть экипажем, но получил отпор. Тогда он издал крик, заставивший матросов упасть лицом ниц. После этого демон смог их одолеть.
Наснас, по описаниям, напоминает половину человека. У него полголовы, полтела, одна рука и одна нога, на которой он скачет с большим про ворством. Он обитает в лесах Йемена и наделен способностью говорить. Говорят, что его видели в Хадрамауте, а также в Йемене, а одного из таких демонов привезли живым к аль-мутаваккилю (наместнику). Демон напоминал человека, но имел пол-лица на груди и хвост, как у овцы. Автор добавляет, что жители Хадрамаута едят таких демонов, и их мясо очень вкусно."
Далеким заблуждением заблуждается тот, кто полагает, будто бы джинны – бесплотные существа. У них есть тело и определенный облик; правда, облик этот они могут менять по желанию (особенно они любят превращаться в змей), но иногда все же вынуждены принимать естественный вид.
Видом они в целом человекоподобны, но, как правило, обладают копытами, иногда рогами и хвостами. Естественного цвета кожи у них нет – они могут перекрашиваться мгновенно. Глаза светятся оранжевым или, реже, синим светом. Ростом – примерно с человека; при необходимости увеличиваются до размера башни или даже небольшой горы, либо, напротив, уменьшаются до размера горошины.
Однако джинны предпочитают являться человеку в гигантском обличье (если только не намерены заняться соблазнением). Согласитесь, если нависнуть над смертным и прогреметь что-нибудь внушительное с высоты хорошей пальмы – это как-то сразу настраивает беседу на нужный лад. Люди – такой склочный народ, вечно спорят, что-то доказывают... Лучше с самого начала показать им, кто здесь главный.
Из всего этого следует простой вывод: узнать джинна легче легкого... если он сам пожелает быть узнанным. А если он решит прикинуться человеком, или великаном, или даже безобидной (в сравнении с джинном) королевской коброй – то разоблачить его инкогнито будет очень непросто.
Дэвы Персии несколько более привязаны к своему природному облику. Он описан весьма подробно – например, в персидском эпосе «Шахнаме».
Дэв подобен огромному, очень волосатому человеку с синей, красной, снежно-белой или крапчатой кожей. Иногда все его тело, кроме лица, покрыто густым мехом. Кроме того, обычно присутствуют либо клыки, либо рога, либо звериное рыло или клюв, либо хвост – но почти всегда что-то одно из этого списка. В отличие от джиннов, которые привыкли одеваться по местной моде, многие дэвы ходят голыми, ограничиваясь украшениями – непременно золотыми.
Как существа из плоти (да, такой вот своеобразной), они нуждаются в пище и питье. Пьют примерно то же, что и люди (хотя некоторые предпочитают кровушку), а вот диета у них зачастую странная – вместо мяса едят кости.
Гении женятся и рождают детей. Джинны женского пола именуются джинниями. У гениев есть целая страна, именуемая Джиннистан; по утверждениям арабов, она располагается в горах Памира (персы же помещают ее на юге Каспийского моря и именуют Мазандераном – на современной карте Ирана вы можете найти провинцию с таким названием, она действительно существует).
Главная ее область – Земля Наслаждений, а столица – Город Самоцветов. По некоторым данным, Соломон заключал с Джиннистаном договор, а не принуждал отдельных джиннов к служению. Есть даже легенды, в которых Соломон в конце жизни ушел править Джиннистаном – и правит до сих пор, видимо, сам сделавшись гением.
С людьми джинны отлично скрещиваются; так, например, некоторые курдские вожди (проживавшие неподалеку от Джиннистана) вели свой род от джиннов и тем весьма гордились. Это рассказывают, в частности, о небезызвестном Саладине, друге и противнике Ричарда Львиное Сердце; эту легенду в подробностях пересказывает Вальтер Скотт в романе «Талисман».
Джинны умеют, однако, становиться бесплотными на время; ряд источников указывает на то, что они всякий раз развоплощаются, чтобы... лечь спать. И спят, соответственно, не в кровати, а в каком-нибудь маленьком, на первый взгляд неподходящем предмете: вазе, перстне... ну, или в лампе. К этой своей «постели» они привязаны накрепко – потому-то джинн и вынужден был слушаться Аладдина.
(Другие, впрочем, объясняют эту историю иначе: дескать, со времен Соломона джиннов и людей связывает множество законов и договоров, которые люди давно забыли, а вот джинны не могут не помнить, потому что они впечатаны в их сущность. И эта самая лампа – древний сигнал о необходимости служить; что-то вроде упомянутой у Толкина красной стрелы, по получении которой король Рохана должен был немедленно отправляться с войском на помощь Гондору.)
Во сне джинн сохраняет полную ясность мысли, отдыхает лишь его тело. Вот почему ифрит из истории о рыбаке, будучи заточен Сулейманом ибн Даудом на много столетий, не мог забыться в кувшине – и ему оставалось лишь копить злобу на весь свет.
На что способны джинны помимо превращений? Тут авторы очень и очень расходятся в своих утверждениях.
Однако едва ли можно утверждать, что они так-таки способны исполнить действительно любе желание. Если джинн почему-либо принужден служить, он в состоянии сделать для своего хозяина очень многое – однако волшебной бородой старика Хоттабыча среднестатистический гений точно не обладает. Быть может – самые могущественные из них, да и то вряд ли.
Зато у него есть способности, которые на взгляд непросвещенного мало чем отличаются от всемогущества. Так, например, джинн может создать видение – и сделать его истиной. Правда, только на некоторое время. В европейской магической науке это бы назвали материализацией иллюзий.
Джинн может путешествовать с уму непостижимой скоростью, превращать одно существо в другое, делать из металлов золото (осторожно! Золото джинна, как и золото ирландского лепрекона, имеет обыкновение со временем становиться свинцом или медью!), порой – читать мысли или видеть прошлое.
Некоторые авторы утверждают, будто джинн может-таки исполнить желание – но только одно, и притом не свое. Кроме того, джинну очень неприятно исполнять такие желания, а потому он старается по возможности напакостить тому, кто его загадывает.
|