Magnus Fragor

Главная » Статьи » Загадки Вселенной

Наги – люди-змеи

Культ змеи в Индии насчитывает более пяти тысяч лет. Его корни уходят в глубинные пласты доарийской культуры. Например, сказания Кашмира повествуют о том, как рептилии властвовали над долиной, когда она ещё представляла собой бескрайнее болото.

С распространением буддизма мифы стали приписывать змее спасение Будды, а произошло это спасение на берегу реки Наиранджаны под старой смоковницей. Чтобы помешать Будде достичь просветления, демон Мара устроил страшную бурю. Но огромная кобра расстроила козни демона. Она семь раз обвила тело Будды и защитила его от дождя и ветра.

Согласно древним космогоническим представлениям индусов, опорой Вселенной служат многочисленные головы змея Шеши, лежащего на водах Мирового океана, а на ложе из его колец отдыхает хранитель жизни Вишну. В конце каждого космического дня, равного 2160 миллионам земных лет, огнедышащие пасти Шеши уничтожают миры, а творец Брахма затем отстраивает их заново.

Другого могущественного змея, семиголового Васуки, грозный разрушитель Шива постоянно носит на себе в качестве священного шнура. С помощью Васуки боги добывали напиток бессмертия, амриту, пахтая, то есть сбивая океан: небожители использовали змея как канат для вращения гигантской мутовки – горы Мандара.

Шеша и Васуки – признанные цари нагов. Так называются в мифах полубожественные существа со змеиными туловищами и одной или несколькими человеческими головами. Обитают наги в подземном царстве – в Патале. Его столица – Бхогавати – обнесена стеной из драгоценных камней и пользуется славой самого богатого города в четырнадцати мирах, составляющих, по легенде, основу мироздания.

Наги, по мифам, владеют тайнами магии и колдовства, способны оживлять мёртвых и изменять свой облик. Их женщины отличаются особенной красотой и нередко выходят замуж за земных правителей и мудрецов. Именно от нагов, по преданиям, ведут начало многие династии махараджей. Среди них – цари Паллавы, правители Кашмира, Манипура и других княжеств. Воины, геройски павшие на полях сражений, оказываются также на попечении нагинь.

Царица нагов Манаса, сестра Васуки, считается надёжной защитницей от змеиных укусов. В её честь в Бенгалии устраивают многолюдные празднества.

И вместе с тем, говорится в легенде, пятиголовый наг Калия однажды не на шутку прогневал богов. Его яд оказался настолько сильным, что отравил воду большого озера. Даже птицы, пролетавшие над этим озером, падали замертво. Кроме того, коварный змей похищал у местных пастухов коров и пожирал их. Тогда на помощь людям пришёл знаменитый Кришна – восьмое земное воплощение верховного бога Вишну. Он взобрался на дерево кадамба и прыгнул в воду. Калия тотчас бросился на него и обвил своими могучими кольцами. Но Кришна, освободившись из объятий змея, превратился в великана и прогнал злого нага к океану.

О змеях в Индии сложено бесчисленное количество легенд и сказаний, но с ними связывают и самые неожиданные приметы. Считается, что змея олицетворяет вечное движение, выступает воплощением души предка и хранительницей дома. Вот почему знак змеи индусы наносят по обе стороны входной двери. С той же охранительной целью крестьяне южноиндийского штата Керала содержат во дворах небольшие серпентарии, где живут священные кобры. Если семья переезжает на новое место, то непременно забирает с собой и всех змей. В свою очередь те каким-то чутьём отличают хозяев и никогда их не кусают.

Преднамеренное или случайное убийство змеи – тягчайший грех. На юге страны над убитой змеёй брахман произносит мантры (в индуизме так называют молитвенные формулы и заклинания). Её тело накрывают шёлковой тканью, расшитой ритуальным узором, кладут на поленья сандалового дерева и сжигают на погребальном костре.

Неспособность женщины родить ребёнка объясняют обидой, которую женщина нанесла рептилии в этом или одном из предшествующих рождений. Чтобы заслужить прощение змеи, тамильские женщины молятся её каменному изображению. Неподалёку от Ченнаи, в местечке Раджахманди, некогда находился полуразрушенный термитник, где жила старая кобра. Иногда она выползала из логова погреться на солнышке и отведать принесённые ей яйца, кусочки мяса и рисовые шарики. 

К одинокому холмику толпами приходили страждущие женщины (было то в конце XIX – начале ХХ века). Долгие часы просиживали они возле термитника в надежде лицезреть священное животное. Если им это удавалось, они возвращались домой счастливые, уверенные, что их мольба наконец услышана и боги даруют им ребёнка. Вместе со взрослыми женщинами к заветному термитнику шли и совсем маленькие девочки, заблаговременно молившиеся о счастливом материнстве.

Благоприятной приметой считается находка змеиного выползка – старой шкурки, сброшенной пресмыкающимся во время линьки. Обладатель заветной шкурки непременно кладёт её кусочек в свой кошелёк, полагая, что она принесёт ему богатство. По приметам, кобра хранит драгоценные камни в капюшоне.

Бытует поверье, будто змеи иногда влюбляются в красивых девушек и тайно вступают с ними в любовную связь. После этого змея принимается ревностно следить за возлюбленной и преследовать её во время купания, приёма пищи и в других делах, а в конце концов и девушка и змея начинают страдать, чахнуть и скоро умирают.

В одной из священных книг индуизма «Атхарваведа» змеи упоминаются среди животных, владеющих секретами лечебных трав. Им известно и как излечить от змеиных укусов, но они тщательно оберегают эти секреты и открывают их лишь суровым аскетам.

На пятый день новой луны месяца шраван (июль-август) в Индии торжественно отмечают праздник змей – нагапанчами. В этот день никто не работает. Праздновать начинают с первыми лучами солнца. Над главным входом в дом индусы наклеивают изображения рептилий и совершают пуджу – основную форму почитания богов в индуизме. На центральной площади собирается много людей. Гремят трубы и барабаны. 

Шествие направляется к храму, где совершается ритуальное омовение. Затем пойманных накануне змей выпускают на улицу и во дворы. Их приветствуют, осыпают лепестками цветов, щедро одаривают деньгами и благодарят за спасённый от грызунов урожай. Люди молятся восьми главным нагам и угощают живых змей молоком, топлёным маслом, мёдом, куркумой (жёлтым имбирём) и поджаренным рисом. К их норам ставят цветы олеандра, жасмина и красного лотоса. Отправлением обрядов руководят брахманы.

С этим праздником связана одна старинная легенда. В ней рассказывается о брахмане, который отправился утром в поле, игнорируя день нагапанчами. Прокладывая борозду, он нечаянно раздавил детёнышей кобры. Обнаружив змеёнышей мёртвыми, змея-мать решила отомстить брахману. По следу крови, тянувшемуся за плугом, она отыскала жилище обидчика. Хозяин и его семья безмятежно спали. Кобра убила всех, кто был в доме, а потом вдруг вспомнила, что одна из дочерей брахмана недавно вышла замуж. Кобра поползла в соседнюю деревню. Там она увидела, что молодая женщина выполнила все приготовления к празднику нагапанчами и выставила для змей молоко, сладости и цветы. И тогда змея сменила гнев на милость. Почувствовав благоприятный момент, женщина упросила кобру воскресить отца и остальных родственников. Змея оказалась нагиней и охотно выполнила просьбу благонравной женщины.

Праздник змей продолжается до глубокой ночи. В самый разгар его не только заклинатели, но и индусы похрабрее берут пресмыкающихся в руки и даже набрасывают их себе на шею. Как ни удивительно, змеи в такой день почему-то не кусаются. По крайней мере, ни о чём подобном слышать не приходилось.

Время от времени в Индии можно услышать или прочитать об удивительных историях. Одна из таких произошла в деревне Иринчаям, которая находится недалеко от столицы южноиндийского штата Керала. Там живёт женщина по имени Омана. Змеи кусали её ровно двадцать раз – восемнадцать раз кобры и два раза гадюки. Впервые это случилось, когда четырнадцатилетняя Омана купалась в реке. Потом змеи атаковали женщину в доме, на дороге к рынку, на фабрике по обработке орехов кешью, где она работает, и даже в деревенском храме.

После последнего укуса несчастная обратилась к местному астрологу. Тот дал такое объяснение случившемуся: женщина в одной из прежних жизней стала причиной гибели змеиного царя. И перед тем как испустить дух, «высокопоставленный» змей проклял женщину. Он пообещал, что в следующей жизни бог смерти Яма приедет за ней на чёрном буйволе, когда двадцать одна змея отравит её кровь своим ядом. С тех пор Омана и её семья живут в постоянном страхе. Деревянные рамы окон ветхой хижины плотно закрыты. В помещении всегда горит лампа. Каждый вечер сыновья Оманы тщательно обследуют крышу дома, затыкают щели и раз в две недели вырубают кустарник вокруг двора.

Феномен Оманы привлёк внимание научных кругов. Так, профессор медицины из Тируванантапурама К. Шрикумари, например, опираясь на труды Фрейда, пишет: «Юной девушкой родители выдали Оману замуж за мужчину, который был на 25 лет старше её. После смерти мужа нереализованные сексуальные чувства женщины стали привлекать внимание рептилий: змеи символизируют секс, и Омана подсознательно ждёт встреч с ними». Как видим, мифология присутствует даже в словах врача.

Многие индийцы говорят, что ядовитых змей стало больше. Бесконтрольная вырубка лесов и замена их рисовыми полями привели к массовому распространению грызунов. Полчища крыс и мышей наводнили города и деревни. Вслед за грызунами устремились рептилии. В период муссонных дождей, когда потоки воды заливают их норы, гады находят убежище в жилищах людей. В это время года они становятся весьма агрессивными.

Обнаружив рептилию под кровлей своего дома, благочестивый индус никогда не поднимет на неё палку, а постарается уговорить с миром покинуть жилище или обратится за помощью к бродячим заклинателям змей. Пару лет назад их можно было встретить на каждой улице. В чалмах и с самодельными дудками, с большим резонатором из засушенной тыквы, они подолгу сидели над плетёными корзинами в ожидании туристов. В такт незамысловатой мелодии дрессированные змеи поднимали головы из корзин, грозно шипели и раскачивали капюшонами.

Ремесло заклинателя змей считается потомственным. В деревне Саперагаон (она находится в десяти километрах от города Лакхнау, столицы штата Уттар Прадеш) около пятисот жителей. В переводе с хинди «Саперагаон» означает «Деревня заклинателей змей». Этим ремеслом здесь занимается едва ли не всё взрослое мужское население.

Смертоносных тварей в Саперагаоне можно встретить буквально на каждом шагу. Например, молодая хозяйка поливает полы из медного кувшина, а двухметровая кобра, свернувшись в кольцо, лежит у её ног. В хижине пожилая женщина готовит ужин и с ворчанием вытряхивает из сари запутавшуюся гадюку. Деревенские дети, укладываясь спать, берут с собой в кровать кобру, предпочитая живых змей плюшевым мишкам и американской красавице Барби. В каждом дворе есть собственный серпентарий. В нём содержат четыре или пять змей нескольких видов.

Однако вступивший в силу новый Закон о защите дикой природы теперь запрещает содержать в неволе змей «с целью получения прибыли». И заклинатели змей вынуждены искать другую работу. Многие из них поступили на службу в фирмы, которые занимаются отлавливанием рептилий в населённых пунктах. Пойманных пресмыкающихся вывозят за городскую черту и выпускают в характерные для них зоны обитания.

Предания, мифы и верования – это одно. А между тем смертность от змеиного яда в Индии самая высокая в мире. Ежегодно, по официальной статистике, в стране от укусов змей страдает более четверти миллиона человек, из них 50 тысяч погибают – это в тридцать раз превышает число жертв тигров, леопардов, пантер и других хищных животных, вместе взятых. Печальный рекорд по числу летальных исходов удерживают штаты Западная Бенгалия, Гуджарат, Махараштра, Андхра Прадеш и Тамилнад. За последние восемь лет в Дели только зарегистрировано 220 случаев укусов людей ядовитыми змеями. Чаще всего это происходит во время муссонов в июле, августе и сентябре, когда вода выгоняет из нор пресмыкающихся. За медицинской помощью обращаются не только индийцы, но и иностранные туристы.

Против яда каждой из змей разработана соответствующая вакцина, но, к сожалению, не всегда своевременно её удаётся применить. К тому же из 230 видов змей, встречающихся в Индии, ядовиты 55, а такое число вариантов вакцины не носит с собой даже самый предусмотрительный житель Индии. Поэтому часто остаётся уповать только на милость богов, собственную осмотрительность да соблюдать предписания дхармы, то есть морали и религиозного долга, – ведь змеи, как верят в Индии, чаще кусают тех, кто нарушает традиции.

Таинственные Наги – одни из самых интригующих существ, с которыми мы встречаемся в индуистских мифах и легендах. Известные как люди-змеи, говорят, что они живут в двух великолепных подземных городах, известных как Патала и Бхогавати.

Наги играют важную роль в индуистской мифологии, но эти существа известны во всем мире под разными именами.

Древние легенды людей-змей можно найти во всех уголках мира. Присутствуют в разных частях земного шара – как «Наги» («змеи») в Индии, Амару из Южной Америки, Кецалькоатль («Пунцовые змеи») в Мексике, Джедхи («змеи») в Египте, «Драконы») в Китае или, возможно, «Адлеры» («змеи») в Британии – «Змеи Мудрости» были встречены коренными народами и поклонялись «Пророкам змей».

Легенды говорят, что эти замечательные, просвещенные существа, которые могли принять форму человека или рептилии по своему желанию, создали подземные города по всему миру.

Под руководством людей-змей были созданы многочисленные культы драконов, построены культовые сооружения, которые состояли из колоссальных пирамид, множества барельефов на змеиные мотивы и они правили Королями Драконов.

Патала и Бхогавати, подземные королевства Нагов хорошо скрыты и невозможно их найти.

Многие люди в Индии верят, что есть вход в подземные лабиринты в Колодце Шешны, в Бенаресе, ведущие к таинственному Патальскому царству.

По словам герпетолога и исследователя Шермана А. Минтона, как указано в его книге «Ядовитые рептилии», этот вход очень реальный, сорок шагов, которые спускаются в круговую шахту, заканчиваются у закрытой каменной двери, которая покрыта барельефом с изображением кобры.

В Тибете существует большая мистическая святыня, также называемая «Патала», которая стоит на древней пещере и туннельной системе, которая простирается по всему азиатскому континенту и, возможно, за его пределами.

Наги связаны с водой, и поэтому многие считают, что тайные входы в их подземные царства находятся на дне колодцев, глубоких озер и рек.

Древние мифы и легенды говорят, что Наги – очень продвинутый вид, который имеет доступ к невероятно сложным технологиям. Ведическая литература содержит множество описаний летательных аппаратов под названием «Вимана», которые летали не только по небу, но и в космос.

Многие источники говорят о 22 звездных экспериментах над созданием человечества на Земле. Эти 22 звездные расы адаптируют свою ДНК с человеческой, для создания своих гибридов. Вот откуда и появляются такие истории типа Нагов, которые не могли жить в своем теле в Земных условиях....

В индуистской и буддийской мифологии наги, наполовину люди, наполовину змеи, представляются сильными, хорошо сложенными полубогами. Они живут в подземном королевстве, изобилующем невероятными дворцами, украшенными драгоценными камнями. По другой версии родина нагов находится под водой.

Наги считались потенциально опасными и по своим способностям превосходили обычных людей. По преданиям, Брахма изгнал их в Подземный мир после того, как они слишком широко распространились на земле. Представление о нагах тесно связано с водой – реками, озерами, морями и родниками, иногда их преподносят как хранителей сокровищ.

В буддизме наги часто изображаются как стражи-охранники, эдакие боги низшего ранга. Женщины-наги традиционно прекрасны, поражают своей неземной красотой. Династия Манипур (северо-восточная Индия) по легенде происходит от брачного союза мужчины и женщины-наг. Это не фантастика, сказания говорят, что наги могли вступать в союз с людьми и давать потомство.

Очень часто наги изображаются в виде кобр с капюшонами. Количество головок может варьироваться от одной до семи или даже больше. В их человеческом облике многоголовый змеиный саван ниспадает над их головами. Нижняя часть их тела, ниже пупка, обвивается как змея, а над их головами поднимается капюшон кобры. Их часто можно увидеть в позе поклонения, как только один из главных богов или героев совершает чудодейственный поступок на их глазах. Таким образом, наги являются свидетелями какого-то великого подвига или чуда.

Наги очень могущественны, они испытывают страх только пред легендарной птицей Гарудой. Эти существа необычайно капризны, опасны, но в то же время очень щедры, за что их и уважают.

Более таинственными, отчужденными и агрессивными были представители диких племен нагов. Они жили в труднодоступных лесистых и болотистых районах. Им не нравились другие виды разумных существ, последние отзывались о них также. Обычно вокруг деревни нагов не было другого поселения для нескольких дней ходьбы. Хорошее добрососедство для нагов крайне нетипично.

Для такого настороженного и агрессивного поведения нагов вероятно были свои причины. Как уже говорилось ранее, наги в народе часто ассоциировались как хранители сокровищ. Иногда жаждущие добычи авантюристы нападали на деревню нагов под предлогом мести или справедливости, но на самом деле в корыстных целях.

Наги в основном охотники. Они хорошо знают свою местность, привычки животных, которые там обитают. Они любят использовать яды (в основном свои), но они также мастера ловушек.

Одной из уникальных особенностей нагов есть способность к превращению в людей или змей, хотя она и имеет свои ограничения. Женщины не могут превратиться в змей, если они беременны, и молодые наги не способны сознательно трансформироваться.

Способность менять форму приобретается в возрасте пяти или шести лет, но иногда, в результате шокирующего опыта, даже младшие наги могут инстинктивно трансформироваться. Наги должны сосредоточиться на поддержании формы змеи, поэтому, если они засыпают в этой форме или теряют сознание, начинается обратная трансформация.

Наги – символ мудрости. Очевидно, возникновение мифов и легенд о нагах уходит своими корнями в древние культы змей и связанные с ними праздники. Предполагают, что змей-наг был тотемом одного из могущественных древних племён, представителей которого называли нагами.

Наги – древний народ, родственный богам, гандхаравам, ракшасам, апсарам, супарнам и многим другим.

Их непосредственными прародителями принято считать мудреца Кашъяпу и жену его Кадру, которая просила дать ей возможность родить тысячу могучих детей. И через пятьсот лет у нее родились тысяча сыновей – могучих и мудрых волшебников-нагов, видом напоминающих громадных змей. А завистливая Вината, в пику своей сестре, попросила дать ей родить только двух сыновей, но чтоб таких, которые превзошли бы в славе своей всех детей Кадры. И родила она два яйца, но, прождав 500 лет и не дождавшись рождения детей, одно яйцо она разбила. Там был развившийся только наполовину ребенок, которого назвали Аруной.

Второй сын, который родился в Винаты, был Гаруда. Он и освободил свою мать, которая в результате проклятья старшего сына была служанкой у своей сестры Кадры. Для этого Гаруда, который по силе был равен богам (если не превосходил их), украл у богов божественную амриту и отнес его нагам. Однако, по предварительному сговору с Индрой, Гаруда потребовал, чтобы наги совершили омовение, прежде чем прикоснуться к сосуду с напитком бессмертия. Пока наги принимали ванны, Индра украл у них заветную бутылочку. Конечно, наги поняли, что их обманули. Но один из них увидел, что капли амриты покрывают траву куш на том месте, где стоял сосуд (видно, пробка разболталась). Наги оперативно слизали росу бессмертия, но… Трава куш (дарбха), как известно, имеет очень острые края. С тех пор у нагов раздвоенные языки, трава куш является чистой и священной, а Гаруда – заклятый враг всех змей.

Наги – волшебный народ мудрецов и красавцев оборотней, на огромных змеиных хвостах которых возносятся совершенные человеческие тела (иногда на одном змеином туловище несколько человеческих голов).

Строго говоря, выделяют несколько доминирующих форм, которые склонны принимать наги: 
1) "простой" змеи (кобры или водяного питона-удава);
2) человека (обычно очень красивого);
3) "медузоподобная форма" (человек с большим количеством змей, выходящие из головы и/или плеч);
4) русалкаподобная форма (верхняя половина человеческая, нижняя – змеиная);
5) огромная змея (может свободно заглотить слона);
6) многоглавые гигантские змеи (три, семь, девять голов – змеиных или человеческих – на одном теле);
7) дракономорфия (распространены в Таиланде и Малайзии).

Есть и нагини, собой нагие и прекрасные, влюбляющие в себя мужчин с первого взгляда. А человеческие женщины пленяются мужчинами-нагами, рождая нежных и пригожих младенцев с «водяной сутью». Ведь наги, кроме всего прочего, выступают и как духи вод – рек, озер, источников, фонтанов, прудов – пусть и мир их (Нагалока) составляет самый нижний ярус мира подземного (Паталы). 

Наги – богатый народ. Мир нагов – Нагалока – составляет самый нижний ярус подземного мира Паталы (собственно, и саму Нагалоку часто называют просто Патала). По своей красоте это место превосходит все в мире (даже Индра со своей блистательной Сваргой нервно курит в сторонке кальян).

Столица Паталы – Бхогавати выложена золотом, а посредине её высится сложенный из драгоценных камней дворец царя нагов Васуки. Поговаривают, что наги контролируют и клады, зарытые на поверхности, и драгоценные жилы в глубинах земли. Некоторые утверждают, что наги собирают драгоценные камни, которые люди роняют на землю. По мнению других, таким занятием наги брезгуют, так как у них у сами в головах по драгоценному камню.

Категория: Загадки Вселенной | Добавил: laf2304 (27.02.2021)
Просмотров: 189 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [285]
Природа [295]
Общество [299]
Технологии [284]
Загадки Вселенной [330]
Разное [245]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 3
Гостей: 2
Пользователей: 1
laf2304

Copyright ARA © 2025
uCoz