Нечистая сила – это собирательный образ всех духов - лесных, водных, подземных, которые могут проявлять себя как в злом, так и в добром аспекте. Их великое множество. К ним относятся домовой, леший, банник, кикимора, овинник, водяной, русалка, всевозможные змеи, черт, бес и т.п.
Нечистыми их стали называть в основном после распространения на Руси христианства. Ранее к этим духам относились как к таинственным, обладающим сверхъестественными силами существам, охраняющим определенное место. Их всегда можно было умилостивить, задобрить или договорится с ними. По своей сути они являлись воплощением природных сил окружающего мира: земли, воды, воздуха, леса.
Крестьяне любили помещать нечистых в места потенциально опасные: глубокие овраги и омуты, в дремучие леса и болотины, «селили» их также в запустелых строениях и домах, где случались трагичные события. С нечистой силой связывали и болезни. «Народные названия болезней свидетельствуют, что некоторые из них прежде прямо отождествлялись с нечистыми духами».
По народным поверьям, активность нечистых духов связана с определенным временем года. Существовал даже специальный месяцеслов, в котором описывалось, какие нечистые могут проявлять себя в тот или иной день (месяц) года. К примеру, лешие, водяные прячутся на зиму, и опасаться их в это время не стоит. Черти и бесы, наоборот, проявляют неуемную энергию, и на земле дуют холодные сильные ветры, поднимаются вьюги и ураганы. При наступлении трескучих морозов надо было остерегаться лихоманок и делать подношение Морозу, чтобы землю не выморозил и урожай будущий сберег.
В феврале оберегались от Коровьей Смерти – уродливой старухи с граблями в руках. Против нее в хлеву вешали лапти, обмазанные дегтем. В конце этого же месяца гнали и кумоху-лихорадку, выходившую вместе со своими двенадцатью сестрами из дремучих лесов. Особо опасным считался Касьянов день, приходящийся на 29 февраля. Этот день мог принести с собой и моровые поветрия.
В продолжение всего Великого поста нечистая сила мало тревожила людей, поскольку верным средством от нее считается строгое воздержание в пище и в поведении. Накануне же Пасхи стоило особо остерегаться, т.к. нечистая сила злилась и силилась устроить исключительные каверзы. После захода солнца уже никто не отваживался выходить на улицу, все дожидались пасхальной заутрени. Надень Герасима-грачевника (4 марта) из домов изгоняли напускных и посаженных кикимор, которые в это время становились тихими и беспомощными.
30 марта приходила очередь беситься домовому, даже если он был тих и смирен в остальные дни. Считалось, что у него либо спадает старая шкура, либо ему пришла охота жениться на ведьме. В этот день его старались на злить и не обращать внимания на его проделки.
К 1 апреля просыпался водяной. Злой и голодный, он ломал лед, распугивал рыбу. До 3 марта ему обязательно надо было сделать подношение, покормить его. Для этого, по обычаю, крестьяне и рыбаки топили лошадь, вымазав ей голову медом. После подарка водяной успокаивался.
На день святого Егория (23 апреля), который имел особую власть над всяким зверьем, жертвовали лешему одну-две скотинки, чтобы в дальнейшем он ее не уводил. Роса этого дня считалась особенно вредной для животных. Ее собирали колдуньи, чтобы потом портить скот.
В мае переставали уделять внимание духам, сильным в зимнее время. Здесь оказывали почтение южным ветрам, несущим с собой теплые дожди для будущего урожая. В июне на Ивана Купалу считалось, что особой силой обладает вода, поэтому принято было мыться в банях, купаться в реках, собирать росу, которой после лечили кожные болезни. Но купание в реке было опасно, поскольку как раз в это время водяной праздновал именины, и беспокоящих его людей он топил. Иванов день считался и днем кладоискателей, которым нечистая сила, ежели добудут они цветок папоротника или плакун-траву, сама сокровища открыть может.
Седьмая неделя после Пасхи называлась русальной. На нее приходились проводы русалок и вместе с ними – весны. В знойную пору накануне Петрова поста (29 июня) остерегались купаться из-за того, что водяной в это время требует жертв. Вообще лето считалось временем, когда присутствие нечистой силы можно было ощутить везде. В лесу, в полях царят лешие и полевики, сбивающие человека с дороги и уводящие его в дремучие леса, болота-трясины. В реках, озерах властвует водяной со своей свитой. Страшным днем для любой нечисти, да и людей тоже, был день Ильи Пророка (20 июля).
По поверьям, нечистые духи, стараясь спрятаться, оборачивались различными животными, жучками, мошками и стремились забежать, залететь в жилье, забиться в одежду. Илья же никого не щадил, поражая молнией и нечистого, и живые существа, поджигая дома, деревья. Чтобы как то оберечь себя, перед грозой люди выгоняли на улицу собак и кошек, скотину, наоборот, в поле не выводили, дабы вселившиеся в диких животных злые духи ее не разорвали.
В августе было принято поить лошадей через серебро, чтобы любил домовой, спрашивать у ветра, какой будет грядущая зима, также в это время заклинали, заговаривали жнивы от нечистой силы. В конце месяца караулили снопы от лешего, который, подшучивая над людьми, развязывал и раскидывал их. Сторожить ходили обычно в вывернутом наизнанку тулупе, с полотенцем на голове и кочергой в руке – ни один лешак не подступится.
К сентябрю, к дню Семена Летопроводца, как правило, приурочивали переезды на новое место, в новое жилище. Особый почет и уважение оказывали домовому, которого специальным ритуалом зазывали на новоселье. На Воздвижение (14 сентября), когда, по народным поверьям, лешие сгоняют все лесное зверье и особенно проказят и шалят, в леса ходить не полагалось. Пятнадцатого же числа – «гусепролет» – задабривали дедушку водяного, жертвуя ему гуся. За это он будет стеречь гусей и никому в обиду их не даст.
На Покров приходил черед умасливать овинника – недоброго духа хозяйственных строений, где сушили хлеб. В этот день он праздновал свои именины, и работать в овине было нельзя, иначе овинник мог обидеться и спалить гумно вместе с хлебными запасами. Ему приносили пироги и окропляли кровью петуха углы овина.
С октября лешие прекращают бродить по лесу, но напоследок, перед тем как провалиться под землю, они буйствуют: выламывают с корнем деревья, выворачивают целые пласты земли, разгоняют по норам зверье. Человеку показываться в это время в лесу нельзя. Зато это благоприятный период для избавления от любого наваждения и влияния нечистой силы.
1 ноября в деревнях праздновали курьи именины, раздавая кур в подарок своим родным и этот день связывался с хозяйственной жизнью дома, в который стремились заручиться поддержкой домового на тяжелый зимний период. Принято было также изгонять чужого лихого домового и других пришлых духов. В середине ноября вступала в свои права зима. Она приезжала на пегой кобыле и выпроваживала с земли всю нечисть. Обратно злые духи возвращались к Святкам, и начинались зимние бесовские потехи, а вместе с ними – гадания, ряженье.
Помимо месяцеслова у славянских народов существовало множество универсальных методов предохранения от нечистой силы, «от всякого зла». Считали, что нечистая сила не терпит запаха чеснока, лука, не выносит таких трав, как чертополох, петров крест, плакун-трава. Но все-таки главной защитой оставалась бдительность самого человека и гармоничное его существование с окружающим его миром.
По одной из легенд, нечистые силы распространились на Земле после того, как Господь, разгневавшись на строительство Вавилонской башни, смешал языки людей. «Зачинщиков же, лишив образа и подобия человеческого, Бог на вечные времена отправил сторожить воды, горы, леса. Кто в момент проклятия находился дома – стал домовым, в лесу – лешим...»
Леший стал хозяйничать в лесу; водяной, болотник, кикимора обитают в реках, болотах, озерах; домовой, угодив в открытую печную трубу, с тех пор живет рядом с людьми. Древние славяне, считавшие нежить природным духом, знали, что он мог быть по отношению к людям и добрым, и злым – все зависело от умения человека правильно вести себя по отношению к окружающему миру.
По поводу нечистой силы есть много различных мнений. Материалисты считают её «бабушкиными сказками», верующие же расходятся во взглядах: одни полагают, что это слуги Сатаны, другие относят к нечисти «чёрных магов», а суеверные допускают существование чертей и ведьм. Нет полной ясности в этом вопросе и у служителей церкви, но, когда случается нечто необъяснимое, они начинают «изгонять бесов», что, как правило, редко помогает.
Если же ориентироваться на Законы Творения, то с точки зрения этих Законов всё объясняется просто и непротиворечиво, при этом всякий мистический туман мгновенно рассеивается. Именно так и построены все разъяснения в Послании Граля. Существует мнение, что для развития необходимы два полюса – Добро и Зло. Порой даже утверждают, что если бы не было Зла, то и Добро оказалось бы бесполезным.
А поскольку, мол, есть два начала, то в борьбе между ними и происходит развитие. Человеку же при этом даётся право свободного выбора: он волен направить свои устремления в ту или иную сторону.
На первый взгляд такое утверждение может показаться вполне логичным, поэтому у него немало приверженцев, однако при более глубоком рассмотрении мы наталкиваемся на неясности или даже противоречия. Все великие религии утверждают, что Бог един. Что же из этого следует? Откуда берутся тогда два начала? Или оба они должны содержаться в Боге, или должна быть какая-то другая сила, равновеликая, но противостоящая. Однако оба предположения заводят в тупик. Начнём со второго.
Приняв его за истину, мы тем самым допускаем существование какой-то второй ипостаси, равной Богу, а это уже само по себе кощунство. Первое же предположение вынуждает нас примириться с тем, что Бог сам породил Зло. Опять концы с концами не сходятся!
Объяснения типа «Зло необходимо для развития мира» на самом деле являются лишь попытками скрыть собственное невежество. Мы будем исходить из абсолютно верного постулата о том, что Бог един. Будучи единственной Живой Силой, которая создала всё, Он творит только Добро. Зло Ему вообще неведомо, и его возникновение Им не планировалось. Более того, оно абсолютно не нужно в Творении (в Божественных сферах его вообще нет) и будет полностью уничтожено в процессе Суда, который уже в самом разгаре.
Так зачем же оно появилось? Почему Всемогущий Бог допустил его? Неясность здесь может происходить только от незнания Законов Творения, которое возникло по Великой Милости Бога, так как Он не нуждался в нём. Но, совершив Акт Сотворения, Бог предоставил Своему Деянию возможность развития в соответствии со Своей Волей, выраженной в Законах.
Высшим подразделением Творения является Духовная сфера, из самого нижнего уровня которой происходим и мы, человеческие духи. А всё духовное, согласно Божьей Воле, обладает свободой воли, то есть правом принятия решений. И вот мы, люди, поддавшись соблазну Люцифера, по собственному выбору предпочли духовному развитию «Древо познания», то есть, постепенно всё больше забывая о своём духовном происхождении и своих задачах, начали пестовать средство «земного познания» – наш собственный рассудок. В результате он стал неограниченным властелином, а все людские устремления свелись исключительно к земному, материальному.
Отсюда возникли такие качества, как страсть к наживе – непомерному приобретению материальных благ, страсть к наслаждениям, прежде всего телесным, зависть и т.п. Таким образом, мы сами, своими мыслями, поступками и, конечно же, ощущениями, начали плодить Зло, которого прежде вообще не было в мире. Из-за этого образовались силы Зла, которые, постепенно усиливаясь, впоследствии приобрели обобщённое название «нечистая сила».
Эти силы можно разбить, условно говоря, на два подразделения: силы, обладающие самосознанием, и не обладающие им. К первым относятся только сами человеческие духи. Это приспешники Люцифера, сознательно выбравшие путь Зла, стремящиеся всеми силами воспрепятствовать Добру, помешать богоугодному развитию других человеческих духов.
При малейшей возможности они стараются затащить людей в «свои ряды», то есть толкнуть на недобрые деяния, соблазнить тем, что могут дать земные преимущества: обладание богатством и властью. Находясь в потустороннем мире, эти души способны видеть внутренние переживания и устремления земных людей и оказывать влияние на их ощущения. Мы здесь, на Земле, и не подозреваем, что всё время находимся в окружении потусторонних личностей, которые могут как помогать, так и вредить нам.
Ко второму подразделению относятся различные порождения человеческих духов, а именно формы, возникающие в результате наших недобрых мыслей (призраки) и ощущений (демоны). Последние обладают гораздо большей живучестью и силой. За многие тысячелетия человечество наплодило столько демонов и призраков, что и представить себе невозможно. Под действием одного из главных Законов – Закона Притяжения Подобного – эти формы объединились в мощные энергетические центры: зависти, ненависти, похоти и т.п.
Излучения этих центров, обладающих огромной силой, способны очень мощно воздействовать на людей, и ещё находящихся на Земле, и уже переселившихся в потусторонний мир. Ведь всем известно, что достаточно человеку, например, испугаться чего-нибудь, как его может просто захлестнуть лавина страха. Причина этого заключается в том, что, поддавшись страху, человек немедленно вступает во взаимосвязь со всеми теми людьми или душами, которые, подобно ему, испытывают страх, а также и непосредственно с энергетическим «центром страха». В результате его собственные ощущения многократно усиливаются и сам он при этом тоже начинает «подпитывать» других.
Могут спросить: а как же черти, ведьмы и прочая нечисть? Существуют ли они? Среди сознательных сил зла никаких чертей и чудовищ нет, хотя творящие зло души и могут обладать ужасными формами, поскольку они сами исказили свои тонкие (потусторонние) тела. А что касается демонов и призраков, то в этой «сфере» могут возникнуть самые зловещие формообразования. Достаточно напомнить, что многие люди думают о чертях, рисуют их в своём воображении, так что существование подобных мыслеформ исключить нельзя. Но это никоим образом не твари, созданные Творцом, а лишь нами самими порождённые чудовища, не обладающие самосознанием.
Если в ближайшее время мы не одумаемся и не перестанем подпитывать эту нечистую силу, полностью устремившись к Добру, то Божья Воля в определённый Господом час сметёт всю эту нечисть. Но к ней окажутся причисленными и все те, кто по злому волению или по лености не пожелал направить свои устремления в богоугодное русло. Гадать о сроках мы не будем, но Суд, как было уже сказано, в самом разгаре, так что времени на раздумье почти не осталось…
Несмотря на то, что мы живем в век высоких технологий, науки и всеобщей грамотности, очень многие люди ощущают на себе необъяснимое воздействие негативных энергий, которые в православии принято называть бесами или нечистой силой. Во многих храмах прихожане становятся невольными свидетелями, как приводят на «отчитку» (изгнание бесов) одержимого демонами – так называемого «болящего», и, глядя на это, не поверить в бесов, живущих в тебе, невозможно. Про одержимость демонами сняты фильмы, об этом ярко написано в беллетристике и православной литературе.
Что является причиной этого явления? Наука пытается трактовать это как проявления психических расстройств, медики говорят о повреждениях некоторых участков мозга. Но в Православии ответ один – бесы – нечистая сила, от которой не застрахован ни один человек – даже святые были одолеваемы дьяволом, о чем рассказано в многочисленных писаниях. Так как простому верующему защитить себя от воздействия бесовских нападений?
Существует несколько молитв, которые следует читать, когда в душе ощущается смятение от нечистой силы. Самая сильная из них – та молитва, которую людям дал сам Иисус Христос. Это «Отче наш».
Нелишним будет прочесть трактовку и объяснение этой молитвы от святых отцов (например, Иоанна Златоуста), которая поможет понять, почему именно этот текст является самым спасительным и сильным инструментом православного человека во всех случаях жизни.
Священнослужители часто рекомендуют читать сильнейшую молитву от всех бед и напастей нечистой силы – «90-й псалом» (он же «Живый в помощи Вышняго»), написанный царем Давидом. Она помогает снять тревожность и страх.
Помимо «Отче наш» и «90-го псалома» есть несколько других сильных молитв для защиты от демонов. В этих молитвах верующие обращаются с просьбой о защите к святым. Например, к Серафиму Саровскому, жившему в царской России всего несколько столетий назад. Еще при жизни он настолько прославился своим благочестивым образом жизни, прозорливостью и состраданием ко всем страждущим, что к нему за помощью обращались не только православные верующие, но и приверженцы других вероисповеданий. Преподобный Серафим Саровский слыл защитником от бесовских нападений.
Сильная молитва от демонов и всякой нечисти – молитва, обращенная к Архангелу Михаилу, одному из самых почитаемых святых, защитника духа и тела человеческого, ангела-предводителя воинства Божьего в борьбе против демонов.
Одной из наиболее сильных молитв от порчи, сглаза, чародейства и нечисти считается молитва великомученику Киприану. Этот святой как никто иной знаком с чародейством и дьявольским духом – до того, как обратиться в христианскую веру, на протяжении тридцати лет он был колдуном и чернокнижником.
Многие люди обращались к нему для совершения заговоров, приворотов и наведения порчи. Киприан жил припеваючи, получая от щедрых господ большие гонорары. Но однажды он столкнулся с тем, что его силы не действуют – один богатый господин обратился к Киприану с просьбой приворожить праведную и набожную монахиню Иустинну. Колдун взялся за дело, но безрезультатно. Потрясенный, он стал изучать, в чем же сила Иустинны, в результате чего проникся верой и стал христианином, отказавшись навсегда от черной магии. Интересно, что впоследствии он принял мученическую смерть за свою веру в Христа.
Нечистая сила может жить не только в человеке, но и в его жилище. Сколько случаев известно о местах, «зараженных» необъяснимыми пугающими энергиями. Как их только ни называют – полтергейстом, привидениями и т.д. Но суть их одна – бесовщина. Дом каждого из нас, так же как тело и душа, является уязвимым для нечистой силы, и очень важно его вовремя защитить. Визиты недобрых людей, разные энергетические и колдовские воздействия могут испортить атмосферу в жилище и сделать существование в собственном доме невыносимым.
Читая молитвы для защиты от нечистой силы, нужно помнить, что дьявол – а точнее его проявления в виде искушений – находится в нас самих. Смертные грехи – зависть, уныние, гнев, алчность, гордыня – знакомы каждому из нас, и именно они ослабляют человека, делают его уязвимым для злых сил. В чистую душу не проникнут бесы и злые энергии, например, как это случилось с монахиней Иустинной, которую не одолели колдовские чары Киприана. Каждый из нас может защитить себя сам благочестивым образом жизни, очищая душу молитвами и живя по законам Божиим.
|