Говорят, что в северных лесах Миннесоты, в лесах района Великого озера и в центральных районах Канады обитает злобное существо, называемое Вендиго. Это существо может выглядеть как монстр с некоторыми характеристиками человека или как дух, который овладевал человеком и превращал его в чудовище.
Это исторически связано с каннибализмом, убийствами, ненасытной жадностью и культурными запретами на такое поведение. Известно еще несколько имен – Виндиго, Витиго, Витико и Ви-Ти-Го – каждое из них примерно переводится как «злой дух, пожирающий людей».
Это существо издавна известно среди индейских племен: алгонкийских оджибве, восточных кри, сото, западных болотных кри, наскапи и инну; которые описывают их как гигантов, во много раз больше, чем обычный человек. Хотя описания могут несколько отличаться, общим для всех этих культур является представление о том, что Вендиго – злобное, людоедское, сверхъестественное существо, которое тесно связано с зимой, севером, холодом и голодом.
Алгонкинская легенда описывает существо как: «Гигант с ледяным сердцем; иногда считается, что он полностью сделан изо льда. Его тело скелетное и деформированное, с отсутствующими губами и пальцами ног».
Оджибва описывают это как: «Большое существо, высокое, как дерево, с ртом без губ и огромными клыками. Его дыхание было странным шипением, его следы были полны крови, и он съел бы любого мужчину, женщину или ребенка, которые рискнули бы проникнуть на его территорию. И это были бы счастливчики. Иногда Вендиго предпочитал вселяться в человека, после чего несчастный сам становился Вендиго, охотясь за теми, кого он когда-то любил, питаясь их плотью».
Согласно легендам, Вендиго появляется всякий раз, когда человек прибегает к каннибализму, чтобы выжить. В прошлом это происходило чаще, когда индейцы и поселенцы оказывались в затруднительном положении среди суровых снегов и льдов северных лесов. Иногда индейцы чувствовать себя вынужденными есть мертвых, чтобы выжить. В других версиях легенды говорится, что люди, которые проявляли крайнюю жадность, обжорство и избыток, также могли быть одержимы Вендиго, поэтому миф служил способом поощрения помощи другим и умеренности.
Коренные американцы говорили о гигантском духе высотой более пятнадцати футов (4.5 метров), который когда-то был человеком, но с помощью магии превратился в монстра. Хотя все описания существа немного различаются, обычно говорят, что у Вендиго светящиеся глаза, длинные пожелтевшие клыки, ужасные когти и очень длинный язык. Иногда они описываются как имеющие желтоватую кожу, покрытую спутанными волосами.
Говорят, что существо обладает рядом умений и способностей, включая скрытность, является почти идеальным охотником, знает и использует каждый дюйм своей территории и может контролировать погоду с помощью темной магии. Они также изображены как прожорливые и истощенные от голода.
Говорят, что Вендиго прокляты странствовать по земле, вечно стремясь удовлетворить свой ненасытный аппетит к человеческой плоти, и если нечего есть, то он умирает от голода.
Легенда дает свое название спорному современному медицинскому термину Вендиго. Психоз, который, по мнению некоторых психиатров является синдромом, который создает сильную тягу к человеческой плоти и страх стать каннибалом. По иронии судьбы, этот психоз встречается у людей, живущих вокруг Великих озер Канады и Соединенных Штатов.
Психоз Вендиго обычно развивается зимой у людей, которые долгое время были изолированы из за сильного снегопада. Начальные симптомы – плохой аппетит, тошнота и рвота. Впоследствии человек развивает иллюзию превращения в монстра Вендиго. Люди, страдающие психозом Вендиго, все чаще считают окружающих съедобными. В то же время они усиливают свой страх стать людоедом.
Наиболее распространенным действием, когда у человека проявились признаки психоза Вендиго, была попытка излечения при помощи традиционных местных целителей. В прошлых случаях, если эти попытки потерпели неудачу и одержимый начинал угрожать окружающим или действовать насильственно или антисоциально, тогда его казнили. Были сообщения об этом психозе, датируемые сотни лет.
Документ иезуитов 1661 года рассказывал о встрече с людьми из индейских племен которые были «настолько жаждущими человеческой плоти, что они набрасывались на женщин, детей и даже мужчин, как настоящие оборотни, и жадно пожирали их, не имея возможности удовлетворить свой аппетит».
Другой задокументированный случай произошел в 1878 году, с одним из охотников Равнинного Кри из Альберты, которого звали Свифт Раннер. Он был торговцем в компании Hudson's Bay, был женат и имел шестерых детей. В 1875 году служил гидом для Северо-Западной конной полиции.
Зимой 1878-79 гг. Свифт Раннер и его семья голодали вместе со многими другими семьями кри. Его старший сын был первым, кто умер от голода, и в какой-то момент у Свифта Раннера начали появляться признаки психоза Вендиго. Хотя запасы продовольствия были в наличии на посту Гудзонова залива примерно в 25 милях, он не пытался туда добраться. Вскоре он убил оставшихся членов своей семьи и съел их. В конце концов он признался и был казнен властями в форте Саскачеван.
Вендиго якобы несколько раз появлялся возле города под названием Росесу в Северной Миннесоте с конца 1800-х до 1920-х годов. Каждый раз, когда о нем сообщалось, следовала неожиданная смерть, после чего его больше не видели.
Другим известным случаем, связанным с психозом Вендиго, произошел с Джеком Фиддлером, вождем племени Оджи-Кри и знахарем, известным своими способностями побеждать Вендиго. Фиддлер утверждал, что за всю свою жизнь победил 14 Вендиго. Говорят, что некоторые из этих существ были посланы вражескими шаманами, а другие были членами его собственной группы, которых захватило ненасытное, неизлечимое желание есть человеческую плоть. В последнем случае члены семьи обычно просили Фиддлера убить очень больного близкого человека до того, как он превратится в Вендиго. Собственный брат Фиддлера, Питер Флетт, был убит после превращения в Вендиго, после того как еда закончилась в торговой экспедиции.
Торговцы Гудзонова залива, кри и миссионеры хорошо знали легенду о Вендиго, хотя часто объясняли ее как психическое заболевание или суеверие. Несмотря на это, в документах компании зафиксировано несколько случаев, когда люди превращались в Вендиго и ели человеческую плоть.
В 1907 году канадские власти арестовали Фиддлера и его брата Джозефа за убийство. Джек покончил с собой, но Джозефа судили и приговорили к пожизненному заключению. В конечном итоге он был помилован, но через три дня умер в тюрьме, прежде чем получил известие об этом помиловании.
Среди ассинибоинов, кри и оджибве в голодные времена иногда исполняется сатирический церемониальный танец, чтобы усилить серьезность табу Вендиго.
Частота случаев психоза Вендиго резко сократилась в 20-м веке, когда коренные американцы все больше и больше соприкасались с западными идеологиями.
Тем не менее, по-прежнему поступают сообщения о наблюдениях за существами Вендиго, особенно в северной части Онтарио, недалеко от пещеры Вендиго, и вокруг города Кенора, где он, как утверждается, был замечен торговцами, следопытами и фотоловушками на протяжении десятилетий. Многие до сих пор верят, что Вендиго бродит по лесу и прериям северной Миннесоты и Канады. Кенора, Онтарио, Канада, многие получили звание столицы мира Вендиго. Наблюдения за существом в этой области продолжаются и в новом тысячелетии.
Вендиго – это дух-людоед в мифологии ряда индейских народов, говорящих на алгонкинском языке: собственно алгонкинов, оджибве, солто, оттава и других. Эти племена жили на территории современных Канады и США в районе Великих озер, а сейчас расселились по резервациям. Хотя представления о внешнем виде чудовища у разных племен могло отличаться, все они единодушно признавали вендиго злобным сверхъестественным существом, питающимся человеческой плотью.
Чаще всего монстра изображали высоким, истощенным и изможденным от голода, с серой кожей, запавшими глазами и окровавленными губами. Он источал соответствующий своему облику отвратительный запах. Считалось, что вендиго обладали тонким слухом, острым ночным зрением и приманивают жертву свистом или голосом близкого человека.
Кроме самого духа – персонифицированного ужаса голодной зимы, вендиго называли людей, попавших под его влияние. «Заразиться» можно было либо от уже одержимого человека, укусившего здорового, либо отведав человеческой плоти, либо после проклятия шамана. Эти действия мгновенно превращали несчастных жертв в каннибалов. Мало того, что вновь обращенные вендиго убивали и ели людей – в первую очередь, членов своей семьи. Они никогда не могли насытиться. Каждый съеденный кусок плоти лишь увеличивал размеры вендиго и заставлял его хотеть еще и еще.
Согласно поверью, первым вендиго стал отважный воин, продавший душу духам леса, чтобы отвести угрозу голода от своего племени. Взамен за еду (или устранение любой другой опасности: нападение врагов, болезней, нашествия диких животных) воин ушел в лес, где превратился в ненасытного духа, а соплеменники открывают на него охоту. По другой версии, дорогу духу-вендиго открыл шаман, постепенно потерявший человеческий облик из-за использования черной магии и каннибализма в ритуальных целях.
В любом случае многие ученые сходятся во мнении, что миф о монстре-людоеде возник как предостережение. В условиях суровых зим индейцы нередко сталкивались с голодом. И, очевидно, случаи каннибализма были не так уж и редки. Поскольку самыми доступными жертвами являлись женщины и дети, то переступивший черту человек, скорее всего, начинал охоту с родных и близких. И предсказуемо сходил с ума. Миф о вендиго – попытка предотвратить самое худшее. И, как показал опыт поколений, довольно успешная.
Местные жители настолько боялись злобного духа, что иногда у них развивался настоящий психоз. На фоне скудного питания опасение нарушить табу давала обратный эффект – появлялись навязчивые мысли об убийстве и импульсивное желание есть человечину.
В масскультуре вендиго стали отличной альтернативой зомби и другой раскрученной нечисти. О духе-людоеде и его жертвах написали массу бульварных книг, сняли множество фильмов и создали не меньшее количество видеоигр. На фоне такой популярности смысл понятия вендиго расширился и стал метафорой неконтролируемого разрушения окружающей среды и ненасытной жадности.
Вендиго – проклятье североамериканского континента, чудовище-людоед, живущий в лесах и питающийся человеческой плотью. Вендиго умеет подражать человеческому голосу и заманивать жертву в лес, он очень быстро двигается и его нельзя убить выстрелом. Вендиго живут долго, очень долго и у них удивительная способность к самовосстановлению – любые раны быстро заживают, кости срастаются и вскоре лесной людоед снова выходит на охоту. Сколько людей каждый год пропадает в лесу: грибники, туристы, охотники, лесники – где все они? Куда делись? Погибли, заблудившись в чаще или стали добычей вендиго? Никто не знает.
Но если вы любите ездить в лес с ночевкой, помните: не отходите от костра ночью. Огонь – единственное, чего боится вендиго.
Индейцы оджибвэи (а также алгонкины, дакоты и эскимосы Аляски) могут рассказать вам легенду о злом духе-людоеде, обитающем в лесах и на Севере. В их рассказах это не просто людоед, а воплощение самого Голода, который способен одним своим прикосновением или даже простым присутствием превращать целые племена людей в сборища каннибалов, пожирающих друг друга.
Это и есть вендиго (Wendigo), которого, как говорят, можно встретить и в наши дни в лесах и горах на севере США и Канады
Индейцы до сих пор связывают пропажу своих охотников и простых людей лесных штатов с прожорливостью вендиго.
Индейские легенды, записанные миссионерами и исследователями, еще в 17 веке, описывают вендиго, как оборотня или дьявола-людоеда.
И доля истины в этом есть. Сами индейцы утверждают, что дух вендиго вселяется в того, кто хоть раз попробовал человеческого мяса. А ведь индейские племена не раз голодали, голодали по-настоящему, и тогда трудно было удержаться от того, чтобы не спасти свою жизнь любой ценой – например, в момент крайнего голода съесть своего соплеменника.
Сами индейцы, говоря о возникновении вендиго, признают, что существует несколько версий. Первая из них никак не связана с людоедством, она, скорее, о самопожертвовании. Когда родное племя преследуют враги и роду грозит смертельная опасность, самый лучший воин племени добровольно соглашается на страшную жертву: он отдает духам леса свою душу.
Превратившись в жуткое чудовище, он помогает племени победить, но потом, когда угроза устранена, воин-чудовище не может снова стать человеком. Его жертва принята – и он навсегда уходит в лес, где окончательно превращается в вендиго, а родное племя начинает охоту на него: ведь вендиго – это смертельная опасность для людей.
Есть и другое мнение. Говорят, что вендиго становится тот шаман, который чрезмерно увлекается черной магией. И, хотя, утверждают, что шаманы умеют быть вендиго, не становясь при этом людоедами – достоверно об этом ничего не известно.
А вот еще одна версия, не хуже и не лучше других: обычный человек тоже может стать вендиго – по своему собственному желанию.
Начать надо с голодания. Сколько вы можете выдержать без пищи: день, два? Неделю? Когда голод станет невыносимым, пора отправляться в лес.
Ведиго сам найдет вас, даже не сомневайтесь. Скорее всего, он использует «добровольца» в качестве съестных припасов на зиму, но может быть – почему нет? – сделает из вас вендиго. После трапезы из человечины, тело «добровольца» постепенно покроется волосами, отрастут когти, глаза научатся видеть во тьме, а самой желанной едой станет сырое человеческое мясо.
И, наконец, последняя, самая вероятная версия – каннибализм. Зимы на северы бывают суровыми. Североамериканские индейские племена часто были отрезаны от всего мира на долгие месяцы. И когда еда заканчивалась, а до весны было еще далеко, вставал один простой вопрос: как выжить? Бывали случаи, когда человек съедал свою семью или соседей, но расплата была ужасной – постепенно такой людоед становился вендиго.
Но не только индейцы превращались в вендиго. Охотники, золотоискатели, путешественники, переселенцы, искатели лучшей доли, бродяги, все, кто хлынул тогда не североамериканский континент – многие из них и не представляли, какой лютой, беспощадной и голодной бывает здешняя зима.
И бывали случаи, когда компания золотоискателей, спасаясь от неминуемой голодной смерти, убивала и съедала одного из них, оправдываясь тем, что выживает сильнейший. И все они рано или поздно все они были обречены превратиться в чудовища и мучиться от голода, который можно утолить только человеческим мясом.
Как бы то ни было, индейцы до сих пор верят в вендиго и считают его одним из самых опасных существ.
Как же выглядят вендиго? Чаще всего их описывают, как высоких существ, с безгубым ртом, острыми зубами и светящимися в темноте глазами. Несмотря на ненасытность, вендиго отличаются крайней худобой. Иногда они покрыты свалявшейся белой шерстью, некоторые же утверждают, что вендиго совершенно лысые.
Важное замечание: говорят, что от ведиго исходит неприятный запах, напоминающий запах трупа в поздних стадиях разложения.
Обитает вендиго в лесу и там обычно не водится никаких животных и всегда царит тишина. Вендиго строят логова под землей, в пещерах или забираются в заброшенные шахту: они не любят яркого света. Перед зимой они обязательно делает запасы: прячет куски мяса на ветвях деревьев или в специально выкопанных ямах. Иногда в его логове имеются и пленники – стратегический запас на случай перебоя с питанием.
Когда же припасы подходят к концу, вендиго выходит на охоту. Обнаружив путника, он может красться по следу часами. Обычно, рано или поздно человек начинает что-то подозревать, начинает прислушиваться, оглядываться, но заметить вендиго не так-то просто. Потом людоед начинает пугать свою жертву: временами путник слышит странные звуки, ему кажется, что между деревьев мелькает чей-то силуэт, он начинает подозревать, что в лесу, кроме него, есть еще кто-то и этот «кто-то» двигается так быстро, что человеческий глаз не в силах его заметить. Иногда жертва слышит свист, напоминающий шелест ветра.
От всего этого даже человек с крепкими нервами впадает в панику и пускается бежать, и вот тогда-то вендиго бросается в погоню.
Когда североамериканский континент начали заселять переселенцы, многие из них отнеслись к индейской легенде о вендиго очень серьезно. Да и как иначе: сначала бесследно пропадали люди, ушедшие на охоту, а потом несколько раз видели и самого лесного людоеда, показывавшегося возле городка Rosesu в Северной Миннесоте. (Вендиго регулярно видели там начиная с конца 1800 и до 1920 года).
Среди местных жителей нашлись люди, которые посвятили всю свою жизнь охоте на монстров, став профессиональными охотниками на вендиго.
Самый известный из них, по имени Джек Филдер, утверждал, что убил по меньшей мере 14 вендиго за свою жизнь. Последнего он уничтожил, когда ему было уже 87 лет, в охоте ему помогал сын.
В октябре 1907 года охотник Фидлер и его сын Джозеф, были осуждены за убийство женщины-индеанки.
Они оба признали себя виновными в этом преступлении, но в свою защиту заявили, что женщина была заражена «лихорадкой вендиго» и лишь считанные часы отделяли ее от полного превращения в чудовище и ее необходимо было уничтожить, пока она не начала убивать других. Говорят, в Миннесоте, вендиго обитают до сих пор.
Бывало так, что после нападения вендиго людям все-таки удавалось остаться в живых. Но радоваться рано – они были поражены так называемой «лихорадкой вендиго». Говоря современным медицинском языком, эти несчастные находились в своеобразным клиническим состоянием, наподобие психоза. Ночь за ночью они проводили в кошмарах, которые сопровождались невыносимыми болями в ногах и, в конце концов, человек с дикими криками убегал в лес.
Первым признаком превращения в вендиго, первым симптомом лихорадки, является появление странного запаха, который чувствует лишь будущий монстр. Этот-то запах и вызывает кошмары, от которых человек просыпается в холодном поту. Потом человек начинает чувствовать горящую боль в ногах и ступнях, которая становится настолько непереносимой, что никто не может выдержать ее. И несчастный убегает в лес, сбросив с себя и обувь, и одежду - так происходит превращение в вендиго не только шаманов или людей, преступивших племенные табу, но и тех, на кого пало проклятье вендиго. Большинство проклятых никогда не вернуться из леса, а те, кто все-таки придут обратно, останутся невменяемыми навсегда.
А вот что рассказывают о встречах с вендиго сами индейцы. Рассказ индейца племени Оджибве о встрече с Вендиго.
Буря продолжалась так долго, что мы думали что умрем от голода. Наконец, когда порывы ветра стихли, вспомнился отец, который был храбрым воином и выходил наружу при любой погоде. Пока буря не вернулась, нужно найти пищу, или семье не выжить.
Прихватив копье и нож, пошел к местности, обычно более всего, испещренной следами животных. Стою, изучаю знаки на снегу. Но мерцающий слой льда и снега не выдавал никаких признаков присутствия добычи. В такую непогоду каждое разумное существо находилось в пределах своей норы и спало. Только не я. Зная, какой отчаянный голод испытывает семья, я продолжил охоту.
Поскольку я двигался через жуткую тишину, нарушаемую только слабыми порывами ветра, то отчетливо услышал странный шум, шипение. Он шел отовсюду и ниоткуда одновременно. Остановился, сердце бешено заколотилось. Когда увидел перед собой пропитанные кровью следы, выхватил нож, мгновенно догадавшись, что где-то рядом за мной наблюдает Вендиго.
Я знал о Вендиго еще когда сидел у отца на коленях. Из его рассказов следовало, что это было большое существо, высокое как дерево, с безгубым ртом и частоколом острых зубов. Его дыхание сопровождалось странными звуками, похожими на шипение, его следы были полны крови, и этот зверь поедал любого человека, женщину или ребенка, который осмеливался зайти на его территорию. И можно было считать, что им еще повезло. Иногда Вендиго хотел обладать человеком и вместо умерщвления его, делал так, чтобы несчастный тоже становился Вендиго и выслеживал тех, кого он когда-то любил, и пожирал их плоть.
Воин знает, что у него единственный шанс одержать победу над Вендиго. Если не получится, тогда смерть. Или ... мысль была слишком ужасной, чтобы завершить ее.
Медленно я отступил от кровавых следов, прислушиваясь к шипящему звуку. Был ли он сильнее в одном направлении? Затем крепко сжал копье одной рукой и нож – другой. Неожиданно сугроб слева взорвался снегом и из него выскочило огромное существо. Я увернулся в сторону и проехал по снегу так, чтобы одежда плотно покрылась им. Это могло мне помочь остаться незаметным на белом снегу. Тут в серых сумерках я заметил приближение неистовства.
Это своим массивным телом бросился вперед Вендиго, и только мое копье остановило его. Оно ударило в грудь существа, но Вендиго просто стряхнул его как игрушку. Я быстро отпрянул и притаился позади маленького дерева, наблюдая как существо рассматривает на снегу мой прерваный след. Возможно, у меня есть еще один шанс, но теперь только один нож в руках...
Вендиго уже всматривался острым взором в мою сторону, заметив тень рядом с деревом. Зверь наклонился, протягивая вперед длинные руки с корневидными пальцами. И тут я выпрыгнул из укрытия так, будто собирался обхватить существо, и неожиданно воткнул нож в его бездонный черный глаз. Вендиго взвыл от боли, когда лезвие ножа проникло в его глазную впадину. Существо попыталось сбросить меня с груди, но я крепко вцепился в зверя и продолжал наносить удар за ударом, снова и снова – в глаза и голову.
Вендиго рухнул на землю, истекая кровью, чуть не раздавив своим весом меня... Как только я пришел в себя, стал рассматривать существо, которое на фоне снега было бы совсем незаметно, если бы не кровь, льющаяся из его глаз, ушей и ран на голове. Затем контуры существа стали расплываться, затуманились и оно совершенно исчезло, оставив только багровые следы на снегу.
Потрясенный, с бьющимся в страхе сердцем, уставший от напряжения борьбы, я повернул домой. Ослабевший, я знал, что у бури скоро закончится перерыв, и мне несдобровать, если не найду убежище или не успею вернуться домой.
На краю леса повстречал рыжую лису. Это было упитанное, и наверняка, старое животное, о чем говорили седые полосы на морде. Лиса как будто было принесена мне в качестве награды за убийство Вендиго. С молитвой благодарения я убил лису. Мяса хватило на несколько дней, пока буря не сдула себя сама, и я снова смог спокойно выйти на охоту.
Мифологические существа – это не просто выдумка. Они дают представление о том, как наши предки когда-то видели мир, и о страхах, которые наполняли воображение, когда они слышали, как кто-то крадется ночью. Почти все они дожили до наших дней, и будут жить и дальше, наполняя искусство кошмарными и очень узнаваемыми изображениями.
Легенда о Вендиго давно ассоциируется с реальными проблемами, такими как ненасытная жадность, эгоизм и насилие и связано со многими культурными табу, но это уже другая тема.
|