Magnus Fragor

Главная » Статьи » Загадки Вселенной

Невидимый град Китеж

В районе Нижнего Новгорода, в центральной России есть озеро Светлояр. История его появления на свет связана со многими мистическими событиями и окутана тайной. По легенде, оно всегда гладкое, и только очень лёгкий ветерок оставляет на нём немного ряби. Некоторые слышат около него даже колокольный звон.

Город Малый Китеж был построен Георгием Всеволодовичем на берегу Волги. Однако он показался ему маленьким, и он создал на другом берегу Большой Китеж. Случилось строительство городов ещё до нашествия Батыя. Хан хотел завладеть городом, убил брата князя и окружил город. Тем более, что это легко было сделать – город был совершенно ничем не защищён. Хан очень удивился: когда войска подходили к городу, все его жители горячо молились.

И вот войска ворвались в него, и случилось непредвиденное. Вокруг города забились фонтаны, и он скоро ушёл под воду. Никому из врагов не удалось в него проникнуть, и войско отступило. Только крест был виден в середине озера, и то вскоре и он под водой исчез. К озеру есть даже проход, который в народе зовут проход Батыя. И только чистый душой человек может увидеть под водой красивейший город или услышать церковное пение. Легенда о невидимом городе легла в основу не только сказок и песен, но и различных произведений искусства.

Согласно легенде, город исчез в период с 1236 по 1242 годы. Мистическое озеро Светлояр располагается в районе Поволжья. Китеж – град-легенда интересные факты содержит и сегодня, которые могут волновать учёных и исследователей различных направлений. Добраться к озеру не сложно, а вот купаться из-за глубины в 40 метров запрещено. Известно также, что озеро, действительно, образовалось 800 лет назад, как раз во время нашествия Батыя, однако никто не может точно доказать его происхождение.

Вокруг него происходят и таинственные явления. В частности, сегодня замечено, что:
• В ясную погоду многие слышат колокольный звон или видят в воде очертания невидимого города. Также его можно увидеть на заре, когда солнце только поднимается над горизонтом.
• Вода, взятая из озера, не портится ни при каких обстоятельствах и очень долго может храниться.
• Люди, проводившие исследования, заметили, что озеро уходит под воду как бы ярусами. Был сделан вывод о том, что оно образовывалось частями. Однако на его дно никто пока не добирался из-за очень большой глубины.
• Известно, что многие молитвенники видели этот город своими глазами. Если их просили нарисовать картинки, то рисунки получались удивительно схожими, но только истинно верующий, просвещённый человек мог их видеть. Местные жители замечали возле озера странных людей в белом, одетых в старинную одежду того времени, и разговаривали с ними. Однако научного подтверждения этой информации пока не существует.
• Также есть местная легенда о том, что древние люди предупреждали о несчастьях и давали другим различные советы. Однако точных данных о ней пока нет. Хотя многие видели странников в белой одежде и часто давали им еду, напитки или просто разговаривали с ними. Но научных данных об этом пока не существует.
• Кстати, если обойти озеро по часовой стрелке три раза и загадать желание, оно обязательно исполнится.

Сегодня принято считать, что Китеж – град-легенда, интересные факты о нём, перечисленные в этой статье, пока они не подтверждены никакими точными исследованиями. Однако несмотря на это, сегодня к озеру Светлояр приезжают в большом количестве туристы и паломники, чтобы своими глазами увидеть озеро, скрывающее великую тайну.

Китеж-град – утопическое место русской истории. О нем впервые заговорили в XVII–XVIII веках, когда в среде старообрядцев появился так называемый «Китежский летописец», или «Книга, глаголемая летописец, писана в лето 6646 сентября в 5 день». Эта рукопись включала предание о граде Китеже и озере Светлояр, сочиненное еще якобы в 1237 году.

По легенде, основал Китеж правнук великого князя Владимира и внук Юрия Долгорукого «святой благоверный князь» Георгий Всеволодович, который княжил в Пскове. В 1163 году он поехал с визитом к князю Михаилу Черниговскому и попросил у него грамоты, чтобы «на Руси нашей по укрепленным местам церкви Божий строить и города». Отправился Георгий Всеволодович по городам – сначала в Новгород, потом в Москву и Ростов, – и везде повелел построить церкви «во имя Успения пресвятой владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии».

Сам же благоверный князь Георгий поехал с места того сухим путем, а не по воде. И переехал реку Узолу, и вторую реку, именем Санду, и третью реку переехал, именем Саногту, и четвертую переехал, именем Керженец, и приехал к озеру, именем Светлояру. И увидел место то, необычайно прекрасное и многолюдное. И по умолению его жителей повелел благоверный князь Георгий Всеволодович строить на берегу озера того Светлояра город, именем Большой Китеж, ибо место то было необычайно прекрасно, а на другом берегу озера того была дубовая роща.

Начали строить каменный Большой Китеж 1 мая 1165 года, а закончили – 30 сентября 1167-го. Город длиной в 200 сажен и шириной в 100 сажен окружали рвы. В центре возвышались церкви во имя Воздвижения Честного Креста Господня, а также во имя Успения и во имя Благовещения Богородицы. Построив Малый и Большой Китеж, Георгий Всеволодович вернулся в Псков.

В 1239 году на Русь пришли войска хана Батыя. Услышав о том, как они разоряют города, сжигают церкви, предают мечу детей и оскверняют молодых девушек, Георгий Всеволодович собрал войско и пошел на Батыя. И «была сеча великая и кровопролитие». Терпя поражение, князь отступил и бежал с воинами вниз по Волге к Малому Китежу. Из осажденного города Георгий Всеволодович тайно перешел в Большой Китеж под покровом ночи. А на утро Малый Китеж пал.

Батый, не найдя князя, стал мучить жителей города, пока один из них не выдержал и не открыл ему путь к озеру и Большому Китежу. Войска Батыевы напали на город и разорили его, убили князя Георгия Всеволодовича и забрали его тело. А города Малый Китеж на Волге и Большой Китеж на берегу озера Светлояр запустели.

Эти события стали широко известны в XIX веке. В 1871 году писатель и этнограф Павел Мельников-Печерский в романе «В лесах» описал эту легенду, которую хранили жители Верхового Заволжья, где и находилось озеро Светлояр. Однако концовку истории автор изменил: «Не видать грешным людям славного Китежа. Скрылся он чудесно, Божьим повеленьем, когда безбожный царь Батый, разорив Русь Суздальскую, пошел воевать Русь Китежскую. Подошел татарский царь ко граду Великому Китежу, восхотел дома огнем спалить, мужей избить либо в полон угнать, жен и девиц в наложницы взять. Не допустил Господь басурманского поруганья над святыней христианскою. Десять дней, десять ночей Батыевы полчища искали града Китежа и не могли сыскать, ослепленные. И досель тот град невидим стоит, – откроется перед страшным Христовым судилищем. А на озере Светлом Яре, тихим летним вечером, виднеются отраженные в воде стены, церкви, монастыри, терема княженецкие, хоромы боярские, дворы посадских людей. И слышится по ночам глухой, заунывный звон колоколов китежских».

Так появился миф о невидимом граде Китеже, который сможет увидеть только тот, кто чист душой и сердцем. Историю «города-призрака» подхватили поэты, писатели, художники, композиторы, режиссеры. Владимир Короленко в 1890 году специально ездил в Нижегородскую область, чтобы посмотреть на озеро Светлояр, а по приезде записал очерковый цикл «В пустынных местах».

Николай Римский-Корсаков объединил сюжет легенды с «Повестью о Петре и Февронии» и написал в 1907 году оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». А художники Аполлинарий Васнецов, Константин Коровин и Иван Билибин рисовали для нее декорации. Уже в советское время Аркадий и Борис Стругацкие сочинили повесть «Понедельник начинается в субботу», а Константин Бромберг снял на ее основе фильм «Чародеи». Его действие происходит в вымышленном Китежграде.

Со временем само название Китеж-град стало русским синонимом Атлантиды. Так стали называть места, ушедшие под воду, ведь в истории России XX века такие случаи были не редкими. На дне Рыбинского водохранилища в Ярославской области оказался город Молога, в Ивановской области затопило город Пучеж, а в Тверской – исчез навсегда город Корчева и наполовину оказался в воде город Калязин.

Такова легенда, в которую многие верят. И не сомневаются, что небольшое лесное озеро Светлояр в Нижегородской области и есть то самое, в котором утонул Китеж. Православные приезжают сюда молиться. Рассказывают, что горсть местной земли лечит недуги. Вода, набранная из озера, стоит в бутылках несколько лет, не портясь, как освященная. И если обойти озеро трижды по часовой стрелке, то исполнятся все заветные желания.

А версия, что озеро Светлояр имеет отношение к таинственной Шамбале, привлекает сюда тысячи паломников со всего мира. Однако единственные реальные намеки на существование города-легенды можно найти в книге «Китежский летописец» (конец XVII века).

От местных жителей можно узнать много интересного. Будто бы люди тут исчезают. Одни – навсегда, другие возвращаются, но ничего не помнят. Где-то в оврагах якобы находится вход в город. Но попасть туда могут только истинно верующие.

Околонаучные мистики полагают, что на Светлояре существует и проход в другое временное измерение. И в доказательство приводят истории, рассказанные жителями близлежащего села Владимирское. Они якобы частенько встречают странных коробейников в одеждах, которые носили еще их прадеды, а за купленные товары – в основном хлеб, бублики, пряники – сдачу от них получают медяками и серебряными монетами.

Главным открытием стало подтверждение гипотезы о существовании вблизи Светлояра невидимых глазу плазменных субстанций, которые обладают логикой поведения, то есть проявляют себя как живые существа. Особенно много их появляется вокруг группы молящихся людей – как будто изучают. Эти плазменные образования в свое время зафиксировали в лабораторных условиях ученые из Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн (ИЗМИРАН). Их эксперименты свидетельствовали о том, что в воздухе в электромагнитном диапазоне носятся миллионы плазменных сгустков. Тогда это наводило атеистов на мысль о том, что потусторонний мир все-таки существует. Нынешнее изучение Светлояра показало, что эта гипотеза не лишена здравого смысла.

Но куда же подевался город? Нет ли в основе мифа какого-то реального природного события?

На самом же деле, едва приступив к исследованию любой легенды, мифа или подобного произведения устного народного творчества, мы обнаруживаем следы фактически имевших место событий, – говорил на одном из своих выступлений выдающийся российский археолог и историк академик Борис Рыбаков (умер в 2001 году). – Геологам хорошо известно, что центральные области европейской части России лежат на фундаменте из очень прочных горных пород. Но он рассечен глубинными разломами, которые идут в различных направлениях, нередко пересекаясь друг с другом. И геолог Владимир Никитин выяснил, что озеро Светлояр лежит как раз в узле пересечения двух глубинных разломов. В таком месте даже крупный водоем мог образоваться на изумление быстро – хоть на глазах у хана Батыя.

Аквалангисты обследовали Светлояр и обнаружили в нем подводные террасы – береговой склон уходит под воду уступами. Крутые обрывы перемежаются горизонтальными участками. Из этого можно сделать вывод, что Светлояр образовался как бы по частям: сначала одно опускание, затем – через сотни, тысячи лет – второе и, наконец, третье. На одной из подводных террас этого озера и мог находиться городок или монастырь, исчезнувший затем в водах Светлояра.

Когда это место «просветили» эхолотом, а позже и геолокатором, то на эхограмме отчетливо проступила овальная аномалия – придонный слой ила особого состава: он отличался от того многометрового слоя осадков, которыми был придавлен. Более того, недалеко от «овала» нашли еще один участок. Там под илом и тонким слоем придонной породы было нечто, не пропускавшее звук. Как будто в недрах скрыт некий большой тяжелый объект. Когда составили карту этих зон, то получился рисунок, напоминающий город, окруженный валом.

Итак, по мнению ученых, Китеж вполне мог существовать. Но исчез отнюдь не таинственно, а просто провалился под землю в результате тектонической деятельности. Вот только следов почти за пятьдесят лет поисков с целыми командами аквалангистов обнаружить так и не удалось. Ни ложки, ни плошки, ни какого-нибудь обтесанного бревна. Шлиман, например, нашел и Трою, и золото, руководствуясь лишь сказочной «Илиадой». А тут и адрес точный, и озеро, как лужа, – за 20 минут обойти можно. Впору предположить фантастическое: город существует, но он невидим. Только временами слышен. Колокола там звенят... И это, возможно, не выдумки паломников.

На оборонном предприятии в Санкт-Петербурге, которое поставляло приборы Военно-морскому флоту, работал инженер Игорь Фомин. Он разработал прибор – гидрофон, использующий физические принципы для преобразования звука в электрический сигнал.

Во время испытаний, проходивших на Ладоге, гидрофон неожиданно стал издавать раскатистые звуки, похожие на отзвуки грома проходящей грозы. Геофизики, прослушав пленку, сказали, что такие раскаты «грома» – это волны возмущений в земной коре, которые проходят через воду и создают такой эффект. После этого Игорь Фомин стал целенаправленно прослушивать озера. В одних воды молчали, в других – «кричали».

Но самый неожиданный сюрприз ждал исследователя на озере Светлояр. Гидрофон, опущенный в воду, зафиксировал низкий рокочущий звук, напоминающий гудение огромного колокола. Чаще всего рокотало озеро перед восходом солнца и в полнолуние. Именно в то время, когда, по легенде, праведные люди видели в озере «ровно как в зеркале стены сокровенного града и слышали гудение его колоколов».

Что касается качества озерной воды, то ее исследовали химики и пришли к выводу: она действительно может храниться много дней и не портиться благодаря бьющим со дна озера родникам с большим содержанием гидрокарбоната и кальция.

Озеро Светлояр находится в Нижегородской области. Расположено около села Владимирское Воскресенского района, в бассейне Люнды, притока реки Ветлуги. С высоты птичьего полета выглядит идеально круглым. Это дает основание некоторым геофизикам предполагать, что озеро возникло от падения метеорита. На самом деле оно – ровный овал примерно 450 на 350 метров. Глубина достигает 39 метров. Но, возможно, там вовсе нет дна. Ведь вода в озеро поступает из карстового разлома, глубина которого неизвестна.

Кстати, по тем временам город, который бы поместился на площади озера, считался относительно большим.

В России может много городов уйти под землю. Связано это прежде всего с тем, что на ее территории находятся сотни каменоломен протяженностью до сотни километров, которые рыли с XV до начала ХХ века. При Сталине входы в них взорвали, чтобы бандиты там не прятались. Поэтому отыскать эти «норы» сейчас очень сложно. И по незнанию над ними сейчас строятся и дома, и целые коттеджные поселки. Так, под Подольском находятся гигантские пустоты. И уже сейчас там стали случаться провалы.

В Москве огромные каменоломни начинаются под гостиницей «Украина» и уходят под Бадаевский пивзавод. Под Кремлем тоже много подземных ходов, облицованных белым камнем, а сейчас среда кислая стала из-за больших выбросов выхлопных газов - известняки же нестойки к кислоте. Поэтому не исключено, что и Кремль может однажды исчезнуть, как град Китеж.

Кстати, радары спутника Европейского космического агентства недавно зафиксировали, что два крупнейших города Китая – Шанхай и Тяньцзинь – под весом гигантских небоскребов постепенно проваливаются на несколько сантиметров в год.

Кибилёк – так называется местечко примерно в пяти километрах от озера Светлояр. Здесь родник якобы с «живой» водой (анализы показывают, что у нее нулевая кислотность). А рядом – в дремучем Кержинском лесу – расположены три безымянные могилы. Они древние и необычные.

Во-первых, кому в голову пришло захоронить кого-то вдали от населенных пунктов? Во-вторых, могилы в несколько раз превышают размеры традиционных христианских захоронений. Рассказывают, будто бы там захоронены великаны. А именно скелеты древних лемурийцев – жителей таинственной страны Лемурия, которая, по легендам, существовала где-то в этом районе сотни тысяч лет назад.

Современная наука не подтверждает, но и не пытается опровергать такую версию происхождения странных захоронений. Раскопать их никто не пытался. Да и грешно это.

Нижегородские эзотерики приходят на могилы ночью, чтобы поклониться «неизвестности». А многие православные, напротив, считают, что место тут нечистое. Несмотря на родник. Наберут воды и быстро уходят.

Всякая легенда со временем профанируется. Не избежало этой судьбы и сказание о Китеже. Сейчас его используют для привлечения туристов, решивших прикоснуться к «исконным корням» русской культуры. Но любопытно и страшно то, куда на самом деле уходят эти корни.

Легенда о граде Китеже в том варианте, который распространен сегодня, родилась среди старообрядцев-бегунов (раскольников, кто оборвал все связи с внешним миром) в конце XVIII века. В ней мистический город, ушедший на дно озера Светлояр, когда к его стенам подступили войска хана Батыя, представлен земным раем, где во плоти живут праведники, ожидая второго пришествия Христа.

Предания староверов возникли не на пустом месте. Скрываясь в заволжских лесах в поисках спасения от «антихриста», который «утвердился» в Москве после реформ патриарха Никона, раскольники подхватили древнюю, восходящую к XIII веку, легенду о пропавшем во время татарского нашествия городе. И это понятно: в их представлении жители «зависшего» во времени Китежа с древних времен хранили истинную православную веру, которой на русской земле якобы наступил конец. Возможно, в основу первоначального сказания о гибели города легли рассказы о разорении поселения Городищи на реке Ватоме в 80 километрах к юго-западу от Светлояра, где была обнаружена сгоревшая крепость монгольского периода.

В этих ранних легендах Китеж (возможно, от «кидош» – брошенное место) был представлен как сакральное царство мертвых. Древние легенды целиком до нас не дошли, однако их следы можно рассмотреть и в некоторых преданиях староверов, и в поверьях, бытующих среди местного населения. На эти следы стоит обратить внимание, поскольку они существенно меняют традиционное представление о Китеже.

Из рассказов жителей села Владимирского (запись 1970-х годов): «Большая рыба в Светлояре ходит, людей пугает. Раньше на горе избушка была, в ней жила монашенка преклонных лет одна. И вот, рассказывают люди, ей видение было – из озера ночью выходит чудовище огроменное, зубастое, с хвостом, вроде как рыба... Водолазы озеро исследовали. Один только нырнул и кричит, чтобы его тянули назад скорей. Вытащили его, а он уж без памяти. В больницу потащили, отходили, а что с ним такое было, что он там увидел, никому не сказывает. Рыба большая там есть – это точно! Но на людей она не нападает, только пугает. Вот из Русенихи тоже один старик, говорят, рыбину видел, показалась она и тут же скрылась. Но он запужался сильно. Городские приехали сетью рыбу ловить, так она им все сети порвала. Они ее хвост видали. Она им у самого борта плесканула, аж мурашки по коже пошли. Брызги во все стороны. А один говорит, что даже ногу у этого чудища разглядел. Иные рассказывают, что встречали странные следы на берегу: собачьи – не собачьи, лягушачьи – не лягушачьи. Большие. Наверное, это та рыба на землю ночами выходит. Рыбина эта град Китеж от посторонних глаз стережет».

В большинстве китежских легенд говорится, что город досягаем для живых праведников, но существует и более древняя сюжетная линия (парадоксальным образом не вступающая в конфликт с основной, а даже дополняющая ее), когда путь в сакральное место описывается и как путь в страну умерших. Например, в некоторых сказаниях сообщается, что те, кто решил отправиться на поиски невидимого града, должны, наряду с молитвенными бдениями, перестать есть. То же самое делали бегуны, когда чувствовали приближение смерти. То есть уход в волшебный город в этих легендах описывается как умирание. Отказался от пищи, например, герой пересказываемой Владимиром Короленко легенды, Кирила Самойлович (очерк «В пустынных местах»). Он как бы осуществил собственные похороны: умылся, причесался, оделся «чистенько», попрощался и исчез. В старообрядческом сочинении «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже» сохранилась прямая оговорка, что ищущий волшебную тропу должен быть готов умереть перед воротами города праведников.

Отправляться в путь, согласно сказаниям, нужно на рассвете или на закате, когда граница между миром живых и миром мертвых наиболее проницаема. При этом на себя надевают белую (цвет смерти) льняную одежду – такую же, в которой хоронили в те времена. В легенде, приводимой Павлом Мельниковым-Печерским в романе «В лесах», рассказывается, что одному из его героев, Перфилу Григорьевичу, отправившемуся в нелегкое путешествие, пришлось преодолеть четыре реки и бурелом, наваленный на «запущенной тропе». Ровно так же описывается дорога в страну умерших в поминальных причитаниях: «Уж ты пойдешь, сердечно дитятко, // Пойдешь по тем путям-дороженькам, // Через четыре реки студеные, // По дорожкам, лесом заваленным. // Уж как встретишь-то, мое сердечное, // Моих-то родных родителей». Когда Перфил Григорьевич дошел до китежских ворот, то был встречен медведем – славянским тотемным предком, охраняющим вход в загробное царство, о чем повествуют многие сказки.

В Китеж также можно попасть на белом коне – древнем славянском жертвенном животном, которое, по поверьям, переносит души умерших в их обитель. Но встречаются и легенды (здесь и далее приводятся сказания из сборников «Град Китеж» и «Христианские сказания Нижегородской земли»), что китежане сами выходят в этот мир, чтобы купить белых скакунов – на других они не передвигаются. Пришедшим из Китежа также нужен хлеб (зерно) – поминальная пища. Они могут сами покупать его у живых. Но, интересная деталь, торговать они предпочитают не с православными славянами, а с язычниками черемисами (марийцами), чтобы свои «их не опознали».

< p>О том, что китежский хлеб именно хлеб поминальный, могильный, говорится в одной легенде. В ней рассказывается, как в город случайно попал мальчик. Его там накормили, и предложенный хлеб показался ему таким вкусным, что он спрятал за пазуху кусочек. Когда же мальчик снова очутился на поверхности, вместо кусочка хлеба была гнилушка.

 

Вообще, обряды, связанные с кормлением покойников, проводились на озере Светлояр еще с древних времен: поминальную пищу пускали по воде со свечами или прятали в дуплах деревьев. На Светлояре в XIX веке летом справляли русалии: проводы русалок (душ умерших) обратно в загробный мир (считали, что на Троицын день – 50-й день после Пасхи – русалки выходят из воды и пребывают на земле), сопровождавшиеся поднесением поминальной пищи. Отмечали здесь и Радуницу (вторник Фоминой недели, второй недели после Пасхи) – поминовение предков. В некоторых легендах герои, попавшие в Китеж, действительно узнают среди горожан умерших родственников. Общий вид города мрачен: «...окна забиты, ни души на улице, ровный бледный свет, как белой ночью. Идут черные праведники к церкви».

Тех, кто попал в Китеж случайно, без надлежащей подготовки (то есть кто еще не умер), китежане сначала не замечают: по некоторым поверьям, мертвые не могут видеть живых и обращают внимание на «чужака», только когда тот подаст голос. Так было с одним пастушком. На закате перед ним открылась гора, и в глубине он увидел молящихся старцев. Мальчик вошел в подземелье, но те довольно долго не обращали на него внимания, даже закончив молитву. И только «сказавшись», пастушок стал для них видим. Об этом якобы он рассказал сам, вернувшись на поверхность.

Однако обычно из Китежа не возвращаются. Тех же, кто вернулся, узнают с трудом. Так, один крестьянин-весельчак решил ради забавы побывать в потаенном городе. И ему это удалось: он прорыл ход под корнями старой березы на берегу Светлояра. Но вместо былого смельчака и балагура «оттуда» вернулся седой, молчаливый старик, «дрожащий и плачущий горькими слезами». Через некоторое время он умер, как и большинство из тех, кто уходил из Китежа обратно к людям. Вскоре суждено умереть и тем, кто услышит гул китежских колоколов. Говорят, что многие его слышали перед Великой Отечественной войной.

Эти легенды свидетельствуют об одном – к сказанию о Китеже нельзя относиться легкомысленно, как нередко бывает в наше время. Стоит ли приезжать на Иванов день или какой другой полуязыческий праздник на озеро Светлояр для того только, чтобы выкупаться в нем – мол, вода целебная (делать этого, наоборот, нельзя, дабы не оскорблять умерших) – или поучаствовать в шествии вокруг озера со свечами, а потом ждать видений потаенного града?

Да, это будет приятная прогулка. Но мест для таких прогулок тысячи. А Китеж – символ духовного самоотречения, самоотречения вплоть до смерти, когда ради постижения божественной истины не страшно даже покинуть этот мир. Китеж – это серьезно и страшно. Страшно в том смысле, как страшны для причащающегося христианина плоть и кровь Христовы.

Категория: Загадки Вселенной | Добавил: laf2304 (18.07.2020)
Просмотров: 269 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [286]
Природа [296]
Общество [299]
Технологии [286]
Загадки Вселенной [330]
Разное [247]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz