Magnus Fragor

Главная » Статьи » Загадки Вселенной

Обитатели невидимого мира

С древних времен люди понимали, что в жизни их окружают не только добрые духи и ангелы, но и злые сущности, которых называли нечистой силой. В современном мире многие не верят в существование таких сил, но только до тех пор, пока не встретятся с ними в реальности. Как правило, вера в существование нечисти боле характерна для деревенских жителей, у которых сохранилось немало легенд, связанных с потусторонними силами. Для городских жителей эта вера несколько слабее, хотя проявление нечисти в городах – не такая уж большая редкость.

Темное царство, где обитают злые духи, занимает значительное место в христианской системе верований. Большая часть духов и божков из народной памяти стерлась под влиянием новой религии, но в то же время им на смену пришли новые демонологические силы, созданные народной фантазией под влиянием христианской религии.

Для большинства людей нечистая сила – это русалки, домовые, кикиморы, черти, бесы. Но, на самом деле, потусторонних сил намного больше, и все они приносят человеку не только беды и несчастья, но и смерть.

Если говорить о том, откуда нечистая сила берется, то здесь существует две легенды. Согласно первой, нечистую силу создал сам Господь во время сотворения мира, или Сатана. Вторая легенда гласит, что нечистая сила появляется от союза людей из числа покойников-самоубийц и нечисти.

Нечисть можно повстречать везде, но чаще всего они обитают в так называемых местах силы, которые издавна считаются нечистыми: болотах, зарослях, топях, чащах. Многих интересует вопрос, как внешне выглядит нечистая сила, чтобы избежать встречи с ней. Как правило, нечисть способна принимать человеческий облик, но каждый ее представитель в нормальном «состоянии» имеет свои отличительные особенности.

Вообще, необходимо отметить, что весь мир демонов делится на три основных группы: духи природы, домашние духи и непосредственно нечистая сила. Самой большой по численности является группа чертей или демонов.

В древнегреческой мифологии демоном называли звероподобное или человекоподобное существо, которое обладало божественной силой. Демоны появлялись и исчезали внезапно, это была сила, с которой нельзя вступить ни в какое общение. Демоны влияют непосредственно на людей, подталкивая их к совершению определенных поступков, насылая различные чувства и мысли, зловещие сны. Иногда демонов приравнивают к судьбе, поскольку все события жизни человека находятся под его влиянием. В древности было принято считать, что существует демон рождения, и в характере каждого человека проявляются определенные демонические силы, у каждого человека есть свой демон.

Демоны – это посредники между Богом и людьми. Греки объясняли все непонятное, чудесное, роковое демоническим воздействием. Демоны были виноваты в землетрясениях, эпидемиях, приливах, засухах и бурях. А в некоторых греческих легендах даже есть упоминание о том, что люди, которые жили в Золотом веке, превратились в демонов и охраняют людей.

Черти являются яркими представителями уже русского фольклора. Как правило, чертями называли злобных духов, которые приносили людям неприятности. С момента появления христианской религии черта стали отождествлять с дьяволом. Чтобы не вызвать эту нечисть, старались после захода солнца его имя не произносить. В народном фольклоре черт описывается как человекоподобное существо, у которого имеются рога, хвост, копыта, пятачок вместо носа, а все тело покрыто шерстью. Кроме того, бытует поверье, что черти все хромые, поскольку сломали ноги, когда падали с неба. Черти обитают в аду, где всячески издеваются над грешниками. В фольклоре упоминаются младшие и старшие черти. Самым старшим является Сатана, который командует всеми чертями. Еще люди уверены в том, что именно черти придумали водку, табак и карточные игры.

Среди наиболее распространенных представителей нечистой силы можно отметить и бесов. В древнеславянских верованиях – это злые духи. С тем же значением это слово перешло в христианство, где его использовали в качестве перевода греческого понятия «демоны».

Христианская религия говорит о том, что бесы являются исключительно злыми духами, поэтому никакие договоры с ними заключать нельзя. Эта нечисть насылает на человека порчу, скверну и различные болезни (в особенности, психические расстройства), подталкивают к нехорошим поступкам и внушают плохие мысли. Кроме того, они ненавидят брак и делают все возможное, чтобы разрушить его.

Согласно легенде, когда-то в древности бесы были ангелами, но стали отступниками, за что и были свергнуты с небес. От своего ангельского прошлого у бесов сохранились могущество и сверхчеловеческие знания, которые они используют со злым умыслом. Бесы способны свободно перемещаться в пространстве, они могут управлять стихиями, проникать в человеческие мысли. Они являются людям только тогда, когда сами этого захотят, причем, облик каждый раз они выбирают в зависимости от обстоятельств (могут показаться в облике светлого ангела или близкого человека). Народная средневековая фантазия рисует его как темное, рогатое, хвостатое существо с копытами.

Представителем славянской демонологии является и вий – персонаж, который сохранился в сказках. Очень часто его изображают как могучего старика с большими бровями и очень длинными ресницами. Они настолько густые, что старик совершенно ничего не видит, а чтобы он мог взглянуть на мир, нужно несколько силачей, чтобы поднять ему брови и ресницы. Это существо знакомо всем, кто читал Гоголя, но писатель использовал далеко не все черты, которые приписывала вию народная молва. Так, вия в легендах изображали как великого истребителя, который убивал людей одним взглядом, а города и села превращает в пепел. К счастью, веки ему поднимали только в тех случаях, когда нужно было уничтожить войска противника или сжечь неприятельский город.

Среди домашних злых духов наиболее известными являются злыдни и кикимора. В восточнославянской мифологии злыдни были злыми духами, которые селились в домах за печкой и не приносили хозяевам дома ничего, кроме несчастий. Иногда злыдней представляли как стариков-оборванцев маленького роста, но было принято считать, что злыдни невидимы. Эти злые духи обрекали семью, в доме которой селились, на крайнюю бедность, а несчастья преследовали семью до конца жизни, поскольку считалось, что от злыдней избавиться практически невозможно. Те же, кому удавалось извести злыдней, очень быстро после этого богатели.

Кикимора также считалась домашним злым духом. Согласно восточнославянской мифологи, она считалась видом домового. А некоторые ученые даже предполагают, что это – жена домового. В древности кикимору считали ночным божеством, которое приходило в кошмарах. Считалось, что кикиморы рождались от Змея Огненного, а потом нечистая сила переносила их к злым колдунам за тридевять земель, где они обучались недоброму волшебству. Внешне кикиморы маленькие, тоненькие, живут за печкой. Оттуда и выходят по ночам, стучат, свистят, путают пряжу, бьют посуду. Но считалось, что кикимора вредит только нерадивым и ленивым хозяйкам, а умелым – наоборот, помогает.

В демонологии восточнославянских народов существовала и такая нечистая сила, как Лихо. Оно было воплощением горя, несчастья, беды. Это один из самых распространенных героев народных сказок, в которых Лихо изображалось как чахлая, костлявая, одноглазая женщина, встреча с которой способна принести не только беды и несчастья, но и стать причиной смерти. Очень часто эту нечисть называли Лихом Одноглазым, поскольку она не выбирает своих жертв, а бросается на кого попало.

В мифологии существовала такая разновидность нечисти, как оборотни или вурдалаки. Оборотнем называли человека, который обладал сверхъестественными способностями превращаться в волка. Кроме того, существовало мнение, что маги и колдуны могли превращать в волков простых людей. Оборотни могут двигаться практически молниеносно, поэтому создается впечатление, что они находятся одновременно сразу с нескольких местах. А мощь их может достигать такой силы, что процесс превращения может вызывать лунные затмения. Люди приписывали оборотням и способность превращаться в вампиров после смерти. Поэтому тем покойникам, которых подозревали в оборотничестве, клали в рот монету.

Все знают современных страшилищ таких как полтергейст, барабашка, вампиры и оборотни, а вот во что верили и чего боялись наши предки мало кто знает. У наших предков была очень развита мифология и она ни в чём не уступала ни греческой, ни кельтской, ни тем более германской. Славяне верили что у лесов, болот и рек есть свои духи-хранители нельзя сказать что они их боялись, скорее это больше было похоже на уважение. Так относятся к тому кто старше и умнее: иногда задобряли, иногда просили помощи, но иногда и враждовали. Нo также наши предки верили и в злых духов, которые объединялись в одно понятие «нежить» (то есть не живые), хотя место обитание у этих духов тоже было самое разнообразное.

Ну, а теперь поподробней, в каких же именно духов верили наши предки. Для удобства все духи распределены на пять групп по местам обитания (болотные, речные, лесные, горные, домашние).

Домашние

Добрые

Баган – дух-покровитель рогатого скота, он охраняет их от болезненных припадков и умножает приплод, а в случае гнева своего творит самок бесплодными или убивает ягнят и телят при самом их рождении. Белорусы отделяют для него в коровьих и овечьих хлевах особое место и устраивают маленькие ясли, наполненные сеном: здесь-то и поселяется баган. Сеном из его яслей они кормят отелившуюся корову, как целебным лекарством.

Баюнок (Кот-баюн) – домовой дух, сказочник, сказочник ночной, песенник колыбельный. Иногда он выступает в виде Кота-баюна.

Вазила (конюшник, табунник) – дух-покровитель лошадей, его представляют в человеческом образе, но с конскими ушами и копытами. Всякий домохозяин имеет собственного вазилу, который живёт в конюшне (сарае), заботится, чтоб водились лошади, оберегает их от болезней, а когда они ходят в табун – удаляет от них хищного зверя.

Ведогони – души, обитающие в телах людей и животных, и в то же время домовые гении, оберегающие родовое имущество и жилище. Каждый человек имеет своего ведогоня; когда он спит, ведогонь выходит из тела и охраняет принадлежащее ему имущество от воров, а его самого от нападения других ведогоней и от волшебных чар. Если ведогонь будет убит в драке, то человек или животное, которому он принадлежал, немедленно умирает во сне. Поэтому если случится воину умереть во сне, то рассказывают, будто ведогонь его дрался с ведогонями врагов и был убит ими. У сербов – это души, которые своим полетом производят вихри.

Домовой-доможил – представитель очага, по первоначальному значению есть бог Агни, тождественный Перуну-громовержцу. Как воплощение огня, пылающего на домашнем очаге, домовой чтился как основатель и владыка рода. Это малорослый старик, весь покрытый теплою, косматою шерстью. Если домовой разгневан, то он принимается за те же проделки, как и чужой домовой. Поэтому его называют Шут, Облом и Садолом. На Руси в лице домового чествуется начальный основатель рода, первый устроитель семейного очага, и потому понятие о нем не дробится на множество однородных духов: в каждом доме есть только один домовой. Деятельность домового ограничивается владениями той семьи, с которой связан он священными узами родства и культа; он заботится только о своём доме. На Руси домовой также является покровителем кур, и в честь его 1-го ноября совершается особенное празднество, известное под названием «куриных именин».

Коргоруши (коловерши) – в восточнославянской мифологии помощники домового; видом похожи на кошек, чаще всего чёрной масти.

Ледащий – дух соломы. Как и многие духи славянской мифологии, зимой ледащий спит. Просыпается только с приходом весны. В летнее время бодрствует и ждёт конца лета, чтобы забраться в свежую кучу соломы и уснуть. Никто его никогда не видел. Иногда только в жаркий полдень зашуршит кто-то в соломе, и послышится чей-то вздох.

Злые

Баенник (банник, лазник, байник, банный) – нечистый дух из нежити, который поселяется во всякой бане за каменкой, всего же чаще под полком, на котором обычно парятся. Всему русскому люду известен он за злого недоброхота. «Нет злее банника, да нет его добрее», – говорят в коренной Новгородчине, но твёрдо верят в его готовность вредить и строго соблюдают правила угодничества и заискивания. Полагают, что баенник всегда моется после всех, а потому четвёртой перемены или четвёртого пара все боятся: «он» накинется, станет бросаться горячими камнями, плескаться кипятком; если не убежишь умеючи, то есть задом наперед, он может совсем зашпарить. Этот час (то есть после трёх перемен) дух считает своим и позволяет мыться только чертям: для людей же банная пара полагается около 5-7 часов пополудни. Баенник стремится владеть баней нераздельно и недоволен всяким, покусившимся на его права, хотя бы и временно. Зная про это, редкий путник, застигнутый ночью, решится искать здесь приюта. Так как на баеннике лежит прямая обязанность удалять из бани угар, то в его же праве наводить угар на тех, кем он недоволен. Заискивают расположение баенника тем, что приносят ему угощение из куска ржаного хлеба, круто посыпанного крупной солью. А чтобы навсегда отнять у него силу, ему приносят в дар чёрную курицу. Баенник старается быть невидимым, хотя некоторые уверяют, что видали его и что он старик, как и все духи, ему сродные: недаром же они прожили на белом свете такое неисчислимое количество лет.

Баечник (перебаечник) – злой домашний дух. Появляется баечник после рассказанных на ночь страшных историй о всякой нечисти. Ходит босым, чтобы не слышно было, как он стоит над человеком с протянутыми над головой руками (хочет узнать, страшно или нет). Будет разводить руками до тех пор, пока рассказанное не наснится, и человек не проснётся в холодном поту. Если в это время зажечь лучину, можно увидеть убегающие тени, это он. В отличие от домового, лучше с ним не заговаривать, можно опасно заболеть. В доме их четыре-пять. Самый страшный – усатый перебаечник, у него усы заменяют руки. Защититься от перебаечника можно было заклятьем, но оно забыто.

Домовой-дворовой – получил свое имя по месту обычного жительства, а по характеру отношений к домовладельцам он причислен к злым духам, и все рассказы о нём сводятся к мучениям тех домашних животных, которых он не взлюбит. Внешним видом дворовой похож на доможила. Он в дружбе всегда только с козлом и собакой, остальных животных недолюбливает, а птицы ему не подчиняются. Особенно не терпит белых кошек, белых собак и сивых лошадей – знающий хозяин старается не держать такую живность. Дары ему подносят на железных вилах в ясли.

Злыдни – злые духи, маленькие существа, которые, поселившись за печкой, остаются невидимыми и приносят дому несчастья: как бы ни было велико богатство хозяина, оно быстро сгинет и вместо довольства наступит нищета. Своим крохотным ростом и неугомонным характером они напоминают домовых карликов и тем самым дают свидетельство о древнейшей связи мифических олицетворении судьбы и смерти со стихийными грозовыми духами (другое свидетельство – способность превращений). Злыдни странствуют по свету и располагаются на житье обществами.

Овинник (Гуменник, Подовинник) – самый злой из домовых духов: его трудно ублажить-смирить, если он рассердится и в сердцах залютует. Глаза у него горят калёными угольями, как у кошки, а сам он похож на огромного кота, величиной с дворовую собаку, – весь чёрный и лохматый. Умеет лаять и хохочет не хуже лешего. Сидеть под садилом в ямине указано ему для того, чтобы смотреть за порядками кладки снопов, наблюдать за временем и сроками, когда и как затоплять овин, не позволять делать это под большие праздники. Разгневается, так закинет уголь между колосниками и даст всему овину заняться и сгореть. Живёт этот дух в овине; лохматый, а одна рука голая и подлинней другой. Голой рукой он наказывает, бросает нерадивым хозяевам жар в неубранные снопы. Глаза у этого духа разноцветные, шуба наизнанку; в безветренную погоду он спит. Мохнатую руку вытягивает редко, чтобы нагадать девушкам богатство. В заутреню светлого воскресенья девушка кладёт руку в окно овина: если не притронется к руке дух – в девках ходить, голой рукой – за бедного замуж пойти, мохнатой рукой коснётся овинник, знать, за богатого пойдёт.

Шиш – домовой, бес, нечистая сила, живущая обычно в овинах. Играет шиш свадьбы свои в то время, когда на проезжих дорогах вихри поднимают пыль столбом. Это те самые шиши, которые смущают православных. К шишам посылают в гневе докучных и неприятных людей. Наконец, «хмельные шиши» бывают у людей, допившихся до белой горячки (до чёртиков). Имя шиша пристегивается также ко всякому переносчику вестей и наушнику в старинном смысле слова, когда «шиши» были лазутчиками и соглядатаями, и когда «для шишиморства» (как писали в актах) давались, сверх окладов, поместья за услуги, оказанные шпионством.

Лесные

Аука – лесной дух, родствен лешему. Так же, как и леший, любит проказничать и шутить, людей по лесу водить. Крикнешь в лесу – со всех сторон «аукнет». Можно, однако, вызволяться из беды, проговорив любимую поговорку всех леших: «Шёл, нашёл, потерял». Но один раз в году все способы борьбы с лесными духами оказываются бесполезными – 4 октября, когда лешие бесятся.

Боли-бошка – лесной дух. Живёт в ягодных местах. Дух лукавый и хитрый. Появляется перед человеком в виде старичка бедного, немощного, просит помочь отыскать ему сумку утерянную. Поддаваться на его просьбы нельзя – начнёшь о потере думать, разболится голова, будешь долго по лесу блуждать.

Лесавки – лесные духи, родственники лесовика, старики и старушки. Видом своим похожи на ежат. Также, как и лесовик, любят проказить и играть. Большую часть времени лесавки спят – бодрствуют они очень короткий период времени: с конца лета до середины осени. У олончан в их густых и непочатых лесах живут «лесные старики» или «отцы», которые сманивают в лес детей, но с какой целью держат их там и чем кормят – самые сведующие люди сказать не могут. Лесные духи – первоначально их представляли в следующем виде: косматые существа с козлиными ногами, бородой и рогами, напоминающие собой сатиров и фавнов античного мира. Если они одеты – то в бараньи тулупы; тулупы эти не подпоясаны и свободно развеваются по ветру, как облачная мантия дикого охотника. Позднее получили имена собственные.

Леший (вольный, ляд, лес, праведный, лешак, лесовик, лесник, лисун, полисун, шатун, ворог, еле, дикинький мужичок, цмок, царек с золотыми рожками, лесовый царек, господарь над лесом) – лесная нечисть, полноправный и неограниченный хозяин леса: все звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему безответно. Леший отличается от прочих духов особыми свойствами, присущими ему одному: если он идёт лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями. В Киевской и Черниговской губерниях различали лисунов и полевиков; первых представляли великанами сероватого и пепельного цвета, о последних же рассказывали, что они равны с высотой хлеба, растущего в поле, и после жатвы умаляются и делаются такими крохотными, как стерня. Как все грозовые духи, леший может принимать различные образы, и тем самым сближается с оборотнями. Чаще всего он является здоровенным мужиком, но и в этом человеческом образе сохраняет демонские признаки: на нём бараний полушубок, но как всегда бывает у нечистой силы – неподпоясанный и запахнутый левой полою на правую. Носится леший по своим лесам, как угорелый, с чрезвычайной быстротой и всегда без шапки. Бровей и ресниц у него не видно, но можно ясно разглядеть, что он – карноухий (правого уха нет), что волосы на голове у него зачёсаны налево. Представляют его и одноглазым, что указывает на сродство его с великанами-циклопами. Обладая способностью перевёртываться, леший часто прикидывается прохожим человеком с котомкой за плечами. Если леший показывается голый, то легко заметить, как сходен он с общепринятым изображением чёрта: на голове у него рога, ноги козлиные, голова и вся нижняя половина тела мохнатые, в космах, борода козлиная – клином, на руках длинные когти. В Белоруссии его называют лесным цмоком, который морит у хозяев скот, высасывает ночью у коров молоко и делает нивы неплодородными. Во Владимирской губернии лешего называли дикиньким мужичком. Близ Рязани верят, что в лесах обитают царьки с золотыми рожками. Лешие не столько вредят людям, сколько проказят и шутят и, в этом случае, вполне уподобляются свои родичам-домовым. Проказят они грубо, как это и прилично неуклюжим лесным жителям, и шутят зло. Самые обычные приемы проказ – завести человека в чащу в такое место, из которого никак не выбраться, либо напустить в глаза тумана, что совсем собьёт с толку, и заблудившийся человек долго будет кружить по лесу. Однако леший всё-таки не ведёт людей на прямую погибель. Людей леший карает за употребление непотребных слов и произнесение проклятий.

Листин – старый слепой дух, предводитель лесавок, его жена и помощница – баба Листина. Они не такие буйные и шустрые, как лесавки, сидят в куче листьев возле пня или в овраге и командуют – кому когда шелестеть. Осенью сначала легкий шепоток слышится – это Листин с Листиной советуются и назначают лесавкам работу. А потом уже шелест да шум, хороводы опавшей листвы, знать, лесавки играются.

Болотные

Анчутка – злой дух, в более позднее время – одно из русских названии чертенят. Анчутка связан с водой и вместе с тем летает; иногда Анчутку называют водяным, болотным: живёт в болоте. У него есть крылья. Обычные его эпитеты – «беспятый», «роговой», «беспалый» – означают принадлежность к нечистой силе. В сказках он беспятый, потому что волк ему пятку откусил.

Болотынник (болотяник, багник) – дух болота. Тождествен водяному. Народная фантазия находит болото совершенно подходящим местом для поселения нечистой силы.

Болотница (омутница, лопатница) – водяная дева. В зависимости от того, где живут водяные девы, они получают соответствующие названия. Водяную деву, живущую на болоте, называют болотницей. Любительницу омутов – омутницей. По поведению и характеру они сходны с русалками.

Лобаста (лопаста) – русалка, живущая в болоте в камышах. Особенно опасна встреча с ней на Русальную неделю – в это время ни одна девушка не решится пойти в лес, не прихватив с собой подружек, из боязни попасться в руки Лобасте.

Водяные

Водяной (водяник, водовик, болотяник) – водяной, злобный дух, а потому всеми и повсюду причисляется к настоящим чертям. Народ представляет водяного голым стариком, с большим одутловатым брюхом и опухшим лицом, что вполне соответствует его стихийному характеру. Вместе с этим, как все облачные духи, он – горький пьяница. Водовики почти всегда женаты и имеют много детей; женятся они на водяных девах, утопленницах и тех несчастных девушках, которые были прокляты родителями и вследствие этого проклятия уведены нечистою силою в подводные селения. Недоброжелательство водяного к людям выражается в том, что он неустанно сторожит за каждым человеком, являющимся, по разным надобностям, в его сырых и мокрых владениях. Он уносит на безвозвратное жильё всех, кто вздумает летней порой купаться в реках и озерах после солнечного заката, или в самый полдень, или в самую полночь. Под водой он обращает свою добычу в кабальных рабочих, заставляет их переливать воду, таскать и перемывать песок и т.д. Никогда не умирая, водяные, тем не менее, на переменах луны изменяются: на молодике они и сами молоды, на ущербе превращаются в стариков. На юге представляются с человеческим туловищем, но с рыбьим хвостом вместо ног; водяные северных холодных лесов – чумазые и рогатые. Водяной находится в непримиримо враждебных отношениях с дедушкой домовым, с которым, при случайных встречах, неукоснительно вступает в драку. В том случае, когда водяной живёт в болотах его называют также Болотняник.

Морские люди (Фараоны) – на Украине о них говорят – «що половина чоловіка, а половина риби». Когда волнуется море, на поверхность его выплывают морские люди и поют песни. В других местах этих морских людей называют фараонами, смешивая старинное предание о морянах с библейским сказанием о Фараоновом воинстве, потонувшем в волнах Чёрного моря. Рассказывают, что люди эти – с рыбьими хвостами и что они обладают способностью предсказывать будущее.

Водяны (водявы, воденицы, водяники, моряны, водяницы, дунавки, шутихи, шутовки) – водяные жёны и девы. Смотря по тому, где они живут, их называют: водяны – обитают в реках, озерах и колодцах; моряны – в море. Они любят селиться обществами и по преимуществу в пустынных местах – в омутах, котловинах и под речными порогами, устраивая там гнёзда из соломы и перьев, собираемых по деревням во время Зелёной недели.

Русалки (криницы, лоскоталки, земляночки) – водяные девы; души усопших: детей, умерших некрещёнными, либо потонувших или утопившихся девушек. Русалки – представители Царства смерти, тьмы и холода, поэтому-то, с наступлением весны, хотя они и оживают, но обитают всё-таки в тёмных недрах земных вод, ещё холодных весною. С Троицына дня русалки оставляют воды и живут в лесах на деревьях, служащих, по верованию древних славян, жилищем мертвецов. У западных славян и украинцев русалки – весёлые, шаловливые и увлекательные создания, поющие песни восхитительными и заманчивыми голосами; в России – это злые и мстительные существа, растрепы и нечесы: бледнолицые, с зелёными глазами и такими же волосами, всегда голые и всегда готовые завлекать к себе только для того, чтобы без всякой особой вины защекотать до смерти и потопить. В образе русалок народная фантазия соединила представления о водяных и лесных девах: русалки любят качаться на древесных ветвях, они заливаются злым хохотом и щекочут на смерть завлечённых к себе неосторожных путников. Русалки живут также и в горах и любят бегать по их скалам. На отождествление русалок с душами усопших указывает также их прозвание земляночками, то есть обитательницами подземного мира мёртвых.

Горные

Босоркун (витряник) – горный дух. Вместе с сильным ветром налетает на посевы, губит их, насылает засуху. Наводит порчу на людей и животных – вызывает внезапные болезни и недомогания (например, молоко у коровы окажется смешанным с кровью или совсем исчезнет). У венгров есть похожий мифологический персонаж – босоркань, ведьма, безобразная старуха, обладающая способностью летать и превращаться в животных (собаку, кошку, козу, лошадь). Она может вызвать засуху, наслать порчу на людей и животных. Вредит людям босоркань преимущественно ночью.

Во все века в разных культурах существовали не только ангелы-хранители и различные добрые духи, но и злые демоны, которые именуются нечистой силой. Сегодня мало кто верит в существование потусторонних сил. Но те, кто все же в них верит, утверждают, что это неверие только до момента встречи с ними. Такая вера наиболее характерна для жителей сел и деревень, так как именно там сохранились  легенды, связанные с нечистой силой. Существуют все вышеперечисленные существа или нет – кто знает. На нашей планете еще так много неизведанного. Предки верили и относились к ним серьезно. Мы читаем газетные сообщения и скептически улыбаемся…

Категория: Загадки Вселенной | Добавил: laf2304 (19.06.2017)
Просмотров: 365 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [285]
Природа [290]
Общество [295]
Технологии [281]
Загадки Вселенной [329]
Разное [245]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz