В нашем мире существует определенный ряд понятий, которые имеют место в различных науках. Именно от этого их трактовка становится неоднозначной, и люди часто употребляют такие слова исходя из недостоверных знаний. Поэтому в данной статье попробуем разобраться в том, что такое лимб, каково происхождение данного слова и как его суть и смысл эволюционировали вместе с развитием религии, мифологии и науки.
Точно определить «дату рождения» данного слова невозможно. Предположительно оно стало употребляться людьми с тех пор, как Христос умер на кресте, и такие понятия, как рай и ад стали для людей основой всех основ. Само значение слова «лимб» в те далекие времена, когда христианская религия только начинала существовать, трактовалось как некий переходной этап, которых разделяет рай и ад. В те далекие времена люди верили в то, что в лимбе обитают души тех философов, провидцев и проповедников, которые жили до Иисуса. В частности в этом теологическом мире видели героев Ветхого Завета, а позже стали полагать, что туда попадают и души некрещенных младенцев.
С годами вопрос о том, что такое лимб, начал волновать римскую церковь, поэтому в суть данного термина пытались внести предельную ясность. Папская власть согласилась с древним представлением о том, что данное место является пристанищем для людей, которые по каким-то причинам не смогли удостоиться созерцать Господа в раю. Тем не менее грехи их столь ничтожны, что в ад их отправлять также не имело смысла. По мнению римской католической церкви «Бог любит каждого ребенка своего, и каждому желает добра и спасения», поэтому в ад он отправляет лишь самых отъявленных грешников, все же остальные пребывают в лимбе.
Стоит отметить, что вопрос о том, что такое лимб, на протяжении столетий интересовал исключительно католическую церковь. В православной религии данное понятие вовсе не упоминается, так как по ее канонам мир делится только на рай и ад. Однако подобные лимбу миры имеют место в других религиях, в частности в синтоизме.
По японским канонам лимб – это переходящий этап, который проходит каждый человек после смерти. В нем он может наслаждаться покоем и красотой, а может находиться в постоянных терзаниях – все зависит от его жизни, его души, его отношения к самому себе. Также синтоизм предполагает, что такого понятия, как время, в лимбе не существует, поэтому человек находится там до тех пор, пока не осознает свою суть и роль в этом мире.
В силу того, что в древние времена людей более всего интересовал вопрос о том, что такое лимб, стало появляться несчетное количество художественных произведений и мифов по поводу того, что же это за место и как оно выглядит. Среди таких рассказов без внимания нельзя оставить «Божественную комедию» Данте, полностью построенную на библейских канонах, однако приукрашенную и дополненную выдуманными сюжетами, героями и событиями.
По мнению данного автора, лимбом именуется первый круг ада, где человек начинает видеть свои грехи, свою жизнь, свои ошибки. Данное понятие является неким отхождением от религиозных трактатов, ведь по мнению церкви Бог желает, чтобы спасена и упокоена была каждая душа. Именно поэтому лимб в теологии рисуется как нейтральное пространство, а Данте его сделал первой ступенью на лестнице вечных мучений и терзаний.
На данный момент о том, что значит лимб, споров уже не так много. Ватикан принял догму о том, что данное пространство является пристанищем для некрещенных младенцев, а также для праведников и философов, умерших до того, как родился и вознесся Христос. В православии (точнее, в рассказах представителей православной веры) данное понятие можно отождествить с «тоннелем» через который нужно пройти, дабы оказаться в раю.
Что в свою очередь не ограничивается описаниями этого явления. И так значит теперь о том, что такое лимб? Вы это понятие уже могли слышать. Само слово происходит от латинского Лимбус, что означает границу, край или рубеж. Есть сугубо религиозное понимание Лимба у католиков, как некое место пребывания душ, которые не попали в рай. При этом это не чистилище, которое вообще чисто католическое понятие и это не ад и не первый круг ада, как например это было у Данте. Это некое место для мертвых между раем и адом.
Далее начинается бесчисленное множество разночтений, но мы сегодня поговорим о другом. Вопрос такой, что там происходит?
Как любой загробный мир это относительное безвременье, то есть это вечное повторение, вечное замирание, единомоментность времени, вечное повторение или отсутствие времени в принципе. При этом как мы знаем в аду вечные муки, а в раю полная гармония и блаженство. Что же остается для лимба?
Это не гармония. Это то самое состояние неопределенности. Ведь души в лимбе не попали ни в рай, ни в ад. Соответственно их нельзя ни наказать, ни вознаградить. В нашей же с вами жизни неопределенность – это крайне мучительное состояние. Нет ничего хуже, чем вечно ждать своей участи, которая может быть раем или адом.
А как мы уже сказали, эти души все таки не заслужили вечных мучений. Что остается? Забытьё. Эти души постоянно прибывают в некоем повторяющемся цикле, и скорее всего не осознают, что мертвы. Вероятно им кажется, что они еще живы и просто, допустим, проживают один и тот же день снова и снова, не осознавая этого.
Допустим, что для них время продолжает движение, просто потому что их сознание не может принять концепцию замирания времени на месте. В таком состоянии память определенно жива, и ты еще помнишь мир живых. Ты думаешь, что продолжаешь жить, даже если именно тебе приходят подсказки, или некая информация о том, что ты уже мертв. Ты уже мертв! Слышишь? Что в свою очередь не ограничивается описаниями этого явления. И так значит теперь о том, что такое лимб?
В католической теологии проблема лимба обсуждалась с 12 в. Учение о лимбе было рассмотрено на 4-м Латеранском Соборе (1215) и в окончательной версии утверждено Флорентийским Собором в 1439 (в рамках более общего учения о чистилище). В 20 в. идея лимба была доосмыслена: "лимб патриархов" и "лимб младенцев" были дополнены "лимбом утративших разум".
О существовании места, которое можно было бы назвать лимбом, писали и некоторые Отцы Церкви. Так, в IV веке Григорий Богослов писал: «Иные не имеют возможности даже и принять дара [крещения] или по малолетству, или по какому-то совершенно независящему от них стечению обстоятельств… [Они] не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны; потому что, хотя и незапечатлены, однако же и не худы и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий, недостойный наказания, достоин уже и чести; равно не всякий, не достойный чести, достоин уже наказания».
В 2007 году Международная теологическая комиссия с санкции Папы Римского Бенедикта XVI опубликовала документ «Надежда спасения некрещеных младенцев», в котором подвергла сомнению средневековую «теорию лимба», подчёркивая, что она была создана средневековыми богословами и не входила ни в какие догматические определения. Комиссия делала вывод о том, что учение о лимбе представляет «неподобающе ограничительный взгляд на спасение», в то время как Бог милосерден и «желает спасения всем людям».
В исламе аналогом лимба считается коранический термин аль-а‘раф («ограды»).
Ад как таковой существует не во всех мировых религиях. Есть некое понятие о загробном мире, где одним чуть хуже, другим чуть лучше, и каждому по делам его. Преисподняя как место наказания грешников стала популярной темой в связи с распространением христианства. Конечно, ад существует в буддизме (Нарака), верованиях майя (Шибальба), у скандинавов (Хельхейм), но нигде, помимо христианства, ему не придавалось такого значения, нигде он не был прорисован настолько ярко, красочно, эффектно. Впрочем, христианство всегда лучше иных религий умело показать красивую картинку – в целях привлечения или устрашения.
У этой монеты есть и другая сторона. Дело в том, что Библия о загробном мире вообще молчит. Царство небесное и ад упоминаются несколько раз вскользь как места, где радуются праведники и мучаются грешники, но и только. Все современные понятия о христианской преисподней появились в средневековье благодаря ретивым проповедникам и бурной фантазии иллюстраторов. Более того, пропагандируемая современной церковью теория ада и рая идёт вразрез с Библией.
Католики и православные предъявляют к верующим очень строгие требования. Чтобы попасть в рай, недостаточно верить и быть праведным. Требуется принять крещение, регулярно причащаться, творить много добрых дел и постоянно молиться о собственном спасении. В общем и целом выходит, что практически всем людям, даже законопослушным и добрым, полагается по рангу ад, если они не посещают церковь ежедневно и не проводят по несколько часов в день в молитвах. Протестантизм на этот счёт гораздо логичнее и проще: достаточно верить в бога и быть праведным.
Но вернёмся, собственно, к аду. На сегодняшний день наиболее распространённой картиной христианского ада можно считать изображённую великим Данте в «Божественной комедии». Почему? Потому что Данте систематизировал то, что до него представляло собой месиво из неканонических Евангелий, проповедей, лекций, народных верований. Конечно, Данте строго следует за Аристотелем, который классифицировал грешников задолго до появления христианства, но в данном случае это выглядит совершенно уместно.
По версии Данте, в первом круге ада (Лимбе) томятся души добродетельных нехристиан и некрещёных младенцев. То есть тех, кто был близок к принятию Христа, но, к несчастью, ничего о нём не знал. В какой-то мере это злая пародия, но она однозначно более справедлива, чем утверждение, что на адские муки обречены все язычники без исключения. Душам в Лимбе не больно – просто печально и очень скучно. Хотя наличие там Аристотеля, Сократа и Птолемея может скрасить скуку любому случайному гостю.
То, что всякий нехристианин уже самим этим фактом обречен на вечные муки – это, конечно, само собой разумеется. Но вот что на пребывание в аду обречены и те, кто родился до возникновения христианства, то есть те, кто собственно и не могли, ни при каких мыслимых и даже фантазийных условиях, быть христианами (несмотря на достойный образ жизни) – это думаем, представляет немалый интерес. Концепция лимба (первый круг ада у Данте) в этом смысле может показаться воплощением всей беспощадности христианской логики (средневековой, во всяком случае).
Справедливости ради стоит отметить, что лимб у Данте очень мало похож на ад. Там даже не плачут, а только вздыхают. Там цветет сад и по саду, как и полагается, разгуливают философы, да какие!
Есть что-то поразительное в том, с какой постоянностью образ сада соседствует с образом древнегреческой философии. Где сад, там и философия, где философия – там и сад. Даже и в аду это так. Правда, само понятие философского сада в первую очередь ассоциируется с Эпикуром, а Эпикура в лимбе нет, Эпикур у нас в круге шестом – поджаривается по полной программе.
Конечно, стоило бы еще отметить, что концепция Данте является картиной литературной, и что в самом богословии лимб вроде бы и вовсе не считается адом (отсюда и Данте рисует его скорее не как ад), а скорее некоей областью…. Хотя, откровенно говоря, статус лимба, как и состав в нем проживающих, так и остался не вполне ясным.
Зато ясно, что лимб представляет собой любопытную с чисто логической точки зрения проблему – и то, как она решается, хоть в литературе, хоть непосредственно в богословии – весьма интересно. Лимб является своего рода исключенным четвертым: это и не Ад, и не Рай, но и не нечто среднее между ними – не Чистилище. Вот и ломай голову!
Данте решил, что четвертого быть не может и поместил лимб в ад. Это решение может показаться жестоким, однако, это не совсем так. Перемещение лимба в ад – это единственный способ (в рамках средневеково-христианской логики) облегчить загробные страдания философов и писателей (а Гомер то у нас тоже в лимбе, и Вергилий, и Гораций), поскольку при всякой другой интерпретации, они оказались бы в настоящем аду.
Логика Данте такая: все равно античным писателям и философам гореть в аду, так уж пусть это будет не настоящий ад, а лимб. А в богословском лимбе – писателям и философам делать нечего – он задуман для ветхозаветных праведников и некрещеных младенцев. И надо быть слишком писателем и философом, чтобы решиться назвать (подобно Данте) писателей или философов – праведниками. Младенцами – еще куда ни шло.
|