В наши дни на экранах телевизоров ежедневно мелькают ужасы со всех уголков земного шара. Идея ада, казалось бы, имеет для всех реальное и ощутимое наполнение. Рай тоже можно себе представить в саду на даче под цветущей яблоней. В евангелии от Матфея преисподняя – это место вечного огня. Хороший кандидат для этого – планета Венера. Средняя температура 400 градусов Цельсия, ветер – 350-400 километров в час.
В свое время папа Иоанн Павел Второй сказал, что «Рай – это не абстрактное понятие, не место на облаках, а полнота общения с Богом, и общение это – цель жизни человека». Ад же, по контрасту – «это конечный результат греха, это вовсе не место, а состояние тех, кто свободно и определенно отделяют себя от Бога, источника жизни и радости». В аду нет котлов с кипящей серой, никто не жарит на сковородке прелюбодеятелей, не обливает кипятком лжесвидетелей. Рай и ад – это состояние души. С Богом или без него. Чтобы ощутить радость общения с Богом, надо его узнать. Или хотя бы познакомиться. Для этого всегда возникает масса препятствий, которые представители преисподней услужливо разбрасывают вокруг – от водочки со шницелем и сауны с девочками до соблазнов более серьезных.
В душе подобных граждан мшистых пухом растет конечный результат греха, душевная тьма. Эта тьма требует и создает зависть и злобу, ненависть, жестокость, самовосхваление, как высшую гордыню – да что я вам буду рассказывать! Все и так понятно. В иных местах такое существует на государственном уровне. А что же папская проповедь? Не думаю, что цель понтифика была – напугать. Скорее наоборот, дать надежду, указать на выход, на возможность райского состояния души. При правильном подходе, доброте, любви и всепрощении она может вечно быть на даче под духовной цветущей яблоней.
Говорить о рае трудно по нескольким причинам. Одна из них – в нашем обычном языке нет подходящих слов, а райского языка мы не знаем. У нас есть слова для столов и стульев, компьютеров и телефонов, лестниц и лифтов – предметов, с которыми мы постоянно имеем дело. Но рай выходит за пределы нашего опыта; нам трудно говорить о нем, как, например, слепорожденным трудно говорить о цвете, а младенцам в утробе (если бы они могли говорить) было бы трудно рассуждать о мире, ожидающем их после родов. Мы верим в то, что нам предстоит прозреть, родиться в другую жизнь, но нам трудно понять, какой мир нас ожидает. Но имеет ли в таком случае смысл вообще начинать этот разговор? Да. Нельзя сказать, что мы не знаем вообще ничего – и Писание, и Предание говорят нам о рае, и мы должны обратить внимание на эти слова и постараться их понять. Когда речь идет о духовных реальностях, язык неизбежно становится образным, метафорическим; и Писание говорит о рае, используя знакомые нам образы.
У нас слово «метафора» часто ассоциируется с чем-то неконкретным и малореальным. На самом деле, речь идет о вещах в высшей степени конкретных и реальных. Вы не сможете объяснить африканцу, на что похож снег, не прибегая к иносказаниям, но вы-то (в отличие от вашего собеседника) знаете, что снег абсолютно реален, вы помните, как он тает в руках и хрустит под ногами. Рай абсолютно реален, пóдлинен, несомненен – более реален, чем тот мир, в котором мы живем сейчас – но мы можем говорить о нем только иносказательно. Различные метафоры могут быть полезны потому, что в нашем мире, в нашем опыте есть отблески рая – мы живем в падшем мире, но не в аду, и те добрые и хорошие вещи, которые мы знаем, могут служить нам указателями.
Ибо знаем, – говорит апостол, – что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище (2 Кор 5:1,2). Рай – это наш родной дом; мы предназначены для него, а он – для нас. Мы не уходим в далекую страну; напротив, мы возвращаемся домой. У Сергея Есенина есть известные строчки: «Если крикнет рать святая: / «Кинь ты Русь, живи в раю!» / Я скажу: «Не надо рая, / дайте родину мою». Может быть, это великая поэзия, но это ошибочное представление о рае. Рай и есть наша подлинная Родина, и то, что есть святого в святой Руси, несет в себе отсветы рая, на рай указывает и в раю обязательно будет. Можно вспомнить, что на другом конце христианской Европы, в кельтском мире, святые места, такие, как знаменитый монастырь Айона, назывались «тонкими» – местами, где небеса «просвечивают» сквозь земной ландшафт – для тех, кто имеет глаза их увидеть. Красота мироздания – как и красота Церкви – помогает нам, хотя и «гадательно, как через тусклое стекло», увидеть отсветы рая.
Писание называет рай городом – небесным Иерусалимом. Надо сказать, что «город» в библейские времена не был похож на современный мегаполис, где люди, даже стиснутые в вагоне метро, остаются чужими друг другу. Город был организмом, единством, в котором люди были связаны между собой узами взаимной верности, общей памятью и общей надеждой. Спасенные, как говорит пророк, вписаны в книгу для житья в Иерусалиме (Ис4:3). Вступая в Церковь, мы обретаем небесное подданство; у нас есть родной город, где, как говорит апостол, мы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу (Еф 2:19).
Другой образ рая – это сад. Персидское слово «парадиз», вошедшее во многие языки для обозначения рая, первоначально и означало «огороженный со всех сторон сад». Сад полон растений, птиц, и нередко – прирученных животных. Сад – образ, говорящий о природе. Поэты, художники и композиторы всегда пытались передать чувство изумленного благоговения перед красотой и величием природного мира. Как сказал некто, пытаясь передать свои ощущения от посещения одного древнего собора, «это такое место, где атеист чувствует себя неловко». Природа – это огромный собор, и когда мы входим под своды зимнего леса, мы понимаем, что мы – в храме. Красота природы указывает на красоту за ее пределами, как сказал один человек, описывая открывшийся ему вид, «это как небеса – для тех, кто в небеса верит». Но в природе – какой мы видим ее сейчас, в нашем падшем мире – есть не только красота, но и угроза, паразиты и жала, клыки и когти. Хуже того, человек в своем отношении к природе чаще является хищником и грабителем, чем садовником. Но Сад – это не дикий лес, куда охотник входит, чтобы убивать или быть убитым. В Саду отношения между природой и человеком обретают гармонию. Как говорит об этом грядущем мире пророк Исайя, Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море (Ис 11:6-9).
Другой образ рая – это образ Царства. В наше время «царство» часто понимают как «страну», «территорию». В Евангельские времена речь шла о другом – о владычестве. Мы принадлежим к Царству Божию, если наш Царь – Христос. Как говорит Он сам, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк 17:21). Это реальность, в которой Христос является Владыкой и законодателем, реальность, в которой правит Его любовь.
Христос говорит о рае как о свадебном пире. Для современного читателя Писания бывает трудно понять значение этих двух образов – пира и брака. Начнем с пира. В Палестине I века люди совсем по-другому воспринимали ценность пищи; они ели умеренно – часто вынужденно, из-за нехватки еды, иногда добровольно, принимая на себя пост. Сейчас, когда еда продается на каждом углу, мы утратили сознание ее ценности, и только церковные посты могут вернуть нам понимание того, что такое пир, радостное принятие изобилия Божиих даров. Но пища имела еще одну, утраченную в современном обществе, функцию. Сегодня мы живем в культуре фаст-фуда, часто едим в одиночестве или на ходу, и нам нет никакого дела до человека, с которым мы случайно разделили столик в кафе быстрого обслуживания. Но для людей того времени есть с кем-то вместе было глубочайшим проявлением человеческого общения и общности. Нечто подобное сохранилось и в наше время, когда семья собирается за одним столом. Мы все, собравшиеся за столом, – родные или близкие друзья, разделяем не только пищу, но и жизнь друг друга. Пир был противоположностью не только голоду, но и одиночеству, он утолял потребность не только в еде, но и в человеческом братстве.
Это особенно относилось к свадебному пиру, когда любовь юноши и девушки соединяла не только их, но и их семи – люди становились родными друг другу. Брак был проявлением того, что на библейском иврите называлось «хесед» – верной, неизменной любовью. Смутное томление первой любви, ожидание чего-то великого осуществлялось, когда влюбленные становились супругами, создавали семью. Счастливая семья, полная любви и заботы, – образ рая; близость и понимание, существующее между родными людьми, являет собой образ – пусть несовершенный и поврежденный – той любви, которая будет воздухом и светом будущего века. Можно голодать и жаждать не только пищи и питья, но и любви, правды, красоты, смысла. Сам Господь использует этот образ жажды и голода, когда говорит Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытяться (Мф 5:6). В Раю будет утолена глубочайшая жажда человеческого сердца – мы придем к самому Источнику всякого добра, красоты и истины, чтобы никогда больше не покинуть Его.
Рай – место утешения; Лазарь, тяжко страдавший в земной жизни, утешается в раю; Господь обещает утешение плачущим, а Откровение Иоанна говорит, что отрет Бог всякую слезу с очей их (Откр 21:4). Это учение было (и остается) предметом особенно ожесточенных нападок: одни говорят, что люди просто придумали рай, чтобы как-то утешить себя перед лицом боли, голода, холода и невыносимой жестокости окружающего мира; другие – что эта выдумка была вполне сознательной попыткой отвлечь трудящихся от борьбы за улучшение своего положения на земле.
Оба этих возражения грешат одной и той же очевидной логической ошибкой – из того, что некое учение несет утешение, никак не следует его ложность, точно так же, как из того, что некое учение несет отчаяние, никак не следует его истинность. Можно считать, что люди, которые живут надеждой – дураки, а вот трезвый подход к жизни состоит в безнадежности. Можно считать, что мученик, который отдает свою жизнь в надежде на жизнь вечную, пребывает в плену иллюзий, а вот самоубийца смотрит на жизнь реалистично, но никаких логических оснований так полагать нет.
Другое возражение более серьезно: есть вещи, после которых утешение невозможно. Ребенок, потерявший игрушку, утешится, если получит другую; взрослый, потерявший ребенка, не утешится никогда – он научится жить дальше, но скорбь навсегда останется с ним. Можно компенсировать материальный ущерб, например, сломавшийся ноутбук, но нельзя компенсировать подлинное горе. Бывает боль, которая оставляет в человеческой душе слишком глубокие язвы, чтобы их хоть что-то могло заполнить. Этому миру нечего предложить в утешение – и сами попытки предлагать выглядят почти кощунством. Но рай – не этот мир.
Что будет с душой по ту сторону смерти? Как может войти в рай человек, который яростно настаивает на том, что он прав, и не думает раскаиваться в своих грехах? Где он окажется? Есть множество примеров того, как человеческая гордыня и злоба превращает землю в ад – во что она превратит вечность? Что любовь Божия может сделать для тех, кто окончательно избрал путь противления? Бог полагает «великую пропасть» между спасенными и погибшими, так что злодеи больше не могут причинять зла невинным. И Бог дает им столько познания истины, сколько они могут вместить – и это познание оборачивается для них страданием. На земле злодеи могут упиваться злом и получать извращенную радость от чужих мучений; в аду грех и зло оборачиваются тем, чем и должны – мýкой.
Но предупреждения об аде относятся не только к каким-то чужим нам людям из далекой страны. И не только к нераскаянным убийцам. Существуют только два пути – восходящий или нисходящий, к Богу или от него. Можно возрастать в любви, познании и раскрытии своего данного Богом предназначения. Можно – в гордыне и враждебности. Мы неизбежно выбираем тот или другой путь, и, когда наш выбор умножится на вечность, он неизбежно приведет нас в то или другое место назначения.
Разговор о рае и аде – отнюдь не отвлеченное теоретизирование. Мы несемся в то – или другое – место с ошеломляющей скоростью шестьдесят секунд в минуту, постоянно, днем и ночью, и не можем остановиться или хотя бы притормозить. Великий французский мыслитель Блез Паскаль чрезвычайно удивлялся тому, что людей беспокоит все что угодно, кроме их вечного спасения: «Тот самый человек, который проводит столько дней и ночей в досаде и отчаянии по поводу потери должности или какого-нибудь воображаемого оскорбления своей чести, – тот же самый человек знает, что со смертью теряет все, и это не беспокоит и не волнует его. Явление уродливое, что в одном и том же сердце, в одно и то же время обнаруживается такая чувствительность к самым малейшим вещам и такое равнодушие к самым важным». Самое важное в нашем жизненном пути – это где мы его завершим. Когда человек осознает это, он задается вопросом: «как мне спастись? Как мне достигнуть рая?»
Распространение лютеранства в странах Северной Европы, и особенно в Дании, привело к появлению так называемых «суицидальных убийц». Желающие свести счёты с жизнью, но напуганные перспективой оказаться в аду выбирали другой путь: они убивали случайную жертву и сдавались властям, ожидая смертной казни. А если преступник перед казнью искренне раскаивался в своих грехах, он, согласно лютеранскому учению, должен был попасть в рай. Меры властей по растягиванию мучений перед лишением жизни с помощью колесования или каления железом тоже не помогали снизить число суицидальных убийц. Решением проблемы стала замена для них смертной казни на пожизненное заключение с выполнением тяжёлых работ.
В античные времена Средиземное море и его прибрежные территории были центром обитаемого мира. Картографы наиболее подробно описали территорию к северу от моря, поэтому ещё с той эпохи верх карт был ориентирован на север. Хотя на китайских картах того же времени сверху был юг, а на чуть более поздних арабских – восток. На средневековых европейских картах богословы тоже помещали восток на верх, так как там, согласно библейскому преданию, находился рай. Лишь с 15 века античная традиция начала возвращаться, и закрепило её распространение компаса с указывающей на север стрелкой.
Кольская сверхглубокая скважина глубиной 12262 метра, что является мировым рекордом, послужила источником городской легенды о том, что русские учёные добурились до ада. Впервые легенда появилась в финской жёлтой газете, где утверждалось, что на глубине 14,5 километра бур внезапно наткнулся на пустоту, а когда туда спустили особый жаропрочный микрофон, он записал человеческие крики и стоны. Однако этот миф опровергает хотя бы тот факт, что в таких скважинах при акустических исследованиях записываются не звуки на микрофон, а отражённые упругие колебания на сейсмоприёмник.
Многие китайцы уверены, что после смерти попадут в преисподнюю. Их представления об аде базируются на даосистской концепции подземного суда, куда прилетала душа умершего, и укрепились благодаря христианским миссионерам, однако китайцы воспринимают ад не в негативном свете, а как мир духов. Чтобы покойник мог дать взятку правителю ада Яньло-Вану для избежания наказания и просто достойно жить на том свете, в Китае распространён ритуал сожжения специально нарисованных бумажных банкнот. Традиционно такие деньги изготовляли из бамбуковой или рисовой бумаги, нанося простые рисунки, но с конца 19 века широко стали применяться банкноты, стилизованные под юани и доллары. Наряду с традиционными символами типа драконов, Будды или Нефритового императора, на этих деньгах часто помещают изображения популярных личностей, например, Джона Кеннеди, Эйнштейна, Мэрилин Монро.
В 1971 году при бурении разведочной скважины в Туркменистане геологи наткнулись на подземную полость. Образовался провал, заполненный газом, в который опустилась буровая вышка со всем оборудованием. Чтобы вредный газ не выходил наружу, его решили поджечь. Предполагали, что через несколько дней пожар потухнет, однако газ горит и по сей день. Путешественники дали этому месту название «Дверь в преисподнюю».
Ученые всерьез занимаются поисками библейских рая и ада: одни ищут их на Земле, другие – в окружающем планету космосе. Обычно космос представляют как абсолютно тихое место. Но астрономы из США готовы поклясться, что это заблуждение. С помощью приборов они обнаружили странный шум, исходящий из глубин космоса. Этот необычный рык по своей силе в 6 раз превышает все известные источники радиоизлучения во Вселенной вместе взятые. Связав появление странного шума с обнародованными в 1990-х экспертами НАСА фотографиями, сделанными орбитальным телескопом «Хаббл», ученые предположили, что наткнулись на… ад и рай. Ведь на снимках, которым уже несколько десятков лет, запечатлены… летящие ангелоподобные фигуры.
Это случилось во время исследования галактики NGG-3532. Сенсоры «Хаббла» зафиксировали появление на орбите Земли семи ярких объектов. По первым переданным снимкам ученые готовы были предположить, что орбитальный телескоп запечатлел несколько НЛО. Но затем вместо «тарелочек» на фото признали слегка размытые фигуры светящихся крылатых созданий, напоминающих библейских ангелов. – Они были около 20 метров в длину, – рассказывал инженер проекта «Хаббл» Джон Пратчерс. – Крылья в размахе достигали размеров крыльев современных аэробусов. Эти создания светились. Как нам показалось, они хотели, чтобы их сфотографировали.
Удивительными снимками «Хаббла» заинтересовался Ватикан. Западные СМИ писали, что состоялись консультации представителей католической церкви с учеными. Церковь отнеслась к сообщениям об ангелах в космосе скептически. Ватикан не только опроверг все заявления о близком конце света (согласно Библии, он знаменуется появлением ангелов), но и выразил сомнения в ангельской природе обнаруженных в космосе существ. Папа Иоанн Павел II предположил, что, возможно, эти создания не настолько светлы, как показалось на первый взгляд, ведь, как известно, у демонов тоже есть крылья.
Поводом для новой волны обсуждений космического рая стало снятие грифа «секретно» с архивов советской космической программы. В 1985 году на орбитальной станции «Салют-7» случилось ЧП. Экипаж из 6 человек (три «старожила» – Леонид Кизим, Олег Атьков, Владимир Соловьев, и «гости» – Светлана Савицкая, Игорь Волк и Владимир Джанибеков) увидел большое облако ярко-оранжевого газа неизвестного происхождения. «Салют-7» вошел в него. Бросившиеся к иллюминатору люди остолбенели: по ту сторону сверхпрочного стекла в оранжевом облаке газа отчетливо виднелись… семь гигантских фигур. Ни секунды не сомневаясь, космонавты тут же решили, что в космосе перед ними небесные ангелы. – Они улыбались, – рассказывали потом космонавты. – Это была улыбка восторга и радости. Мы так не улыбаемся. Через 10 минут сопровождающие станцию космические создания исчезли.
Испанские ученые Миpа Пеpез и Хозе Вин по-своему объяснили появление ангелов на околоземной орбите. Переложив на физику слова пророка Исайи о том, что рай находится в том месте, где свет Луны и Солнца одинаков по силе, астрономы высчитали: рай должен находиться на расстоянии 200 километров от Земли. Правда, условия здесь оказались далеко не райскими – температура в этом месте пространства достигает минус 232 градуса по Цельсию.
С этим выводом не согласны ученые из СНГ. По их мнению, заветный библейский рай находится все же на Земле. Правда, место для него они выбрали тоже специфическое – Антарктиду. Свои выводы ученые из бывшего СССР основывают на расчете магнитных и энергоинформационных полей Земли и так называемых аномальных точек планеты. Также были использованы необычные разработки секретных лабораторий нацистской Германии, которые упорно занимались поисками сакральных мест Земли. В частности, адмирал Дениц в свое время докладывал фюрера, что его подводники обнаружили у Антарктического побережья вход в земной рай. Как утверждают ученые из СНГ, в Антарктиде не случайно встречаются папоротниковые растения и грибы. Две подводные экспедиции, исследовавшие берега таинственного ледового материка, подтвердили догадку о том, что в океанических глубинах действительно находятся оазисы, омываемые горячим термальным течением.
Один из таких оазисов расположен у самого входа в подземный грот, откуда исходит яркое свечение неизвестного происхождения. Проникнуть в грот субмарина не может, на такое способен лишь аквалангист в легко экипировке. Участникам экспедиции пришлось вернуться на базу, так и не завершив исследований. Они надеются, что третий поход в подводный мир Антарктиды даст наконец ответ, где же находится рай. Не менее оригинальные идеи современная наука выдвигает и по поводу местонахождения библейского ада. Правда, и здесь появилось несколько версий.
ВЕРСИЯ 1: чистилище в середине Солнца
В пользу этой версии, по мнению некоторых ученых, свидетельствуют следующие факты. В августе 1978 года американские астронавты исследовали солнечные вспышки при помощи спектрогелиографа, который отмечал все изменения на фотопленке. Во время наблюдения на Солнце произошел взрыв огромной силы. Из глубины огненного шара на 800 тысяч километров вверх рванулся столб гелия. И неожиданно на глазах у ошарашенных наблюдателей жидкий поток газа… застыл. Около 70 секунд прибор фиксировал картинку: на этом огненном столбе появились сотни тысяч человеческих лиц. А в 1995 году американские СМИ писали: используя специально созданную аппаратуру и телескоп для наблюдений в инфракрасном излучении, исследователи НАСА засняли странное явление – в открытом космосе парили призраки умерших людей и животных. Это событие вызвало разногласия между учеными, парапсихологами и служителями церкви. Тем не менее подлинность фотографии признали все. Один из американских ученых-физиков прокомментировал снимок так: «Эти формы – результат электрических импульсов. Когда люди умирают, электричество тела выходит в космос. И это всё».
ВЕРСИЯ 2: грешники мучаются под землей
Большее количество ученых высказывается в пользу традиционного местонахождения христианского ада – в глубине нашей планеты. К ним относятся, например, испанцы Мира Пеpез и Хозе Вин. На основании расчетов ученые установили, что температура там составляет +455 градусов – этого достаточно, чтобы расплавить серу, которой, согласно Библии, в аду целое море. Назвали ученые и предполагаемую глубину, на которой находится ад. По расчетам немецкого профессора геологии Геро Хильмера, он расположен в недрах Земли на глубине 14 километров. В свою очередь, ученые из СНГ настаивают, что ад находится на глубине 5000 метров. При этом они основывались на результатах многолетних исследований, проводимых в Узбекистане, Иpане и у побережья Антарктиды.
10 учёных, которые доказали (?), что Бог существует
И верующие, и атеисты постоянно ждут чётких доказательств, которые подтвердят или опровергнут существование Бога. Ниже представлен список теорий и исследований, проведённых учёными из разных областей, которые работали для того, чтобы доказать существование Бога, Рая и Ада. Они приводят реальные факты или всё же домысливают многие вещи? Решать вам!
1. Учёный, который «вырыл» дорогу в ад в Сибири и записал крики проклятых душ (1989 год)
Что было на самом деле: Советский Союз просверлил в земле глубокое отверстие – Кольская сверхглубокая скважина (12262 метра). Находится скважина на Кольском полуострове. После ее завершения были обнаружены довольно интересные геологические аномалии, но как оказалось, в них не было ничего необычного и тем более сверхъестественного.
Что говорит легенда: Согласно легенде, в 1989 году группа российских учёных, которая работала под руководством доктора Азакова, просверлила отверстие почти на 15 километров глубину в безымянном месте в Сибири, когда наткнулась на бездонную полость. Заинтригованные неожиданной находкой, они опустили в дыру теплостойкий микрофон вместе с другим сенсорным оборудованием. Как утверждают эксперты, им удалось записать, а затем услышать истерзанные крики отчаявшихся людей. Вторым сюрпризом стала невероятно высокая температура, обнаруженная ими в центре Земли (более 1000 градусов по Цельсию). В итоге они пришли к выводу, что открыли дорогу в ад.
Этот рассказ впервые был опубликован в 1990 году в финской газете Ammennusatia, издаваемой группой христиан из города Левасжоки (Leväsjoki), который находится в Западной Финляндии. Вскоре история была подхвачена многочисленными американскими и европейскими СМИ, а звуковые файлы предполагаемых страдальцев заполонили весь интернет. Сразу же Trinity Broadcasting Network (TNB) начали обсуждать звуковую дорожку на всех своих евангельских каналах, говоря о том, что это является окончательным свидетельством того, что ад существует.
Норвежский учитель Эйдж Рендален (Age Rendalen) слышал историю TNB во время визита в США. Испытывая жуткое отвращение к массовому легковерию, он решил «сгустить краски» сказки, рассказываемой каналами. Рендален написал в сети, что он первоначально не верил в эту сказку, но по возвращению в Норвегию, он якобы прочёл «фактический» отчёт по данной истории. Согласно Рендалену, хорошо было слышно на записи не только голоса проклятых душ, но также из дыры вылетали призраки летучих мышей, оставляя за собой неизгладимый след на российском небе. Чтобы увековечить свою выдумку, Рендален намеренно неправильно перевёл обычную норвежскую статью о местном сооружении и предоставил её, а также английский «перевод» TNB. Рендален включил в статью свои реальные данные, номер телефона и адрес, а также оставил контактную информацию одного знакомого пастора, который согласился подыграть ему в случае, если кому-то захочется проверить и позвонить, чтобы расспросить обо всём лично. К сожалению, TNB опубликовала историю без контактной информации Рендалена и калифорнийского пастора, а саму выдуманную историю «Добро пожаловать в ад и мистификацию» стали крутить по радио, телевидении и публиковать во всех газетах.
На самом деле реальность такова, что советские учёные, по сути, просверлили отверстие, глубиной почти 15 км в сверхглубокой Кольской скважине, расположенной не в Сибири, а на Кольском полуострове, который граничит с Норвегией и Финляндией. После завершения работ на скважине были обнаружены некоторые интересные геологические аномалии, но они не свидетельствовали о каких-либо сверхъестественных встречах. Температура на глубине достигала 180 градусов по Цельсию, поэтому дальнейшее бурение было остановлено в связи с дороговизной процедуры. Как позже выяснилось, используемая запись с якобы голосами истерзанных душ, была всего лишь ремиксом части саундтрека к фильму 1972 года «Кровь Барона» с добавлением эффектов. Самое интересное то, что сегодня вы можете купить копию «звуков ада» за 12,99 долларов.
2) Невролог, который утверждал, что Рай существует после того, как неделю провёл в коме (2008 год)
В 2008 году Эбен Александр III (Eben Alexander III) перенёс очень серьёзную недельную кому, которая была вызвана инфекцией менингита. Сканирование мозга показало, что вся кора, окружающая мозг в районе, отвечающем за сознание, мышление, память и понимание, не функционировала. Врачи давали ему очень мало шансов, и сказали его семье, что даже если Эбен и выживет, то его мозг, вероятно, останется поврежденным до конца его жизни. Несмотря на все перенесённые трудности, Эбен проснулся спустя ровно неделю. Находясь в глубокой коме, мозг был поражен настолько сильно, что работали лишь самые примитивные его районы. После пробуждения мужчина утверждал, что испытал нечто экстраординарное: он путешествовал на небеса.
В своей автобиографической книге «Доказательства существования рая: путешествие нейрохирурга в загробную жизнь» (Proof of Heaven: A Neurosurgeon's Journey into the Afterlife) он рассказывает о том, как покинул свое тело и перенёс клиническую смерть. Александр утверждает, что после смерти нас ожидает целая вечность совершенного блеска, в «комплекте» с ангелами, облаками умершими родственниками. К 3 июля 2013 года книга пробыла в списке бестселлеров Нью-Йорк Таймс в течение 35 недель.
В широкомасштабном расследовании истории невролога Александра, основываясь на его медицинское образование, журнал Esquire сообщил в своём номере за август 2013 года, что до публикации книги, невролог был отстранён от врачебной деятельности из-за халатности, а также из-за принадлежности его к участию, по крайней мере, в двух процедурах по прикрытию медицинской ошибки. Специалисты журнала также говорили о том, что нашли расхождения в книге Александра. Среди несоответствий, в частности, выделяется то, что Александр пишет будто «впал в кому в результате тяжёлой формы бактериального менингита, при этом мозговая деятельность была приостановлена». Одновременно с этим, врач, который наблюдал его во время комы, утверждает, что кома была индуцирована медицинским способом, и пациент находился частично в сознании, однако, при этом, его сопровождали галлюцинации.
Книга Александра и рекламная кампания в её поддержку были раскритикованы учёными, в том числе и нейробиологом Сэмом Харрисом (Sam Harris), который назвал работу Александра «тревожно ненаучной» и подчеркнул, что представленных автором доказательств не только недостаточно, они также говорят о том, что автору мало что известно о работе мозга. В ноябре 2012 года Александр ответил критикам, выпустив вторую статью, в которой он пересказывал слова врачей, которые делали ему все анализы мозга. «Не проводилось ничего такого, из-за чего любая из функций, в том числе зрение, слух, эмоции, память, язык или логика, могла быть повреждена». Правда или ложь? Каждый решает для себя сам.
3) Студент факультета химии, который продемонстрировал, что рай и ад существуют
Согласно городской легенде, следующая история началась с ответа, который был получен от студента Вашингтонского университета химии. Ответ был настолько глубоким, что профессор решил поделиться им со своими коллегами посредством интернета, поэтому у нас есть возможность узнать его. А вот и сам вопрос: является ли ад экзотермическим местом (то есть отдаёт тепло) или эндотермическим (то есть поглощает тепло)? Большинство студентов ответили на поставленный вопрос, используя закон Бойля (газ охлаждается при расширении и нагревается при сжатии). Однако, один из студентов вот как подошёл к ответу: Во-первых, мы должны понимать насколько масса Ада изменяется со временем. То есть мы должны иметь представление о том, с какой скоростью души движутся в Ад и с какой скорости они его покидают.
Я полагаю, что вполне резонно предположить, что если душа уже попала в Ад, то вряд ли она его покидает.Что касается того, сколько именно душ попадает в Ад, то здесь стоит посмотреть на различные религии, существующие сегодня в мире. Большинство из них утверждает, что если вы не исповедуете именно эту, определённую религию, то вы, несомненно, попадёте в Ад. Поскольку религий на сегодняшний день существует очень много, можно с уверенностью утверждать, что все души попадают в Ад. Учитывая уровень рождаемости и смертности во всём мире, можно предположить, что число душ, находящихся в Аду, растёт экспоненциально (то есть происходит увеличение величины прямо пропорционально значению самой величины). Теперь мы смотрим на скорость изменения объёмов Ада, потому что закон Бойля утверждает, что для поддержания одинаковых температуры и давления в Аду, объём должен расширяться прямо пропорционально добавлению душ. При этом возможны два варианты развития событий.
1. Если Ад расширяется медленнее, чем растёт число пребывающих душ, то температура и давление там будут расти непропорционально, поэтому настанет день, когда Ад «развалится».
2. Если Ад увеличивается в размерах со скоростью, превышающей объём поступающих душ, то температура и давление упадут, и Ад замёрзнет.
Так где же истина? Если принимать во внимание постулат, который я услышал от своей коллеги Терезы на первом курсе («Ад замёрзнет, если я пересплю с тобой»), а также учесть, что прошлую ночь я провёл именно с ней, то из предложенных мною пунктов второй является истиной. Таким образом, я уверен, что ад уже замёрз. Следствием этой теории является тот факт, что, так как Ад уже замёрз, значит больше души туда не попадают, а, следовательно, остаётся только Рай, что и доказывает существование божественного существа. Это объясняет, почему вчера вечером Тереза очень долго кричала: «О, мой Бог!» По понятным причинам студент получил высшую оценку.
4) Профессор медицины, который утверждал, что нашёл скульптуру Бога (1725 год)
В 1725 году профессор Адам Берингер (Adam Beringer), декан факультета медицины в университете Вюрцбурга, нашёл в районе немецкой горы Эйбельштадт (Eibelstadt) множество высеченных в известняке фигурок ящериц, лягушек, пауков, птиц с лицом рыб, солнца и звёзд. Некоторые из них были подписаны, к примеру, еврейское имя Бога на латыни, арабском и иврите. Эти высеченные в камне фигуры, по его мнению, были созданы самим Богом, когда он экспериментировал с видами жизни, планируя мироздание. Берингер также наряду с главным своим объяснением предположил несколько возможных других интерпретаций, среди которых фигурировала и версия об отпечатках умерших животных (ископаемых). Однако, большинство из них всё же, по мнению профессора, были «капризными измышлениями Бога». Он также рассматривал версию, что эти рисунки принадлежали доисторическим язычникам, но правильнее было бы исключить этот вариант, потому как язычники не знали имя Бога.
На самом деле он стал жертвой обмана, совершённого его коллегами экс – иезуитами Игнатсом Родериком (Ignatz Roderick), профессором географии и математики и Иоганном Георгом фон Экхарт (Johann Georg von Eckhart), тайным советником и библиотекарем. Докопавшись до правды, Берингер подал в суд на обманщиков, затем последовал скандал, после котрого все трое потеряли свой авторитет. Некоторые ископаемые животные, обнаруженные тогда Берингером, хранятся сегодня в музее Оксфордского университета.
5) Пари Паскаля: Бог существует или нет? Вы должны решить (17 век)
Пари Паскаля – это догма в апологетической философии, которая была разработана французским математиком 17 века, физиком и философом Блезом Паскалем (1623 – 1622). Догма утверждает, что на протяжении всей своей жизни человечество спорит на тему существования Бога. Если Бог существует, то с учётом бесконечной прибыли или убытков, связанных с верой в Бога или с неверием, разумный человек должен жить так, будто Бог существует, искать его и верить. Если Бог на самом деле не существует, то такой человек будет иметь лишь конечную потерю (некоторого удовольствия, роскоши и т.д.).
В философии используется следующая логика:
1. Бог либо есть, либо Его нет;
2. В игре, в которую мы все играем, всегда будет выпадать орёл или решка;
3. По понятным причинам вы не в состоянии доказать ни одно из вышесказанных утверждений;
4. Вы должны что-либо выбрать для себя (это не опционально);
5. Давайте взвесим все выгоды и потери, если предположить, что Бог есть. Оценим эти две возможности выбора. Если вы выиграйте, вы получаете всё, если проиграете, то вы ничего не теряете.
Исторически сложилось так, что пари Паскаля было новаторским, потому как он наметил новые области изучения в теории вероятностей, отметив первое официальное использование теории принятия решений, а также появление ожидаемых тем в будущей философии, таких как экзистенциализм, прагматизм и волюнтаризм.
6) Формула Эйлера для объяснения существования Бога (18 век)
Леонард Эйлер (Leonhard Euler) (1707-1783) был одним из первых швейцарских математиков и физиков, который сделал важные открытия в таких областях, как бесконечно малые исчисления и теория графов. Эйлер также создал большую часть современной математической терминологии и обозначений в математическом анализе, таких как, к примеру, понятие математической функции. Он известен своими работами в механике, гидродинамике, оптике и астрономии. Большую часть своей жизни он прожил в Санкт-Петербурге и в Берлине.
Многое из того, что известно о религиозных верованиях Эйлера можно вывести из его писем к немецкой принцессе, а также из его ранних работ, которые показывают, что он был набожным христианином, верившем, что Библия была написана под божественным вдохновением. Более того, он приводил аргументы в пользу божественного вдохновения Писания. Существует известная легенда, вдохновленная эйлеровскими аргументами. Французский философ Дени Дидро по приглашению Екатерины Великой нанёс России визит. Однако, императрица была крайне встревожена тем, что аргументы философа атеиста могут подействовать на её ближайших подданных. Так, Эйлера попросили, чтобы он противостоял умному французу. Дидро был проинформирован о том, что математик вывел формулу, доказывающую существование Бога, и он согласился изучить её доказательство
Когда пришло время Эйлера рассказать о своей формуле, он выдал: «Сэр, (a+b) в n-ой степени, поделённое на n = x, следовательно, Бог есть. Теперь Ваша очередь!» Дидро, для которого, как утверждает история, математика была сродни китайской грамоте, остался ошарашенным и тут же покинул место встречи. Будучи в крайне смущённом положении, он попросил императрицу позволить ему покинуть страну, на что последняя любезно согласилась. Эйлер был изображён на шестой серии швейцарских 10-франковых банкнотах, а также на многочисленных швейцарских, немецких и российских почтовых марках. Астероид, упавший на Землю в 2002 году был также назван в его честь. В его честь в лютеранской церкви даже был создан праздник, который отмечается 24 мая. Он был очень набожным христианином, верующим в непогрешимость Библии, написавшим апологетику и активно выступавшим против видных атеистов своего времени.
7) Математик, который разработал теорему Бога (1931 год)
Курт Фридрих Гедель (Kurt Friedrich Gödel) был австрийским, а затем американским логиком, математиком и философом. Считается, что он наряду с Аристотелем и Фреге, был одним из самых сильных логиков в истории человечества. Этот человек внёс огромный вклад в формирование научно-философского мышления в 20 веке. Гедель опубликовал свои две теоремы о неполноте в 1931 году, когда ему было 25 лет, и он только что получил докторскую степень в Венском университете.
Первая теорема утверждает, что любой самосогласованной системной силы достаточно, чтобы описать арифметику натуральных чисел (к примеру, арифметическое Пеано), однако, есть истинные суждения о натуральных числах, которые не могут быть доказаны с помощью аксиом. Для доказательства этой теоремы Гедель разработал методику, известную сегодня как нумерация Геделя, которая кодирует формальные выражения в виде натуральных чисел. Он также показал, что ни аксиома выбора, ни континуум-гипотеза не могут быть опровергнуты принятыми аксиомами о теории множеств, полагаясь на то, что эти аксиомы согласуются. Полученные ранее результаты позволили математикам говорить об аксиоме выбора в своих доказательствах. Он также внёс важный вклад в теорию доказательств путём уточнения связи между классической, интуиционистской и модальной логикой. Когда Гедель умер в 1978 году, он оставил после себя интересную теорию, основанную на принципах модальной логики (тип формальной логики, который в узком смысле предполагает использование слов «обязательно» и «возможно»). Сама теорема утверждает, что Бог или высшее существо, – это то, больше которого невозможно что – либо понять. То есть если человек доказал и понял, что Бог существует, он может всё. Бог существует в понимании. Если Бог существует в понимании, мы можем представить себе, что Он существует и в реальности. Таким образом, Бог должен существовать.
8) Учёный, который говорит об отсутствии конфликта между наукой и религией (2007 год)
Во время интервью каналу CNN в апреле 2007 года Фрэнсис Коллинз (Francis Collins), директор Проекта Генома Человека (Human Genome Project), вновь подтверждает информацию, что встроенные в ДНК данные доказывают существование Бога. Как сообщил исследователь, он собрал консорциум учёных, чтоб зачитать 3100000000 букв генома человека. Будучи верующим человеком, доктор Коллинз видит ДНК-информацию в молекулах всех живых существ как божественный язык, а элегантность и сложность этого языка является отражением Божьего плана. Тем не менее, он не всегда придерживался такого мнения. Когда в 1970 Коллинз был аспирантом факультета физической химии, его атеистическое мышление не находило оснований постулировать существование каких-либо истин, отступающих от законов математики, физики и химии. Затем он поступил в медицинскую школу и столкнулся с проблемой жизни и смерти среди своих пациентов лицом к лицу. Один из пациентов спросил у него: «Во что вы верите, доктор?» С тех пор он начал искать ответы.
Доктор Коллинз признался, что наука, которую он так любил, была бессильна дать ответы на такие вопросы, как: «В чем смысл жизни?», «Почему я здесь?», «Почему математика работает именно так, а не иначе?», «Если у Вселенной было начало, то кто её создал?», «Почему физические константы во Вселенной так тонко настроены, что допускают возможность возникновения сложных форм жизни?», «Почему люди обладают чувством морали?», «Что происходит с нами после смерти?». Доктор Коллинз всегда полагал, что вера основана на чисто эмоциональных и иррациональных аргументах, и был очень изумлён, обнаружив первоначально в трудах оксфордского учёного С.С. Левайса (C.S. Lewis), а затем и во многих других источниках возможности привести очень веские аргументы в пользу правдоподобности теорий о существовании Бога на строго рациональном основании.
На самом деле доктор Коллинз говорит, что он не видит никакого конфликта между наукой и верой. Он также утверждает, что теория эволюции, говорящая о нашем происхождении от общего предка, абсолютно справедлива. Он также добавляет, что если бы существовали хоть какие-либо сомнения в доказательствах палеонтологической летописи, то изучение ДНК обеспечило бы твердое доказательство нашей связи со всеми другими живыми существами. По словам доктора Коллинза, в комплементарных истинах науки и веры присутствует замечательная гармония. Бог Библии также является Богом генома. Бога можно найти как в Соборе, так и в лаборатории. Исследуя величественное и страшное Божье творение, наука действительно может быть средством поклонения.
9) Компьютерные гении, доказавшие существование Бога (2013 год)
В октябре 2013 года двое учёных Кристоф Бенцмюллер (Christoph Benzmüller) из Свободного университета Берлина и его коллега Бруно Палео (Bruno Paleo) из Технического университета в Вене, формализовали теорему о существовании Бога, которая была написана австрийским математиком Куртом Геделем. Используя обычный компьютер MacBook, они продемонстрировали, что доказательство Геделя было правильным, по крайней мере, на математическом уровне. Сделали они это с помощью принципов высокой модальной логики. В своём первоначальном заявлении на научно-исследовательском сервере, названном «Формализация, механизация и автоматизация доказательства Геделя о божьем существовании», учёные отметили, что онтологическое доказательство Геделя было проанализировано с небывалой степенью детализации и с соблюдением всех формальностей с помощью теорем высшего порядка. Но неудивительно, что существует довольно значительное отклонение от вышесказанного. На самом деле, то, о чём исследователи говорят, как о теореме Геделя в действительности является не настоящей новостью о существовании Высшего Существа, а тем, что сейчас можно изучить с помощью науки и передовых технологий.
Математики говорят, что их доказательство теоремы Геделя имеет намного больше общего с демонстрацией того, как передовые технологии могут помочь добиться новых достижений в науке. Сами учёные отмечают, что проделанная ими работа может принести пользу таким областям, как искусственный интеллект, а также проверка программного и аппаратного обеспечения. В конечном счёте, формализация онтологического доказательства теоремы Геделя вряд ли заставит кого-либо из атеистов пересмотреть свои взгляды, а также вряд ли закрепит истинно верующих в их вере, потому как идея высшей силы, на их взгляд, не поддаётся логическому объяснению по определению. Тем не менее, математикам, мечтающим выйти на новый уровень, эта новость может послужить ответом на их молитвы.
10) Невролог, который утверждает, что клиническая смерть – это на самом деле путешествие в другой мир (2013 год)
Несмотря на то, что в этом пункте не говорится о точности существования ада или рая, мысли данного учёного достойны быть услышанными, потому как несут рациональное зерно. Научное исследование показало, что переживания клинической смерти и связанных с ней видимым ярким светом, путешествием по туннелю, или же ощущением выхода из собственного тела являються самыми яркимив жизни человека, и очень сильно отпечатываются в памяти.
Доктор Стивен Лорейс (Steven Laureys), бельгийский невролог, который возглавляет Coma Science Group в университетской больнице в городе Льеж (Бельгия) на протяжении многих лет проводил беседы с людьми, пробуждающимся от комы и рассказывающими ему о своих «путешествиях» во время клинической смерти. Невролог и его коллеги просили таких людей пройти специальный тест, который показывал полную картину сенсорных и эмоциональных деталей воспоминаний. Затем они сравнивали полученную картину клинической смерти с другими воспоминаниями о трудных жизненных ситуациях, происходивших в реальности, а также с воспоминаниями о мечтах. Учёные с удивлением обнаружили, что эмоции от пережитой клинической смерти гораздо богаче по сравнению с любым воображаемым или реальным событием, в том числе рождение ребёнка и вступление в брак. 10 апреля 2013 года доктор Лорейс в интервью CNN рассказал, что пациенты, пережившие клиническую смерть, часто боятся об этом говорить из-за того, что, по их мнению, никто не отнесётся всерьез к их словам. Однако, большинство людей, переживающих нечто подобное, меняются навсегда, они уже больше не боятся смерти.
В тесте также был вопрос о том, насколько сильно человек верил, что происходящее с ним случается на самом деле. Доктор Лорейс, который полагает, что переживание подобного опыта связано с физиологией человека, подчеркивает, что пациенты были полностью убеждены в реальности происходящего. Также было обнаружено, что достаточно всего лишь подумать о том, что ты умираешь, чтобы пережить такой опыт. Доктор Лорейс не спекулирует на тему существования ада и рая, но подчёркивает, что лиш незначительное меньшинство случаев рассказов о клинической смерти являются ужасающими. Большинство из них – это приятные истории. То есть иными словами, в рай попадает больше людей.
|