Душа человека, согласно многим религиям, является самым желанным объектом для темных сил и энергий. Так, в христианстве и буддизме темные силы представлены в виде различных бесов и демонов, в исламе – джинов и шайтанов. Заполучить душу человека непросто, ведь он обладает своей волей и разумом. Поэтому бесы и демоны стараются усыпить бдительность в человеке, искушая его различными соблазнами, толкая на греховные поступки, заставляя пройти по более легкому пути, игнорируя законы нравственности и морали. Когда грешные и порочные люди заканчивают свое земное путешествие, их слабые души становятся легкой добычей для демонов и бесов.
Однако случается и так, что темные силы начинают вести охоту за душой человека очень агрессивным путем, не желая действовать исподтишка, они вселяются в его тело, подавляя волю и сознание души напрямую, получая контроль над разумом, мыслями, поступками, чувствами. Это явление получило название «одержимость», оно известно человечеству с самых древних времен и описано во множестве религиозных источников. Бороться с одержимостью самостоятельно практически невозможно, демон, завладевший душой несчастного таким образом, высасывает из человека все его жизненные соки и энергию, с каждым днем становясь все сильнее и сильнее.
Люди всегда искали способ совладать с такого рода темными силами, поэтому в большинстве религий существуют специальные ритуальные обряды, призванные изгнать злого духа или беса из тела человека. В католическом христианстве ритуальные действия такого рода называются экзорцизмом. Такие обряды совершают исключительно священнослужители-экзорцисты, получившие специальное разрешение от церкви. В православном христианстве ритуал по изгнанию бесов получил название «отчитка». Изгнание злых духов проводится и в других религиях, так, известно, что этим могут заниматься опытные шаманы и жрецы Вуду.
Прежде чем приступить к обряду по изгнанию демона, священник или шаман должны убедиться, что несчастный человек действительно страдает от атаки беса. Распознать одержимость обычно помогает ряд характерных признаков и черт. На присутствие демона указывают следующие черты:
1. Агрессивность. Все люди бывают в плохом или хорошем расположении духа, однако, если в течение многих дней или недель человек находится в ужасном настроении, его поведение крайне агрессивно и неконтролируемо, родным и близким стоит задуматься. Часто одержимые бесами начинают много сквернословить в адрес церкви, разбрасываться проклятьями и оскорблениями в адрес тех, кого бесконечно любили и ценили когда-то.
2. Судороги. Судороги и эпилептические припадки являются еще одной важной характеристикой, говорящей о возможной одержимости бесами. Если человека с детства мучают приступы, и имеется подтвержденный диагноз о каком-либо заболевании, не стоит во всем винить демонов. Однако, если у еще вчера здорового родственника или друга начинаются припадки и конвульсии, а медицинские тесты и экзамены не выявляют никаких отклонений и проблем со здоровьем, то несчастного следует показать экзорцисту.
3. Странное поведение. Зачастую бесы, сидящие в людях, толкают их на очень странные поступки, которые с легкостью можно принять за сумасшествие: люди поджигают свою одежду, дома, едят насекомых, скребут ногтями стены, вырывают на голове волосы, разговаривают с невидимыми собеседниками, замирают и часами находятся в ступоре.
4. Непереносимость воды. Вода нужна человеку ежедневно и в достаточных количествах. Без ее употребления, быстро наступает обезвоживание, способное привезти человека к летальному исходу. Бесам хочется как можно скорее заполучить душу, поэтому их цель – убить тело своей жертвы. Не давая людям пить, они умышленно приближают дату смерти.
5. Ксеноглоссия. Ксеноглоссия – это явление, при котором, человек неожиданно начинает говорить на незнакомых ему ранее языках на уровне носителя. Бывали случаи, когда неожиданно люди, не знающие итальянский или латынь, произносили на этих языках целые речи. Особенно загадочны случаи, когда люди начинают говорить на очень редких диалектах, не знакомых даже профессиональным лингвистам.
6. Навязчивые идеи об убийстве или самоубийстве. Лишение человека жизни – один из самых страшных грехов. Демоны часто подводят человека именно к таким действиям. Неважно, лишит жертва жизни себя или кого-то иного, ведь в конечном итоге произойдет ужасное преступление, поэтому темные силы постоянно внушают мысли об убийстве несчастному.
Все перечисленные признаки могут наблюдаться у человека в полном объеме, а могут проявляться только некоторые из перечисленных черт. Вышеописанные симптомы могут быть как признаками одержимости, так и указывать на какие-либо психические заболевания или неврологические проблемы, поэтому прежде чем приступить к экзорцизму, человека следует тщательно проверить в медицинских учреждениях на наличие каких-либо болезней. И лишь, убедившись, что с медицинской точки зрения несчастный здоров, а официальная медицина бессильна, следует незамедлительно искать экзорциста и спасать душу близкого.
Одержимость – это группа психических состояний, которые характеризуются чувством полной и всеобъемлющей подчинённости разума человека неодолимой силе, заставляющей действовать с целью причинения зла себе и окружающим. Другое название состояния – бесноватость. В медицине одержимость рассматривается, как симптом психозов, вид бреда либо форма патологической психической реакции на определенные факторы окружающей среды. В состоянии одержимости человек теряет чувство собственной тождественности и действует так, будто подчинен чуждой, враждебной индивидуальности.
К причинам возникновения одержимости относят разные виды психических травм и продолжительное психическое напряжение. Иногда установить причину развития этого патологического состояния невозможно.
Основным проявлением одержимости является потеря чувства личностной идентичности и осознания окружающей действительности. Внимание больного и его восприятие внешнего мира могут ограничиваться несколькими аспектами реальности. Поведенческие проявления часто характеризуются ограниченным набором повторяющихся поз, движений и высказываний. Проявления одержимости: неадекватное, ранее несвойственное человеку поведение; измененное состояние сознания, галлюцинации (в том числе и слуховые «голоса»), бред, расщепление личности; припадки буйства, страха, паники, истерии; изменение интонаций и стилистических особенностей речи, часто тембра голоса; агрессия и/или аутоагрессия; конвульсии, эпилептические припадки, судороги; потеря контроля над телом; агрессивное отношение к религиозным символам; резкие и необъяснимые нарушения физиологических характеристик (температура, вес, сила, давление, потливость, сердечный ритм и т.д.).
Следует заметить, что в состоянии измененного сознания, характерном для одержимости, человек может проявлять себя по-разному. Поведение может зависеть от начальных установок пациента и его культурного фона. Диагностика одержимости и обнаружение ее отличий от психических заболеваний чрезвычайно сложны. Неосведомленность в этом вопросе может нанести человеку, имеющему душевные проблемы, большой вред, а иногда может стать причиной трагического исхода.
В ходе диагностики исключаются трансы и одержимости, которые развиваются в течение шизофрении, когда состояние одержимости сочетается с прочими симптомами первого ранга, а также эмоционально-волевыми нарушениями. Кроме того, исключаются эпилептические трансы, которые сопровождаются последующей амнезией, трансы, характерные для острых психозов с галлюцинациями и бредом, и расстройства множественной личности. Эту категорию исключают и в тех случаях, когда есть подозрения, что состояние транса связано с каким бы то ни было физическим расстройством (например, черепно-мозговая травма) или интоксикацией психотропными веществами. Следует отметить, что состояния одержимости и транс могут проявляться, как индуктивные состояния у представителей религиозных сект.
Приведем некоторые расстройства нервной системы, которые могут быть приняты за одержимость:
Шизофрения: заболевание характеризуется большим разнообразием проявлений, сходных с симптомами одержимости. Галлюцинации, чувство присутствия злой сущности, странные идеи и т.д.
Эпилепсия: заболевание характеризуется судорогами, порой сопровождающимися бессвязным словесным потоком. После приступов у больного может возникать ощущение духовного опыта, воспоминания о видениях, «пророчествах».
Синдром Туретта: одним из симптомов заболевания является неконтролируемая речь, резкие отрывистые движения и жесты. Наиболее известной формой вокальных тиков при синдроме Туретта является копролалия – состояние, при котором больной выкрикивает нецензурную брань.
Биполярное расстройство: заболевание, для которого характерны резкие экстремальные смены настроения, от ощущения любви ко всему сущему до агрессивной мизантропии.
Расстройство множественной личности: заболевание представляет собой внезапное изменение личности человека на другую. Личности могут диаметрально отличаться и не знать о существовании друг друга.
Истерия: форма невроза, для которой характерны функциональные двигательные, аффективные, вегетативные расстройства. В состоянии истерии человек любыми способами привлекает к себе внимание окружающих.
Поскольку пациент, страдающий одержимостью, находится в состоянии, при котором полностью утрачивает контроль над собой, ответственность за его безопасность полностью возлагается на близких и медицинский персонал.
Лечение: рациональная психотерапия, гештальт-терапия, транквилизаторы. Осложнения: в результате одержимости человек способен нанести серьезные травмы и увечья себе и окружающим, в критических случаях действия больного могут привести к гибели.
Профилактики одержимости не существует. Очень важно, чтобы близкие пациента отслеживали ухудшение его состояния и вовремя обращались за медицинской помощью.
Считается, что дьявол, вселяясь в человека, накладывает на него свою печать, отмечает добычу. И поэтому прежде всего важно уметь распознавать одержимость, дабы не спутать бесноватого с больным психическим заболеванием, например шизофренией.
Наиболее легко заметить в человеке признаки бесноватости во время церковной службы:
– «припадочный» боится церкви, на службах чувствует себя плохо и нередко теряет сознание либо, наоборот, выкрикивает ругательства и проклятия;
– окропление святой водой, прикосновение креста, вдыхание ладана может вызывать у него физические муки;
– звон церковного колокола заставляет его морщиться и страдать от головной боли; – одержимый физически не способен принять ни одно из христианских таинств. Если подходит к причастию, может запросто оттолкнуть руку священника, предлагающую ему вино и хлеб.
Однако одержимость может проявляться и за пределами храма. Согласно христианским представлениям, к признакам бесноватости относятся и следующие:
– утверждение самого человека о том, что он одержим дьяволом (демоном) или его мучают бесы;
– буйство, когда прежде спокойный человек становится необыкновенно вспыльчивым, раздражительным и даже агрессивным;
– богохульство, ругательства и проклятия в адрес церкви, святых;
– называние себя другим именем, разговоры от другого лица (от лица той сущности, кем человек одержим);
– внезапное проявление способности разговаривать на неизвестных человеку языках (явление ксеноглоссии);
– появление паранормальных способностей и неестественных знаний;
– бесстыдное поведение; – физические изменения во время припадка (одержимый нередко теряет координацию движений, падает, бьется в конвульсиях, часто у него появляется огромная сила);
– изменение внешнего облика во время приступа (бесноватый принимает дикий, страшный вид) и самой личности (злой, кидающийся на всех и сквернословящий человек может быть вполне добродушным и спокойным, когда припадок проходит).
«Человеку неопытному очень сложно, почти невозможно отличить настоящую одержимость от психических заболеваний, например истерии, так как приступы этих болезней нередко очень похожи на приступы беснования, – пишет в своей книге «Об Ангелах и бесах» о. Константин Пархоменко. – Больной может неестественно изгибаться, биться в конвульсиях, терзать себя, выть, кричать, нередко у него появляется такая физическая сила, что несколько человек не могут с ним справиться. ...
В самом Евангелии случаи болезни и одержимости часто переплетаются, поэтому иногда говорится об исцелении Христом одержимых, иногда – об изгнании бесов; так, например, в отрывке о мальчике, беснующемся «в новолуния», сказано: «и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот же час».
Чаще других припадкам подвержены люди пассивные, зависимые, уязвимые, открытые или впечатлительные. Нередко им не хватает чувства собственного достоинства, они чрезмерно чувствительны и легко поддаются внешним влияниям. Аура у таких людей обычно слабая, у них нет четкой определенности в отношении самих себя. Бывают случаи, когда в состоянии одержимости оказываются группы людей, что можно наблюдать в действиях толпы; и даже население целых стран, как это было в Германии во время правления нацистов.
Официальная паука не признает возможности вселения в человека бесов или дьявола. В психологии есть специальный термин – какодемономания, обозначающий психическое расстройство, связанное с бредом вселения в больного нечистой силы. Какодемон – злой дух, в противоположность нейтральному духу (демону) и благому духу (агатодемону).
В 1923 году психолог и психиатр Зигмунд Фрейд назвал какодемономанию неврозом, при котором человек сам создает себе демонов. Демоны, по его мнению, – результат подавления желаний. Одним из знаменитых одержимых, о котором писал Фрейд, был успешный баварский художник XVII века Кристоф Хайцманн. В августе 1677 года Хайцманн был доставлен в полицию: в отчаянии он молил, чтобы его отвезли в ближайший храм Девы Марии. За девять лет до этого дня художник якобы подписал договор с Сатаной, взяв кровь из ладони своей правой руки. Срок договора истекал, и теперь Кристоф боялся, что за ним придет Дьявол. Полиция поверила ему и доставила в храм. После трехсуточных заклинаний раскаявшийся Хайцманн увидел Деву Марию, заставлявшую Дьявола порвать договор, который гласил: «Кристоф Хайцманн. Продаю себя Сатане, чтобы быть его сыном во плоти и вручить ему тело и душу на девятый год».
Фрейд объяснял, что в расстройстве мужчины проявился пугающий образ недавно умершего отца, который, по представлению Хайцманна, хотел изнасиловать его и кастрировать. С точки зрения Фрейда, причина болезни Кристофа крылась в неудачном разрешении эдипова комплекса.
Основное, что можно противопоставить позиции неверия в бесноватость, – это опыт людей, занимающихся экзорцизмом (отчиткой), а все они свидетельствуют, что хотя и редко, но встречаются среди психически больных люди, в которых обитает именно личностное существо – дьявол. Данный факт, кстати, подтверждают и врачи-психиатры, которые по роду деятельности часто общаются с душевнобольными людьми.
«Если врач-психиатр не враждебен религии, но объективно оценивает клиническую ситуацию своих подопечных, он может заметить, что некоторые из больных со странной иррациональной агрессией относятся ко всему религиозному: чтению над ними Священного Писания, молитв, окроплению их святой водой, – пишет о. Константин Пархоменко. – Такие больные рычат, кусаются, забиваются под кровать, сторонятся всего святого. После соприкосновения сo святыней эти больные успокаиваются на некоторое время. Практика показывает, что такие больные могут отличить святую воду от обычной; в священнике, одетом в светскую одежду, различают служителя церкви, и т.д.
Подобные опыты проводил еще в первой половине XX века известный российский психиатр, доктор медицинских наук, профессор Николай Васильевич Краинский, вначале скептик и позитивист, впоследствии – верующий человек. На данную тему им была даже выпущена книга, называвшаяся «Порча, кликуши и бесноватые как явления русской народной жизни». Вот выдержка из этой работы: «Кликуша безошибочно различала святую воду от простой, как бы скрыто мы ее ни давали. Каждый раз, когда ей подносили стакан со святой водой, она впадала в припадок, часто прежде, чем попробует ее на вкус. Кода была свежая, крещенских (исследование было произведено в средине января). Наливались обе пробы в одинаковые стаканы в другой комнате, и я подносил ей уже готовые пробы. После того как много раз повторенные опыты дали тот же положительный результат, я смешал обе пробы воды вместе, простую и святую, и пилил их поровну в оба стакана. Тогда кликуша стала реагировать на обе пробы припадками. Ни одного раза она не ошиблась в этом распознавании святой воды».
Как уже упоминалось, для избавления одержимых от душевных и физических мук служители Церкви проводят отчитку – специальный молебен, во время которого священник, имеющий на это благословение архиерея и духовную силу, читает заклинательные молитвы на изгнание из человека бесов. Раньше такие ритуалы совершались священником индивидуально над человеком, который явно одержим злым духом. Массовые отчитки появились лишь в последнее время, как нарушение принятого в Церкви порядка совершения этого чина.
Турецкий исследователь Кемал Ирмак несколько лет занимался изучением этого вопроса и, в результате, склоняется к положительному ответу. Не так давно в немецком научном журнале Journal of Religion and Health появилась его статья, в которой Ирмак изложил результаты своей работы.
Первые две трети статьи «Шизофрения или одержимость?» ничем особенным не отличаются от любой другой научной статьи – в них подробно описываются разрушающие личность симптомы шизофрении, современные методы лечения, виды бредовых состояний и галлюцинаций. А дальше начинается часть, не очень обычная для серьёзной научной работы: «Один из подходов к проблеме галлюцинаций – это признать возможность существования мира демонов».
Такой переход от чистой науки к мистике не мог быть воспринят научным сообществом без скептицизма и насмешек. Автор наверняка это понимает, но продолжает развивать свою мысль: «У народа нашего региона демонов принято считать обладающими разумом невидимыми существами, населяющими мир, параллельный нашему, человеческому. Во многом эти существа похожи на нас. Они женятся, заводят детей и умирают. Правда, продолжительность жизни у них намного выше нашего. Благодаря способности летать и быть невидимыми для наших глаз, они стали главными компонентами оккультных ритуалов. Способность вселяться в человека, подчинять своей воле его тело и ум дают им власть, которую они используют уже много веков. Многие учёные признавали, что демоны могут овладевать человеком и существовать внутри его физического тела. Причин, по которым нечистая сила вселяется в людей, может быть множество. Иногда человек случайно делает нечто такое, что приводит демона в ярость. Но бывает и так, что одержимость, напротив, происходит от любви. Когда демон вторгается в человеческое тело, он устанавливает контроль над системой, соединяющей тело с мозгом».
После этого исследователь проводит границу между шизофренией и одержимостью: «Существуют общие черты между клиническими симптомами шизофрении и одержимостью демонами. Общие симптомы включают в себя бредовые состояния и галлюцинации. Эти симптомы могут быть следствием близости демона к мозгу, который может формировать ложные интерпретации реально воспринимаемой картинки. Слуховые галлюцинации, когда пациент слышит два или более голосов, спорящих друг с другом и говорящих о самом человеке в третьем лице, могут свидетельствовать об одержимости более чем одним демоном одновременно».
Затем Ирмак описывает случай из жизни одного представителя местной религии, который попросил вселиться в себя одного «хорошего» демона, чтобы изгнать нескольких «злых», благодаря чему и исцелился. Основываясь на подобных историях, Ирмак приходит к следующему выводу: «Пришло время, когда профессиональным медикам следует начать рассматривать вероятность одержимости демонами при лечении шизофрении, особенно в тех случаях, когда болезнь сопровождается галлюцинациями и бредовыми состояниями. Возможно, для достижения лучших результатов медицинским работникам стоит привлекать к лечению такого рода недугов религиозных целителей».
Главный редактор журнала Journal of Religion and Health, опубликовавшего этот неоднозначный материал, счёл необходимым добавить свой комментарий: «Мы опубликовали эту статью в надежде начать дискуссию, – написал он. – Редакция журнала не разделяет мнение автора по поводу реальности существования демонов».
Демоны, или бесы созданы из тонкой материи, невидимой для человека, хотя их присутствие около себя можно ощутить по внезапному настороженному чувству (рядом кто-то есть), причём чувство это гнетущее, тревожное. Они могут проникать через все преграды (стена, дверь), так как могут «просачиваться» сквозь них. Свободные демоны не могут проникать в освящённое помещение. Это помещение «отмечено» для Господа, и если в нём происходят угодные ему действия, совершаются молитвы, то он посылает на это место свою Благодатную защиту. Благодать Божья, покрывающая такие места, опаляет демонов, они не могут преодолеть её. Если на человеке нет Божьей защиты, то бесы беспрепятственно могут проникать в его энергетические тела. Бесы живут там, где им есть место. Человек, греша, готовит им такое место. Где грех, там и они.
По природе своей демоны (бесы) – это чрезвычайно злобные, лукавые, лживые существа, имеющие отвратительную внешность. Они ненавидят праведность и добродетели, ненавидят всё то, что связано с Господом. Они стремятся всеми силами заполучить человека, склонить его ко греху, и затем взращивать, увеличивать в нём этот грех, пока человек не станет их «рабом». Питаются демоны энергиями человека, когда он предаётся грешным занятиям (допустим, энергиям гнева, сладострастия, ненависти). Также демоны любят вдыхать фимиамы от различных воскуриваемых благовоний, бесам очень нравится, когда человек поглощает мясо, особенно с кровью, или же предаётся блудной страсти.
Если демон находится в человеке, пришедшем в освящённое место, то от Благодати Божьей ему становится плохо, и человек склоняется к тому, чтобы покинуть это помещение как можно быстрее, путём мысленного внушения беса так, чтобы человек даже и не заподозрил (допустим, под каким-либо предлогом). Либо же бес, до этого тихо находившийся в нём, вдруг резко проявляет себя, и обнаруживается.
Человек начинает слышать чужие мысли (допустим, я твой друг, я помогу тебе, я люблю тебя, я передам тебе особые знания). Могут быть и «космические истории» внеземного Разума, и даже обман, когда демон притворяется, будто это Ангел-хранитель, или же голос Бога. Делается это для того, чтобы войти в доверие, демон знает, где ваше слабое место. Делается ставка на самолюбие – я выбрал тебя, потому что ты лучше других, они хуже тебя. Бес манипулирует вами, как хочет, чтобы вы поверили ему, и захотели с ним общаться. Если вы что заподозрите, у него сразу найдутся отговорки, чтобы вы успокоились, и слепо доверились ему. Затем «Друг» и «Наставник» начнёт вас учить, и направлять – по пути сатаны.
Может быть иная ситуация. Человек явно никаких других голосов не слышит, но он внезапно вдруг становится совсем иным. Резко меняется взгляд, походка, движения, манера говорить, внутри чувствуется внезапно появившаяся наглая уверенность, ощущение силы и властности. В таком состоянии человека, до этого весьма скромного и добродетельного, сразу тянет на грех. Часто катализатором этого состояния является прогулка по темноте, распитие спиртных напитков, шумная дискотека с трансовыми ритмами. Потом человек осознает, что он наделал, и впадает в недоумение. Как мог он, такой добродетельный, натворить такого? А причина в том, что внутри него находится он – бес. Питается демон энергиями греха, и специально устраивает так, чтобы жертва выпила спиртное, пошла на дискотеку, и т.д., чтобы получить необходимые энергии.
Вселение демона (беса) в человека называется одержимостью. Открытое проявление демона (беса) является беснованием. При одержимости в жертву может вселиться как один, так и несколько бесов. По своей «силе» бесы (демоны) различаются в зависимости от их иерархии. Бес при вселении в человека подключается к его мозгу, нервной системе, зрению, слуху, осязанию, обонянию, речи. Вот откуда сверхъестественные способности, прорицательский «дар», медиумизм, «чревовещание» не своим голосом, «нечеловеческий пронзительный взгляд», внезапно увеличившаяся сила мышц, видения и слышания.
Влияние паразита может проявляться по беспричинной слабости, лени, апатии, депрессии (бес высасывает энергию из человека). Бес не хочет выдать себя, и проявляется порой явно, когда человек расслабляется и внутренне раскрепощается, либо его вынуждают проявиться усиленные православные молитвы при изгнании. Одержимый чувствует себя в это время как-бы в необычном полугипнотическо-трансовом состоянии, он ощущает, слышит, видит, что происходит, но порой, как под небольшим гипнозом (если не сопротивляется демону), он просто становится куклой в руках беса. При этом существо открыто показывает своё отношение к людям, выкрикивая хулу на них («как я вас всех ненавижу!...», « будьте вы все прокляты!», идёт ругательная, порой нецензурная брань в сторону людей, сопровождающаяся ненавистью и сильной агрессией, порой такой, что одержимый может замахнуться на вас острым первым попавшимся предметом, или запустить в вас тоже тем, что первое попало под руку).
Человек становится уже не человеком – он может встать на четвереньки, начать лаять, выть, хрюкать, залезть в шкаф и спрятаться там, и т.п. Демон ненавидит всё то, что связано с Божественным, и поэтому как только видит или чувствует освящённые вещи (иконы, свечи, святую воду, крест с распятием), это вызывает у него бурю ненависти.
При этом человек выкрикивает богохульства, может плевать на иконы, опрокинуть стакан с освящённой водой, задуть освящённую свечу. При проявлении беса (бесновании) лицо человека изменяется, становится неестественным, жертва может шипеть, рычать, реветь, выть, визжать, кричать, хохотать, произносить заклинания на непонятном языке такими голосами, что это не только отвратительно слышать, это не может воспроизвести человек. Даже животное не может воспроизвести таких звуков, как бес.
Человеческое тело внезапно начинает раскачиваться, бьётся в судорогах, которые начинаются из живота и солнечного сплетения – излюбленного места нахождения беса. Руки и ноги начинают содрогаться и биться, внутри мышц в это время ощущается зуд. Тело человека может неестественно прогнуться (живот поднят, опора на голову (как-бы мост)). Живот бывает, ходит ходуном, при этом надуваясь, как будто «вы беременны» и что-то внутри вас шевелится. Солнечное сплетение при этом охватывают жар и болезненные спазмы. Спазмы могут охватить также и голову, затылок, сзади спину в области плечей, ключицу.
Паразит может перемещаться по телу человека, его можно ощутить как комок энергии, при этом в местах перемещения чувствуется внутренний зуд. Если существо переместилось, допустим, в руку или в ногу, то конечность наряду с зудом, начинает трясти. Если во время тряса на это место дотронуться святыней, или даже просто покрестить, то тряс на этом месте и зуд мгновенно проходят, так как существо очень быстро перемещается на другой участок тела болящего. Если в место, куда бес переместился, приложить святыню (крест, святое масло, икону), то болящий может взреветь, его может тряхануть (демон чувствует ожог от святынь) – обязательно последует мгновенная сильная реакция паразита.
Человек может ощущать, как что-то его дергает, резко толкает, пытается бросить в неизвестном направлении. При этом возникают мысленные внушения, и видения непристойного содержания. Также демон может воздействовать на горло и голосовые связки путем вызывания болезненных спазмов, приказывая вам подчиниться ему. Человек может оскаливаться, гримасничать, махать руками, словно крыльями, чувствовать, что на руках у него длинные когти, проявлять сильную агрессию к окружающим. При этом его зубы так и хотят вцепиться во что-нибудь. Если одержимый в состоянии беснования падает, то он так упадёт, что ничего себе не повредит. Иногда (но не всегда) после того, как беснование пройдёт, человек резко расслабляется, как-бы засыпая, и не помнит, что с ним было. Так демон проявляет себя, вторгаясь в сознание и нервную систему жертвы.
Бес может склонять человека на просмотр фильмов ужасов, фильмов по блудной тематике, фильмов со сценами кровопролитий, жестокости, насилия, при этом человек от просмотра испытывает удовольствия, и жаждет снова и снова таких просмотров, а некоторые хотят получить эти удовольствия в реальной жизни, подражая любимым героям фильмов. Во время таких удовольствий человек выделяет необходимые бесу энергии, которые существо поглощает, у человека формируется стойкая страстная зависимость. Тем самым человек готовит себя к контакту с уже реальными героями любимого «фильма ужасов».
У человека может появиться необъяснимая тяга к оккультной символике, которая в изобилии продаётся в специализированных отделах эзотерики. Жертву беса начинает тянуть к талисманам, картам, статуэткам, аудиоматериалам с трансовыми ритмами, медитациям, лекциям психоэнерготерапевтов (прослушивая которые, человек входит в гипнотическое состояние, и открывается для бесовских воздействий), ароматическим возжигаемым благовониям, книгам по оккультизму, целительству, магии, колдовству. Человек стремится развить в себе сверхспособности, открыть «Третий глаз», чтобы стать всевидящим и всесильным, не задумываясь о том, что идёт на сделку с дьяволом.
Бес может внушить одержимому им человеку, что у него необычные способности и их нужно развивать, он не такой, как все, и тогда, воспользовавшись стремлением человека к познанию, он начинает «обрабатывать» человека, склоняя его к обучению в открывающихся школах магии, колдовства, целительства и т.п., порой играя на чувствах альтруизма и сострадания жертвы, что так человек будет помогать людям, исцелять их, принесёт неоценимую пользу другим, подбадривая жертву, что «скоро о тебе все узнают, ты будешь лучшим целителем». Когда воля человека сильно ослаблена, бес может вводить жертву в гипнотическое состояние, буквально приказывая ему совершить порой дикие вещи, даже опасные для жизни (погулять в незнакомом лесу, причинить другому боль, и т.д.), причём человек в это время может не отдавать отчёта своим действиям. Человек доводится до состояния психического расстройства.
Вхождение диавола в душу человека можно сравнить с попаданием в организм человека болезнетворных бактерий. Если физически человек недостаточно защищен, имеет слабый иммунитет, то он открыт проникновению в него различных микробов и вирусов, следствием такого попадания является болезнь. Так и дьявол, когда душа человека не имеет защиты, получает доступ к ней. Но что является защитой человеческой души, ее иммунитетом, преградой для бесов, и в силу чего она может лишиться этой защиты?
Пока человек пусть медленно, но упорно совершенствуется, пока дух его устремлен к Богу, пока за падениями следует искреннее покаяние – он находится в сфере действия Бога и в духовной безопасности, но когда грех становится привычкой, когда все существо человека оказывается подвластным какой-либо страсти – он лишается охраняющего покрова Божественной благодати. Лишается не потому, что Господь наказывает провинившегося: Господь всегда любит человека, всегда готов ему помочь. Но в том-то и заключается высота и исключительность любви Бога к человеку, что Творец уважает свободу Своего творения. И человек сам выбирает, с кем он хочет быть: с Богом или с диаволом. От человека требуется лишь повернуться к Богу, сердцем, мыслью, всей душою, и принять все то, что Господь ему предлагает. Однако, если человек отворачивается от Бога, он неизбежно вступает в контакт с сатаной, третьего не дано: во всем добром и прекрасном – Бог, в противоположном (даже если на первый взгляд оно привлекательно) – диавол.
Грех – это наш выбор в пользу диавола, согрешая, мы как бы обращаемся сердцем к сатане. И это результат нашего свободного выбора. В грехе человек, как когда-то Адам с Евой, отказывается от даров Бога, уходит, прячется от Него и открывается воздействию бесов. Теперь не Бог, но диавол имеет влияние на человека и получает доступ в его душу.
И в особой опасности находятся дети, чьи родители либо сами занимаются оккультными науками, либо обращаются к занимающимся этим людям (носят, например, больного ребенка к бабкам, чтобы помочь магическим способом).
Итак, соизволяя на грех, мы предоставляем себя (а возможно, и своих детей) в распоряжение диавола, который проникает в душу и закрепляется там по мере нашего укоренения в грехе. Грех входит в душу не одномоментно, а поэтапно, проходя стадии развития от постороннего, внешнего побуждения, стучащегося в душу, до хозяйского распоряжения ею.
Границы между патологией и вмешательством сверхъестественного провести в случае с одержимостью непросто. Делать это должен специалист. Если вы опасаетесь, что врач, не верующий в Бога, может пропустить состояние одержимости, то спешим вас утешить – многие психиатры – религиозные люди и одновременно с врачом можно обратиться за духовной помощью в Церковь.
Священник, который видит, что у человека симптомы эпилепсии, которые можно принять за одержимость, в первую очередь, направляет человека к эпилептологу, а не на отчитку.
Интересно, что традиционные протестанты (лютеране) не проводят никаких обрядов для людей, страдающих одержимостью. Праведная жизнь и молитвы – это то средство, которые протестанты предлагают одержимым злыми силами.
В христианстве не сформировалось единого отношения к одержимости, так как многие из тех, кто якобы ей страдал, на самом деле, были жертвами психического заболевания, притворялись, чтобы получить славу. Некоторые также считают, что Господь допускает одержимость не случайно. Когда люди видят необычные и сверхъестественные вещи, творимые через зло, они могут задуматься об обращении к Богу и о том, что реально не только тело, но и душа. Физическое и душевное состояние человек может напрямую зависеть от того, какую жизнь он ведет.
К сожалению, многочисленные примеры показывают, что праведная жизнь – не является гарантией как душевного, так и физического здоровья. Но, христиане не должны строить свою жизнь в ожидании награды на земле. Иисус Христос победил мир, поэтому мы ищем награды на Небесах.
Что же делать, если нам кажется, что человек одержим? Вызывать скорую психиатрическую помощь, молиться, обращаться к экзорцистам из других конфессий или искать старцев, которые проводят отчитки?
Если вы считаете, что у близкого человека есть признаки одержимости, в первую очередь покажите его врачу. Иногда люди начинают вести себя нетипично или агрессивно из-за психических заболеваний или органических поражений головного мозга. Это не отменяет возможности попросить молитвенную и духовную помощь в Церкви, так как Господь исцеляет человека от любых недугов, если это – именно то, что требуется для спасения души. Посоветуйтесь со своим духовником или со священником, которому вы доверяете.
С особым вниманием следует относиться к состоянию маленьких детей. Их фантазии легко перепутать как с психическим заболеванием, так и с одержимостью, имея ложные представления об этом понятии. Если ребенок говорит о том, что видит ангелов или боится ночных кошмаров, лучше показать его детскому психиатру и в дальнейшем задуматься о работе с психологом.
Главное, не испытывать перед одержимостью и людьми, которые страдают ею суеверный страх. Художественные фильмы на тему одержимости внушают страх, но это зачастую всего лишь художественный вымысел. Несмотря на то, что многие основаны на реальных событиях. Возможно, им просто требуется квалифицированная помощь, молитва об их здравии, обращение к Богу с просьбой исцелить их от тяжелого недуга. Для Господа нет ничего невозможного.
|