Вий – это злой дух в восточнославянской мифологии, он поднимается на землю из преисподней и олицетворяет собой смерть. Это демоническое существо одним только взглядом может убить всё живое, испепелять деревни и разрушать целые города. Его глаза обычно прикрыты огромными веками и ресницами, которые он не может поднять без посторонней помощи. Этнографы допускают, что именно с образом Вия связано появление в народе поверья о сглазе: о том, что от плохого взгляда всё гибнет или портится.
Мифы о Вие порой так же неоднозначны, как и сам этот бог. В одних его называют одним из сыновей Чернобога, который вскармливал своих детей Тьмой. А вот другие предания рассказывают, будто Вий приходился сыном самому Роду, великому создателю всего живого.
Если верить второй версии, то вместе с Вием на свет появился его брат Дый, что значительно отличается по характеру от тёмного божества. Вий оказался правителем мира Нави, где присматривает за душами умерших, однако порой проявляет себя как почитатель закона Вселенной, стараясь не нарушать гармонии мира живых – Прави.
Описание, которое дал Вию народ, вполне точно приведено у Гоголя, что собирал фольклор и всевозможные старинные придания. Самая заметная черта этого страшного божества – его огромные веки, падающие к самой земле. Они обрамлены ресницами и, что интересно, в украинском языке и сегодня используется слово «вии», что обозначает ресницы. Быть может, имя Вия произошло именно от этого акцента на столь колоритный портрет?
Вопрос имени Вия волнует многих исследователей. В древней мифологии иранцев и индийских преданиях есть рассказы о боге Вайю. Наверное вы заметили некоторое сходство в произношении имён двух богов. На родство с Вием у Вайю указывает и его сфера деятельности. Он считался безжалостным повелителем ураганов, нёс смерть и разрушения, а значит, вполне мог «трансформироваться» в повелителя подземного царства и мертвецов.
Как же индийское божество оказалось на землях славян? Не стоит забывать о том, что древние народы активно торговали друг с другом всевозможными товарами, при этом передавая из уст в уста самые разные легенды. Те, что поражали воображение наиболее сильно, запоминались и приобретали местный колорит, а имена богов интерпретировались в соответствии с другим языком.
Среди легенд и преданий о Вие самым известным является поверье о встрече с ним. Считалось, что никакой человек не выдержит убивающего взгляда Вия, которому слуги вилами поднимали тяжёлые веки. Более того, глаза Вия были настолько всевидящими, что от них не могло укрыться ничто в мире. Наверное это и объясняет наличие вечно закрытых век: разве можно было допустить, чтобы тёмный бог постоянно контролировал всё и всех? С закрытыми глазами Вий был относительно безобидным.
Очень часто Вия представляют жестоким монстром, однако даже в славянских мифах, где он показан отнюдь не добрым персонажем, показаны разные его стороны. Так, например, именно Вий являлся учителем покровителя магов Велеса. Когда тот был ещё ребёнком, Вий привёл его в Навь, чтобы обучить чёрным искусствам. В итоге Велес стал одним из самых мудрых богов, знающего как светлую сторону, так и тёмную.
Не менее интересно и предназначение Вия. Он находился в Нави не для того, чтобы периодически покидать свой мир и наводить ужас на всё живое. Ещё на заре появления людей великий Род приказал Вию спуститься в подземное царство и очищать в нём души умерших. Один только взгляд Вия был подобен очищающему пламени.
Священным местом Нави было Пекло, где каждая душа проходила очищение – не только от грехов, но и от страданий и привязанностей, тревог и суеты. Лишь пройдя долгий этап освобождения душа могла снова вернуться в Правь. Ссылаясь на это предание, сложно назвать Вия чудовищем или монстром – он больше напоминает служителя верховного божества, выполняя одну из самых важных функций.
Шли годы, менялась вера, а образ Вия всё равно не покидал народного сознания. Со временем повелитель мёртвого царства перестал быть богом и даже сменил имя. В украинских поверьях есть истории, будто 29 февраля власть над миром принимает Святой Касьян. На что ни глянет он – всё в лёд обращается, как ни вздохнёт он – всё тут же замерзает. А в старинных летописях есть ещё одна отсылка к Вию. Согласно преданиям, половецкий хан Буняк мог убивать одним только взглядом. С лёгкостью мог он даже безоружным уничтожить целый отряд воинов, которые оказывались перед его взором.
Но если мы вновь обратимся к славянской мифологии, то не найдём ни единого упоминания о том, что Вий убивал людей. Пугал – да, но убийцей бог не был. Кстати, даже в гоголевском «Вие» Хома Брут умирает от страха, а вовсе не от смертельного взгляда монстра, появившегося перед ним. С другой стороны, именно за Вием следуют полчища нечисти, которая может нанести вред человеку. Он – своего рода полководец тёмной стороны мира.
В этнографии высказывается допущение, что именно с образом Вия связано поверье о сглазе и порче – о том, что от плохого взгляда всё гибнет и портится. Вий также связан с сезонной смертью природы во время зимы. Существуют два предположения о происхождении имени Вия: первое – украинское слово «вії» (произносится – «вийи»), что в переводе с современного украинского языка означает «веки»; и второе – со словом «виться», так как образ Вия напоминает какое-то растение: ноги его овиты корнями и весь он покрыт засохшими кусками земли.
Согласно «Книге Коляды»: «Воеводою в войске Чернобога служит Вий, брат бога неба Дыя. В мирное время Вий – тюремщик в Пекле. Он держит в руке огненный бич, коим потчует грешников. У него тяжкие веки, их держат вилами приспешники Вия. Если Вий откроет очи и взглянёт на человека – тот умирает. Вий не выносит солнечного света, потому всегда предпочитает пребывать под землёй».
Религиозный символ Бога Вия – Всевидящее око – в значении «ни что не скроется от взгляда судьи). Предположительно, его идол также изображался с таким символом. Ний (зап.-слав.) или Вий (вост.-слав) – соотносится также с Плутоном, по Длугошу («История Польши», XV в.), возможно, одна из ипостасей Велеса: «Кн. I … Плутона прозывали Ныя (Nya); его считали богом подземного мира, хранителем и стражем душ, покинувших тела, и просили у него после смерти провести в лучшие места преисподней, и поставили ему главное святилище в городе Гнезно, куда сходились изо всех мест».
Мацей Стрыйковский в «Хронике польской, литовской и всей Руси» в 1582 году пишет: «Плутона же, бога пекельного, которого звали Ныя, почитали вечером, просили у него по смерти лучшего усмирения непогоды».
В русских народных сказках со схожими сюжетами (таких как «Бой на Калиновом мосту», «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо») и записанных также А.Н. Афанасьевым герой и его названые братья сражаются с тремя чудовищами (Чудо-Юдами) и побеждают их, затем раскрывают козни жён чудовищ, но Мать Змеев смогла обмануть Ивана Быковича и «утащила его в подземелье, привела к своему мужу – старому старику. Старик лежит на железной кровати, ничего не видит, длинные ресницы и густые брови совсем глаза закрывают.
В связи с этим не лишне упомянуть и то, что южные славяне зимой проводили новогодний праздник, где сжигался старый, змеевидный бог Бадняк (соотносимый со старым годом), а его место занимал молодой Божич.
На Украине есть персонаж Солодивый Бунио, а попросту Шолудивый Боняк (Бодняк), иногда он является в образе «страшного истребителя, взглядом убивающим человека и превращающим в пепел целые города, счастье только то, что этот убийственный взгляд, закрывают прильнувшие веки и густые брови».
«Длинные брови до носа» в Сербии, Хорватии и Чехии, а также в Польше были признаком Моры или Зморы. Это существо также считалось воплощением ночного кошмара.
Былинный отец Святогора неспроста отождествлён А. Асовым с Вием. Приехавший к слепому (тёмному) отцу Святогора погостить Илья Муромец на предложение «пожать руку» подаёт слепому великану кусок раскалённого до красна железа, за что получает похвалу: «Крепка твоя рука, хороший ты богатырёк».
И у Гоголя, и в сказке, записанной Афанасьевым, не удивительно присутствие железных атрибутов. У гоголевского Вия – железное лицо, железный палец, у сказочного – железная кровать, железные вилы. Железная руда добывается из земли, а значит и Владыка подземного царства, Вий, был своего рода хозяином и покровителем земных недр и их богатств. Видимо, поэтому Н.В. Гоголь причисляет его к гномам, которые, согласно европейской традиции, являлись хранителями подземных сокровищ.
Болгарская секта богомилов описывает Дьявола, как превращающего в пепел всех, кто посмеет взглянуть ему в глаза. Вероятно, что в дальнейшем Вий сливается с образом Кощея-БеЗсмертного – царя мёртвых, бога смерти. В одной из сказок встречается упоминание о том, что Кощею поднимают веки семью вилами, что указывает на его сходство или родство с Вием. Обращает на себя внимание родство слов: кочерга, кошевой, Кощей, кош-мар. «Кощ» означает случай, жребий (ср. «макощ»). Предполагалось, что Чернобог кочергами ворошит угли в Пекле, чтобы из этой мёртвой материи народилась новая жизнь.
Христианский святой Прокопий Устюжский, изображаемый с кочергами в руках, как например, на барельефе церкви Вознесения на Большой Никитинской улице в Москве 16 века. Этот святой, введённый в 13 веке, ответственен за урожай, у него три кочерги, если он их несёт концами вниз – урожая нет, вверх – урожаю быть. Таким образом, можно было предугадать погоду и урожайность.
В сказке о Василисе Прекрасной, которая жила в услужении у Бабы-Яги, говорится о том, что она получила в подарок за труды – в одних случаях – горшок (печь-горшок), в других случаях – череп (что вероятнее всего имеет отношение именно к Кощею, ибо Кощное царство было усыпано черепами и костями человеческими). Когда она вернулась домой, череп-горшок сжёг дотла своим магическим взглядом её мачеху и дочерей мачехи.
Кощей, в более позднюю эпоху, выделился как самостоятельный космогонический персонаж, который заставляет живую материю быть мертвее, связан с хтоническими персонажами типа зайца, утки и рыбы. Несомненно, связан с сезонными омертвениями, является врагом Бабы-Яги, которая проводит героя в его мир – Кощное Царство. Интересно также и имя героини (в одной из русских народных сказок), похищаемой Кощеем – Марья Моревна (смерть смертная).
Наше древнейшее навье божество Вий имеет аналога также у древних ирландцев, у которых оно зовётся Балор. В ирландской мифологии это божество является одноглазым богом смерти, предводитель уродливых демонов-фоморов. Балор поражал врагов смертоносным взглядом своего единственного глаза. Во время битвы веко бога поднимало четверо слуг.
В примечании к своей повести Гоголь писал, что он только пересказывает народное предание практически без изменений – «почти в такой же простоте, как слышал». Действительно, сказки с похожим сюжетом хорошо известны в мифологии славянских народов. Но ни в одной из них нет персонажа, подобного гоголевскому Вию.
Лишь на короткий миг появляется в повести этот персонаж, вселяющий ужас, и снова исчезает. Но таинственный демон смерти написан настолько яркими художественными красками, что беспрестанно привлекает к себе внимание исследователей творчества Гоголя.
Большинство из них считает, что в основу повести было положено народное сказание, полностью переработанное автором. Вполне возможно, что образ Вия – это порождение фантазии писателя. Но у этого персонажа имеются и «фольклорные прототипы», некоторые характерные черты которых, скорее всего, были использованы Гоголем.
Вполне возможно, что писателю был известен Ний – божество из польской мифологии, который отвечал за подземный мир. Польский историк Ян Длугощ во второй половине XV века писал «Плутона они именовали Ниа (также Ный или Ний, Навь), считая его богом преисподней и хранителем и стражем душ, после того как те покидают тела. Они просили его вывести их после смерти в лучшие места преисподней и построили ему первое святилище в городе Гнезно, к которому стекались люди со всех мест». О подобном говорил и Мацей Стрыйковский, чья хроника конца XVI века была одно время наиболее популярным историческим трудом в восточной Европе.
Исследователи языческой культуры славян полагают, что имя Ний (он же Кощей-Чернобог) является родственным древнеславянским словам «навь» (мир мёртвых) и «навьи» (мертвецы). Исследователь Д. Молдавский выдвигает версию, что Гоголь в своём произведении задействовал позднейшие представления о Ние в народном фольклоре. Изменение имени Ний на Вий, скорее всего, произошло от особенности подземного бога, а именно – его длинных век или ресниц, которые закрывают взгляд, таящий смерть. Здесь укр. вія – ресница и повіка – веко со временем в говоре жителей Украины заменили Ния на Вия.
Многие исследователи гоголевской повести отмечали сходство этого мистического персонажа, обладающего губительным взглядом, с многочисленными народными поверьями о святом Касьяне. Христианская церковь отмечает день памяти преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (V век) 28 февраля по старому стилю, а в високосные годы – 29 февраля. Он известен как талантливый духовный писатель и устроитель монастырей.
В народном сознании существовал иной образ Касьяна, не имеющий ничего общего с каноническим. Он неожиданно превратился из реального человека в некое почти демоническое существо, которое наделяют эпитетами – немилостивый, грозный, злопамятный. Согласно одним поверьям Касьян – падший ангел, предавший Бога. Но после раскаяния он за своё отступничество был закован в цепи и заключён под землю.
Приставленный к нему ангел три года подряд бьёт предателя тяжёлым молотом по лбу, а на четвёртый выпускает на волю, и тогда гибнет всё, на что бы он ни взглянул. В других рассказах Касьян предстаёт загадочным и губительным созданием, ресницы его так длинны, что достигают колен, и он из-за них не видит Божьего света, и только 29 февраля поутру, раз в 4 года, он поднимает их и оглядывает мир – на что упадёт его взгляд, то погибает.
Практически во всех легендах о Касьяне подчёркиваются его демоническая сущность и необычайная губительность взгляда, что роднит Касьяна с гоголевским Вием. Определённые черты сходства обнаруживаются и при сравнении Вия с языческим Велесом – древним покровителем охотников, который олицетворял ещё и духов убитых зверей и ассоциировался с миром мёртвых.
Существует ещё одна гипотеза, что прототипом Вия для Николая Васильевича стал Иуда Искариот, облик которого весьма схож с гоголевским демоном при обращении к некоторым апокрифическим текстам. В этих не вошедших в канон сочинениях о внешности Иуды незадолго до его смерти сообщается, что его веки стали огромными, разрослись до невероятных размеров, не позволяя ему видеть, а тело чудовищно распухло и отяжелело. Этот апокрифический облик Иуды (гигантские веки и тяжёлое, неповоротливое тело) определил и главные черты Вия.
Так откуда же появился в славянской мифологии и фольклоре столь странный образ Вия? Найти ответ помогают основные признаки нашего персонажа: волосатость, обладание стадами быков и причастность к подземному миру. Эти признаки заставляют вспомнить одного из древнейших и к тому же главных восточнославянских богов времен язычества – Велеса (Волоса).
До того как люди научились обрабатывать землю, он покровительствовал охотникам, помогал добывать зверя, что, по мнению многих исследователей, обусловило имя божества. Оно происходит от слова "волос", то есть мех, шкура охотничьей добычи. Велес олицетворял также и духов убитых зверей. Отсюда представление, что божество это связано со смертью, миром мертвых. "Первоначально, в далеком охотничьем прошлом, Велес мог означать духа убитого зверя, духа охотничьей добычи, то есть бога того единственного богатства первобытного охотника, которое олицетворялось тушей побежденного зверя". Так писал о Велесе-Волосе академик Б. А. Рыбаков.
Но прошло время, и неотъемлемой частью хозяйства древних людей стали земледелие и скотоводство. Охота утратила былое значение, Велес же стал покровителем домашнего скота. Вот почему у старичка "Сам с ноготок, борода с локоток" бычьи стада, и всякий, посягнувший на них, рискует испытать на себе дюжую силу хозяина стада. Количество скота в древности – главный показатель богатства семьи. Скот давал человеку практически все необходимое: это и тягловая сила, это и мех, кожа, шерсть для одежды и других хозяйственных нужд, молоко, молочные продукты и мясо для пропитания. Не случайно обычай измерять богатство в "головах" скота дожил до Средневековья. Словом "скот" обозначалась не только собственно скотина, но и все имущество, богатство семьи. Слово "скотолюбие" употреблялось в значении "корыстолюбие", "жадность". Пост финансового чиновника, стоящего между посадником и старостой, назывался "скотник", поскольку "скотница" – это казна (отсюда еще одно значение Велеса как божества: ведающий доходом и богатством).
Не случайно поэтому Велес противопоставлялся Перуну – богу небес, грозы и войны. Ведь богатство, достаток и война, влекущая разорение, несовместимы. Податель гроз Перун обитал на небе, в заоблачном царстве богов. Велес же связывался с подземным миром мертвых, "тем светом". Вплоть до начала XX века сохранялся обычай после жатвы оставлять в поле пучок несжатых колосьев – "Велесу на бородку". Крестьяне надеялись заслужить этим благосклонность покоящихся в земле предков, от которых зависел урожай следующего года. Деревья, кусты, травы назывались в народе "волосами земли". Таким образом, неудивительно, что хозяин подземного царства Велес, чье имя через века оказалось забыто, изображался в виде волосатого старика и получил впоследствии из-за этого имя Вий. (Впрочем, имя Вий по происхождению аналогично имени Велес: и то и другое произошли от слов "волосы", "ресницы").
С наступлением поры христианства роль покровителя скота Велеса перешла к святому Власию (скорее всего, из-за созвучия имен), день которого приходился на 11 февраля (24-е по новому стилю). Во многих местах России Власьев день отмечали как большой праздник. Например, в Вологодской губернии на празднество съезжались жители соседних волостей, служили торжественный многолюдный молебен, во время которого освящали караваи хлеба. Дома хозяйки скармливали ломти освященного хлеба скоту, надеясь тем самым уберечь его от болезней на весь год. С этого дня на базарах начинались торги скота. К святому Власию обращались с молитвой о сохранности и здоровье скота: "Святой Власий, дай счастья на гладких телушек, на толстых бычков, чтобы со двора шли-играли, а с поля шли-скакали". Иконы святого вешали в коровниках и хлевах для защиты скота от всевозможных несчастий.
А вот функцию Велеса, главенствующего в преисподней, видимо, взял на себя образ Вия – персонажа сугубо отрицательного, "нечистой силы". Иначе говоря, с принятием христианства образ языческого Велеса постепенно разделился на две ипостаси: положительную – святой Власий, покровитель скота и отрицательную – Вий, злобный грозный дух, хозяйничающий в преисподней, олицетворение смерти и могильного мрака, предводитель нечисти.
Несмотря на то, что большинство ученых считают Вия выдуманным персонажем, многие до сих пор верят в его существование. Гоголевского демона можно встретить даже на страницах так называемых толкователей снов. Считается, что увидеть Вия во сне – дурной знак. Такой ночной кошмар означает, что человека ждут неприятности и проблемы со здоровьем.
|