![](/_pu/6/s51378524.jpg)
Колесо Сансары представляет собой буддийскую вселенную, которая состоит из шести миров. Согласно буддийскому учению, благодаря своим хорошим или плохим деяниям, человек после смерти перерождается в соответствующих мирах Сансары.
Колесо поделено на четыре основных круга. В центральном круге изображены свинья, змея и петух. Животные символизируют три главных человеческих порока: глупость, невежество; страсть, привязанность; гнев, злость, ненависть.
Второй круг поделен на светлую и темную стороны. В темной половине круга изображены спускающиеся в ад живые существа, которые символизируют деградацию человечества. В светлой половине, наоборот, показан процесс восхождения живых существ из низших миров к высшим, что означает духовную эволюцию человечества.
Третий круг, самый большой, делится на шесть миров: жителей ада, асуров, голодных духов-претов, людей, животных и богов – как видов перерождения.
Буддизм считает, что в мире ада рождаются те, кто в жизни совершал много вредных действий из гнева и ненависти. В мире голодных духов-претов рождаются те, кого в жизни обуревала огромная жадность, кто грабил или убивал ради наживы, воровал у других людей или из государственной казны. Голодные духи испытывают муки бесконечного голода и неутолимой жажды. В мире животных воплощаются те, кто совершал много вредных поступков из глупости.
Следующий мир людей, здесь рождаются те, в ком преобладают желания и привязанности. Быть человеком – карма смешанная, но хорошая, ведь люди могут управлять своей жизнью и сознательно менять ее. Человеческое рождение считается самым благоприятным. Так как именно в мире людей человек может достичь просветления Будды и попасть в нирвану.
Над человеческим миром есть еще два – полубогов-асуров и богов. И у тех и других отличная карма: в прошлом они совершали много полезных действий. Но поскольку их поступки были обусловлены эгоизмом, они не стали освобожденными, Бохисаттвами или Буддами, но переродились в приятных состояниях сансары.
Полубогами рождаются те, кто действовал, прежде всего, из ревности или зависти. Полубоги сильны и красивы, но постоянно воюют и соперничают, потому что им кажется, что их благополучию что-то угрожает. Особенно они завидуют богам, которым живется еще приятнее. Пытаясь бороться с богами, полубоги всегда проигрывают, поскольку боги более могущественны и сильны.
Боги – это существа с наилучшей кармой. Их мир полон наслаждений, всегда расположен в самом верху вертикальной вселенной. В предыдущих жизнях они осуществляли позитивные действия телом, речью и умом, но этому всегда сопутствовала гордость. Теперь они живут в роскоши и удовольствиях, но такое существование не вечно. Хорошая жизнь закончится в тот момент, когда исчерпаются семена благих деяний.
Крайний (внешний) круг Сансары содержит двенадцать изображений, по часовой стрелке, начиная с верхнего располагаются следующие фигуры: слепец, гончар, обезьяна, лодка с четырьмя пассажирами, дом с пятью окнами и открытой дверью, обнимающаяся пара, человек со стрелой в глазу, женщина, подающая напиток, женщина, собирающая фрукты, беременная, женщина, рожающая ребенка и труп. Все эти фигурки символизируют яды ума и другие страдания, например, слепая старуха – неведение, труп – это старость, болезнь и смерть. Восьмой по счету элемент – влечение, девятый, желание удержать то, что нравится. Остальные элементы – воплощение страданий и постижение законов причин и следствий.
Вне колеса в верхнем углу картины изображен Будда или Великий Бодхисаттва, свободный от круговорота страданий, указывающий на сияющий круг около него, символизирующий нирвану, нерушимое счастье. Только достигнув Просветления можно выйти из Колеса Сансары и больше не перерождаться в Высших и Низших Мирах.
3 яда ума: неведение, привязанность, гнев. В центре Круговорота Сансары в символической форме представлены три яда ума. Неведение в образе свиньи – первостепенный яд, из которого происходят все остальные. Не зная о своей истинной природе, человек начинает отождествлять себя с тленным материальным миром, что рождает привязанности и страх потери.
Символ привязанности и вожделения – красный петух, змея в свою очередь, обозначает ненависть и гнев. Вместе эти три яда приводят Колесо Сансары в движение, все больше втягивая человека в порочный круг злодеяний и зависимостей.
В дословном переводе Сансара означает «блуждание» или странствование. Это вечное скитание души по пространству иллюзии, причина которого карма – принцип воздаяния за совершенные действия. Благие поступки или деструктивные – любая деятельность создает карму, положительную или отрицательную. От характера созданной кармы зависит результат – возмездие или покровительство сил небесных.
6 миров Сансары
Закон Кармы работает в двух направлениях: он может вознести или низвергнуть. Эта дуальная направленность Колеса Сансары обозначена разделением второго круга на два сегмента противоположных цветов. Черный – символизирует упадок и духовную деградацию. Белый – развитие и духовную эволюцию.
Третий круг символа Колеса Жизни разделен на 6 сегментов, обозначающих 6 миров Универсума. 3 нижних мира пронизаны мучениями. К ним относятся сферы по соответствию с каждым ядом ума.
3 нижних сферы:
Инфернальная или адская сфера – обитель гнева и злости;
Сфера голодных духов – обитель вожделения и страсти;
Мир животных – проживающих свое воплощение в неведении.
Высшие сферы Сансары представлены тремя формами бытия, в которых преобладает счастье, однако, они также не лишены страданий.
3 высших сферы:
Воплощенные в качестве божества находятся в состоянии блаженства от существования, но им также свойственна гордость;
Полубоги или асуры наполнены энергией действия, но им присуща зависть и ревность;
Воплощенные в мире людей имеют равные пропорции печали и радости. Считается, что в этой реальности наиболее высокие шансы достичь просветления и стать Буддой, познав в равной степени оба аспекта бытия. Но люди также подвержены влиянию сомнений, эмоций и желаний. И потому путь эволюции – это всегда путь преодоления.
Держит Колесо Сансары в своих зубах владыка смерти и повелитель загробного мира – Яма. Он олицетворяет Принцип Кармы – суровый и неподкупный. Его образ напоминает о том, что созданные причины всегда возвращаются закономерным следствием к душе, ее породившей.
Таково бытие в изменчивом мире форм. Но истина в том, что жизнь и смерть – лишь иллюзия, которая кажется реальностью. Потому просветленный Будда вынесен за пределы круга. Он наблюдает со стороны за круговоротом жизни и видит три его главных качества.
3 качества Сансары
Ее природа – Пустота. Течение времени делает все непостоянным. Любая форма, будучи рожденной, сразу начинает стремиться к разрушению. Но истина вечна и бессмертна. Ее нет в том, что изменчиво. Все, что мы боимся потерять – не истинно.
Ее проявление – Иллюзия. Сознание, скитающееся по кругу Сансары не способно видеть целого. Но любое явление – только одна из возможных альтернатив. Все, что нас окружает – мы сами создаем в своем уме. А главная иллюзия ума – это отождествления себя с материальной невечной формой.
Ее характеристика – Страдание. В буддийской традиции антипод страдания – тихое блаженство от существования. Любые эмоции уводят ум из состояния гармонии и умиротворения, что толкает на разрушительные действия, рождающие Карму. Но действия, совершенные без привязки к желаниям позволяет выйти за ее пределы.
Как выйти из Колеса Сансары: 4 благородные истины
Каждое действие, спровоцированное желанием, создает новую Карму, которая делает человека заложником Круговорота Сансары. И не только поступки, но даже и слова, и мысли могут стать причиной формирования кармического груза, не освободившись от которого невозможно будет выйти из круга перерождений. Бытие в неведении, привязанностях и гневе возвращается к нам законом Кармы. Раз за разом, совершая одну и ту же ошибку, человек создает предпосылку для нового кармического урока, призванного напомнить ему о его истинной природе и иллюзорности физических форм.
Дабы помочь людям найти путь освобождения из Колеса Сансары, Будда Шакьямуни сформулировал 4 благородные истины. Познав эти истины, человек способен положить конец скитаниям своего ума в мирах иллюзий и достичь просветления, узнав суть и природу вещей.
Первая благородная истина звучит так: все материальное пропитано страданием. Сознание, отождествляющее себя с материей, становится заложником иллюзий. Это рождает негативные чувства и эмоции, омрачающих разум и заставляющие страдать.
Разрушить эти иллюзии можно преодолев пять препятствий:
Привязанность – жажда обладания и страх потери;
Гнев – неприятие и отторжение мира и людей;
Ревности и зависть – неспособность любить безусловно;
Гордыня – превознесение своей важности;
Невежество – незнание истинной природы вещей.
Незнание Законов Сансары – главный источник всех мучений. И выход из круга рождений можно найти только в достижении сознанием состояния просветления.
Вторая благородная истина раскрывает причину страданий: страдание – следствие желания. Нескончаемая и неутолимая природа желаний не дает уму пребывать в покое. И потому ум постоянно мечется в противоречивых эмоциях и идеях.
Третья благородная истина говорит о том, что выйти из Колеса Сансары возможно через отказ от страстных желаний. Свободный ум не ощущает ни экзальтированной радости, ни печали. Просветленное сознание находится в состоянии тихого счастья, спокойного и уравновешенного блаженства.
Четвертая благородная истина раскрывает метод, практикуя который можно выйти из Круга случайных перевоплощений и найти просветление. Этот метод изложен в восьмеричном пути, включающим такие этапы, как формирование светлых воззрений и устремлений, совершение благих действий, развитие воли, внимания и концентрации.
Выход из Колеса Сансары – это Путь эволюции сознания через преодоление препятствий и этическое развитие. Освобожденный – тот, кто нашел внутри себя гармонию и научился видеть вечное среди изменчивого и непостоянного.
Попытки неким образом соединить христианство и буддизм в свое время предпринял еще Даниил Андреев в середине XX века. Несколько забегая вперед и, одновременно, отклоняясь в сторону, нужно заметить, что на фоне своих "последователей" по этому занятию он выделяется, словно титан из древнего эпоса. Но речь не о нем.
Религия является венцом культурной жизни народа (порой – не одного. Так, в частности, мы слабо отдаем себе отчет, что вроде бы столь "исконная" религия, какой является Православие у нас, есть прямым проводником в нашу культуру ни много ни мало величия и культурных достижений Рима и Византии, из которых они и пришли).
Разумеется, религиозные представления о мироустройстве, морали, обществе и месте в нем человека религия начинает прививать индивидууму задолго до того, как он узнает само слово "религия". И, в дальнейшем, даже отказываясь от исконной религии своего народа, он не теряет с ней мистической связи, красной нитью проходящей через все его мировоззрение. Ярким примером этого являются современные родноверы, у которых, как правило, вместо славянского язычества получается на выходе злая и комичная пародия на все то же христианство.
То же самое происходит и с буддизмом. Оказавшись на наших просторах, эта религия угодила в тяжелые и мягкие лапы Православия, которое руками русских буддистов принялось лепить из него свое подобие. Несмотря на кажущуюся безнадежность задачи, упорство нашего родного христианства не может не поражать.
Одним из важных штрихов такого симбиоза стала проекция христианского представления о рае и духовном пути. В представлении христианства человеческая жизнь является отрезком, имеющим начало и конец, за которым следует перерождение в раю или аду. В ровно такой же отрезок, только лишь разделенный на более мелкие сегменты, нынешние "объединители" превратили и духовный путь в буддизме, где душа, реинкарнируясь, проходит стадии рождения и взросления, после чего, очистившись и возвысившись, достигает некоего просветленного состояния, вполне отождествляемого с раем.
Таким образом, в представлении "христианского буддизма" покаяние и катарсис остаются центральными явлениями духовного пути человеческого существа, возвышая его к горнему миру, а жизнь реинкарнирующейся сущности обретает ярко выраженное начало, то есть, рождение, и конец – постижение некоего обожествленного состояния.
Насколько такая картина сопоставима с буддийским миросозерцанием? Здесь нужно сделать отсылку к знаменитой легенде об индийском принце Сиддхартхе Гаутаме. Принц, живущий замкнутой и наполненной красотой и благополучием жизнью, сталкивается с такими явлениями как нищета, старость и болезни. Какие эмоции вызывает в нем эта встреча? Сострадание к несчастным людям? Желание изменить мир?
Все куда прозаичнее и сложнее. Пораженный принц испытывает страшное осознание того, что видит собственное будущее. В рамках "христианского буддизма" этот ужас остается малоосмысленным занятием. По логике его последователей, благополучный Будда уже, очевидно, прошел достаточно далеко по пути самореализации, "счистив" в себя карму бедности, болезней и прочего. Но Гаутама, столкнувшись с этими явлениями, со страхом понимает: вновь и вновь предстоит ему стать нищим, больным, калекой.
В этом и состоит главное различие настоящего буддизма от буддизма "христианского": путь человеческий выглядит не отрезком, сколь бы ни было длинным, а колесом Сансары, в котором несчастные человеческие души носятся, выбиваясь из сил, словно белка в колесе – и осмысленность совершаемого ими пути малоотличима от беличьей.
Как бы они ни очищались, каких бы благих дел ни совершали, они могут вознестись на самые вершины, уподобиться богам, прожить тысячелетия в неге и блаженстве – но и боги смертны, и безжалостная реинкарнация сбросит их в бездну адских сфер существования. Именно в этом и заключается смятение принца Гаутамы, который в больных и нищих видел не старость или болезни как таковые, а свое неизбежное будущее, которое будет наступать снова и снова, с неотвратимой и беспощадной цикличностью.
Колесо сансары обусловлено взаимосвязью между негативной и позитивной кармой: с одной стороны, страдания побуждают человека искать очищение и совершать благие поступки, которые приводят к позитивным последствиям. С другой – само нахождение в колесе сансары сопряжено с непониманием истинной сути мира, каковое неизбежно, по определению, влечет совершение негативных поступков и причинение страданий другим. Любая попытка выйти из Сансары посредством принятия кармических правил игры неизбежно ведет к дальнейшему пребыванию внутри колеса.
Выход там же, где и вход. Термин "Бодхи" обычно переводят как "Просветление". Но есть и другой вариант – "Пробуждение". Сансару часто сравнивают именно со сном.
Когда вам снится какая-нибудь гадость, совершенно бессмысленно с ней бороться. Любое противостояние лезущим в окна монстрам или сыпящимся во сне несчастьям лишь еще сильнее убеждает вас в реальности сна, таким образом, глубже погружая в его пучину. И лишь пробуждение приносит освобождение от гоняющихся за вами чудищ.
Понимание Просветления или Пробуждения как чего-то спонтанного, внезапного является неотъемлемой частью буддизма. Достаточно лишь посмотреть на его иконографию. В частности, можно вспомнить одну из бодхисаттв, Зеленую Тару.
Воплощение милосердной активности всех Будд и Бодхисаттв, именуемая Матерью всех Будд, волшебница, заступница и освободительница изображается в виде... шестнадцатилетней девушки.
Или воплощение мудрости и знаний – бодхисаттва Манджушри. Он также изображается молодым юношей, который, однако, поучает медитирующих на него стариков.
Истинная мудрость, мудрость познания колеса Сансары, его сути и способов выхода за пределы перерождения, страдания и смерти никоим образом не соотносится ни с возрастом человека, ни с возрастом души – что бы ни означал этот таинственный термин.
Последователи "христианского буддизма" слишком часто забывают об одном из главных постулатов буддизма: окружающий нас мир не имеет действительного существования. Он – не более чем иллюзия, слепленная нами из отражений собственного разума. Который, в силу собственного несовершенства и запутанности в тенетах невежества, в итоге генерирует нечто, весьма далекое от идеала.
Ни справедливость, ни любовь, ни сострадание, ни доброта не являются фундаментом окружающего мира. Его основание – неведение, гнев и привязанность, те самые три яда ума, которые и являются главным источником сансарического существования.
Несколько наивно ждать от мира с таким фундаментом чего-то доброго, светлого и прекрасного, не правда ли? Впрочем, и таких вещей во вселенной тоже хватает.
Парадокс, но одна из цепей, которыми держит нас Сансара, является... страх ее потерять. Согласитесь, понимание того, что всю сознательную жизнь (и не одну!) мы вертелись в некой собственноручно созданной иллюзии, вызывает опасение: а что будет, когда все это исчезнет? А настоящий мир мне точно понравится? Может быть, лучше остаться в не очень уютной, но такой знакомой Сансаре? Боязнь выйти из зоны комфорта, успевшая всем набить оскомину, чего уж там.
Что там, за Пробуждением? Каков он, настоящий мир? Об этом знают те, кто уже пробужден. И они даже пытаются нам про это рассказать, но... Как объяснить спящему, что он спит и мир, который он видит, всего лишь сон? Особенно если этот сон столь реалистичен.
И если представить, что это игра где смерти нет. Цель одна – выйти/перейти на следующий уровень/остановить этот кошмар. Любые отношения с другими душами – это только наработка кармы, которые выйти не дают. Самоубийство – шаг назад. Как выйти?
Удалось это только одному, которого распяли? Или уходят все, которые за справедливость погибли? Но при этом от рождения до осознанности не успели нагрешить? Но ведь это невозможно и разве люди виноваты, что они рождаются в грехе, среди этого болота и пока поймёшь правила игры уже завязан, уже чего-то пробовал ведь все это делают. Разве возможно в грязи родиться и остаться чистеньким? Разве люди виноваты, что система создала такие условия?
Правила игры не честные. Чтобы остаться чистым – никаких плотских отношений, не делать никому ничего плохого, ничего никогда ни у кого не принимать, справедливо оплачивать труд и стараться жить максимально автономно. Любить всех и никого не держать, заботиться о всех, но ни к кому не привязываться, и при первом удобном случае отдать свою жизнь... Вроде все? А как родиться в следующий раз с этим пониманием?
|