Magnus Fragor

Главная » Статьи » Загадки Вселенной

«Забавное» занятие

Люди всегда интересовались своей судьбой, пытались найти способы заглянуть в будущее. К сожалению, никакого научного метода для определения грядущих событий до сих пор не создали (и вряд ли когда-нибудь изобретут).

Гада́ния – предсказание будущих событий или определение характера с помощью методов, которые считаются нерациональными или магическими. Включают оккультные методики, приёмы и обряды. Различные виды гаданий существуют в культуре большинства народов мира.

Гадание отклоняется научным сообществом и скептиками как основанное на магическом мышлении и суеверии. Некоторые скептики утверждают, что гадание – не что иное, как холодное чтение. Большое количество мошенничества произошло с помощью практики гадания.

Как в Греции, так и в Риме подобные «касты» прорицателей и жрецов должны были оказывать большое влияние на сохранение суеверных представлений людей. С принятием христианства как официальной религии гадания, подобно многим другим явлениям языческой культуры, подвергались осуждению и гонению со стороны церковной и светской власти. Гадание из разряда священных явлений переносилось в разряд явлений дьявольских и нечистых, простонародных, суеверных.

При этом, в XII веке Анна Комнина отмечала, что предсказания – «Это новейшее изобретение – такой науки не существовало в древности. Способы предсказаний не были известны во времена астронома Евдокса, не имел понятия об этом Платон, и даже астролог Манефон не был искушён в этой науке».

В средние века как на Западе, так и в России была очень популярна библиомантия, существовало большое количество гадательных книг; в России, например, переписывались переводные «лунники», «колядники», «трепетники», «лопаточники», «сносудцы», «громники», а также и разные астрологические книги: «планетники» и др.

Среди лубочных изданий гадательного характера нужно указать так называемое «Коло» (колесо фортуны), «Случаи описания» и «Голову Соломона», являющиеся по своему типу продолжениями средневековых «рафлей». Принцип гадания во всех этих рукописных и печатных изданиях – бросание зерна по разграфлённым листам бумаги, на которых в клеточках обозначены цифры изречений или самые изречения.

При помощи лубочных изданий был сильно поддержан интерес к толкованию сновидений посредством «сонников», один из которых (Мартына Задеки) помянут в «Евгении Онегине».

В «высшем» обществе гадания уже издавна превращались в светскую забаву, в салонное развлечение. Интересна в этом отношении французская книжка XV века, изданная по рукописи А.Бобринским и охарактеризованная А.Н. Веселовским в «Вестнике Европы» за 1886.

Гадания у славян

Прокопий Кесарийский (VI в.) свидетельствовал, что склавины и анты совершали гадания во время жертвоприношении божествам. О бросании жребия перед началом ответственных деянии говорится в хронике Титмара (XI в.) и в сочинениях Константина VII Багрянородного (X в.). Большое разнообразие способов гадания упоминается в западнославянских актах процессов XVI-XVII вв. о колдовстве: бросание костей, бобов, литье воска или олова, гадание по внутренностям животных, по тени, по Псалтыри и т.п.

Эти и другие приёмы средневековых гаданий нашли отражение в памятниках славянской книжности, специально предназначенных для предсказаний будущего (см. Гадательные книги).

Специальные словесные формулы, призывающие нечистую силу явиться и открыть будущее, широко распространены в севернорусских ритуалах гадания, например: «Дедушка-домовой, покажи мне будущего мужа!», «Лешие лесные, болотные, полевые, все черти, бесенята, идите все сюда, скажите, в чём моя судьба?», «Черти, лешие, бесы, дьяволы, приходите ворожить!».

Чтобы установить контакт с духами, гадающие снимали с себя крест и пояс, развязывали все узлы на одежде, девушки распускали косы, выходили из дома, не перекрестясь, шли к месту гадания молча, иногда босиком или в одной рубашке, тайком, чтобы никто не видел, исполняли ритуал, зажмурившись, прикрыв лицо платком.

В соответствии с этими поверьями для гаданий избирали нечистые места, где обычно обитали или появлялись духи. Ими считались заброшенные дома, нежилые помещения (баня, овин, хлев, подвал, чердак, сени), а также места, осмысляемые как пограничное пространство между «своим» и «чужим» миром (печь, порог, внешний угол дома, забор, ворота, места возле колодца, источника, проруби, перекрёстки, расходящиеся дороги, межи, кладбища и т.п.).

Время, считавшееся благоприятным для гадания, также имело отношение к переломным, пограничным периодам, которые считались наиболее опасными. Основная масса гаданий была приурочена к зимнему (святки) и летнему (Иванов день) солнцеворотам. Для русской традиции гадание после святок – редкое явление.

Большая группа украинских, белорусских и западнославянских гаданий была характерна для предрождественского периода, то есть для дней «зимних» святых: Екатерины, Варвары, Андрея, Люции, Николая.

Некоторые виды гаданий были растянуты во времени: например, за 12 дней до Рождества ставили в воду ветки плодовых деревьев, загадывая, расцветут ли они к Рождеству. Западные славяне в день св. Люции (13.XII) набирали в кувшин проточную воду и ежедневно в течение 12 дней понемногу отливали, а в Рождественский сочельник остатками воды умывались перед сном, чтобы приснился вещий сон. В меньшей степени гадания характерны для весенне-летнего периода: для Пасхи, Троицы, дня Божьего Тела. В южнославянской традиции типичным временем гадания кроме святок и Иванова дня были Юрьев день, масленица, 1 марта и некоторые другие.

Вечер и ночь считались наиболее подходящими для гадания. Восточные славяне считали, что гадать можно только до первых петухов, дальше уже ничего не угадывается. Для гадания предназначался именно канун праздников. Русские объясняли это тем, что праздничная церковная служба изгоняет бесов, поэтому к их помощи следует прибегать накануне.

Особым видом гадания были Святочные гадания, которые были с зимними святками (с Сочельника по Крещение). Наиболее благоприятным временем для гадания у восточных славян считались Рождественский, Васильевский и Крещенский вечера – в переломные, пограничные периоды, наиболее опасные, когда нечистая сила особенно сильна (зимние святки). У нас чаще всего гадают в Рождественскую ночь, в Сибири же в Васильев вечер (под Старый Новый год). В отличие от гаданий в иные календарные периоды, гадания на Святки носят самостоятельный характер: они изолированы от других обрядов, совершаемых в эти сроки.

Очень распространено мнение о том, что любое гадание нас программирует. Многие не ходят к гадалкам потому, что «хотят сами выбирать свою судьбу» и боятся, что им нагадают «что-нибудь не то», а оно потом возьмет и сбудется. Давайте разберемся, что же конкретно происходит в процессе гадания на картах.

Первое, что необходимо понимать, – это что четко определенного будущего у человека нет. Если бы все события нашей жизни были предопределены, то ходить к гадалкам можно было бы только ради любопытства, потому что в нужное время все само неотвратимо произойдет и мы все узнаем, зачем же тогда «торопить» события? Поэтому сразу оговоримся – к гадалкам ходят как раз для того, чтобы свое будущее изменить в лучшую сторону.

Карты – это, прежде всего, инструмент работы над собой. Карты могут считать информационное поле вокруг вас и вывести на уровень осознанности знание о том, какие задачи стоят перед вами сейчас, и о том, как быть эффективными в настоящем моменте. А чтение вашего будущего – это не более чем один из вариантов того, что можно сделать при помощи карт. Как же работает предсказание грядущих событий?

Исходя из того, что с человеком происходит в данный момент, гадалка может просмотреть те вероятности, которые окружают клиента, и сказать: «Если ты ничего не будешь менять в своей жизни, то с тобой произойдет то-то и то-то».

Многие гадалки идут именно по такому простому пути – они предсказывают человеку его наиболее вероятное будущее в расчете на то, что их клиент никаких резких скачков в развитии не совершит и все случится именно так, как они ему нагадали. Тем более что, когда человеку безапелляционно заявляют, что его ждет, то он на этом концентрируется и его шансы на то, чтобы изменить что бы то ни было, еще уменьшаются по сравнению с ситуацией «до гадания».

Это и есть то «программирование», о котором все говорят – на самом деле, это просто результат неправильной работы с картами, в которой нет понимания истинного смысла происходящего. Но так поступают «ленивые» гадалки. А для «не ленивых» просмотр будущего – это только первый этап. Диагностика, так сказать.

А самое интересное начинается как раз потом: придя к гадалке вы должны получать ответ не на вопрос «что меня ожидает?», а на вопрос «Что я могу сделать, чтобы мое будущее мне понравилось?». Гадание позволяет узнать, что делать для того, чтобы будущее изменить или скорректировать.

Таким образом, можно сказать, что гадание – это, в некотором смысле, не «программирование», а «распрограммирование». Мы живем, будучи запрограммированными нашими автоматизмами, шаблонами восприятия, привычками и установками в картине мира. Все это привело нас туда, где мы находимся сейчас, и может вполне надежно привести в наше хорошо просматривающееся будущее. И единственный способ что-то поменять – это измениться самому.

Гадалка рассказывает вам все это и предлагает путь гармонизации вашего будущего. Она предлагает вам иной фильтр восприятия, она помогает перераспределить ваше внимание более конструктивным образом, она помогает, если хотите, стать более осознанным.

Вы не сможете изменить тех уроков, которые вам суждено пройти, но вы сможете пройти их в менее болезненной форме, а то и в «подарочном» варианте, если вовремя осознаете, что происходит. Мы не выбираем сути происходящих с нами событий, но мы можем выбрать декорации, в которых это будет происходить, и жить осознанно и с удовольствием: развиваться и эволюционировать не потому, что мы загнаны в соответствующие обстоятельства, а потому, что мы осознаем наши цели и задачи. Иначе говоря, гадание не «решает за нас», а помогает «понять, принять и решить самим».

Есть еще одна категория людей – те, у которых просматривается хорошее, счастливое и красивое будущее. Они реже попадают к гадалкам, чем остальные, но такое иногда случается.

Тогда ситуация напоминает один анекдот: «Подходит сынишка к папе-программисту и спрашивает, почему солнце встает на Востоке, а заходит на Западе.
— Что, каждый раз?< br> — Ну да.
— И это все время работает?
— Ну да, пап.
— Сынок, только ничего не трогай!»

Иными словами, в такой ситуации гадалка просто объяснит вам, что вы все делаете правильно, что вы живете в осознанности и контакте с самим собой. Расскажет вам, какие именно ваши качества создают вам все это счастье, чтобы вы шли к нему более уверенно и не сворачивали с этой дороги. Это тоже по-своему здорово и полезно – всегда приятно услышать, что ты молодец, не правда ли?

Вот так, если вкратце, о сути того, что происходит при гадании на картах – тонком, многофункциональном и изящном инструменте работы над собой.

Самые необычные гадания мира: как узнавали будущее в разных странах

Многие люди гадают или хотя бы раз гадали на будущее: кто-то – по картам Таро, кто-то – на игральных картах, а кто-то пытается предсказать будущее по звездам. Мы расскажем вам о самых странных и малоизвестных гаданиях разных стран.

Гадания по животным

В большинстве случаев это не полноценные гадания, а просто приметы. Например, древние славяне верили в то, что если весной мыши активно бегают по полям, это сулит сильный неурожай и большие проблемы. Также на Руси было относительно популярным гадание на будущего мужа по петуху. Для начала девушки подготавливали помещение для гадания: ставили на пол зеркало, блюдце с зерном и блюдце с водой. Также необходимо было, чтобы поблизости была курица. Когда все было готово, в помещение впускали петуха. Если он первым делом подходил к курице, это значило, что будущий муж будет гулящим и ненадежным. Если петух подходил к зеркалу, то это сулило гадающей даме большую удачу в любви. Если петух выбирал блюдце с зерном, то это говорило о том, что брак будет успешным в финансовом плане. Блюдце с водой означало, что муж будет пьяницей и бездельником.

Гадание по книгам

Это очень популярное гадание, истоки которого ученые не могут точно установить до сих пор. Когда зародился ислам, стало популярным гадать по священным текстам. Люди открывали случайную страницу и тыкали иголкой или чем-то острым в произвольное место. По указанному слову старались понять, каким будет ближайшее будущее. В некоторых уголках мира люди просто открывали любую незнакомую книгу на случайной странице, читали ее и делали вывод о том, что их ждет, по смыслу текста. В средние века было популярно гадать по Библии. Интересно, что гадание по книгам очень любили в свое время китайцы и некоторые другие народы восточной Азии.

Гадание по лавровым листьям

Данный вид гадания любили древние греки. Историки уверены в том, что листья необходимо было сжигать. Если лист горел и сильно трещал, то это значило, что в жизни человека должны вскоре произойти позитивные изменения. Если же лист сгорал полностью беззвучно, это сулило скорые неприятности.

Гадание по услышанному или увиденному

Никто не знает, откуда появилась точно эта методика, но она не обрела большой популярности. В мире до сих пор есть множество сторонников теории о том, что в окружающем нас мире можно увидеть или услышать что-то такое, что поможет предсказать будущее. Происходит это либо спонтанно, либо в том случае, если, например, человек постоянно видит или слышит одну и ту же фразу. Также предсказать судьбу можно по постоянно встречающему набору чисел. Сторонники этой теории полагают, что любое услышанное в толпе людей слово может открыть вам тайны будущего. Происходит это не всегда, а в определенные моменты, которые порой мы не может отследить.

Вполне вероятно, что существовали какие-то еще методики предсказания будущего, о которых никто не узнает, потому что они канули в лету.

Прошло уже более 1000 лет со дня Крещения Руси. Однако за такой большой исторический период наш народ так и не сумел преодолеть полностью языческую ментальность и избавиться от определенных пагубных традиций.

Мало того, некоторая часть людей, причисляющая себя к верующим, умудряется связывать такие недобрые традиции с христианством, к которому они на самом деле не имеют ни малейшего отношения. И не только не имеют, но полностью противоречат постановлениям и запретам Бога, изложенным в Библии.

Особенно сильно такие языческие тенденции становятся заметными накануне праздничного двухнедельного периода с Рождества до Крещения, который в народе называют Святками.

Если подлинно верующие стремятся это время проводить в молитвенной радости, посещая службы и совершая добрые дела, то люди нецерковные и суеверные используют эти дни для гуляний, сопровождающихся, как правило, пьянством и объедением.

Нередко таким гуляниям (особенно в женских коллективах) сопутствуют всевозможные обычаи и забавы, среди которых встречается, например, и гадание на суженого, детей, судьбу. Но если одни относятся к гаданию как к невинному занятию и средству позабавиться, то другие, наоборот, движимые неудовлетворенностью своим положением в жизни, а также нездоровым любопытством и желанием узнать свое будущее, придают ему особое значение.

Но оба эти отношения одинаково опасны для духовного здоровья человека, потому что подобные действия вольно или невольно делают его заложником определенных обстоятельств либо погружают в область магии и подталкивают ко встрече с демоническим миром.

Большой популяризации и интересу к всевозможным гаданиям, к сожалению, способствуют и нынешние СМИ. Экстрасенсы, знахари, мольфары в качестве экспертов народных традиций вещают с телеэкранов, разъясняя, как нужно правильно проводить подобные ритуалы, чтобы получить требуемый результат.

В древности гадания были неотъемлемой частью языческих мистерий. Жизнь язычников всецело подчинялась силам природы, которым нужно было либо покориться, либо найти способ заставить себе служить. Древний человек верил в то, что у каждого рожденного на земле есть своя, заранее уготованная ему неведомым провидением, судьба. С целью выведать наперед некоторые обстоятельства и события, а также с надеждой повлиять на свою участь язычники стали прибегать сначала к помощи жрецов, а затем и самостоятельно проводить определенные ритуалы.

Бог, зная склонность человека к подобного рода действиям, перед вступлением еврейского народа в языческие земли, дает заповедь, которая категорически запрещает любое гадание. «…Не ворожите и не гадайте» – сказано в Книге Левит (19:26). «Когда ты войдешь в землю, которую даст тебе Господь, Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии. Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это…» (Втор. 18: 9–12).

Почему Бог так строго относится к этому? Вспомним, что история человечества началась с грехопадения, причиной которого и стало желание приподнять завесу тайны, сокрытой Творцом.

Возникает закономерный вопрос: если Бог закрыл от человека то, что знать ему не полезно, то кто же тогда открывает эти знания? Ответ очевиден: это тот, кого Слово Божие называет «отцом лжи», т.е. дьявол. Во время гадания человек вступает в отношения с представителями мира тьмы и, вверяя себя им, тем самым отказывается от дарованной ему Богом свободы и своего права делать самостоятельный выбор.

Часто бывает так, что человек, получив ответ во время гадания, невольно программирует себя на те или иные действия, живя иллюзиями и ожидая осуществления предсказанного. Но полбеды еще, если это предсказания с какими-то положительными прогнозами. А бывает так, что человек, получив предвестие о несчастье, опускает руки, перестает радоваться жизни, впадает в тяжкое уныние. У таких людей и дела не спорятся, и со здоровьем начинается разлад. Таким образом, они сами себя могут довести до несчастливого конца.

Невзирая на библейские запреты, соборные постановления (Трул. 65; Анкир. 24; Лаод. 36) и даже государственные законодательные акты в царской России, в которой население считало себя поголовно православным, подобные занятия были сплошь и рядом распространены не только в простом народе, но и среди, казалось бы, достаточно образованной аристократии разного возраста.

Русская романтическая проза и поэзия первой половины XIX века изобилует большим количеством сюжетов, по которым можно составить целый каталог гаданий. Взять хотя бы поэму В.Жуковского «Светлана». Из нескольких четверостиший можно узнать, чем забавлялись в Крещенский вечерок девушки: здесь и забрасывание башмачка, и вскармливание зернами кур, и растапливание воска, высматривание суженого сквозь перстень и зеркало, и расстилание платка, и даже полка снега. Все ради того, чтобы узнать свой жребий. А в романе А.Пушкина «Евгений Онегин» поэт называет и причины, по которым народ придавался такому занятию: «ветреная младость» гадает, потому что ей «ничего не жаль», а старость, потому что живет ложными надеждами. Собственно, лживость, как точно подметил в свое время великий русский поэт, и является подлинной сущностью гаданий.

Человек, занимающийся гаданиями, отказывается от промыслительного заступничества Божьего в своей жизни. Духовная неразборчивость и всеядность современников еще дополнительно подогревается и в некоторой степени навязывается нынешней политикой сохранения и распространения народных традиций и фольклора, среди которых оказались и святочные гадания. Самое странное, что гадания эти происходят в прекрасные и радостные дни, когда совершается таинственное и непостижимое Чудо – Рождение Христа, когда Бог становится близок к человеку как никогда. Люди же, занимающиеся гаданиями, ожидают своих «чудес».

В современных учебниках по народоведению можно прочитать, что Святки приходятся на период так называемого зимнего солнцеворота, когда, согласно верованиям язычников-славян, пересекалась граница времен и можно было легче проникнуть в таинственный закрытый мир. Там же написано, что с принятием христианства для отвращения народа от языческих ритуалов было произведено своеобразное сублимирование (замещение) традиций, в результате которого и возникло такое явление, как гадания на Святки.

Однако любой православный верующий знает, что праздник Рождества не имеет никакого отношения к языческим обычаям и не привязан ни к каким астрономическим явлениям, потому что сам дух христианства противен язычеству.

Всякие заигрывания с темными силами, как в такие дни, так и любые другие, не принесут душе никакой пользы, а наоборот – могут нанести непоправимый вред.

Категория: Загадки Вселенной | Добавил: laf2304 (10.07.2020)
Просмотров: 226 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
[ Категории раздела ]
Космос [286]
Природа [296]
Общество [299]
Технологии [286]
Загадки Вселенной [330]
Разное [247]

[ Поиск ]

[ Вход на сайт ]

[ Статистика ]

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Copyright ARA © 2025
uCoz